МДК 01.10. «Родной язык (азерб.) с методикой преподавания»

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01 «ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО И
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
МДК 01.10 «Родной язык (азерб.) и родная детская литература с
методикой преподавания»

Код и наименование специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в
начальном образовании»

Дербент 2024 г.

1

Рекомендовано к утверждению

Утверждаю

Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова »

Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.01. МДК 01.10.
«Родной язык (азерб.) с методикой преподавания» разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта (далее –
ФГОС)

по

специальности

44.02.05

«Коррекционная

педагогика»

(углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы
специальностей 44.00.00. «Образование и педагогические науки»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024 /2025
учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчики:
Алиева С.А.к.
Преподаватель азербайджанского языка,
литературы и МДК
ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
преподаватель первой категории
Рекомендована научно - методическим советом ГБПОУ «Дербентский
профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
………………………...................................................................4-9
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
………………………………………………………….…………10-17
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
………………………………………………………………….…………
….18- 21
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ.....................................................21-27

3

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ ПМ 01. МДК 01.10. РОДНОЙ (азерб.) ЯЗЫК И РОДНАЯ
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01 МДК 01.10
РОДНОЙ (азерб.) ЯЗЫК
МЕТОДИКОЙ

И РОДНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С

ПРЕПОДАВАНИЯ

является

обязательной

базовой

дисциплиной при реализации среднего полного (общего) образования с
учетом гуманитарного профиля в образовательном учреждении СПО по
специальности 40.02.05 «Коррекционная педагогика». Программа может
использоваться
организациями,

другими

профессиональными

реализующими

образовательную

образовательными
программу

среднего

общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования.
1.2.

Место

модуля

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы: модуля ПМ 01 МДК 01.10 РОДНОЙ (азерб.)
ЯЗЫК И ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.
1.3. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения
дисциплины:
Изучение родного (азерб.) языка в профессионально-педагогическом
колледже направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой,

лингвистической

(языковедческой),

коммуникативной,

культуроведческой);
• совершенствование умения обучающихся осмысливать закономерности
языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в
устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
4

• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования, - программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ).
Освоение содержания учебной дисциплины «Родной (азерб.) язык и детская
литература с методикой преподавания» обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к родному (азерб.) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении

веков,

осознание

связи

языка

и

истории,

культуры

азербайджанских и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту родного
языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
5

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою

точку

зрения,

использовать

адекватные

языковые

средства;

использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
− овладение нормами речевого

поведения

в различных

ситуациях

межличностного и межкультурного общения;
−

готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных

текстов,

справочной

литературы,

средств

массовой

информации, информационных и коммуникационных технологий для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения родного (азербайджанского) языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах азербайджанского литературного
языка и применение знаний о них в речевой практике;
−

сформированность

умений

создавать

устные

и

письменные

монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
6

учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях лезгинского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
7

•

использовать

основные

виды

чтения

(ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в
том

числе

представленных

в

электронном

виде

на

различных

информационных носителях;
говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические,

грамматические

нормы

современного

азербайджанского

литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного азербайджанского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста.
-

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 связь языка и истории, культуры родного (азерб.) и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный
язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
•

орфоэпические,

лексические,

грамматические,

орфографические

и

пунктуационные нормы современного азербайджанского литературного
языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения.
8

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_96часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96часов;
самостоятельной работы обучающегося часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
МОДУЛЯ
2.1. Объем учебного модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лекционные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Промежуточная аттестация обучающегося (всего)
в том числе:
работа с учебными пособиями, словарями, текстами и в т.ч.
первоисточниками, Интернет-ресурсами и т.д.

96
96
48
48
-

подготовка докладов, сообщений, презентаций, учебных
проектов

9

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01.
3.1. Тематический план профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего
образования» МДК 01.10. Родной (азерб.) язык и родная детская литература с методикой преподавания.
Кодыпрофессионал
ьныхкомпетенций
ПК 1.1.-1.5. 4.1.-4.5.
ОК 1-11.

1
ПК 1.1.-1.5.
ПК 4.1. -4.5.
ПК 1.1.-1.-5.
ПК 4.1.-4.5.

ПК 4.1.-4.5.

Наименования разделов
профессионального модуля*

2
Раздел 1. Азербайджанский язык.
Фонетика. Преподавании фонетики в
начальных классах.
Раздел 2. Словообразование. Корень
и окончание и их преподавание в
начальных классах
Раздел 3. Морфология. Главные
части речи и их преподавания в
начальных классах..
Раздель4. Служебные части речи.
Типы уроков Азерб. языка
Служебные части речи. Типы
уроков Азерб. языка
Раздел 5. Родная (аэерб.) детская
литература с методикой
преподавания. Методика
обучениичтению в нач. кл
Всего:

Всего часов
(макс. учебная
нагрузка и
практики)

3
10

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная
Промежуточная
учебная нагрузка
аттестация
обучающегося
обучающегося,
часов
Всего,
в т.ч.
часов
лабораторные
работы и
практические
занятия,
часов
4
5
6
4
10

8

8

4

46

46

30

10

10

5

22

22

5

96

96

48

2

Практика
Учебная,
часов

Производственная,
часов
(если
предусмотрена
рассредоточенная
практика)

7
*

8
*

*

*

*

*

2

4

10

2.2. Тематический план и содержание профессиональный модуля ПМ 01. Преподавание по программам
начального общего образования МДК 01.10. Родной язык (азерб.) с методикой преподавание и родная (азерб.)
детская литература с методикой преподавания____________
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1.

Азербайджанский язык.
Фонетика. Преподавании
фонетики в начальных
классах. ( Azərbaycan dili
haqqında, fonetika və onun
təlimi metodikası.)
Тема 1.1.
Общие сведения об
азербайджанском языке.
Обучение фонетике в
начальной школе.
(Azərbaycan dilihaqqında,
fonetika və ibtidai siniflərdə
fonetikanın təlimi.)
Раздел 2 Словообразование.

Корень и окончание и их
преподавание в начальных
классах. (Söz yaradıcılığı,
kök və şəkilçi, şəkilçilərin
mənaca növləri.)
Тема 2.1.

Слово образование. Состав
слова.Корен и окончания.
Типы окончании.
(Söz yaradıcılığı, kök və
şəkilçi, şəkilçilərin mənaca

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2

Объем часов
3

Уровень
освоения
4

Азербайджанский язык. Фонетика. Преподавание фонетики в
начальных классах. ( Azərbaycan dili haqqında, fonetika və onun
təlimi metodikası.)
Содержание учебного материала
1
Общие сведения об азербайджанском языке.
2
3

(Azərbaycan dili haqqında

10

məlumat.)
Фонетика. Звуки и буквы. Гласные звуки и их характеристики. Твердые и
нежные, губные и не губные, открытые и закрытые гласные. Fonetika.Səs və
hərf, sait və samit səslər,heca, vurğu və ahəng qanunu.
Обучение фонетике в начальной школе. ( İbtidai siniflərdə fonetikanın, sait və
samit səslərin, hecanın, vurğunun və ahəng qanununun təlimi.)

Практические занятия

1.Правила фонетического разбора слов – пратическая работа.(Sözlərin fonetik təhlili
qaydası- praktik çalışma.)

4

Слово образование. Состав слова.Корен и окончания. Типы
окончании. (Söz yaradıcılığı, kök və şəkilçi, şəkilçilərin mənaca
növləri.)
Содержание учебного материала
1
Слово образование Состав слова.Корен
2
3

и окончания.( Sözün tərkibi, kök və

8

şəkilçi.)
Типы окончании. Лексико-грамматические окончание и их различия. (Leksik
və qrammatik şəkilçilər.)
Обучение корен и окончание в начальных классах.(İbtidai siniflərdə kök və
şəkilçinin təlimi.)
11

Практические занятия
1. Морфемный разбор слово.(Cümlədəki sözləri quruluşuna görə təhlil edin.)
2. Отличать грамматические и лексические оканчание-устно.(Leksik və

növləri və onlarin ibtidai
siniflərdə təlimi metodikası.)

4

qrammatik şəkilçilərin fərqini öyrənin.)

Морфология. Имя существительного и его преподавание в
начальных классах (Morfologiya. Əsas və köməkçi nitq
hissələri.İsim. İbtidai siniflərdə ismin təlimi.)

46

Содержание учебного материала

1

2
3
4.
5.
6.

Морфология. Общие сведения об основной и служебной частях речи
(Morfologiya. Əsas və köməkçi nitq hissələri. İbtidai siniflərdə əsas nitq hissələrinin
təlimi.)
Общие сведения об имя существительного.Единственное и множественное
чило, нарицательное и собственное, конкретное и обстрактные, одушевленные
и неодушевленные существительное (İsim,tək və cəm, ümumi və xüsusi, konkret
və mücərrəd, canlı və cansız isimlər.)
Преподавание морфологии в начальных классах. (İbtidai siniflərdə
morfologiyanın təlimi.)
Виды структур имя существительного. Простые, составные и сложные
существительные.( İsmin quruluşca növləri. İsmin halları, mənsubiyyət
kateqoriyası və Xəbərlik kateqoriyası.)
Обучение имя существительного во 2-м,и 3-м классе.( İbtidai siniflərdə ismin
təlimi.)
Повторение имя существительного и правила морфологического разбора
(İsmin təkrarı. İsmin morfoloji təhlil qaydası.)

Практические занятия

1.Падежи существительных. Работа над падежами имя
существительного.(İsmin halları.
İsmin halları üzərində çalışma işlər.)
2. Повторение имя существительного и правила морфологического разбора.(İsmin
təkrarı və morfoloji təhlil qaydası.)

Прилагательное и его грамматические категории. Обучение
Тема 3.2. Прилагательное и прилагательному в начальных классах.
его грамматические
(Sifət və onun qrammatik kateqoriyaları. İbtidai siniflərdə sifətin
категории. Обучение
təlimi.)

прилагательному в
начальных классах.
(Sifət və onun qrammatik
kaneqoriyaları. İbtidai
siniflərdə sifətin təlimi.)

6

7

Содержание учебного материала
1

Общие сведения о прилагательном.(Sifət haqqında ümumi məlumat.)

2

Простые составные и сложные прилагательные.(Sifətin quruluşca növləri.)
12

3

Уровен сравнение прилагательных.(Sifətin müqayisə dərəcələri.)

4

Обучение прилагательному в начальных классах. (İbtidai siniflərdə sifətin
təlimi.

7

Практические занятия

1.Практическая работа над прилагательными. Sifət üzərində çalışma işlər. Sifətin
morfoloji təhlil qaydası.)
Тема3.3. Имя
числительного и его
преподавания
( Say və onun qrammatik
kateqoriyaları. İbtidai
siniflərdə sayın təlimi.)

Имя числительного и его преподавания
(Say və onun qrammatik kateqoriyaları. İbtidai siniflərdə sayın təlimi.)

6

6

Содержание учебного материала
1

Имя числительное, виды числительных. (Say. Sayın mənaca növləri.)

2

Количественные числительные и их виды. (Miqdar sayları və onların mənaca
növləri)
Переподавание числительного в 4-ом классе. (İbtidai siniflərdə sayın təlimi.)

3

Практические занятия

1. Практическая работа над числительным. (Say üzərində çalışma işlər.)
2. Составит по урочный план по преподаванию числительного. (İbtidai siniflərdə
Azərbaycan dilinin təlimi üçün bir dərs planını tərtib edin.)

Местоимение и его преподавания. (Əvəzlik. Əvəzliyin mənaca
Тема3.4. Местоимение и его növləri. 4-cü sinifdə əvəzliyin təlimi.)
преподавания.
(Əvəzlik.Əvəzliyin
mənaca növləri. 4-cü sinifdə
əvəzliyin təlimi)

4

Содержание учебного материала
1
Местоимение и его виды.

4

(Əvəzlik. Əvəzliyin mənaca növləri.)

2

Преподавание местоимение в 4-м классе. (İbtidai siniflərdə əvəzliyin təlimi.)

3

Местоимение и его виды,упр. (Əvəzliyin mənaca növləri-çalışma)

Глагол и его грамматические категории. Преподование глагола в
начальных классах. (Fel və onun qrammatik kateqoriyaları. İbtidai
siniflərdə felin təlimi.)
Содержание учебного материала
1
Объщое понятие о глаголе.

4

25

Положительные и отрицательные глаголы .( Fel
13

Тема 3.5. Глагол и его
грамматические категории. 2
Преподование глагола в
начальных классах
(Fel və onun qrammatik
3
kateqoriyaları. İbtidai
siniflərdə felin təlimi.)
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

haqqında ümumi məlumat. Təsdiq və inkar fellər. Təsirli və təsirsiz fellər.)
Виды глаголов по составу. Простые, составные и сложные глаголы. Не
определенная форма глагола .(Felin quruluşca növləri.Məsdər.)
Преподавания глагола.Преподавания не определенный формы глагола в3-4
классах.( İbtidai siniflərdə felin təlimi.)
Виды глагола. Активные и пассивные глаголы. (Felin mənaca növləri. Aktiv və
passiv fellər.)
Формы глагола.Повилителний и времена глагола. (Felin formaları. Əmr,
xəbər,arzu, lazım, vacib və şərt formaları.)
Преподавания времени глагола в 4-ом классе.(İbtidai siniflərdə felin
zamanlarının təlimi).
Осложненные формы глагола.( Fel formalarının mürəkkəbi.)
Преподавание орфографии, виды писменных робот. (Orfoqrafiya təlimi. Yazı
işlərinin növləri.)
Проведение диктантных работ и оценивание. (Yoxlama imla dərsinin təşkili və
aparılma qaydası. Qiymətləndirmə qaydası.)
Практическая
работа:
Составит
поурочный
план
урока
по
преп.глагола.(Praktik iş: Felin təlimi üçün bir dərs planı tərtib edin.)
Причастие и его особенности. (Feli sifət və onun qrammatik xüsusiyyətləri.)
Депричастие и его особенности. (Feli bağlama və onun qrammatik
xüsusiyyətləri.)
Изложение и проведение таких работ.(İfadə yazı işinin aparılma qaydası.Kiçik
bir ifadə yazdırmaq.)
Повторение глагола и его морфологический разбор. (Felin təkrarı və morfoloji
təhlil qaydası.)
Практические занятия

1.Практическая работа над не определенной формой глагола.(Məsdər üzərində
çalışma işlər.)
2. Работа над временами глагола.(Felin zamana və şəxsə görə dəyişməsi.Felin
indiki, keçmiş və gələcək zamanları. )
3. Составление план урока по преподаванию времени глагола в 4-ом классе.(4-

12

14

cü sinifdə felin təlimi,felin zamanlarının təlimi.)
4. Практическая работа над причастием и деепричастием.(Feli bağlama və feli
sifər üzərində çalışma işlər.)
5. Повторение глагола и его морфологический разбор.(Felin təkrarı və onun
morfoloji təhlil qaydası.)

Наречие и его грамматические категории. Обучение орфографии.
(Zərf. Zərfin qrammatik kateqoriyalari. Orfoqrafiya təlimi.)
Содержание учебного материала

Наречие и его
1
грамматические категории.
Обучение орфографии.(
2
(Zərf. Zərfin qrammatik
kateqoriyaları.
3
Orfoqrafiya təlimi.)
Тема 3.6.

4

5

5

Наречие и их виды ( Zərf. Zərfin mənaca növləri.)
Составьные и сложные наречие .(Zərfin quruluşca növləri.)
Сочинение и методы его проведение.(İnşa yazısının aparılma qaydası. Kiçik bir
inşa yazdırmaq.)
Повторение и морф. разбор.(Zərfin təkrarı və morfoloji təhlil qaydası.)

Практические занятия

4

1.Повторение и морф. разбор.(Zərfin təkrarı və morfoloji təhlil qaydası.)

Раздель 4.
Тема 4.1.
Служебные части
речьи.Типы уроков.
(Köməkçi nitq hissələri.
Azərbaycan dili dərslərində
istifadə olunan əsas dərs
tipləri.)

Служебные части речьи.Типы уроков.( Köməkçi nitq hissələri.
Azərbaycan dili dərslərində istifadə olunan əsas dərs tipləri)

10

10

Содержание учебного материала
1
Служебные части речьи,
2
3
4
5
6
7
8
9
10.

предлог ( Köməkçi nitq hissələri haqqında ümumi
məlumat, onları əsas nitq hissələrindən fərqləndirən cəhətlər.)
Типы уроков.(Azərbaycan dili dərslərində istifadə olunan əsas dərs tipləri.)
Предлоги и их виды. (Qoşma və onun mənaca növləri.)
Урок даюший новую грамматическую знанию.(Yeni bilik verən dərs tipi.)
Частица и их виды. (Ədat və onun qrammatik xüsusiyyətləri.)
Уроки закрепления.(Möhkəmləndirmə dərs tipi)
Союзы.подченительные и не подченительные союзы.( Bağlayicilar Tabelilik və
tabesizlik bildirən bağlayıcılar.)
Модальные слова и их виды. (Modal sözlər və onların mənaca növlər
Междиметия и их виды. (Nidalar və onların mənaca növləri.)
Междиметия и его виды.( Nidalar və onların mənaca növləri.)
15

Практические занятия

1.Работа над частицами.(Ədatlar üzərində çalışma işlər.)
Раздел 5.
Родная (аэерб.) детская
литература с методикой
преподавания. Методика
обучению чтению в нач. кл.

Азербайджанская детская литература с методикой
преподавания. Методика чтения (Azərbaycan uşaq ədəbiyyatı və
onun təlimi metodikası. Qiraət təlimi metodikası.)

5
22

Содержание учебного материала

1
Тема 5.1.
Азербайджанская детская
литература с методикой
преподавания. Методика 2
чтения
(Azərbaycan uşaq ədəbiyyatı 3
və onun təlimi metodikası.
Qiraət təlimi metodikası.)
4
5
6
7
8
9
10

11
12

Информация об азербайджанской детской литературе. (Azərbaycan uşaq
ədəbiyyatı haqqında məlumat.)
Азербайджанский детский фольклор. Колыбелные песни. (Azərbaycan uşaq
folkloru Laylalar, oxşamalar.)
Обучение фольклору в начальной школе.(İbtidai siniflərdə uşaq folklorunun
təlimi.)
Пословицы и их преподавание в начальных классах. (Atalar sözləri və ibtidai
siniflərdə onların təlimi.)
Загадки и их преподавание в начальных классах.(Tapmacalar və ibtidai
siniflərdə onların təlimi.)
Скороговорки и путаницы и их преподавания.(Yaniltmaclar, çaşdırmalar və
onların təlimi.)
Считалочки, дразнилки.(Düzgülər, sanamalar və cinnətmələr.)
Детские сказки. «Хитрый Джыртдан», «Джыртдан и чудовише»(Uşaq nağılları.
“Cırtdanın kələyi”, “Cırtdan və div”).
Сказки: «Лиса, лиса, лисуня», «Падшах и петух». (“Tülkü, tülkü, tünbəki”,
“Xoruz və Padşah” nağılları.)
Саади Ширази и его произведение « Гулистан» .Рассказ о двух учителей.
(Sədi Şirazinin “Gülüstan “əsərindən “Tərbiyənin təsiri haqqında”kı babdan
hekayətlər. “İki müəllimin hekayəti.”)
Жизнь и творчество Низами Генджеви. (Nizami Gəncəvinin həyat və
yaradıcılığı.)
Наставление из произведений Низами Генджеви.(N. Gəncəvinin əsərlərindən
nəsihətlər: “Az danışmağın gözəlliyi”, “Oğlum Məhəmmədə nəsihət”.)
16

13

Рассказы Н. Генджеви «Шах и слуга» , «Рассказ ранененного мальчика».
(N Gəncəvinin “Şah və xidmətçi”, “Yaralı uşağın hekayəti”əsərləri.)

14

«Китаби-Деде Коркуд»,рассказ о Дели Домруле.(“Kitabi-Dədə Qorqud” dan
“Dəli Domrul”boyu.)

Практические занятия

1Чтение скороговорок, читалочки.колыбелных.(
2.Чтение сказок и обсуждение.
3. Чтение наставление Низами Генджеви и обсуждение. (Praktik iş:N.Gəncəvinin
nəsihətlərinin oxusu və təhlili)
4. Чтение пройденных рассказов и обсуждение. (Praktik iş:”Şah və xidmətçi”
hekayəsinin oxusu və müzakirəsi.).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

5

40

Самостоятельная работа обучающихся по теме 1.1.
проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);
подготовка реферата (компьютерной презентации) по одной из тем:
 Оформление альбома малых жанров устного народного творчества
 Проигрывание педагогической ситуации «Фрагмент урока чтения по фольклорным произведениям».
 Подборка детских анимационных, мультипликационных и художественных фильмов по мотивам азерб. народных сказок и былин.
 работа систочникам и составление кластера «Детская литература»;
 письменная работа –дневник наблюдений за читателем- ребенком.
 работа с источниками;
 составление читательского дневника;

1.2.Azərbaycan dilinin fonetikası.Sait və samit səslərin fərqini öyrənin.
-Ana dili tədrisi metodikasının məqsəd və vəzifələri.
-“Əlifba” təlimi dövründə sait və samit səslərin təlimindəki spesifik xüsusiyyətlər.
- Azərbaycan dilində vurğunun yeri və alınma sözlərdə vurğunun yerini öyrənin.
-Ahəng qanunu və bu qanuna görə şəkilçilərin yazılışı qaydası.
1.3Leksik və qrammatik şəkilçilərin fərqini öyrənin, məsəllər üzrə.
2.1Əsas və köməkçi nitq hissələrinin fərqini öyrənin
-İbtidai siniflərdə yeni qrammatik mövzunun izahı –mərhələləri yazin.
17

-İsmin halları və mənsubiyyət kateqoriyasının xüsusiyyətlərini misallarla izah edin.
-Sifətin qrammatik kateqoriyalarını öyrənin.
-Sayın qrammatik kateqoriyalarını öyrənin.
-4-cü sinifdə saydan keçilən mövzuları müəyyənləşdirin.
-İbtidai siniflərdə Azərbaycan dilinin təlimi üçün bir dərs planı tərtib edin.
-Əvəzliyin mənaca növlərini oyrənin.-4-cü sinifdə əvəzlikdən keçilən mövzularla tanış olun.
2.2.Felin digər nitq hissələrindən fərqini öyrənin və qrammatik kateqoriyalarını sadalayın.
-İsim, sifət və saylardan düzəltmə fellər tərtib edin və cümlədə işlədin.
-Məsdərin ismə və felə oxşar tərəflərini müəyyənləşdirin.
-Aktiv və passiv fellərin xüsusiyyətlərini öyrənin.
-2-3 feli hər üç zamanda şəxsə və kəmiyyətə görə dəyişin.
-Felin formalarının bir- birindən fərqini öyrənin.
-4-cü sinifdə felin təlimi üçün bir dərs planı tərtib edin.
-Feli sifətin felə və sifətə oxşar tərəflərini öyrənin.
2.3. Zərfin mənaca növlərinin fərqini araşdırın.
-Sərbəst mövzuda kiçik bir inşa yazın.
-5-6 zərfi morfoloji təhlil edin.
-Köməkçi nitq hissələrinin əsas nitq hissələrindən fərqini öyrənin.
-Azərbaycan dili dərslərində istifadə olunan dərs tiplərinin fərqini yazın.
-Yeni bilik verən dərs tipinin mərhələlətini yazın.
-Ədatın mənaca növlərini və cümlədəki rolunu öyrənin.
-Möhkəmləndirmə dərsinin aparılma qaydasını öyrənin.
-Azərbaycan dili dərsinin təlimi üçün bir dərs planı tərtib edin.
-Sabit və sərbəst söz birləşmələrinin fərqini öyrənin.
-Feli və ismi birləşmələrin oxşar və fərqli cəhətlərini araşdırın.
-5-6Feli sifət və feli bağlama tərkibləri qurun və onları cümlədə işlədin.
-Yazının kolleqrafik və gigeyenik tələblərini öyrənin.
-Qiraət təliminin məqsəd və vəzifələrini öyrənin.
3.1Abbasqulu ağa Bakıxanovun həyat və yaradıcılıöını öyrənin, “Nəsihətlər”dən 10-nu yazın.
-Abdulla Şaiqin həyat və yaradıcılığı ilə tanış onun, uşaq şerlərini dəftərinizə yazın.
-Müəyyən bir hərfin təlimi üçün dərs planı yazın.
- Qiraətin düzgünlüyunü göstərən əlamətlər hansılardır-öyrənin.
-Qiraətin növləri, onların müsbət və mənfi cəhətlərini öyrənin.
18

-İbtıdai siniflərdə oxu dərsinin təlimi üçün bir dərs planı tərtib edin.
-Bəxtiyar Vahabzadənin həyat və yaradıcılığı ilə tanış olun, “Nağıl həyat” şerini öyrənin.

Тематика курсовых и дипломных работ (проектов)
1. «Преподавания фонетики Азербайджанского языка в начальных классах».
2. «Методика преподавания морфологии в начальных классах».
3.»Особенности преподавания глагола азербайджанского языка в начальных классах».
4.»Преподавания и обучения слова образование Азербайджанского языка в начальных классах».
5.»Обучения орфографии азербайджанского языка и его специфические особенности».
6.»Роль детского фольклора в развитии родной речи учащихся начальных школь».
7.»Значение и роль произведений Низами Генджеви в воспитании учащихся школь».
8.»Методика преподавание чтения разных жанров детских произведений Азербайджанской детской литературы в
начальных классах.»
9.»Методика изучения произведений устного народного творчество (азерб.) в начальных классах.»
10.»Детские произведения Абдулла Шаика и их преподавания а начальных классах.»
Всего

10

19

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

20

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01.«ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ 0 НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
______ МДК 01.10. Родной (азерб.) язык и родная детская литература с
методикой преподавания______
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных
кабинетов родного (азерб.) языка с методикой преподавания и родной
(азерб.) язык и детская литература с методикой преподавания
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета родного (азерб.)
языка с методикой преподавания: стулья, учебные столы, учительский
стол, доска
Технические средства обучения:
Медиапроектор
Компьютер с выходом в сеть Интернет
Реализация профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам
начального общего образования МДК 01.10.Родной (азерб.) язык с методикой
преподавания и родная (азерб.) детская литература с методикой преподавания

предполагает обязательную производственную практику

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:

Интернет-ресурсов,

1. Müasir Azərbaycan dili I və II hissələr. Bakı. 1989.EA nəşri.
2. X. Qasımova, Q. Əhmədova, R. İsmayılov, T.Şahbazlı “Azərbaycan dili” 5-ci
sinif.Bakı 2008.
3. ”Azərbaycan dili üzrə didaktik materiallar”. Bakı1996.
4. A. Axundov“Azərbaycan dili” 6-cı sinif dərsliyi . Bakı.2007.
5. Konspektləşdirilmiş mövzular.
6. ”İmla mətnləri” Bakı 2008.
7. A. S. Abdullayev “İbtidai siniflərdə ana dilinin təlimi metodikası ” Bakı 1998.
8. “ İbtidai siniflərdə morfologiyanın təlimi”. Bakı 1997.
Y.Kərimov “Əlifba” dərsliyi. Bakı 2007.
9. Müasir Azərbaycan dili I və II hissələr. Bakı. 1989.EA nəşri.
10.X. Qasımova, Q. Əhmədova, R. İsmayılov, T.Şahbazlı “Azərbaycan dili” 5-ci
sinif.Bakı 2008.
21

11.”Azərbaycan dili üzrə didaktik materiallar”. Bakı1996.
12. “Azərbaycan uşaq folkloru. Bakı.2007
13.Konspektləşdirilmiş mövzular.
14.”İmla mətnləri” Bakı 2008.
15.A. S. Abdullayev “İbtidai siniflərdə ana dilinin təlimi metodikası ” Bakı 1998.
16. “ İbtidai siniflərdə morfologiyanın təlimi”. Bakı 1997.
17.Y.Kərimov “Əlifba” dərsliyi. Bakı 2007.
18.Y.Kərimov “Azərbaycan dili” -2, 3, 4-cü siniflər üçün dərsliklər. Bakı 2008.
19.Azərbaycan şifahi xalq ədəbiyyatı. Bakı. 2006.
20.Tapmacalar.Bakı 2008.
21.”Azərbaycan uşaq nağılları. Bakı1996.
22. “Azərbaycan uşaq folkloru. Bakı.2007
23.Y.Kərimov “Azərbaycan dili” -2, 3, 4-cü siniflər üçün dərsliklər. Bakı 2008.
24.Azərbaycan şifahi xalq ədəbiyyatı. Bakı. 2006.
25.Tapmacalar.Bakı 2008.
26.”Azərbaycan uşaq nağılları. Bakı1996.
27. “Azərbaycan uşaq folkloru. Bakı.2007.
28.Konspektləşdirilmiş mövzular.
29.Sədi Şirazi “Gülüstan” Bakı 2008.
30.N. Gəncəvi “ Sirlər xəzinəsi” Bakı 1998.
31.Mirzə Ələkbər Sabir “ Hophopnamə” Bakı 1997.
32.Y.Kərimov “Əlifba” dərsliyi. Bakı 2007.10.Y.Kərimov “Oxu” -2, 3, 4-cü
siniflər üçün dərsliklər. Bakı 2008.
33.Sevinc Əliyeva, Tərlalə Bələgözova,Qafur Zamanov “Əlifba” Bakı 2016.
Дополнительные источники:
1.”Azərbaycan dili” dərslik 5-ci sinif. Baki 2010.
2.”Azərbaycan dili” dərslik 6-cı sinif. Bakı 2010.
3”.Kitabi-Dədə Qorqud” dastanları.Bakı 1990.
4.A. Bakıxanov “Nəsihətlər” Baki 2012.
5. Abdulla Şaiq “Seçilmiş əsərləri” Bakı.1997.
6.Bəxtiyar Vahabzadə “Seçilmiş əsərləri” Bakı 1998.

Интернет-ресурсы
1. https://www.kitabyurdu. Orq kitab.
2. https://www.trims.edu.az.
3. https://www.e-resurs.edu.az.
22

4. https://www.xanım.az.abdulla şaiq
5. https://www.nağıllar.az. Article.
6. http://www.sehirli dünya.com.page.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При работе над курсовой работой и ВКР обучающимся оказывается
консультативная помощь.
При подготовке к учебной и производственной практике оказывается
консультативная методическая помощь.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы модуля ПМ 01 МДК 01.10 РОДНОЙ (АЗЕРБ.) ЯЗЫК И
РОДНАЯ (АЗЕРБ.) ДЕТСКАЯ

ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

требует наличия учебного кабинета азербайджанского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
комплект учебной литературы (учебники, словари),
наглядные пособия и демонстрационный материал (альбомы, справочники, репродукции
картин, раздаточный материал и карточки).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиапроектор и интерактивная доска..

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:

1. Müasir Azərbaycan dili I və II hissələr. Bakı. 1989.EA nəşri.
2. X. Qasımova, Q. Əhmədova, R. İsmayılov, T.Şahbazlı “Azərbaycan dili” 5-ci
sinif.Bakı 2008.
3. ”Azərbaycan dili üzrə didaktik materiallar”. Bakı1996.
4. A. Axundov“Azərbaycan dili” 6-cı sinif dərsliyi . Bakı.2007.
5. Konspektləşdirilmiş mövzular.
6. ”İmla mətnləri” Bakı 2008.
7. A. S. Abdullayev “İbtidai siniflərdə ana dilinin təlimi metodikası ” Bakı 1998.
23

8. “ İbtidai siniflərdə morfologiyanın təlimi”. Bakı 1997.
9. Y.Kərimov “Əlifba” dərsliyi. Bakı 2007.
10.Y.Kərimov “Azərbaycan dili” -2, 3, 4-cü siniflər üçün dərsliklər. Bakı 2008.
11.Azərbaycan şifahi xalq ədəbiyyatı. Bakı. 2006.
12.Tapmacalar.Bakı 2008.
13.”Azərbaycan uşaq nağılları. Bakı1996.
Дополнительные источники:

1.”Azərbaycan dili” dərslik 5-ci sinif. Baki 2010.
2.”Azərbaycan dili” dərslik 6-cı sinif. Bakı 2010.
3”.Kitabi-Dədə Qorqud” dastanları.Bakı 1990.
4.A. Bakıxanov “Nəsihətlər” Baki 2012.
5. Abdulla Şaiq “Seçilmiş əsərləri” Bakı.1997.
6.Bəxtiyar Vahabzadə “Seçilmiş əsərləri” Bakı 1998.
Интернет – ресурсы
1.https://www.turuz. Com.kitablar. cocuqlar.
2.https://www.kitabyurdu.orq.edebiyyat.
3. https://WWW. Sehirli dünya. Com. Page.
4. htths://www. e-resurs. Az.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Контроль и оценка результатов освоения учебного модуля ПМ 01. МДК 01.10. Родной
(азерб.) язык и детская (азерб.) литература с методикой преподавания. Родной (азерб.)
язык осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Студент должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя
способность:
- понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес;

беседа, учебный диалог на уроке, работа с
текстом о той или иной профессии.

24

организовывать собственную деятельность,
исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.

конспектирование статьи учебника, работа в
группе.

- анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.

тестирование, сочинение, развёрнутый ответ на
вопрос лингвистического характера,
изложение, реферат.

использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.

конспектирование учебной информации,
реферат, сочинение, написание тезисов,
аннотаций.

работать в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, клиентами.

учебный диалог на уроке, круглый стол,
дискуссия, сочинение, анализ текста.

исполнять воинскую обязанность, в том числе
с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

беседа, работа с текстом патриотического
содержания.

самостоятельная работа (в классе и дома),
подготовка к сочинению, анализ текста, подбор
текстов на определённую тему.

Реализация целей и задач программы
предполагает формирование у студентов
ключевых предметных компетенций:
Языковая компетенция (способность
учащихся употреблять слова, их формы,
синтаксические структуры в соответствии с
нормами литературного языка, использовать
его синонимические структуры и средства в
соответствии с нормами литературного языка
благодаря изучению лексики, фразеологии,
усвоению морфологических норм
согласования, управления, построения
предложений разных видов; предполагают
освоение необходимых знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными
нормами родного (азерб.) литературного
языка);
Лингвистическая
компетенция (обеспечивает познавательную
культуру личности студента, развитие
логического мышления, памяти, воображения
учащихся, овладение навыками самоанализа,
самооценки.обогащение словарного запаса и

Диктант, изложение, сочинение, тестирование,
устный опрос.

устный опрос,
словарями.

тестирование,

работа

со

25

грамматического строя речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов; необходимых
знаний о лингвистике как науке и умение
пользоваться различными лингвистическими
словарями);
Коммуникативная
компетенция (предполагает знания о речи, её
функциях, развитие умений в области четырёх
основных видов речевой деятельности
(говорения, слушания и понимания, чтения,
письма); умение создавать и воспринимать
тексты. Она включает в себя знание основных
понятий лингвистики речи - стили, типы речи,
строение описания, повествования,
рассуждения, способы связи предложений в
тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Коммуникативная компетенция заключается в
приобретении навыков работы в группе,
овладении различными ролями в коллективе,
умении устно и письменно излагать
результаты своего исследования с
использованием компьютерных средств и
технологий).
Культуроведческая компетенция(осознание
языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики
родного (азерб.)языка, владение нормами
азербайджанского речевого этикета.

развёрнутый ответ на вопрос, сочинениерассуждение, самостоятельная работа с
текстами разных стилей, анализ текста

развёрнутый ответ на вопрос, учебный диалог
на уроке, изложение, творческий диктант,
творческая работа на заданную тему
(сочинение), реферат.

26

Разработчики:
- Алиева Солмаз Али кызы,
преподаватель азербайджанского языка и литературы
ГБПОУ «Дербентский профессионально
-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Преподаватель первой категории.

_____________

Алекберова О.Л.
Председатель ПЦК русского языка, дагестанских языков и литературы,
преподаватель русского языка,
литературы и МХК
ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
преподаватель высшей категории
_______________
Рецензент:
Миргамидова Назиля Рагимовна,
Руководитель городской методической
объединения учителей азербайджанского языка,
Учитель средней школы № 6 гор. Дербента.
Учитель высшей категории.

_____________

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».