ОП.12 Основы логопедии

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

Рабочая программа
по дисциплине «ОП.12 Основы логопедии»
для специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Рассмотрен предметно - цикловой комиссией
Председатель ПЦК Манаширова А.Д._________
Преподаватель Манаширова А.Д. ________________

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.12 Основы логопедии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.12 Основы логопедии» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01,
- выявлять и эффективно искать
- теоретические основы логопедии
ОК 02,
информацию, необходимую для
как науки;
ОК 04,
решения задачи и/или проблемы;
- психофизиологические
ОК 05,
- структурировать получаемую
особенности учащихся с
ОК 09,
информацию, выделять наиболее
нарушениями речи, их учет в
ПК 1.1,
значимое в перечне информации;
проектировании учебного процесса,
ПК 1.2,
- целенаправленно
коррекционной работе;
ПК 1.3,
взаимодействовать с членами
- психолого-педагогические
ПК 1.5,
коллектива;
технологии (в том числе
ПК 2.1,
- грамотно излагать свои мысли;
инклюзивные), необходимые для
ПК 2.2,
- понимать тексты на базовые
адресной работы с детьми с
ПК 2.3,
профессиональные темы в области
нарушениями речи;
ПК 2.4,
образования учащихся с
- психолого-педагогические
ПК 3.1,
нарушениями речи
особенности организации учебного
ПК 3.5,
и воспитательного процесса
ПК 3.6
учащихся с нарушениями речи;
- приемы оказания адресной
помощи учащимся с нарушениями
речи и их семьям;
- нормативные документы по
вопросам организации
образовательного процесса
учащихся с нарушениями речи

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
40

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

20

практические занятия

28

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Диф. зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем
1
Тема 1. Логопедия как
наука

Тема 2. Причины
возникновения,
классификация
нарушений речи;
психологопедагогические
особенности детей с
нарушениями речи

Тема 3. Особенности
организации
образовательного
процесса учащихся с
нарушениями речи

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

2
Содержание
1. Объект, предмет, цель и задачи логопедии. Связь логопедии с другими
науками. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
2. Методы исследования в логопедии.
3. История развития помощи детям с нарушениями речи.
4. Образовательные организации для детей с нарушениями речи.
Содержание
1. Понятие нарушений речи. Основы клиники и этиология возникновения
нарушений речи у детей.
2. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации
нарушений речи.
3. Диагностика нарушений речи у детей. Принципы анализа речевых
нарушений.
4. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. Проектирование кластера по теме «Психологопедагогические особенности специального (коррекционного) образования
учащихся с нарушениями речи».
Содержание
1. Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания
учащихся с нарушениями речи.
2. Общая характеристика процесса обучения учащихся с нарушениями речи.
3. Система коррекционно-педагогической работы с учащимися с фонетикофонематическим недоразвитием речи.
4. Система коррекционно-педагогической работы с учащимися с общим
недоразвитием речи.

Объем, акад. ч / в том
числе в форме
практической
подготовки, акад. ч
3
4
1
1
1
1
16
1
1

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК 02, ОК 03, ОК 04

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК
1.1, ПК 1.2, ПК 2.1,
ПК 2.2, ПК 3.1

1
1
12
12

28
1
1
1
3

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК
1.1, ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.5, ПК 2.1, ПК
2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,
ПК 3.1, ПК 3.5, ПК
3.6

5. Содержание образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
6. Современные технологии, методы, формы и средства обучения учащихся
с тяжелыми нарушениями речи.
7. Принципы и методы логопедического воздействия.
8. Направления и содержание воспитательного процесса учащихся с
нарушениями речи.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 2. Анализ нормативных документов, определяющих
содержание образования учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Анализ
учебников для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Практическое занятие 3. Изучение места и направлений деятельности
учителя начальных классов в коррекции нарушений речи у детей.
Практическое занятие 4. Изучение направления и содержание работы
учителя с семьей учащегося, имеющего нарушения речи.
Промежуточная аттестация
Всего:

2
2
1
1
16
4

6
6
Диф. зачет
48

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Специальной педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии :
учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517221 (дата обращения:
04.06.2023).
2. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум :
учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 330 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-072754. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/512304 (дата обращения: 04.06.2023).
3. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева,
Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 191 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512363
3.2.2. Дополнительные источники
1. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и
патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. –
Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 161 с. – Текст : электронный
2. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практическое
пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06800-9. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/492285
3. Зарин, А. П. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с
проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / А. П. Зарин. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 320 с. – Текст : электронный
4. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное
пособие для вузов / Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство
Юрайт, 2022. – 176 с. – Текст : электронный

5. Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для вузов /
Г. М. Криницына. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 147 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11286-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495641
6. Лубовский, В. И. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для
бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор
В. И. Лубовский. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
430 с. – Текст : электронный
7. Лубовский, В. И. Специальная психология в 2 т. Том 2 : учебник для вузов /
В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. – 7-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 276 с. – Текст : электронный
8. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в
развитии : учебное пособие для вузов / И. И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 318 с. – Текст : электронный
9. Поварова, И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших
школьников : учебное пособие для вузов / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. —
Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-09758-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/517114
10. Прищепова, И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для
вузов / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 201 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-11095-1. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517393
11.
Сикорский,
И. А. Заикание :
учебное
пособие /
И. А. Сикорский ;
ответственный редактор Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 188 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07956-2. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/498950
12. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и
дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 384 с. – Текст : электронный
13. Шевцова, Е. Е. Заикание : учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-08427-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/494363
14. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи :
учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-08426-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/494364
15. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : Приказ от 14.12.2014 № 1598:
послед.
ред.
–
Текст
:
электронный
//
Гарант
:
сайт.
URL:
https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
- знать теоретические
основы логопедии как
науки;

- знать
психофизиологические
особенности учащихся
с нарушениями речи,
их учет в
проектировании
учебного и
воспитательного
процесса,
коррекционной работе;

Критерии оценки
- дает понятие логопедии;
- называет объект, предмет, цель, задачи
логопедии;
- описывает взаимосвязь логопедии с
другими науками;
- владеет понятийно-категориальным
аппаратом логопедии;
- перечисляет методы исследования в
логопедии;
- владеет историей логопедии;
- перечисляет и характеризует варианты
образовательных организаций для детей с
тяжелыми нарушениями речи;
- демонстрирует знание основ клиники и
этиологии возникновения нарушений речи
у детей;
- демонстрирует знание классификации
нарушений речи;
- демонстрирует знание методов
диагностики нарушений речи у детей
- называет психолого-педагогические
особенности учащихся с нарушениями
речи;
- называет физиологические особенности
учащихся с нарушениями речи;
- учитывает особенности учащихся с
нарушениями речи в процессе
проектирования учебного и
воспитательного процесса

Методы оценки
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса

Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы

- знать психологопедагогические
технологии (в том
числе инклюзивные),
необходимые для
адресной работы с
детьми с нарушениями
речи
- знать психологопедагогические
особенности
организации учебного
и воспитательного
процесса учащихся с
нарушениями речи

- называет технологии, методы и приемы
организации учебного и воспитательного
процесса детей с нарушениями речи;
- называет формы и средства организации
учебного и воспитательного процесса
детей с нарушениями речи;
- называет принципы организации
учебного и воспитательного процесса
детей с нарушениями речи;
- перечисляет психолого-педагогический
особенности организации учебного и
воспитательного процесса учащихся с
нарушениями речи;
- приводит примеры из практической
деятельности учителя в соответствии с
особенностями организации
образовательного процесса учащихся с
нарушениями речи

- знать приемы
оказания адресной
помощи учащимся с
нарушениями речи и
их семьям
- знать нормативные
документы по
вопросам организации
образовательного
процесса учащихся с
нарушениями речи

- называет приемы оказания адресной
помощи учащимся с нарушениями речи;
- называет приемы оказания адресной
помощи семьям учащихся с нарушениями
речи
- владеет содержанием ФГОС НОО ОВЗ,
адаптированных основных
общеобразовательных программ;
- демонстрирует знания особенностей и
содержания учебников и учебных пособий
для учащихся с нарушениями речи

- выявлять и
эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы

- эффективно подбирает информацию с
целью решения поставленной задачи

Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы

Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка

- структурировать
получаемую
информацию, выделять
наиболее значимое в
перечне информации
- целенаправленно
взаимодействовать с
членами коллектива
- грамотно излагать
свои мысли
- понимать тексты на
базовые
профессиональные
темы в области
образования учащихся
с нарушениями речи

- демонстрирует грамотную
структурированность материала;
- демонстрирует умение выделять главное
в изучаемом материале;
- активно взаимодействует с
одногруппниками, преподавателем для
достижения поставленной на учебном
занятии цели (задач);
- грамотно излагает свои мысли;
- демонстрирует понимание текстов
(документов, учебников, учебных пособий
и т.п.), связанные с организацией
образовательного процесса учащихся с
нарушениями речи

результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».