Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
Рабочая программа
по дисциплине «ОП.11 Основы тифлопедагогики»
для специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рассмотрен предметно - цикловой комиссией
Председатель ПЦК Манаширова А.Д._________
Преподаватель Манаширова А.Д. ________________
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.11 Основы тифлопедагогики»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.11 Основы тифлопедагогики» является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01,
- выявлять и эффективно искать теоретические
основы
ОК 02,
информацию, необходимую
для тифлопедагогики как науки;
ОК 04,
решения задачи и/или проблемы;
психофизиологические
ОК 05,
структурировать
получаемую особенности
учащихся
с
ОК 09,
информацию, выделять наиболее нарушениями зрения, их учет в
ПК 1.1,
значимое в перечне информации;
проектировании
учебного
ПК 1.2,
целенаправленно процесса, коррекционной работе;
ПК 1.3,
взаимодействовать
с
членами психолого-педагогические
ПК 1.5,
коллектива;
технологии
(в
том
числе
ПК 2.1,
- грамотно излагать свои мысли;
инклюзивные), необходимые для
ПК 2.2,
- понимать тексты на базовые адресной работы с детьми с
ПК 2.3,
профессиональные темы в области нарушениями зрения;
ПК 2.4,
образования
учащихся
с психолого-педагогические
ПК 3.1,
нарушениями зрения
особенности
организации
ПК 3.5,
учебного
и
воспитательного
ПК 3.6
процесса
учащихся
с
нарушениями зрения;
- приемы оказания адресной
помощи
учащимся
с
нарушениями зрения и их
семьям;
психолого-педагогические
основы социальной ориентации,
адаптации
и
трудовой
реабилитации лиц с нарушениями
зрения;
- нормативные документы по
вопросам
организации
образовательного
процесса
учащихся с нарушениями зрения
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Объем в часах
60
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
40
практические занятия
20
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Диф. зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Тема 1.
Тифлопедагогика как
наука
Тема 2. Причины
возникновения,
классификация
нарушений зрения;
психологопедагогические
особенности детей с
нарушениями зрения
Тема 3. Особенности
организации
образовательного
процесса учащихся с
нарушениями зрения
Содержание
1.
Объект, предмет, цель и задачи тифлопедагогики.
Связь
тифлопедагогики с другими науками.
2. Методы исследования в тифлопедагогике.
3. История развития помощи детям с нарушениями зрения.
4. Образовательные организации для детей с нарушениями зрения.
Содержание
1.
Понятие нарушений зрения. Основы клиники и этиология
возникновения нарушений зрения у детей.
2. Классификация нарушений зрения.
3. Диагностика нарушений зрения у детей.
4. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. Проектирование кластера по теме «Психологопедагогические особенности специального (коррекционного) образования
учащихся с нарушениями зрения».
Содержание
1. Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания
учащихся с нарушениями зрения.
2. Общая характеристика процесса обучения слепых учащихся.
Тифлотехника.
3. Формирование учебной деятельности слепых учащихся.
4. Содержание образования слепых учащихся.
5. Современные технологии, методы, формы и средства обучения слепых
учащихся.
6. Особенности организации обучения в школе для слепых учащихся. Пути
и средства совершенствования обучения слепых учащихся.
Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч
3
8
2
2
2
2
14
2
2
2
2
6
6
38
2
2
2
2
2
2
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 02, ОК 03, ОК 04
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 2.2,
ПК 3.1
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.5,
ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3,
ПК 2.4, ПК 3.1, ПК 3.5,
ПК 3.6
7. Содержание образования слепых учащихся.
8. Современные технологии, методы, формы и средства обучения слепых
учащихся.
9. Особенности организации обучения в школе для слепых учащихся. Пути
и средства совершенствования обучения слепых учащихся.
10. Направления и содержание воспитательного процесса учащихся с
нарушениями зрения.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 2. Анализ нормативных документов, определяющих
содержание образования слепых учащихся. Анализ учебников для слепых.
Практическое занятие 3. Анализ нормативных документов, определяющих
содержание образования слабовидящих учащихся.
Тема 4. ПсихологоСодержание
педагогические основы 1. Содержание трудового и профессионального обучения учащихся с
социальной
нарушениями зрения в современной школе.
ориентации, адаптации 2. Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой
и трудовой
реабилитации лиц с нарушениями зрения.
реабилитации лиц с
В том числе практических и лабораторных занятий
нарушениями зрения
Практическое занятие 4. Изучение направления и содержание работы
учителя с семьей учащегося, имеющего нарушения зрения.
Промежуточная аттестация
Всего:
2
2
2
2
14
6
8
8
2
2
4
4
Диф.зачет
60
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК 3.1,
ПК 3.5, ПК 3.6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Специальной педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии :
учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517221 (дата обращения:
04.06.2023).
2. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум :
учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 330 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-072754. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/512304 (дата обращения: 04.06.2023).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и
патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. –
Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 161 с. – Текст : электронный
2. Зарин, А. П. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с
проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / А. П. Зарин. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 320 с. – Текст : электронный
3. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное
пособие для вузов / Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство
Юрайт, 2022. – 176 с. – Текст : электронный
4. Лубовский, В. И. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для
бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор
В. И. Лубовский. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
430 с. – Текст : электронный
5. Лубовский, В. И. Специальная психология в 2 т. Том 2 : учебник для вузов /
В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. – 7-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 276 с. – Текст : электронный
6. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в
развитии : учебное пособие для вузов / И. И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 318 с. – Текст : электронный
7. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и
дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 384 с. – Текст : электронный
8. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : Приказ от 14.12.2014 № 1598:
послед.
ред.
–
Текст
:
электронный
//
Гарант
:
сайт.
URL:
https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
- знать теоретические
основы
тифлопедагогики как
науки
- знать
психофизиологические
особенности учащихся
с нарушениями зрения,
их учет в
проектировании
учебного и
воспитательного
процесса,
коррекционной работе
Критерии оценки
- дает понятие тифлопедагогики;
- называет объект, предмет, цель, задачи
тифлопедагогики;
- описывает взаимосвязь тифлопедагогики с
другими науками
- перечисляет методы исследования в
тифлопедагогике;
- владеет историей тифлопедагогики;
- перечисляет и характеризует варианты
образовательных организаций для детей с
нарушениями зрения;
- демонстрирует знание основ клиники и
этиологии возникновения нарушений
зрения у детей;
- демонстрирует знание классификации
нарушений зрения;
- демонстрирует знание методов
диагностики нарушений зрения у детей
- называет психолого-педагогические
особенности учащихся с нарушениями
зрения;
- называет физиологические особенности
учащихся с нарушениями зрения;
- учитывает особенности учащихся с
нарушениями зрения в процессе
проектирования учебного и
воспитательного процесса
Методы оценки
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
- знать психологопедагогические
технологии (в том
числе инклюзивные),
необходимые для
адресной работы с
детьми с нарушениями
зрения
- знать психологопедагогические
особенности
организации учебного
и воспитательного
процесса учащихся с
нарушениями зрения
- называет технологии, методы и приемы
организации учебного и воспитательного
процесса детей с нарушениями зрения;
- называет формы и средства организации
учебного и воспитательного процесса детей
с нарушениями зрения;
- называет принципы организации учебного
и воспитательного процесса детей с
нарушениями зрения;
- перечисляет психолого-педагогический
особенности организации учебного и
воспитательного процесса учащихся с
нарушениями зрения;
- приводит примеры из практической
деятельности учителя в соответствии с
особенностями организации
образовательного процесса учащихся с
нарушениями зрения
- знать приемы
оказания адресной
помощи учащимся с
нарушениями зрения и
их семьям
- знать психологопедагогические основы
социальной
ориентации, адаптации
и
трудовой
реабилитации лиц с
нарушениями зрения
- называет приемы оказания адресной
помощи учащимся с нарушениями зрения;
- называет приемы оказания адресной
помощи семьям учащихся с нарушениями
зрения
- раскрывает содержание трудового и
профессионального обучения слепых и
слабовидящих учащихся в современной
школе;
- называет условия и пути социальной
ориентации, адаптации и трудовой
реабилитации лиц с нарушениями зрения
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
- знать нормативные
документы по
вопросам организации
образовательного
процесса учащихся с
нарушениями зрения
- владеет содержанием ФГОС НОО ОВЗ,
адаптированных основных
общеобразовательных программ;
- демонстрирует знания особенностей и
содержания учебников и учебных пособий
для учащихся с нарушениями зрения
- выявлять и
эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы;
- эффективно подбирает информацию с
целью решения поставленной задачи
- структурировать
получаемую
информацию, выделять
наиболее значимое в
перечне информации
- демонстрирует грамотную
структурированность материала;
- демонстрирует умение выделять главное в
изучаемом материале;
- активно взаимодействует с
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
- целенаправленно
взаимодействовать с
членами коллектива
- грамотно излагать
свои мысли
- понимать тексты на
базовые
профессиональные
темы в области
образования учащихся
с нарушениями зрения
одногруппниками, преподавателем для
достижения поставленной на учебном
занятии цели (задач);
- грамотно излагает свои мысли;
- демонстрирует понимание текстов
(документов, учебников, учебных пособий и
т.п.), связанные с организацией
образовательного процесса учащихся с
нарушениями зрения
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы