ОП.10 основы сурдопедагогики

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

Рабочая программа
по дисциплине «ОП.10 Основы сурдопедагогики»
для специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Рассмотрен предметно - цикловой комиссией
Председатель ПЦК Манаширова А.Д._________
Преподаватель Манаширова А.Д. ________________

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.10 Основы сурдопедагогики»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.10 Основы сурдопедагогики» является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01,
- выявлять и эффективно искать
- теоретические основы
ОК 02,
информацию, необходимую для
сурдопедагогики как науки;
ОК 04,
решения задачи и/или проблемы;
- психофизиологические
ОК 05,
- структурировать получаемую
особенности учащихся с
ОК 09,
информацию, выделять наиболее
нарушениями слуха, их учет в
ПК 1.1,
значимое в перечне информации;
проектировании учебного процесса,
ПК 1.2,
- целенаправленно
коррекционной работе;
ПК 1.3,
взаимодействовать с членами
- психолого-педагогические
ПК 1.5,
коллектива;
технологии (в том числе
ПК 2.1,
- грамотно излагать свои мысли;
инклюзивные), необходимые для
ПК 2.2,
- понимать тексты на базовые
адресной работы с детьми с
ПК 2.3,
профессиональные темы в области
нарушениями слуха;
ПК 2.4,
образования учащихся с
- психолого-педагогические
ПК 3.1,
нарушениями слуха
особенности организации учебного
ПК 3.5,
и воспитательного процесса
ПК 3.6
учащихся с нарушениями слуха;
- приемы оказания адресной
помощи учащимся с нарушениями
слуха и их семьям;
- психолого-педагогические основы
социальной ориентации, адаптации
и трудовой реабилитации лиц с
нарушениями слуха;
- нормативные документы по
вопросам организации
образовательного процесса
учащихся с нарушениями слуха

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
44

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

24

практические занятия

20

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

-

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1

2

Тема 1.
Сурдопедагогика как
наука

Тема 2. Причины
возникновения,
классификация
нарушений слуха;
психологопедагогические
особенности детей с
нарушениями слуха

Тема 3. Особенности
организации
образовательного
процесса учащихся с
нарушениями слуха

Содержание
1.Объект, предмет, цель и задачи сурдопедагогики.
Связь
сурдопедагогики с другими науками.
2. Методы исследования в сурдопедагогике.
3. История развития помощи детям с нарушениями слуха.
4. Образовательные организации для детей с нарушениями слуха.
Содержание
1.
Понятие нарушений слуха. Основы клиники и этиология
возникновения нарушений слуха у детей.
2. Классификация нарушений слуха.
3. Диагностика нарушений слуха у детей.
4. Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями слуха.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. Проектирование кластера по теме «Психологопедагогические особенности специального (коррекционного) образования
учащихся с нарушениями слуха».
Содержание
1. Современные теории, тенденции и системы обучения и воспитания
учащихся с нарушениями слуха. Проблема интеграции в сурдопедагогике.
Билингвистическая и верботональная система обучения учащихся с
нарушениями слуха.
2. Кохлеарная имплантация и реабилитация лиц с нарушениями слуха.
3. Общая характеристика процесса обучения глухих учащихся.
4. Формирование учебной деятельности глухих учащихся.
5. Содержание образования глухих учащихся.
6. Современные технологии, методы, формы и средства обучения глухих
учащихся.

Объем, акад. ч /
в том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч
3
4
1
1
1
1
10
1

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
ОК 02, ОК 03, ОК 04

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК
05, ОК 09, ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.1

1
1
1
6
4

26
3

1
1
1
1
1

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК
05, ОК 09, ПК 1.1, ПК 1.2,
ПК 1.3, ПК 1.5, ПК 2.1,
ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,
ПК 3.1, ПК 3.5, ПК 3.6

7. Особенности организации обучения в школе для глухих учащихся.
Пути и средства совершенствования обучения глухих учащихся.
8. Педагогическая характеристика системы обучения глухих учащихся
языку.
9. Развитие нарушений слуховой функции, восприятия и воспроизведения
устной речи у глухих школьников.
10. Дифференцированное обучение слабослышащих и позднооглохших
учащихся.
11. Развитие слухового восприятия и обучение произношению
слабослышащих учащихся.
12. Направления и содержание воспитательного процесса учащихся с
нарушениями слуха.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 2. Анализ нормативных документов, определяющих
содержание образования глухих учащихся. Анализ учебников для глухих.
Практическое занятие 3. Анализ нормативных документов, определяющих
содержание образования слабослышащих и позднооглохших учащихся.
Тема 4. ПсихологоСодержание
педагогические основы 1. Содержание трудового и профессионального обучения учащихся с
социальной
нарушениями слуха в современной школе.
ориентации, адаптации 2. Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой
и трудовой
реабилитации лиц с нарушениями слуха.
реабилитации лиц с
В том числе практических и лабораторных занятий
нарушениями слуха
Практическое занятие 4. Изучение направления и содержание работы
учителя с семьей учащегося, имеющего нарушения слуха.
Промежуточная аттестация
Всего:

1
1
1
1
1
1
6
4
2
4
1
1
1
1
Диф. зачет
44

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК
05, ОК 09, ПК 3.1, ПК 3.5,
ПК 3.6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Специальной педагогики и психологии», оснащенный в соответствии
с п. 6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология : учебник для вузов / Т. Г. Богданова. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 235 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-07055-2. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515508
2. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии :
учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517221 (дата обращения:
04.06.2023).
3. Речицкая, Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с
ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха) : учебное пособие для
вузов / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2022. — 150 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07371-3. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/494118
4. Речицкая, Е. Г. Специальная психология и коррекционная педагогика:
межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха : учебное пособие
для вузов / Е. Г. Речицкая, Ю. В. Гайдова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 138 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-073706. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/493454
3.2.2. Дополнительные источники
1. Российская Федерация. Нормативные акты. Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся :
[одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15] – Текст : электронный // КонсультантПлюс :
сайт. URL: https://base.garant.ru/73938079/

2. Российская Федерация. Нормативные акты. Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и
позднооглохших обучающихся : [одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15] –
Текст
:
электронный
//
КонсультантПлюс
:
сайт.
URL:
https://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_355697/
3. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : Приказ от 14.12.2014 № 1598:
послед.
ред.
–
Текст
:
электронный
//
Гарант
:
сайт.
URL:
https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
4. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и
патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. –
Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 161 с. – Текст : электронный
5. Зарин, А. П. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с
проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / А. П. Зарин. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 320 с. – Текст : электронный
6. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное
пособие для вузов / Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство
Юрайт, 2022. – 176 с. – Текст : электронный
7. Лубовский, В. И. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для
бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор
В. И. Лубовский. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
430 с. – Текст : электронный
8. Лубовский, В. И. Специальная психология в 2 т. Том 2 : учебник для вузов /
В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. – 7-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 276 с. – Текст : электронный
9. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в
развитии : учебное пособие для вузов / И. И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 318 с. – Текст : электронный
10. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и
дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 384 с. – Текст : электронный
11. Харламенков, А. Е. Русский жестовый язык. Начала : учебник для вузов /
А. Е. Харламенков. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. –
383 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14701-8. – Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/479067

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
- знать теоретические
основы сурдопедагогики
как науки;

- знать
психофизиологические
особенности учащихся с
нарушениями слуха, их
учет в проектировании
учебного и
воспитательного
процесса,
коррекционной работе;

Критерии оценки
- дает понятие сурдопедагогики;
- называет объект, предмет, цель, задачи
сурдопедагогики;
- описывает взаимосвязь
сурдопедагогики с другими науками
- перечисляет методы исследования в
сурдопедагогике;
- владеет историей сурдопедагогики;
- перечисляет и характеризует варианты
образовательных организаций для детей с
нарушениями слуха;
- демонстрирует знание основ клиники и
этиологии возникновения нарушений
слуха у детей;
- демонстрирует знание классификации
нарушений слуха;
- демонстрирует знание методов
диагностики нарушений слуха у детей
- называет психолого-педагогические
особенности учащихся с нарушениями
слуха;
- называет физиологические особенности
учащихся с нарушениями слуха;
- учитывает особенности учащихся с
нарушениями слуха в процессе
проектирования учебного и
воспитательного процесса

Методы оценки
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса

Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы

- знать психологопедагогические
технологии (в том числе
инклюзивные),
необходимые для
адресной работы с
детьми с нарушениями
слуха
- знать психологопедагогические
особенности
организации учебного и
воспитательного
процесса учащихся с
нарушениями слуха

- называет технологии, методы и приемы
организации учебного и воспитательного
процесса детей с нарушениями слуха;
- называет формы и средства организации
учебного и воспитательного процесса
детей с нарушениями слуха;
- называет принципы организации
учебного и воспитательного процесса
детей с нарушениями слуха;
- перечисляет психолого-педагогический
особенности организации учебного и
воспитательного процесса учащихся с
нарушениями слуха;
- приводит примеры из практической
деятельности учителя в соответствии с
особенностями организации
образовательного процесса учащихся с
нарушениями слуха

- знать приемы оказания
адресной помощи
учащимся с
нарушениями слуха и их
семьям
знать
психологопедагогические основы
социальной ориентации,
адаптации и трудовой
реабилитации лиц с
нарушениями слуха

- называет приемы оказания адресной
помощи учащимся с нарушениями слуха;
- называет приемы оказания адресной
помощи семьям учащихся с
нарушениями слуха
- раскрывает содержание трудового и
профессионального обучения глухих и
слабослышащих учащихся в современной
школе;
- называет условия и пути социальной
ориентации, адаптации и трудовой
реабилитации лиц с нарушениями слуха

- знать нормативные
документы по вопросам
организации
образовательного
процесса учащихся с
нарушениями слуха

- владеет содержанием ФГОС НОО ОВЗ,
адаптированных основных
общеобразовательных программ;
- демонстрирует знания особенностей и
содержания учебников и учебных
пособий для учащихся с нарушениями
слуха

Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы

Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы

- выявлять и эффективно - эффективно подбирает информацию с
искать информацию,
целью решения поставленной задачи
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы;

- структурировать
получаемую
информацию, выделять
наиболее значимое в
перечне информации
- целенаправленно
взаимодействовать с
членами коллектива
- грамотно излагать свои
мысли
- понимать тексты на
базовые
профессиональные темы
в области образования
учащихся с
нарушениями слуха

- демонстрирует грамотную
структурированность материала;
- демонстрирует умение выделять
главное в изучаемом материале;
- активно взаимодействует с
одногруппниками, преподавателем для
достижения поставленной на учебном
занятии цели (задач);
- грамотно излагает свои мысли;
- демонстрирует понимание текстов
(документов, учебников, учебных
пособий и т.п.), связанные с
организацией образовательного процесса
учащихся с нарушениями слуха

Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
выполнения теста
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы
Оценка
результатов
выполнения
проверочной
работы
Оценка
результатов
устного опроса
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».