Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
.
Рабочая программа
по дисциплине «ОП.9 Основы олигофренопедагогики»
для специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рассмотрен предметно - цикловой комиссией
Председатель ПЦК Манаширова А.Д._________
Преподаватель Манаширова А.Д. ________________
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09 Основы олигофренопедагогики»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.09 Основы олигофренопедагогики» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09,
ПК 1.1,
ПК 1.2,
ПК 1.3,
ПК 1.5,
ПК 2.1,
ПК 2.2,
ПК 2.3,
ПК 2.4,
ПК 3.1,
ПК 3.5,
ПК 3.6
- выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
- структурировать получаемую
информацию, выделять наиболее
значимое в перечне информации;
- целенаправленно
взаимодействовать с членами
коллектива;
- грамотно излагать свои мысли;
- понимать тексты на базовые
профессиональные темы в области
образования учащихся с
нарушениями интеллектуального
развития
- теоретические основы
олигофренопедагогики как науки;
- психофизиологические
особенности учащихся с
нарушениями интеллектуального
развития, их учет в
проектировании учебного
процесса, коррекционной работе;
- психолого-педагогические
технологии (в том числе
инклюзивные), необходимые для
адресной работы с детьми с
нарушениями интеллектуального
развития;
- психолого-педагогические
особенности организации
учебного и воспитательного
процесса учащихся с
интеллектуальными
нарушениями (умственной
отсталостью);
- приемы оказания адресной
помощи учащимся с
нарушениями интеллектуального
развития и их семьям;
- нормативные документы по
вопросам организации
образовательного процесса
учащихся с нарушениями
интеллектуального развития
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Объем в часах
68
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
38
практические занятия
30
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
Диф. зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Тема 1.
Олигофренопедагогика
как наука
Содержание
1. Объект, предмет, цель и задачи олигофренопедагогики. Связь
олигофренопедагогики с другими науками. Методы исследования в
олигофренопедагогике.
2. История развития помощи детям с нарушениями интеллектуального
развития. Образовательные организации для детей с нарушениями
интеллектуального развития.
Содержание
1.
Понятие умственной отсталости. Основы клиники и этиология
возникновения нарушений интеллектуального развития (умственной
отсталости) у детей.
2. Классификация форм и степеней нарушений интеллектуального развития.
3. Диагностика нарушений интеллектуального развития у детей.
4.
Психолого-педагогические
особенности детей
с
нарушениями
интеллектуального развития.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. Проектирование кластера по теме «Психологопедагогические особенности специального (коррекционного) образования
учащихся с нарушениями интеллектуального развития».
Содержание
1. Содержание образования учащихся с нарушениями интеллектуального
развития.
2. Задачи и принципы обучения учащихся с нарушениями интеллектуального
Тема 2. Причины
возникновения,
классификация
интеллектуальных
нарушений; психологопедагогические
особенности детей с
нарушениями
интеллектуального
развития
Тема 3. Особенности
организации
образовательного
процесса учащихся с
Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
4
2
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует элемент
программы
4
ОК 02, ОК 03, ОК 04
2
18
2
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 2.2,
ПК 3.1
2
2
2
10
10
30
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.5,
ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3,
развития.
3. Современные технологии, методы и формы обучения учащихся с
нарушениями интеллектуального развития.
4. Контроль и оценка результатов обучения учащихся с нарушениями
интеллектуального развития.
5. Содержание и особенности трудового обучения учащихся с нарушениями
интеллектуального развития.
6. Особенности и закономерности воспитания учащихся с нарушениями
интеллектуального развития.
7. Технологии, методы, формы и принципы воспитания учащихся с
нарушениями интеллектуального развития.
8. Направления и содержание воспитательного процесса учащихся с
нарушениями интеллектуального развития.
9. Задачи и особенности физического воспитания учащихся с нарушениями
интеллектуального развития.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 2. Анализ нормативных документов, определяющих
содержание образования учащихся с нарушениями интеллектуального
развития.
Практическое занятие 3. Планирование направлений трудового и физического
воспитания с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся с
нарушениями интеллектуального развития.
Тема 4. Работа с семьей Содержание
учащегося с
1. Специфические особенности семей с детьми, имеющими нарушения
интеллектуального развития.
нарушениями
2. Направления и содержание работы учителя с семьей учащегося, имеющего
интеллектуального
нарушения интеллектуального развития.
развития
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 4. Анализ профессионального инструментария куратора
семьи ребенка с нарушениями интеллектуального развития.
Промежуточная аттестация
Всего:
нарушениями
интеллектуального
развития
2
ПК 2.4, ПК 3.1, ПК 3.5,
ПК 3.6
2
2
2
2
2
2
12
6
4
16
4
4
8
8
Диф. зачет
68
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК 3.1,
ПК 3.5, ПК 3.6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Специальной педагогики и психологии», оснащенный в соответствии
с п. 6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Галасюк, И. Н. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта.
Кураторство : учебное пособие для вузов / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 179 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-082852. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/516026 (дата обращения: 04.06.2023).
2. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии :
учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517221 (дата обращения:
04.06.2023).
3. Колосова, Т. А. Основы коррекционной педагогики и коррекционной
психологии. Дети с нарушением интеллекта : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией
Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
151 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12299-2. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/517361 (дата обращения: 04.06.2023).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и
патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. –
Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 161 с. – Текст : электронный
2. Зарин, А. П. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с
проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / А. П. Зарин. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 320 с. – Текст : электронный
3. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное
пособие для вузов / Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство
Юрайт, 2022. – 176 с. – Текст : электронный
4. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие /
Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. – Москва : Издательство
Юрайт, 2022. – 151 с. – Текст : электронный
5. Лубовский, В. И. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для
бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор
В. И. Лубовский. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
430 с. – Текст : электронный
6. Лубовский, В. И. Специальная психология в 2 т. Том 2 : учебник для вузов /
В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. – 7-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 276 с. – Текст : электронный
7. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в
развитии : учебное пособие для вузов / И. И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 318 с. – Текст : электронный
8. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:
(Олигофренопедагогика): учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П.
Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. – Москва :
Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с. – Текст: непосредственный
9. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и
дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 384 с. – Текст : электронный
10. Токарская, Л. В. Методика преподавания физической культуры детям и
подросткам с умственной отсталостью : учебное пособие для вузов / Л. В. Токарская,
Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 190 с. – Текст :
электронный
11. Российская Федерация. Нормативные акты. Примерная адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : [одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 №
4/15]
–
Текст
:
электронный
//
КонсультантПлюс
:
сайт.
URL:
https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=WYrARPTYtsNAct6N&cacheid=FF
A458629A898B3E60F270845FA9A17A&mode=splus&rnd=i6lCRA&base=LAW&n=355410&
dst=100065#G39BRPTUdd1Swc101obuchaiushchikhsia/
12. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : Приказ от 19.12.2014 № 1599: послед.
ред.
–
Текст
:
электронный
//
Гарант
:
сайт.
URL:
https://base.garant.ru/70860670/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
- знать теоретические
основы
олигофренопедагогики
как науки;
- знать
психофизиологические
особенности учащихся с
нарушениями
интеллектуального
развития, их учет в
проектировании
учебного процесса,
коррекционной работе;
Критерии оценки
- дает понятие олигофренопедагогики;
- называет объект, предмет, цель, задачи
олигофренопедагогики;
- описывает взаимосвязь
олигофренопедагогики с другими
науками
- перечисляет методы исследования в
олигофренопедагогике;
- владеет историей
олигофренопедагогики;
- перечисляет и характеризует варианты
образовательных организаций для детей
с нарушениями интеллектуального
развития
- демонстрирует знание основ клиники
и этиологии возникновения нарушений
интеллектуального развития у детей;
- демонстрирует знание классификации
форм и степеней умственной
отсталости;
- демонстрирует знание методов
диагностики нарушений интеллекта у
детей
- называет психолого-педагогические
особенности учащихся с нарушениями
интеллектуального развития;
- называет физиологические
особенности учащихся с нарушениями
интеллектуального развития;
- учитывает особенности учащихся с
нарушениями интеллектуального
развития в процессе проектирования
учебного процесса
Методы оценки
Оценка результатов
выполнения
проверочной работы
Оценка результатов
выполнения теста
Оценка результатов
устного опроса
Оценка результатов
выполнения
проверочной работы
Оценка результатов
выполнения теста
Оценка результатов
устного опроса
Оценка результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы
- знать психологопедагогические
технологии (в том числе
инклюзивные),
необходимые для
адресной работы с
детьми с нарушениями
интеллектуального
развития;
- знать психологопедагогические
особенности
организации учебного и
воспитательного
процесса учащихся с
интеллектуальными
нарушениями
(умственной
отсталостью);
- знать приемы оказания
адресной помощи
учащимся с
нарушениями
интеллектуального
развития и их семьям;
- знать нормативные
документы по вопросам
организации
образовательного
процесса учащихся с
нарушениями
интеллектуального
развития
- называет технологии, методы и
приемы организации учебного и
воспитательного процесса детей с
нарушениями интеллектуального
развития;
- называет формы и средства
организации учебного и
воспитательного процесса детей с
нарушениями интеллектуального
развития;
- называет принципы организации
учебного и воспитательного процесса
детей с нарушениями
интеллектуального развития;
- перечисляет психологопедагогический особенности
организации учебного и
воспитательного процесса учащихся с
нарушениями интеллектуального
развития;
- приводит примеры из практической
деятельности учителя в соответствии с
особенностями организации
образовательного процесса учащихся с
нарушениями интеллектуального
развития
- называет приемы оказания адресной
помощи учащимся с нарушениями
интеллектуального развития;
- называет приемы оказания адресной
помощи семьям учащихся с
нарушениями интеллектуального
развития
- владеет содержанием ФГОС НОО УО,
адаптированных основных
общеобразовательных программ
- демонстрирует знания особенностей и
содержания учебников и учебных
пособий для учащихся с нарушениями
интеллектуального развития
Оценка результатов
выполнения
проверочной работы
Оценка результатов
выполнения теста
Оценка результатов
устного опроса
Оценка результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы
Оценка результатов
устного опроса
Оценка результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы
- выявлять и эффективно - эффективно подбирает информацию с
искать информацию,
целью решения поставленной задачи
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы;
- структурировать
получаемую
информацию, выделять
наиболее значимое в
перечне информации
- целенаправленно
взаимодействовать с
членами коллектива
- грамотно излагать свои
мысли
понимать тексты на
базовые
профессиональные темы
в области образования
учащихся с
нарушениями
интеллектуального
развития
- демонстрирует грамотную
структурированность материала;
- демонстрирует умение выделять
главное в изучаемом материале;
- активно взаимодействует с
одногруппниками, преподавателем для
достижения поставленной на учебном
занятии цели (задач);
- грамотно излагает свои мысли;
- демонстрирует понимание текстов
(документов, учебников, учебных
пособий и т.п.), связанные с
организацией образовательного
процесса учащихся с нарушениями
интеллектуального развития
Оценка результатов
выполнения
проверочной работы
Оценка результатов
выполнения теста
Оценка результатов
устного опроса
Оценка результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы
Оценка результатов
выполнения
проверочной работы
Оценка результатов
устного опроса
Оценка результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы