Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
____________________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06 Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере»
образовательной программы среднего профессионального образования – программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена по
специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
2023 г.
Составитель:
Фамилия, имя, отчество
Мусакадиева Валентина Игорьевна
Должность
преподаватель
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.06 Проектная и исследовательская деятельность в
профессиональной сфере по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
разработана на основании ФГОС СПО 14.09.2023 № 686 и с учетом примерной образовательной
программы, в соответствии с рабочей программой воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.06 Проектная и исследовательская деятельность
в профессиональной сфере»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.06 Проектная и исследовательская деятельность в
профессиональной сфере» является обязательной частью общепрофессионального цикла
примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
анализировать исследовательские
работы с точки зрения логики
исследования;
обосновывать актуальность темы
исследования;
определять методы для организации
собственного исследования;
определять
методологический
аппарат исследования;
разрабатывать
план
учебноисследовательской работы;
выделять
понятийнокатегориальный
аппарат
исследования;
работать
с
психологопедагогической,
методической,
нормативной
литературой
по
проблеме исследования;
использовать
элементы
педагогического эксперимента в
собственном исследовании;
обобщать
и
анализировать
результаты исследования;
оформлять
учебноисследовательскую работу;
использовать
приемы
защиты
результатов исследования;
разрабатывать
педагогический
проект;
оформлять педагогический проект
логику исследования,
структуру и этапы выполнения учебноисследовательской работы;
способы и принципы обоснования
актуальности темы исследования;
характеристику
исследовательских
методов;
компоненты
методологического
аппарата исследования;
основные
виды
учебноисследовательской
деятельности
студентов колледжа;
способы
фиксации
изученного
материала;
понятие
о
педагогическом
эксперименте, виды и этапы проведения
эксперимента;
способы интерпретации результатов и
формулирования выводов по теме
исследования;
основные
формы
представления
данных: описание, таблицы, схемы,
графики, диаграммы и т.п.;
требования
к
оформлению
и
представлению результатов работы;
порядок
и
процедуру
защиты
выпускной квалификационной работы;
теоретические аспекты педагогического
проектирования;
структура педагогического проекта.
технологию
педагогического
проектирования
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
132
в т.ч. в форме практической подготовки
60
в т. ч.:
теоретическое обучение
50
практические занятия
60
Самостоятельная работа
20
дифзачет
Промежуточная аттестация
Всего- 132ч
Аудиторных – 110ч
50ч - теория
60ч – практических занятий
4ч – консультация
20ч - самостоятельно
1.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Теоретические основы исследовательской деятельности
Тема 1.1.
Содержание
Методологические
Наука и научное исследование
и методические
Понятие о науке как специфической сфере человеческой деятельности,
основы
направленной на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний
исследовательской о мире. Понятие о научном исследовании как особой форме процесса познания.
деятельности
Классификации
научных
исследований
по
целевому
назначению
(фундаментальные, прикладные, разработки, поисковые), по срокам выполнения
(долгосрочные. краткосрочные, экспресс-исследования). Междисциплинарный
характер современной науки. Взаимосвязь науки и практики.
Методология исследования
Понятие о методологии научного знания как системе принципов, способов
организации и построения теоретической и практической деятельности.
Компоненты методологического знания: общетеоретические законы и
закономерности, более частные законы, принципы и методы исследования.
Методологический аппарат исследования: объект, предмет, цель, гипотеза, задачи
(общее представление).
Методика исследования
Методика исследования как совокупность приемов и способов исследования,
определяющих порядок их применения и интерпретацию полученных с их
помощью результатов. Понятие о методах исследования как совокупности
приемов и операций, направленных на изучение проблем. Система методов
исследования. Характеристика исследовательских методов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. «Определение методологического аппарата исследования.
Логическая схема взаимосвязи методологического аппарата исследования»
Тема 1.2.
Содержание
Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
20/20
4/1
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ОК 04
4
1
1
6/8
ОК 01; ОК 02; ОК 03;
Технология
исследовательской
деятельности
Алгоритм исследовательской работы: определение проблемы, предмета и
объекта исследования; сбор и изучение информации по проблеме, уточнение
основных понятий, определение темы исследования; формулировка цели, задач и
гипотезы исследования, выбор соответствующих методов исследования;
подготовка и проведение исследовательской части работы (в том числе
эмпирической); обработка результатов исследования; интерпретация полученных
данных; формулирование выводов; оформление работы; защита.
Эксперимент как общенаучный метод исследования. Виды экспериментов.
Основные этапы проведения эксперимента, содержание работы на каждом этапе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. «Технология сбора и анализа информации по актуальной теме
исследования»
Практическое занятие 3. «Формулировка объекта, предмета, цели, гипотезы и
составление предварительного плана исследования».
Практическое занятие 4. «Сбор и первичная систематизация эмпирического материала»
Тема 1.3. Учебноисследовательская
деятельность
студентов
Практическое занятие 5. «Интерпретация, оформление, представление результатов и
формулирование выводов исследования».
Содержание
Особенности
учебно-исследовательской
деятельности
Сравнительная
характеристика
научно-исследовательской
и
учебно-исследовательской
деятельности. Особенности научного стиля изложения.
Виды учебно-исследовательской деятельности студентов. Основные виды
учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа: курсовая работа и
выпускная квалификационная работа, их сходство и различие. Содержательное
разнообразие курсовых работ (реферативного, практического, опытноэкспериментального характера), выпускных квалификационных работ (опытнопрактического, опытно-экспериментального, теоретического, проектного
характера).
Требования к курсовой и выпускной квалификационной работе. Структура.
Методологический аппарат. Теоретические и эмпирические методы
исследования в курсовой и выпускной квалификационной работе. Рубрикация
как выражение композиционной структуры текста. Требования к оформлению
структурных частей курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
Защита курсовой работы и выпускной квалификационной работы. Возможные
варианты защиты курсовой работы. Критерии оценки курсовой работы. Отзыв
научного руководителя.
ОК 04
6
8
2
2
2
2
10/11
10
ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ОК 04
Выпускная квалификационная работа как вид государственной итоговой
аттестации выпускников. Цель защиты выпускной квалификационной работы.
Особенности процедуры предварительной защиты результатов выпускной
квалификационной работы. Допуск студента к защите ВКР: сроки сдачи работы,
составление отзыва научного руководителя, рецензии. Подготовка выпускной
квалификационной работы к защите: составление текста выступления студента;
подготовка ответов на замечания и пожелания, высказанные в отзыве и рецензии;
подготовка раздаточного материала, презентации. Процедура защиты выпускной
квалификационной работы. Критерии оценки ВКР.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Обоснование актуальности темы исследования.
Практическое занятие 7. «Составление библиографического описания, составление
тезисов и запись цитаты»
Практическое занятие 8. «Составление программы опытно-экспериментальной работы
при организации исследования по теме»
Практическое занятие 9. «Наблюдение и анализ видеозаписи процедуры защиты
дипломного проекта»
Раздел 2. Теоретические основы проектной деятельности
Тема 2.1.
Содержание
Проектная
Понятия проектной деятельности и педагогического проектирования. Различие
деятельность:
проектной и исследовательской деятельности. Принципы проектной
понятие, основные
деятельности. Общие признаки, отличающие проект от других видов
характеристики
деятельности: 1) направленность на достижение конкретных целей с
проектной
определенным началом и концом; 2) ограниченная протяженность по срокам,
деятельности,
стоимости и ресурсам; 3) неповторимость и уникальность (в определенной
классификация
степени); 4) комплексность — наличие большого числа факторов, прямо или
проектов
косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта; 5) правовое и
организационное обеспечение — создание специфической организационной
структуры на время реализации проекта. Проектная культура педагога.
Виды педагогических проектов. По срокам реализации: краткосрочные (до одной
недели); среднесрочные (от недели до месяца); долгосрочные (от одного месяца
и больше); по доминирующей деятельности: исследовательские; творческие;
практико-ориентированные; информационные; приключенческие; игровые;
телекоммуникационные; по количеству участников проекта: индивидуальные;
групповые.Учебные проекты. Досуговые проекты. Проекты в системе
профессиональной подготовки. Социально-педагогические проекты. Проекты
личностного становления. Сетевые проекты. Международные проекты
11
2
2
5
2
30/40
10/4
10
ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ОК 04
Тема 2.2.
Организация
проектной
деятельности:
этапы и содержание
деятельности
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Виды педагогических проектов в практике начального
общего образования.
Содержание
Организация проектной деятельности. Этапы проектирования. Предпроектный
этап. Выбор формата проекта. Логика организации педагогического проекта.
Этап реализации проекта, рефлексивный этап, послепроектный этап. Технология
разработки проектов. Педагогический проект как документ: основные требования
к составлению. Принципы разработки педагогического проекта. Алгоритм
педагогического проектирования. Сбор исходных данных и анализ
существующего состояния объекта. Выявление потребности в изменениях (в
проекте). Определение целей, задач и ожидаемых результатов. Моделирование
объекта в соответствии с поставленными целями. Определение ресурсов и
технологий реализации проекта. Результаты проектной деятельности. Оценка
результатов проектной деятельности. Требования к написанию проекта.
Критерии результативности проекта. Особенности написания курсовых работ и
ВКР проектного характера.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. «Разработка проектов личностного и профессионального
роста»
Практическое занятие 12. «Разработка учебных проектов»
Практическое занятие 13. «Разработка социально-педагогических и досуговых
проектов»
Практическое занятие 14. «Практика оценки результатов проектной деятельности»
Практическое
занятие
15-16
«Организационно-деятельностная
игра
по
педагогическому проектированию»
4
4
20/36
20
36
8
14
8
3
3
Самостоятельная работа:
Наблюдение как метод исследования
Опросные методы исследования.
Фокус-группа
Метод диагностических ситуаций
Методы оценивания.
Тестирование
Составление таблицы
Разработка содержания курсовой работы / проекта
Оформление текстового материала
. Оформление таблиц, схем рисунков
20
ОК 01; ОК 02; ОК 03;
ОК 04
. Подготовка презентации курсовой работы /проекта
Виды педагогических проектов в практике начального общего образования
Критерии и показатели для изучения результатов исследования (проекта)
Анализ состояния проблемы в педагогической практике
Промежуточная аттестация
Всего:
дифзачет
132
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
примерной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1.
Афанасьев, В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное
пособие для среднего профессионального образования / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова,
Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 154 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10342-7. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495277 (дата обращения:
22.06.2022).
2.
Байбородова, Л. В. Основы учебно-исследовательской деятельности :
учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова,
А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
221 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10316-8. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/495278 (дата обращения: 22.06.2022).
3.
Байкова, Л. А. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное
пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 122 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-12527-6. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495558 (дата обращения:
22.06.2022).
4.
Коржуев, А. В. Основы учебно-исследовательской деятельности в
педагогике : учебное пособие для среднего профессионального образования /
А. В. Коржуев, Н. Н. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11374-7. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495245 (дата
обращения: 22.06.2022).
5.
Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное
пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко,
И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08818-2. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/491765 (дата обращения: 22.06.2022).
6.
Образцов, П. И. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное
пособие для среднего профессионального образования / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр.
и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 156 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10315-1. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495279 (дата обращения:
22.06.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Методические рекомендации по организации учебной проектноисследовательской деятельности в образовательных организациях. (Режим доступа):
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_uchebnoi_proektno_issledovatels
koi_deyatelnosti_v_obrazovatelnih_organizaciyah.htm
2.
Российский общеобразовательный портал. (Режим доступа): URL:
http://www.pedsovet.org.
3.
Российский общеобразовательный портал: (Режим доступа): URL: http //
www.school.edu.ru
4.
Российский общеобразовательный портал: (Режим доступа): URL: // http
www.edu-all.ru;
5.
Педагогическая библиотека: (Режим доступа): URL: http // www.pedlib.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, формируемых в рамках дисциплины
логика
исследования,
структуру
и
этапы
выполнения
учебноисследовательской работы;
способы
и
принципы
обоснования
актуальности
темы исследования;
характеристика
исследовательских методов;
компоненты
методологического аппарата
исследования;
основные
виды
учебноисследовательской
деятельности
студентов
колледжа;
способы
фиксации
изученного материала;
понятие о педагогическом
эксперименте, виды и этапы
проведения эксперимента;
способы
интерпретации
результатов
и
формулирования выводов по
теме исследования;
основные
формы
перечисляет и характеризует этапы
выполнения
учебноисследовательской
работы
в
соответствии
с
логикой
исследования;
перечисляет способы обоснования
актуальности темы исследования;
знает сущность понятия «методы
психолого-педагогического
исследования»;
правильно
перечисляет
компоненты
методологического
аппарата исследования, принципы
их
формулирования,
верно
указывает его логическую связь с
планом учебно-исследовательской
работы;
дает характеристику основным
видам
исследовательской
деятельности студентов;
перечисляет способы фиксации
материала в соответствии с
правилами и требованиями при
работе с литературой по проблеме
исследования;
правильно перечисляет этапы и
анализ и оценка
решения тестовых
заданий;
анализ и оценка
решения
устного
опроса;
анализ и оценка
решения
письменного опроса.
представления
данных:
описание, таблицы, схемы,
графики, диаграммы и т.п.;
требования к оформлению и
представлению результатов
работы;
теоретические
аспекты
педагогического
проектирования;
структура
педагогического
проекта;
технология педагогического
проектирования
дает характеристику содержания
этапов
проведения
педагогического
эксперименты
при
выполнении
исследовательской работы;
называет
правила
изложения
результатов
по
проблеме
исследования;
знает
основные
формы
представления данных и их
оформление в соответствии с
требованиями;
описывает
требования
к
оформлению и представлению
результатов работы;
обосновывает
сущность
педагогического проектирования;
перечисляет этапы и технологию
педагогического проекта.
Перечень умений, формируемых в рамках дисциплины
анализировать
проводит
анализ оценка выполнения
исследовательские работы с исследовательских работ с точки практических
точки
зрения
логики зрения логики исследования в заданий (работ).
исследования;
зависимости от вида работы;
обосновывать актуальность обосновывает актуальность темы в
темы исследования;
соответствии
принятыми
определять
методы
для способами
и
принципами
организации
собственного обоснования актуальности;
исследования;
определяет
методы
для
определять методологический организации
исследования
в
аппарат исследования;
соответствии с темой и видом
разрабатывать план учебно- учебно-исследовательской работы;
исследовательской работы;
правильно
формулирует
выделять
понятийно- методологический
аппарат
категориальный
аппарат исследования в соответствии с
исследования;
темой учебно-исследовательской
работать
с
психолого- работы;
педагогической,
правильно разрабатывает план
методической, нормативной учебно-исследовательской работы
литературой по проблеме в
соответствии
с
исследования;
методологическим аппаратом и
использовать
элементы видом учебно-исследовательской
педагогического
работы;
эксперимента в собственном точно определяет понятийноисследовании;
категориальный
аппарат
обобщать и анализировать исследования в соответствии с
результаты исследования;
темой учебно-исследовательской
оформлять
учебно- работы;
исследовательскую работу;
правильно использует способы
использовать приемы защиты фиксации материал при работе с
результатов исследования.
литературой
по
проблеме
разрабатывать
исследования в соответствии с
педагогический проект;
оформлять педагогический
проект.
требованиями,
нормами,
правилами;
составляет программу опытноэкспериментальной работы при
организации исследования по теме
в соответствии
с принятой
структурой;
делает
выводы
на
основе
качественной и количественной
обработки
материалов
исследования;
оформляет
и
представляет
полученные в ходе исследования
данные
в
соответствии
с
требованиями;
оформляет
свою
работу
в
соответствии с требованиями;
демонстрирует приемы защиты
результатов
исследования
в
соответствии
с
принятыми
требованиями.
демонстрирует умение определять
этапы педагогического проекта в
соответствии с поставленными
целями и задачами.
демонстрирует умение оформлять
педагогический
проект
в
соответствии с заданной структурой.