Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Рабочая программа
по МДК.01.01 Организация обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования
для специальности
44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
2023 год
1. В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности преподавание по
программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования соответствующие ему общие и профессиональные компетенции:
ПК.1.1.
Проектировать образовательный процесс на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных
основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования с учетом
особенностей развития обучающихся.
ПК.1.2.
Планировать и проводить учебные занятия.
ПК.1.3.
Организовывать учебную деятельность обучающихся, мотивировать их на освоение учебных предметов, курсов.
ПК.1.5.
Осуществлять педагогический контроль, анализ эффективности образовательного процесса и, оценку результатов обучения.
ПК.1.6.
Разрабатывать и обновлять учебно-методические комплексы по программам начального общего образования, в том числе
оценочные средства для проверки результатов освоения учебных предметов, курсов.
ПК.1.7.
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного кабинета, формировать его безопасную и комфортную
предметно-развивающую среду.
ОК.01.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК.02.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности.
ОК.03.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК.09.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
2.Тематический план и содержание МДК.01.01 Организация обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования.
Объем в часах
для специальности
Наименование
Учитель начальных
разделов и тем
профессионального
модуля (ПМ),
Содержание учебного материала,
классов и начальных
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
классов
обучающихся, курсовая работа (проект)
компенсирующего и
междисциплинарных
коррекционно-
курсов (МДК)
развивающего
образования
1
2
Раздел 1. Организация обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
3
98
коррекционно-развивающего образования.
МДК.01.01 Организация обучения в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
98
коррекционно-развивающего образования.
Тема 1. Организация обучения
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
98
коррекционно-развивающего образования.
Тема 1.1.
Содержание:
38
Теоретические
1. Основные направления развития образовательной системы РФ; нормативно -
основы организация
правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность в РФ, в том
обучения в
числе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ФГОС
начальных классах и
ДО, ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной
начальных классах
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
компенсирующего и
2. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования
коррекционно-
образовательных систем, в том числе инклюзивного обучения,
развивающего
образования в жизни личности и общества.
образования.
роль и место
3. Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и
развивающий.
4. Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения и
развития обучающихся с сохранным развитием и с ограниченными возможностями
здоровья,
5. Особенности
региональных
условий,
в
которых
реализуются
используемые
примерные основные и примерные адаптированные основные образовательные
программы начального общего образования.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
12
1. Практическое занятие 1. «Анализ структуры и содержания ФГОС ДО, ФГОС НОО,
4
ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
2. Практическое занятие 2. «Анализ структуры и содержания примерных основных и
примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего
образования с учетом особенностей развития обучающихся».
2
3. Практическое занятие 3. «Составление модели «Общие закономерности и принципы
построения и функционирования образовательных систем, в том числе инклюзивного
2
обучения»».
4. Практическое занятие 4. «Сравнение основных психологических подходов:
культурно-исторического, деятельностного и развивающего, способы их применения
в процессе преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего
4
и коррекционно-развивающего образования».
Тема 1.2.
Особенности
Содержание:
1. Педагогические
60
закономерности
организации
образовательного
процесса
в
технологии обучения
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-
в начальной школе,
развивающего образования; особые образовательные потребности обучающихся с
в том числе
ограниченными возможностями здоровья.
начальной школе
2. Дидактические
и
психодидактические
основы
образовательных
технологий,
компенсирующего и
используемых в процессе преподавания в начальных классах и начальных классах
коррекционно-
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
развивающего
образования.
3. Формы и методы обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий;
виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебноигровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в
соответствии с уровнем познавательного и личностного развития обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья.
4. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития,
социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий
жизни, их возможные девиации; психологические законы периодизации и кризисов
развития.
5. Теория, психодиагностика и технологии учета возрастных и психофизических
особенностей
обучающихся
с
сохранным
развитием
и
ограниченными
возможностями здоровья.
6. Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые
для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные,
социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с
ограниченными возможностями здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью.
7. Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными
потребностями, девиантным поведением.
8. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов
обучения обучающихся с сохранным развитием и с ограниченными возможностями
здоровья.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
16
1. Практическое занятие 5. «Постановка различных видов учебных задач (учебнопознавательных, учебно-практических, учебно-игровых) в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития и психофизическими особенностей
4
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья».
2. Практическое занятие 6. «Подбор психодиагностических методик для выявления
возрастных и психофизических особенностей обучающихся с сохранным развитием и
4
ограниченными возможностями здоровья».
3. Практическое занятие 7. «Выбор психолого-педагогических технологий (в том
числе
инклюзивные)
для
адресной
работы
с
различными
контингентами
4
обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные
ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с
девиациями поведения, с зависимостью».
4. Практическое занятие 8. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
и индивидуальных программ развития для одаренных детей, детей с особыми
4
образовательными потребностями, детей с девиантным поведением».
Самостоятельная работа обучающихся
*
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МДК.01.01 Организация обучения в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
3.1. Для реализации программы профессионального модуля 01 «Преподавание по образовательным программам начального общего
образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Теории и методики компенсирующего и коррекционно-развивающего образования», оснащенный оборудованием:
посадочными местами по количеству обучающихся;
рабочим местом преподавателя;
систематизированными по типам наглядными пособиями;
раздаточным материалом, видео и аудио-записями;
комплектом необходимой методической документации учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;
УМК начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования;
техническими средствами:
интерактивной доской с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектором;
вентиляционным оборудованием, обеспечивающим комфортные условия проведения занятий.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК.01.01 Организация обучения в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования:
Код и наименование
профессиональных и общих
Критерии оценки
Методы оценки
компетенций, формируемых в рамках
МДК
ПК.1.1. Проектировать образовательный оптимальность выбора УМК;
процесс
на
основе
государственных
стандартов,
федеральных
образовательных
примерных
основных
и
примерных адаптированных основных
образовательных программ начального
общего
образования
с
учетом
особенностей развития обучающихся.
точность учета особенностей возраста
учащихся и отдельных учеников при
выборе форм работы и методов
деятельности;
обоснованность разработки
методобеспечения для осуществления
профессиональной деятельности;
экспертная оценка аналитических умений на
педагогической практике;
экспертная оценка разработанных
методических материалов и документации;
экспертная оценка практической
деятельности по выбору и анализу
методических материалов;
самооценка, педагогическая рефлексия
сформированности ПК;
экзамен по профессиональному модулю;
экспертная оценка на практическом занятии.
ПК.1.2.
Планировать
учебные занятия.
и
проводить
точность и обоснованность в в определении
целей и задач
учебных занятий различных типов
экспертное наблюдение проведения
учебного занятия на практике;
экспертная оценка соблюдения
и видов;
- оптимальность планирования учебных
занятий с учетом возрастных и
индивидуально- психологических
особенностей школьников;
точность соблюдения педагогических и
гигиенических требований к организации
педагогических и гигиенических требований
к организации учебного занятия;
экспертная оценка на экзамене по
профессиональному модулю;
самооценка, педагогическая рефлексия
сформированности ПК;
учебных занятий;
правильность выбора соответствия
содержания форм, методов и средств
обучения на учебном занятии возрастным и
индивидуально-психологическим
особенностям обучающихся;
- методическая грамотность, соответствие
результата поставленным целям;
качество проведения учебного занятия;
ПК.1.3.
Организовывать
деятельность
учебную
обучающихся,
мотивировать их на освоение учебных
предметов, курсов.
определение целей, мотивации к освоению
учебных предметов обучающимися;
целесообразность установления
педагогических взаимоотношений с
экспертное наблюдение организации
учебной деятельности обучающихся на
практике;
экспертная оценка на экзамене по
обучающимися;
профессиональному модулю;
самооценка, педагогическая рефлексия
сформированности ПК;
ПК.1.5. Осуществлять педагогический
контроль,
анализ
эффективности
образовательного процесса и, оценку
результатов обучения.
объективность оценки риска в принятии
решений в нестандартных ситуациях;
ээффективность, компетентность и
самооценка, педагогическая рефлексия
сформированности ПК;
экспертная оценка на практике;
объективность педагогического контроля
и оценки результатов обучения
ПК.1.6.
Разрабатывать
учебно-методические
и
обновлять
комплексы
по
умение разрабатывать учебно-
экспертная оценка разработки учебно-
методические материалы, рабочие
методических материалов, рабочих
программы, оценочные средства для
программ, оценочных средств учебных
образования, в том числе оценочные
проверки результатов освоения учебных
предметов;
средства
предметов
программам
для
начального
проверки
общего
результатов
освоения учебных предметов, курсов.
самооценка, педагогическая рефлексия
сформирован-ности ПК;
экспертная оценка на практическом занятии;
экзамен по профессиональному модулю
ПК.1.7. Разрабатывать мероприятия по
модернизации
оснащения
учебного
кабинета, формировать его безопасную и
сформированность навыков создания
предметно - развивающей среды в кабинете
самооценка, педагогическая рефлексия
сформированности ПК;
экспертная оценка правильности создания
комфортную
предметно-развивающую
предметно- развивающей среды в кабинете;
среду.
экспертное наблюдение на практике;
экзамен по профессиональному модулю.
ОК.01. Выбирать способы решения задач точность выбора учебно-методического
профессиональной
деятельности
применительно к различным контекстам.
комплекта и материалов, с учетом вида
образовательного учреждения,
особенностей класса/группы и отдельных
ОК.02. Осуществлять поиск, анализ и грамотность осуществления поиска,
необходимой
информации,
для
выполнения
задач
профессиональной деятельности.
сформированности ОК;
экспертная оценка на практике;
экзамен по профессиональному модулю.
обучающихся.
интерпретацию
самооценка, педагогическая рефлексия
экспертная оценка презентаций и программ
анализа и оценки информации,
профессионального самосовершенствования
необходимой для
и портфолио педагогических достижений;
выполнения
задач
профессиональной
экзамен по профессиональному модулю
деятельности
ОК.03. Планировать и реализовывать осмысленность осуществления
собственное
профессиональное
личностное развитие.
и
экспертная оценка и самооценка результатов
профессиональной деятельности в
психолого-педагогической диагностики
условиях обновления ее целей и
уровня готовности к профессиональному
содержания;
развитию;
ОК.10. Пользоваться профессиональной эффективность владения государственным
самооценка, педагогическая рефлексия
документацией на государственном и
и иностранным языками для пользования
иностранном языках
профессиональной документацией
сформированности ОК;
экспертное наблюдение на практике;
экзамен по профессиональному модулю.