РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 01 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
образовательной программы среднего профессионального
образования –программы подготовки
специалистов среднего звена
по специальности 440205 Коррекционная педагогика
в начальном образовании
Учитель начальных классов и начальных классов
компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования
(квалификация)
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 Основы педагогики»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.01 Основы педагогики» является обязательной
частью общепрофессионального цикла примерной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК
02, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения
и знания
Код
Умения
Знания
распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном
и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или
проблему и выделять её
составные части;
актуальный профессиональный
и социальный контекст, в
котором приходится работать и
жить;
ПК, ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 09
определять этапы решения
задачи; выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для решения
задачи и/или проблемы;
владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах;
определять задачи для поиска
информации; определять
необходимые источники
информации; планировать
процесс поиска;
основные источники
информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях;
методы работы в
профессиональной и смежных
сферах;
структуру плана для решения
задач;
порядок оценки результатов
структурировать получаемую
решения задач
информацию; выделять наиболее профессиональной
значимое в перечне информации; деятельности
оценивать практическую
значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска,
применять средства
информационных технологий
для решения профессиональных
задач;
понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
известные темы
(профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые
профессиональные темы;
находить и использовать
методическую литературу,
ресурсы сетевой (цифровой)
образовательной среды,
необходимые для организации
процесса обучения
обучающихся;
систематизировать полученные
знания в ходе изучения
передового педагогического
опыта в организации обучения
обучающихся;
применять и оценивать
эффективность образовательных
технологий, используемых в
начальной школе в процессе
обучения обучающихся
находить и использовать
методическую литературу,
ресурсы сетевой (цифровой)
образовательной среды,
необходимые для организации
внеурочной деятельности
обучающихся;
систематизировать полученные
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной
деятельности;
правила построения простых и
сложных предложений на
профессиональные темы;
способы систематизации и
оценки педагогического опыта с
позиции эффективности его
применения в процессе
обучения обучающихся;
способы анализа и оценки
эффективности
образовательных технологий в
процессе обучения
обучающихся;
критерии эффективности
применения педагогического
опыта и образовательных
технологий в обучении
обучающихся
способы систематизации и
оценки педагогического опыта с
позиции его эффективности в
организации внеурочной
деятельности в начальном
общем образовании;
способы анализа и оценки
эффективности
образовательных технологий в
области внеурочной
деятельности обучающихся;
критерии эффективности
педагогического опыта и
применения образовательных
технологий во внеурочной
знания в ходе изучения
передового педагогического
опыта организации внеурочной
деятельности с младшими
школьниками;
применять и оценивать
эффективность образовательных
технологий, используемых во
внеурочной деятельности в
начальной школе
находить и использовать
методическую литературу,
ресурсы сетевой (цифровой)
образовательной среды,
необходимые для
воспитательной работы с
младшими школьниками;
систематизировать полученные
знания в ходе изучения
передового педагогического
опыта воспитательной работы с
младшими школьниками;
применять и оценивать
эффективность образовательных
технологий, используемых в
процессе воспитания
обучающихся
деятельности обучающихся
способы систематизации и
оценки педагогического опыта с
позиции его эффективности в
организации воспитательной
деятельности в начальном
общем образовании;
способы анализа и оценки
эффективности
образовательных технологий в
области воспитания
обучающихся;
критерии эффективности
применения педагогического
опыта и образовательных
технологий в области
воспитания обучающихся;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной
дисциплины
105
в т.ч. в форме практической подготовки
20
в т. ч.:
теоретическое обучение
80
практические занятия
20
Самостоятельная работа
-
Промежуточная аттестация
Э(к)
(3 часа)
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности
обучающихся
Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
1
2
3
4
Раздел 1. Общие основы педагогики
Тема 1.1
Педагогика как
наука
Содержание
80/20
10/2
1. Объект, предмет, задачи, методы педагогики как
науки
2. Структура педагогики
3. Место педагогики в системе гуманитарных и
естественных наук
8
4. Источники педагогики
5. Этапы возникновения и развития педагогики
В том числе практические занятия и лабораторные
работы
2
Практическое занятие 1-2 Составление тезауруса
категорий педагогики. Анализ учебных материалов о
роли педагогического знания в жизни человека
1
Практическое занятие 3-4. Анализ учебных материалов 1
и разработка логических схем «Система
ОК 01, ОК 02, ОК 09
педагогических наук», «Связь педагогики с другими
науками».
Составление таблицы этапов развития педагогики,
формулировка выводов.
Тема 1.2 Основные
понятия
педагогики
Содержание
4/-
Категории педагогики: образование, воспитание,
обучение, педагогический процесс, педагогическое
взаимодействие, педагогическая система, развитие,
формирование, педагогическая технология
4
Содержание
18/6
1. Возникновение и развитие педагогической
профессии.
2. Профессионально-личностные качества и
способности педагога.
Тема 1.3 Педагог
как субъект
образовательного
процесса
3. Роль самообразования и самовоспитания в
становлении педагога - профессионала.
4. Характеристика педагогической деятельности.
5. Профессиональный стандарт «Педагог»
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего
общего образования), (воспитатель, учитель):
характеристика основных положений.
6. Аттестация и повышение квалификации
12
ОК 01, ОК 02, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 09
педагогических работников.
В том числе практические занятия и лабораторные
работы
3
Практическое занятие 5. Анализ профессионального
стандарта педагога.
1
Практическое занятие 6. Определение уровня развития
собственных профессионально-личностных качеств и
педагогических способностей. Разработка
рекомендаций собственного профессионального роста.
1
Практическое занятие 7-8. Ознакомление с сайтами
образовательных организаций, образовательными
платформами по дополнительному
профессиональному образованию педагогов.
1
Содержание
18/2
1. Понятия: личность, индивид, развитие.
Тема 1.4 Ребенок
как субъект
образовательного
процесса
2. Роль наследственности и среды в развитии личности
ребенка.
3. Общение и деятельность как факторы развития
личности.
4. Роль воспитания и обучения в развитии личности.
5. Педагогическая возрастная периодизация.
6. Дифференцированный и индивидуальный подход в
образовательном процессе.
16
ОК 01, ОК 02, ОК 09
7. Инклюзивное образование: понятие, задачи,
принципы и формы инклюзии в образовательной
организации. Современные проблемы внедрения
инклюзивного образования и пути их решения.
8. Обзор технологий инклюзивного образования (А.Г.
Ривина, И.Унт, А.С. Границкой, В.Д. Шадрикова и др.)
В том числе практические занятия и лабораторные
работы
2
Практическое занятие 9-10. Применение знаний о роли
факторов в развитии личности ребенка, возрастной
периодизации в практических ситуациях.
Анализ методов и условий построения
образовательной деятельности на основе
2
индивидуальных особенностей ребенка. Решение
педагогических задач на определение цели и вариантов
дифференцированного подхода в образовании, в том
числе в отношении детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Содержание
8/2
1. Понятие педагогического исследования
Тема 1.5
Педагогическое
исследование
2. Этапы педагогического исследования
6
3. Методы педагогического исследования
В том числе практические занятия и лабораторные
работы
2
ОК 01, ОК 02, ОК 09
Практическое занятие 11. Выбор методов
исследования в соответствии с параметрами
методологического аппарата. Подбор отдельных
методов педагогического исследования на основе
практических ситуаций
2
Содержание
12/2
ОК 01, ОК 02, ОК 09
1. Сущность целостного педагогического процесса
2. Закономерности целостного педагогического
процесса
Тема 1.6
Целостный
педагогический
процесс
Тема 1.7
Образовательная
среда
3. Принципы построения целостного педагогического
процесса
10
4. Структура педагогического процесса
5. Этапы педагогического процесса
В том числе практические занятия и лабораторные
работы
2
Практическое занятие 12-13. Анализ проявления
закономерностей педагогического процесса на основе
практических ситуаций. Анализ практических
ситуаций педагогического процесса в разных видах
образовательных организаций
2
Содержание
4/2
1. Сущность образовательной среды
2. Функции образовательной среды
2
ОК 01, ОК 02, ОК 09
3. Компоненты образовательной среды
В том числе практические занятия и лабораторные
работы
2
Практическое занятие 14. Анализ развивающей
предметно-пространственной среды образовательной
организации на примере конкретной образовательной
организации.
2
Раздел 2. Дидактика (Теория обучения)
Содержание
ОК 01, ОК 02, ОК 09
2/-
1. Сущность дидактики как науки об обучении
Тема 2.1
Теоретические
основы обучения
2. Закономерности обучения
3. Принципы обучения
2
4. Современные дидактические концепции
Содержание
8/4
1. Цели обучения
Тема 2.2.
Содержание и
организация
обучения
2. Содержание обучения
3. Средства обучения
4. Методы обучения
5. Формы обучения
6. Понятие контроля процесса обучения
7. Виды контроля обучения и формы его организации
4
ОК 01, ОК 02, ОК 09
8. Способы оценки учебных достижений детей как
показателя качества обучения
В том числе практические занятия и лабораторные
работы
2
Практическое занятие 15. Анализ таксономии Б.
Блума. Постановка целей и задач обучения по
заданной теме и содержанию обучения в соответствии
с теорией образовательного целеполагания А.В.
Хуторского
1
Практическое занятие 16. Анализ ФГОС НОО,
учебного плана, программы, учебника, учебнометодических пособий
1
Раздел 3. Теория воспитания
Содержание
2/-
ОК 01, ОК 02, ОК 09
1. Сущность процесса воспитания
Тема 3.1
2. Закономерности воспитания
Теоретические
основы воспитания 3. Принципы воспитания
2
4. Структура процесса воспитания
Тема 3.2
Содержание и
организация
воспитания
Содержание
2/
1. Цель и задачи воспитания
2. Содержание воспитания
3. Средства воспитания.
2
ОК 01, ОК 02, ОК 09
4. Методы воспитания
5. Формы организации воспитания
6. Оценка уровня воспитанности детей
Раздел 4. Управление образовательными системами
Тема 4.1 Система
образования в РФ.
Непрерывность
образования как
принцип
государственной
политики.
Содержание
8/
ОК 01, ОК 02, ОК 09
1. Структура системы образования в РФ
2. Принципы государственной политики в области
образования в РФ
3. Непрерывное образование как принцип
государственной политики
4. Права, обязанности и академические свободы
педагогических работников в сфере профессиональной 8
деятельности, гарантии их реализации.
Ответственность педагогических работников.
5. Приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации.
Вариативное образование в РФ
6. Реализация приоритетных направлений на уровне
региона: региональные программы и проекты.
Тема 4.2.
Образовательная
организация как
Содержание
4
1. Факторы и условия функционирования
образовательной организации как педагогической
4
ОК 01, ОК 02, ОК 09
педагогическая
система и объект
управления
системы
2. Структурные и функциональные компоненты
управления образовательной организацией
Промежуточная аттестация
5
Всего
105
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный соответствии с п. 6.1.2.1
примерной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
При формировании библиотечного фонда образовательной организацией
выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных
изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией
Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00417-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511577 (дата
обращения: 15.01.2023).
2. Сковородкина И.З. Педагогика: электронный учебно-методический
комплекс / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов. – М. : Издательский центр
«Академия», 2020. – Текст : электронный // Электронная библиотека
издательского центра «Академия» : [сайт]. – URL: https://academiamoscow.ru/catalogue/4831/481158/ (дата обращения: 24.03.2023). – Режим
доступа: платный
3. Психология : электронный учебно-методический комплекс / И. В.
Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан, А. Д. Андреева. – М. :
Издательский центр «Академия», 2020. – Текст : электронный // Электронная
библиотека издательского центра «Академия» : [сайт]. – URL:
https://academia-moscow.ru/catalogue/4831/481201/ (дата обращения:
24.03.2023). – Режим доступа: платный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:
оценивать постановку цели и
задач уроков, внеурочных
мероприятий и занятий,
определять педагогические
возможности и эффективность
применения различных
методов, приемов, методик,
форм организации обучения и
воспитания
Владение техниками
постановки целей и задач
урока;
Владение методами,
приемами, методиками,
формами организации
обучения и воспитания;
Соответствие
выполненного задания
предъявляемым
требованиям
анализировать педагогическую Владение технологиями
деятельность, педагогические
анализа;
факты и явления
Соответствие
выполненного задания
предъявляемым
требованиям
находить и анализировать
информацию, необходимую
для решения
профессиональных
педагогических проблем,
повышения эффективности
педагогической деятельности,
профессионального
самообразования и
саморазвития
Умение анализировать
информацию;
ориентироваться в
современных проблемах
образования, тенденциях его
Владение навыком
ориентирования в
Владение приемами
составления планов
профессионального
самообразования и
саморазвития;
Соответствие
выполненного задания
предъявляемым
требованиям
Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы;
Мониторинг роста
уровня
самостоятельности
и навыков
получения нового
знания каждым
обучающимся
Оценка ответов в
устной/письменной
форме;
Экзамен
развития и направлениях
реформирования
современных проблемах
образования;
Соответствие
выполненного задания
предъявляемым
требованиям
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:
взаимосвязь педагогической
науки и практики, тенденции
их развития
Знание взаимосвязей
педагогической науки и
практики
значение и логику
целеполагания в обучении и
педагогической деятельности
Знание значения и логики
целеполагания в обучении
принципы обучения и
воспитания
Знание принципов
обучения и воспитания
особенности содержания и
организации педагогического
процесса в условиях разных
типов образовательных
организаций на различных
уровнях образования
Знание особенностей
организации
педагогического процесса
в условиях разных типов
образовательных
организаций
формы, методы и средства
обучения и воспитания, их
педагогические возможности и
условия применения
Знание форм, методов и
средств обучения и
воспитания
психолого-педагогические
условия развития мотивации и
способностей в процессе
обучения, основы
развивающего обучения,
дифференциации и
индивидуализации обучения и
воспитания
Знание основ развития
мотивации;
педагогические условия
предупреждения и коррекции
социальной и школьной
дезадаптации
Знание педагогических
условий школьной
дезадаптации
понятие нормы и отклонения,
нарушения в соматическом,
психическом,
Знание норм, отклонений,
нарушений в
Знание основ
развивающего обучения
Экспертное
наблюдение
за ходом
выполнения
практической
работы;
Мониторинг роста
уровня
самостоятельности
и навыков
получения
нового знания
каждым
обучающимся;
Оценка ответов
в
устной/письменной
форме;
Экзамен
интеллектуальном, речевом,
сенсорном развитии человека
(ребенка), их систематику и
статистику
соматическом,
психическом, речевом,
интеллектуальном
развитии ребенка
особенности работы с
одаренными детьми, детьми с
особыми образовательными
потребностями, девиантным
поведением
Знание особенностей
работы с одаренными
детьми;
Знание особенностей
работы с детьми с
особыми
образовательными
потребностями;
Знание особенностей
работы с детьми с
девиантным поведением;
приемы привлечения
учащихся к целеполаганию,
организации и анализу
процесса и результатов
обучения
Знание приемов
привлечения учащихся к
целеполаганию
средства контроля и оценки
качества образования,
психолого-педагогические
основы оценочной
деятельности педагога
Знание средств контроля и
оценки