Министерство образования и науки РД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Дербентский профессионально-педагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова "
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности
2024 г.
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
УТВЕРЖДАЮ
научно - методическим советом ГБПОУ «Дербентского профессионально-педагогического
колледжа имени Г.Б.Казиахмедова»
Зам. директора по УР ГБПОУ «Дербентского профессиональнопедагогического колледжа имени
Г.Б.Казиахмедова»
_____________ Махмудова Н.Г.
Подпись
______________________ 2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального
государственного
специальности
среднего
образовательного
профессионального
стандарта
образования
по
44.02.05.
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Организация-разработчик: ГБПОУ «Дербентского профессиональнопедагогического колледжа имени Г.Б.Казиахмедова»
Разработчик:
Мирзоева
Диляра
Магомедовна,
преподаватель
информатики, ГПБОУ «Дербентского профессионально-педагогического
колледжа имени Г.Б.Казиахмедова»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для
реализации программы переподготовки кадров и курсов повышения квалификации работников дошкольного образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» относится к математическому и общему естественнонаучному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» обучающийся должен уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в
профессиональной деятельности.
знать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа
(текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных
программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера
(ПК), применяемое в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, из них
50 часов – лекции и семинары, 60 часов – практические занятия.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции, семинары
практические занятия
Курсовая работа (проект) не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме ДЗ (дифференцированный зачет)
110
110
50
60
-
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1. Гигиена и
охрана труда при использовании средств
ИКТ в образовательном процессе
Тема 1.1. Техника безопасности при использовании средств ИКТ в
образовательном процессе
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
4
Семинар
Роль информатики и ИКТ в современном мире. Правила техники безопасности и гигиенические требования при работе на ПК.
1.
Раздел 2. Программное
обеспечение компьютера
Тема 2.1. Операционная Семинар
система. ОС Windows. 1.
Операционная система. ОС Windows. Прикладные программы. НастройПрикладные программы
ка элементов оформления и управления Windows: фона Рабочего стола,
экранной заставки, панели задач. Создание папок и ярлыков. Работа с
Корзиной.
Раздел 3. Текстовый редактор MS Word.
4
1
10
10
1
18 / 4
Практические занятия /Семинар
1. Создание, загрузка и сохранение файлов-документов. Ввод текста. Пе-
18 /4
2
2.
ремещение по набранному тексту. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Поиск и замена фрагментов текста. Проверка
правописания и перенос слов. Форматирование текста: форматирование
символов; копирование формата, обрамление и заливка, создание списка-перечисления. Оформление страницы документа: разметка страницы,
вставка номеров страниц, верхний и нижний колонтитулы, вставка сносок, разрыв страницы, формирование оглавления. Печать документа.
Соединение текста с рисунками. Вставка рисунка из библиотеки картинок, предназначенных для украшения документов. Вставка рисунка, выполненного в графическом редакторе Paint. Операции со вставленными
рисунками: перемещение, масштабирование, изменение размера, создание рамки вокруг рисунка. Работа с кадрами. Редактирование рисунка
средствами Word. Создание и модификация собственных картинок с помощью панели инструментов «Рисование». Создание пустой таблицы с
последующим заполнением её ячеек. Форматирование таблиц. Создание
текстового документами и оформление его объектами
WordArt.
Раздел 4. Создание,
набор и редактирование
электронной таблицы
средствами табличного
процессора MS Excel
14 / 4
Практические занятия / Семинар
Создание и оформление таблицы. Печать таблицы. Перемещение по таблице, выделение фрагментов, удаление, перемещение, копирование и
1. вставка фрагментов. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Сортировка
14 /4
данных. Построение графиков и диаграмм различного типа в табличном процессоре.
Создание кроссворда в MS Excel. Решение задач с помощью таблиц. Оформление
таблиц.
Раздел 5. Логическая информация и основы логики
1
10
Семинар
1.
2.
Высказывания. Логические величины, операции, выражения
Логические схемы и логические выражения. Табличный способ решения логических
задач
Раздел 6. Средства телекоммуникации. Интернет
10
1
10
Семинар
1.
2.
3.
4.
Виды сетей. Локальная сеть. Топология сети
Глобальная сеть Интернет. Электронная почта
Поисковые системы. Облачное пространство для хранения информации
Компьютерные вирусы. Антивирусная защита
Раздел 7. Система создания и демонстрации презентаций в среде MS Power-Point
10
1
14 / 2
Практические занятия / Семинар
Знакомство с программой MS Power-Point. Работа с текстом, рисунками. Переходы
слайдов. Дизайн
Анимация к объектам. Настройка звука. Работа с таблицами и диаграммами в про2. грамме Power Point
3. Гиперссылки. Произвольный показ слайдов
4. Проект: "Достопримечательности моего города"
Раздел 8. Система управления Базы данных
1.
14 /2
2
4/2
2
4/2
2
Практические занятия / Семинар
1.
Базы данных. Классификация. Создание новой базы данных. Реляционные базы данных
Раздел 9. Графический редактор Paint
6/2
Практические занятия / Семинар
1.
2.
3.
Знакомство с программой Paint. Назначение основных инструментов
Преобразование рисунка. Обрезка. Рисование объемных фигур. Выделение, Копирование
Paint + Word. Памятка по технике безопасности
Раздел 10. Профессиональная ориентация
6/2
2
4/2
Практические занятия / Семинар
1.
Составление сетки перспективного планирования для разных возрастных групп (в
программах Microsoft Word и Microsoft Excel)
2.
Работа в сети Интернет по поиску и анализу развивающих и обучающих
игры для дошкольников. Составление перечня игр (не менее 15 программ).
3.
Работа в сети Интернет по поиску и анализу развивающих и обучающих игр для учащихся начальных классов. Составление перечня игр.
4/2
Зачет
Всего
110
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
1
1.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности"
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Информатики и информационно-коммуникационных технологий».
Оборудование лаборатории и учебных мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Информатика и ИКТ»;
- образцы внутренней структуры процессора
Технические средства обучения:
- персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть;
- принтер и сканер;
- колонки;
- интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Михеева, Е. В. Практикум по информации [Текст ]: учеб. пособие / Е.В.
Михеева.– М., 2005.– 190с.
2. Михеева, Е. В., Титова, О. И. Информатика [Текст] : учебник для студентов сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352с.
1.
Михеева, Е. В., Титова, О. И. Практикум по информатике [Текст] :
учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Е.В. Михеева,
О.И. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.-192с.
2.
Семакин, И. Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса [Текст] / И.Г. Семакин. – М., 2005.-542с.
3.
Уваров, В. М., Силакова, Л. А., Красникова, Н. Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники [Текст] : учеб. пособие./
В.М. Уваров, Л.А. Силакова. – М., 2005.-264с.
4.
Шарфин, Ю. А. Информатика. Информационные технологии. Том 12. [Текст] / Ю.А. Шарфин. – М., 2004.-311с.
5.
Каталог видеоуроков TeachVideo.ru. [Электронный ресурс]/ Форма
доступа: http://www.teachvideo.ru/
Дополнительные источники:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Андреева, Е. В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс [Текст] / Е.В. Андреева. – М., 2005.-243с.
Кузнецов, А. А. и др. Информатика, тестовые задания [Текст] / А.А.
Кузнецов.- М., 2006. – 152 с.
Макарова, Н. В., Николайчук, Г. С., Титова, Ю. Ф., Информатика и
ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень [Текст] / Н.В. Макарова, Г.С.
Николайчук, Ю.Ф. Титова. – СПб.: Питер, 2008.-224с.
Залогова, Л. А. Компьютерная графика. Практикум. [Текст] Учебное
пособие. Элективный курс./Л.А. Залогова. – М., 2005.-362с.
Майкрософот. Основы программирования на примере Visual
Basic.NET. [Текст]- М., 2005.-361с.
Майкрософот. Учебные проекты с использованием Microsoft Office
[Текст]. - М., 2006.-422с.
Михеева, Е. В., Титова, О. И. Информатика [Текст]: учебник / Е.В.
Михеева, О.И. Титова. – М., 2005. -350с.
Монахов, М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный
курс. Практикум. [Текст] / М.Ю. Монахов. - М., 2005.-323с.
Угринович, Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7-11
классы. [Текст] / Н.Д. Угринович. - М., 2005.-805с.
Семакин, И. Г., Хеннер, Е. К. Информатика. [Текст] : Учебник 10-11
кл. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М., 2007.-641с.
Семакин, И. Г., Хеннер, Е. К. Информатика. Задачник-практикум 8-11
кл. (в 2 томах). [Текст] / . - М., 2002.-134с.
Самылкина, Н. Н. Построение тестовых задач по информатике.
[Текст]. Методическое пособие. - М., 2006.-185с.
«Информатика и образование» [Текст]: ежемесячный научнометодический журнал Российской Академии образования.
«Информатика в школе» [Текст]: ежемесячный научно-методический
журнал Российской Академии образования.
Интернет-ресурсы:
Электронный журнал «Информатика и информационные технологии
в
образовании».[Электронный
ресурс]
/
Форма
доступа:
http://www.rusedu.info/
2. Информатика и ИКТ.[Электронный ресурс] / Форма доступа:
http://ru.wikipedia.org/w/index.php
3. Мир информатики. [Электронный ресурс] / Форма доступа:
http://jgk.ucoz.ru/dir/.
4. Виртуальный компьютерный музей. [Электронный ресурс] / Форма
доступа: http://www.computer-museum.ru/index.php.
1.
Информационно-образовательный портал для учителя информатики
и ИКТ. [Электронный ресурс] / Форма доступа: http://www.klyaksa.net/.
6. Методическая копилка учителя информатики. [Электронный ресурс] /
Форма доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html.
7. Азбука компьютера и ноутбука. [Электронный ресурс] / Форма доступа: http://www.computer-profi.ru/
5.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, подготовка рефератов, создание презентаций.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
1
Умения:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании
средств ИКТ в профессиональной
деятельности
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса
осуществлять отбор обучающих
программ в соответствии с возрастом и уровнем психологического
развития обучающихся/ воспитанников
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в
профессиональной деятельности
Знания:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа
(текстовых, графических, числовых
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
2
оценка выполнения заданий на практических занятиях
оценка выполнения заданий на практических занятиях и внеаудиторной
самостоятельной работы
оценка выполнения заданий на практических занятиях, индивидуальные
задания
оценка выполнения заданий на практических занятиях, индивидуальные
задания
оценка выполнения заданий в тестовой форме
оценка выполнения заданий на практических занятиях и заданий для самостоятельной работы
и т.п.) с помощью современных
программных средств
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и
личного развития
аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности
оценка результатов выполнения заданий в тестовой форме, выполнение
практических заданий
Оценка выполнения практических заданий и содержания реферата