ОП.14 Психология общения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 Психология общения
образовательной программы среднего профессионального
образования – программы подготовки
специалистов среднего звена
по специальности 44 02 05 Коррекционная педагогика в
начальном образовании
учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования
(квалификация)

Составитель:
Фамилия, имя, отчество
Самедова Л.А.

Должность
Преподаватель педагогики и психологии

2023

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14 Психология общения
разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44 02 05 Коррекционная
педагогика в начальном образовании, утвержденного приказом № от 686 от
14.09.2023, зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 50568 от
29 марта 218)(далее–ФГОССПО);
-

с

учётом

примерной

основной

образовательной

программы по Специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в
начальном образовании;
- в соответствии с рабочей программой воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.14 Психология общения»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.14 Психология общения» является обязательной частью
общепрофессиональных дисциплин примерной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 09.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01,
- выявлять и эффективно
- теоретические основы психологии
ОК 02,
искать информацию,
общения;
ОК 04,
необходимую для решения
- психофизиологические особенности
ОК 05,
задачи и/или проблемы;
обучающихся с нарушениями
ОК 09,
- структурировать получаемую интеллектуального развития, их учет
ПК 1.1,
информацию, выделять
в проектировании учебного процесса,
ПК 1.2,
наиболее значимое в перечне
коррекционной работе;
ПК 1.3,
информации;
- психолого-педагогические
ПК 1.5,
- целенаправленно
технологии (в том числе
ПК 2.1,
взаимодействовать с членами
инклюзивные), необходимые для
ПК 2.2,
коллектива;
адресной работы с детьми с
ПК 2.3,
- грамотно излагать свои
нарушениями интеллектуального
ПК 2.4,
мысли;
развития;
ПК 3.1,
- понимать тексты на базовые
- психолого-педагогические
ПК 3.5,
профессиональные темы в
особенности организации учебного
ПК 3.6
области образования учащихся процесса обучающихся с
с нарушениями
интеллектуальными нарушениями
интеллектуального развития
(умственной отсталостью);
- приемы оказания адресной помощи
обучающимся с нарушениями
интеллектуального развития и их
семьям;
- нормативные документы по
вопросам организации
образовательного процесса младших
школьников с нарушениями
интеллектуального развития

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

44

в т.ч. в форме практической подготовки

22

в т. ч.:
теоретическое обучение

22

практические занятия

22

Самостоятельная работа 1
Промежуточная аттестация

Дифзачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1.Основные закономерности процесса общения
Тема 1.1. Общение как
Содержание
социально1.Общение как особый вид деятельности. Виды потребностей в общении.
психологическая
Структура общения, функции и уровни общения.
категория
2.Специфика общения с обучающимися, имеющими ограниченные
возможности здоровья.
3.Роль общения в профессиональной деятельности человека.
4.Определение социальных ролей и ролевых ожиданий в общении
В том числе практических и лабораторных занятий
1.Диагностика навыков общения, в том числе у обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
2.Диагностика коммуникативных и организаторских способностей
Тема 1.2.
Содержание
Коммуникативная
1.Общение как обмен информацией.
сторона общения
2.Изучение языка жестов и телодвижений.
3.Отработка навыков вербальной коммуникации. Возможности вербальной
коммуникации в процессе интеракции с обучающимися, имеющими
ограниченными возможностями здоровья.
В том числе практических и лабораторных занятий
1.Отработка навыков невербальной коммуникации. Возможности
невербальной коммуникация в процессе установления контактов с
обучающимися, имеющими ограниченными возможностями здоровья.
2.Развитие навыков установления контакта, в том числе с обучающимися,
имеющими ограниченными возможностями здоровья.
Тема 1.3. СоциальноСодержание
перцептивная
1.Механизмы взаимопонимания в общении
сторона общения
В том числе практических и лабораторных занятий

Объем, акад. ч /
в том числе в форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
44
7/2
2

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК 02, ОК 03, ОК 04

1
1
1
2
1
1
7/4
1
1
1

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК
1.1, ПК 1.2, ПК 2.1,
ПК 2.2, ПК 3.1

4
2

2
5/4
1
4

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК
3.1, ПК 3.5, ПК 3.6

Тема 1.4.
Интерактивная
сторона общения

Тема 1.5. Деловое
общение

1.Формирование навыков социальной перцепции
2.Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении.
3.Формирование навыков самопрезентации.
4.Создание имиджа современного педагога.
Содержание
1.Общение как межличностное взаимодействие
2.Позиции и ориентации в деловом общении. Исследование видов и
способов интеракции
3.Методы защиты от манипуляции.
В том числе практических и лабораторных занятий
1.Правила корпоративного поведения в команде.
2.Тренинг «Эффективные пути взаимодействия».
Содержание
1.Специфика делового общения. Виды, формы и стили делового общения.
Особенности и механизмы диадического, группового, публичного делового
общения
В том числе практических и лабораторных занятий
1.Психическая структура личности и ее проявление в деловом общении

Тема 1.6. Этические
принципы общения

Тема 1.7. Источники,
причины, виды и
способы разрешения

2.Основные техники и приемы эффективного общения, правила слушания,
ведения беседы, убеждения.
3.Виды и формы психологического воздействия в деловом общении.
Имидж в деловом общении
4.Спор, дискуссия, полемика, их правила, тактики и методы.
Содержание
1.Этика общения и культура общения. Ценности общения.
В том числе практических и лабораторных занятий
1.Этические нормы общения и корпоративная этика. Развитие навыков
культуры разговора по телефону
2.Формирование навыков эффективного общения через средства
электронной коммуникации. Деловые письма и требования к ним.
Содержание
1.Конфликты при взаимодействии. Понятие, виды, структура, источники,
причины и динамика конфликта.

1
1
1
1
5/2
1
1
1
2
1
1
8/4
4

4
1
1
1
1
6/4
2
4
2
2
6/2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК
1.1, ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 1.5, ПК 2.1, ПК
2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,
ПК 3.1, ПК 3.5, ПК
3.6
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 09, ПК
3.1, ПК 3.5, ПК 3.6

2.Диагностика конфликтности личности. Отработка эффективных способов
разрешения конфликта.
В том числе практических и лабораторных занятий
1.Использование приемов саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения, в том числе с обучающимися, имеющими
ограниченными возможностями здоровья.
Промежуточная аттестация (диф. зачет)
Всего:
конфликтов

2
2
2

44

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Специальной педагогики и психологии», оснащенный в соответствии
с п. 6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии :
учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13973-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517221 (дата обращения:
04.06.2023).
2. Колосова, Т. А. Основы коррекционной педагогики и коррекционной
психологии. Дети с нарушением интеллекта : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией
Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
151 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12299-2. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/517361 (дата обращения: 04.06.2023).
3. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 437 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511685 (дата обращения: 04.06.2023).
4. Лавриненко, В. Н. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под редакцией
В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 325 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16815-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531737 (дата
обращения: 04.06.2023).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами
нейро- и
патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. –
Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 161 с. – Текст : электронный
2. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст]: учебное пособие/ М.Р. Битянова.
– СПб.: Издательский дом Питер, 2016.- 368 с.

3. 2Волкова, А.И. Психология общения [Текст]: учебное пособие для ссузов/ А.И.
Волкова. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2016.- 448 с.
4. Горскина, Л. С. Этика деловых отношений: учебное пособие. – Омск: Омский
государственный технический университет (ОмГТУ), 2019. – 127 с.
5. Магомедова, П. К. , Алиева, Р. Р. Конфликтология: учебное пособие – М.:
Директ-Медиа, 2019. – 381 с.
6. Панфилова, А.П. Психология общения [Текст]: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –
368 с.
7. Пиз, А. «Язык телодвижений» [Текст] / А. Пиз.– М.: Бомбора, 2006.- 272 с.
8. Психолгия общения. [Электронный ресурс]: Учебник и практикум / отв. ред.
Бороздина Г.В. –М.: Юрайт, 2017. (ЭБС)
9. Пузанов, Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:
(Олигофренопедагогика): учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П.
Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. – Москва :
Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с. – Текст: непосредственный
10.
Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез
и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 384 с. – Текст : электронный
1. Садовская, В.С. Психология общения [Электронный ресурс] : учебник и
практикум / В.С. Садовская, В.А. Ремизов.- М.: Юрайт, 2021
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window 3. Педагогическая библиотека (Режим доступа): URL: https://1sept.ru/
4. Сайт Министерства образования РФ www. mon.gov.ru
5. Российская Федерация. Нормативные акты. Примерная адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : [одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 №
4/15]
–
Текст
:
электронный
//
КонсультантПлюс
:
сайт.
URL:
https://sudact.ru/law/primernaia-adaptirovannaia-osnovnaia-obshcheobrazovatelnaiaprogramma-obrazovaniia-obuchaiushchikhsia/
6. Российская
Федерация.
Приказы.
Об
утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : Приказ от 19.12.2014 № 1599: послед.
ред.
–
Текст
:
электронный
//
Гарант
:
сайт.
URL:
https://base.garant.ru/70860670/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
- применять техники и
приемы
эффективного
общения в профессиональной
деятельности, в том числе с
обучающимися с ОВЗ
использовать
приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного
общения

Критерии оценки
эффективность применения
техник и приемов общения
в
профессиональной
деятельности в том числе с
обучающимися с ОВЗ
результативность
использования
приемов
саморегуляции поведения в
процессе межличностного
общения
понимать
сущность продуктивность
взаимосвязи
общения
и установления
причиннодеятельности
следственных
связей
в
системе
«общениедеятельность»
- знать цели, функции, виды и формулирует
цели,
уровни общения
функции, виды и уровни
общения
- иметь представление о роли
и ролевых ожиданиях в
процессе общения
- знать виды
взаимодействий

социальных

- разбираться в механизмах
взаимопонимания в общении

- иметь представление о
технике и приемах общения,
правилах слушания, ведения
беседы, убеждения

Методы оценки
- экспертная оценка работы
студента на педагогической
практике

- практическое занятие;
-тест достижений

защита
реферата
«Взаимосвязь общения и
деятельности»

контрольная
работа
«Основные
закономерности процесса
общения»
Полнота и правильность - защита мини-проекта
ответов касательно роли и
ролевых
ожиданиях
в
процессе общения
перечисляет
виды - практическое занятие
социальных
взаимодействий, указывая
их сущность
аргументированность
защита
презентации
суждений
относительно «Механизмы общения с
механизмов
младшими школьниками»
взаимопонимания
в
общении
Обоснованность,
- составление эссе на тему
последовательность
«Эффективное
общение
суждений
относительно глазами учителя»
представлений о технике и
приемах общения, правилах
слушания, ведения беседы,
убеждения

- знать этические принципы формулирует
этические защита
презентации
общения
принципы общения
«Стили
общения
в
повседневной деятельности
педагога»
- разбираться в источниках, осведомленность
об - защита эссе на тему
причинах и видах конфликта, источниках, причинах и «Конфликт
в
владеет
способами видах
конфликта, профессиональной
разрешения конфликта
эффективность овладения деятельности педагога»
способами
разрешения Итоговый
контроль
в
конфликта
форме
дифференцированного
зачета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».