МДК 01.05 Естествознание с методикой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по
МДК 01. 05 «Естествознание с методикой преподавание»
Ознакомившись с предложенной программой, с теоретическими вопросами и практическими заданиями нами были
внесены некоторые изменения. В связи с тем, что по учебному плану «Естествознание с методикой преподавания»
проводится во втором полугодии 2 курса и продолжается в первом полугодии 3 курса, считаем, что более целесообразно
сначала ознакомить учащихся с методикой преподавания естествознания, а именно с методами и приемами используемыми
на уроках «Окружающий мир», требованиями ФГОС НОО к содержанию и формам организации учебной деятельности, с
учебниками по окружающему миру и примерными рабочими программами начального общего образования, посетить и
проанализировать показательные уроки в школе и т.д. А на 3 курсе, изучая содержание предметной области
«Естествознание», работаем параллельно с учебниками «Окружающий мир», проводим фрагменты уроков по пройденным
темам анализируя их, работаем с планом и картой и т.д., опираясь на имеющие знания по методике преподавания
естествознания. Также не маловажно, что на усвоение предмета «Естествознание» на 3 курсе по учебному плану отводится
больше часов, что дает возможность лучше подготовить учащихся к прохождению пробной практики в начальной школе.
Все теоретические и практические часы нами включены в программу.

2.2 тематический план и содержание профессионального модуля МДК 01 05 «Естествознание с методикой преподавание»
Наименование
Содержание,
Объем, акад.
разделов и тем
Лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа ч/в том числе в
профессионально
(проект)
форме
го модуля (ПМ),
практической
междисциплинар
подготовки
ных курсов(МДК
акад. ч
1
2
3
МДК.01.05.Предметнаяобласть«Естествознание»сметодикойпреподавания
38\9
Раздел 1. Методика преподавания предметной области «Естествознание» в начальной школе
29
Содержание
2
1.Методика преподавания предметной области «Естествознание» в начальной школе как педагогическая наука

Тема 2.1.
Требования к
организации
обучения на
уроках
естествознания

2. Естествознание как предметная область в изучении учебного предмета «Окружающий мир». Требования ФГОС НОО
к содержанию и формам организации учебной деятельности по учебному предмету «Окружающему миру» (предметная
область» естествознание»). Задачи и принципы построения предметной области «естествознание». Содержание
предметной области «естествознание» в начальной школе: Человек и природа. Правила безопасности жизни.

3

3. Примерная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру (предметная область
естествознание). Учебники окружающего мира в начальных классах, допущенные к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность.
4.Урококружающегомира (предметная область «естествознание») в начальной школе, требования к организации
учебной деятельности на уроке. Воспитательные и развивающие возможности уроков окружающего мира(предметная
область «естествознание»)в начальной школе.
5. Универсальные учебные действия, освоенные на уроках окружающего мира (предметная область естествознание).
Пропедевтический уровень освоения универсальных учебных действий. Планируемые результаты освоения программы
учебного предмета «Окружающий мир»(предметная область естествознание)на уровне начального общего
образования.
1. Методы, формы и средства организации учебной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира
(предметная область «естествознание»)
2.Логика анализа уроков. Логика анализа уроков окружающего мира (предметная область «естествознание»)
3. Педагогический контроль результатов учебной деятельности обучающихся начальных классов освоения учебного
предмета «Окружающий мир» (предметная область «естествознание»). Формы и методы диагностики учебных
достижений обучающихся. Работа с одаренными детьми и неуспевающими
4.Подготовка к уроку окружающего мира (предметная область «естествознание»): логика проектирования, наглядное и
дидактическое обеспечение урока. Подготовка к уроку
литературногочтения:логикапроектирования,наглядноеидидактическоеобеспечениеурока.

3

3

5

7
2
4

3

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. «Изучение примерной рабочей программы начального общего образования по окружающему
миру (для 1-4 классов образовательных организации) одобренной федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию»

1

Практическое занятие 2«Наблюдениеианализуроковокружающегомиравначальнойшколе»

1

Практическое занятие 3. «Обзор учебников окружающего мира, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность»
Практическое занятие 4. «Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся на
уроках естествознания.
Практическое занятие 5.«Обзор электронных (цифровых)образовательных ресурсов по окружающему миру,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных
ресурсов), используемыми для обучения и воспитания учащихся начальной школы, представленных в электронном
(цифровом) виде и реализующим дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании»
Практическое занятия 6 «Методика демонстрационных опытов. Методика проведение опытов учащимися»
Практическое занятие 7.«Организации экскурсии на природу, в парк, в музей и т.д.»
Практическое занятие 8. «Организация деятельности обучающихся с картой»
Практическое занятие 9. «Проектирование урока окружающего мира по предложенной теме: определение темы, целей
и задач урока, выбор учебных заданий, структурирование урока, разработка технологической карты (конспекта,
сценария), наглядного и раздаточного материала, дидактических средств обучения в том числе с использованием
онлайн-ресурсов»

1

1
1

1
1
1
1

56\15

Раздел 2.1. Содержание предметной области «Естествознание»
Тема 2.1
Земля - планета
Солнечной
системы

Тема 2.2.
Форма и

Содержание
1.Солнечная система, ее место в Галактике и происхождение. Строение и состав Солнечной системы. Две группы
планет.
2.Земля как планета. Движение Земли. Система Земля-луна. Наклон земной оси и смена времен года.

3

3.Малые тела солнечной системы. Солнце. Звезды. Галактики. Вселенная.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. «Изучение движения Луны и смены лунных фаз»

1

Содержание
1.Шарообразность и вращение Земли.

1

движение Земли
Тема 2.3.
Счет времени

Тема 2.4.
План и карта

Тема 2.5.
Ориентирование
и измерение
расстояний на
местности

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11.«ИзучениесуточногоигодовогодвиженияЗемлииихгеографическихследствий»

1

Содержание
Всемирное, местное, поясное и декретное время. Часовые пояса Земли. Способы определения времени

1

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12 «Решение задач на определение времени»

1

Содержание
Глобус и градусная сеть. Географические карты. Географические координаты. Масштаб карты. Изображение Земли на
глобусе и карте. Ориентирование. Измерение расстояний и масштаб
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 13 «Работа с картой: определение географических координат, направления и расстояния,
пользование масштабом»
Содержание
Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы определения сторон горизонта. Ориентирование
по компасу. Азимут. Определение расстояний на местности
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 14-15 «Овладение навыками работы с компасом: определение сторон горизонта, азимута»

Тема 2.6.
Литосфера

Содержание
Литосфера. Методы изучения литосферы. Внешнее и внутреннее строение Земли. Сферы Земли.Движение земной
коры. Рельеф земного шара, формы рельефа. Горы и равнины. Процессы, формирующие основные формы Земли.
Особенности поверхности родного края. Минералы и горные породы. Полезные ископаемые.

Тема 2.7.
Минералы и
горные породы

Содержание
Понятие о минералах и горных породах. Строение и свойства минералов. Классификация
горныхпородпопроисхождению
В том числе практических занятий и лабораторных работ

2

1

2

2
3

1

Практическое занятие 16 «Определение и описание минералов и горных пород»

1

Тема 2.8.
Почва

Содержание
Почвообразование. Механический состав и свойства почв. Типы почв. Химические свойства ,состав и структура почвы.

1

Тема 2.9.

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 17 «Изучение состава и свойств различных типов почв»
Содержание

1

Гидросфера

Гидросфера. Вода и ее свойства. Водные ресурсы. Круговорот воды. Мировой океан. Подземные воды.

Тема 2.10.
Реки

Содержание
Реки и речная сеть. Строение реки. Строение речной долины. Питание рек. Геологическая деятельность рек. Озера и
болота. Подземные воды.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 18 «Определение длины и уклона реки»
Содержание
Значение атмосферы в жизни планеты. Состав и строение атмосферы. Нагревание атмосферы. Солнечная радиация.
Факторы, влияющие на интенсивность солнечной радиации. Температура воздуха. Изотермы. Тепловые пояса Земли.
Атмосферные явления: влажность воздуха, испарение и конденсация, образование осадков. Давление атмосферы:
атмосферное давление и методы его измерения, изобары, закономерности распределения давления на поверхности
Земли. Ветер: образование ветра, скорость и сила ветра. Закономерности циркуляции воздуха в атмосфере Земли.
Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 19 «Анализ атмосферных явлений, прогнозирование погоды»
Содержание
Факторы, формирующие климат. Климатические пояса. Понятие о микроклимате.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

Тема 2.11.
Атмосфера

Тема 2.12.
Понятие о
климате

1

2

1
4

1
1

Практическое занятие 20 «Изучение и анализ характеристик климатических поясов Земли»

1

Тема 2.13.
Биосфера

Содержание
Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы биосферы. Условия и плотность жизни. Понятие о биомассе.
Живое вещество в литосфере, атмосфере и гидросфере. Почва как особое биокостное вещество. Функции живого
вещества. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

3

Тема 2.14.
Природные зоны
России
Тема 2.15.
Живая природа.
Особенности
жизнедеятельност
и живых
организмов

Содержание
Понятие о природных зонах Земли. Географическое положение, климат, почвы, животный и растительный мир
природных зон. Характер использования природных ресурсов зоны человеком.
Содержание
Основные критерии живого. Живая природа. Особенности жизнедеятельности живых организмов

Тема 2.16.

Содержание

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 21 «Определение основных свойств жизни по описанию»

1

1

1

Система
классификации
живых
организмов

Биологическая систематика как наука. Систематические категории. Понятие о бинарной номенклатуре видов.
Современная система органического мира. Ботаника как раздел биологии. Царство Растений. Низшие и высшие
растения. Растения – продуценты как производители органического вещества в геологической истории Земли.
Питание и дыхание растений. Жизненные факторы для растений.
Зоология как раздел биологии. Царство животных. Эволюция животных. Основные систематические группы
животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Условия, необходимые для жизни животных. Особенности
питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных. Дикие и домашние
животные. Роль животных в природе и жизни человека. Животный мир родного края.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 22 «Определение систематического положения биологического объекта»

Тема 2.17.
Содержание
Основы экологии. Экология как наука. Экологические факторы. Классификация экологических факторов по происхождению. Реакции
Экологические
организма на изменение экологических факторов. Экологическая кривая, критические точки и зоны.
факторы
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 23 «Анализ экологической кривой»

5

1
1

1

Тема 2.18.
Абиотические
факторы среды

Содержание
Свет, тепло, вода как экологические факторы. Приспособления животных и растений к условиямобитания. Сезонные и
суточные ритмы живой природы. Фотопериодизм. Пойкилотермные и гомойотермные животные. Растения
засушливых и влажных мест обитания.

1

Тема 2.19.
Биотические
факторы среды.

Содержание
Типы взаимодействия организмов при совместном обитании: нейтрализм, конкуренция, хищничество, паразитизм,
симбиоз, комменсализм

1

Содержание
Понятие об экологической системе и биогеоценозе. Основные компоненты биоценоза: экотоп и биоценоз.
Составляющие биоценоза: фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз. Разнообразие биоценозов. Пищевые связи в
экосистемах. Понятие о трофической цепи и трофической сети. Трофические уровни: продуценты, консументы,
редуценты. Экологические пирамиды. Биоразнообразие и устойчивость в экосистемах. Лес, луг, водоем – единство
живой и неживой природы. Природные сообщества родного края. Природные зоны России: общее представление,
основные характеристики (климат, флора и фауна).
Понятие об экологической сукцессии. Первичная и вторичная сукцессия. Деятельность человека как фактор смены
экосистем. Искусственные экосистемы. Правила поведения в природе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 24 «Сравнительный анализ естественных и искусственных экосистем»
Учебная практика раздела ПМ 01.05Видыработ
Тема 2.20.
Экологические
системы

6

1
12

1. Изучение примерной рабочей программы начального общего образования по окружающему миру (для 1-4 классов
образовательных организаций), одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол
3/21 от 27.09.2021г.
2. Обзор учебников окружающего мира, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
3. Обзор электронных (цифровых) образовательных ресурсов по окружающему миру, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые
программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания учащихся начальной школы,
представленных в электронном (цифровом) виде и реализующим дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании
4. Наблюдениеианализокружающегомира.
5. Проектирование урока окружающего мира по предложенной теме: определение темы, целей и задач урока, выбор учебных заданий,
структурирование урока, разработка технологической карты (конспекта, сценария), наглядного и раздаточного материала, дидактических
средств обучения в том числе с использованием онлайн-ресурсов.
6. Разработка и демонстрация уровневых учебных заданий по окружающему миру в начальной школе.
7. Определение алгоритма подготовки обучающихся к единой системе оценки качества образования в окружающего мира: знакомство с
демоверсиями промежуточных срезов знаний, обучающихся (НИКО, ВПР); международных сопоставительных исследований.
8. Определение алгоритма подготовки обучающихся к мониторингу.
9. Работа с контрольно-измерительными материалами по окружающему миру
10. Определение алгоритма подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам по окружающему миру.
11. Проведениеопытов.
12. Отработка навыка выполнения заданий и решения задач, в том числе олимпиадные.
13. Разработка учебного исследования.
14. Разработка мини-проекта.
15. Разработка учебного проекта.
ПроизводственнаяпрактикаПМ.01.05Видыработ
– планирование, проведение и анализ уроков окружающего мира по темам 1-4 классов;
– планирование и анализ учебно-тематических планов по окружающему миру;
– проектирование и разработка уроков окружающего мира;
– разработка исследовательского занятия по окружающему миру;
– анализ процесса и результатов работы учащихся и студентов по итогам практики.
Курсовойпроект(работа)
Обучающийся имеет право выбора: выполнять курсовой проект по тематике данного или иного профессионального модуля(ей) или
общепрофессиональной дисциплине(-ам).
Промежуточнаяаттестация

20

18
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».