ОП.13 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями 44.02.02

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями
общепрофессионального цикла

образовательной программы среднего профессионального образованияпрограммы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах
учитель начальных классов
(квалификация)

2024

Составитель:
Манаширова Анжела даниловна

Преподаватель дисциплин психологопедагогического цикла

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 Основы обучения лиц с
особыми образовательными потребностями разработанана основе
требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44 02 02 Преподавание
в начальных классах, утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября
2022 ) (далее – ФГОС СПО);
- с учётом примерной основной образовательной программы по
специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах;
- в соответствии с рабочей программой воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРИМЕРНОЙ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.13 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.13 Основы обучения лиц с особыми образовательными
потребностями» является обязательной частью общепрофессионального цикла
примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК,
ОК

ПК 1.2
ПК 3.2
ПК 4.1
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09

Умения

Применять формы, методы и
средства организации учебной и
воспитательной деятельности

Знания

принципы
организации образовательной
деятельности в
условиях включенияв
образовательный процесс обучающихся с

Обучающихся с особыми
особыми
образовательными
образовательными потребностями впотребностями; требования ФГОС для
условиях инклюзивного
обучающихся с ОВЗ,основы
образования; учитывать
проектирования АОП для различных
особенности психофизического
категорий обучающихся с ОВЗ; содержание
развития обучающихся с ОВЗ при понятия «особыеобразовательные
организации индивидуальной
потребности», основныепричины
работы с обучающимися;
нарушений развития и поведения детей;
учитывать особенности
основы оказания коррекционносоциального статуса детей,
развивающей и социально-психологонаходящихся в трудной
педагогической помощи обучающимся с
жизненной ситуации при
особыми образовательными
организации индивидуальной
потребностями;
работы с обучающимися;
социокультурные и философскоразрабатывать индивидуальные
методологические аспекты инклюзии в
образовательные траектории
образовании;
различных категорий
основные принципы организации,
обучающихся с особыми
специальные условия воспитательной
образовательными
работы, психолого-педагогического
потребностями на разных этапах
сопровождения детей с особыми
социализации.
образовательными потребностями.

Планируемые личностные результаты
ЛР 7

ЛР 11

ЛР 12

ЛР 13

ЛР 16

ЛР 17

Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность
каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого
человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого
выбора, самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности
каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных
интересов других людей
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической
культуры.
Критически
оценивающий и деятельно
проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния
на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре
как средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий
сопричастность к нравственным нормам, традициям в искусстве.
Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства,
художественном творчестве с учётом российских традиционных духовнонравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта.
Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия,
роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий
ценностное отношение к технической и промышленной эстетике
Принимающий
российские
традиционные
семейные
ценности.
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака
как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания
Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни
человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и
интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию
безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе
цифровой
Демонстрирующий
готовность
к
профессиональной
коммуникации,
толерантному общению; способность вести диалог с обучающимися,
родителями
(законными
представителями)
обучающихся,
другими
педагогическими работниками и специалистами, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и
культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать
эстетические ценности своим воспитанникам

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

66

в т.ч. в форме практической подготовки

34

в т. ч.:
теоретическое обучение

34

практические занятия

34

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Теоретические основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями
Содержание
Тема 1. Основные
понятия обучения
1. Специальная педагогика как часть педагогики. Отрасли специальной педагогики и их
особенности. Дефектология как наука о развитии аномальных детей. Коррекционная
лиц с особыми
педагогика. Понятие коррекции, компенсации, реабилитации, абилитации.
образовательными
потребностями
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Составление словаря основных понятий и категорий образования
лиц с отклонениями в развитии.
Практическое занятие 2. Анализ современных подходов к построению системы
коррекционной помощи детям с ОВЗ в России и за рубежом (анализ статей журналов и
составление тезисов по проблеме организации коррекционно-педагогической помощи детям с
отклонениями в развитии).
Содержание
Тема 2. Система
1. Понятие «ребенок с ОВЗ», «ребенок-инвалид». Категории детей с ОВЗ.
образования лиц с
особыми
2. Формы организации обучения лиц с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование. Модели инклюзивного образования.
образовательными
потребностями
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Составление таблицы «Мировая практика системы образования лиц
с особыми образовательными потребностями».
Практическое занятие 4. Плюсы и минусы инклюзивного образования. Проблемы
инклюзивного образования
Содержание
Тема 3. История
становления и
1. История становления и развития систем специального образования. Зарождение всеобщего
развития обучения
обучения. Становление и развитие специального образования. Развитие интегрированного
образования. Развитие инклюзивного образования на современном этапе.
лиц с особыми
образовательными
В том числе практических занятий и лабораторных работ
потребностями
Практическое занятие 5. Работа со статьей «История развития инклюзивного образования в
России»
Раздел 2. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными
потребностями
Содержание
Тема 1. Организация
обучения детей с
1. Причины нарушений слуха. Классификация детей с нарушением слуха. Организация
учебного процесса детей с нарушениями слуха.
нарушениями слуха
В том числе практических занятий и лабораторных работ

Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад. ч
3
12/6
5/3
2

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
ПК 1.8; ОК 01; ОК 02;
ОК 04; ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17

3
2
1

4/2
1
1

ПК 1.8; ОК 01; ОК 02;
ОК 03; ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17

2
1
1
3/1
2

ПК 1.8; ОК 01; ОК 02;
ОК 03; ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17

1
1
54/28
8/4
4
4

ПК 1.8; ОК 01; ОК 02;
ОК 04; ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17

Тема 2. Организация
обучения детей с
нарушениями зрения

Тема 3. Организация
обучения детей с
нарушениями речи

Тема 4. Организация
обучения детей с
нарушениями
опорнодвигательного
аппарата
Тема 5. Организация
обучения детей с
поведенческими и
эмоциональными
нарушениями

Практическое занятие 6,7. Изучение специального оборудования для организации обучения
детей с нарушением слуха.
Содержание
1. Причины нарушений зрения. Классификация детей с нарушениями зрения. Особенности
организации обучения детей с нарушениями зрения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8.. Анализ коррекционно-развивающего занятия детей младшего
школьного возраста с нарушениями зрения.
Практическое занятие 9. Подбор дидактических средств (дидактических игр, игровых
упражнений, игровых заданий и др.) для реализации цели просмотренного коррекционноразвивающего занятия.
Содержание
1. Нарушение речи, классификация речевых нарушений у детей. Особенности психического
развития детей с нарушением речи.
Особые образовательные потребности детей с
нарушениями речи.
2. Понятие дислексии и дисграфии.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Анализ конспектов занятий для детей младшего школьного возраста
с последующей адаптацией их под особые образовательные потребности детей с нарушением
речи.
Практическое занятие 11. Подбор коррекционно-развивающих упражнений по проблемам
дислексии и дисграфии.
Практическое занятие 12. Решение ситуационных задач по проблемам нарушения речи детей
младшего школьного возраста.
Содержание
1. Общая характеристика детей с НОДА. История вопроса. ДЦП: причины, виды и формы.
Особенности организации обучения детей с НОДА.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 13. Составление методических рекомендаций для педагогов по
созданию условий для обучения детей с НОДА.
Практическое занятие 14. Изучение доступной среды для лиц с НОДА.
Содержание
1. Классификация аутизма. Признаки аутизма. Психическое развитие детей с аутизмом.
Организация учебной среды для ребенка с РАС. Организация процесса обучения.
2. Понятие СДВГ. Механизмы и основные категории СДВГ. Особенности обучения детей с
СДВГ.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15. Разработка буклетов-рекомендаций по сопровождению детей с

4
8/4
4
4
2

ПК 1.8; ОК 01; ОК 02;
ОК 04; ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17

2

8/4
2

ПК 1.8; ОК 01; ОК 02;
ОК 04; ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17

2
4
1

2
1
8/4
4
4
2
2
8/4
2
2
4
2

ПК 1.8; ОК 01; ОК 02;
ОК 04; ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17

ПК 1.8; ОК 01; ОК 02;
ОК 04; ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17

РАС и СДВГ
Практическое занятие 16. Решение ситуационных задач по поведенческим и эмоциональным
нарушениям.
Содержание
Тема 6. Организация
обучения детей с ЗПРи 1. Общая характеристика детей с умственной отсталостью. Степени умственной отсталости.
Формы умственной отсталости.
умственной
отсталостью
2. Общая характеристика детей с ЗПР. История вопроса. Классификация ЗПР. Отличие ЗПР от
педагогической запущенности и умственной отсталости. Специфика обучения детей с
умственной отсталостью и ЗПР.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

Тема 7.
Доступная среда для
обучающихся с ОВЗ

Всего:

Практическое занятие 17. Заполнение рабочих листов по аспектам обучения детей с ЗПР и
умственной отсталостью.
Содержание
1. Общие требования по обеспечению безбарьерного доступа лиц с ОВЗ в образовательные
организации.
Практическое занятие 18.Рекомендации по обеспечению доступности зданий образовательных
организаций для лиц сОВЗ.
Практическое занятие 19. Рекомендации по обеспечению доступности аудиторий и учебных
мест для лиц с ОВЗ.

2
8/4
2
2

ПК 1.8; ОК 01; ОК 02;
ОК 04; ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17

4
4
6/4
2
2
2
66

ПК 1.8; ОК 01; ОК 02;
ОК 04; ЛР 7, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13, ЛР 16,
ЛР 17

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 примерной
основной образовательной программы по специальности.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для среднего
профессионального образования / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Кумариной. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 285 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-00393-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490616 (дата обращения: 13.08.2022).
2.

Ворошнина

О.Р.

Клинико-психолого-педагогическое

сопровождение

детей

с

ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и
интегрированного) и специального образования : учебник / Ворошнина О.Р., Наумов А.А., Токаева
Т.Э.. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. —
204 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70628.html
(дата обращения: 13.08.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
3. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями
здоровья : учебное пособие для

вузов /

Д. И. Бойков

[и

др.] ;

ответственный

редактор

Д. И. Бойков. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 211 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-13506-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498994 (дата обращения: 13.08.2022).

4. КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
принципы организации образовательной
деятельности в условиях включения в
образовательный процесс обучающихсяс
особыми образовательнымипотребностями;
требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ,
основы проектирования АОП для
различных категорий обучающихся с ОВЗ;
содержание понятия «особые
образовательные потребности», основные
причины нарушений развития
и поведения детей;
основы оказания коррекционноразвивающей и социально-психологопедагогической помощи обучающимся с
особыми образовательными
потребностями;
социокультурные и философскометодологические аспекты инклюзии в
образовании;
основные принципы организации,
специальные условия воспитательной
работы, психолого-педагогического
сопровождения
детей с особыми
образовательными потребностями.

Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
применять формы, методы и средства
организации учебной и воспитательной
деятельности обучающихся с особыми
образовательными потребностями в
условиях инклюзивного образования;
учитывать особенности
психофизического развития
обучающихся с ОВЗ при организации
индивидуальной работы с
обучающимися; учитывать особенности
социального статуса детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации при
организации
индивидуальной работы с обучающимися;
разрабатывать индивидуальные
образовательные траектории различных
категорий обучающихся с особыми
образовательными потребностями на
разных этапах социализации.

Критерии оценки
Оценка «5» - глубокое знание
изученного вопроса, знание
понятийного аппарата, умение
применять теоретические знания
при выполнении практического
задания; Оценка «4» - полное
знание изученного материала,
умение в целом применять
теоретические знания, но не
всегда точно аргументировать
теоретических знаний при
выполнении практического
задания. Оценка «3» поверхностное знание
изученной темы, не всегда
может применять
теоретические знания
при выполнении практического
задания. Оценка «2» существенные проблемы
в содержании теоретического
материала, не умение
применять теоретические
знания при выполнения
практического задания.
Характеристики
Демонстрируемых знаний при
выполнении
тестовых заданий:
оценка «5» - 85 – 100 %
оценка «4» - 71 – 85 %
оценка «3» - 51 – 70 %
оценка «2» - 0 – 50 %
Характеристики
демонстрируемых
умений:оценка«5»
-умение
применять теоретические
знания при выполнении
практического задания;
оценка «4» - умение в целом
применять теоретические
знания, но не всегда точно
давать аргументацию
теоретических знаний
при
выполнении
практического задания.
оценка «3» - не всегда может
применять теоретические знания
при выполнении
практического задания.
оценка «2» - не умение
применять теоретические
знания при выполнения

Методы оценки
Устный опрос Экспертная
оценка на лабораторном и
практическом занятиях
Тестирование
Зачет

Оценка результатов
выполнения
практической работы
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы
Зачет

практического задания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».