РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Основы специальной педагогики и психологии
общепрофессионального цикла
образовательной программы среднего профессионального образованияпрограммы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах
учитель начальных классов
(квалификация)
2024
Составитель:
Манаширова Анжела Даниловна
Преподаватель дисциплин психологопедагогического цикла
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 Основы
специальной педагогики и психологии разработанана на основе
требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44 02 02 Преподавание
в начальных классах, утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября
2022 ) (далее – ФГОС СПО);
- с учётом примерной основной образовательной программы по
специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах;
- в соответствии с рабочей программой воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПО ОП 12 «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Рабочая
программа
общеобразовательного
учебной
цикла
дисциплины
примерной
соответствии с ФГОС СПО по
основной
является
обязательной
образовательной
частью
программы
в
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в
начальном образовании.
Учебная дисциплина ОП.12 «Специальная педагогика и психология» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Особое
значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК: ОК 2,ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, ПК 1.1, ПК 2.2, ПК 3.4
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ПК
осуществлять объективную
особые образовательные потребности
оценку достижения
обучающихся с ограниченными
образовательных результатов
возможностями здоровья;
обучающихся с сохранным
способы профилактики возможных
ОК 2.
развитием и ограниченными
трудностей адаптации обучающихся
ОК 3.
возможностями здоровья на
четвёртого класса с сохранным
ОК 4.
основе тестирования и других
развитием и с ограниченными
ОК 5.
методов контроля с учетом их
возможностями здоровья к учебно-
ОК 6.
возможностей, неравномерности
воспитательному процессу в основной
ОК 7.
индивидуального психического
школе;
развития, своеобразия динамики
теоретические основы и практические
развития учебной деятельности
механизмы построения инклюзивной
мальчиков и девочек;
образовательной среды;
составлять (совместно с
требования к оснащению учебного
психологом и другими
кабинета, формированию его
специалистами) психолого-
безопасной и комфортной предметно-
педагогическую характеристику
развивающей среды.
1.1.ПК
2.2.
ПК 3.4.
обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья.
Личностные результаты
ЛР 7
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность
каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого
человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого
выбора, самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности
каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и
законных интересов других людей
ЛР 14
Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного знания
и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 «Специальная педагогика и психология»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объём образовательной программы учебной
в том числе:
Объём работы обучающихся во взаимодействии
с преподавателем по видам учебных занятий:
уроки
практические занятия
лабораторные занятия
консультации
лекции
семинары
Курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося:
Промежуточная аттестация в форме –диф\зачет
дисциплины(всего),
Объем часов,
всего,в т.ч в
форме
практической
подготовки
44
44
24
20
-
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12 «Специальная педагогика и психология»
Объем в часах
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1.Общие вопросы специальной психологии.
Тема 1.1 Становление Содержание:
и развитие
Русское направление специальной психологии как отдельного направления
специальной
мировой коррекционной психологии.
психологии.
Работы Л. С. Выгодского о специфике психического развития аномальных детей.
Предмет, объект, цели Объект специальной психологии – ребенок с особыми образовательными
и задачи специальной потребностями.
психологии.
Предмет специальной психологии – коррекционно – педагогическая помощь.
Связь специальной психологии с коррекционной педагогикой, социологией,
философией, психологией, психиатрией, невропатологией, педиатрией,
офтальмологией, отоларингологией.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие
Работа с дефектологическим словарем. Конспектирование основных понятий и
терминов специальной психологии.
1.2 Факторы и
Содержание:
условия
Среднестатистическая и функциональная норма. Условия нормального развития
психического
ребенка
развития детей с
Классификация факторов риска (биологические, социальные, соматический,
ограниченными
индекс повреждения головного мозга, текущие средовые заболевания).
возможностями
Определение «дизонтогении». Параметры дизонтогенеза (время и длительность
здоровья. Типы
воздействия, этиология, распространенность, степень нарушения).
психического
дизонтогенеза.
6
Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
Учитель начальных
классов и
начальных классов
компенсирующего и
коррекционноразвивающего
образования
3
3
1
5
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
1
1
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
Раздел 2. Психическое развитие по типу ретардации.
2.1 Причины
Содержание:
интеллектуальных
Понятия «нарушения интеллекта» («умственная отсталость», «олигофрения»).
нарушений и
Причины и специфика интеллектуальных нарушений при олигофрении.
слабовыраженных
Степени интеллектуального недоразвития при олигофрении (легкая, умеренная,
отклонений.
тяжелая, глубокая).
Классификация
Определение задержки психического развития.
нарушения по
Основные формы ЗПР:
степени тяжести.
ЗПР конституционального происхождения
ЗПР соматогенного происхождения
ЗПР психогенного генеза
ЗПР церебрально – органического происхождения.
2.2 Особенности
Содержание:
психического
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением
развития умственно
интеллектуального развития.
отсталых детей.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
нарушением интеллектуального развития.
Особенности личности и деятельности детей с интеллектуальными
нарушениями.
6
2
2.3 Особенности
психического
развития детей с ЗПР.
2
Содержание:
Психолого – педагогическая характеристика детей с ЗПР.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с ЗПР.
Особенности личности и деятельности детей с ЗПР.
Раздел 3. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа.
3.1 Причины
Содержание:
нарушений слуха.
Генетические факторы возникновения врожденных нарушений слуха.
Психолого –
Причины приобретенных нарушений слуха.
педагогическая
Определение понятий глухота, тугоухость.
классификация
Основные виды нарушений слуха (неслышащие, позднооглогшие,
нарушений слуховой слабослышащие).
7
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
2
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
11
1
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
функции.
3.2. Особенности
психического
развития детей с
нарушением слуха.
Содержание:
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением слуховой
функции.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
нарушением слуха.
Особенности личности и деятельности детей с нарушением слуха.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие
Анализ отрывка из кинофильма «Страна глухих».
Содержание:
1.Врожденные и приобретенные причины нарушения зрения.
2.Незрячие (слепые), слабовидящие дети и дети с косоглазием и амблиопией.
2
3.4 Особенности
психического
развития детей с
нарушением зрения.
Содержание:
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением зрительной
функции.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
нарушением зрения.
Особенности личности и деятельности детей с нарушением зрения.
1
3.5. Причины
речевых нарушений.
Классификация
речевых нарушений.
Содержание:
Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы возникновения
нарушений речи.
Социальные и наследственные факторы возникновения нарушений речи.
Клинико – педагогическая классификация нарушений речи (афония, дисфония,
брадилалия, тахилалия, заикание, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия,
дислексия, дисграфия).
Психолого – педагогическая классификация нарушений речи (ФФН, ОНР,
заикание, нарушения чтения и письма).
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие
8
2
3.3 Причины
нарушений зрения.
Классификация
нарушений
зрительной функции.
1
1
1
1
1
ОК 6.
ОК 7.
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
3.6 Особенности
психического
развития детей с
нарушением речи.
3.7 Причины
нарушений опорнодвигательного
аппарата. Структура
нарушения. Формы
ДЦП.
3.8. Особенности
психического
развития детей с
нарушением опорно –
двигательного
аппарата.
Анализ карты обследования ребенка с нарушением речи.
Содержание:
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением речи.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
нарушением речи.
Особенности личности и деятельности детей с речевыми нарушениями.
Содержание:
Врожденная и приобретенная патология опорно – двигательной системы.
Заболевания нервной системы (ДЦП, полиомиелит).
Специфические двигательные нарушения (нарушение мышечного тонуса,
паралич, парез, гиперкенезы, тремор, атаксия, дизкинестезии, синкенезии).
Формы ДЦП: спастическая, гиперкенетическая, атонически – статическая,
смешанная.
Содержание:
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением опорно –
двигательного аппарата.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с
нарушением опорно – двигательного аппарата.
Особенности личности и деятельности детей с нарушениями опорно –
двигательного аппарата.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие
Анализ «Индивидуальной программы реабилитации ребенка с нарушением
ОДА».
Раздел 4. Психическое развитие при асинхрониях.
4.1. Причины
Содержание:
возникновения РДА
Причины и механизмы возникновения РДА.
(ранний детский
Психологическая сущность РДА.
аутизм).
Характеристика групп детей с РДА – ступени взаимодействия с окружающей
Классификация
средой и людьми.
9
1
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
1
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
2
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
1
1
4
2
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
нарушения по
степени тяжести.
Особенности
психического
развития детей с
РДА.
4.2 Причины
возникновения
тяжелых и
множественных
нарушений.
Классификация
нарушений по
степени тяжести.
Особенности
психического
развития детей с
тяжелыми и
множественными
нарушениями.
Психолого – педагогическая характеристика детей с РДА.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы, личности и
деятельности детей с РДА.
Содержание:
Определение понятий «комплексные (сложные) нарушения», «осложненные
нарушения развития», «множественные нарушения».
Генетические и экзогенные причины возникновения тяжелых и множественных
нарушений.
Психолого – педагогическая характеристика детей с тяжелыми и
множественными нарушениями.
Особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы детей с тяжелыми
и множественными нарушениями.
Особенности личности и деятельности детей с тяжелыми и множественными
нарушениями.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие
Анализ учебного фильма о деятельности Центра лечебной педагогики для детей
с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Раздел 5. Общие вопросы специальной педагогики.
Тема 5.1 Специальная Содержание:
педагогика как
Понятийный аппарат специальной педагогики (специальные образовательные
самостоятельная
услуги,
отрасль науки и
лечебная педагогика, лицо с ограниченными возможностями здоровья, дети с
практики.
особыми образовательными потребностями, реабилитация, компенсация,
специальное образование.
Объект, предмет, цель, задачи специальной педагогики.
Предметные области специальной педагогики (сурдопедагогика,
тифлопедагогика, тифлосурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия,
педагогика детей с ЗПР, педагогика детей с нарушением опорно – двигательного
аппарата, педагогика детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и
поведения, педагогика детей со сложными (комбинированными) нарушениями).
Цели и задачи образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в
Российской Федерации и зарубежных странах.
Структура современной системы образования лиц с ограниченными
10
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
2
1
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
1
10
3
2
ПК 1.1.
ПК 2.2.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
Тема 5.2 Перспективы
развития современной
системы образования
лиц с ограниченными
возможностями
здоровья.
возможностями здоровья в Российской Федерации и зарубежных странах.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие
Анализ сложившихся и формирующихся отраслей коррекционной педагогики.
Содержание:
Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с
отклонениями в развитии.
Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России.
Перспективы развития коррекционного образования. Создание государственной
системы ранней помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к оснащению учебного кабинета, формированию его безопасной и
комфортной предметно-развивающей среды для лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел 6. Основы дидактики специальной педагогики.
Тема 6.1 Принципы
Содержание:
специального
1. Особенности реализации общедидактических принципов в системе
образования.
специального образования (принцип научности, принцип связи теории с
практикой, принцип активности и сознательности в обучении, принцип
доступности, принцип последовательности и систематичности, принцип
прочности усвоения знаний, принцип наглядности, принцип
дифференцированности и индивидуального подхода, принцип коллективного
характера обучения).
2. Особенности реализации специфических принципов коррекционной
направленности в системе специального образования (этиопатогенетический
принцип, принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений,
принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений, принцип
коррекционно-компенсирующей направленности образования, принцип опоры
на закономерности онтогенетического развития, принцип деятельностного
подхода в обучении и воспитании, принцип педагогического оптимизма,
принцип социально-адаптирующей направленности, принцип ранней
комплексной помощи, принцип развития мышления, языка и коммуникации как
11
1
5
4
1
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
8
2
ПК 1.1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
Тема 6.2 Технологии и
методы обучения и
воспитания в системе
специального
образования.
Тема 6.3 Формы
организации
специального
обучения.
средств реализации задач специального образования, принцип необходимости
специального педагогического руководства).
Содержание:
Специальные образовательные технологии развития и образования лиц с
особыми образовательными потребностями.
Специфика использования общепедагогических методов и приемов обучения и
воспитания в системе специального образования.
Оценивание достижений образовательных результатов обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья на основе
тестирования и других методов контроля с учетом их возможностей,
неравномерности индивидуального психического развития, своеобразия
динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
Содержание:
Организация индивидуального обучения лиц с особыми образовательными
потребностями.
Возможности индивидуально-групповой формы организации специального
обучения лиц с особыми образовательными потребностями.
Коллективные формы организации обучения в специальной (коррекционной)
образовательной организации.
Профилактика возможных трудностей адаптации обучающихся четвёртого
класса с сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья к
учебно-воспитательному процессу в основной школе.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие
Анализ опыта работы педагогов с детьми, имеющими отклонения в развитии и
поведении.
Раздел 7. Современные педагогические системы образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью.
Тема 7.1 Специальное
Содержание:
образование детей с
Комплексный подход к преодолению ЗПР у детей.
задержкой
Организация и основные направления коррекционной педагогической работы с
психического развития детьми с ЗПР.
и с нарушением
Организация обучения детей с ЗПР в ДОО.
умственного развития.
Типы учреждений для детей с нарушением интеллекта.
Основные направления обучения детей с нарушением интеллекта.
Особенности коррекционно – воспитательной работы с детьми с нарушением
12
2
ПК 1.1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
2
1
ПК 1.1.
ПК 2.2.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
1
4
2
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
Тема 7.2
Педагогическая
помощь детям с
тяжелыми
нарушениями речи.
интеллекта.
Содержание:
Дифференцированная сеть логопедических учреждений.
Особенности обучения детей с нарушением речи в условиях учреждений
общего образования.
Специфика обучения детей с нарушением речи в логопедических группах
ДОО.
Промежуточная аттестация
Всего
2
ПК 1.1.
ПК 3.4.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
д\з
46
13
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 «Основы специальной педагогики и психологии»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: кабинеты «Психологии и специальной психологии» и
«Педагогики и специальной педагогики»
Оборудование учебных кабинетов:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
флип-чарт;
информационный стенд с демонстрационной системой;
контрольно – измерительные материалы на электронных носителях;
вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения
занятий.
Технические средства обучения:
компьютерная техника,
мультимедийное оборудование.
интерактивный стол ProjectToush
интерактивная доска;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. — М.: Академия, 2012.
2. Иванова Е. В., Мищенко Г. В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с
ограниченными возможностями здоровья. - М.: Национальный книжный центр, 2017.
3. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособ. для СПО. /Под ред.
Кумариной Г.Ф. – М.: Юрайт, 2017.
4. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными
возможностями здоровья: учебник для ВУЗов. / Авт. И.Ю., Левченко С.Д. Забрамная. –
М.: Академия, 2013.
5. Китик Е.Е. Основы логопедии: Учеб. пособ. - СПб.: Лань, 2017.
6. Соловьева Л.Г. Логопедия: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. http://delo.teolog.ru/deloN4001 – Особенности обучения детей с нарушенным зрением
Описание особенностей детей с разной степенью нарушений зрения. Общие
принципы их обучения, в том числе обучения совместно со зрячими детьми.
14
2. http://www.kidsolr.com/specialeducation/ –Материалы по детской коррекционной
педагогике: тематические статьи, тесты on-line, методические рекомендации и пр.
3. http://www.doktor.ru/onkos/krizis/obr31.htm – Обучение детей-инвалидов.
Законодательная база по обучению детей-инвалидов в РФ: условия приема в учебные
заведения, предоставляемые услуги, нормативы помещений образовательных
учреждений и т.п.
4. http://integr.narod.ru/konf0012/k305.htm – Слабовидящий ребенок в учебном
коллективе. Информация о личностных особенностях и проблемах интеграции слепых
и слабовидящих учащихся в коллективы сверстников. Описание задач тифлопедагогов
и специалистов-психологов, работающих в специализированных учебных заведениях
для слепых и слабовидящих детей, а также возможностей и модели интеграции.
5. http://www.ise.iip.net – Институт коррекционной педагогики:
6. Консультационно-диагностический центр, из истории института, архив публикаций
сотрудников института, современное состояние коррекционной педагогики, словарь, а
так же информация о видеофильмах, в которых поднимаются вопросы о судьбе людей
с проблемами в развитии или с нарушениями слуха, зрения, речи и т.д.
7. http://www.defectolog.ru – Дефектолог.ру: материалы для родителей. Рекомендации по
обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного
развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития
ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания:
рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития
школьников [Текст]: учебное пособие для студентов / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. –
М.: Академия, 2002. -160 с.
2. Вшивцева Н.А. Урок обучения грамоте в классе КРО [Текст] / Н.А. Вшивцева //
Начальная школа. – 2000. - № 1.- С. 46 -48.
3. Змановская Е.В. Девиантология [Текст]: учебное пособие для студентов / Е.В.
Змановская - М.: Академия, 2004. - 288 с.
4. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: учебное пособие для
студентов / Л.В. Кузнецова. - М.: Академия, 2007. – 480 с.
5. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство I.
Стратегия и методы [Текст] / Г.В. Лаут. - М.: Академия, 2005. – 224 с.
6. Мишина, Г.А., Моргачева, Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] /
Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007. – 144 с.
15
7. Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического
воспитания [Текст]: пособие для учителя / М.А. Якубович. - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 287 с.
1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 «Основы специальной педагогики и психологии»
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
В результате освоения учебной
Характеристики демонстрируемых
портфолио
дисциплины обучающийся должен
знаний
знать:
адекватность самоанализа в
особые образовательные потребности
процессе организации и руководства самостоятельной
обучающихся с ограниченными
различными видами деятельности и
возможностями здоровья;
общения детей и подростков с ОВЗ;
способы профилактики возможных
логичность замечаний и
экспертная оценка
трудностей адаптации обучающихся
рекомендаций, выполненных на
на
четвёртого класса с сохранным
основе анализа педагогической
практике,
развитием и с ограниченными
деятельности;
тестирование
возможностями здоровья к учебно-
документация по педагогической
воспитательному процессу в основной
практике (карта субъектного
школе;
развития, дневник по практике,
теоретические основы и практические
отзыв руководителя практик),
механизмы построения инклюзивной
подтверждающие эффективность
образовательной среды;
использования инструментов
требования к оснащению учебного
анализа процесса и результатов
кабинета, формированию его
организации различных видов
безопасной и комфортной предметно-
деятельности и общения детей и
развивающей среды.
подростков с ОВЗ - достижение
результаты
работы
педагогической
поставленных целей и задач в
процессе организации и проведения
учебных занятий и воспитательных
мероприятий;
отзывы руководителей практики,
работодателей, подтверждающие
качество организации и проведения
учебных занятий и воспитательных
мероприятий.
В результате изучения обязательной
Характеристики демонстрируемых
оценка результатов
части цикла обучающийся должен
умений
выполнения
16
уметь:
наличие плана индивидуальной
практической
осуществлять объективную оценку
коррекционно-развивающей работы
работы
достижения образовательных
с обучающимся с ОВЗ;
экспертная оценка
результатов обучающихся с сохранным
соответствие целей и задач
на педагогической
развитием и ограниченными
коррекционно-развивающей работы
практике
возможностями здоровья на основе
возрасту обучающихся, характеру
тестирования и других методов
отклонения в развитии и поведении;
контроля с учетом их возможностей,
соответствие содержания, методов и
неравномерности индивидуального
форм организации коррекционно-
психического развития, своеобразия
развивающей работы возрасту
динамики развития учебной
обучающегося, характеру
деятельности мальчиков и девочек;
отклонения в развитии и поведении
составлять (совместно с психологом и
соответствие подобранного
другими специалистами) психолого-
инструментария анализа психолого-
педагогическую характеристику
педагогической ситуации;
обучающегося с ограниченными
адекватность самоанализа в
возможностями здоровья.
процессе организации и
руководства различными видами
деятельности и общения детей и
подростков с ОВЗ.
17