ОП.11 Основы педмастерства

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.011 Основы педагогического мастерства
общепрофессионального цикла

образовательной программы среднего профессионального образованияпрограммы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах
учитель начальных классов
(квалификация)

2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Составители:
Фамилия, имя, отчество
Манаширова А.Д.
Самедова Л.А.

Должность
Преподаватель педагогики и психологии
Преподаватель педагогики и психологии

Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.04 Основы педагогики»
разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44 02 02 Преподавание
в начальных классах, утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября
2022 ) (далее – ФГОС СПО);
- с учётом примерной основной образовательной программы по
специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах;
в соответствии с рабочей программой воспитания.

-

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.11 Основы педагогического мастерства»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.11 Основы педагогического мастерства» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в
начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 3.2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06.
ОК 09

анализировать
уровень
своих
способностей,
личностных
и
профессиональных качеств;
заменять недостающие способности
и умения другими, имеющимися у
себя;
переносить знания в новые условия
своей деятельности;
оперировать
знаниями
в
практической ситуации, развивать
навыки самоконтроля, самоанализа
и устранять допущенные ошибки и
недочеты;
создавать новые сочетания средств
и
способов
педагогической
деятельности;
анализировать различные подходы
учёных к определению понятия
«педагогическое мастерство»;
использовать
вербальные
и
невербальные
способы
при
взаимодействии с детьми;
находить пути самообразования и
самосовершенствования;
раскрывать социальное значение
норм поведения в процессе общения
и проявлять личностное отношение
к социальным нормам поведения.

педагогические теории К. Д. Ушинского, А.С.
Макаренко,
В.А.
Сухомлинского,
Н.В.
Кузьминой,
В.А.
Кан-Калика,
Ю.П. Азарова и др. о педагогическом мастерстве;
психолого-педагогические
основы,
способствующие становлению педагога-мастера;
компоненты,
составляющие
основы
педагогического
мастерства
и
их
характеристики;
профессионально-личностные
и
общепедагогические качества, способствующие
становлению педагога-мастера;
элементы педагогической техники и пути
овладения педагогической техникой;
основные понятия: педагогическое мастерство,
педагогические способности, педагогическая
технология,
педагогическая
техника,
пантомимика,
педагогическое
общение,
педагогическая
оценка,
педагогическое
требование, конфликты и конфликтность,
феномен, авторитет, тренинг;
особенности
приёмов
педагогического
воздействия;
особенности тактики педагога в отношении
детей, занимающих разное положение в группе;
цели, задачи учебной работы и способы их
реализации;
виды технических средств обучения (ТСО);
структурные элементы игры;
пути к совершенствованию педагогического
мастерства;
условия
профессионально-личностной
мотивации в достижении педагогического
мастерства;
пути самосовершенствования, самореализация.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

44

в т.ч. в форме практической подготовки

24

в т. ч.:
теоретическое обучение

20

практические занятия

24

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Дифзач.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1

2

Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3

Раздел 1. Общие основы педагогического мастерства

13/6

Содержание
Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога. Профессиональная
направленность и функции деятельности педагога: развивающая, воспитывающая и
обучающая. Элементы педагогического мастерства (педагогическая направленность,
профессиональные знания, профессиональные умения, способности к педагогической
деятельности).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Самодиагностика профессионально-личностных качеств.
Содержание
Тема 1.2.
Педагогическая
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога при взаимодействии
техника как
с детьми. Техника и технология: взаимообусловленность и взаимосвязь. Пути овладения
инструментарий
педагогической техникой, владение своим настроением, эмоциями.
педагогического
В том числе практических занятий и лабораторных работ
мастерства
Практическое занятие 2. Составление памятки для педагога «Правила жестикулирования
(мимика, жесты), виды походки, умение двигаться».
Практическое занятие 3. Составление таблицы «Особенности устной речи, нормы речи,
техника речи, средства выразительности». Подбор и апробирование упражнений.
Раздел 2. Характер, специфика взаимоотношений педагога в педагогическом процессе
Содержание
Тема 2.1.
Педагогическое
Педагогическое общение. Индивидуальный стиль общения педагога. Личность педагога
общение и
и техника общения. Стили общения, влияние стилей общения педагога на
профессиональные взаимоотношение в детском коллективе и коллективе взрослых: коллег, родителей.
Педагогическая этика.
умения педагога в
общении с детьми
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. На основе анализа предложенных педагогических ситуаций
определение стиля общения педагога с детьми, разработка рекомендаций.
Самостоятельная работа обучающихся

6/2

Тема 1.1.
Педагогическое
мастерство и его
элементы

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 05,
ОК 06

4

2
2
7/4

ОК 01, ОК 02, ОК 05,
ОК 06

3
4
2
2
16/8
5/2
3

ОК 01, ОК 02, ОК 05,
ОК 06, ПК 1.2,
ПК 3.2.

2
2

6

Подготовка творческой работы на тему «Мастерство педагога устанавливать отношения,
сотрудничество, взаимодействия с родителями детей».
Подготовка к самостоятельному проведению тренингов («Ласковое имя», «Интервью»,
«Захват инициативы в диалоге», «Разговор через стекло», «Эмпатия», «Жесты» и др.).
Содержание
Тема 2.2.
Конфликты и
Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия. Формы
способы их
конфликтов: противостояние, противоборство, разногласие, противодействие,
разрешения
разъединение. Содержание конфликтов: бытовые, детские, профессиональные,
психологические.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Анализ причин проявления конфликтов в педагогической
деятельности.
Практическое занятие 6. Выделение способов разрешения конфликтов.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 2.3.
Организация
Понятие группы и групповой деятельности. Социально-ценностное значение групповой
групповой
деятельности. Функции групповой деятельности. Организации групповой деятельности.
деятельности, ее
Роль группы в выявлении индивидуального «Я».
основные функции В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. Составление рекомендаций по организации групповой
деятельности и их анализ.
Практическое занятие 8. Обсуждение-доказательство проблемы «Педагогическая
профессия дает возможность реализовать все таланты и способности».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Эффективность целостного педагогического процесса – показатель педагогического
мастерства
Содержание
Тема 3.1. Игра –
сфера жизни детей
Структурные элементы игры. Творчество педагога в подходе организации игр. Позиция
взрослого в организации и руководстве играми детей разного возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие 9. Составление рекомендаций для педагога «Организация
развивающей среды в классе, предметное оснащение игр».
2. Практическое занятие 10. Составление рекомендаций по выбору, организации и
проведению игр с детьми младшего школьного возраста.
Практическое занятие 11. Практическая отработка навыков проведения игры с младшими
школьниками.
Самостоятельная работа обучающихся

6/4

ОК 01, ОК 02, ОК 05,
ОК 06, ПК 1.2.

2
4
2
2
5/2
3

ОК 01, ОК 02, ОК 4,
ОК 05, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 3.2

2
1
1

11/10
6/3
3

ОК 01, ОК 02, ОК 4,
ОК 05, ПК 1.2,
ПК 3.2

3
1
1
1

7

Содержание
Стимулирование активной познавательной деятельности детей в процессе учебных и
внеучебных занятий: педагогическое требование, педагогическая оценка.
Проектирование взаимодействия с детьми в процессе учебной работы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. Определение способов создания ситуации успеха как залога
творческой активности детей. Выработка алгоритма создания ситуации успеха.
Практическое занятие 13. Создание рекомендаций по применению наглядных пособий,
ТСО в зависимости от обучающих целей.
Практическое занятие 14. Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности
учебной и внеучебной деятельности.
Содержание
Тема 3.3.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самовоспитание и
самообразование
Практическое занятие 15. Определение взаимосвязи самовоспитания, саморазвития и
как факторы
самообразования. Подготовка презентации.
совершенствования Практическое занятие 16. Самооценка, самоанализ в педагогической деятельности.
педагогического
Рефлексия.
мастерства
Практическое занятие 17. Использование тестов на готовность к саморазвитию, к
самообразованию.
Практическое занятие 18. Разработка и обсуждение программ саморазвития,
самообразования, самовоспитания.
Промежуточная аттестация
Всего:
Тема 3.2. Учебная
и внеучебная
деятельность как
путь
стимулирования
активной
познавательной
деятельности детей

5/3
2

ОК 01, ОК 02, ОК 05,
ОК 09, ПК 1.1,
ПК 1.2, ПК 3.2

3
1
1
1
0/4
4

ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 05

1
1
1
1
Дифзач.
44/24

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
примерной основной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для
вузов / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-13271-7. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494352 (дата обращения: 13.08.2022).
2. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. учреждений
сред.проф. учеб. заведений /С.Д. Якушева. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2019.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Кафтан, В.В., Политическая конфликтология и технологии урегулирования
конфликтов : учебник / В.В. Кафтан. — Москва : КноРус, 2021. — 394 с. — ISBN 978-5- 40602478-2. — URL:https://book.ru/book/936239 (дата обращения: 13.08.2022). — Текст :
электронный.
2. Конфликтология : учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г.
Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М,
2021. — 301 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005724-8. - Текст :
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1228800 (дата обращения:
13.08.2022). – Режим доступа: по подписке.

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
агогические теории К. Д. Ушинского, А.С.
каренко, В.А. Сухомлинского, Н.В. Кузьминой,
. Кан-Калика, Ю.П. Азарова и др. о
агогическом мастерстве;
холого-педагогические
основы,
собствующие становлению педагога-мастера;
поненты,
составляющие
основы
агогического мастерства и их характеристики;
фессионально-личностные
и
епедагогические качества, способствующие
новлению педагога-мастера;

Критерии оценки
Оценка «5» - глубокое
знание изученного вопроса,
знание понятийного
аппарата, умение применять
теоретические знания при
выполнении практического
задания;
Оценка «4» - полное знание
изученного материала,
умение в целом применять
теоретические знания, но не
всегда точно
аргументировать

Методы оценки
Устный опрос
Экспертная
оценка на
практическом
занятии
Тестирование
Зачет

10

п

Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
лизировать уровень своих способностей,
ностных и профессиональных качеств;
енять недостающие способности и умения
гими, имеющимися у себя;
еносить знания в новые условия своей
тельности;
рировать знаниями в практической ситуации,
вивать навыки самоконтроля, самоанализа и
ранять допущенные ошибки и недочеты;
давать новые сочетания средств и способов
агогической деятельности;
лизировать различные подходы учёных к
еделению
понятия
«педагогическое
терство»;
ользовать вербальные и невербальные способы
взаимодействии с детьми;
одить
пути
самообразования
и
осовершенствования;
крывать социальное значение норм поведения
роцессе общения и проявлять личностное
ошение к социальным нормам поведения.

оценка «3» - 51 – 70 %
оценка «2» - 0 – 50 %
оценка «5» - умение
применять
теоретические
знания при выполнении
практического задания;
оценка «4» - умение в целом
применять
теоретические
знания, но не всегда точно
давать
аргументацию
теоретических знаний при
выполнении практического
задания.
оценка «3» - не всегда
может
применять
теоретические знания при
выполнении практического
задания.
оценка «2» - не умение
применять
теоретические
знания при выполнения
практического задания.

Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение
за
ходом
выполнения
практической
работы
Зачет

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».