РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 Русский язык и культура
профессиональной коммуникации педагога»
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных
классах
2024 г.
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура профессиональной
коммуникации педагога» разработана в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего
профессионального образования Преподавание в начальных классах, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2022
года № 742, с учетом профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н.,
- Методических рекомендаций по подготовке кадров по программам среднего
профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их
структуре и содержанию («Ядро среднего профессионального педагогического
образования» (Письмо Минпросвещения России от 28.04.2022 №АБ-1197/05),
- примерной программы, рекомендованной ФГБОУ ДПО «Институтом развития
профессионального образования».
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024 /2025 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический
колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчики:
- Алекберова Ольга Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ
«Дербентский профессионально-педагогический
колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Отличник образования РД, Почетный работник воспитания и просвещения РФ,
преподаватель высшей категории.
Рекомендована
научно
-
методическим
советом
ГБПОУ
«Дербентский
профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Заключение научно – методического совета №_1_ от «28»августа 2024г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
С. 5-13
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С. 14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С. 15-17
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 Русский язык и культура профессиональной
коммуникации педагога»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная
дисциплина
«ОП.01
Русский
язык
и
культура
профессиональной
коммуникации
педагога»
является
частью
общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в
начальных классах
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
05, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 05,
осуществлять речевой самоконтроль, основные
единицы
и
ОК 09,
оценивать устные и письменные уровни языка, их признаки
ПК 1.7,
высказывания
и взаимосвязь;
ПК 2.6,
с точки зрения языкового оформления, орфоэпические,
ПК 3.5,
эффективности
достижения лексические,
ПК 3.6
поставленных
коммуникативных грамматические,
задач;
орфографические
применять
нормы и пунктуационные нормы
и правила русского языка в устной и современного
русского
письменной речи;
литературного языка;
находить и использовать различные нормы речевого поведения
источники информации, необходимые в социально-культурной,
для подготовки к урокам (словари, учебно-научной,
справочники);
официально-деловой
анализировать языковые единицы с сферах общения.
точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;
устанавливать
педагогически
целесообразные
взаимоотношения
с обучающимися;
проводить лингвистический анализ
текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной
дисциплины
56
в т.ч. в форме практической подготовки
32
в т. ч.:
теоретическое обучение
24
практические занятия
32
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
зачет
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации деятельности
обучающихся
Коды
Объем, акад. компетенций,
ч / в том
формированию
числе в
которых
форме
практической способствует
элемент
подготовки,
акад. ч
программы
1
2
Раздел 1. Профессиональная педагогическая коммуникация
3
10/4
4
Тема 1.1. Язык как
Содержание
средство общения и
Понятие «современный русский литературный язык».
форма существования Основные функции языка. Различия между языком и речью.
национальной
Понятие «культура речи». Роль культуры речи в
культуры
профессиональной деятельности педагога
Аспекты (компоненты) культуры речи: нормативный,
коммуникативный, этический.
Тема 1.2. Понятие о Содержание
речевой
Общие сведения о речи. Признаки речи.
коммуникации, виды
Виды речи. Язык и мышление. Язык и сознание.
речевой деятельности Основные функции языка: общение, сообщение, воздействие
(волюнтативная).
Дополнительные
функции
языка:
регулятивная,
когнитивная
(познавательная),
аккумулятивная
Понятие
речевой
коммуникации.
Типологии
коммуникации на разных основаниях: по цели, по
массовости, по содержанию.
2/0
ОК 05, ОК 09,
ПК 1.7, ПК 2.6,
ПК 3.5, ПК 3.6
2
4/2
ОК 05, ОК 09,
ПК 1.7, ПК 2.6,
ПК 3.5, ПК 3.6
2
6
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Практическое занятие 1. Язык и речь. Язык как система.
Понятие о литературном языке и языковой норме.
Практическое занятие 2. Коммуникативные качества речи:
точность речи, понятность речи, чистота речи, богатство
речи, выразительность речи.
Тема
Содержание
1.3.Профессиональная
Понятие профессиональной коммуникации.
коммуникация и ее
Метаязыки
профессиональных
коммуникаций.
функции
Лексический уровень: терминология, профессионализмы.
Синтаксический уровень: структура предложений.
Специфика профессиональных коммуникаций. Профессии
"человек - человек" и их особенности. Актуальность
проблемы дифференциации понятий коммуникации и
общения.
Коммуникация как процесс передачи и получения
информации.
Общение как процесс обмена информацией, организации
совместной деятельности, коллектива, взаимного узнавания,
взаимовлияния и воздействия. Общение как творчество.
Функции профессиональной коммуникации.
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Практическое занятие 3.Основные коммуникационные
функции языка: общение, сообщение, воздействие
(волюнтативная).
Практическое
занятие
4.
Морально-нравственные
(этические) основы профессиональной коммуникации.
Корпоративная этика.
1
1
4/2
ОК 05, ОК 09,
ПК 1.7, ПК 2.6,
ПК 3.5, ПК 3.6
2
1
1
7
Раздел 2. Культура речи
Тема 2.1. Нормы
Содержание
современного
Особенности языковой нормы и её виды.
русского
Понятие об орфоэпии как разделе языкознания.
литературного языка: Орфоэпические нормы в области произношения отдельных
нормы ударения,
звуков, грамматических форм, слов.
орфоэпические
Орфоэпические нормы в области гласных звуков.
нормы
Орфоэпические нормы в области согласных звуков.
Произношение отдельных грамматических форм.
Особенности произношения заимствованных слов.
Акцентологические нормы. Особенности ударения в
русском языке.
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Практическое занятие 5. Работа с правилами постановки
ударения в современном русском языке. Орфоэпический
словарь.
Практическое занятие 6. Вариативность постановки
ударения. Трудности и особенности русского ударения.
Ударение в отдельных грамматических формах.
Практическое занятие 7. Основные правила русского
литературного произношения. Некоторые трудные случаи
произношения гласных и согласных звуков.
Практическое занятие 8. Распространенные орфоэпические
ошибки.
Тема 2.2.Нормы
Содержание
современного
Употребление однозначных и многозначных слов.
русского
Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов,
литературного языка: паронимов.
лексические нормы
Использование стилистически окрашенной лексики.
46/28
12/8
ОК 05, ОК 09,
ПК 1.7, ПК 2.6,
ПК 3.5, ПК 3.6
4
2
2
2
2
6/4
2
ОК 05, ОК 09,
ПК 1.7, ПК 2.6,
ПК 3.5, ПК 3.6
8
Сферы и нормы использования стилистически окрашенной
лексики.
Использование лексических средств в профессиональной
речи педагога.
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Практическое занятие 9. Происхождение лексики русского
языка. Слова исконно русские и заимствования. Причины
заимствований (внутренние и внешние). Заимствования из
славянских и неславянских языков в разные периоды
истории. Калькирование как способ заимствования. Типы
заимствованной
лексики.
Языковые
признаки
заимствованных слов. Заимствования конца XX – начала
XXI
века.
Сфера
употребления.
Отношение
к
заимствованиям.
Практическое занятие 10. Работа над материалом:
«Валентность» слова. Однозначные и многозначные слова.
Различение многозначных слов и омонимов. Стилистические
ошибки: неблагозвучие речи, речевая недостаточность,
речевая избыточности (плеоназм, тавтология, многословие).
Правила употребления паронимов. Ошибки, связанные с
неправильным
построением
синонимической/
антонимической пары. Свободные и ограниченные
словосочетания.
Тема 2.3.Нормы
Содержание
современного
Классификация
речевых
ошибок,
связанных
с
русского
нарушением синтаксической нормы и их исправление.
литературного языка: Порядок слов и частей высказывания. Согласование и
синтаксические
управление в современном русском языке. Управление
нормы
обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
2
2
6/4
ОК 05, ОК 09,
ПК 1.7, ПК 2.6,
ПК 3.5, ПК 3.6
2
9
Тема 2.4.
Орфографические и
пунктуационные
нормы русского
языка.
Тема 2.5. Подготовка
публичного
выступления.
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Практическое занятие 11. Построение словосочетаний и
предложений в русском языке. Выбор управляемой формы в
словосочетании, согласование подлежащего и сказуемого,
использование причастных и деепричастных оборотов
Практическое занятие 12. Построением некоторых типов
сложных предложений.
Содержание
Понятие орфограммы и пунктограммы. Правописание той
или иной орфограммы и постановку знаков препинания в
соответствии с правилами.
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Практическое занятие 13. Морфологический, фонетический
и лексический принципы написания слов.
Практическое занятие 14. Постановка запятой, точки с
запятой, двоеточия, тире в простом и сложном предложении.
Объяснительный диктант.
Содержание
Сбор материала. Основные приемы поиска и записи
материала. Структура речи. Словесное оформление
публичного выступления. Богатство и выразительность речи.
Окончательная подготовка выступления. «Разметка» текста.
Репетиция выступления. Владение собой («как говорить»).
Естественность
поведения
оратора.
Признаки
неестественного
поведения.
Техника
речи
и
ее
составляющие. Понятие о дикции, темпе, интонационных и
голосовых
возможностях
выступающего.
Основные
принципы контакта с аудиторией.
2
2
6/4
2
ОК 05, ОК 09,
ПК 1.7, ПК 2.6,
ПК 3.5, ПК 3.6
2
2
6/4
2
ОК 05, ОК 09,
ПК 1.7, ПК 2.6,
ПК 3.5, ПК 3.6
10
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Практическое занятие 12. Составление текста выступления
на заданную тему.
Практическое занятие 13. Выступление на заданную тему,
его анализ.
Тема 2.6. Особенности Содержание
официально-делового
Общие требования, предъявляемые к документу:
стиля речи. Деловое достоверность, актуальность, убедительность и полнота
письмо.
Нормы информации, лаконизм.
делового письма
Общие функции документа: информационная, социальная,
коммуникативная, культурная.
Специальные функции документа: управленческая,
правовая, функция исторического источника.
Комплекс
обязательных
реквизитов
документа:
наименование автора, адресата, подпись, дата, номер
документа, гриф утверждения, печать. Современные
требования, предъявляемые к реквизитам документа.
Интернациональные особенности делового общения:
официальность, регламентированность, соблюдение норм
делового этикета.
Предметная и коммуникативная точность. Композиция
документа.
Происхождение слова документ.
Виды управленческих документов. Группы документов по
функциональному
значению:
личные,
директивные,
распорядительные, информационно-справочные и др.
Правила оформления документов. Типы реквизитов
документа. Бланки деловых писем.
Требования к содержанию и оформлению реквизитов
2
2
10/4
6
ОК 05, ОК 09,
ПК 1.7, ПК 2.6,
ПК 3.5, ПК 3.6
11
документа: герб, эмблема, код организации, наименование
организации-адресанта, справочные данные об организации,
ссылка на регистрационный номер и дату входящего
документа, адресат. Заголовок к тексту. Текст. Подпись.
Отметка об исполнении. Печать.
Общие требования к содержанию текста документа:
информативность, убедительность, точность употребления
терминов, лаконичность, нейтральность высказывания,
соблюдение лексических, грамматических и стилистических
норм.
Сокращение слов и словосочетаний в тексте документа.
Распорядительные документы (общая характеристика).
Виды распорядительных документов: решение, приказ.
Ключевые слова этих документов. Виды инструктивнометодических документов: служебная записка, протоколы.
Ключевые слова данных документов.
Заявление. Определение заявления как вида деловой
бумаги. Состав заявления. Образцы заявлений (в свою и
чужую организации). Языковые особенности стиля и
оформления заявления. Данные адресата и автора.
Наименование документа. Особенности указания числа.
Производные предлоги (ввиду, вследствие, согласно, в целях
и др.) в тексте заявления. Понятие синтаксической
компрессии. Конкретика данных в заявлении.
Автобиография. Происхождение слова "автобиография".
Определение автобиографии. Состав автобиографии.
Особенности и последовательность указания данных об
авторе. Сведения о составе семьи, образовании, трудовой
деятельности. Образец автобиографии. Виды автобиографии
(деловая и литературная). Языковые особенности стиля и
12
оформления автобиографии.
Резюме. Происхождение и значение слова "резюме".
Резюме
как
вид
деловой
бумаги.
Резюме
в
западноевропейских странах и его роль при устройстве на
работу. Резюме в России. Цель резюме. Международные
стандарты оформления резюме. Состав резюме. Особенности
написания заглавия документа, указания данных (обратный
хронологический порядок). Образцы резюме. Полезные
советы при составлении резюме.
Доверенность.
Определение
доверенности.
Характеристика документа. Состав доверенности. Виды
доверенности.
Образец
доверенности.
Языковые
особенности стиля и оформления доверенности. Заверение
подписи доверителя и его юридическая роль в составе
документа. Языковые клише доверенности.
Расписка. Определение расписки. Цель ее написания.
Состав документа. Случаи необходимости заверения
расписки у нотариуса. Последовательность предъявляемых в
документе сведений. Образец расписки. Языковые
особенности стиля и оформления расписки.
В том числе практических занятий и лабораторных
работ
Практическое занятие 14. Официально-деловой стиль.
Составление деловых бумаг (справка, удостоверение);
Практическое занятие 15. Официально-деловой стиль.
Составление
частных
деловых
бумаг
(заявление,
доверенность). Автобиография. Резюме.
Промежуточная аттестация
Всего
2
2
56
13
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Русского языка и культуры речи», оснащенный в
соответствии п. 6.1.2.1 примерной образовательной программы по данной
специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
При формировании библиотечного фонда образовательной организацией
выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных
изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студ.
учреждений сред.проф. образования /Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. –
Москва: Издательский центр «Академия», 2022. – 320 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов,
Е. В. Сергеева; под общей редакцией В. Д. Черняк. – 4-е изд., перераб. и
доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 389 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-00832-6. – Текст: электронный //
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
–
URL:
https://urait.ru/bcode/491228 (дата обращения: 20.06.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и
культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Издательство
«Феникс», 2000
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие /
Л.А. Введенская, М.Н.Черкасова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 381 с.
4. Филиппова Л.С., Филиппов В.А. Русский язык и культура речи:
учебное пособие, издание 6-е. Тюмень. Издательство Тюменского
государственного университета 2010. – 272 с.
5. http://www.gramota.ru
6. http://www.slovari.ru
7. http://www.sokr.ru
8. http://www.megakm.ru/ojigov
9. http://www.redactor.ru
10. http://www.ruscenter.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
основные единицы и уровни
языка,
их
признаки
и
взаимосвязь;
орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского
литературного языка;
нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебнонаучной,
официально-деловой
сферах общения.
называет
основные
единицы и уровни языка,
их
признаки
и
взаимосвязь;
соблюдает
орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные нормы
современного
русского
литературного языка;
использует
нормы
речевого поведения в
социально-культурной,
учебно-научной,
официально-деловой
сферах общения.
осуществляет
речевой
самоконтроль, оценивать
устные и письменные
высказывания с точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения поставленных
коммуникативных задач
применяет
нормы
и
правила русского языка в
устной и письменной
речи;
тестовые задания различных
видов;
письменные и устные ответы;
домашняя
работа
(упражнения) по темам курса;
контрольные
письменные
работы;
написание
сочинений
рассуждений;
участие в обсуждении тем
патриотической
направленности;
наблюдение за умением вести
дискуссию;
подбор и работа с текстами
авторов
различных
национальностей.
осуществлять
речевой
самоконтроль, оценивать устные
и письменные высказывания с
точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач
применять нормы и правила
русского языка в устной и
письменной речи;
находить
и
использовать
различные
источники
информации, необходимые для
публичное выступление по
заданной теме;
наблюдение и оценка на
практических занятиях;
презентация сообщения;
защита проектов;
публичное
представление
самостоятельно
составленного
текста
по
заданной теме.
15
подготовки к урокам (словари,
справочники);
анализировать языковые
единицы с точки зрения
правильности, точности и
уместности их употребления;
устанавливать педагогически
целесообразные
взаимоотношения с
обучающимися;
проводить лингвистический
анализ текстов различных
функциональных стилей и
разновидностей языка
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
основные нормы русского
языка в области устной и
письменной речи;
основные
особенности
слушания, чтения, говорения и
письма как видов речевой
деятельности;
основные модели речевого
поведения;
основы
речевых
жанров,
актуальных
для
учебнонаучного общения;
сущность
речевого
воздействия, его виды, формы
и средства;
основные средства создания
вербальных и невербальных
текстов
в
различных
ситуациях
личного
и
профессионально значимого
общения;
находит и использует
различные
источники
информации,
необходимые
для
подготовки
к
урокам
(словари, справочники);
анализирует
языковые
единицы с точки зрения
правильности, точности и
уместности
их
употребления;
Критерии оценки
Оценка «5» - глубокое знание
изученного вопроса, знание
понятийного аппарата, умение
применять теоретические знания
при выполнении практического
задания;
Оценка «4» - полное знание
изученного материала, умение в
целом применять теоретические
знания, но не всегда точно
аргументировать теоретических
знаний при выполнении
практического задания.
Оценка «3» - поверхностное
знание изученной темы, не всегда
может применять теоретические
знания при выполнении
практического задания.
Оценка «2» - существенные
проблемы в содержании
теоретического материала, не
умение применять теоретические
знания при выполнения
практического задания.
оценка «5» - 85 – 100 %
оценка «4» - 71 – 85 %
оценка «3» - 51 – 70 %
оценка «2» - 0 – 50 %
Перечень умений, осваиваемых в
оценка «5» - умение применять
рамках дисциплины:
теоретические
знания
при
практического
реализовывать
различные выполнении
виды речевой деятельности в задания;
учебно-научном общении на оценка «4» - умение в целом
применять теоретические знания,
русском языке;
Методы оценки
Устный опрос
Экспертная оценка
на практических
занятиях
Тестирование
Зачет
Оценка результатов
выполнения
практической
работы
16
вести диалог на русском
языке;
осуществлять
эффективную
межличностную
коммуникацию в устной и
письменной
формах
на
русском языке;
создавать и редактировать
тексты
основных
жанров
деловой речи.
но не всегда точно давать
аргументацию
теоретических
знаний
при
выполнении
практического задания.
оценка «3» - не всегда может
применять теоретические знания
при выполнении практического
задания.
оценка «2» - не умение применять
теоретические
знания
при
выполнения
практического
задания.
Экспертное
наблюдение
за
ходом выполнения
практической
работы
Зачет
Разработчик:
- Алекберова Ольга Леонидовна, преподаватель
русского языка и литературы ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова», Отличник образования РД, Почетный
работник воспитания и просвещения РФ,
преподаватель высшей категории.
__________________
Рецензент:
Эмирова А.С. – директор МБОУ СОШ№16
г.Дербент, Отличник образования РД
_____________________
17