ОП.09 Возрастная анатомия

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП 09 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
код и наименование дисциплины по ФГОС

Квалификация «Учитель начальных классов»
Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по
специальности, 44.02.02. Преподавание в начальных классах, рабочего учебного
плана образовательного учреждения на 2024/2025 учебный год.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический
колледж» им Г. Б. Казиахмедова.
Разработчик: Касумова Н.А. – преподаватель высшей категории
Рабаданова Х.К. – преподаватель первой категории
Гусейнова Э. Г. – преподаватель первой категории
Рецензент:
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» для
применения в учебном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.9 Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.09 Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в
начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ПК 1.1
ПК 1.2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09

– применять знания по анатомии,
физиологии и гигиене приизучении
профессиональных модулей и в
профессиональнойдеятельности;
– оценивать факторы внешней среды
с точки зрения влияния на
функционирование и развитие
организма человека в детском и
подростковом возрасте;
– правильно интерпретировать и
применять
основные
понятия
общей патологии при работе с
обучающимися;
– проводить
под
руководством
медицинского
работника
мероприятия по профилактике
заболеваний детей;
– обеспечивать
соблюдение
гигиенических
требований
в
кабинете
при
организации
обучения обучающихся;
– учитывать
особенности
физической работоспособности и
закономерности ее изменения в
течение различных интервалов
времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при
проектировании и реализации
образовательного процесса

основные положения терминологию
анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития
организма человека;
норму развития и отклонения от нормы
роль конституции и наследственности в
патологии;
общую
характеристику
типовых
патологических процессов;
строение и функции систем органов
здорового человека;
физиологические характеристики основных
процессов жизнедеятельности организма
человека;
возрастные
анатомо-физиологические
особенности детей и подростков;
влияние процессов физиологического
созревания и развития ребенка на его
физическую
и
психическую
работоспособность, поведение;
основы гигиены детей и подростков;
гигиенические нормы, требования и правила
сохранения и укрепления здоровья
на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных
заболеваний;
гигиенические
требования
к
образовательному процессу, зданию и
помещениям школы

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

70

в т.ч. в форме практической подготовки

14

в т. ч.:
теоретическое обучение

50

практические занятия

14

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Ведение в курс возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Организм как единое целое.
Тема 1.1. Введение в Содержание
возрастную
1.
Анатомия и физиология как науки о строении человека. Значение этих наук в
анатомию,
развитии педагогики, психологии, физиологии питания, гигиены и других дисциплин.
физиологию и гигиену Гигиена, как наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Возрастная
человека.
Предмет, анатомия, физиология и гигиена.
содержание и задачи
2.
Органы и системы органов. Топографическое расположение органов и частей
дисциплины. Уровни
тела. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены
организации жизни
человека.
Тема 1.2. Основные
Содержание
закономерности роста 1.
Онтогенез. Периоды онтогенеза: пренатальный, натальный, постнатальный.
и развития организма Возрастная периодизация. Исторический характер возрастной периодизации.
человека
Критерии возрастных этапов развития. Различные классификации периодизаций
детского возраста. Критические периоды.
2.
Понятие роста и развития. Рост и развитие и их связь с объективно
существующими законами биологических систем и организма в целом; генетическая
обусловленность роста и развития; влияние среды: закон прогрессивного
дифференцирования (И.И. Шмальгаузен); обусловленность роста и развития полом
ребёнка (половой диморфизм). Характерные особенности роста и развития:
гетерохронность, этапность. Функциональные свойства организма: резистентность,
реактивность, адаптация. Факторы, влияющие на рост и развитие детей. Понятие
акселерации, её значение.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. «Характеристика возрастных периодов»

Объем, акад. ч /в
Коды компетенций,
том числе в форме
формированию
практической
которых способствует
подготовки, акад
элемент программы
ч
3
4
8
2
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.
2

4

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

3

1
1

6

Тема 1.3. Методы
возрастной анатомии
и физиологии

Содержание
1.
Методы возрастной анатомии и физиологии. Общие методы анатомии и
физиологии. Специальные методы. Медицинские методы. Общая характеристика
методик антропометрических исследований детей.
Раздел 2. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков
Тема 2.1. Нервная
Содержание
регуляция функций
1.
Общая характеристика нервной системы. Значение нервной системы, её
организма и ее
развитие, методы исследования. Основные структуры нервной ткани: нейрон и
возрастные
нейроглия, их функциональное значение. Виды нейронов, раздражимость и
особенности
возбудимость как свойство нервной ткани, нервные волокна и их свойства, нервные
центры. Синапс.
2.
Понятие рефлекса. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.
Соматическая нервная система, вегетативная нервная система.
Тема 2.2. МорфоСодержание
функциональные
1.
Центральная нервная система. Спинной мозг: строение и функции. Рефлексы
особенности
спинного мозга, возрастные особенности спинномозговых рефлексов.
центральной нервной 2.
Головной мозг: отделы головного мозга, кора больших полушарий,
системы
локализация функций в коре больших полушарий. Гипоталамо-гипофизарная система
Лимбическая система. Асимметрия полушарий головного мозга.
Тема 2.3 Возрастные
Содержание
анатомо1.
Анализаторы. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Общее строение
физиологические
анализатора: периферическая, проводниковая и центральная части. Современное
особенности
учение о сенсорных системах.
анализаторов
2.
Зрительный и слуховой анализатор. Общее строение зрительной и слуховой
сенсорной системы. Особенности их развития у детей и подростков. Особенности
развития в различные возрастные периоды, их значение для развития речевой и
психической деятельности. Значение зрительной сенсорной системы и особенности
развития. Особенности строения глазного яблока. Оптическая система глаза.
Аккомодация. Рефракция глаза. Бинокулярное зрение. Световоспринимающий
аппарат глаза. Цветоощущение. Возрастные особенности зрительных рефлекторных
реакций. Бинокулярное зрение. Световоспринимающий аппарат глаза. Возрастные
особенности зрительных рефлекторных реакций. Значение зрения для развития речи.
Значение слуховой сенсорной системы и особенности развития. Анатомические

2
2
48
2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

2

5

5

5

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

3

7

Тема 2.4. Гигиена
зрения и слуха.

Тема 2.5. Возрастные
анатомофизиологические
особенности опорнодвигательной
системы

особенности в различные возрастные периоды. Возрастные особенности слухового и
вестибулярного анализаторов
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2-3. «Исследование и описание физиологических
характеристик зрительного и слухового анализаторов. Взаимодействие
анализаторов».
Содержание
1.
Гигиена зрительной и слуховой сенсорной системы. Значение гигиены
занятий в детском саду и школе с учётом возрастных анатомо- физиологических
особенностей сенсорных систем.
Содержание
1.
Общая характеристика опорно-двигательной системы. Костная система.
Пассивная часть ОДС. Состав ОДС, функции скелета. Строение костной ткани,
строение костей, стадии развития костей, ядра окостенения, факторы, влияющие на
рост и развитие кости. Виды соединения костей. Строение и значение сустава.
Возрастные и функциональные изменения костей. Строение осевого скелета:
позвоночник, грудная клетка, череп. Возрастные особенности. Строение добавочного
скелета: скелет верхних и нижних конечностей. Возрастные особенности.
2.
Мышечная система. Активная часть ОДС. Строение мышц. Виды мышечной
ткани. Работа мышц. Статическая и динамическая работа мышц. Развитие и
усложнение координации движений, показатели работы двигательного аппарата:
силы, скорости, выносливость, влияние физической активности на развитие
двигательного аппарата в целом. Гиподинамия, гипокинезия, её последствия.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. «Определение топографического расположения костей и
суставом с использованием скелета человека, дидактического материала»

Тема 2.6.
Профилактика
нарушений опорнодвигательной
системы

Содержание
1.
Осанка, её нарушения. Профилактика нарушений осанки. Гигиенические
требования к детской мебели, портфелям, школьным ранцам и аналогичным изделиям
для детей, к размеру детской обуви и одежды. Плоскостопие. Значение физических
упражнений в укреплении свода стопы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ

2
2
2
2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

5
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01. ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.
4

1
1
3
2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

1

8

Тема 2.7. Внутренняя
среда организма.
Кровь.

Тема 2.8. Возрастные
анатомофизиологические
особенности сердечнососудистой системы.
Работа сердца.

Тема 2.9. Иммунитет

Тема 2.10. Возрастные
анатомофизиологические
особенности
дыхательной системы

Практическое занятие 5. «Определение типа осанки и факторов среды, влияющихна
ее формирование»
Содержание
Общая характеристика сердечно-сосудистой системы.
1. Внутренняя среда организма, ее компоненты. Состав и свойства внутренней среды
организма. Гомеостаз. Общая схема кровообращения. Лимфа и лимфообращение.
Кровь: функции, состав и физиологические свойства. Форменные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их функции. Плазма крови. Свёртываемость
крови, группы крови, резус – фактор, переливание крови.
Содержание
1.
Кровеносные сосуды, их виды. Сердце: строение, возрастные особенности.
Работа сердца. Цикл сердечной деятельности, регуляция работы сердца. Понятие
«систола», «диастола», «пауза». Особенности сокращений сердца у плода и
новорожденных. Систолический и минутный объемы крови. Движение крови по
сосудам, кровяное давление, круги кровообращения. Частота сердечных сокращений
в различные возрастные периоды. Механизм непрерывного движения крови по
сосудам. Гуморальная и нервная регуляции кровообращения. Кровяное давление его
особенности в детском возрасте. Влияние нагрузки на кровеносную систему.
Тренировка сердца ребёнка.
2.
Лимфатическая система: функции, сосуды и лимфоузлы. Механизм
образования лимфы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. «Определение АД и пульса»
Содержание
1.
Понятие иммунитета. Виды иммунитета: специфический, неспецифический.
Вакцинация. Органы иммунной системы. Причины сниженного иммунитета.
Проявления сниженного иммунитета.
Содержание
1.
Общая характеристика дыхательной системы. Значение дыхания в
жизнедеятельности и развитии организма. Химический состав атмосферного воздуха
и его значение для здоровья. Особенности дыхания в пре - и постнатальном периодах.
Воздухоносные пути: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, их возрастные

1
4

4

5

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

4

1
1
1
1
3
2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

9

особенности. Особенности строения гортани и голосового аппарата у детей. Лёгкие.
Положение лёгких в грудной клетке, плевральная полость.
2.
Акты вдоха и выдоха. Значение дыхательных мышц в акте дыхания.
Жизненная емкость лёгких, частота и глубина дыхания. Газообмен в лёгких, в тканях.
Типы дыхания в различные возрастные периоды. Особенности дыхания
новорожденного (диафрагмальный тип). Связь типа дыхания с началом хождения
(грудное, грудобрюшное). Половые различия дыхания (грудной и брюшной типы).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. «Определение топографии органов дыхательной системы
на таблицах, муляжах».
Тема 2.11. Гигиена
дыхания
Тема 2.12.
Возрастные анатомофизиологические
особенности
пищеварительной
системы

Тема 2.13. Обмен
веществ и энергии

Содержание
1.
Основные гигиенические показатели воздушной среды. Микроклимат.
Гигиена дыхания детей.
Содержание
1.
Общая характеристика пищеварительной системы. Значение и строение
органов пищеварения. Значение трудов И.П.Павлова в создании учения о функциях
органов пищеварения.
2.
Строение органов пищеварения. Органы пищеварительной системы: ротовая
полость, строение зубов, желудок, кишечник. Пищеварительные железы.
3.
Процесс пищеварения. механическая и химическая обработка пищи на всех
этапах
пищеварения.
Секреторная
функция
пищеварительных
желез.
Приспособление их функций к характеру и режиму питания. Пищеварение в ротовой
полости, желудке, тонком и толстом кишечнике. Всасывание. Нейрогуморальная
регуляция пищеварения. Возрастные особенности пищеварения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. «Определение топографического расположения органов
пищеварительной системы с использованием дидактических материалов»
Практическое занятие 9.
«Характеристика возрастных особенностей
пищеварения»
Содержание
1.
Понятие обмена веществ. Возрастные особенности, виды обмена веществ.
Витамины: классификация, роль в организме. Ассимиляция и диссимиляция. Этапы
обмена веществ. Энергетический обмен, суточные затраты энергии у детей и
взрослых. Пища как источник веществ и энергии в организме.

1
1
1
1
4

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

2

2
1
1
2
1

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

10

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. «Представление и анализ меню для детей младшего
школьного возраста на один день с учётом возраста и необходимойкалорийности
Тема 2.14. Гигиена
Содержание
питания
1.
Гигиена
питания.
Физиологические
основы
рационального,
сбалансированного питания, витамины и их роль в обмене веществ. Понятие
здорового питания и профилактика пищевых отравлений. Санитарно-гигиенические
требования к организации питания детей дошкольного и младшего школьного
возраста.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. «Составление рекомендаций по рациональному питанию
детей младшего школьного возраста, с целью обеспечения здоровья
детей и профилактики заболеваний пищеварительной системы»
Тема 2.15. Возрастные Содержание
анатомо1.
Общая характеристика мочевыделительной системы. Строение и функции
физиологические
органов мочевыделительной системы. Возрастные особенности мочевыделительной
особенности
системы.
выделительной
2.
Мочеобразование. Этапы образования мочи. Механизм мочевыделения.
системы. Почки.
Развитие регуляторных механизмов произвольного мочеиспускания.
Тема 2.16. Кожа.
Содержание
Гигиена кожи.
1.
Общая характеристика кожи. Производные эпидермиса. Физиологическое
значение и строение кожи: эпидермис, дерма, подкожно-жировая клетчатка.
Производные эпидермиса. Возрастные особенности кожи. Особенности
терморегуляции у детей.
2.
Личная гигиена детей и подростков. Уход за кожей, ногтями и волосами
детей. Профилактика кожных заболеваний, ожогов, отморожений. Гигиенические
требования к одежде и обуви детей. Закаливание. Принципы закаливания.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. «Исследование кожной рецепции. Адаптация
рецепторов»
Тема 2.17. Возрастные Содержание
анатомофизиологические

1
1
2

1

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

1
1
1
1

2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

1

1
1
1

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.

11

особенности
репродуктивной
системы

1. Общая характеристика репродуктивной системы. Строение и функции органов
репродуктивной системы. Половое созревание. Понятие физиологической,
психологической и социальной зрелости.

Раздел 3. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и
психическую работоспособность, поведение
Содержание
Тема 3.1. Возрастные
анатомо1. Общая характеристика эндокринной системы. Строение желёз внутренней
секреции. Общие признаки эндокринных желёз, значение и структура гормонов,
физиологические
особенности
особенности их физиологической активности. Классификация гормонов. Возрастные
эндокринной системы особенности эндокринной системы. Процессы функционирования эндокринных
желёз в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Содержание
Тема 3.2. Высшая
нервная деятельность 1.
Высшая нервная деятельность. Значение работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова
детей и подростков
в изучении функции коры головного мозга. Учение о высшей нервной деятельности.
Условные и безусловные рефлексы, их различия и значение. Выработка условных
рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных
рефлексов и их особенности в детском и подростковом возрасте. Динамический
стереотип, как основа привычек и навыков. Механизм его формирования.
Содержание
Тема 3.3.
1. Типология ВНД. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности
Типологические
особенности высшей
животных и человека. Критерии И.П. Павлова для типологических свойств нервной
нервной деятельности системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность,
детей.
подвижность). Основные типы высшей нервной деятельности животных и человека.
Типы высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) и соотношение их с учением о
темпераментах (Гиппократ). Основные положения по формированию типологических
особенностей. Зависимость формирования типологических особенностей от
социальных факторов, процессов воспитания иобучения. Пластичность типов ВНД.

Тема 3.4.
Психическая
деятельность. Первая
и вторая сигнальные

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 13. «Выявление типологических особенностей ВНД детей и
подростков»
Содержание
1. Физиологические основы психических процессов человека. Асимметрия мозга.
Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах действительности. Становление в
процессе развития ребёнка сенсорных и моторных механизмов речи.

ОК 09.
1
6
1

1

2

2

2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.
ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

1

1
1
1
1

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

12

Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Речь
и её функции. Развитие речи у ребёнка. Память. Физиологические основы памяти.
Внимание. Физиологические основы внимания.
2. Физиологические основы утомления и переутомления. Признаки, характеристика,
особенности возникновения у детей. Гигиена учебно-воспитательнойработы. Значение
режима дня. Периодичность физиологических функций и умственной
работоспособности. Физиология сна.
Раздел 4. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в ДОО
Содержание
Тема 4.1.
Гигиенические
1.
Предмет и задачи гигиены детей. История развития гигиены детей как науки
требования к
и учебной дисциплины. Нормирование в гигиене детей. Принципы нормирования.
условиям и
2.
Нормативные документы, определяющие гигиенические нормы, требования
организации
и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.
обучения в
3. Работоспособность. Фазы работоспособности. Особенности физической
общеобразовательных работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов
учреждениях
времени. Гигиенические требования к помещениям образовательной организации,
режиму дня.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 14. «Анализ и гигиеническая оценка режима дня детей»
системы

Промежуточная аттестация
Всего:

2

2

ПК 1.1, ПК 1.2.
ОК 01.ОК 02.ОК 03.
ОК 04. ОК 05. ОК 06.
ОК 09.

1

1
1
6
70/14

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет ««Физиологии. Анатомии и гигиены», оснащенный в соответствиис п. 6.1.2.1
примерной основной образовательной программы по специальности.
3.1.1. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования
в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной
организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий
и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.1.2. Основные печатные и электронные издания
1.
Айзман, Р.И., Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Р.И.
Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. — Москва: КноРус, 2023. — 403 с. — ISBN 978-5406-10302-9. — URL:https://book.ru/book/944948 (дата обращения: 13.08.2022). — Текст:
электронный.
2.
Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для среднего
профессионального образования / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 414 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 53400684-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/452350 (дата обращения: 13.08.2022).
3.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными
особенностями детского организма) / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов - – 14-е изд., стер. –
Москва: Издательский центр «Академия», 2021. – 384 с.
3.1.3. Дополнительные источники
1.
Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология: Основы
профилактики и
коррекции нарушений в развитии детей: Учеб. пособ. для СПО. – М.: Владос, 2013.
2.
Самусев Р.П. Атлас анатомии человека: Учеб. пособ. – М.: Мир и образование,
2015.
3.
Соловьева Л.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / Л.А. Соловьева. – 1-е изд. – М.: Издательский центр
«Академия», 2017. – 288 с.

14

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
педагогические
теории
К. Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинского,
Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика,
Ю.П.
Азарова
и
др.
о педагогическом мастерстве;
психолого-педагогические
основы,
способствующие
становлению
педагога-мастера;
компоненты, составляющие основы
педагогического мастерства и их
характеристики;
профессионально-личностные
и
общепедагогические
качества,
способствующие
становлению
педагога-мастера;
элементы педагогической техники и
пути
овладения
педагогической
техникой;
основные понятия: педагогическое
мастерство,
педагогические
способности,
педагогическая
технология, педагогическая техника,
пантомимика, педагогическое общение,
педагогическая оценка, педагогическое
требование,
конфликты
и
конфликтность, феномен, авторитет,
тренинг;
особенности приёмов педагогического
воздействия;
особенности тактики педагога в
отношении детей, занимающих разное
положение в группе;
цели, задачи учебной работы и способы
их реализации;
виды технических средств обучения
(ТСО);
структурные элементы игры;
пути
к
совершенствованию
педагогического мастерства;
условия профессионально-личностной
мотивации
в
достижении
педагогического мастерства;
пути
самосовершенствования,
самореализация.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
анализировать
уровень
своих
способностей,
личностных
и
профессиональных качеств;

Критерии оценки
Оценка «5» - глубокое
знание изученного вопроса,
знание понятийного
аппарата, умение применять
теоретические знания при
выполнении практического
задания;
Оценка «4» - полное знание
изученного материала,
умение в целом применять
теоретические знания, но не
всегда точно
аргументировать
теоретических знаний при
выполнении практического
задания.
Оценка «3» поверхностное знание
изученной темы, не всегда
может применять
теоретические знания при
выполнении практического
задания.
Оценка «2» - существенные
проблемы в содержании
теоретического материала,
не умение применять
теоретические знания при
выполнения практического
задания.
Критерии оценки
демонстрируемых знаний
при выполнении тестовых
заданий:
оценка «5» - 85 – 100 %
оценка «4» - 71 – 85 %
оценка «3» - 51 – 70 %
оценка «2» - 0 – 50 %

Методы оценки
Устный опрос
Экспертная оценка на
лабораторном и
практическом занятиях
Тестирование
Экзамен

Характеристики
демонстрируемых умений:
оценка «5» - умение
применять
теоретические
знания при выполнении

Оценка
результатов
выполнения
практической работы
Экспертное

15

заменять недостающие способности и
умения другими, имеющимися у себя;
переносить знания в новые условия
своей деятельности;
оперировать знаниями в практической
ситуации,
развивать
навыки
самоконтроля, самоанализа и устранять
допущенные ошибки и недочеты;
создавать новые сочетания средств и
способов педагогической деятельности;
анализировать различные подходы
учёных к определению понятия
«педагогическое мастерство»;
использовать
вербальные
и
невербальные
способы
при
взаимодействии с детьми;
находить пути самообразования и
самосовершенствования;
раскрывать социальное значение норм
поведения в процессе общения и
проявлять личностное отношение к
социальным нормам поведения

практического задания;
оценка «4» - умение в целом
применять
теоретические
знания, но не всегда точно
давать
аргументацию
теоретических знаний при
выполнении практического
задания.
оценка «3» - не всегда
может
применять
теоретические знания при
выполнении практического
задания.
оценка «2» - не умение
применять
теоретические
знания при выполнения
практического задания.

наблюдение за ходом
выполнения
практической работы
Экзамен

16

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09. Возрастная анатомия, физиология
и гигиена является частью примерной основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в
начальных классах.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки специалистов
среднего звена.
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная дисциплина ОП.09. Возрастная анатомия, физиология и гигиена является
частью профессионального цикла ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины.
Рабочая программа отражает современные требования к обучению и практическому
использованию знаний о возрастных анатомических и физиологических особенностях
учащихся начальной школы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является изучение строения и функций систем органов
здорового
человека,
физиологических
характеристик
основных
процессов
жизнедеятельности и возрастных анатомо-физиологических особенностей детей.
Учебная дисциплина направлена на формирование у обучающихся следующих
общих и профессиональных компетенций:
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать
внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать
полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические
материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного
стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения,
особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

17

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
У2 - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении
профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
У3 - оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и
развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;
У4 - проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике
заболеваний детей;
У5 - обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации
обучения младших школьников;
У6 - учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее
изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя,
день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
З2 - основные закономерности роста и развития организма человека;
З3 - строение и функции систем органов здорового человека;
З4 - физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма
человека;
З5 - возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
З6 - влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его
физическую и психическую работоспособность, поведение;
З7 - основы гигиены детей и подростков;
З8 - гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на
различных этапах онтогенеза;
З9 - основы профилактики инфекционных заболеваний;
З10 - гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и
помещениям образовательного учреждения.
1. В.П. Мальцев, Е.В. Григорьева «Возрастная анатомия и физиология»
2. Константинов В. М. Биология для профессий и специальностей технического
и естественно-научного профилей: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева;
Константинова В. М., ред. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2019. 336 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 9785-4468-8487-2

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».