ОП. 05 Основы психологии

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Основы психологии
общепрофессионального цикла

образовательной программы среднего профессионального образованияпрограммы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах
учитель начальных классов
(квалификация)

2024

Составитель:
Фамилия, имя, отчество
Дациева И.М.

Должность
Преподаватель педагогики и психологии

Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.05 Основы
психологии» разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 44 02 02 Преподавание
в начальных классах, утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября
2022 ) (далее – ФГОС СПО);
- с учётом примерной основной образовательной программы по
специальности 44 02 02 Преподавание в начальных классах;
в соответствии с рабочей программой воспитания.

-

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.05 Основы психологии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.05 Основы психологии» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются уменияи знания
Код
Умения
Знания
ПК,
ОК
актуальный профессиональный
ОК 01, распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
и социальный контекст, в
ОК 02,
анализировать
задачу
и/или
проблему
и
выделять
её
котором приходится работать и
ОК 09,
составные
части;
определять
этапы
решения
задачи;
жить;
ПК 1.7,
основные источники
ПК 2.6, выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
информации и ресурсы для
ПК 3.5.
решения задач и проблем в
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
использовать современное программное
обеспечение; использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных задач
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы;
осуществлять мониторинг и анализ современных
психолого-педагогических и методических
ресурсов для профессионального роста в области
организации обучения обучающихся;
организовывать взаимодействие с семьей и
коллегами в разнообразных формах (родительские
собрания, педагогические советы, методические
совещания, беседы, консультации и т.д.);
консультировать родителей по вопросам семейного
воспитания, социального, психического и
физического развития ребенка;
организовывать разнообразные формы
взаимодействия с семьей (родительские встречи,
консультации, беседы и др.), привлекать родителей
к проведению совместных мероприятий;
изучать особенности семейного воспитания
обучающихся

профессиональном и/или
социальном контексте;
порядок оценки результатов
решения задач
профессиональной
деятельности
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной
деятельности;
лексический минимум,
относящийся к описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной
деятельности;
образовательные запросы
общества и государства в
области обучения

обучающихся
образовательные запросы
общества и государства в
области внеурочной
деятельности обучающихся
особенности планирования,
содержание, формы, методы и
технологии взаимодействия с
родителями обучающихся (их
законными представителями)

Личностные результаты
реализации программы воспитания
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой ЛР 7
человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека,
собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора,
самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности
каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и
законных интересов других людей
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической
культуры.
Критически
оценивающий и деятельно
проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния
на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к
культуре как средству коммуникации и самовыражения
в
обществе,
выражающий
сопричастность к нравственным нормам, традициям в
искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах
ЛР 11
искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных
духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного
быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.
Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной
эстетике
Принимающий
российские
традиционные
семейные
ценности.
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание
брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
ЛР 12
воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания
Признающий ценности непрерывного образования, необходимость
постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным
ЛР 15
профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный
жизненный и профессиональный опыт
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи ЛР 17
и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать
эстетические ценности своим воспитанникам

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

123

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

60

практические занятия

42

курсовая работа (проект)

18

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме экзамена

3

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание и формы организации деятельности обучающихся

1
Раздел 1. Введение в психологию
Тема 1.1. Предмет и Содержание
задачи психологии
1.
Предмет

2

и задачи психологии как науки. Сравнительная
характеристика научной и житейской психологии.
2.
Отрасли психологии. Связь психологии с другими науками. Связь
психологии с педагогической наукой и практикой

Тема 1.2. Методы
изучения психики

Тема 1.3. Психика и
ее развитие

Содержание

1. Понятие о методе научного познания в психологии. Методы
психологии на разных этапах ее развития: метод интроспекции,
объективные методы, психоанализ, методы психологической помощи.
2.Основные методы
психологических исследований.Классификация
Б.Г. Ананьева.
Содержание

1.
Понятие о психике. Возникновение и развитие психики. Гипотеза
А. Н. Леонтьева о чувствительности. Эволюция психики. Основные
стадии развития психики животных. Общее представление о формах
поведения: инстинкт, научение, навык, интеллект.
2.

Тема 1.4. Сознание
человека

Объем, акад. ч /в
том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
7/1
4/-

Коды компетенций,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

4
4/-

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

1

2/-

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

2

Физиологические основы психики человека

Содержание

1. Сознание
как
высшая
форма
отражения
человеком
действительности. Структура сознания.
2. Культурно-историческая концепция развития психики человека.
Понятие высшей психической функции. Основные источники развития
высших психических функций у человека. Сравнение психики человека

6/-

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

6/-

7

и животных.
3.
Сознание
и
бессознательное.
неосознаваемых психических процессов.
Тема 1.5.
Деятельность

Общая

характеристика

Содержание

2/2

Основные
понятия
психологической
теории
деятельности.
Макроструктура деятельности. Соотношение внешней и внутренней
деятельности. Освоение деятельности.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Решение психологических задач по теме
«Деятельность»
Раздел 2. Познавательные психические процессы
Тема 2.1.
Содержание
Ощущения
1.
Понятие об ощущениях, функции ощущений. Физиологические

механизмы ощущений. Классификация видов ощущений
2.
Основные свойства ощущений: (чувствительность, адаптация,
контраст ощущений, сенсибилизация, синестезия).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Исследование взаимодействий ощущений и
компенсаторных возможностей ощущений
Практическое занятие 3. Решение психологических задач по теме
«Ощущения»
Тема 2.2.
Восприятие

Содержание

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

2
26/20
4/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

4

4

4/4

1.
Понятие о восприятии, свойства восприятия: предметность,
целостность, константность и осмысленность восприятия. Зависимость
восприятия от характера деятельности. Роль моторных компонентов в
восприятии.
2.
Классификация видов восприятия.

4

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. Иллюзии зрительного восприятия
Практическое занятие 5. Решение психологических задач по теме
«Восприятие»

4

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

8

Тема 2.3. Внимание

Содержание

1. Понятие о внимании, функции внимания. Свойства внимания:
устойчивость, объем внимания, переключение, сосредоточенность,
распределение внимания. Рассеянность и ее виды.
2.
Виды
внимания.
Непроизвольное,
произвольное
и
послепроизвольное внимание. Развитие внимания.

Тема 2.4. Память

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Изучение свойств внимания по результатам
диагностического исследования.
Практическое занятие 7. Решение психологических задач по теме «Внимание»
Содержание

1. Определение и общая характеристика памяти. Понятие об
ассоциациях, виды ассоциаций. Процессы памяти. Свойства и виды
памяти.

Тема 2.5.
Воображение

Тема 2.6.
Мышление

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 8. Исследование индивидуальных особенностей
памяти. Развитие памяти. Мнемотехника.
Практическое занятие 9. Решение психологических задач по теме «Память»
Содержание

Понятие о воображении, функции воображения. Виды воображения.
Приемы воображения.
Воображение и творчество. Понятие о креативности. Развитие
воображения.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 10. Решение психологических задач по теме
«Воображение»
Содержание

1. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной
деятельности. Виды мышления. Предметно-действенное, нагляднообразное, словесно-логическое мышление.
2.
Операции мышления. Процесс решения мыслительных задач.
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
3.
Развитие мышления

2/2

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

2

2
4/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

2

2
4/1
2

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

2
1

4/4

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

4

9

Тема 2.7. Речь

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Исследование особенностей мышления на основе
результатов диагностического исследования.
Практическое занятие 12. Решение психологических задач по теме
«Мышление»
Содержание

1.
Речь и ее функции. Речь как средство общения (коммуникация) и
обобщения (мышления). Отличие речи от языка. Значение и смысл.
2.
Соотношение мышления и речи. Представление о внутренней
речи, ее структура и значение. Эгоцентрическая речь. Развитие речи.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 12. Решение психологических задач по теме «Речь»
Раздел 3. Личность. Индивидуальные особенности личности
Тема 3.1. Человек
Содержание
как субъект,
1. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», их
личность и
соотношение. Понятие о человеке как субъекте и личности. Структура
индивидуальность
личности.
Самосознание
личности.
Я-концепция.
Механизмы

Тема 3.2.
Эмоциональноволевая сфера
личности

4

4/1

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

4

1
16/20
4/2

психологической защиты.
2.
Направленность личности, формы ее проявления. Рождение
личности. Развитие и формирование личности.

4

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 13-14. Решение психологических задач по теме
«Личность»
Содержание

2
2
4/6

1.
Общая характеристика эмоций. Физиологическая основа эмоций.
Функции и виды эмоций. Высшие чувства. Развитие эмоций.
2.
Воля: понятие, значение. Структура волевого акта. Мотивация и
волевая активность. Волевые качества человека и их развитие.

4

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 15. Психологические состояния и их регуляция.
Практическое занятие 16. Исследование волевых качеств личности.
Практическое занятие 17. Решение психологических задач по теме
«Эмоционально-волевая сфера личности»

6

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК
1.7, ПК 2.6, ПК 3.5.

10

Тема 3.3.
Темперамент

Содержание

1.
Понятие о темпераменте. Физиологические
психологические характеристики темперамента.
2.
Типологии темперамента.

Тема 3.4. Характер

и

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 18. Исследование типов темперамента.
Практическое занятие 19. Решение психологических задач по теме
«Темперамент»
Содержание

1.
2.

Тема 3.5.
Способности

основы

Понятие о характере. Соотношение темперамента и характера.
Типологии характера. Формирование характера.

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 20. Исследование типа характера на основе
самодиагностики.
Практическое занятие 21. Решение психологических задач по теме
«Характер»
Содержание

1.
Понятие о способностях. Задатки и способности. Врожденное и
приобретенное.
2.
Виды способностей. Развитие способностей.

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 22. Исследование творческих способностей.
Практическое задание 23. Решение психологических задач по теме
«Способности»
Курсовой проект (работа)
Обучающийся имеет право выбора: выполнять курсовой проект по тематике данного или иного
профессионального модуля(ей) или общепрофессиональной дисциплине(-ам).
Промежуточная аттестация
Всего:

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 примерной
основной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Макарова, И. В. Общая психология : учебное пособие для среднего профессионального
образования / И. В. Макарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 185 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00903-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490034 (дата обращения:

11

12.08.2022).
2. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов /
А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 317 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02105-9. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491042 (дата обращения: 12.08.2022).
3. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии : учебник для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 477 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-99166288-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/490180 (дата обращения: 12.08.2022).
4. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: учебник для учреждений
СПО: ЭУМК. – Москва: Издательский центр «Академия», 2021. – 496 с.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Белкина В. Детская психология. 2-е изд., УП для СПО. М.: Издательство «Юрайт»., 2019.
-170с.
2. Корягин Н.А. Психология общения: учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В.
Антонова, С.В. Овсянникова. – М.: Издательство « Юрайт», 2018. – 437с.
3. Немов Р. С. Психология В 2 Ч. 2-е изд. пер. Учебник для СПО. М.: Издательство
«Юрайт»., 2019.-345с
4. Нуркова, В. В.Общая психология : учебник для СПО / В. В. Нуркова, Н. Б.
Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 524 с. — (Серия :
Профессиональное образование).

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемыхв рамках
дисциплины:
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять
и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
использовать современное программное
обеспечение; использовать различные
цифровые средства для решения
профессиональных задач
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать
тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы;
осуществлять мониторинг и анализ
современных психолого-педагогических и
методических ресурсов для
профессионального роста в области
организации обучения обучающихся;
организовывать взаимодействие с семьей и
коллегами в разнообразных формах
(родительские собрания, педагогические
советы, методические совещания, беседы,
консультации и т.д.);
консультировать родителей по вопросам
семейного воспитания, социального,
психического и физического развития
ребенка;
организовывать разнообразные формы
взаимодействия с семьей (родительские
встречи, консультации, беседы и др.),
привлекать родителей к проведению
совместных мероприятий;
изучать особенности семейного воспитания
обучающихся
Перечень знаний, осваиваемыхв
рамках дисциплины:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходитсяработать и
жить;

Критерии оценки

Методы оценки

Умение решать
педагогические и
психологические
задачи;
Соответствие
выполненного
задания
предъявляемым
требованиям

Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы
Мониторинг роста
уровня
самостоятельности и
навыков получения
нового знания каждым
обучающимся
Оценка ответов
в устной/письменной
форме
Экзамен

Знание психологии
как науки;
Знание взаимосвязи

Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы

13

основные источники информации и ресурсы
для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном
контексте;
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной
деятельности;
лексический минимум, относящийся к
описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности;

психологии с
другими науками
Знание основ
психологии
личности
Знание
закономерностей
психического
развития человека
как субъекта
образовательного
процесса

Мониторинг роста
уровня
самостоятельности и
навыков получения
нового знания каждым
обучающимся
Оценка ответов
в устной/письменной
форме
Экзамен

образовательные запросы общества и
государства в области обучения

обучающихся
образовательные запросы общества и
государства в области внеурочной
деятельности обучающихся
особенности планирования, содержание,
формы, методы и технологии
взаимодействия с родителями обучающихся
(их законными представителями)

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».