Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж имени Г.Б. Казиахмедова»
Рабочая программа учебной дисциплины
«СГ.01. ИСТОРИЯ РОССИИ»
специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
2024г.
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
Г.Б.Казиахмедова»
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Примерной рабочей программы «СГ.01.История России», рекомендованной Минобрнауки РД в
соответствии с письмом Министерства просвещения РФ от 20.09.2022г № 05-1649 в рамках
реализации социально-гуманитарного цикла образовательных программ СПО по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах, входящей в состав укрупненной группы специальностей
44.00.00.«Образование и педагогические науки».
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024/2025 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Дербентский профессионально– педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова»
Разработчик:
Алиев М.Г, преподаватель общественных дисциплин
педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова», к.и.н.
«Дербентский
профессионально
-
Рецензенты:
Рекомендована методическим советом «Дербентский профессионально - педагогический колледж им.
Г.Б. Казиахмедова» для применения в учебном процессе.
Заключение методического совета №____________ от «_26___»_-08_________2024__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИМЕРНОЙ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2
3
5
10
13
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.01. «ИСТОРИЯ РОССИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «СГ.01. История России» является обязательной частью социальногуманитарного
цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 10.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование представлений об истории
России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание базовых
национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям. Дисциплина имеет также
историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность
к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию
фальсификации исторических фактов.
Актуальность учебной дисциплины «История России» заключается в его практической
направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле
воспитания гражданина России. Дисциплина способствует формированию патриотизма,
гражданственности как важнейших направлений воспитания школьников.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Умения
Знания
Коды
ОК, ПК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 10
ПК …
Должен уметь:
отражать понимание России в
мировых политических и социальноэкономических процессах XX начала XXI века, знание достижений
страны и ее народа; умение
характеризовать
историческое
значение Российской революции,
Гражданской
войны,
Новой
экономической
политики,
индустриализации
и
коллективизации
в
СССР,
решающую роль СССР в победе над
нацизмом,
значение
советских
научно-технологических
успехов,
освоения
космоса;
понимание
причин и следствий распада СССР,
возрождения Российской Федерации
как
мировой
державы,
воссоединения Крыма с Россией,
специальной военной операции на
Украине и других важнейших
событий XX – начала XXI века;
особенности развития культуры
народов СССР (России);
анализировать
текстовые,
визуальные источники исторической
3
Должен знать:
основные периоды истории
Российского государства, ключевые
социально-экономические
процессы, а также даты важнейших
событий отечественной истории;
имена
героев
Первой
мировой, Гражданской, Великой
Отечественной войн, исторических
личностей, внесших значительный
вклад в социально-экономическое,
политическое и культурное развитие
России в XX – начале XXI века;
ключевые события, основные
даты и этапы истории России и мира
в XX – начале XXI века;
выдающихся
деятелей
отечественной
и
всемирной
истории; важнейших достижений
культуры, ценностных ориентиров;
основные этапы эволюции
внешней политики России, роль и
место России в общемировом
пространстве;
основные
тенденции
и
явления в культуре; роль науки,
культуры и религии в сохранении и
информации,
в
том
числе
исторические
карты/схемы,
по
истории России и зарубежных стран
XX – начала XXI века; сопоставлять
информацию, представленную в
различных
источниках;
формализовать
историческую
информацию в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм;
защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига
народа
при
защите
Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям
российской
истории;
составлять
описание
(реконструкцию)
в устной
и
письменной форме исторических
событий,
явлений,
процессов
истории родного края, истории
России и всемирной истории XX начала XXI века и их участников,
образа жизни людей и его изменения
в Новейшую эпоху; формулировать
и обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
выявлять
существенные
черты
исторических
событий,
явлений, процессов;
систематизировать
историческую
информацию в соответствии с
заданными критериями; сравнивать
изученные исторические события,
явления, процессы;
осуществлять с соблюдением
правил
информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX – начала XXI
века в справочной литературе, сети
Интернет, СМИ для решения
познавательных задач; оценивать
полноту
и
достоверность
информации с точки зрения ее
соответствия
исторической
действительности;
–
характеризовать
места,
участников, результаты важнейших
исторических событий в истории
Российского государства;
4
укреплении
национальных
и
государственных традиций;
Россия накануне Первой
мировой войны. Ход военных
действий.
Власть,
общество,
экономика, культура. Предпосылки
революции;
Февральская революция 1917
года. Двоевластие. Октябрьская
революция. Первые преобразования
большевиков. Гражданская война и
интервенция. Политика «военного
коммунизма». Общество, культура в
годы революций и Гражданской
войны;
Нэп. Образование СССР.
СССР в годы нэпа. «Великий
перелом».
Индустриализация,
коллективизация,
культурная
революция. Первые Пятилетки.
Политический строй и репрессии.
Внешняя
политика
СССР.
Укрепление Обороноспособности;
Великая
Отечественная
война 1941-1945 годы: причины,
силы сторон, основные операции.
Государство и общество в годы
войны,
массовый
героизм
советского народа, единство фронта
и тыла, человек на войне.
Нацистский оккупационный режим,
зверства
захватчиков.
Освободительная миссия Красной
Армии. Победа над Японией.
Решающий вклад СССР в Великую
Победу. Защита памяти о Великой
Победе;
СССР в 1945-1991 годы.
Экономические
развитие
и
реформы.
Политическая система «развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования, культуры. «Холодная
война» и внешняя политика. СССР и
мировая социалистическая система.
Причины
распада
Советского
Союза;
Российская Федерация в
1992-2022 годы. Становление новой
России. Возрождение Российской
Федерации как великой державы в
XXI веке. Экономическая и
соотносить год с веком,
устанавливать последовательность
и
длительность
исторических
событий;
давать оценку историческим
событиям и обосновывать свою
точку
зрения
с
помощью
исторических фактов и собственных
аргументов;
применять
исторические
знания в учебной и внеучебной
деятельности,
в
современном
поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе;
демонстрировать
патриотизм,
гражданственность,
уважение
к
своему
Отечеству
—
многонациональному Российскому
государству, в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия
и мира между людьми и народами, в
духе демократических ценностей
современного общества.
социальная
модернизация.
Культурное
пространство
и
повседневная жизнь. Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение
с
Крымом и
Севастополем. Специальная военная
операция.
Место
России
в
современном мире.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы элективного курса
70
в т.ч. в форме практической подготовки
8
в т. ч.:
теоретическое обучение
56
Форма промежуточной аттестации: Экзамен
6
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименован
иеразделов и
тем
Примерное содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Тема 1.
Россия –
великая наша
держава
Тема 2.
Александр
Невский как
спаситель
Руси
Тема 3. Смута и
еёпреодоление
Тема 4.
4
Тема 5. Волим
Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки, акад.
ч
3
Содержание учебного материала
Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в
мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской
цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое
и культурное значение. Российские инновации и устремленность в
будущее.
Содержание учебного материала
Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская
битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений:
православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение
Александра с Ордой.
Содержание учебного материала
Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание государей
посредством народного голосования. Столкновение с иностранными
захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в
ходе 1-2 народного ополчений.
Практическое занятие: Смутное время, Первое и Второе ополчения,
Минин и Пожарский.
3
Содержание учебного материала
3
6
3
4
4
4
4
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 10
ПК …
2
ОК 01, ОК 02,
подцаря
восточного,
православного
Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной
идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси
(Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана
Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада1654 г.
Содержание учебного материала
7
3
4
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
Тема 6. Пётр
Великий.
Строитель
великой империи
Тема 7.
Отторженная
возвратих
Тема 8.
Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война,
прусские походы). Формирование нового курса развития России:
западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные,
экономические и политические изменения в стране. Строительство
великой империи: цена и результаты.
Содержание учебного материала
Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в
мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма),
разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её
значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье.
Практическое занятие: Дворцовый переворот. Империя. Классицизм.
Меркантилизм. Просвещенный абсолютизм. Уложенная комиссия.
4
3
3
3
Тема 10. Гибель Содержание учебного материала
империи
Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её
значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных
действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская
революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на
происходящие события: причины и ход Октябрьской революции.
Гражданская война.
Практическое занятие: Февральская и Октябрьская революции в
Тема 11.
России. Причины и последствия.
4
12.
Содержание учебного материала
3
4
ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 10
ПК …
ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 10
ПК …
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,
2
3
8
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,
2
Тема 9. Крымская Содержание учебного материала
война – «Пиррова «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс
победа Европы»
императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход
военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.
Тема
ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 10
ПК …
ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
Отвеликих
Новая
экономическая
политика.
Антирелигиозная
компания.
потрясений
к Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический
Великой победе
поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой
Отечественной Войне.
Тема 13. Вставай, Содержание учебного материала
страна огромная
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и
события Великой Отечественной войны. Патриотический подъемнарода в
годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и
пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической
памяти нашего народа.
Практическое занятие: Основные этапы и события и Второй мировой
Тема14.
и Великой Отечественной войны.
Содержание учебного материала
3
4
4
2
3
9
ОК 03,
ОК 05,
ОК 10
ПК …
ОК 01,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 10
ПК …
ОК 04,
ОК 06,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,
Тема 15. В буднях Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и
общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики –
великих строек
процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР,
идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее
сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и
создание советского ВПК. План преобразования природы.
Тема
16.
От Содержание учебного материала
перестройки
Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в
к кризису,
1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и
от кризиса
криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди
квозрождению
молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе.
Положение
национальных
меньшинств
в новообразованном
государстве.
Тема 17. Россия. Содержание учебного материала
ХХI век
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление
патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и
укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику:
от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое
возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты.
Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите
Донбасса.
Тема 18. История Содержание учебного материала
антироссийской
Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра
пропаганды
великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона
Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в
Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной
эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской
агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны.
Мифологемы и центры распространения современной русофобии.
Тема 19. Слава Содержание учебного материала
русского оружия
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев
пушечный
двор, тульские
оружейники.
Значение военнопромышленного комплекса в истории экономической модернизации
Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие
1
0
3
4
4
4
4
4
4
3
3
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху
Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы.
Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения.
Современный российский ВПК и его новейшие разработки.
Тема 20. Россия в Содержание учебного материала
деле
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение
Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы
импортозамещения и технологических рывков.
3
3
Форма промежуточной аттестации: Экзамен
6
Всего:
70
1
1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 10
ПК …
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин»,
оснащенный оборудованием:
учебная доска;
рабочие места по количеству обучающихся;
наглядные пособия;
рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран;
лазерная указка;
средства аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Материалы сайта ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» ссылка https://firpo.ru/activities/russia/about.html.
2. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. –
Москва : Академия, 2020. – 256 с.
3. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
4. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.
5. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х.
Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Издво С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата
обращения: 10.02.2022).
12
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
4. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие / А. Х.
Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х. Даудов. - СПб : Издво С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата обращения: 12.09.2022). – Режим доступа:
по подписке.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Волошина, В.Ю. История России. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. – 2-е изд., перераб. и доп.
– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 242 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-05792-8. – Текст: непосредственный.
2.
История России. XX – начало XXI века: учебник для среднего
профессионального образования / Л.И. Семенникова [и др.]; под редакцией Л.И.
Семенниковой. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 328 с. - (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-09384. – Текст: непосредственный.
3.
История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,
Е.В. Шевелева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с. – (Среднее профессиональное
образование). – ISBN 978-5-16-102693-9. – Текст: непосредственный.
4.
Касьянов, В.В. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В.В. Касьянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 255 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409549-4. – Текст: непосредственный.
5.
Кириллов, В.В. История России: учебник для среднего профессионального
образования / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53408560-0. – Текст: непосредственный.
6.
Князев, Е.А. История России XX век: учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. – Москва: Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное
образование). –ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст: непосредственный.
7.
Крамаренко, Р.А. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Р.А. Крамаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2020. – 197 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409199-1. – Текст: непосредственный.
8.
Мокроусова, Л.Г. История России: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. – Москва: Издательство
Юрайт, 2020. – 128 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08376-7. –
Текст: непосредственный.
9.
Некрасова, М.Б. История России: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Б. Некрасова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Юрайт, 2020. – 363 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05027-1. –
Текст: непосредственный.
10.
Прядеин, В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное
пособие для среднего профессионального образования / В.С. Прядеин; под научной
редакцией В.М. Кириллова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 198 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-05440-8. – Текст: непосредственный.
13
11.
Санин, Г.А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г.А. Санин. – Москва: Просвещение, 2015. – 80 с. –
ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст: непосредственный.
12.
Степанова, Л.Г. История России. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л.Г. Степанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
231 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10705-0. – Текст:
непосредственный.
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины
Знать:
Демонстрация знания об основных Экспертное
основные периоды истории тенденциях
и
экономического, наблюдение
Российского государства, ключевые политического
и
культурного оценивание
социально-экономические процессы, а развития России.
знаний
на
также даты важнейших событий Демонстрация знания об основных теоретических
отечественной истории;
источниках информации и ресурсов занятиях.
имена героев Первой мировой, для решения задач и проблем в Оценивание
выполнения
Гражданской, Великой Отечественной историческом контексте.
индивидуальных
Демонстрирование
знания
о
приемах
войн,
исторических
личностей,
и
групповых
структурирования информации.
внесших значительный вклад в
заданий.
Демонстрация
знания
о
формате
социально-экономическое,
политическое и культурное развитие оформления результатов поиска
информации.
России в XX – начале XXI века;
знания
о
ключевые события, основные Демонстрирование
возможных
траекториях
даты и этапы истории России и мира в
развития
в
XX – начале XXI века; выдающихся личностного
деятелей отечественной и всемирной соответствии с принятой системой
истории; важнейших достижений ценностей.
Демонстрация знания о психологии
культуры, ценностных ориентиров;
основные этапы эволюции коллектива психологии личности.
внешней политики России, роль и Сформированность знаний о роли
место
России
в
общемировом науки, культуры и религии в
сохранении
и
укреплении
пространстве;
национальных
и
государственных
основные тенденции и явления
в культуре; роль науки, культуры и традиций.
религии в сохранении и укреплении Демонстрация знания о сущности
национальных и государственных гражданско-патриотической
позиции.
традиций;
знания
об
Россия
накануне
Первой Демонстрация
мировой войны.
Ход военных общечеловеческих ценностях.
действий.
Власть,
общество, Демонстрация знания о содержании
экономика, культура. Предпосылки и назначении важнейших правовых и
законодательных
актов
революции;
значения.
Февральская революция 1917 государственного
Сформированность
знаний
о
года.
Двоевластие.
Октябрьская
революция. Первые преобразования перспективных направлениях и
большевиков. Гражданская война и основных проблемах развития РФ на
интервенция. Политика «военного современном этапе.
коммунизма». Общество, культура в
годы революций и Гражданской
войны;
Нэп. Образование СССР. СССР
в годы нэпа. «Великий перелом».
Индустриализация, коллективизация,
культурная
революция.
Первые
Пятилетки. Политический строй и
15
репрессии. Внешняя политика СССР.
Укрепление Обороноспособности;
Великая Отечественная война
1941-1945 годы: причины, силы
сторон,
основные
операции.
Государство и общество в годы войны,
массовый героизм советского народа,
единство фронта и тыла, человек на
войне. Нацистский оккупационный
режим,
зверства
захватчиков.
Освободительная миссия Красной
Армии.
Победа
над
Японией.
Решающий вклад СССР в Великую
Победу. Защита памяти о Великой
Победе;
СССР в 1945-1991 годы.
Экономические развитие и реформы.
Политическая система «развитого
социализма».
Развитие
науки,
образования, культуры. «Холодная
война» и внешняя политика. СССР и
мировая социалистическая система.
Причины распада Советского Союза;
Российская Федерация в
1992-2022 годы. Становление новой
России. Возрождение Российской
Федерации как великой державы в XXI
веке. Экономическая и социальная
модернизация.
Культурное
пространство и повседневная жизнь.
Укрепление
обороноспособности.
Воссоединение
с
Крымом
и
Севастополем. Специальная военная
операция. Место России в
современном мире.
Перечень умений, осваиваемых в рамках элективного курса
Уметь:
Демонстрация
умения Подготовка
отражать понимание России в ориентироваться в современной выступлений с
мировых политических и социально- экономической, политической и проблемноэкономических процессах XX - начала культурной ситуации в России и тематическими
сообщениями
XXI века, знание достижений страны и мире.
умения (докладами,
ее народа; умение характеризовать Демонстрирование
историческое значение Российской распознавать задачу и/или проблему презентациями).
революции, Гражданской войны, в историческом контексте.
умения
Новой экономической
политики, Демонстрация
задачу
и/или
индустриализации и коллективизации анализировать
в СССР, решающую роль СССР в проблему в историческом контексте
победе над нацизмом, значение и выделять ее составные части.
советских
научно-технологических Демонстрация умения оценивать
и
последствия
успехов, освоения космоса; понимание результат
причин и следствий распада СССР, исторических событий.
возрождения Российской Федерации
16
как мировой державы, воссоединения
Крыма с Россией, специальной
военной операции на Украине и
других важнейших событий XX –
начала XXI века; особенности
развития культуры народов СССР
(России);
анализировать
текстовые,
визуальные источники исторической
информации,
в
том
числе
исторические
карты/схемы,
по
истории России и зарубежных стран
XX – начала XXI века; сопоставлять
информацию,
представленную
в
различных
источниках;
формализовать
историческую
информацию в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм;
защищать
историческую
правду, не допускать умаления
подвига народа при защите Отечества,
готовность
давать
отпор
фальсификациям российской истории;
составлять
описание
(реконструкцию)
в
устной
и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной истории XX - начала XXI
века и их участников,
образа жизни людей и его изменения в
Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
выявлять
существенные
черты
исторических
событий,
явлений,
процессов;
систематизировать
историческую
информацию в соответствии с
заданными критериями; сравнивать
изученные исторические события,
явления, процессы;
осуществлять с соблюдением
правил
информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX – начала XXI
века в справочной литературе, сети
Интернет,
СМИ
для
решения
познавательных задач; оценивать
Сформированность
умений
определять
задачи
поиска
исторической информации.
Демонстрация умения определять
необходимые
источники
информации.
Демонстрация
умения
структурировать
получаемую
информацию.
Демонстрация умения выделять
наиболее значимое в перечне
информации.
Демонстрация умения оценивать
практическую
значимость
результатов поиска и умения
оформлять результаты поиска.
Сформированность
умения
выстраивать
траекторию
личностного
развития
в
соответствии с принятой системой
ценностей.
Демонстрация
умения
организовывать и мотивировать
коллектив
для
совместной
деятельности.
Демонстрация умения излагать свои
мысли в контексте современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире.
Демонстрирование
умения
осознавать личную ответственность
за судьбу России.
Демонстрация умения проявлять
социальную
активность
и
гражданскую зрелость.
Демонстрирование
умения
применять
средства
информационных технологий для
решения поставленных задач.
Сформированность
умения
анализировать
правовые
и
законодательные
акты
регионального значения.
17
полноту и достоверность информации
с точки зрения ее соответствия
исторической действительности;
–
характеризовать
места,
участников, результаты важнейших
исторических событий в истории
Российского государства;
соотносить год с веком,
устанавливать последовательность и
длительность исторических событий;
давать оценку историческим
событиям и обосновывать свою точку
зрения с помощью исторических
фактов и собственных аргументов;
применять
исторические
знания в учебной и внеучебной
деятельности,
в
современном
поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе;
демонстрировать патриотизм,
гражданственность,
уважение
к
своемуОтечеству
—
многонациональному
Российскому
государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира
между людьми и народами, в духе
демократических
ценностей
современного общества.
Разработчик : ______________Агасиева Н.М., преподаватель общественных дисциплин «Дербентский
профессионально - педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова», к.и.н.
Председатель ПЦК общественных дисциплин: ___________Байрамова З.К.
18