Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УДП.01. РОДНОЙ (Русский) ЯЗЫК
Код и наименование специальности 44.02.02. «Преподавание в
начальных классах»
ДЕРБЕНТ, 2024г.
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова »
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
______________Махмудова Н.Г.
______________
подпись
Рабочая программа по учебной дисциплине УДП.01. «Родной (русский) язык»
разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» (углубленной
подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00.
«Образование и педагогические науки»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024/2025 учебный год
Организация-разработчик:Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД«Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчики:
-
Алекберова
ГБПОУ
РД
Казиахмедова»,
Ольга
Леонидовна,
«Дербентский
Почетный
преподаватель
русского
профессионально-педагогический
работник
воспитания и
языка,
колледж
просвещения РФ,
литературы
им.
Г.Б.
Отличник
образования РД, преподаватель высшей категории.
- Балафендиева Джамиля Гаджиахмедовна, преподаватель русского языка, литературы
ГБПОУ
РД
Казиахмедова»,
«Дербентский
Почетный
профессионально-педагогический
работник
воспитания и
колледж
просвещения РФ,
им.
Г.Б.
Отличник
2
образования РД, преподаватель высшей категории.
Рекомендована научно - методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Заключение научно – методического совета №1
от «28» августа 2024г.
Рецензент: Эмирова А.С. – директор МБОУ СОШ №16 имени М. Казим-Бека г. Дербент
_
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………… с. 4 - 8
2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
……………………………………………………………. с. 8 - 12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
……………………………………………………………… с.13-16
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УДП. 01. РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины УДП. 01. Родной (русский) язык является
обязательной базовой дисциплиной общеобразовательного цикла образовательной
программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02. «Преподавание в
начальных классах». Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего
общего
образования
в
пределах
освоения
образовательных
программ
среднего
профессионального образования.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять
стандарты антикоррупционного поведения
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные
(ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб) результаты
в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования
Коды
результатов
ЛР 01
Планируемые результаты освоения дисциплины включают
Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
4
ЛР 02
ЛР 04
ЛР 05
ЛР 06
ЛР 07
ЛР 08
ЛР 09
ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12
ЛР 13
ЛР 14
ЛР 15
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем
Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной
среды;
приобретение
опыта
эколого-направленной
деятельности
Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни
5
МР 01
МР 02
МР 03
МР 04
МР 05
МР 06
МР 07
МР 08
МР 09
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 05
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности
Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения
Сформированность представлений о функциях русского языка в
современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения, один из мировых языков).О взаимосвязи
языка и культуры, языка и истории, языка и личности. Сформированность
ценностного отношения к русскому языку.
Совершенствование умений создавать устные монологические и
диалогические
высказывания
различных
типов
и
жанров.
Совершенствование умений выступать публично. Представлять результаты
учебно-исследовательской
и проектной деятельности. Использовать
образовательные информационно-коммуникационные инструменты и
ресурсы для решения учебных задач.
Сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах
информации в тексте. Выявлять логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте. Создавать тексты разных функциональносмысловых типов, тексты научного, публицистического, официальноделового стилей разных жанров.
Совершенствование умений создавать вторичные тексты (тезисы,
аннотация, отзыв рецензия и др.).
Обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях.
6
Обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических
языковых
средств.
Совершенствование
умений
анализировать языковые единицы
разных уровней, тексты разных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные стили, язык художественной литературы), различной
жанровой принадлежности, сформированность представлений о формах
существования
национального русского языка, знаний о признаках
литературного языка и его роли в обществе.
Сформированность представлений об аспектах культуры речи:
нормативном, коммуникативном и этическом; формирование системы
знаний о нормах современного русского литературного языка и их
основных
видах
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические). Совершенствование умений применять знание норм
современного русского литературного языка в речевой практике,
корректировать устные и письменные высказывания. Сформированность
умений работать со словарями и справочниками в электронном формате.
Обобщение знаний о функциональных разновидностях языка, разговорной
речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официальноделовой), языке художественной литературы.
ПРб 06
ПРб 07
.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение:
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной
литературы, средств
массовой
информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
7
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часов;
промежуточная аттестация 2 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Теоретическое обучение
практические занятия
контрольные работы
Индивидуальный проект (если предусмотрен)
Итоговая аттестация в форме зачета
Объем часов
46
44
20
21
3
2
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
________УДП. 01. РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК ____________
Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Язык и культура
Тема 1.1. Родной язык Содержание учебного материала
1
Роль и значение русского языка в современном обществе и мире
в жизни человека,
2
Понятие о литературном языке и языковой норме
общества,
государства.
Раздел 2
Тема 2.1.
Фонетика
3
2
2
Фонетика, орфоэпия, графика
10
Содержание учебного материала
1
Повторение о фонетике,
2
2
фонеме, графике, орфографии.
Звуки речи: гласные и согласные звуки.
Практические занятия
1. Позиционные
Контрольные работы
и комбинаторные изменения звуков.
Фонетический разбор слова
Тема 2.2.
Орфоэпические
нормы современного
русского языка
Объем часов
1
1
Практические занятия
5
нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения.
Произношение гласных и согласных звуков.
Произношение заимствованных слов.
Орфоэпические словари ХХI в.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Выявление
закономерностей функционирования фонетической системы языка в образцах
ОК 01, ОК 02,
ОК 06, ОК 10,
ЛР 01, ЛР 02, ЛР
04, ЛР 06
МР 03, МР 09
ПРб 01, ПРб 02,
ПРб 05
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09
ЛР 04, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 10, ЛР 13
МР 02, МР 03,
МР 07, МР 09
ПРб 02, ПРб 06,
ПРб 07
1
Содержание учебного материала
1
Основные орфоэпические
1.
2.
3.
4.
Формируемые
компетенции
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09
ЛР 04, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 10, ЛР 13
МР 02, МР 03,
МР 07, МР 09
ПРб 02, ПРб 06,
ПРб 07
9
устной и письменной речи профессиональной направленности
Контрольные работы
Раздел 3
Тема 3.1. Русская
орфография.
Основные принципы
русской орфографии.
Контрольная работа по разделу «Фонетика и орфоэпия»
Орфография
3
Тема 3.2.
Правописание
чередующихся
гласных в корне
слова
23
Содержание учебного материала
1
Краткие сведения о
2
3
русской орфографии. Основные принципы русской
орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской
орфографии
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание звонких и глухих согласных в корне.
Практические занятия
1. Правописание безударных гласных, звонких
Содержание учебного материала
1
Чередование гласных Е//И в корнях слов
2
Чередование гласных О//А в корнях слов
1
1. Исторические и позиционные чередования.
2. Правописание чередующихся гласных в корне слова
Тема 3.4. Слитное,
дефисное написание
Содержание учебного материала
1
Правописание приставок,
2
Приставки ПРЕ-, ПРИ-
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09
ЛР 04, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 10, ЛР 13
МР 02, МР 03,
МР 07, МР 09
ПРб 02, ПРб 06,
ПРб 07
и глухих согласных
Практические занятия
Тема 3.3.
Правописание
приставок
1
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09
ЛР 04, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 10, ЛР 13
МР 02, МР 03,
МР 07, МР 09
ПРб 02, ПРб 06,
ПРб 07
2
2
изменяющихся и не изменяющихся на письме
Практические занятия
1.
Правописание
2.
Правописание
2
Содержание учебного материала
1
3
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09
ЛР 04, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 10, ЛР 13
МР 02, МР 03,
МР 07, МР 09
ПРб 02, ПРб 06,
ПРб 07
Ы-И после приставок
приставок. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ- / ПРИ-, гласных
после приставок
ОК 01, ОК 02,
10
слов
Правописание корня ПОЛ-, ПОЛУ2
Дефисное написание частей речи
3
Тема 3.5.
Н и НН в суффиксах
различных частей
речи
Слитное написание различных частей речи
Практические занятия
1. Общие правила правописания сложных слов.
Содержание учебного материала
1
Н и НН в суффиксах различных частей речи
Практические занятия
1. Н и НН в суффиксах
Тема 3.6.
Правописание НЕ и
НИ
ОК 03, ОК 09
ЛР 04, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 10, ЛР 13
МР 02, МР 03,
МР 07, МР 09
ПРб 02, ПРб 06,
ПРб 07
1
Слитное, дефисное написание слов
1
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09
ЛР 04, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 10, ЛР 13
МР 02, МР 03,
МР 07, МР 09
ПРб 02, ПРб 06,
ПРб 07
1
различных частей речи
Содержание учебного материала
1
Слитное и раздельное написание НЕ с различными
1
частями речи.
Практические занятия
1. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи .
2. Написание НИ с различными частями речи.
3. Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных
3
Контрольные работы
1
Лексика и фразеология
8
Содержание учебного материала
1
Лексическая система
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09
ЛР 04, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 10, ЛР 13
МР 02, МР 03,
МР 07, МР 09
ПРб 02, ПРб 06,
ПРб 07
текстов профессиональной направленности.
Раздел 4
Тема 4.1. Русская
лексика с точки
зрения ее
происхождения и
Диктант с грамматическим заданием
2
русского языка. Слово в лексической системе языка.
Лексическое и грамматическое значения слова
Многозначные слова и их употребление. Омонимы и их употребление. Паронимы.
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09
ЛР 04, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 10, ЛР 13
МР 02, МР 03,
11
употребления.
МР 07, МР 09
ПРб 02, ПРб 06,
ПРб 07
Практические занятия
1. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
2. Употребление синонимов и антонимов. Употребление устаревших слов
4
Содержание учебного материала
1
Понятие фразеологизмов.
1
и
неологизмов
3. Употребление синонимов и антонимов. Употребление устаревших слов и
неологизмов.
4. Активный и пассивный словарный состав слова. Профессионализмы.
Тема 4.2. Русская
фразеология
Практические занятия
Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний
1. Русская фразеология
Промежуточная аттестация (зачет)
Всего:
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09
ЛР 04, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 10, ЛР 13
МР 02, МР 03,
МР 07, МР 09
ПРб 02, ПРб 06,
ПРб 07
1
2
46
12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины УДП. 01.01. Родной (русский) язык требует
наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
комплект учебной литературы (учебники, словари),
наглядные пособия и демонстрационный материал (альбомы, справочники, репродукции
картин, раздаточный материал и карточки).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиапроектор и интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные издания
Основные источники:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык: учебник
для СПО. - М.: Академия, 2016.
2. Антонова Е.С., Вонтелева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования/Е.С. Антонова, Т.М. Вонтелева. – 16-е изд., стер. –
М.: Издательский центр «Академия», 2016.
2. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык: сборник упражнений:
учеб. пособие для СПО. - М.: Академия, 2016.
3. Голубева А.В.Родной русский язык (базовый и углубленный уровни). Учебник для
СОО. – М.: Юрайт, 2022.
Дополнительная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 кл. Базовый уровень. – М.: Академия,
2019
2. Воителева Т.М. Русский язык: учебник. 11 кл. Базовый уровень. – М.: Академия,
2019
3. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений10 кл. – М.: Академия, 2019
4. Алабугина Ю.В. Орфографический словарь русского языка для тех, кто учится. М.: АСТ, 2016. (Новейший словарь)
5. Алабугина Ю.В. Новый орфографический словарь русского языка с приложением.
- М.: АСТ, 2017.
6. Алабугина Ю.В. Толковый словарь русского языка. - М.: АСТ, 2016
7. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка
и речевые ошибки и недочеты / под ред. А.П. Сковородникова. - М.: Флинта, 2017
8. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник. - М.: Академия, 2016
9. Антонова Е.С. Русский язык и литература. Русский язык: учебник. - М.: Академия,
2017
10. Шклярова Т.В. Словарь иностранных слов. - М.: Вако, 2016 (Серия «Школьные
словари»).
Интернет - ресурсы:
http://www.gramota.ru/slovari/- словари
13
(http://www.intmedia.ru/goods.asp?c_no=3700&ob_no=8477) – интерактивная доска
http://urok.hut.ru/ - сайт дистанционной школы по русскому языку «Урок»
http://slovar.boom.ru/Head.html - толковый словарь современной компьютерной
техники
http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
http://www.mediahouse.ru/products/rus/rus.htm Курс русского языка
http://www.history.ru/progrus.htm Обучающие программы по русскому языку
http://teen.fio.ru/index.php?c=831 Теоретический материал по русскому языку
http://vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=97 Виртуальный репетитор по русскому
языку
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ Онлайн учебник. Русская орфография и
пунктуация
http://www.educa.ru/gramotno/ Грамотность и развитие речи: практический курс
http://www.slovari.ru/ Русские электронные словари и справочная литература
http://www.pshelp.ru/lib/applicant/0002.html Весь школьный курс русского языка
http://krugosvet.ru/cMenu/08_00.htm Лингвистика: энциклопедия
http://www.allsoch.ru/ Все для школьника и студента
http://www.gramota.ru Русский язык: справочно-информационный портал
http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/ Русская
фонетика:
мультимедийный
интернет-учебник
http://www.slovarik.ru/ словари
http://ruslit.ioso.ru/ элективные курсы
http://www.mediaterra.ru/rhetoric/ Основы культуры речи и риторики
http://www.gramota.ru "Русский язык"
NEW http://literus.net/ Сайт о русском языке и литературе
Дисциплина может быть реализована с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Основной платформой для взаимодействия участников образовательного процесса
является система Moodle (http://oml.spb.ru). На платформе организуются:
1.
Изучение нового материала, в т.ч. с использованием интерактивных форм
работы, реализуемых с помощью инструментов:
- «опрос»,
- «анкета»,
- «лекция» (с элементами программированного обучения),
- «семинар» (взаимопроверяемая самостоятельная работа обучающихся),
- «тест» (в обучающем режиме).
2.
Консультирование обучающихся при помощи инструментов «форум» и
«чат».
3.
Организация
текущего
контроля
и
промежуточной
аттестации
при помощи инструментов «задание» и «тест».
Для обобщения и систематизации изучаемого материала предполагается
использование программного обеспечения организации аудио- или видеоконференций
(Discord и Zoom).
Также используются образовательные ресурсы:
http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/45_157 - интерактивные упражнения
http://www.gramma.ru/SPR/?id=1.0 - культура письменной речи
http://www.gramma.ru/DEL/- оформление текстов
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html - основные правила
http://vslovar.org.ru/56554.html - Ассоциативный визуальный словарь
14
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С:Репетитор' по
русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по
пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-. Словари онлайн.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно
http://metaphor.narod.ru/ Искусство метафоры
http://www.rusword.com.ua/rus/index.php Мир слова русского
http://www.petrsu.ru/Chairs/RusLang/sovrem_rl.html Фонетика. Контрольные работы
по современному русскому языку
http://www.urok.hut.ru/index.htm Урок: дистанционная школа русского языка
http://slovar.boom.ru/ Словарь терминов по школьному курсу языкознания
http://www.gramma.ru Культура письменной речи: проект по русскому языку и
литературе
http://likbez.spb.ru/tests/ Тесты по русскому языку
http://www.baranovoc.narod.ru/ Идеографический словарь
http://dictionaries.rin.ru/ Лингвистические словари
http://www.philologia.ru/default.htm Филология в задачах
http://distance.ffl.msu.ru/ Центр дистанционного обучения ФИЯ МГУ
http://www.zovu.ru/yaz/ Культура языка и речи
http://www.russ.ru/journal/kniga/98-06-24/kreidl.htm Толковый словарь русского
языка конца XX в.: языковые изменения
http://muller.academic.ru/misc/ushakov.nsf/ListW Толковый словарь
http://rusgram.narod.ru/ Русская грамматика
http://speakrus.narod.ru/dict/ Словари русского языка в открытом доступе
http://www.rulex.ru/be.htm Русский биографический словарь: сетевая версия
http://mega.km.ru/ojigov/ Толковый словарь русского языка
http://www.slova.ru Толковый словарь В. И. Даля
http://www.philology.ru Русский филологический портал
http://diction.chat.ru/ Толкование терминов и специальной лексики
http://www.gramma.ru Культура письменной речи
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского
языка
http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка
http://yamal.org/ook/ Опорный орфографический компакт
В процессе преподавания дисциплины возможно использование следующих
цифровых инструментов:
Цифровые
технологии
Power Point
Педагогические задачи, решаемые на основе цифровой технологии
Подготовка к практическим занятиям по ОД. Для проведения занятий
используются презентации
Видеофильм
Применяется как иллюстративный материал при изучении тем - на
платформе Rutube
Электронная почта Сетевой ресурс, используемый для коммуникации с обучающимися.
Кроме того, применяется для осуществления контроля учебного
процесса (переписка: ответы на текущие вопросы, проверка домашних
заданий обучающихся)
Teams
Необходимое консультирование по желанию обучающегося в
преддверии сдачи дифференцированного зачета по дисциплине
«Русский родной язык»
15
Поисковый
Яндекс/Google
Файлообменник
(Яндекс-диск)
Мобильное
приложение
Социальная сеть
Технологии
электронной
идентификации
личности
Интернет вещей
Помогает организовать самостоятельную работу обучающихся при
подготовке к занятиям, обеспечивая им доступ к информационным вебресурсам по изучаемым темам. Также рекомендуется в качестве
учебной платформы «перевернутого» обучения (дополнительный
источник информации для осмысления изложенных на лекциях
аспектов литературного развития обучающихся)
Используется для обмена файлами разных форматов (текстами,
презентациями) между преподавателем и обучающимися (как
резервный канал связи при возникновении проблем на платформе
Moodle)
Используется приложение Telegram, которое позволяет поддерживать
коммуникацию с обучающимися как на занятиях (можно отправлять
интересный контент), так и вне их (решать возникающие проблемы, в
основном организационного характера)
Используется «Вконтакте» для коммуникации с обучающимися
Используется в процессе проведения контрольных мероприятий в
онлайн-режиме
Используются электронная доска для презентаций; мобильные
телефоны обеспечивают интернет-доступ в систему СДО Moodle,
Teams, Telegram и других сервисов
4. Примерные темы рефератов (сообщений)
Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
Язык и культура.
Культура речи. Нормы русского языка.
Стилистика и синонимические средства языка.
Русское письмо и орфография. Принципы русской орфографии.
Русская пунктуация и ее назначение.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
Роль словосочетания в построении предложения.
Синонимия сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Виды речевой деятельности. Их взаимосвязь друг с другом.
Вклад В.М. Ломоносова, Ф.Ф. Фортунатова, Д.Н. Ушакова, Л.В. Щербы, А.А.
Реформатского, В.В. Виноградова и др. (по выбору) в изучение русского языка.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Критерии
Формы и методы контроля оценки
16
(освоенные умения,
усвоенные знания)
оценки /
результатов обучения
Формируемые
ОК
Умения:
Осуществлять речевой
ОК 1, ОК 2,
самоконтроль; оценивать
ОК 4, ОК 8
устные и письменные
высказывания с точки
зрения языкового
оформления, эффективности
достижения поставленных
коммуникативных задач;
Устные сообщения обучающегося (доклад,
реферат, чтение наизусть стихотворения
И.С.Тургенева «Русский язык»).
Устный опрос обучающегося:
1)
учитывается способность выражать
свои
мысли,
свое
отношение
к
действительности в соответствии с
коммуникативными задачами в различных
ситуациях и сферах общения;
2) учитываются
речевые
умения
обучающегося, практическое владение
нормами
произношения,
словообразования, сочетаемости слов,
конструирования предложений и текста,
владение лексикой и фразеологией
русского языка, его изобразительновыразительными
возможностями,
нормами орфографии и пунктуации.
анализировать языковые
единицы с точки зрения
правильности, точности и
уместности их
употребления;
ОК 1-3, ОК 8,
ОК 9
Выборочный диктант с языковым
разбором. Языковой анализ текста: устные
и письменные высказывания текстов с
точки зрения языкового оформления,
уместности, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач.
Анализ языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их
употребления.
проводить лингвистический ОК 1-3, ОК 8,
анализ текстов различных
ОК 9
функциональных стилей и
разновидностей языка;
Карточки с заданиями. Лингвистический
анализ текста: лингвистический анализ
языковых явлений и текстов различных
функциональных стилей и разновидностей
языка.
использовать основные
виды чтения
(ознакомительноизучающее,
ознакомительнореферативное и др.) в
зависимости от
коммуникативной задачи;
ОК 8, ОК 9
Аудирование. Чтение текстов разных
стилей речи (учитывается ораторское
искусство обучающегося). Разные виды
чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста: просмотровое,
ознакомительное, изучающее,
ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.
извлекать необходимую
информацию из различных
источников: учебно-
ОК 1, 0К 2, ОК Работа со словарями. Творческие работы
3, ОК 4, ОК 5 обучающегося (статья, заметка, репортаж
публицистического стиля; эссе
17
научных текстов,
справочной литературы,
средств массовой
информации, в том числе
представленных в
электронном виде на
различных
информационных
носителях;
создавать устные и
письменные
монологические и
диалогические
высказывания различных
типов и жанров в учебнонаучной (на материале
изучаемых учебных
дисциплин),
социальнокультурной и
деловой сферах общения;
художественного стиля). Оформление
деловых бумаг (резюме, заметка, статья).
Работа с различными информационными
источниками: учебно-научными текстами,
справочной литературой, средствами
массовой информации (в том числе
представленных в электронном виде),
конспектирование. Фронтальный опрос.
ОК 1 -9
Построение диалогов разговорного стиля.
Доклад обучающегося (учитывается
ораторское искусство). Создание устных
высказываний различных типов и жанров в
учебно-научной, социально-культурной и
деловой сферах общения, с учётом
основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного
русского литературного языка,
применяемых в практике речевого
общения.
применять в практике
ОК 1-9
речевого общения основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические нормы
современного русского
литературного языка;
Фонетический разбор слова. Морфемный
разбор слова. Орфоэпический анализ
слова. Орфографический диктант:
учитываются умения обучающегося
производить разбор звуков речи, слова,
предложения, текста, используя
лингвистические знания, системно излагая
их в связи с производимым разбором или
по заданию преподавателя.
соблюдать в практике
письма орфографические и
пунктуационные нормы
современного русского
литературного языка;
ОК 1-5, ОК 8, Составление орфографических и
ОК 9
пунктуационных упражнений самими
учащимися. Пунктуационный анализ
предложения. Орфографический диктант.
Изложение с элементами сочинения.
Контрольный диктант.
соблюдать нормы речевого ОК1-3, ОК 5-9 Участие в дискуссии. Речеведческий анализ
поведения в различных
текста
сферах и ситуациях
общения, в том числе при
обсуждении дискуссионных
проблем;
использовать основные
приемы информационной
переработки устного и
письменного текста;
ОК 4, ОК 5
Информационная переработка устного и
письменного текста: составление плана
текста; пересказ текста по плану; пересказ
текста с использованием цитат;
переложение текста; продолжение текста;
составление тезисов; редактирование.
18
использовать
ОК1-9
приобретенные знания и
умения в практической
деятельности и
повседневной жизни для:
- осознания русского языка
как духовной, нравственной
и культурной ценности
народа; приобщения к
ценностям национальной и
мировой культуры;
Участие в дискуссии. Выступление
обучающихся с докладом, рефератом.
Письменные творческие работы
(сочинение, эссе, заметка в газету,
публицистическая статья, резюме,
автобиография, анкета, объяснительная
записка). Чтение обучающимся
критических статей ученыхфилологов о
языке и их анализ. Беседа с обучающимися.
- развития
ОК 1, ОК 2,
интеллектуальных и
ОК 3, ОК 5,
творческих способностей,
ОК 8, ОК 9
навыков самостоятельной
деятельности;
самореализации,
самовыражения в различных
областях человеческой
деятельности;
Творческие работы обучающихся с
применением разных стилей речи (научная
и публицистическая статья, эссе, заметка,
репортаж, аннотация, монография,
сочинение). Тестирование. Разумность
гипотез, пояснений и моделей записи
письменной речи.
- увеличения словарного
запаса; расширения круга
используемых языковых и
речевых средств;
совершенствования
способности к самооценке
на основе наблюдения за
собственной речью;
Работа со словарями (словари синонимов,
антонимов, омонимов, толковый,
орфографический, этимологический,
орфоэпический и др.). Осознание ситуации
общения: где, с кем и с какой целью
происходит общение. Практическое
овладение диалогической формой речи.
Диалог (спор, беседа). Выражение
собственного мнения, его аргументация с
учетом ситуации общения. Овладение
умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь вниманием и т. п. Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой).
ОК 1, ОК 2,
ОК 3, ОК 5,
ОК 8, ОК 9
- совершенствования
ОК 1-9
коммуникативных
способностей; развития
готовности к речевому
взаимодействию,
межличностному и
межкультурному общению,
сотрудничеству;
Устные сообщения обучающегося, участие
в дискуссии: учитывается способность
обучающегося выражать свои мысли, своё
отношение к действительности в
соответствии с коммуникативными
задачами в различных ситуациях и сферах
общения.
- самообразования и
ОК 1-9
активного участия в
производственной,
культурной и общественной
жизни государства;
Письменные работы типа изложения с
творческим заданием, сочинения
разнообразных жанров, рефераты.
19
Знания:
связь языка и истории,
ОК 2, ОК 3,
культуры русского и других ОК 4, ОК 5,
народов;
ОК 8
Устные сообщения обучающихся,
рефераты, творческие работы (эссе,
публицистическая статья).
смысл понятий: речевая
ситуация и ее компоненты,
литературный язык,
языковая норма, культура
речи;
Сочинение небольших рассказов
повествовательного характера (по
материалам собственных игр, занятий,
наблюдений). Восстановление
деформированного текста
повествовательного характера.
ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 8
основные единицы и уровни ОК 2, ОК 4,
языка, их признаки и
ОК 5, ОК 8
взаимосвязь;
Осознание цели и ситуации устного
общения. Адекватное восприятие звучащей
речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста,
передача его содержания по вопросам.
орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические и
пунктуационные нормы
современного русского
литературного языка;
Разные виды разбора (фонетический,
лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический,
лингвистический, лексикофразеологический, речеведческий).
ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 8
нормы речевого поведения в ОК 1, ОК 2,
социально-культурной,
ОК 3
учебно-научной,
официально-деловой сферах
общения.
Создание текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Рецензирование. Создание письменных
текстов делового, научного и
публицистического стилей с учётом
орфографических и пунктуационных норм
современного русского литературного
языка.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные
Формы и методы контроля и оценки
умения, усвоенные знания)
результатов обучения
Знание:
- языковых норм литературного языка,
- культуры речи,
- основных единиц и уровней языка.
Умение:
- определять требования к литературному
языку,
Оценка редакторской работы текста. Оценка
тестирования. Оценка результатов
внеаудиторной самостоятельной работы:
сообщений.
20
- правильного владения основами культуры
речи,
- различать основные единицы и уровни
языка.
Знание: орфоэпических, лексических,
грамматических и пунктуационных норм
Оценка диктантов. Оценка тестирования.
речевого поведения
Оценка сочинений. Оценка результатов
внеаудиторной самостоятельной работы:
рефератов.
Умение:
правильно применять в практике общения
основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного
русского литературного языка.
Знание: орфографических и
Оценкаработы с карточками. Оценка
пунктуационных норм современного
тестирования. Оценка контрольных работ.
русского литературного языка.
Оценка результатов внеаудиторной
самостоятельной работы: докладов и
рефератов.
Умение: соблюдать в практике письма
орфографические и пунктуационные
нормы современного русского
литературного языка.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего
контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной
шкалой (таблица).
Процент результативности
Качественная оценка индивидуальных образовательных
(правильных ответов)
достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
90 - 100
5
Отлично
80 - 89
4
Хорошо
70 - 79
3
Удовлетворительно
менее 70
1
Неудовлетворительно
21
Разработчики:
- Алекберова Ольга Леонидовна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РД «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Почетный работник воспитания и просвещения РФ,
Отличник образования РД,
преподаватель высшей категории.
Балафендиева Джамиля Гаджиахмедовна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ РД «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
Казиахмедова»,
Отличник образования РД,
преподаватель высшей категории
_________________
_______________
Рецензенты:
- Эмирова Айнаханум Садретдиновна,
директор МБОУ СОШ №16 имени М. Казем-Бека
г. Дербент,
Отличник народного образования РД,
Заслуженный работник РД
______________
22