ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 05 Организация взаимодействия с родителями (законными представителями)
детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей»
образовательной программы среднего профессионального образования –
программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих/специалистов среднего звена
по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Воспитатель детей дошкольного возраста
(квалификация)
2024
Составитель:
Фамилия, имя, отчество
Мусакадиева Валентина Игорьевна
Должность
преподаватель
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Организация взаимодействия с
родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам
развития и образования детей»
разработанана основе требований:
федерального
-
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 44 02 01 Дошкольное образование
утвержденного приказом № от 742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября 2023)
(далее – ФГОС СПО);
- с учётом
примерной
основной
образовательной
программы по
специальности 44 02 01 Дошкольное образование.;
-
в
соответствии
с
рабочей
программой
воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.
05
Организация
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования
детей»
Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить
основной вид деятельности « Организация взаимодействия с родителями
(законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и
образования детей» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные
компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 09
ОК 10
Наименование
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД 5
ПК 5.1.
ПК 5.2.
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Организация взаимодействия с родителями (законными представителями)
детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей и)
Планировать и организовывать взаимодействие с родителями (законными
предстаителями), проводить его в различных организационных формах, в том
числе дляих психолого-педагогического просвещения.
Организовывать взаимодействие и сотрудничество с педагогическими
работниками ДОО и другими специалистами в решении педагогических
ПК 5.3.
задач...
Организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями)
при решении задач обучения и воспитания детей раннего и дошкольного
возраста с применением различных технологий, в том числе интерактивных,
перцептивных и информационных.
1.1.3. Перечень формируемых личностных результатов реализации программывоспитания
Код
ЛР 1
Наименование
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛРВР 3
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих
ЛРВР 9.1 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа
жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.
ЛРВР 9.2 Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях
ЛРВР 10.2 Заботящийся о собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
ЛРВР 18 Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни
человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и
интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию
безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе
цифровой.
ЛРВР 19 Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного
знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание
обучающимися
ЛРВР 20 Признающий
ценности
непрерывного
образования,
необходимость
постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным
профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный
жизненный и профессиональный опыт
ЛРВР 21 Демонстрирующий
готовность
к
профессиональной
коммуникации,
толерантному общению; способность вести диалог с обучающимися,
родителями
(законными
представителями)
обучающихся,
другими
педагогическими работниками и специалистами, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
ЛРВР 22 Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи
и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать
эстетические ценности своим воспитанникам
1.1.4. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь практический
анализ годового и перспективного плана ДОО, раздел
опыт
«Организация взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников»;
составление плана взаимодействия с родителями детей
Уметь
дошкольного возраста (законными представителями) на
период производственной практики по ПМ 05;
разработка
и реализация проекта для совместной
деятельности детей, родителей и воспитателя;
разработка
макета
и
оформление
информационнодемонстрационного стенда по проекту для всех участников
образовательного процесс,
разработка вопросов и проведение письменного опроса
родителей;
разработка
сценария
образовательных
ситуаций,
направленных на развитие социальных отношений детей со
взрослыми и сверстниками для своей возрастной группы на
практике в ДОО (в соответствии с тематикой проекта) и
их проведение;
разработка сценария мастер-класса для детей и их родителей
в соответствии с содержанием проекта и его проведение;
разработка и представление рекомендаций для родителей в
соответствии с темой проекта;
оформление презентации об этапах проекта и его результатов
с применением ИКТ для выступления с сообщением о
проекте на родительском собрании;
разработка
сценария
мероприятия
по
презентации
результатов совместной работы над проектом всех
участников образовательного процесса;
проведение мероприятия по презентации результатов
совместной работы над проектом для всех участников
образовательного процесса;
выступление на педагогическом совете по теме курсовой
работы, делая акцент на современных интерактивных методах
и приёмах работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
объяснять сущность и содержание основных понятий
курса;
анализировать проблемные ситуации, отвечая на вопросы: кто
участвовал в событии, где оно произошло, каковы причины
сложившейся ситуации;
выявлять и формулировать проблему (вопрос) в контексте
проблем-ной ситуации;
формулировать педагогическую задачу на основе анализа
проблем- ной ситуации и конкретных условий;
находить варианты решения педагогической задачи на основе
оцен- ки предполагаемой эффективности;
выбирать оптимальный вариант решения проблемной
ситуации, ар- гументировать свой выбор;
определять критерии, по которым возможно судить о
достигнутых результатах в процессе решения проблемной
ситуации;
определять и выбирать методы и приёмы оказания
педагогической поддержки семьям разных категорий,
обосновывать свой выбор;
подбирать и доступно излагать информацию для родителей в
соответ- ствии с предложенной темой;
Знать
оформлять печатные материалы, учитывая особенности
восприятия информации взрослым человеком;
организовывать и проводить интерактивные формы
взаимодействия с родителями,
использовать при организации мероприятий с родителями
современ- ные образовательные технологии;
определять цели и задачи мероприятий, проводимых
воспитателем с родителями, с детьми и их родителями;
формулировать вопросы для письменного и устного опроса
родителей и педагогов ДОО по заданной теме;
выделять, анализировать и оценивать основные компоненты
паспорта проекта, конспектов мероприятий, предназначенных
для проведения вос- питателем с детьми и их родителями;
разрабатывать и оформлять паспорт проекта, конспекты,
технологиче- ские карты, обеспечивающие организацию и
проведение мероприятий с участием воспитателя, детей,
родителей;
подбирать и анализировать диагностические методики по
изучению особенностей семейного воспитания дошкольников;
создавать и представлять презентации для различных
категорий участников образовательного процесса;
разрабатывать
и оформлять макет информационнодемонстрационного стенда по проекту для всех участников
образова- тельного процесса;
разработка текста сообщения о реализации совместного
проекта детей, родителей и воспитателей для выступления на
совещании членов педагогического коллектива;
создание и представление презентации об этапах совместного
проек- та детей, родителей, воспитателей и его результатах с
применением ИКТ для выступления на совещании членов
педагогического коллектива.
понятие «семья», признаки семьи, функции семьи;
классификации типов семьи;
модели и стили семейного воспитания;
понятие «родительство», типология родительства;
понятие «детско-родительские отношения», виды детскородительских отношений;
понятие «педагогическая культура родителей», структура
педагогической культуры родителей, уровни педагогической
культуры;
понятие
«детско-взрослое
сообщество»,
социальнопсихологические особенности и закономерности развития
детско- взрослых сообществ;
понятие «социалаизация», роль семьи в процессе
социализации дошкольников;
особенности формировании культуры поведения ребенка в
семье: бытовая культура, культура общения, поведенческая
культура, культура деятельности;
основные документы о правах ребенка и обязанностях
ребенка : конвенция о правах ребенка, семейный кодекс
Российской
Федерации,
Концепция
государственной
политики в Российской Федерации на период до 2025, Закон
об Образовании в Российской Федерации;
задачи и содержание семейного воспитания;
методы семейного воспитания; условия педагогически
грамотного применения методов семейного воспитания, в том
числе в условиях инклюзивного образования;
сущность
понятий
«взаимодействие»,
«сотрудничество», «партнерство»;
цель, задачи взаимодействия ДОО и семьи; принципы
организации взаимодействия ДОО и семьи;
понятие «социальное партнерство», законодательная основа
социального партнерства;
понятие «проектная деятельность», типы совместных
проектов ДОО и семьи, этапы проектной деятельности,
характеристика содержания совместной деятельности
воспитателя, детей и родителей на каждом из этапов
проектной деятельности;
- характеристику основных направлений взаимодействия
педагогического коллектива с родителями (законными
представителями) в том числе в условиях инклюзивного
образования; сущность
и
содержание
понятия
«интерактивность», «интерактивные формы взаимодействия».
Преимущества использования интерактивных форм работы с
родителями (законными представителями), в том числе в
условиях
инклюзивного
образования.
Назначение,
характеристика, структура и содержание интерактивных форм
работы
с
родителями:
информационно-аналитические,
познавательные,
досуговые,
письменные,
наглядноинформационные формы;
особенности взаимодействия с родителями (законными
представителями), относящимися к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а
также с различными (в том числе ограниченными)
возможностями здоровья; выбор содержания и форм
взаимодействия с конкретной семьей;
правовые,
нравственные
и
этические
нормы,
требования
профессиональной
этики
в
процессе
взаимодействия с родителями (законными представителями);
современные тенденции развития дошкольного образования в
области
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями);
особенности региональных условий, в которых реализуется
вариативная
примерная
образовательная
программа
дошкольного образования, для организации взаимодействия с
родителями (законными представителями);
сущность,
содержание,
особенности
проведения
индивидуальной работы
с
родителями
(законными
представителями) в том числе в условиях инклюзивного
образования;
понятие
«педагогическая
помощь»,
«педагогическая
поддержка», нормы педагогической поддержки, тактика
педагогической поддержки, особенности использования
педагогической
поддержки
в
работе
с
семьями
воспитанников, относящихся к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а
также с различными (в том числе ограниченными)
возможностями здоровья;
сущность процесса планирования работы с родителями.
Этапы планирования работы с родителями: диагностический,
мотивационнообразовательный,
проектировочный,
содержательно-практический, оценочно-рефлексивный: цель,
задачи, содержание работы на каждом из этапов. Особенности
планирования работы с родителями в условиях инклюзивного
образования;
требования к структуре, содержанию и оформлению
документации,
обеспечивающей
взаимодействие
с
родителями (законными представителями) и сотрудниками
образовательной организации;
понятие
«педагогический
коллектив»,
особенности
педагогического коллектива, структура педагогического
коллектива;
понятие «профессиональное педагогическое общение»,
существующие классификации стилей профессиональнопедагогического общения;
формирование индивидуального стиля педагогического
общения. Культура общения во взаимодействии с
сотрудниками дошкольного учреждения;
нормативно-правовые основы взаимодействия воспитателя с
сотрудниками ДОО;
должностные
обязанности
помощника
воспитателя;
взаимодействие воспитателя с помощником воспитателя;
система профессионально-педагогических отношений в
ДОО;
понятие
«корпоративная
культура
взаимодействия»,
компоненты корпоративной культуры взаимодействия
педагогов ДОО, стратегия формирования корпоративной
культуры педагогов;
формы, методы и приёмы взаимодействия сотрудников
образовательной организации работающих с группой детей.
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 216
в том числе в форме практической подготовки 72
Из них на освоение МДК 124
в том числе самостоятельная работа 12
практики, в том числе учебная 36
производственная 36
Промежуточная
аттестация
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Тематический план и
содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование
разделов
и
тем
профессионального
модуля
(ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
1
Объём в часах
/ в т.ч. в форме
практической
подготовки
Содержание учебного материала,
лабораторные
работы
и
практические
занятия,
самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая
работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
ПМ. 05 Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и
сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей»
МДК 05.01
Теоретические и методические основы организации взаимодействия с родителями
(законными представителями) детей и сотрудниками ДОО
Тема 1.1. Семья как
социальный
институт
Тема 1.2. Родительство и
семейные отношения как
фактор
социализации
детей
дошкольного
Коды
компетенций
и
личностных
результатов,
формировани
ю
которых
способствует
элемент
программы
Содержание
1. Понятие «семья», признаки семьи, функции семьи, современные
классификации типов семьи: по родственной структуре, по количеству
детей, по составу, по типу проживания, гармоничности семейного
союза, по семейному стажу и пр. Семейные роли и внутрисемейная
ролевая структура.
2. 2. Модели и стили семейного воспитания. Особенности
современной семьи.Проблемы семейного воспитания.…
Содержание
1.
Понятие
«родительство»,
типология
Родительская
позиция
как направленность
деятельности семьи.
родительства.
воспитательной
216
124
Теор -60 пр 58
4
ОК 1,3,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
ОК 1,3,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
9
2
ОК 1,3,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
возраста
2. Понятие «детско-родительские отношения», виды
детскородительских отношений: психофизиологические, психологические,
социальные, культурные. Характеристика современных детскородительских отношений. Основные закономерности семейных
отношений, позволяющие эффективно работать с
3. Понятие «педагогическая культура родителей», структура
педагогической культуры родителей, уровни педагогической
культуры. Пути повышения педагогическойкультуры родителей
4.
Понятие
«детско-взрослое
сообщество»,
социальнопсихологические особенности и закономерности развития детсковзрослых сообществ.
Тема 1.3. Социализация:
сущность и своеобразие
процесса социализации
дошкольников в семье
Тема 1.4. Основные
документы о правах
ребенка и обязанностях
взрослых
Содержание
1. Понятие «социализация», сущность и своеобразие процесса
социализации дошкольников. Роль семьи в процессе социализации
дошкольников. Особенности формировании культуры поведения
ребенка в семье: бытовая культура, культура общения,
поведенческая культура, культура деятельности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Анализ, обсуждение и решение проблемных
ситуаций, связанных с формированием культуры поведения у детей в
семье на тему «Семья принимает гостей», «Как правильно вручить и
принять подарок», «Разговор по телефону», «Мы идем в театр»
Практическое занятие 2. Разработка и оформление методических
рекомендаций для родителей на тему «Формирование культуры
поведения у детей в семье»
Содержание
1. Конвенция о правах ребенка. Семейный кодекс Российской
Федерации. Концепция государственной семейно политики в
Российской Федерации на период до 2025 года. Закон об
Образовании в Российской Федерации.
В том числе практических занятий и
3
2
ОК 2,8,9 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2
2
8
ОК 2,8,9 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2
3
2
3
8
4
4
ОК 1,3,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
лабораторных работ
Практическое занятие 3. Организация и проведение интерактивного
родительского собрания в форме игры по станциям с использованием
приёмов кейс-технологии. на тему «Основные документы о правах
ребенка и обязанностях взрослого»
Тема 1.5. Задачи и содер- Содержание
жание семейного воспита- 1.
Особенности
воспитания
дошкольников
в
семье.
ния
Воспитательный потенциал семьи, его важнейшие составляющие.
Особенности семейного воспитания в многодетной и неполной
семье. Задачи семейного воспитания.
2.Методы семейного воспитания, условия педагогически
грамотного применения методов семейного воспитания, в том
числе в условиях инклюзивного образования
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. Формулировка целей и задач к
предложенным тематическим встречам с родителями для детей
раннего и дошкольного возраста
Тема
1.6.
Содержание
Взаимодействие
с
.1. Сущность понятий «взаимодействие», «сотрудничество»,
родителями
и
«партнерство». Значение работы по взаимодействию с родителями
сотрудниками
и сотрудниками образовательной организации. Цель, задачи
образовательной
взаимодействия ДОО и семьи. Принципы организации
организации
взаимодействия
ДОО
с
семьей.
Трудности
процесса
взаимодействия ДОО и семьи.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Решение ситуативных заданий.
Моделирование
ситуации
профессионального
диалога
воспитателя с сотрудником ДОО.
Тема 1.7. Социальное
Содержание
партнерство как новая
1. Понятие «социальное партнерство», законодательная основа
философия
социального партнерства. Термин «социально-педагогическое
взаимодействия ДОО и
партнерство» в системе «семья – дошкольная образовательная
семьи
организация». Социальное партнерство в контексте ФГОС ДО и
Примерной основной образовательной программы дошкольного
4
6
3
3
3
3
1
ОК 2,8,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.3
ОК 1,3,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
ОК 2,8,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.3
ОК 1,3,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
2
2
5
3
ОК 1,3,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
образования (ПООП ДО
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Разработка анкеты для педагогов ДОО
на тему «Партнерство детского сада и семьи
Примерная тематика самостоятельной учебной работы
1. Изучение статей « Конвенции прав ребенка»
2. Ознакомление с Примерной основной образовательной программы дошкольного образования
(ПООП ДО
3. Написание сочинений-рассуждений по темам (выборочно): «Как сделать своего ребѐнка
счастливым», «Тепло домашнего очага», «О какой семье я мечтаю».
4. Разработка каталога Интернет-ресурсов по теме: «Формы взаимодействия педагога ДОО с семьей
на современном этапе».
5. Оформление игр, рекомендаций, памяток для родителей
Учебная
практика
раздела 1Виды работ
1. Анализ планов работы с родителями (ДОО и возрастной группы, выделение содержания и задач,
особенностей планиро вания;
2. Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с родителями в 1 половину дня
3. Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с родителями в II половину дня;
4. Наблюдение и анализ взаимодействия сотрудников образовательной организации,
работающих с группой детей;
5. Составление плана взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста (законными
представителями) на период
Содержание
Тема 1.8. Совместные
1. Понятие «проектная деятельность», типы совместных проектов
проекты ДОО и семьи
исследовательские, информационные, творческие, игровые, практикоориентированные, открытые, индивидуальные и коллективные,
проекты краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные
проекты.
2. Этапы совместной проектной деятельности воспитателя, детей и
родителей. Подготовительный этап: планирование мероприятий
проекта, материально-техническое и дидактическое обеспечение
проекта, возможные риски проекта и пути их минимализации,
ожидаемые результаты. Основной этап: совместные мероприятия для
2
2
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.3,
6
36
ПК 5.1, ПК 5.2, ПК
5.3
10
4
ОК 1,5,6,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
детей и их родителей, воспитателя, ожидаемые результаты для
каждой группы участников проекта. Заключительный этап:
определение
содержания
итоговых
мероприятий,
оценка
эффективности реализации проекта, оценка степени достижения
поставленных целей, возможные варианты обобщения и
представления педагогического опыта. Требования к оформлению
паспорта проекта, презентация результатов и этапов проекта
сообществу родителей и педагогов в форме выступления.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое
занятие 7.
Анализ и
оценка
паспорта
педагогического проекта для детей, родителей и воспитателей по
критериям чемпионата «Профессионалы»
6
2
Практическое занятие 8. Разработка и презентация паспорта
педагогического проекта для детей, родителей и воспитателей по
критериям чемпионата «Профессионалы»
Тема
1.9.
Основные Содержание
направления
взаимодей- 1. Общая характеристика основных направлений взаимодействия
ствия
педагогического педагогического
коллектива
с
родителями
(законными
коллектива с родителями представителями) в том числе в условиях инклюзивного образования:
(законными
представите- изучение семьи, её запросов, уровня психолого- педагогической
лями)
компетентности родителей, семейных ценностей; информирование
родителей; консультирование родителей; просвещение и обучение
родителей; совместная деятельность детского сада и семьи.
2Особенности
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями), относящимися к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в
том числе ограниченными) возможностями здоровья. Выбор
содержания и форм взаимодействия с конкретной семьей
4
Тема 1.10. Содержание и Содержание
формы работы с семьей
1.
Сущность
«интерактивные
4
и
содержание
понятия
«интерактивность»,
формы
взаимодействия».
Преимущества
4
4
4
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.3,
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.3,
ОК 1,5,6,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19
ПК 5.1.
ОК 1,5,6,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
использования интерактивных форм работы с родителями (законными
представителями), в том числе в условиях инклюзивного образования.
Назначение
интерактивных
форм
работы
с
родителями:
информационно- аналитические,
познавательные,
досуговые,
письменные, наглядно-информационные формы.
Тема 1.11. Информационно- Содержание
аналитические формы взаимодействия с родителями
1.
Характеристика
информационно-аналитических
форм
взаимодействия с родителями. Специфика использования методов
изучения особенностей семейного воспитания.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9.
Подбор и анализ диагностических
методик по изучению особенностей семейного воспитания
дошкольников
Практическое занятие 10. Разработка и представление вопросов
для письменного опроса родителей (законных представителей) детей
дошкольного возраста по заданной теме.
Тема 1.12. Познавательные Содержание
Особенности, структура и содержание познавательных форм
формы взаимодействия с 1.
взаимодействия сродителями.
родителями
В том числе практических занятий и лабораторных работ
7
2
5
2
3
16
1
ОК 1,5,6,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.3,
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.3,
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2,
15
Практическое занятие 11. Применение приёмов ТРКМ в процессе
организации и проведения познавательных форм взаимодействия с
родителями
Практическое занятие 12. Анализ и оценка конспекта группового
родительского собрания.
3
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2
2
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2,5.3
Практическое
занятие 13.
Разработка и
представление
технологической карты проведения группового родительского
собрания (на примере конкретной возрастной группы) с
использованием приёмов технологии развития критического
мышления (ТРКМ).
Практическое
занятие
14.
Организация и
проведение родительского
собрания
с
3
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2,5.3
3
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2,5.3
использованием приёмов ТРКМ.
Практическое занятие 15. Разработка и оформление паспорта
совместного проекта детей, их родителей, воспитателя.
Содержание
Особенности, структура и содержание досуговых форм
Тема
1.13.
Досуговые 1.
взаимодействия
сродителями
формы взаимодействия с
родителями
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 16. Подготовка сообщения, создание слайда для
совместной презентации по одной из предложенных досуговых форм
взаимодействия с родителями: праздники, утренни- ки, мероприятия
(концерты, соревнования), выставки работ детей и родителей,
семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии
Содержание
Особенности, структура
и
содержание наглядноТема
1.14.
Наглядно- .1.
информационных
форм
взаимодействия
с родителями
информационные
формы
взаимодействия с родителями
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое
занятие
17.
Разработка и
оформление макета информационно- демонстрационного стенда
по проекту для всех участников образовательного процесса
Содержание
Тема
1.15.
1. Использование современных
педагогических
технологий,
Информационнооснованных
на
применении
информационно-компьютерных
средств:
образовательная
облачные
технологии,
дистанционное
обучение,
интерактивное
среда ДОО
оборудование.
2. Сайт как единое информационное пространство ДОО: доступ к
сайтам групп, персональным сайтам педагогов; проектам; обучающим
ресурсам: системе дистанционного обучения, образовательным
ресурсам по ИКТ; онлайн-фотоальбомам и видеоканалу ДОО.
Расширение возможностей для педагогов по обмену опытом,
методическими разработками, созданию электронного портфолио в
сети. Дистанционное обучение как информационная поддержка
образовательного процесса для родителей.
4
4
2
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2,5.3
ОК 1,5,6,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
2
2
5
2
ОК 1,5,6,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
3
3
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2,5.3
4
2
2
ОК 1,5,6,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
Тема 1.16. Особенности Содержание
проведения индивидуаль- 1.
Понятие
«индивидуальный
подход»:
сущность
и
ной работы с семьей
содержание. Индивидуальныебеседы:
цель,
требования
к проведению, тематика,
составление
плана
беседы,
формулировка
вопросов
для беседы.
Консультация
для родителей: функции
и содержание консультаций.
2. Понятие «педагогическая помощь», «педагогическая поддержка».
Педагогическая поддержка: сущность, предмет, цель, задачи, нормы
педагогической поддержки. Особенности использования методов и
приёмов педагогической поддержки в работе с семьями
воспитанников, относящихся к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными
(в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 18. Разработка индивидуальных консультаций
для родителей по определенной теме.
Практическое занятие 19. Решение педагогических ситуаций по
использованию методов и приёмов оказания педагогической
поддержки семьям разных категорий.
Тема 1.17. Планирование Содержание
работы с родителями (за- 1. Сущность процесса планирования работы с родителями. Этапы
конными представителя- планирования работы с родителями: диагностический, мотивационноми)
образовательный, проектировочный, содержательно-практический,
оценочно-рефлексивный: цель, задачи, содержание работы на каждом
из этапов. Особенности планирования работы с родителями в условиях
инклюзивного образования. Требования к структуре, содержанию и
оформлению документации, обеспечивающей взаимодействие с
родителями
(законными
представителями)
и
сотрудниками
образовательной организации.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 20. Разработка текста выступления на
родительском собрании по вопросам реализации совместного проекта
детей, их родителей, воспитателя.
Практическое занятие 21. Создание и представление презентации об
11
4
7
4
3
10
4
6
2
3
ОК 1,5,6,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2,5.3
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2,5.3
ОК 1,5,6,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2,5.3
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
этапах проекта и его результатах с применением ИКТ для выступления
с сообщением о проекте на родительском собрании.
Тема 1.18. Профессиональ- Содержание
ное взаимодействие воспи- 1. Понятие «педагогический коллектив», особенности педагогического
тателя с сотрудниками коллектива, структура педагогического коллектива. Понятие
«корпоративная
культура
взаимодействия»,
компоненты
ДОО
корпоративной культуры взаимодействия педагогов ДОО, стратегия
формирования корпоративной культуры педагогов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 22. Разработка текста выступления на
педагогическом совете делая акцент на современных интерактивных
методах и приёмах работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Примерная тематика самостоятельной учебной работы
1 Ознакомиться с планом работы ДОУ с родителями на год.
2.Составить конспект родительского собрания.
3.Разработать сценарий мероприятия с участием родителей Разработка проекта «Уголок для
родителей
Производственная практика раздела № (если предусмотрено рассредоточенное
прохождениепрактики)
Виды работ
1. 1 Анализ годового и перспективного плана ДОО, раздел «Организация взаимодействия с
родителями (законными представителями) воспитанников»
2. Разработка и реализация проекта для совместной деятельности детей, родителей и воспитателя
3. Разработка вопросов и проведение письменного опроса родителей по теме проекта;
4. 4.Разработка макета и оформление информационно-демонстрационного стенда по проекту для всех
участников образовательного процесса;
5. 5.Разработка сценария образовательных ситуаций с детьми, направленных на развитие социальных
отношений со взрослыми и сверстниками для своей возрастной группы на практике в ДОО (в
соответствии с тематикой проекта) и их проведение;
6. 6.Разработка сценария мастер-класса для детей и их родителей в соответствии с содержанием
проекта и его проведение;
7. Разработка и представление рекомендаций для родителей в соответствии с темой проекта;
8. 8.Разработка сценария мероприятия по презентации результатов совместной работы над проектом
9.всех участников образовательного процесса;
9. 10.Оформление презентации об этапах проекта и его результатов с применением ИКТ
10,19 ПК 5.2,5.3
7
4
3
3
ОК 1,5,6,7 ЛРВР 1,
9.2,10,19 ПК 5.1
ОК 2,9,5 ЛРВР 1,
10,19 ПК 5.2,5.3
6
36
ПК 5.1, ПК 5.2, ПК
5.3
оборудования для выступленияс сообщением о проекте на родительском собрании;
11.Выступление на педагогическом совете по теме курсовой работы, делая акцент на современных
интерактивных методах и приёмах работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Курсовой проект (работа)
Выполнение курсового проекта (работы) по модулю обучающийся имеет право выбора:
Тематика курсовых проектов:
1.Система руководства взаимодействием педагога и родителей с учетом стилей воспитания
ребенка.
2.Разнообразие форм ввзаимодействия ДОО с родителями воспитанников как фактор позитивного
отношения к ДОУ..
3. Использование ИКТ в работе с родителями в ДОО как средство повышения интереса родителей
к вопросам воспитания
4. Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с родителями как средство повышения
психолого-педагогической культуры.
5. Нетрадиционные родительское собрание как средство активизации интереса к психологопедагогическим знаниям.
6. Метод проектов как средство познавательной активности детей дошкольного возраста.
7. Технологии сотрудничества родителей и педагогов, как фактора повышения удовлетворенности
родителей ДОУ
8. Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в условиях
внедрения ФГОС дошкольного образования"
9. Проектная деятельность как форма взаимодействия ДОУ и семьи.
Консультация
2
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Всего
6ч
216
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1.
Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Теоретических и методических основ дошкольного образования» рабочее
место преподавателя, оснащенное демонстрационным и/или интерактивным
оборудованием, лицензионным программным обеспечением, выход в локальную и
глобальную сеть Интернет. Учебно-методический комплекс по дисциплине, учебные
пособия, дидактический и демонстрационный материал, необходимый для организации
качественного обучения студентов.
Мастерские «Дошкольное воспитание», оснащенные в соответствии с п. 6.1.2.2
Примерной рабочей программы по данной специальности 44.02.01. Дошкольное
образование.
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.3 примерной рабочей программы по
специальности 44.02.01. Дошкольное образование.
3.2.Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1.Основные печатные издания
1.
Зверева, О. Л. Теоретические и методические основы взаимодействия
воспитателя с родителями /О. Л. Зверева. – М. : Феникс, 2020. – 158 с. (среднее
профессиональное образование).
2.
Юревич С.Н. Теоретические и методические основы взаимодействия
воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учебное пособие для среднего
профессионального образова- ния /С.Н. Юревич, Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина. –
Москва.: Издательство Юрайт, 2020. – 181 с. – (Профессиональное образование). –
Текст: непосредственный.
3.2.2.Основные электронные издания
1.
НАВИГАТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do#kompleksniye_programmi
2.
Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник
для среднего профессионального образования / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 177 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06952-5. — URL :
https://urait.ru/bcode/452166
3.
Прохорова, О. Г. Семьеведение : учебник для среднего
профессионального образования / О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова ; под редакцией О.
Г. Прохоровой, Е. И. Холостовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 379 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08730-
19
7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466235
(дата обращения: 21.07.2020).
3.2.3.Дополнительные источники
1.
Бабынина, Т.Ф., Диалог с родителями. Методический аспект
взаимодействия детского сада и семьи. ФГОС ДО / Т. Ф. Бабынина, В. Э. Головенко.,
Л. В. Гильманова. – М. : Сфера, 2016. – 128 с. – (Управление детским садом). - ISBN:
978-5-9949-1351-2.
2.
Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОО. Методические
рекомендации. ФГОС ДО / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Сфера, 2019. – 112 с. –
(Управление ДОУ). - ISBN: 9785994922613
3.
Куликова, Т.А. Семейная педагогика [Текст]: учебник / Т.А. Куликова. –
М.: Изда- тельский центр «Академия», 2019. – 232 с. ISBN : 978-5 -4468-7766-9
4.
Михайлова-Свирская, Л. В. Работа с родителями. Пособие для педагогов
ДОО. ФГОС
/ Л. В. Михайлова-Свирская. – М. : Просвещение, 2018. -128 с. – (Работаем по ФГОС
дошкольного образования). - ISBN: 978-5-09-032968-2
5.
Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс
ДОО: мастер- классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники,
развлечения, дистанционные проекты, электронная газета: методическое пособие /под
ред. В.А. Деркунской. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬ- СТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. –
224 с. (Методический комплект программы «Детство»).
6.
Семейный кодек РФ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных
и
общих
компетенций,
формируемых в рамках
модуля
Критерии оценки
Методы оценки
ПК 5.1.
Планировать соответствие
формулировки
взаимоанализ
и
цели,
организовывать взаимо- задач планируемого мероприятия обучающихся
на
с
действие с родителями родителями
принципу практических занятиях;
диагностичного
20
(законными
целеполагания;
представителями), соответствие содержания целям и
проводить
его
в задачам
планируемого
различных
мероприятия с родителями;
организационных соответствие содержания меро
формах, в том числе для приятия
с
родителями:
их психологоособенностям
возрастной
педагогического просве- категории участников; взглядам на
щения.
образование дошкольни- ков;
ПК 5.2. Организовывать семейным ценностям; жизненно
взаимодействие
и му опыту;
сотрудничество
с содержание
педагогическими
материаламероприятияс
работниками ДОО и
родителямипредставлено
другими специалистами в
логично
и
решении
педагогиче- последовательно
с
использованием
ских задач.
самоанализ
обучающихся
на практических
занятиях;
экспертная
оценка
преподавателя;
взаимоанализ
обучающихся
на практических
занятиях;
самоанализ
обучающихся
на практических
занятиях;
экспертная
оценка
восприятия преподавателя;
доступной
для
родителей
информации и терминологии;
соответствие
способов
взаимодействия c родителями на
мероприятии:
количеству
участников;
организационной форме;
соответствие
способов
взаимодействия с детьми и их
родителями
на
совместном
мероприятии:
организационно
й
21
форме;
особенностям
родительского
детско-
сообществ
а; количеству участников;
соответствие методов и приёмов
проведения
мероприятия:
возрастной категории участников;
особенностям
детскородительского сообщества;
соответствие структуры и длительности
мероприятия
заявленной
организационной
форме работы с ро- дителями;
использование
разнообразных
приёмов
педагогической
поддержки в ходе проводимого
мероприятия;
соответствие характера общения
воспитателя
с
родителями (законными
представителям):
правовым
нормам; нравственно- этическим
нормам.
соблюдение
профессиональной
этики в процессе общения с
родителями, с сотрудниками ДОО;
соблюдение
алгоритма
при
самоанализе
проведенного мероприятия.
22
ПК. 5.3. Организовывать
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями) при решении задач обучения и
воспитания
детей
раннего и дошкольного
возраста с применением
различных технологий, в
том
числе
интерактивных, перцептивных и информационных.
реализация плана взаимодействия
с родителями детей дошкольного
возраста
(законными представителями) в
соответствии с планом-графиком
производственной практики по пм
05.
совместное
с
педагогом (сотрудниками) ДОО:
определение целей деятельности;
планирование
предстоящей
работы; совместное распределение
сил,
средств,
предмета
деятельности во времени в
соответствии с возможностями
каждого участника;
- координация
совместных
действий в процессе деятельности;
- контроль и
оценка
результатов работы;
прогнозирование
новых
целей, задач и результатов
работы;
внесение изменений в содержание
методических
материалов, предназначенных к
использованию
в
работе
с
родителями, в соответствии с
рекомендациями
данными воспитателями группы
ДОО, методистом по практике;
наблюдается
педагогическое сотрудничество
(позитивное
взаимодействие): цели и интересы
участников совпадают;
взаимоанализ
обучающихся
на
практических
занятиях;
самоанализ
обучающихся
на
практических
занятиях;
экспертная
оценка
преподавателя;
23
процесс совместной деятельности
характеризуется
согласованностью, слаженностью
мнений и действий;
наблюдается ситуация взаимной
доброжелательности,
взаимодоверия, с учётом признания
достоинств друг друга;
соответствие характера общения
воспитателя
с
членами педагогического
коллектива,
руководителями
образовательной
организации,
родителями
(законными
представителями):
правовым
нормам;
нравственно-этическим
нормам.
соблюдение педагогического такта
в
общении
с
членами
педагогического
коллектива,
руководителями
образовательной
организации,
родителями
(законным
и представителями);
соблюдение
алгоритма
при
самоанализе
характеравзаимодействия
с
членами
педагогического
коллектива,
руководителями
образовательной
организации,
родителями (законными
представителями).
экспертная
оценка
ОК
1.
Выбирать
обоснованность
преподавателя;
способы решения задач
выбора методов и приёмов
профессиональной
взаимодействия с родителями
деятельности
проводимомумероприятию;
применительно
к
соответствие
самоанализа
различным контекстам
результатов
собственной деятельности
экспертной оценке;
проявление
самостоятельности,
инициативы
при организации
взаимодействия
сродителями;
рациональное
распределение
времени на все этапы решения
задачи
профессиональной
деятельности.
24
ОК
2.
Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 3. Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие
обоснованность
выбора и
оптимальность
состава
источников, необходимых для
решения
поставленной
задачи;
рациональность
распределения
времени на все этапы решения
задачи;
совпадение
результатов самоанализа и
экспертного
анализа
профессиональной деятельности.
самостоятельное, систематическое,
осознанное планирование
самообразования,
саморазвития,
профессионально
го
самосовершенствования
и
повышения
экспертная
преподавателя
оценка
экспертная
преподавателя
оценка
25
ОК 4. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
ОК
9.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности
ОК
10.
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке
квалификации в соответствии с
современными требованиями и на
основе
анализа
собственной
деятельности;
обоснованный выбор методов и
способов личностного развития.
соблюдение
норм
делового
общения и деловой этики во
взаимодействии с обучающимися,
с руководством, коллегами
исоциальными партнерами;
аргументированная
трансляция своей точки
зрения;
точное
и
своевременное
выполнение
поручений
руководителя;
эффективность
организации
коллективной (командной) работы
впрофессиональной деятельности;
объективность
анализа
успешности
коллективной (групповой)
работы, путей ее
совершенствования .
оптимальный
отбор
иэффективность
использования
информационнокоммуникационных технологий,
информационных ресурсов
сети
интернет
в
совершенствовании
профессиональной деятельности;
эффективное
использование
программного обеспечения для
совершенствования
профессиональной деятельности.
грамотное
использование
нормативноправовых
документов,
регламентирующих деятельность в
вопросах
взаимодействия
сродителями
(законными представителями)
детей дошкольного возраста;
соблюдение правовых норм в
профессиональной деятельности.
экспертная
преподавателя
оценка
экспертная
преподавателя
оценка
экспертная
преподавателя
оценка