Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
«Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08 Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере»
образовательной программы среднего профессионального образования – программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена по
специальности
44.02.01 Дошкольное образование
2022 г.
Составитель:
Фамилия, имя, отчество
Должность
Мусакадиева Валентина Игорьевна
преподаватель
Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.08 Проектная и исследовательская деятельность в
профессиональной сфере по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (приказ Минпросвещения
России от 17.08.2022 №742) разработана на основании ФГОС СПО 14.09.2023 № 686 и с учетом
примерной образовательной программы, в соответствии с рабочей программой воспитания
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08 Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной
сфере» является обязательной частью ОП.00 Общепрофессиональный цикл при- мерной
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
44.02.01 Дошкольное образование.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01; ОК 02; ОК 03; ОК
04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Умения
Код
ПК,
ОК
ОК 01
анализировать исследовательские работы с
ОК 02
точкизрения логики исследования;
ОК 03
обосновывать
актуальность
темы
ОК 04
исследования;
определять методы для организации
собственногоисследования;
определять методологический аппарат
исследования;
разрабатывать
планучебно
исследовательской работы;
выделяет
понятийно
категориальный
аппарат
исследования;
работать с психолого- педагогической,
методической, нормативной литературой по
проблеме исследования;
использовать элементы педагогического
эксперимента в собственном исследовании;
обобщать и анализировать результаты
исследования;
оформлять
учебноисследовательскую работу;
использовать
приемы защиты
результатовисследования.
разрабатывать педагогический
проект.
Знания
логику исследования,
структуру
и
этапы выполнения
учебноисследовательской
работы;
способы и принципы обоснования
актуальности темы исследования;
характеристику
исследовательских методов;
компоненты методологического
аппаратаисследования;
основные
виды
учебноисследовательской
деятельности
студентов колледжа;
способы
фиксации
изученного материала;
понятие
о
педагогическом
эксперименте, виды и этапыпроведения
эксперимента;
способы интерпретации результатов и
формулирования выводов по теме
исследования;
основные
формы
представления
данных:
описание,
таблицы, схемы, графики, диаграммы и
т.п.;
требования
к
оформлению
и
представлению
результатов
работы;
порядок
и
процедуру
защиты
выпускной квалификационной
работы.
4
оформлять педагогический
проект.
2.
теоретические
аспекты
педагогического проектирования.
структура
педагогического
проекта.
технологию педагогического
проектирования.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
204
в т.ч. в форме практической подготовки
128
в т. ч.:
теоретическое обучение
50
практические занятия (если предусмотрено)
110
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
18
Самостоятельная работа 71
Промежуточная аттестация
-14
12
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1. Методологические и методические основы исследовательской деятельности
Тема 2. Учебноисследовательская
деятельность сту-
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
2
Объем, акад. ч / в том числе в
форме практической
подготовки, акад. ч
3
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
Содержание учебного материала
1. Наука и научное исследование Понятие о науке как специфической
сфере человеческой деятельности, направленной на получение,
обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. Понятие о
научном исследовании как особой форме процесса познания.
Междисциплинарный характер современной науки. Взаимосвязь науки и
практики.
2. Методология исследования Понятие о методологии научного знания
как системе принципов, способов организации и построения
теоретической
и
практической
деятельности.
Компоненты
методологического знания: общетеоретические законы и закономерности,
более частные законы,
принципы
и методы исследования.
Методологический аппарат исследования: объект, предмет, цель,
гипотеза, задачи (общее представление).
3. Методика исследования Методика исследования как совокупность
приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения
и интерпретацию полученных с их помощью результатов. Понятие о
методах исследования как совокупности приемов и операций,
направленных на изучение проблем. Система методов исследования.
Характеристика исследовательских методов.
Содержание учебного материала
1.
Особенности
учебно-исследовательской
деятельности
Сравнительная характеристика научно-исследовательской и учебно-
ОК 01; ОК 02;
ОК 03; ОК 04
ЛР 14; ЛР 15;
4
6\10
6
ОК 01; ОК 02;
ОК 03; ОК 04
6
дентов
Тема 3. Технология
исследовательской
деятельности
исследовательской деятельности.
2.
Виды
учебно-исследовательской
деятельности
студентов
Основные виды учебно-исследовательской деятельности студентов
колледжа: курсовая работа и выпускная квалификационная работа, их
сходство и различие. Содержательное разнообразие курсовых работ
(реферативного, практического, опытно-экспериментального характера),
выпускных квалификационных работ (опытно-практического, опытноэкспериментального, теоретического, проектного характера).
3. Логика исследования, его основные этапы Логика исследования, его
основные этапы: постановка проблемы и выбор темы; обоснование
актуальности исследования; определение методологического аппарата
исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи); выделение
понятийно-категориального аппарата; выбор методов исследования; сбор
информации; организация опытно-экспериментальной работы; обобщение
и
анализ
результатов;
оформление
полученных
результатов.
Характеристика каждого этапа исследования. Устойчивые речевые
формы и клише.
В том числе, практических занятий
Практическое занятие 1. «Обоснование актуальности темы исследования»
Практическое занятие 2. «Определение методологического аппарата исследования. Логическая схема взаимосвязи методологического аппарата исследования»
Практическое занятие 3. «Выделение понятийно-категориального аппарата
исследования»
Содержание учебного материала
1. Технология работы с информацией Основные информационные
источники: монография, книга, статья, сборник статей, материалы
конференций, Интернет и др. Виды чтения научной литературы
(просмотровое, ознакомительное, изучающее), их характеристика.
Способы фиксации изученного материала: библиографическое описание,
аннотация, цитата, тезис, конспект, реферат.
2. Организация эксперимента Понятие о педагогическом эксперименте.
Комплексный характер экспериментального метода. Виды экспериментов.
Основные этапы проведения эксперимента, содержание
работы на каждом этапе.
ЛР 14; ЛР 15;
10
2
4
4
70
ОК 01; ОК 02;
ОК 03; ОК 04
ЛР 14; ЛР 15;
20
7
3. Анализ и обобщение материала Упорядочение, систематизация фактов,
идей, положений. Качественная обработка результатов. Анализ и
интерпретация результатов и формулирование выводов. Устойчивые
речевые формы и клише, используемые для обобщения и анализа
результатов.
4. Методы
математической
статистки
в
исследовательской
деятельности.
Математическая
статистика
в
исследовательской
деятельности.
Статистическая
обработка
данных:
генеральная
совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана.
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики)
5. Оформление и представление результатов работы Основные формы
изложения результатов исследования: научный доклад, курсовая работа,
выпускная квалификационная работа, научная статья и другие. Требования
к литературному оформлению работы. Научный текст и научный стиль
речи: лексика, терминология, синтаксические конструкции, устойчивые
речевые формы и клише. Рубрикация как выражение композиционной
структуры текста. Требования к оформлению структурных частей
курсовой работы и выпускной
квалификационной работы.
6. Защита курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
Возможные варианты защиты курсовой работы. Критерии оценки
курсовой
работы.
Отзыв
научного
руководителя.
Выпускная
квалификационная работа как вид государственной итоговой аттестации
выпускников. Цель защиты выпускной квалификационной работы.
Особенности процедуры предварительной защиты результатов выпускной
квалификационной работы. Допуск студента к защите ВКР: сроки сдачи
работы, составление отзыва научного руководителя, рецензии. Подготовка
выпускной квалификационной работы к защите: составление текста
выступления студента; подготовка ответов на замечания и пожелания,
высказанные в отзыве и рецензии; подготовка раздаточного материала,
презентации. Процедура защиты выпускной
квалификационной работы. Критерии оценки ВКР.
В том числе, практических занятий
Практическое занятие 4. «Составление библиографического описания»
Практическое занятие 5. «Составление тезисов и запись цитаты»
50
6
6
8
Тема 4. Теоретические основы педагогического проектирования
Практическое занятие 6. «Составление программы опытно-экспериментальной
работы при организации исследования по теме»
12
Практическое занятие 7. «Интерпретация результатов и формулирование выводов исследования»
12
Практическое занятие 8. «Определение генеральной совокупности и выборки.
Статистическое распределение (вариационный ряд). Изображение выборки с
помощью графиков».
12
Практическое занятие 9. «Наблюдение и анализ видеозаписи процедуры защиты выпускной квалификационной работы»
2
Содержание учебного материала
70
1. Понятие педагогического проектирования. Основные понятия
педагогического проектирования. Курсовые работы и ВКР проектного
характера.
ОК 01; ОК 02;
ОК 03; ОК 04
ЛР 14; ЛР 15;
2. Организация проектной деятельности. Этапы проектирования.
Предпроектный этап. Выбор формата проекта. Логика организации
педагогического проекта. Этап реализации проекта, рефлексивный этап,
послепроектный этап.
3. Виды педагогических проектов. Учебные проекты. Досуговые проекты.
Социально-педагогические проекты. Проекты личностного становления.
Сетевые проекты.
4. Технология разработки проектов. Педагогический проект как документ:
основные
требования
к
составлению.
Принципы
разработки
педагогического проекта. Алгоритм педагогического проектирования.
Сбор исходных данных и анализ существующего состояния объекта.
Выявление потребности в изменениях (в проекте). Определение целей,
задач и ожидаемых результатов. Моделирование объекта в соответствии с
поставленными целями. Определение ресурсов и технологий реализации
проекта. Результаты проектной деятельности. Оценка результатов
проектной деятельности. Требования к написанию проекта. Критерии
результативности проекта. Особенности написания курсовых работ и ВКР
проектного характера.
20
9
В том числе, практических занятий
Практическое занятие 10. Разработка творческих проектов
Практическое занятие 11 Разработка исследовательских проектов
Практическое занятие 12 Разработка информационно-социальных проектов
Практическое занятие 13 Создание презентаций к проектам
Практическое занятие 14 «Организационно-деятельностная игра по педагогическому проектированию»
Курсовой проект (работа)
Выполнение курсового проекта (работы) по дисциплине является обязательным.
50
20
10
5
13
2
Тематика курсовых проектов (работ)
1.
Место проектной деятельности в образовательных программах ДОО.
2.
Сущность познавательной деятельности и возможности проектного метода.
3.
Назначение проектной деятельности на разных этапах возрастного развития.
4.
Формы и методы участия родителей в проектной деятельности.
5.
Развитие детской инициативы.
6.
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
7.
Наблюдение как метод педагогического исследования.
8.
Детское экспериментирование как метод познавательного воспитания дошкольников.
9.
Детские объединения и их значение в воспитании детей дошкольного возраста.
10.
Методы формирования мотивационной готовности к обучению в школе в стенах
детского сада.
11.
Экспериментирование и опыты как средство развития у детей интереса к
исследовательской деятельности.
12.
Возрастные особенности и проблема формирования самостоятельности детей
дошкольного возраста.
13.
Взаимодействие с родителями в процессе подготовки ребёнка к школе.
Организация досуговых форм во взаимодействии ДОО и семьи.
10
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе)
1. Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) предполагают
групповую форму организации учебной деятельности. Тематика занятий:
2. Выбор темы.
3. Обоснование актуальности темы исследования.
4. Разработка методологического аппарата.
5. Составление плана работы в логике исследования.
6. Подбор источников и литературы.
7. Особенности написания введения курсовой работы.
8. Проверка теоретической части работы.
9. Проверка практической части (при наличии).
10. Проверка выводов и предложений.
11. Особенности написания заключения.
12. Проверка оформления курсовой работы согласно методическим рекомендациям.
Самостоятельная работа
Выбор темы
Подбор литературы
Определение методологического аппарата
Составление тезисов
Подбор цитат
Составление библиографии
Подбор диагностических методик и их анализ
Обработка и интерпретация диагностического материала
Составление выводов и рекомендаций
Промежуточная аттестация
Всего:
18
14
12
54
Дифзачет
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Теоретических и методических основ дошкольного образования» рабочее место
преподавателя, оснащенное демонстрационным и/или интерактивным оборудованием,
лицензионным программным обеспечением, выход в локальную и глобальную сеть
Интернет. Учебно-методический комплекс по дисциплине, учебные пособия, дидактический
и демонстрационный материал, необходимый для организации качественного обучения
студентов.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Афанасьев, В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для СПО / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 154 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10342-7.
2.
Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов:
Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. 11-е изд.,
стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 128 с. – ISBN 978-5-4468-5105-8
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное
пособие для СПО / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и
доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. — Книга находится в ЭБС ЮРАЙТ. Для
просмотра следует получить пароль при регистрации — Режим доступа : www.biblioonline.ru/book/E79FFFF9-C786-4CEE-B695-7812309253D8 (дата обращения: 25.12.2018).
2.
Российский общеобразовательный портал. (Режим доступа): URL:
http://www.pedsovet.org.
3.
Российский общеобразовательный портал: (Режим доступа): URL: http //
www.school.edu.ru
4.
Российский общеобразовательный портал: (Режим доступа): URL: // http
www.edu-all.ru;
5.
Педагогическая библиотека: (Режим доступа): URL: http // www.pedlib.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
знания
логику
исследования,
структуру и этапы выполнения учебноисследовательской работы;
перечисляет
и
характеризует
этапы
выполнения
учебно
исследовательской работы в
соответствии с логикой
Методы оценки
анализ и
оценка
решения тестовых заданий;
анализ и
оценка
решения устного опроса;
анализ и оценка
12
способы
и
принципы
обоснования
актуальности
темы исследования;
характеристику
исследовательских методов;
компоненты
методологического аппарата исследования;
основные виды учеб- ноисследовательской
деятельности студентов колледжа;
способы фиксации изученного
материала;
понятие о педагогиче- ском
эксперименте, виды и этапы
проведения экспери- мента;
способы интерпрета- ции
результатов
и
формулирования выводов по теме ис
следования;
основные
формы
представления данных: описание,
таблицы, схемы, графики,
диаграммы и т.п.;
требования к оформле- нию и
представлению резуль- татов
работы;
порядок и процедуру защиты
выпускной
квалификационной работы.
теоретические
аспекты
педагогического проектиро
вания.
структура педагогиче- ского
проекта.
технологию педагогического
проектирования.
исследования;
решения
перечисляет
способы опроса.
обоснования актуальности
темы исследования;
знает сущность поня- тия
«методы
психологопедагогического исследования»;
правильно перечисляет
компоненты
методологического аппарата
исследования, принципы их
формулирования,
верно
указывает его логическую
связь с планом учебноисследовательской работы;
дает
характеристику
осиновым видам исследовательской деятельности студентов;
перечисляет
способы
фиксации материала в соответствии с правилами и требованиями при работе с литературой по проблеме исследования;
правильно перечис- ляет
этапы и дает характеристику содержания этапов
проведения педагогического
эксперименты при выполнении
исследовательской
работы;
называет правила изложения
результатов по проблеме
исследования;
знает
основные
формыпредставления
данных и их оформление в
соответствии
с
требованиями;
описывает требова- ния к
оформлению
и
представлению результатов работы;
характеризует поря- док и
процедуру
защиты
выпускной квалификационной работы в соответствии с
требованиями.
обосновывает сущ-
письменного
13
умения
анализировать исследовательские работы с точки
зрения логики исследования;
обосновывать актуальность темы исследования;
определять методы для
организации
собственного
исследования;
определять методоло
гический аппарат исследования;
разрабатывать
план
учебно-исследовательской
работы;
выделяет понятийно
категориальный аппарат исследования;
работать с психологопедагогической,
методической, нормативной литерату
рой по проблеме исследования;
использовать элементы
педагогического эксперимента в собственном исследовании;
обобщать и анализировать результаты исследования;
оформлять
учебноисследовательскую работу;
использовать приемы
защиты результатов исследования.
разрабатывать педагогический проект.
оформлять педагогический проект.
ность педагогического проектирования.
перечисляет
этапы
и
технологию педагогического проекта.
оценка выполнения
проводит
анализ
ис-
практических
заданий
следовательских работы с
точки зрения логики иссле- (работ).
дования в зависимости от
вида работы;
обосновывает
актуальность темы в соответствии принятыми способами
и принципами обоснования
актуальности;
определяет
методы для
организации исследова- ния
в соответствии с те- мой и
видом
учебноисследовательской работы;
правильно формули- рует
методологический ап- парат
исследования
в
соответствии с темой учебноисследовательской работы;
правильно разраба-тывает
план
учебноисследовательской работы в
соответствии с методологическим аппаратом и видом
учебно-исследовательской
работы;
точно определяет понятийно-категориальный
аппарат исследования в соответствии с темой учебноисследовательской работы;
правильно
использу- ет
способы фиксации материал при работе с литературой по проблеме исследования в соответствии с требованиями, нормами, правилами;
составлять
програм- му
опытноэкспериментальной работы
при организации исследования по теме в соответствиис
принятой структурой;
14
делает выводы на ос- нове
качественной
и
количественной обработки материалов исследования;
оформляет и пред- ставляет
полученные
в
ходе
исследования данные в соответствии с требованиями;
оформляет свою ра- боту в
соответствии
с
требованиями;
демонстрирует прие- мы
защиты результатов исследования в соответствии с
принятыми требованиями.
демонстрирует уме-ние
определять этапы педагогического проекта в соответствии с поставленными
целями и задачами.
демонстрирует умение оформлять педагогический проект в
соответствии
с
заданной
структурой.
15