РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»
Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»
Утверждаю
Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
« Дербентский профессионально- педагогический
колледж имени Г.Б.Казиахмедова »
______________Махмудова Н.Г.
подпись
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Дошкольная педагогика
образовательной программы среднего профессионального
образования – программы подготовки
специалистов среднего звена
44. 02. 01 Дошкольное образование
Воспитатель детей дошкольного возраста
(квалификация)
2022 год
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Дошкольная педагогика разработана на основе
требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 44 02 01 Дошкольное образование, утвержденного приказом № от
742 от 17 августа 2022,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 70461 от 11 октября 2022 (далее–
ФГОССПО);
- с учётом примерной основной образовательной программы по
специальности 44 02 01 Дошкольное образование;
- в соответствии с рабочей программой воспитания.
Составитель:
Фамилия, имя, отчество
Манаширова А.Д.
Должность
Председатель ПЦК педагогики и психологии
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03Дошкольная педагогика
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.03Дошкольная педагогика является обязательной частью общепрофессионального
цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное
образование
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК,
ОК,ЛР
ОК01
ОК02
ОК09
Умения
ориентироваться
в
современных
проблемах
дошкольного
образования,
тенденциях его развития и направлениях
реформирования
находить и анализировать информацию,
необходимую для решения педагогических
проблем образования детей раннего и
дошкольного возраста
отбирать
средства
определения
результатов
дошкольного
образования,
интерпретировать результаты диагностики
находить и анализировать информацию,
необходимую для решения педагогических
проблем в дошкольном образовании
определять педагогические возможности
различных
моделей
построения
образовательного процесса в ДОО
анализировать
принципы
построения
образовательного процесса в ДОО
проектировать развивающую предметнопространственную среду в ДОО
ориентироваться в тенденциях развития
дошкольного образования и направлениях
его реформирования
Знания
сущность дошкольной педагогики;
категории дошкольной педагогики;
методы исследования в дошкольной педагогике как науке;
современная педагогическая концепция целостного развития дошкольника;
становление системы дошкольного воспитания за рубежом;
становление системы дошкольного воспитания в России;
современные подходы к дошкольному образованию за рубежом;
современные проблемы отечественного дошкольного образования;
дошкольная образовательная организация как часть системы образования в РФ;
формы дошкольного образования в РФ;
нормативно-правовые основы дошкольного образования;
педагогическая диагностика как средство оценки образовательных результатов
ребенка дошкольного возраста;
мониторинг образовательного процесса в ДОО;
-характеристика образовательной программы дошкольного образования;
история появления программы дошкольного образования;
вариативные образовательные программы дошкольного образования;
образовательный
процесс ДОО, его особенности;
модели построения образовательного процесса в ДОО;
принципы построения образовательного процесса в ДОО;
сущность развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
функции развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;
компоненты развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;
ставить цели и задачи обучения детей способы проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;
дошкольного возраста
дошкольная дидактика, ее историческое развитие;
определять педагогические возможности сущность и структура обучения дошкольников в целостном образовательном
различных методов, приемов, методик,
форм
организации
обучения
детей
дошкольного возраста
-ориентироваться
в
современных
тенденциях
развития
дошкольного
образования в соответствии с концепцией
развивающего обучения
определять педагогические возможности
различных методов, приемов, методик,
форм организации воспитания детей
дошкольного возраста
ориентироваться в тенденциях развития
дошкольного образования и направлениях
его реформирования в области воспитания
анализировать информацию, необходимую
для
повышения
эффективности
педагогической деятельности
определять педагогические возможности
различных методов, приемов, методик,
форм организации обучения и воспитания
сравнивать особенности образовательного
процесса в ДОО и начальной школе
находить и анализировать информацию,
необходимую для решения педагогических
проблем в области подготовки детей к
школе
сравнивать особенности воспитательнообразовательной работы в дошкольных
группах и группах раннего возраста
определять педагогические возможности
различных методов, приемов, методик,
форм организации обучения и воспитания
процессе;
принципы обучения детей дошкольного возраста;
типы обучения детей дошкольного возраста;
модели взаимодействия педагога и детей в процессе обучения в ДОО;
специфика целей и задач обучения дошкольников;
содержание
обучения детей дошкольного возраста;
средства обучения дошкольников;
методы и приемы обучения дошкольников, их классификации;
технологии
обучения дошкольников;
формы обучения дошкольников, их специфика;
сущность развивающего обучения;
роль мотивации способностей в обучении;
-организация развивающего обучения дошкольников;
-проектная и исследовательская деятельность дошкольников: особенности, виды,
этапы, способы организации;
сущность воспитания детей дошкольного возраста;
закономерности воспитания дошкольников;
принципы воспитания дошкольников;
документы, определяющие цель и содержание воспитания в детском саду;
направления воспитания детей дошкольного возраста;
цель и задачи воспитания дошкольников;
содержание воспитания дошкольников;
средства осуществления воспитательного процесса;
методы воспитания дошкольников;
формы организации воспитательного процесса;
понятия: инициатива, самостоятельность, творческая активность детей;
создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в
различных видах деятельности;
создание условий для стимулирования творческой активности детей в различных
видах деятельности;
инклюзия в дошкольном образовании: виды (полная, временная, частичная),
содержание, формы, практики;
детей раннего возраста
образовательный процесс ДОО как объект планирования;
виды планирования образовательного процесса;
требования к планированию образовательного процесса в ДОО;
технология перспективного планирования образовательного процесса в ДОО;
технология календарного планирования образовательного процесса в ДОО;
-сущность преемственности в системе образования;
-принципы преемственности в системе образования РФ;
-сущность преемственности дошкольного и начального уровней общего
образования;
-направления реализации преемственности ДОО и школы;
-формы организации преемственности между ДОО и школой;
-сущность готовности детей к школьному обучению;
-виды готовности к школьному обучению;
-сущность подготовки к обучению в школе;
-направления подготовки детей к обучению в школе;
-возрастная периодизация раннего возраста;
-особенности детей раннего возраста. контроль за развитием детей раннего возраста;
-образовательные организации (группы)для детей раннего возраста;
-содержание обучения детей раннего возраста;
-виды занятий с детьми раннего возраста;
-организация занятий с детьми раннего возраста;
-содержание воспитания детей раннего возраста;
-организация совместной деятельности воспитателя с детьми;
-организация самостоятельной деятельности детей раннего возраста
(3г.ж.).
ЛР 4
ЛР 13
Проявляет и демонстрирует уважение к людям
труда, осознает ценность собственного труда.
Стремится к формированию в сетевой среде
личностно
и
профессионального
конструктивного «цифрового следа»
Принимает и транслирует ценность детства как
особого периода жизни человека, проявляет
уважение к детям, защищает достоинство и
интересы детей
Признает
ценности
непрерывного
образования, необходимость постоянного
проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования
компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения
ориентироваться в информационном пространстве;
демонстрация готовности к проектированию безопасной и психологически комфортной
образовательной среды, в том числе цифровой
-демонстрация интереса к будущей профессии;
-оценка собственного продвижения, личностного развития;
ЛР 14
совершенствования и саморазвития; управляет
собственным профессиональным развитием,
рефлексивно
оценивает
собственный
жизненный и профессиональный опыт
ЛР 15 Демонстрирует готовность к профессиональной
коммуникации,
толерантному
общению;
способность вести диалог с детьми дошкольного
возраста,
родителями
(законными
представителями) детей дошкольного возраста,
другими педагогическими работниками и
специалистами,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения
-положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам
самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов;
-ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной
деятельности;
-проявление высокопрофессиональной трудовой активности;
-участие в исследовательской и проектной работе;
-участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах,
в предметных
неделях;
-соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями,
мастерами и руководителями практики;
-конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде;
-демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа;
2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной деятельности
Вид учебной деятельности
Объём
образовательной программы учебной дисциплины (всего),
в том числе:
объём
работы
обучающихся
во
взаимодействии
с преподавателем по видам учебных занятий:
уроки
практические занятия
лабораторные занятия
консультации
лекции
семинары
Курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося:
Промежуточная аттестация в форме Выберите элемент.
Объем часов, всего,
в т.ч в форме
практической
подготовки
96
42
46
8
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03Дошкольная педагогика
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая
работа(проект)
1
2
Раздел 1. Дошкольная педагогика
Тема 1.1.Дошкольная Содержание учебного материала
педагогика как наука 1. Сущность дошкольной педагогики
2. Категории дошкольной педагогики
3.Методы исследования в дошкольной педагогике как науке
4.Современная
педагогическая
концепция целостного развития
дошкольника
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие1. Составление аналитической таблицы с описанием теорий
социокультурного наследования, амплификации развития, целостного и
деятельностно-личностного подхода (по материалам учебника Микляевой Н.В.
«Теоретические основы дошкольного образования»)
Тема1.2.Становление Содержание учебного материала
системы дошкольного 1.Становление системы дошкольного воспитания за рубежом
воспитания и
2.Становление системы дошкольного воспитания в России
образования
3.Современные подходы к дошкольному образованию за рубежом
4.Современные проблемы отечественного дошкольного образования
В том числе, практических и лабораторных занятий
Тема 1.3.Место
Практическое занятие2. Анализ педагогических идей зарубежных и отечественных
ученых и определение подходов к дошкольному воспитанию. Анализ
статей в периодической печати о подходах к дошкольному образованию за рубежом и
РФ
Содержание учебного материала
Объём в
часах
Объём в
часах в
форме
практи
ческой
подготовки
3
Коды
компетенций,
личностны
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
28
4
ОК01;ОК02;
ОК09;
ЛР 13;
2
2
2
ОК01;ОК02;
ОК09;
4
2
2
2
4
ОК01;ОК02;
дошкольных
образовательных
организаций в
системе
образования РФ
2
2.Формы дошкольного образования в РФ
3.Нормативно-правовые основы дошкольного образования
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие3. Анализ «Конвенции о правах ребенка», одобренной
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступившей в силу для СССР
15.09.1990, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012№273-ФЗ,Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17октября 2013г.№1155, Порядка
Организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам–образовательным программам дошкольного
образования, утвержденного Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31июля 2020года №373
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Исследовательская 1.Педагогическая диагностика как средство оценки образовательных результатов
деятельность
ребенка дошкольного возраста
педагога в
2.Мониторинг как средство контроля качества образовательного процесса в ДОО
дошкольном
В том числе, практических и лабораторных занятий
образовании
Практическое занятие 4. Разработка программы педагогической диагностики по
конкретному направлению образования дошкольника (возрастная группа–по выбору
студента) по предлагаемым материалам (ситуации).Анализ осуществления
мониторинга в дошкольной образовательной организации (по материалам с сайтов
ДОО)
Тема
Содержание учебного материала
1.5.Образовательная 1. Характеристика образовательной программы дошкольного образования
программа
2. История появления программы дошкольного образования
дошкольного
3.Вариативные образовательной программы дошкольного образования
образования
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 5. Анализ структуры и содержания вариативных
образовательных программ дошкольного образования. Составление сравнительной
таблицы образовательных программ для ДОО (на примере «От рождения до
школы», «Детство», «Успех», «Радуга»)
Тема 1.6.
Образовательный
процесс в ДОО
ОК09;
ЛР13;
1.Образовательная организация как часть системы Дошкольного образования РФ.
Содержание учебного материала
Образовательный процесс ДОО, его особенности
2
2
ОК01;ОК02;
ОК09;
4
2
2
2
ОК01;ОК02;
ОК09;
4
2
2
2
4
2
ОК01;ОК02; ОК09;
Модели построения образовательного процесса в ДОО
Принципы построения образовательного процесса в ДОО
Тема 1.7.
Предметнопространственная
развивающая среда
ДОО
В том числе, практических и лабораторных занятий
2
Практическоезанятие6.Анализ особенностей построения различных моделей
образовательного процесса в ДОО на основе практических ситуаций. ЗнакомствосорганизациейобразовательногопроцессавДОО(повидеозаписям,кон-спектам).
2
Содержание учебного материала
4
1.Сущность развивающей
предметно-пространственной
среды
дошкольной образовательной организации
2.Функции развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
3.Компоненты развивающей предметно-пространственной среды ДОО
4.Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в
ДОО
5.Способы проектирования
развивающей предметно-пространственной
среды в ДОО
2
ОК01;ОК02;
ОК09;
ЛР13;
В том числе, практических и лабораторных занятий
2
Практическое занятие7. Разработка и презентация проекта развивающей предметнопространственной среды группы дошкольной организации
2
Раздел2. Обучение в образовательном процессе ДОО
Тема2.1.Теоретическ Содержание учебного материала
ие основы обучения 1.Дошкольная дидактика, ее историческое развитие
дошкольников
2.Сущность и структура обучения дошкольников в образовательном процессе
3.Принципы обучения детей дошкольного возраста
4.Типы обучения детей дошкольного возраста
5.Модели взаимодействия педагога и детей в процессе обучения в ДОО
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие8.Сравнительный анализ общей и дошкольной дидактики по
вопросам «Принципы обучения дошкольников», «Типы обучения дошкольников»,
«Модели взаимодействия педагога и детей в обучении»
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Содержание
1.Специфика целей и задач обучения дошкольников
обучения
детей 2.Содержание обучения детей дошкольного возраста
ОК01;ОК02;
ОК09;
20
5
3
2
2
5
3
дошкольного
возраста
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие9. Составление сравнительной таблицы системы знаний по
образовательной области Познавательное развитие по возрастным группам.
Разработка целей и задач обучения в разных возрастных группах в рамках
образовательной области «Познавательное развитие».
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
Методические
1.Средства обучения дошкольников
основы организации 2.Методы и приемы обучения дошкольников, их классификации
обучения
3.Технологии обучения дошкольников
дошкольников
2
2
5
ОК01;ОК02;
ОК09;
1
4.Формы обучения дошкольников, их специфика
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 10. Подбор методов для реализации целей и задач обучения
на основе предложенных данных (цель и задачи, возраст детей, средства обучения).
Составление сравнительной таблицы современных образовательных технологий.
Практическое занятие11.Составление технологической карты организации и
проведения наблюдения, экскурсии по ознакомлению с социальной
действительностью. Обсуждение конспектов занятий, разработанных воспитателями и
студентами
Тема 2.4. Основы Содержание учебного материала
развивающего
Сущность развивающего обучения
обучения
1.Роль мотивации и способностей в обучении
дошкольников
2.Организация развивающего обучения дошкольников
3.Проектная деятельность дошкольников: особенности, виды, этапы, способы
организации
4.Исследовательская
деятельность дошкольников: особенности, этапы,
способы организации
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие12. Анализ систем развивающего обучения Л.В.Занкова,
Б.Д.Эльконина–В.В.Давыдова и возможности их использования в ДОО. Решение
педагогических задач. Использование методов стимулирования учения в
практических ситуациях. Разработка варианта мотивационного задания по
предложенной теме обучения и в соответствии с возрастом дошкольников
Практическое занятие13. Разработка исследовательского проекта для детей
конкретной возрастной группы по определенной теме (возраст и тема–по выбор
студента).
Раздел3. Воспитание в образовательном процессе ДОО
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
4
2
2
ОК01;ОК02;
ОК09;
5
1
4
2
2
15
5
ОК01;ОК02;
Теоретические
1.Сущность воспитания детей дошкольного возраста
основы воспитания 2. Закономерности воспитания дошкольников
дошкольников
3.Принципы воспитания дошкольников
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическоезанятие14.Сравнительный анализ общих теоретических основ
воспитания и воспитания дошкольников по вопросам «Закономерности воспитания
дошкольников», «Принципы воспитания дошкольников»
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Методические
1.Цель и задачи воспитания дошкольников
основы
2.Направления воспитания детей дошкольного возраста
воспитания детей в 3.Содержание воспитания дошкольников
образовательном
4.Средства осуществления воспитательного процесса
процессе ДОО
ОК09;
3
2
2
ОК01;ОК02;
ОК09;
5
1
5.Методы воспитания дошкольников
6.Формы организации воспитательного процесса
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 15. Составление логических схем: «Физическое воспитание
детей дошкольного возраста», «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»,
«Умственное воспитание детей дошкольного возраста», «Нравственное воспитание
детей дошкольного возраста», «Эстетическое воспитание детей дошкольного
возраста», «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».Решение
педагогических задач по разным направлениям воспитания дошкольников
Практическое занятие16.Разработка проекта воспитательного события для детей
конкретной возрастной группы по определенному направлению (возраст и
направление – по выбору студента)
Тема 3.3.
Современные
подходы к
воспитанию детей
4
2
2
Содержание материала
1.Понятия: инициатива, самостоятельность, творческая активность детей
2.Создание условий для поддержки детской инициативы в различных видах
деятельности
3.Поддержание и стимулирование самостоятельной деятельности детей
4.Создание условий для стимулирования творческой активности детей в
различных видах деятельности
5. Инклюзия в дошкольном образовании: виды (полная, временная,
частичная),содержание, формы, практики..
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 17. Использование приемов педагогической поддержки в
практических ситуациях. Анализ отечественного опыта по проблеме организации и
содержанию инклюзивного образования в ДОО (по Волосовец Т.В.)
5
3
2
2
Раздел 4. Планирование образовательного процесса в ДОО
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Образовательный 1.Значение планирования образовательного процесса в ДОО
процесс в ДОО как
2.Виды планирования образовательного процесса
объект
планирования
3.Требования к планированию образовательного процесса в ДОО
Тема 4.2.
Технология
планирования
образовательного
процесса в ДОО
10
5
5
Содержание учебного материала
1.Технология перспективного
планирования образовательного процесса в
ДОО
2.Технология календарного планирования
образовательного процесса в
ДОО
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие18. Составление перспективного плана работы по подготовке к
празднику (тема праздника и возрастная группа–по выбору студента);
Практическое занятие19. Составление календарного плана работы воспитателя на
один день (возрастная группа–по выбору студента)
Раздел5. Преемственность в работе ДОО и школы
Тема 5.1. Сущность Содержание учебного материала
преемственности
1.Сущность преемственности в системе образования
дошкольного и
2.Принципы преемственности в системе образования РФ
начального
3.Направления реализации преемственности ДОО и школы
уровней системы
4.Формы организации преемственности между ДОО и школой
образования
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 20. Составление логической схемы «Формы преемственности
между ДОО и школой»
Содержание учебного материала
Тема 5.2.
Готовность детей к 1.Сущность готовности детей к школьному обучению
школьному
2.Виды готовности к школьному обучению
обучению и
3.Сущность подготовки к обучению в школе
подготовка к
4.Направления подготовки детей к обучению в школе
школе
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 21. Разработка плана ознакомления детей подготовительной
группы со школой
Раздел 6. Воспитание и обучение детей раннего возраста
Содержание учебного материала
Тема 6.1.
Особенности детей Возрастная периодизация раннего возраста
ОК01;ОК02;
ОК01;ОК02;
ОК01;ОК02;
5
3
2
1
1
9
5
ОК01;ОК02;
ОК09;
4
1
1
ОК01;ОК02;
ОК09;
4
3
1
1
6
2
1
ОК01;ОК02;
ОК09;
раннего возраста
Тема 6.2.
Организация
обучения детей
раннего возраста
Особенности детей раннего возраста
Образовательные организации (группы)
для
детей раннего возраста
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 22.Графическое составление и обсуждение режима дня для
детей раннего возраста в семье
Содержание учебного материала
1
1
ОК01;ОК02;
ОК09;
2
Содержание обучения детей раннего возраста
Виды занятий с детьми раннего возраста
Организация занятий с детьми раннего возраста
1
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическоезанятие23.Анализвидеозаписейиконспектовигр-занятий с детьми
раннего возраста. Разработка игр-занятий с детьми раннего возраста
Содержание учебного материала
1
1
Тема 6.3.
Организация
Содержание воспитания детей раннего возраста
воспитания детей Организация совместной деятельности воспитателя с детьми
раннего возраста
Организация самостоятельной
деятельности детей раннего возраста (3г.ж.)
2
1
Контроль за развитием детей раннего возраста
В том числе, практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 24. Создание проекта развивающей предметнопространственной среды в группе раннего возраста (третий год жизни)
Промежуточная аттестация
Всего:
1
1
8
96
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Педагогики и психологии» рабочее место преподавателя, оснащенное
демонстрационным и/или интерактивным оборудованием, лицензионным программным
обеспечением, выход в локальную и глобальную сеть Интернет. Учебно-методический
комплекс по дисциплине, учебные пособия, дидактический и демонстрационный материал,
необходимый для организации качественного обучения студентов.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Дляреализациипрограммыбиблиотечныйфондобразовательнойорганизациидолжен
иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. для студ. учреждений сред. проф.
образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия»,2020.–
432 с.
2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Виноградова Н.А. Теоретические основы дошкольного
образования: учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева, Ю.В.
Микляева, Н.А. Виноградова; под общей редакцией Н.В. Микляевой. – 2-еизд., перераб. И
доп.–М.: Издательство Юрайт,2020.– 496 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. КозловаС.А.Дошкольнаяпедагогика[Электронноеучебноеиздание]/С.А.Козлова,Т.А.Кули
кова.–URL:https://www.academia-moscow.ru/catalogue/5411/481499/
2. Навигаторобразовательныхпрограммдошкольногообразования[Электрон-ныйресурс]:
URL: https://firo. ranepa.ru/navigator-programm-do
3. ОбразовательнаяплатформаЮрайт[Электронныйресурс]:URL:https://urait.ru
4. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммадошкольногообразования[Электронныйре
сурс]:URL:https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/primernaya_osn_obr_prog_do.pdf
5. Системаэлектронногообучения«Академия-Медиа3.5»[Электронныйре-сурс]:URL:
https://www.academia-moscow.ru/e_learning/seo-3-5/
6. Типовые(модальные)нормативныеакты(дошкольноеобразование)[Электронныйресурс]:URL:https://firo.ranepa.ru/normativno-pravovye-materialy-i-dokumenty
7. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольногообразования[Электронныйресурс]:URL:https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/fgos/pr1155.pdf
3.2.3. Дополнительные источники
1. БолотинаЛ.Р.Теоретическиеосновыдошкольногообразования:учебноепособие для
среднего профессионального образования / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П.Баранов.–2еизд.,перераб. идоп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 218с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособиедля
педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика Син-тез,
2010.– 85 с.
3. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном обра-
16
зовании.Пособиедляпедагоговдошкольныхучреждений/Т.В.Волосовец.–М.–170с.
4. ДеркунскаяВ.А.Проектнаядеятельностьдошкольников.Учебнометодическоепособие/В.А.Деркунская.–М.:Центрпедагогическогообразования,2012.
–144 с.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учеб-ник для вузов.
Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнце-вой.— СПб.:
Питер, 2013.— 464 с.
6. Ежкова Н.С. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Н.С. Ежкова. – М.: Издательство Юрайт, 2020.–
183 с.
7. История педагогики и образования: учебник для среднего профессионального
образования / А.И. Пискунов и др.; под общ. ред. А.И. Пискунова. – 4-е изд., перераб. идоп.–
М.:Издательство Юрайт, 2020.– 452 с.
8. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич
Е.М.Организацияразвивающейпредметно-пространственнойсредывсоответствиисфедеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных
организаций и родителей детей дошкольного возраста /О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р.
Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования,2014. – 96 с.
9. КаратаеваН.А.Теоретическиеосновыдошкольногообразования.Регио-нальные
образовательные программы: учебное пособие для среднего профессионального
образования/Н,А.Каратаева, О.В.Крежевских.–М.:ИздательствоЮрайт,2020.–118с.
10. Козлова С.А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные
программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для
среднегопрофессиональногообразования/С,А.Козлова,Н.П.Флегонтова.–
М.:ИздательствоЮрайт, 2020.– 202 с.
11. Крежевских О.В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ: учебное пособие
для среднего профессионального образования / О.В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп.–
М.: Издательство Юрайт, 2020.– 165 с.
12. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник и
практикум для среднего профессионального образования /Л.В. Коломийченко и др.; под
общей редакцией Л.В. Коломийченко.–М.:ИздательствоЮрайт,2020.–210с.
13. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Н.В. Микляева и др.;подред. Н.В.
Микляевой.–2-еизд.– М.: Издательство Юрайт,2020.–450 с.
14. Микляева Н.В.Дошкольная педагогика: Теория воспитания: учеб. для студ. учреждений
сред. проф. образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. -М.: Издатель-скийцентр
«Академия», 2017.– 208 с.
15. Попов В.А.История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. учреждений
высш. проф. образования / В.А. Попов, Э.В. Онищенко. -М.: Издательский центр
«Академия», 2016.– 368 с.
16. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду. Методические рекомендации /
О.Е.Потапова.–М.:Издательство «ТЦСфера», 2015. – 128с.
17. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду
/А.И.Савенков. -Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.-32с.
18. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного образования:
учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.О. Смирнова. -2-еизд.,
перераб. идоп.–М.: Издательство Юрайт, 2020.–121 с.
17
19. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного
образования: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О.В,
Тихомирова.– 2-еизд., перераб.и доп.– М.: Издательство Юрайт,2020.–155 с.
20. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.В.Хабарова.–
СПб.: Детство-пресс, 2011.-80с.
21. Хохрякова Ю.М. Педагогика раннего возраста: учебник для среднего
профессионального образования / Ю.М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Издательство Юрайт, 2020.– 262 с.
3.3 Образовательные технологии
При реализации учебной дисциплины используются различные образовательные
технологии, в т.ч. дистанционные образовательные технологии, электронное обучение:
Технологии сотрудничества;
Проектные технологии;
Технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения;
Игровые технологии(ролевые и деловые игры);
кейс-технологии;
модульные технологии;
технологии развития критического мышления;
технологии развивающего обучения;
интерактивные методы обучения и др.
33
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Формы и методы контроля и
оценки
результатов обучения
Результаты обучения
знания
сущность дошкольной педагогики;
категории дошкольной педагогики;
методы исследования в дошкольной педагогике как
науке;
современная педагогическая концепция целостного
развития дошкольника;
становление системы дошкольного воспитания за
рубежом;
становление системы дошкольного воспитания в
России;
современные подходы к дошкольному образованию
за рубежом;
современные
проблемы
отечественного
дошкольного образования;
дошкольная образовательная организация как часть
системы образования в РФ;
формы дошкольного образования в РФ;
нормативно-правовые основы дошкольного
образования;
педагогическая диагностика как средство оценки
образовательных результатов ребенка дошкольного
возраста;
мониторинг образовательного процесса в ДОО;
характеристика
образовательной
программы
дошкольного образования;
история
появления
программы
дошкольного
образования;
вариативные
образовательные
программы
дошкольного образования;
образовательный процесс ДОО, его особенности;
модели построения образовательного процесса в
ДОО; принципы построения образовательного
процесса в ДОО;
сущность
развивающей предметнопространственной среды ДОО;
функции
развивающей предметнопространственной среды в ДОО;
компоненты развивающей предметнопространственной среды ДОО;
принципы построения развивающей предметнопространственной среды в ДОО;
способы проектирования развивающей предметно
пространственной среды в ДОО;
дошкольная дидактика, ее историческое развитие;
сущность и структура обучения дошкольников в
целостном образовательном процессе;
называет
понятие,
объект,
предмет
дошкольной педагогики;
определяет место дошкольной педагогики в
системе педагогических наук;
воспроизводит
понятия
дошкольной
педагогики:
дошкольное
образование,
содержание
дошкольного
образования,
обучение
дошкольников,
воспитание
дошкольников;
описывает методы исследования в дошкольной
педагогике как науке;
понимает трудности исследования проявлений
ребенка дошкольного возраста;
делает обзор современных теорий в рамках
современной
педагогической
концепции
целостного
развития
дошкольника:
социокультурного
наследования,
амплификации
развития,
целостного
и
деятельностно-личностного подхода;
оценивает опыт дошкольного воспитания за
рубежом;
называет за рубежных основоположников
дошкольного воспитания, сообщает их
центральные идеи;
оценивает опыт дошкольного воспитания в
России;
называет отечественных основоположников
дошкольного воспитания, сообщает их
центральные идеи;
делает обзор зарубежных систем дошкольного
воспитания, оценивает
их применимость в российской системе
дошкольного образования;
устанавливает
современные
проблемы
отечественного дошкольного образования и
пути их решения;
воспроизводит понятие ДОО, ее специфику на
основе Закона РФ Об образовании;
перечисляет виды групп в ДОО на основе
Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программамобразовательным программам дошкольного
образования;
перечисляет новые формы дошкольного
образования:
группы
кратковременного
пребывания детей, центры игровой поддержки
ребенка, консультативные пункты, службы
принципы обучения детей дошкольного возраста;
типы обучения детей дошкольного возраста;
модели взаимодействия педагога и детей в процессе
обучения в ДОО;
специфика целей и задач обучения дошкольников;
содержание обучения детей дошкольного возраста;
средства обучения дошкольников;
методы и приемы обучения дошкольников, их
классификации;
технологии обучения дошкольников;
формы обучения дошкольников, их специфика;
сущность развивающего обучения;
роль мотивации и способностей в обучении;
организация развивающего обучения дошкольников;
проектная и исследовательская деятельность
дошкольников: особенности, виды, этапы, способы
организации;
сущность
воспитания детей дошкольного возраста;
закономерности воспитания дошкольников;
принципы воспитания дошкольников;
документы, определяющие цель и содержание
воспитания в детском саду;
направления
воспитания
детей
дошкольного
возраста;
цель и задачи воспитания дошкольников;
содержание воспитания дошкольников;
средства осуществления воспитательного процесса;
методы воспитания дошкольников;
формы организации воспитательного процесса;
понятия: инициатива, самостоятельность, творческая
активность детей;
создание
условий
для
поддержки
детской
инициативы и самостоятельности в различных видах
деятельности;
создание условий для стимулирования творческой
активности детей в различных видах деятельности;
инклюзия в дошкольном образовании: виды (полная,
временная,
частичная),
содержание,
формы,
практики;
образовательный процесс ДОО как объект
планирования;
виды планирования образовательного процесса;
требования к планированию образовательного
процесса в ДОО;
технология
перспективного
планирования
образовательного процесса в ДОО;
технология
календарного
планирования
образовательного процесса в ДОО;
сущность преемственности в системе образования;
принципы преемственности в системе образования
РФ;
сущность
преемственности
дошкольного
и
начального
уровней
общего
образования;
направления реализации преемственности ДОО и
ранней помощи, лекотеки, семейные детские
сады;
перечисляет нормативно-правовые документы
по организации дошкольного образования и
характеризует их содержание;
называет
сущность
педагогической
диагностики в ДОО;
перечисляет
функции
педагогической
диагностики в ДОО;
приводит примеры реализации принципов
педагогической диагностики в ДОО;
описывает этапы педагогической диагностики
в ДОО;
понимает
требования
к
составлению
психолого-педагогической
характеристики
ребенка;
представляет
содержание
понятия
«мониторинг»;
перечисляет объекты мониторинга
образоваельного процесса в ДОО;
перечисляет
инструменты
мониторинга;
понимает роль воспитателя в мониторинге;
дает
определение
«образовательная программа» по Закону «Об
образовании в РФ» и понимает специфику
образовательной
программы
дошкольного
образования
(по
ФГОС
дошкольного
образования);
описывает разделы программы;
перечисляет
основные
программные
документы
в
истории
дошкольного
образования;
делает обзор вариативных образовательных
программ для ДОО: основные (комплексные),
дополнительные (парциальные);
анализирует особенности вариативных программ
дошкольного
образования:
«От
рождения до школы», «Детство», «Радуга»,
«Истоки»,«Успех»;
понимает
структуру
образовательного
процесса в ДОО;
анализирует особенности образовательного
процесса в ДОО;
описывает основные модели построения
образовательного процесса в ДОО по
Михайленко Н.Я. и Коротковой Н.А.(учебную,
предметно-средовую, комплекснотематическую, комбинированную);
приводит примеры реализации принципов
построения образовательного процесса в ДОО
по ПарамоновойЛ.А.;
дает определение
«развивающая
предметно-пространственная
школы;
формы организации преемственности между ДОО и
школой;
сущность готовности детей к школьному обучению;
виды готовности к школьному обучению;
сущность подготовки к обучению в школе;
направления подготовки детей к обучению в школе;
возрастная периодизация раннего возраста;
особенности детей раннего возраста;
образовательные организации (группы) для детей
раннего возраста;
содержание обучения детей раннего возраста;
виды занятий с детьми раннего возраста;
организация занятий с детьми раннего возраста;
содержание воспитания детей раннего возраста;
организация совместной деятельности воспитателя с
детьми;
организация самостоятельной деятельности детей
раннего возраста (3г.ж.);
контроль за развитием детей раннего возраста.
умения
ориентироваться
в
современных
проблемах
дошкольного образования, тенденциях его развития
и направлениях реформирования;
отбирать
средства
определения
результатов
дошкольного
образования,
интерпретировать
результаты диагностики;
находить
и
анализировать
информацию,
необходимую для решения педагогических проблем
в дошкольном образовании;
определять педагогические возможности различных
моделей построения образовательного процесса в
ДОО;
анализировать
принципы
построения
образовательного процесса в ДОО;
проектировать развивающую
предметно-пространственную среду в ДОО;
ориентироваться в тенденциях развития образования
и направлениях его реформирования, в том числе
дошкольного;
ориентироваться
в
современных
тенденциях
развития дошкольного образования в соответствии с
концепцией развивающего обучения;
ориентироваться
в
тенденциях
развития
дошкольного образования и направлениях его
реформирования в области воспитания;
анализировать информацию, необходимую для
повышения
эффективности
педагогической
деятельности;
определять педагогические возможности различных
методов, приемов, методик, форм организации
обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
сравнивать особенности образовательного процесса
в ДОО и начальной школе;
находить
и
анализировать
информацию,
необходимую для решения педагогических проблем
в области подготовки детей к школе;
сравнивать особенности воспитательнообразовательной работы в дошкольных группах и
среда ДОО» на основе ФГОС дошкольного
образования;
описывает параметры РППС в ДОО;
описывает
функции
РППС
в
ДОО:
развивающая,
стимулирующая,
информационная,
воспитывающая,
организационная,
сохранения
психологического здоровья;
описывает компоненты РППС в ДОО:
предметное содержание, пространственная
организация, изменении во времени;
приводит примеры реализации принципов
построения РППС в ДОО;
перечисляет последовательность и способы
проектирования РППС ДОО, предложенные
Гогоберидзе А.Г.и Микляевой Н.В.;
называет основные этапы разработки теории
обучения детей дошкольного возраста;
сообщает ведущих ученых в области
дошкольной дидактики;
дает определение «учение», «познавательная
деятельность», «обучение»;
иллюстрирует особенности;
структуру обучения дошкольников;
приводит примеры реализации принципов
обучения дошкольников;
формулирует типы обучения дошкольников:
прямое, проблемное, опосредованное;
описывает модели взаимодействия взрослого и
ребенка в процессе обучения
(учебнодисциплинарную
и
личностноориентированную);
называет цели обучения дошкольников.
понимает взаимосвязь цели и задач обучения,
целей и задач познавательной деятельности
детей;
систематизирует содержание обучения
дошкольников;
дает определение «система знаний»;
понимает системные связи, лежащие в основе
формирования знаний дошкольников;
перечисляет средства обучения дошкольников;
основные виды ТСО (в том числе ИКТ) и
понимает их применение в обучении
дошкольников;
перечисляет методы обучения дошкольников:
практические,
игровые,
наглядные
и
словесные;
объясняет выбор и сочетание методов
обучения для решения дидактических задач
различной широты;
дает определение
«технология обучения»;
классифицирует технологии обучения
дошкольников по Хабаровой Т.В.;
дает определение
«форма обучения дошкольников», «форма
организации обучения»;
описывает различные формы организации
обучения дошкольников;
сравнивает особенности проведения наблюде-