МДК.03.06 Родной язык (азербайджанский)

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 03 «ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО И
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
МДК 03.06 «Родной язык (азерб.) и литература с методикой
преподавания»

Код и наименование специальности 44.02.01. «Дошкольное образование»

Дербент 2024

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Утверждаю

Зам.директора по учебной работе ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени Г.Б.Казиахмедова »

______________Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.03 МДК 03.06
«Родной язык (азерб.) и литература с методикой преподавания» разработана
на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее –
ФГОС)

по

специальности

44.02.01.

«Дошкольное

образование»

(углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы
специальностей 44.00.00. «Образование и педагогические науки»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2024 /2025
учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное

учреждение

«Дербентский

профессионально-

педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчик:
Алиева С.А.к.
Преподаватель азербайджанского языка,
литературы и МДК
ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
преподаватель первой категории
Рекомендована научно - методическим советом ГБПОУ «Дербентский
профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Заключение научно – методического совета №____________
«____»__________2024 г.

от

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ……………………….. 4-8
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
………………………………………………………….………… 9-16
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ …………………………………………………….…. 17-20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ.....................................................20 -23

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ ПМ. 03 МДК 03.06. РОДНОЙ (азерб.) ЯЗЫК И
ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 МДК 03.06
РОДНОЙ (азербайджанский) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ
ПРЕПОДАВАНИЯ является обязательной базовой дисциплиной при
реализации среднего полного (общего) образования с учетом гуманитарного
профиля в образовательном учреждении СПО по специальности 40.02.01.
«Дошкольное образование». Программа может использоваться другими
профессиональными

образовательными

организациями,

реализующими

образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения

образовательных

программ

среднего

структуре

основной

профессионального

образования.
1.2.

Место

модуля

в

профессиональной

образовательной программы: модуля ПМ. 03 МДК 03.06 РОДНОЙ (азерб.)
ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана.
1.3. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения
дисциплины:
Изучение родного (азерб.) языка в профессионально-педагогическом
колледже направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой,

лингвистической

(языковедческой),

коммуникативной,

культуроведческой);
• совершенствование умения обучающихся осмысливать закономерности
языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в
устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
4

• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования, - программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ).
Освоение содержания учебной дисциплины «Родной (азерб.) язык с
методикой преподавания и детская литература с методикой преподавания»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к родному (азерб.) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении

веков,

осознание

связи

языка

и

истории,

культуры

азербайджанских и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту родного
языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
5

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать
свою

точку

зрения,

использовать

адекватные

языковые

средства;

использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
− овладение нормами речевого

поведения

в различных

ситуациях

межличностного и межкультурного общения;
−

готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных

текстов,

справочной

литературы,

средств

массовой

информации, информационных и коммуникационных технологий для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения родного (азербайджанского) языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах азербайджанского литературного
языка и применение знаний о них в речевой практике;
−

сформированность

умений

создавать

устные

и

письменные

монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в

6

учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях лезгинского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
7

•

использовать

основные

виды

чтения

(ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в
том

числе

представленных

в

электронном

виде

на

различных

информационных носителях;
говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические,

грамматические

нормы

современного

азербайджанского

литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного азербайджанского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста.
-

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 связь языка и истории, культуры родного (азерб.) и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный
язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
•

орфоэпические,

лексические,

грамматические,

орфографические

и

пунктуационные нормы современного азербайджанского литературного
языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общени
8

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_132 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 128 часов;
Промежуточная аттестация обучающегося 4часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
МОДУЛЯ
2.1. Объем учебной модулю и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лекционные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Промежуточная аттестация

Объем часов
132
128
80
48
4

9

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ .03
3.1. Тематический план профессионального модуля «Организация различных видов деятельности и общение
детей» МДК 03.06 Родной (азерб.) язык и литература с методикой преподавания.
Коды
профессиональных
компетенций
ПК 2.1-2.7. 5.1-5.5.
ОК 1-5. 7. 9-11.

1
ПК 2.1-2.7.
ПК 5.1-5.5.
ПК 2.1-2.7.

ПК 5.1-5.5.

Наименования разделов
профессионального модуля*

2
Раздел 1. Азербайджанский язык.
Фонетика.
Раздел 2. Словообразование. Корень
и окончания.
Раздел 3. Морфология. Главные
части речи.
Раздел 4.Родная (азерб.) детская
литература с методикой
преподавания.Родная (аэерб.)
детская литература с методикой
преподавания.
Производственная практика,
часов(если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
Всего:

Всего часов
(макс. учебная
нагрузка и
практики)

3
14

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная
Промежуточная
учебная нагрузка
аттестация
обучающегося
Всего,
в т.ч.
часов
лабораторные
работы и
практические
занятия,
часов
4
5
6
4
12

Практика
Учебная,
часов

Производственная,
часов
(если
предусмотрена
рассредоточенная
практика)

7
*

8
*

10

8

4

*

*

60

60

26

*

*

48

48

14

)
132

128

48

4

0

0

2.2. Тематический план и содержание профессиональный модуля ПМ. 03 «Организация различных видов
деятельности и общение детей»МДК 03.06 Родной язык (азерб.) и литература с методикой преподавания____________
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень
освоения

10

1
Раздел 1

Тема 1.1.
Азербайджанский
язык. Фонетика.
(Azərbaycan dili
haqqında, fonetika.)

2

3

Общие сведения об азербайджанском языке.
Фонетика. Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги,ударение, закон
сингармонии и фонетические случаи. (Azərbaycan dili haqqında, fonetika və onun
xüsusiyyətləri.)
Содержание учебного материала
1
Общие сведения об азербайджанском языке.

məlumat.

2
3

Azərbaycan dili haqqında ümumi

Тема 2.1.
Словообразование.
Корень и окончание
(Söz yaradıcılığı, kök və
şəkilçi, şəkilçilərin
mənaca növləri.)
Раздел 3
Морфология. Главные
и служебные части
речьи.(Morfoloqiya.
Əsas və köməkçi nitq
hissələri.)
Тема 3.1. Морфология.
Общие сведения об
основных и служебных

12

Фонетика. Звуки и буквы. Гласные звуки и их характеристики. Твердые и
нежные, губные и не губные, открытые и закрытые гласные. ( Fonetika.Səs və hərf,
sait və samit səslər,heca, vurğu və ahəng qanunu.)
Согласные звуки и их характеристика. (Samit səslər və onların xarakteristikası.)

Практические занятия.
1.Фонетический разбор слова.(Sözün fonetik təhlili.)

Раздел 2

4

4

Слово образование. Состав слова.Корен и окончания. Типы окончании. ( Söz
yaradıcılığı, kök və şəkilçi, şəkilçilərin mənaca növləri.)
Содержание учебного материала
1
Слово образование Состав слова.Корен
2
3

и окончания.( Sözün tərkibi, kök və

8

şəkilçi.)
Типы окончании. Лексико-грамматические окончание и их различия. ( Leksik və
qrammatik şəkilçilər.)
Лексико-грамматические окончание и их различия. ( Leksik və qrammatik şəkilçilər
və onların fərqi.)

Практические занятия
1. Cümlədəki sözləri quruluşuna görə təhlil edin.
2. Leksik və qrammatik şəkilçilərin fərqini öyrənin.

4

Морфология. Главные и служебные части речьи.(Morfoloqiya. Əsas və
köməkçi nitq hissələri.)

Содержание учебного материала
1
2
3

Морфология. Общие сведения об основных и служебных частях речи.
(Morfologiya. Əsas və köməkçi nitq hissələri.)
Общие сведения об имя существительного.Единственное и множественное чило,
нарицательное и собственное, конкретное и обстрактные, одушевленные и
неодушевленные существительное. (İsim,tək və cəm, ümumi və xüsusi, konkret və
mücərrəd, canlı və cansız isimlər.)
Виды структур имя существительного. Простые, составные и сложные.(İsmin

60
10

11

частях речи. Имя
существительного.(Əsas 4.
və köməkşi nitq hissələri 5.
haqqında məlumat.
İsim.)

quruluşca növləri. Sadə, düzəltmə və mürəkkəb isimlər.)
Падежи имя существительного, категория преднадлежности, категория
хаберлик.(İsmin halları, mənsubiyyət kateqoriyası və Xəbərlik kateqoriyası.)
Категория преднадлежности имя сущесвительного.. (İsmin mənsubiyyət
kateqoriyası.)

Практические занятия
1.Работа над подежами имя существительного. (İsmin halları üzərində çalışma işlər.)
2. Повторение по теме «Имя существительное» и правила морфологического

разбора .( İsmin təkrarı. İsmin morfoloji təhlil qaydası.)

Прилагательное и его грамматические категории. (Sifət və onun qrammatik
kateqoriyaları.)
Тема 3.2.
Прилагательное и его
грамматические
категории.
(Sifət və onun
qrammatik
kaneqoriyaları.)

2

6

Содержание учебного материала
1
Общие сведения о прилагательном .(
2
3.
4.

Sifət haqqında ümumi məlumat.)
Типы прилагательных по составу. Простые, составные и сложные прилагательные
(Sifətin quruluşca növləri.)
Сравнительные степени прилагательного.( Sifətin müqayisə dərəcələri.)
Преврашение имя прилагательного в имя существительного.(Substantivləşmə.)
Практические занятия

.Практическая работа над прилагательными (Sifət üzərində çalışma işlər. Sifətin
morfoloji təhlil qaydası.)
Тема3.3.
Имя числительное (Say
və onun qrammatik
kateqoriyaları.)

2

Имя числительного и его грамматические категории.
(Say və onun qrammatik kateqoriyaları.)

2

4

Содержание учебного материала
1

Имя числительное, виды числительных . (Say. Sayın mənaca növləri.)

2

Количественные числительные и их виды. ( Miqdar sayları və onların mənaca
növləri)

Практические занятия

4

1. Практическая работа над числительным .( Say üzərində çalışma işlər.)

12

Тема3.4. Местоимение
и его
виды.(Əvəzlik.Əvəzliyin
mənaca növləri.)

Местоимение и его виды.( Əvəzlik. Əvəzliyin mənaca növləri.

6

Содержание учебного материала
1. Местоимение и его виды
2.
3.

(Əvəzlik. Əvəzliyin mənaca növləri.)
Личные, указательные, определительные местоимение.(Şəxs,işarə və təyini
əvəzliklər.)
Местоимение и его виды –прод. (Əvəzliyin mənaca növləri-çalışma)
Практические занятия

Тема 3.5.
Глагол и его
грамматические
категории.
( Fel və onun qrammatik
kateqoriyaları.)

4

1.Практическая работа над местоимением.(Əvəzlik üzərində çalışma işlər.)
Глагол и его грамматические категории. (Fel və onun qrammatik kateqoriyaları.)

24

Содержание учебного материала
1

2
3
4
5

Общее понятие о глаголе . Положительные и отрицательные глаголы (Fel
haqqında ümumi məlumat. (Təsdiq və inkar fellər. Təsirli və təsirsiz fellər.)
Виды глаголов по составу. Простые, составные и сложные глаголы.
Неопределенная форма глагола .( Felin quruluşca növləri.Məsdər.)
Виды глагола. Активные и пассивные глаголы. (Felin mənaca növləri. Aktiv və
passiv fellər.)
Формы глагола. Повелительное наклонение и времена глагола. (Felin formaları.
Əmr, xəbər formaları.)
. Формы глагола. (Felin formaları. Əmr, xəbər,arzu, lazım, vacib və şərt formaları.)
Формы глагола. Повелительное наклонение и времена глагола. (Felin formaları.
Əmr, xəbər,arzu, lazım, vacib və şərt formaları.)

6

Осложненные формы глагола .(Fel formalarının mürəkkəbi.)
7

Причастие и его особенности (Feli sifət və onun qrammatik xüsusiyyətləri.)
8

Деепричастие и его особенности (Feli bağlama və onun qrammatik xüsusiyyətləri.)
Практические занятия

13

1. Практическая работа над формами и временами глагола.( Felin formaları və
zamanları üzərində çalışma işlər.)
2. Практическая работа над причастием и депричастием (Praktik iş: Feli bağlama
və feli sifət üzərində iş.)
3.Повторение по теме «Глагол» и его морфологический разбор. (Felin təkrarı və
morfoloji təhlil qaydası.)
Тема 3.6.
Наречие и их виды.
(Zərf. Zərfin qrammatik
kateqoriyaları.)

Содержание учебного материала

10

Виды наречий по составу .(Zərfin quruluşca növləri.)
Служебные части речьи, предлог.(Köməkçi nitq hissələri, qoşma.)

Содержание учебного материала

1.
2.
3.
4.

Служебные части речьи, предлог.(Köməkçi nitq hissələri, qoşma.)
Предлоги и их виды.(Qoşma və onun məna növləri)
Частица и их виды.(Ədat və onun məna növləri)
Союзы.подченительные и не подченительные союзы.(Bağlayıcılar,tabelilik və
tabesizlik bildirən bağlayıcılar.)
Модальные слова и их виды.(Modal sözlər və onların növləri.)
Междометия и их виды.(Nida və onun məna növləri)

Практические занятия

Тема 4.1.
Азербайджанская
детская литература с

2

Виды наречий. ( Zərf. Zərfin mənaca növləri.)

1

5.
6.

Раздел 4. Родная
(азерб.) детская
литература с
методикой
преподавания.

2

Наречие и их виды (Zərf. Zərfin qrammatik kateqoriyalari.)

2

Тема 3.7.
Служебные части
речьи,
предлог.(Köməkçi nitq
hissələri, qoşma.)

4

1.Повторение и практические работы над служебных частей речьи.(Köməkçi nitq
hissələrinin təkrarı və onlar üzərində hraktik işlər.)
Азербайджанская детская литература с методикой преподавание. (Azərbaycan
uşaq ədəbiyyatı və onun təlimi metodikası.)

4

48

Содержание учебного материала
1

Информация об азербайджанской детской литературе. Азербайджанский детский
фольклор. Колыбельные песни. (Azərbaycan uşaq ədəbiyyatı haqqında məlumat.
Azərbaycan uşaq folkloru, laylalar və oxşamalar.)

14

методикой
преподавание.
(Azərbaycan uşaq
ədəbiyyatı və onun təlimi
metodikası.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15

16

17
18

19

Загадки.(Tapmacalar və atalar sözləri.)
Пословицы.(Tapmacalar və atalar sözləri.)
Скороговорки и путаницы..( Yaniltmaclar və onların təlimi.)
Считалочки, дразнилки (Düzgülər, sanamalar, çaşdırmalar.)
Детские сказки. «Хитрый Джыртдан», «Джыртдан и чудовише»( Azərbaycan uşaq
nağılları” Cırtdanın kələyi”, “Cırtdan və div”,”Cik-cik xanım” nağılları)
Информация о» Книге Деде Коркуда»(“Kitabi- Dədə Qorqud” dastanları haqqında
ümumi məlumat.) Наставление Деде Коркуда.(Dədə Qorqudun nəsihətləri.)
Рассказ о «Дели-Домруле» из книги Деде Коркуда. (“ Kitabi-Dədə
Qorqud”dan“Dəli Domrul” boyu.)
Саади Ширази и его произведение « Гулистан» .Рассказ о двух учителей. (Sədi
Şirazinin “Gülüstan “əsərindən “Tərbiyənin təsiri haqqında”kı babdan hekayətlər. “İki
müəllimin hekayəti.”)
Саади Ширази .»Тупой сын везира», «Случай в море», «Попугай и ворона».(S.
Şirazi. “Vəzirin kütbeyin oğlu”, “ Dənizdə əhvalat”, “Tutuquşu və qarğa”hekayətləri.)
Жизнь и творчество Низами Генджеви . Наставление из произведений Низами
Генджеви (Nizami Gəncəvinin həyat və yaradıcılığı. “Nəsihətlər”)
«Рассказ о старике, который делал кирпичи» -чтение и обсуждение . Рассказы Н.
Генджеви «Шах и слуга» , «Рассказ ранененого мальчика». (N. Gəncəvinin
“Kərpickəsən kişinin dastanı”, “Şah və xidmərçi”, “Yaralı uşağın hekayəti”)
Жизнь и творчество Аббаскулу ага Бакиханова. Наставление. (Abbasqulu ağa
Bakıxanovun həyat və yaradıcılığı, “Nəsihətlər”.)
Жизнь и творчество Абдуллы Шаика. Детские стихотворения: «Петух», «Дитя и
заяц», «Чистота». ( Abdulla Şaiqin həyat və yaradıcılığı. Uşaq şerləri-“Xoruz”,
“Keçi”, “Uşaq və dovşan”.)
Рассказы Абдуллы Шаика: «Лиса идёт в хадж», «Тык-тык ханум», «Хороший
друг». Их чтение и обсуждение. (Abdulla Şaiqin mənzum hekayələri.”Tülkü həccə
gedir”, “Yaxşı arxa”, “Tıq-tıq xanım”.)
Жизнь и творчество Мирзa Алекпера Сабира. Детские стихотворения: «Ребенок
и лёд», «Призыв в школу».(Mirzə Ələkbər Sabirin həyat və yaradıcılığı. “Uşaq və
buz”,”Məktəbə çaırış”şerləri.)
Жизнь и творчество Аббаса Саххата. Басня «Медведь и лев».(Abbas Səhhətin
həyat və yaradıcılığı, “Ayı və şir” təmsili, “Vətən” şeri.)
Жизнь и творчество Джалил Маммедкулузаде «Петушок Пирверди» и
«Бородачий ребенок»(Cəlil Məmmədquluzadənin həyat və yaradıcılığı.”Pirverdinin
xoruzu”,”Saqqallı uşaq” felyetonları.)
Жизнь и творчество Гусейн Джавида. Стихотворение « В девичьей школе».(
Hüseyn Cavidin həyat və yaradıcılığı, “Qız məktəbində” mənzum şeri.)

15

20
21
22

Жизнь и творчество Бахтияра Вахабзаде. Стихотворение «Учитель».( Bəxtiyar
Vahabzadənin həyat və yaradıcılığı, “Mənim anam”və” Nağıl həyat” şerləri.)
Стихотворение
Бэхтияра
Вахабзаде
«Сказочная
жизнь».(Bəxtiyar
Vahabzadənin”Nağıl həyat”şeri.)
Жизнь и творчество Маммедгусейн Шахрияра. Отрывок из поэмы «Хейдербабая
салам».(Məmmədhüseyn Şəhriyarın həyat və yaradıcılığı.”Heydərbabaya salam”
poemasından bir parça.)

Практические занятия

1. Работа над устной речью -загадки, пословицы, скороговорки.(Şifahi nitq üzərində
çalışma işlər-tapmacalar, atalar sözləri, yanıltmaclar)
2. Чтение и прерассказ детских сказок.(Uşaq nağıllarının oxusu və nəqli.)
3.Чтение и обьяснения наставления «Деде Коркуд»а.(“Dədə Qorqud”un nəsihətlərinin
oxusu və izahı.
4.Чтение и обьяснение наставления Низами Генжеви.(Nizami Gəncəvinin nəsihətlərinin
oxusu vəizahı.)
5.Чтение стихотворение Аббас Сеххета , «Ветен» и обсуждение.(Abbas Səhhətin
“Vətən” şerinin oxusu və müzakirəsi.)
6.Чтение и обсуждение стихотворение Бехтияра Вахабзаде»Нагыл хеят».(Bəxtiyar
Vahabzadənin “Nağıl həyat” şerinin oxusu və müzakirəsi.)

14

Тематика курсовых и дипломных работ (проектов)
1. «Преподавание фонетики азербайджанского языка в начальных классах».
2. «Методика преподавания морфологии в начальных классах».
3.»Особенности преподавания глагола азербайджанского языка в начальных классах».
4.»Преподавания и обучения слова образование азербайджанского языка в начальных классах».
5.»Обучения орфографии азербайджанского языка и его специфические особенности».
6.»Роль детского фольклора в развитии родной речи учащихся начальных школь».
7.»Значение и роль произведений Низами Генджеви в воспитании учащихся школь».
8.»Методика преподавание чтения разных жанров детских произведений Азербайджанской детской литературы
в начальных классах.»
9. Методика изучения произведений устного народного творчество (азерб.) в начальных классах.
10.»Детские произведения Абдуллы Шаика и их преподавание в начальных классах.»

16

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03«ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ» МДК 03.06 Родной (азерб.) язык и литература с
методикой преподавания______
4.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных
кабинетов родного (азерб.) языка и родная литература с методикой
преподавания
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета родного (азерб.)
языка с методикой преподавания: стулья, учебные столы, учительский
стол, доска
Технические средства обучения:
Медиапроектор
Компьютер с выходом в сеть Интернет
Реализация профессионального модуля ПМ.02. « Организация различных
видов деятельности и общение детей»МДК 02.08.Родной (азерб.) язык с методикой
преподавания и родная (азерб.) детская литература с методикой преподаванияне

предполагает обязательную производственную практику

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:

Интернет-ресурсов,

1. Müasir Azərbaycan dili I və II hissələr. Bakı. 1989.EA nəşri.
2. X. Qasımova, Q. Əhmədova, R. İsmayılov, T.Şahbazlı “Azərbaycan dili” 5-ci
sinif.Bakı 2008.
3. ”Azərbaycan dili üzrə didaktik materiallar”. Bakı1996.
4. A. Axundov“Azərbaycan dili” 6-cı sinif dərsliyi . Bakı.2007.
5. Konspektləşdirilmiş mövzular.
6. ”İmla mətnləri” Bakı 2008.
7. A. S. Abdullayev “İbtidai siniflərdə ana dilinin təlimi metodikası ” Bakı 1998.
8. “ İbtidai siniflərdə morfologiyanın təlimi”. Bakı 1997.
Y.Kərimov “Əlifba” dərsliyi. Bakı 2007.
9. Müasir Azərbaycan dili I və II hissələr. Bakı. 1989.EA nəşri.
10.X. Qasımova, Q. Əhmədova, R. İsmayılov, T.Şahbazlı “Azərbaycan dili” 5-ci
sinif.Bakı 2008.
11.”Azərbaycan dili üzrə didaktik materiallar”. Bakı1996.
17

12. “Azərbaycan uşaq folkloru. Bakı.2007
13.Konspektləşdirilmiş mövzular.
14.”İmla mətnləri” Bakı 2008.
15.A. S. Abdullayev “İbtidai siniflərdə ana dilinin təlimi metodikası ” Bakı 1998.
16. “ İbtidai siniflərdə morfologiyanın təlimi”. Bakı 1997.
17.Y.Kərimov “Əlifba” dərsliyi. Bakı 2007.
18.Y.Kərimov “Azərbaycan dili” -2, 3, 4-cü siniflər üçün dərsliklər. Bakı 2008.
19.Azərbaycan şifahi xalq ədəbiyyatı. Bakı. 2006.
20.Tapmacalar.Bakı 2008.
21.”Azərbaycan uşaq nağılları. Bakı1996.
22. “Azərbaycan uşaq folkloru. Bakı.2007
23.Y.Kərimov “Azərbaycan dili” -2, 3, 4-cü siniflər üçün dərsliklər. Bakı 2008.
24.Azərbaycan şifahi xalq ədəbiyyatı. Bakı. 2006.
25.Tapmacalar.Bakı 2008.
26.”Azərbaycan uşaq nağılları. Bakı1996.
27. “Azərbaycan uşaq folkloru. Bakı.2007.
28.Konspektləşdirilmiş mövzular.
29.Sədi Şirazi “Gülüstan” Bakı 2008.
30.N. Gəncəvi “ Sirlər xəzinəsi” Bakı 1998.
31.Mirzə Ələkbər Sabir “ Hophopnamə” Bakı 1997.
32.Y.Kərimov “Əlifba” dərsliyi. Bakı 2007.10.Y.Kərimov “Oxu” -2, 3, 4-cü
siniflər üçün dərsliklər. Bakı 2008.
33.Sevinc Əliyeva, Tərlalə Bələgözova,Qafur Zamanov “Əlifba” Bakı 2016.
Дополнительные источники:
1.”Azərbaycan dili” dərslik 5-ci sinif. Baki 2010.
2.”Azərbaycan dili” dərslik 6-cı sinif. Bakı 2010.
3”.Kitabi-Dədə Qorqud” dastanları.Bakı 1990.
4.A. Bakıxanov “Nəsihətlər” Baki 2012.
5. Abdulla Şaiq “Seçilmiş əsərləri” Bakı.1997.
6.Bəxtiyar Vahabzadə “Seçilmiş əsərləri” Bakı 1998.

Интернет-ресурсы
1. https://www.kitabyurdu. Orq kitab.
2. https://www.trims.edu.az.
3. https://www.e-resurs.edu.az.
4. https://www.xanım.az.abdulla şaiq
18

5. https://www.nağıllar.az. Article.
6. http://www.sehirli dünya.com.page.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При работе над курсовой работой и ВКР обучающимся оказывается
консультативная помощь.
При подготовке к учебной и производственной практике оказывается
консультативная методическая помощь.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы модуля ПМ 03. МДК 03.06 РОДНОЙ (АЗЕРБ.) ЯЗЫК И
ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ требует наличия учебного кабинета
азербайджанского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
комплект учебной литературы (учебники, словари),
наглядные пособия и демонстрационный материал (альбомы, справочники, репродукции
картин, раздаточный материал и карточки).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением,
Мультимедиапроектор и интерактивная доска..

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:

1. Müasir Azərbaycan dili I və II hissələr. Bakı. 1989.EA nəşri.
2. X. Qasımova, Q. Əhmədova, R. İsmayılov, T.Şahbazlı “Azərbaycan dili” 5-ci
sinif.Bakı 2008.
3. ”Azərbaycan dili üzrə didaktik materiallar”. Bakı1996.
4. A. Axundov“Azərbaycan dili” 6-cı sinif dərsliyi . Bakı.2007.
5. Konspektləşdirilmiş mövzular.
6. ”İmla mətnləri” Bakı 2008.
7. A. S. Abdullayev “İbtidai siniflərdə ana dilinin təlimi metodikası ” Bakı 1998.
8. “ İbtidai siniflərdə morfologiyanın təlimi”. Bakı 1997.
9. Y.Kərimov “Əlifba” dərsliyi. Bakı 2007.
19

10.Y.Kərimov “Azərbaycan dili” -2, 3, 4-cü siniflər üçün dərsliklər. Bakı 2008.
11.Azərbaycan şifahi xalq ədəbiyyatı. Bakı. 2006.
12.Tapmacalar.Bakı 2008.
13.”Azərbaycan uşaq nağılları. Bakı1996.
Дополнительные источники:

1.”Azərbaycan dili” dərslik 5-ci sinif. Baki 2010.
2.”Azərbaycan dili” dərslik 6-cı sinif. Bakı 2010.
3”.Kitabi-Dədə Qorqud” dastanları.Bakı 1990.
4.A. Bakıxanov “Nəsihətlər” Baki 2012.
5. Abdulla Şaiq “Seçilmiş əsərləri” Bakı.1997.
6.Bəxtiyar Vahabzadə “Seçilmiş əsərləri” Bakı 1998.
Интернет – ресурсы
1.https://www.turuz. Com.kitablar. cocuqlar.
2.https://www.kitabyurdu.orq.edebiyyat.
3. https://WWW. Sehirli dünya. Com. Page.
4. htths://www. e-resurs. Az.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Контроль и оценка результатов освоения учебного модуля МДК 03.06. « Родной (азерб.)
язык и литература с методикой преподавания». Родной (азерб.) язык осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Студент должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя
способность:
- понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес;

беседа, учебный диалог на уроке, работа с
текстом о той или иной профессии.

организовывать собственную деятельность,
исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.

конспектирование статьи учебника, работа в
группе.

20

- анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.

тестирование, сочинение, развёрнутый ответ на
вопрос лингвистического
характера, изложение, реферат.

использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.

конспектирование учебной информации,
реферат, сочинение, написание тезисов,
аннотаций.

работать в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, клиентами.

учебный диалог на уроке, круглый стол,
дискуссия, сочинение, анализ текста.

исполнять воинскую обязанность, в том числе
с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

беседа, работа с текстом патриотического
содержания.

самостоятельная работа (в классе и дома),
подготовка к сочинению, анализ текста, подбор
текстов на определённую тему.

Реализация целей и задач программы
предполагает формирование у студентов
ключевых предметных компетенций:
Языковая компетенция (способность
учащихся употреблять слова, их формы,
синтаксические структуры в соответствии с
нормами литературного языка, использовать
его синонимические структуры и средства в
соответствии с нормами литературного языка
благодаря изучению лексики, фразеологии,
усвоению морфологических норм
согласования, управления, построения
предложений разных видов; предполагают
освоение необходимых знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными
нормами родного (азерб.) литературного
языка);
Лингвистическая
компетенция (обеспечивает познавательную
культуру личности студента, развитие
логического мышления, памяти, воображения
учащихся, овладение навыками самоанализа,
самооценки. обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов; необходимых
знаний о лингвистике как науке и умение

Диктант, изложение, сочинение, тестирование,
устный опрос.

устный опрос,
словарями.

тестирование,

работа

со

21

пользоваться различными лингвистическими
словарями);

Коммуникативная
компетенция (предполагает знания о речи, её
функциях, развитие умений в области четырёх
основных видов речевой деятельности
(говорения, слушания и понимания, чтения,
письма); умение создавать и воспринимать
тексты. Она включает в себя знание основных
понятий лингвистики речи - стили, типы речи,
строение описания, повествования,
рассуждения, способы связи предложений в
тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Коммуникативная компетенция заключается в
приобретении навыков работы в группе,
овладении различными ролями в коллективе,
умении устно и письменно излагать
результаты своего исследования с
использованием компьютерных средств и
технологий).
Культуроведческая компетенция (осознание
языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики
родного (азерб.)языка, владение нормами
азербайджанского речевого этикета.

развёрнутый ответ на вопрос, сочинениерассуждение, самостоятельная работа с
текстами разных стилей, анализ текста

развёрнутый ответ на вопрос, учебный диалог
на уроке, изложение, творческий диктант,
творческая работа на заданную тему
(сочинение), реферат.

22

Разработчики:
- Алиева Солмаз Али кызы,
преподаватель азербайджанского языка и литературы
ГБПОУ «Дербентский профессионально
-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Преподаватель первой категории.

_____________

Алекберова О.Л.
Председатель ПЦК русского языка, дагестанских языков и литературы:
преподаватель русского языка,
литературы
ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»,
преподаватель высшей категории
_______________
Рецензент:
Миргамидова Назиля Рагимовна,
Руководитель городского методического
объединения учителей азербайджанского языка,
Учитель средней школы № 6 гор. Дербента.
Учитель высшей категории.
________________

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».