ОП.11 Компьютерные сети

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им.Г.Б.Казиахмедова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ
для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального
образования (далее СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование и примерной
образовательной программы, утвержденной Федеральным учебно-методическим объединением по
УГПС

09.00.00

зарегистрированной

в

государственном

реестре

примерных

основных

образовательных программ приказом ФГБОУ ДПО ИРПО № П-24 от 02.02.2022

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им.Г.Б.Казиахмедова»

Разработчики:
Абдулхаликова И.М.., преподаватель ГБПОУ ДППК им.Г.Б.Казиахмедова
Мирзоева Д.М., преподаватель ГБПОУ ДППК им.Г.Б.Казиахмедова

Программа рассмотрена на заседании методического объединения специальности 09.02.07
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Рекомендована методическим советом ГБПОУ ДППК им.Г.Б.Казиахмедова к использованию в
качестве рабочей программы дисциплины

Утверждена приказом директора
Приказ № __от __________2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы Учебная дисциплина «Компьютерные сети» принадлежит к общепрофессиональному
циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Планируемые
результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ОК 1,
ОК 2,
ОК 4,
ОК 5,
ОК 9,
ОК 10,
ПК 5.3,
ПК 9.4,
ПК 9.6,
ПК 9.10

Умения

Знания

Организовывать
и
конфигурировать
компьютерные сети;
Строить
и
анализировать
модели
компьютерных сетей;
Эффективно использовать аппаратные и
программные компоненты компьютерных
сетей при решении различных задач;
Выполнять
схемы и
чертежи
по специальности
с
использованием прикладных
программных средств;
Работать с протоколами разных уровней (на
примере конкретного стека протоколов:
TCP/IP, IPX/SPX);
Устанавливать и настраивать параметры
протоколов;
Обнаруживать и устранять ошибки при
передаче данных.

Основные понятия компьютерных сетей: типы,
топологии, методы доступа к среде передачи;
Аппаратные компоненты компьютерных сетей;
Принципы пакетной передачи данных;
Понятие сетевой модели;
Сетевую модель OSI и другие сетевые модели;
Протоколы: основные понятия, принципы
взаимодействия, различия и особенности
распространенных
протоколов,
установка
протоколов в операционных системах;
Адресацию в сетях, организацию межсетевого
воздействия

4

2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем часов
86

в том числе:
теоретическое обучение

28

практические занятия

48

Самостоятельная работа

2

Дифференцированный зачет (6 семестр)
Экзамен (7 семестр)

2
6

5

2.2. Тематический план и содержание учебной
дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1

2

6 семестр
Тема 1. Общие
сведения о
компьютерной сети

Содержание учебного материала
1. Понятие компьютерной сети. Классификация компьютерных сетей.
Компьютерная сеть, сетевое взаимодействие, автономная среда, назначение сети, ресурсы
сети, интерактивная связь, интранет, Интернет. Классификация сетей по степени
территориальной распределённости: локальные, глобальные сети, сети масштаба города.
Классификация сетей по уровню административной поддержки: одноранговые сети, сети на
основе сервера. Классификация сетей по топологии.
2. Методы доступа к среде передачи данных.
Классификация методов доступа. Методы доступа CSMA /CD, CSM/CA. Маркерные методы
доступа.
3. Сетевые модели.
Понятие сетевой модели. Модель OSI. Уровни модели. Взаимодействие уровней.
Интерфейс. Функции уровней модели OSI.
4. Модель TCP/IP.
Тематика практических занятий
1. Пр.р. №1 «Построение схемы компьютерной сети»
2. Пр.р. №2 «Просмотр и анализ сетевого трафика»
3. Пр.р. №3 «Анализ применимости сетевых стандартов и протоколов»
4. Пр.р. №4 «Изучение моделей TCP/IP и OSI в действии»
5. Пр.р. №5 «Мониторинг состояния элементов сети и устранение неполадок»
6. Пр.р. №6 «Проектирование сети»
Содержание учебного материала

Объем
часов

3
42
8

2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1, ОК 2, ОК 5,
ОК 9, ОК 10
ПК 5.3, ПК 9.4,
ПК 9.6, ПК 9.10

2

2
2
16
2
2
2
2
4
4
4
7

Тема 2. Аппаратные 1. Физические среды передачи данных.
Типы кабелей и их характеристики. Сравнения кабелей. Типы сетей, линий и каналов
компоненты
компьютерных сетей связи. Соединители, коннекторы для различных типов кабелей. Инструменты для монтажа

и тестирования кабельных систем. Беспроводные среды передачи данных.
2. Коммуникационное оборудование сетей.
Сетевые адаптеры. Функции и характеристики сетевых адаптеров. Классификация сетевых
адаптеров. Драйверы сетевых адаптеров. Установка и конфигурирование сетевого
адаптера. Концентраторы, мосты, коммутирующие мосты, маршрутизаторы, шлюзы, их
назначение, основные функции и параметры.
Тематика практических занятий
1. Пр.р. №7 «Монтаж кабельных сред технологий Ethernet»
2. Пр.р. №8 «Построение одноранговой сети»
3. Пр.р. №9 «Подключение и настройка коммутационного оборудования»
4. Пр.р. №10 «Подбор оборудования и расчёт сети»
Дифференцированный зачет
7 семестр
Тема 3. Передача
Содержание учебного материала
1. Теоретические основы передачи данных.
данных по сети
Понятие сигнала, данных. Методы кодирования данных при передаче. Модуляция
сигналов. Методы оцифровки. Понятие коммутации. Коммутация каналов, пакетов,
сообщений. Понятие пакета.
2. Протоколы и стеки протоколов.
Структура стеков OSI, IPX/SPX, NetBIOS/SMB.
3. Стек протоколов TCP/IP.
Состав и назначение каждого протокола.
4.
Распределение протоколов по назначению в модели OSI. Сетевые и
транспортные протоколы. Протоколы прикладного уровня FTP, HTTP, Telnet, SMTP,
POP3.
5. Типы адресов стека TCP/IP.
Локальные адреса. Сетевые IP-адреса. Доменные имена. Система DNS.

2

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 9, ОК 10
ПК 5.3, ПК 9.4,
ПК 9.6, ПК 9.10

2

12
2
2
4
4
2
44
12
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 9, ОК 10
ПК 5.3, ПК 9.4,
ПК 9.6, ПК 9.10

2
2
2
2

8

6. Формат и классы IP-адресов. Подсети и маски подсетей.
Назначение адресов автономной сети. Централизованное распределение адресов.
Отображение IP-адресов на локальные адреса.
Тематика практических занятий
1. Пр.р. №11 «Настройка протоколов TCP/IP в операционных системах»
2. Пр.р. №12 «Работа с диагностическими утилитами протокола ТСР/IР»
3. Пр.р. №13 «Решение проблем с TCP/IP»
4. Пр.р. №14 «Построение доменных имен. Работа со службами имен»
5. Пр.р. №15 «Преобразование форматов IP-адресов»
6. Пр.р. №16 «Расчет IP-адресов и масок подсети»
Тема 4. Сетевые
Содержание учебного материала
архитектуры
1. Технологии локальных компьютерных сетей.
Технологии Ethernet, Token Ring и FDDI. Технологии беспроводных локальных сетей.
2. Технологии глобальных сетей.
Принципы построения глобальных сетей. Организация межсетевого взаимодействия.
Тематика практических занятий
1. Пр.р. №17 «Настройка беспроводной сети»
2. Пр.р. №18 «Настройка удаленного доступа к компьютеру»
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение и анализ параметров работы домашней сети.
Экзамен
Всего:

2
16
2
2
2
2
4
4
4
2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 9, ОК 10
ПК 5.3, ПК 9.4,
ПК 9.6, ПК 9.10

4
2
2
2
6
86

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем»,
оснащенная оборудованием:
проектор Vivitek WDH758UST8489 - 1 шт.
интерактивная доска Smart Board M600 – 1 шт.
автоматизированные рабочие места Aquarius Pro W60 S72 (Intel Core i7-7700 CPU 3.60 GHz/
16 ГБ/ SSD 250Gb, HDD 1Tb/ 24’) – 15 шт. МФУ Kyocera Ecosys M2040dn– 1 шт.
программное обеспечение общего и профессионального назначения
комплект учебнометодической документации (в т.ч. в электронном виде).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для
использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Компьютерные сети: учебник для студ. учреждений СПО / В.В. Баринов, И.В.
Баринов, А.В. Пролетарский, А.Н. Пылькин. – Москва: Академия, 2020. – 192 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Максимов, Н. В. Компьютерные сети: учебное пособие / Н.В. Максимов, И.И. Попов. — 6-е
изд., перераб. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. — 464 с. — (Среднее профессиональное
образование).

-

ISBN

978-5-00091-454-0.

-

Текст:

электронный.

-

URL:

https://znanium.com/catalog/product/1714105 (дата обращения: 26.08.2022). – Режим доступа: по
подписке.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Олифер, В. Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы Текст :
Учебник для вузов / В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. – СПб.: Питер:, 2020. – 992с. (Рекомендовано Мин.
обр. и науки).
2.

Сети и телекоммуникации: учебник и практикум для среднего профессионального

образования / К. Е. Самуйлов [и др.]; под редакцией К. Е. Самуйлова, И. А. Шалимова, Д. С.
Кулябова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 363 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-9916-0480-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/475704 (дата обращения: 26.08.2022).

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)

Критерии оценки

Перечень умений, осваиваемых в «Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
рамках дисциплины:
полностью, без пробелов,
Организовывать
и
умения сформированы, все
конфигурировать компьютерные предусмотренные программой
сети;
учебные задания выполнены,
их
выполнения
Строить и анализировать качество
оценено
высоко.
модели компьютерных сетей;
«Хорошо» - теоретическое
Эффективно
использовать
содержание курса освоено
аппаратные
и
программные
полностью, без пробелов,
компоненты компьютерных сетей
некоторые
умения
при решении различных задач;
сформированы недостаточно,
Выполнять схемы и чертежи по все
предусмотренные
специальности с использованием программой учебные задания
прикладных программных средств; выполнены, некоторые виды
Работать с протоколами разных заданий
выполнены
с
уровней (на примере конкретного ошибками.
стека протоколов: TCP/IP,
«Удовлетворительно»
IPX/SPX);
теоретическое
содержание
Устанавливать и настраивать курса освоено частично, но
пробелы
не
носят
параметры протоколов;
существенного
характера,
Обнаруживать
и
необходимые умения работы с
устранять
освоенным
материалом
в
ошибки при передаче данных

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по всем
темам дисциплины;
Наблюдение за
выполнением
практического задания;
Оценка
выполнения
практической работы и
оформления отчета по её
результатам;
Подготовка и
выступление с докладом,
сообщением,
презентацией
по
выбранной теме
Текущий
контроль
(проверочные
работы,
тесты);
Промежуточный
контроль

сформированы, (дифференцированный
Перечень знаний, осваиваемых в основном
большинство
рамках дисциплины:
зачет, экзамен)
предусмотренных программой
Основные
понятия
обучения учебных заданий
компьютерных
сетей: типы,
выполнено, некоторые из
топологии, методы доступа к среде выполненных
заданий
передачи;
содержат ошибки.
Аппаратные компоненты
«Неудовлетворительно»
компьютерных сетей;
теоретическое
содержание
курса
не
освоено,
Принципы пакетной
необходимые
умения
не
передачи данных;
сформированы, выполненные
Понятие сетевой модели;
учебные задания содержат
Сетевую модель OSI и другие
грубые ошибки.
сетевые модели;
Протоколы: основные
понятия, принципы взаимодействия,
различия и особенности
распространенных
протоколов, установка протоколов в
операционных системах;
Адресацию в сетях,
организацию межсетевого
воздействия

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».