44.02.01 ПМ.05 УП ПП

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им.Г.Б.Казиахмедова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК

ПМ.05 «Организация взаимодействия с родителями (законными представителями)
детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей»
программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Квалификация - «Воспитатель детей дошкольного возраста»

2023

2

Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной и производственной практик …………………………………….4
2. Результаты освоения учебной и производственной практик……………………………………………...8
3. Структура и примерное содержание учебной и производственной практик…………………………….9
4. Условия реализации учебной и производственной практик……………………………………………..13
5. Контроль и оценка результатов учебной и производственной практик…………………………………19

3

1. ПАСПОРТ
рабочей программы учебной и производственной практик
ПМ.05

Организация взаимодействия с родителями (законными представителями)
детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей

1.1. Область применения рабочей программы учебной и производственной практик
профессионального модуля
Рабочая программа учебной и производственной практик профессионального модуля
является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС
СПО
по специальности
44.02.01
Дошкольное образование
[код]
[наименование специальности полностью]
укрупненной группы специальностей
Образование и педагогические
44.00.00
науки
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Организация взаимодействия с родителями (законными представителями)
детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 5.1
ПК 5.2
ПК. 5.3

Планировать и организовывать взаимодействие с родителями (законными
представителями), проводить его в различных организационных формах, в том
числе для их психолого-педагогического просвещения.
Организовывать взаимодействие и сотрудничество с педагогическими
работниками ДОО и другими специалистами в решении педагогических задач.
Организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) при
решении задач обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с
применением различных технологий, в том числе интерактивных, перцептивных и
информационных.

Программа профессионального модуля может быть использована:
только в рамках реализации специальности 44.02.01
Дошкольное образование
1.2. Цели и задачи учебной и производственной практик – требования крезультатам освоения
профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе учебной и
производственной практик должен иметь:
Навыки:
анализа годового и перспективного плана ДОО, раздел «Организация взаимодействия с
родителями (законными представителями) воспитанников»;
составления плана взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста (законными
представителями) на период производственной практики по ПМ 05;
разработки и реализации проекта для совместной деятельности детей, родителей и
воспитателя;
разработки макета и оформления информационно-демонстрационного стенда по проекту для
всех участников образовательного процесса;
4

разработки вопросов и проведения письменного опроса родителей;
разработки сценария образовательных ситуаций, направленных на развитие социальных
отношений детей со взрослыми и сверстниками для своей возрастной группы на практике в
ДОО (в соответствии с тематикой проекта) и их проведение;
разработки сценария мастер-класса для детей и их родителей в соответствии
с содержанием проекта и его проведение;
разработки и
представлении
рекомендаций
для
родителей
в
соответствии
с темой проекта;
оформления презентации об этапах проекта и его результатов с применением ИКТ для
выступления с сообщением о проекте на родительском собрании;
разработки сценария мероприятия по презентации результатов совместной работы над
проектом всех участников образовательного процесса;
проведения мероприятия по презентации результатов совместной работы над проектом для
всех участников образовательного процесса;
выступления на педагогическом совете по теме курсовой работы, делая акцент на современных
интерактивных
методах
и
приёмах
работы
с
детьми
раннего
и дошкольного возраста.
Уметь:
объяснять сущность и содержание основных понятий курса;
анализировать
проблемные
ситуации,
отвечая
на
вопросы:
кто
участвовал
в событии, где оно произошло, каковы причины сложившейся ситуации;
выявлять и формулировать проблему (вопрос) в контексте проблемной ситуации;
формулировать педагогическую задачу на основе анализа проблемной ситуации и конкретных
условий;
находить варианты решения педагогической задачи на основе оценки предполагаемой
эффективности;
выбирать оптимальный вариант решения проблемной ситуации, аргументировать свой выбор;
определять критерии, по которым возможно судить о достигнутых результатах в процессе
решения проблемной ситуации;
определять и выбирать методы и приёмы оказания педагогической поддержки семьям разных
категорий, обосновывать свой выбор;
подбирать и доступно излагать информацию для родителей в соответствии
с предложенной темой;
оформлять печатные материалы, учитывая особенности восприятия информации взрослым
человеком;
организовывать и проводить интерактивные формы взаимодействия с родителями,
использовать при организации мероприятий с родителями современные образовательные
технологии;
определять цели и задачи мероприятий, проводимых воспитателем с родителями, с детьми и их
родителями;
формулировать вопросы для письменного и устного опроса родителей и педагогов ДОО по
заданной теме;
выделять, анализировать и оценивать основные компоненты паспорта проекта, конспектов
мероприятий,
предназначенных
для
проведения
воспитателем
с детьми и их родителями;
разрабатывать и оформлять паспорт проекта, конспекты, технологические карты,
обеспечивающие организацию и проведение мероприятий с участием воспитателя, детей,
родителей;
подбирать и анализировать диагностические методики по изучению особенностей семейного
воспитания дошкольников;
создавать и представлять презентации для различных категорий участников образовательного
процесса;
5

разрабатывать и оформлять макет информационно-демонстрационного стенда по проекту для
всех участников образовательного процесса;
разрабатывать текст сообщения о реализации совместного проекта детей, родителей и
воспитателей для выступления на совещании членов педагогического коллектива;
создавать и представлять презентации об этапах совместного проекта детей, родителей,
воспитателей и его результатах с применением ИКТ для выступления на совещании членов
педагогического коллектива.
Знать:
понятие «семья», признаки семьи, функции семьи;
классификации типов семьи;
модели и стили семейного воспитания;
понятие «родительство», типология родительства;
понятие «детско-родительские отношения», виды детско-родительских отношений;
понятие «педагогическая культура родителей», структура педагогической культуры родителей,
уровни педагогической культуры;
понятие «детско-взрослое сообщество», социально-психологические особенности и
закономерности развития детско-взрослых сообществ;
понятие «социализация», роль семьи в процессе социализации дошкольников;
особенности формировании культуры поведения ребенка в семье: бытовая культура, культура
общения, поведенческая культура, культура деятельности;
основные документы о правах ребенка и обязанностях ребенка: конвенция о правах ребенка,
семейный кодекс Российской Федерации, Концепция государственной политики в Российской
Федерации на период до 2025, Закон об образовании в Российской Федерации;
задачи и содержание семейного воспитания;
методы семейного воспитания; условия педагогически грамотного применения методов
семейного воспитания, в том числе в условиях инклюзивного образования;
сущность понятий «взаимодействие», «сотрудничество», «партнерство»;
цель, задачи взаимодействия ДОО и семьи; принципы организации взаимодействия ДОО и
семьи;
понятие «социальное партнерство», законодательная основа социального партнерства;
понятие
«проектная
деятельность»,
типы
совместных
проектов
ДОО
и семьи, этапы проектной деятельности, характеристика содержания совместной деятельности
воспитателя, детей и родителей на каждом из этапов проектной деятельности;
характеристику основных направлений взаимодействия педагогического коллектива с
родителями (законными представителями) в том числе в условиях инклюзивного образования;
особенности взаимодействия с родителями (законными представителями), относящимися к
разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с
различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья; выбор содержания и форм
взаимодействия с конкретной семьей;
правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики в процессе
взаимодействия с родителями (законными представителями);
сущность и содержание понятия «интерактивность», «интерактивные формы взаимодействия».
Преимущества использования интерактивных форм работы с родителями (законными
представителями), в том числе в условиях инклюзивного образования. Назначение,
характеристика, структура и содержание интерактивных форм работы с родителями:
информационно-аналитические, познавательные, досуговые, письменные, наглядноинформационные формы;
современные тенденции развития дошкольного образования в области взаимодействия с
родителями (законными представителями);
особенности региональных условий, в которых реализуется вариативная примерная
образовательная программа дошкольного образования, для организации взаимодействия с
родителями (законными представителями);
6

сущность, содержание, особенности проведения индивидуальной работы с родителями
(законными представителями) в том числе в условиях инклюзивного образования;
понятие «педагогическая помощь», «педагогическая поддержка», нормы педагогической
поддержки, тактика педагогической поддержки, особенности использования педагогической
поддержки в работе с семьями воспитанников, относящихся к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе
ограниченными) возможностями здоровья;
сущность процесса планирования работы с родителями. Этапы планирования работы с
родителями:
диагностический,
мотивационно-образовательный,
проектировочный,
содержательно-практический, оценочно-рефлексивный: цель, задачи, содержание работы на
каждом из этапов. Особенности планирования работы с родителями в условиях инклюзивного
образования;
требования к структуре, содержанию и оформлению документации, обеспечивающей
взаимодействие с родителями (законными представителями) сотрудниками образовательной
организации;
понятие «педагогический коллектив», особенности педагогического коллектива, структура
педагогического коллектива;
понятие «профессиональное педагогическое общение», существующие классификации стилей
профессионально-педагогического общения;
формирование индивидуального стиля педагогического общения. Культура общения во
взаимодействии с сотрудниками дошкольного учреждения;
нормативно-правовые
основы
взаимодействия
воспитателя
с сотрудниками ДОО;
должностные обязанности помощника воспитателя; взаимодействие воспитателя с
помощником воспитателя;
система профессионально-педагогических отношений в ДОО;
понятие «корпоративная культура взаимодействия», компоненты корпоративной культуры
взаимодействия педагогов ДОО, стратегия формирования корпоративной культуры педагогов;
формы, методы и приёмы взаимодействия сотрудников образовательной организации
работающих с группой детей.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной и производственной практик
профессионального модуля
ПМ.05 Организация взаимодействия с родителями (законными представителями)детей и
сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей
учебной практики: 36 ч
производственной практики: 36 ч

7

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
Результатом освоения учебной и производственной практик является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности
ПМ.05 Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей
и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
Код
ПК 5.1
ПК 5.2
ПК. 5.3

ОК 01
ОК 02
ОК 03

ОК 04
ОК 09

Наименование результата обучения
Планировать и организовывать взаимодействие с родителями (законными
представителями), проводить его в различных организационных формах, в том
числе для их психолого-педагогического просвещения.
Организовывать взаимодействие и сотрудничество с педагогическими работниками
ДОО и другими специалистами в решении педагогических задач.
Организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) при
решении задач обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с
применением различных технологий, в том числе интерактивных, перцептивных и
информационных.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках

8

Объе
м

Объе

Объем

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
УП.05 Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и
образования детей
ПП.05 Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и
образования детей
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
ОК
Иметь навыки
Виды работ обеспечивающих
База
Виды работ обеспечивающих
и
(из ФГОС)
формирование ПК
прак
формирование ПК
ПК
тики
анализа
годового
и Изучение и анализ годового 2
ПК
Изучение перспективного плана работы с 2
перспективного плана ДОО плана ДОО по организации
5.1,
родителями
группы,
дошкольного
составления
плана
ОК
взаимодействия с родителями.
образовательного учреждения Анализ форм
взаимодействия с родителями
1, 2
ГБП
работы с семьей по работе с родителями на
детей дошкольного возраста
ОУ
примере одной группы.
(законными представителями);
«ДП
Планирование работы с родителями (лицами, их
составления
плана Формулирование целей и задач
ПК
2
2
ПК»
заменяющими). Формулирование целей и
5.1,
взаимодействия с родителями работы с семьей.
задач работы с семьей.
ОК
детей дошкольного возраста
Составление проекта взаимодействия с
2
1,2,
(законными представителями)
родителями,
предусматривающее
4,9
на период производственной
взаимодействие с руководством, коллегами и
социальными партнёрами ДОО

практики по ПМ 05;
разработки
и
реализации
проекта
для
совместной
деятельности детей, родителей
и воспитателя;

9

База
практи
ки

МБДО
У
г.
Дербен
та
МБДОУ
г.Дербен
та
МБДОУ
г.Дербе
нта

ПК
5.1,
5.2,
5.3
ОК
1,2,3
,4,9

ПК
5.1,
5.2,
5.3
ОК
1,2,3,
4,9

разработки и представление
рекомендаций для родителей в
соответствии с темой проекта;
оформления презентации об
этапах
проекта
и
его
результатов с применением
ИКТ для выступления с
сообщением о проекте на
родительском собрании;
проведения мероприятия по
презентации
результатов
совместной
работы
над
проектом для всех участников
образовательного процесса;

ПК
5.1,
ОК
1, 2

подбирать и анализировать
диагностические методики по
изучению
особенностей
семейного
воспитания
дошкольников

ПК
5.1,
5.2,
5.3
ОК
1,2,3
,4,9

разработки
сценария
образовательных
ситуаций,
направленных на развитие
социальных отношений детей
со взрослыми и сверстниками
для своей возрастной группы
на практике в ДОО (в
соответствии с тематикой

оформление презентации об этапах
проекта и его результатов с
применением
ИКТ
для
выступления с сообщением о
проекте на родительском собрании;

разработки сценария мероприятия
по презентации результатов
совместной работы над проектом
всех участников образовательного
процесса;

2

2

Разработка конспекта семейного 2
консультирования по вопросам
развития детей (по выбору
студента).

2
Моделирование
индивидуальной консультации с
родителями
по
вопросам
коррекции детско-родительских
отношений.

10

разработка и представление рекомендаций
для родителей в соответствии с темой
проекта;

2

проведение мероприятия по презентации
результатов совместной работы над проектом
для всех участников образовательного процесса;

2

Проведение
исследований
детскородительских
отношений
(проведение
рисуночного
теста
«Моя
семья»;
наблюдение
детско-родительских
отношений; беседа с воспитателями об
особенностях
детско-родительских
отношений в группе; наблюдение сюжетноролевой игры «Семья»)

2

Проведение консультирования с родителями по
вопросам развития детей (в соответствии с
тематикой проекта)

2

МБДО
У
г.Дербе
нта

проекта) и их проведение;

ПК
5.3
ОК
1, 2

ПК
5.1,
ОК
1, 2
ПК
5.1,
5.2
ОК
1, 2

ПК
5.2,
ОК
1,
2,9

Моделирование родительского 4
собрания
по
выбранной
студентом тематике (подготовка
выступления,
слайдовой
презентации).
Моделирование развлечения с 4
родителями
по
выбранной
студентом тематике
разработки
макета
и Разработка макета стенда по 2
оформления
проекту для всех участников
информационнообразовательного процесса;
демонстрационного стенда
по
проекту для
всех Подбор и обработка материала 2
участников
для
средств
наглядной
образовательного процесса; пропаганды, информационных
стендов для родителей.
разработки сценария мастер- Моделирование
2
класса для детей и их нетрадиционных форм работы с
родителей в соответствии родителями (тренинг, мастерс содержанием проекта и его класс и др.).
проведение
разработки
вопросов
и Разработка анкеты для родителей
проведения
письменного группы ДОО
опроса родителей;

Моделирование
ситуации
профессионального диалога
воспитателя с сотрудником
ДОО.

2

Составление
плана 3
взаимодействия
сотрудников
образовательного учреждения,
работающих над проектом.
Моделирование
ситуаций 3
11

Участие в родительском собрании группы
ДОО

2

Подготовка и проведение развлечения с
родителями (в соответствии с тематикой
проекта)
Разработка
макета
и
оформление
информационно-демонстрационного стенда
по
проекту
для
всех
участников
образовательного процесса;
Представление
средств
наглядной
пропаганды, информационных стендов для
родителей

2

Проведение нетрадиционной формы работы
с родителями (тренинг, мастер-класс и др.)
(по тематике проекта)

2

Проведение анкетирования родителей в
группе ДОО по выбранной проблеме

2

Подведение
итогов
анкетирования
родителей
Оценка и анализ результатов работы с
родителями,
корректировка
процесса
взаимодействия с ними

2

Консультация для младшего воспитателя

2

2

2

взаимодействия с работниками
дошкольного
учреждения
(по
выбору преподавателя).

ПК
5.1,
5.2,
5.3
ОК
1,2,3
,4,9
ПК
5.1,
5.2,
5.3
ОК
1,2,3
,4,9
ОК
1,2,9

проведения мероприятия по
презентации
результатов
совместной
работы
над
проектом для всех участников
образовательного процесса;

проведения мероприятия по презентации
результатов
совместной
работы
над
проектом
для
всех
участников
образовательного процесса;

2

выступления
на
педагогическом совете по
теме
курсовой работы,
делая
акцент
на
современных
интерактивных методах и
приёмах работы с детьми
раннего и дошкольного
возраста.
Проектирование
ведения документации в
портфолио
бумажном и электронном
виде

выступление на педагогическом совете по
теме курсовой работы, делая акцент на
современных интерактивных методах и
приёмах работы с детьми раннего и
дошкольного возраста.

2

Защита портфолио студента. Составление
отчетов. Подведение итогов.

2

защиты 2

36

12

36

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИК
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению учебной практики
4.1.1

4.1.2
4.1.3
4.1.4

Реализация учебной практики предполагает наличие
учебных кабинетов
кабинет педагогики и психологии;
кабинет теоретических и методических основ дошкольного
образования;
лаборатории
кабинет информатики и информационнокоммуникационных технологий;
зала
библиотека;
читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Мастерские
Дошкольное воспитание
4.1.1 Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
педагогики и психологии

№
1.
2.
3.
№
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2

№
1.
2.
3.
№
1

Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
Рабочие места по количеству обучающихся.
Рабочее место преподавателя.
Доска для мела.
Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
Печатные пособия
Тематические таблицы
Портреты
Схемы по основным разделам курсов
Диаграммы и графики
Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые компоненты учебно-методических комплексов
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Видеофильмы
Презентации
4.1.2 Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
теоретических и методических основ дошкольного образования
Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
Рабочие места по количеству обучающихся.
Рабочее место преподавателя.
Доска для мела.
Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

13

Примечания
+
+
+
Примечания
Д
Д
Д
Д

+
9
3

Примечания
+
+
+
Примечания

1.1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
5.

Рабочие тетради
Печатные пособия
Тематические таблицы
Портреты
Схемы по основным разделам курсов
Работы детей дошкольного возраста для демонстрации
Разнообразные модели: предметные, плоскостные, схематические
Примерные образцы по рисованию, лепке, аппликации в разных
возрастных группах
Иллюстрации, репродукции картин и иллюстраций, дидактические
картины
Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые компоненты учебно-методических комплексов
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Видеофильмы
Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса
Презентации
Демонстрационное оборудование (может поставляться в
наборах)
Игрушки в соответствии с темой
Народные игрушки, предметы ДПИ

Д
Д
Д
К
П, Д
Д
П, Д
К

+
+
+
+
+

4.1.4.Технические средства обучения
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Телевизор с универсальной подставкой
Видеомагнитофон (видеоплейер)
Аудио-центр
Мультимедийный компьютер
Сканер с приставкой для сканирования слайдов
Принтер лазерный
Цифровая видеокамера
Цифровая фотокамера
Слайд-проектор
Мультимедиа проектор
Стол для проектора
Экран (на штативе или навесной)

14

Примечания

+
+
+
+
+
+
+
+
+

4.2. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению производственной практики
Реализация программы предполагает наличие разных возрастных групп в образовательной
организации, методического, медицинского, кабинета психолога, музыкального
и
физкультурного зала, располагающих необходимым оборудованием и материалами по профилю
своей деятельности.
Оборудование групповой комнаты:
 набор детской мебели, предметно-пространственная среда, рабочее место
воспитателя;
 учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, наглядные
пособия, методические рекомендации по организации детской деятельности;
 технические средства обучения:
 компьютер с доступом к сети Интернет;
 мультимедийный проектор;
 магнитно-маркерная доска;
 DVD-проигрыватель.
 электронные воспитательно-образовательные ресурсы, в том числе разработанные
в колледже и в образовательной организации (программы, пособия, рекомендации и др.)
4.3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники, включая электронные
№

Выходные данные издания
1. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной
организации: учебник для учреждений СПО / Шашенкова Е.А.,
Крюкова Н.Ю., Воробьева Н.А. и др. – М.: Издательский центр
«Академия», 2020. – 256 с. – ISBN 978-5-4468-8954-9.
2. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник
для среднего профессионального образования / О. Л. Зверева, А. Н.
Ганичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 177 с. — (Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-06952-5. — URL : https://urait.ru/bcode/452166 (дата
обращения: 23.05.23)
3. Зверева, О. Л. Теоретические и методические основы взаимодействия
воспитателя с родителями /О. Л. Зверева. – Москва: Феникс, 2020. –
158 с. (среднее профессиональное образование).
4. Прохорова, О. Г. Семьеведение: учебник для среднего
профессионального образования / О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова ;
под редакцией О. Г. Прохоровой, Е. И. Холостовой. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 379 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08730-7. —
Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/466235 (дата обращения: 23.05.23.
5. Юревич С.Н. Теоретические и методические основы взаимодействия
воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учебное
15

Год
издания
2020

2020

2020

2020

2020

Гриф

пособие для среднего профессионального образования /С.Н. Юревич,
Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина. – Москва.: Издательство Юрайт, 2020.
– 181 с. – (Профессиональное образование). – Текст:
непосредственный.
№
1

2

Дополнительные источники, включая электронные
Выходные данные издания

Год
издания
2019
Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОО. Методические
рекомендации. ФГОС ДО / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – Москва:
Сфера, 2019. – 112 с. – (Управление ДОУ). - ISBN: 9785994922613
Куликова, Т.А. Семейная педагогика [Текст]: учебник / Т.А. Куликова.
2019
– Москва: Издательский центр «Академия», 2019. – 232 с. ISBN : 978-5
-4468-7766-9

Гриф

Ресурсы Интернет
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Библиотека
http://window.edu.ru/window/library
Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и профессионального
образования.
Библиотека Гумер - гуманитарные науки
http://www.gumer.info/
Коллекция книг по социальным и гуманитарным и наукам: истории, культурологии, философии,
политологии, литературоведению, языкознанию, журналистике, психологии, педагогике, праву,
экономике и т.д.
PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие"
http://psylib.kiev.ua/
http://www.psylib.org.ua/books/index.htm
Полные тексты публикаций по следующим темам: психология, философия, религия,
культурология. Также на сайте вы найдете подборку ссылок на ресурсы Интернета, связанные с
психологией и смежными областями знания.
Детская психология
http://www.childpsy.ru
Интернет-портал предназначен для специалистов в области детской психологии и содержит
большую коллекцию публикаций по перинатальной, педагогической, специальной,
дифференциальной, социальной и другим отраслям психологии. Виды материалов: научные
статьи, рецензии, книги, методические разработки, справочные материалы. Информационное
наполнение включает более чем 1000 статей, более чем 1000 книг и учебников, более 1000
аннотаций к зарубежным статьям, более 2500 авторефератов диссертационных исследований.
Перечень электронно-библиотечных систем (ресурсов) и баз данных для самостоятельной
работы
Используемые сторонние электронные библиотечные системы (ЭБС):
1. ЭБС «Научная электронная библиотека eLIBRARY» (http://elibrary.ru/defaultx.asp)
2. ЭБС «Издательства Лань» (http://e.lanbook.com/)
3. ЭБС «Университетская библиотека online» (www.biblioclub.ru)
Все для детского сада [электронный ресурс] – http://ivalex.ucoz.ru/forum/
Дошкольное воспитание [электронный ресурс] / http://www.dovosp.ru/
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения [электронный ресурс] / Ресурсы
образования. Информационный центр. http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/1220/
16

4.4. Общие требования к организации учебной и производственной практик
Учебная практика направлена на приобретение первоначального практического опыта и
способствует формированию у студентов практических профессиональных умений. Учебная
практика реализуется в рамках модулей программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ) по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения
студентами общих и профессиональных компетенций по избранной специальности в ходе
производственной практики.
Учебная практика может проводиться как концентрированно (блоком), в несколько
периодов, так, и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей.
Содержание учебной практики определяется требованиями к результатам обучения по
конкретному профессиональному модулю программы подготовки специалистов среднего звена.
Производственная практика (по профилю специальности) реализуется в рамках модулей
ППССЗ по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС по
специальности.
Практика по профилю специальности направлена на формирование у студентов общих и
профессиональных компетенций, приобретение практического опыта профессиональной
деятельности по специальности.
Производственная практика может проводиться как концентрированно (блоком), в
несколько периодов, так, и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями, в рамках
профессиональных модулей.
Содержание производственной практики определяется требованиями к результатам
обучения по конкретному профессиональному модулю ППССЗ и отражается в рабочих
программах практик по профессиональному модулю, разрабатываемых преподавателями и
утверждаемых научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им.Г.Б.Казиахмедова после заключения технической и содержательной
экспертизы.
Формы отчетности для студентов по учебной и производственной практике
разрабатываются председателями ПЦК совместно с заведующей практикой и утверждаются
представителями работодателей.
Результаты прохождения производственной практики фиксируются в учебных журналах по
практике, дневниках по практике, аттестационных листах и учитываются при сдаче
квалификационного экзамена по профессиональному модулю.
Базами производственной практики являются организации г.Дербента, направление
деятельности которых соответствует профилю подготовки студентов.
Производственная практика проводится на основе договоров, заключаемых между
образовательным учреждением и организациями-базами практики.
Оснащенные базы практики: МБДОУ №1,3,4,7,8,9,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21;
прогимназия №15; 18 г.Дербента.
Организацию и руководство практикой по профилю специальности осуществляют
руководители практики от образовательной организации и от организации – базы практики.
Практика по профилю специальности проводится преподавателями дисциплин
профессионального цикла. При проведении производственной практики учебная группа может
делиться на подгруппы по 5-6 человек.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании)
результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций (аттестационный
лист) и учитываются при сдаче квалификационного экзамена по профессиональному модулю.
Сроки проведения практики устанавливаются образовательной организацией в
соответствии с ППССЗ и отражаются в графике учебного процесса.
Дошкольные образовательные организации:
заключают договоры на организацию и проведение практики;
согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики,
17

задание на практику;
предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителей практики от
организации, определяют наставников;
участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения общих и
профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке
таких результатов;
участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных
компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики;
обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие
санитарным правилам и требованиям охраны труда;
проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда,
техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового
распорядка.
4.5. Требования к условиям консультационной помощи обучающимся
При подготовке к производственной практике предусматривается проведение
консультаций с обучающимися руководителями практики от образовательной организации
(колледжа) и организации (базы практики).
Могут использоваться разные формы проведения консультаций – групповые или
индивидуальные; устные.
4.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
учебной и производственной практикой: специалисты с высшим профессиональным
образованием – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных
дисциплин «Педагогика», «Психология», представители работодателей.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
производственной практикой от организации: среднее (высшее) педагогическое образование,
опыт методической работы не менее 3 лет.

18

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ И
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ПК 5.1. Планировать и
организовывать
взаимодействие с
родителями
(законными
представителями),
проводить его в
различных
организационных
формах, в том числе
для их психологопедагогического
просвещения.
ПК 5.2.
Организовывать
взаимодействие и
сотрудничество с
педагогическими
работниками ДОО и
другими
специалистами в
решении
педагогических задач.

ПК. 5.3.
Организовывать
взаимодействие с
родителями
(законными
представителями) при
решении задач
обучения и воспитания
детей раннего и
дошкольного возраста с
применением
различных технологий,
в том числе

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы
контроля и оценки

Определение целей, задач и
планирование работы с родителями
осуществляется в соответствии с
требованиями к социальному,
психическому и физическому
развитию ребенка
Выбор форм и методов в плане
работы с родителями соответствует
целям и задачам

Оценка
аргументированности
определения целей, задач
и планирования работы с
родителями в разных
возрастных группах
Защита и оценка форм,
методов
работы
с
родителями.

Координация деятельности
сотрудников образовательных
организаций, работающих с группой,
осуществляется в соответствии с
планом работы воспитателя

Обоснование
выбора
приемов
руководства
координации
деятельности сотрудников
образовательной
организации, работающих
с группой
Экспертная
оценка
содержания,
методов,
средств проекта плана
самообразования
воспитателя по вопросам
взаимодействия
воспитателя с родителями
и сотрудниками ДОО.

Разработка проекта плана
самообразования воспитателя по
вопросам взаимодействия
воспитателя с родителями и
сотрудниками ДОО осуществлена в
соответствии с задачами
профессионального и личностного
развития педагога в результате
поиска, анализа и оценки
информации
Выбор форм и методов
индивидуального консультирования
выполнен в соответствии с
проблемным полем семьи
Проведение индивидуальных
консультаций по вопросам
социального, психического и
физического развития ребенка
основывается на анализе результатов
наблюдений, зафиксированных в
дневнике по производственной
практике
19

Экспертный анализ форм
и
методов
индивидуального
консультирования
с
родителями.
Оценка
аргументированности
выбора
проведения
индивидуальных
консультаций
с
родителями по вопросам
социального,
психического
и

интерактивных,
перцептивных и
информационных
.

Соответствие методики проведения
различных видов и форм работы с
родителями
психологопедагогическим требованиям
Выбор
форм
и
методов
родительского
собрания
в
соответствии с перспективным
планом дошкольной образовательной
организации
Обеспечение участие родителей в
подготовке
и
проведении
мероприятий
в
группе
и
в
образовательной организации

физического
развития
ребенка.
Экспертная
оценка
и
анализ
организации
различных видов и форм
работы с родителями.
Оценка
аргументированности
выбора
проведения
родительского собрания

ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Обоснование
выбора
приемов
руководства
родителями в подготовке
и
проведении
мероприятий в группе
обоснованность выбора методов и оценка
выполнения
приёмов
взаимодействия
с практических работ в
родителями
проводимому процессе
учебной
и
мероприятию;
производственной
соответствие самоанализа
практики;
результатов собственной

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой

деятельности экспертной оценке;
проявление самостоятельности,
инициативы при организации
взаимодействия с родителями;
рациональное распределениевремени
на все этапы решения задачи
профессиональнойдеятельности.
обоснованность
выбора
и оптимальность состава источников,
необходимых
для
решения
поставленной задачи;
рациональность
распределения
времени на все этапы решения
задачи;
совпадение результатов самоанализа
и
экспертного
анализа
профессиональной деятельности.
самостоятельное, систематическое,
осознанное
планирование
самообразования,
саморазвития,
профессионального
самосовершенствования
и
повышения
квалификации
в
соответствии
с современными требованиями и на
основе
анализа
собственной
деятельности;

20

Наблюдение и оценка
выполнения практических
работ на практических
занятиях,
в
процессе
учебной
и
производственной
практики
Наблюдение и оценка
выполнения практических
работ на практических
занятиях,
в
процессе
учебной
и
производственной
практик

грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языке

обоснованный выбор методов
способов личностного развития.

и

соблюдение норм делового общения
и деловой этики во взаимодействии с
обучающимися, с руководством,
коллегами
и
социальными
партнерами;
аргументированная трансляция своей
точки зрения;
точное и своевременное выполнение
поручений руководителя;
эффективность
организации
коллективной (командной) работы
в профессиональной деятельности;
объективность анализа успешности
коллективной (групповой) работы,
путей ее совершенствования.
грамотное
использование
нормативно-правовых документов,
регламентирующих деятельность в
вопросах
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
детей
дошкольного возраста;
соблюдение
правовых
норм
в профессиональной деятельности.

Наблюдение и оценка
выполнения практических
работ на практических
занятиях,
в
процессе
учебной
и
производственной
практик

Наблюдение и оценка
выполнения практических
работ на практических
занятиях,
в
процессе
учебной
и
производственной
практик

Студент по результатам практики должен представить отчетную документацию:
1. Дневники по практике с оценками;
2. Аттестационный лист по практике
3. Отчет по итогам практики;
4. Портфолио личных достижений
5. Портфолио педагогических разработок;
 протоколы диагностических заданий,
 стимульный материал для проведения диагностик,
 конспекты нескольких форм работы с родителями;
 проект взаимодействия с родителями, предусматривающий взаимодействие с руководством,
коллегами и социальными партнерами ДОО по выбранной теме.

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».