44.02.01 ПМ.04 УП ПП

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им.Г.Б.Казиахмедова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 04 Организация воспитательного процесса детей раннего и
дошкольного возраста в ДОО
основной образовательной программы по специальности:
44.02.01. Дошкольное образование

2023г.

2

Содержание
1.

Паспорт рабочей программы учебной и производственной практик……………………………………4

2.

Результаты освоения учебной и производственной практик…………………………………………….8

3.

Структура и примерное содержание учебной и производственной практик…………………………...9

4.

Условия реализации учебной и производственной практик……………………………………………14

5.

Контроль и оценка результатов учебной и производственной практик……………………………20

3

1. ПАСПОРТ
рабочей программы учебной и производственной практик
ПМ.04

Организация воспитательного процесса детей раннего и
дошкольного возраста в ДОО

1.1. Область применения рабочей программы учебной и производственной практик
профессионального модуля
Рабочая программа учебной и производственной практики профессионального модуля
является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС
СПО
по специальности
44.02.01
Дошкольное образование
[код]
[наименование специальности
полностью]
укрупненной группы специальностей
44.00.00
Образование
и
педагогические науки
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в
ДОО
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.4

Планировать и организовывать процесс воспитания детей раннего и дошкольного
возраста
Организовывать и проводить досуговую деятельность, развлечения в группах
детей раннего и дошкольного возраста
Создавать информационную среду дошкольной образовательной группы с целью
развития у детей основ информационной культуры
Осуществлять педагогическую поддержку деятельности детей раннего и
дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа профессионального модуля может быть использована:
только в рамках реализации специальности 44.02.01 Дошкольное образование
1.2. Цели и задачи учебной и производственной практики – требования к результатам
освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе учебной и
производственной практики должен:
иметь навыки:
- проведения мероприятий, направленных на реализацию задач по приобщению детей дошкольного
возраста к российским общенациональным (национальным) традициям; проведения мероприятий
(беседа, игра и т.д.), направленных на знакомство детей с государственной символикой;
- проведения групповых бесед с примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах
деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы о слабых членах
общества;
- чтения художественной литературы (с беседой по произведению) направленной на формирование у
детей представлений о дружбе;
- организации и проведения игровой деятельности по социальному воспитанию детей раннего и
дошкольного возраста с учетом полоролевых позиций;
- организации и проведения совместного познавательного проекта детей, педагогов, родителей
4

(законных представителей);
- проведения совместной деятельности по воспитанию основ безопасного поведения на дороге/ в быту/ в
природе;
- моделирования и проведения ситуаций, направленных на воспитание у детей культуры общения
ребенка со взрослыми и сверстниками;
- организации и проведения выставки/экскурсий для детей возрастной группы ДОО с целью
эстетического воспитания;
- проведения досуговой деятельности и развлечения по реализации направлений (патриотическое,
духовно-нравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое,
эстетическое) воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- разработки и оформления календарного плана воспитательной работы возрастной группы ДОО;
- выявления уровня воспитанности (по разным направлениям воспитания) детей раннего и дошкольного
возраста в ходе педагогической диагностики;
- разработки цели и задач, содержания воспитательной работы с детьми раннего и дошкольного
возраста по результатам педагогической диагностики;
- определения алгоритма осуществления педагогической поддержки детей раннего и дошкольного
возраста в процессе воспитания, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья по итогам
диагностики.
Уметь:
- определять (выделять) современные тенденции и специфические особенности дошкольного
образования в области воспитания детей раннего и дошкольного возраста; анализировать нормативные
документы в области воспитания детей раннего и дошкольного возраста (ФГОС ДО, ФОП, ФГОС НОО,
Стратегия развития воспитания в РФ);
- анализировать цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста; определять цели и
задачи, направленные на патриотическое, духовно-нравственное, социальное, познавательное,
физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое воспитание (Б. Блум и А.В. Хуторской);
- осуществлять сравнительный анализ мероприятий по реализации задач воспитания детей раннего и
дошкольного возраста;
- осуществлять поиск и выбор содержания, методов и приемов по патриотическому, духовнонравственному, социальному, познавательному, физическому и оздоровительному, трудовому,
эстетическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста;
- применять разнообразные методы и приемы при проведении мероприятий по воспитанию детей
раннего и дошкольного возраста;
- осуществлять поиск и выбор форм воспитания детей раннего и дошкольного возраста; организовывать
процесс воспитания детей раннего и дошкольного возраста с использованием различных
организационных форм;
- анализировать конспекты (технологические карты) мероприятий по реализации патриотического,
духовно-нравственного, социального, познавательного, физического и оздоровительного, трудового,
эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- разрабатывать и оформлять конспекты (технологические карты) мероприятий, направленных на
реализацию патриотического, духовно-нравственного, социального, познавательного, физического и
оздоровительного, трудового, эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- анализировать содержание программ воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- разрабатывать и защищать паспорта совместных проектов детей, педагогов, родителей (законных
представителей) направленных на реализацию задач воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- демонстрировать и анализировать мероприятия, направленные на реализацию патриотического,
духовно-нравственного, социального, познавательного, физического и оздоровительного, трудового,
эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- создавать модели элементов оформления развивающей предметно-пространственной среды в группе
ДОО;
- анализировать конспекты (технологические карты) досуговой деятельности и развлечений по
реализации направлений (патриотическое, духовно-нравственное, социальное, познавательное,
физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое) воспитания детей раннего и дошкольного
5

возраста;
- разрабатывать и оформлять конспекты (технологические карты) досуговой деятельности и
развлечений по реализации направлений (патриотическое, духовно-нравственное, социальное,
познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое) воспитания детей раннего и
дошкольного возраста;
- демонстрировать и анализировать проведение досуговой деятельности и развлечений по реализации
направлений (патриотическое, духовно-нравственное, социальное, познавательное, физическое и
оздоровительное, трудовое, эстетическое) воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- анализировать текущую (существующую) информационную среду в разных возрастных группах ДОО;
- составлять рекомендации по созданию информационной среды образовательной группы в
соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;
- осуществлять выбор тактики педагогической поддержки деятельности детей дошкольного возраста в
процессе воспитания анализировать рабочие программы воспитания ДОО;
- разрабатывать и оформлять календарные планы воспитательной работы в одной из возрастных групп.
Знать:
- современные тенденции развития дошкольного образования в области воспитания детей раннего и
дошкольного возраста;
- специфику воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- цели, задачи и направления воспитания детей раннего и дошкольного возраста; ценности и целевые
ориентиры воспитательной работы;
- педагогические средства, методы, технологии патриотического, духовно-нравственного, социального,
познавательного, физического и оздоровительного, трудового, эстетического воспитания детей раннего
и дошкольного возраста;
- формы патриотического, духовно-нравственного, социального, познавательного, физического и
оздоровительного, трудового, эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- цель, задачи и содержание досуговой деятельности и развлечений в группах детей раннего и
дошкольного возраста;
- виды, формы и методы организации досуговой деятельности и развлечений в ДОО;
- основные требования к организации досуговой деятельности в ДОО;
- критерии и показатели эффективности организации досуговой деятельности;
- понятие, функции, компоненты информационной культуры;
- структуру информационной культуры личности, концепцию ее формирования;
-понятие и компоненты информационной культуры общества;
- критерии и качества информационной культуры человека;
положительное и негативное воздействие информационной среды на развитие детей раннего и
дошкольного возраста;
- требования к содержанию информационной среды дошкольной образовательной группы;
- понятие «педагогическая поддержка», ее структура;
- алгоритм осуществления педагогической поддержки;
- условия эффективной педагогической поддержки;
- тактики педагогической поддержки;
- особенности реализации педагогической поддержки с детьми с разными видами нарушениями;
- понятия «примерная рабочая программа воспитания» и «рабочая программа воспитания»;
- структура и содержание рабочей программы воспитания; вариативные модели календарного плана
воспитательной работы;
- особенности разработки и реализации рабочей программы воспитания;
- критерии экспертизы программы.

6

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной и производственной практики
профессионального модуля
ПМ.04 Организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста
в ДОО
учебной практики: 36 ч
производственной практики:36 ч

7

2. Результаты освоения учебной и производственной практик
Результатом освоения учебной и производственной практик являетсяовладение обучающимися видом
профессиональной деятельности
ПМ.04
Организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в
ДОО
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
Код
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.4
Код
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

ОК 07
ОК 09

Наименование результата обучения
Планировать и организовывать процесс воспитания детей раннего и дошкольного
возраста
Организовывать и проводить досуговую деятельность, развлечения в группах детей
раннего и дошкольного возраста
Создавать информационную среду дошкольной образовательной группы с целью
развития у детей основ информационной культуры
Осуществлять педагогическую поддержку деятельности детей раннего и
дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках

8

ПК
4.4
ОК
1,2,4

выявления
уровня
воспитанности (по разным
направлениям воспитания)
детей
раннего
и
дошкольного возраста в
ходе
педагогической
диагностики;

ПК
4.4
ОК
1,2,4

разработки цели и задач,
содержания
воспитательной работы с
детьми раннего и
дошкольного возраста по
результатам
педагогической
диагностики;
определения
алгоритма
осуществления
педагогической
поддержки детей раннего
и дошкольного возраста в
процессе воспитания, в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья
по итогам диагностики.
разработки и оформления
календарного плана
воспитательной работы
возрастной группы ДОО;

ПК
4.1
ОК
1,2,4.5
,6,7,8,

Объем
часов

Объем
часов

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
УП.04.01 Практика по организации воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
ПП.04.01 Практика по организации воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
МДК 04.01 Теоретические и методические основы процесса воспитания детей раннего и дошкольного возраста
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
ПК и
Иметь навык
Виды работ обеспечивающих
База
Виды работ обеспечивающих
База
формирование ПК
практ
формирование ПК
практики
ОК (из ФГОС)
ики
Отбор диагностических методик для 2
выявления уровня воспитанности
(по
разным
направлениям
воспитания) детей раннего и
дошкольного возраста в ходе
педагогической диагностики
Разработки
рекомендаций
по 2
формированию и коррекции уровня
воспитанности
(по
разным
направлениям воспитания) детей
раннего и дошкольного возраста в
ходе педагогической диагностики

Проведение
диагностических
заданий по выявлению уровня
воспитанности
(по
разным
направлениям воспитания) детей
раннего и дошкольного возраста

2

Разработка
рекомендаций
по
формированию и коррекции уровня
воспитанности
(по
разным
направлениям воспитания) детей
раннего и дошкольного возраста

1

Наблюдение и анализ мероприятий 2
по
реализации
задач
патриотического,
духовнонравственного,
социального,

Разработка
и
оформление
календарного плана воспитательной
работы возрастной группы ДОО;

1

познавательного,

физического

и
9

ГБП
ОУ

МБДОУ
г.
Дербента
а

оздоровительного,
трудового,
эстетического воспитания детей
раннего и дошкольного возраста в
разных возрастных группах;
Анализ конспектов (технологических 2
карт) мероприятий по реализации
задач воспитания детей раннего и
дошкольного возраста;

9

ПК
4.1,
4.2,
4.3
ОК
1,2,4,
5,6,7,
8,9

проведения
мероприятий,
направленных на
реализацию задач по
приобщению детей
дошкольного возраста
к российским
общенациональным
(национальным)
традициям;
проведения
совместной
деятельности по
воспитанию основ
безопасного
поведения на дороге/
в быту/ в природе;

Разработка
конспектов 2
(технологических карт) мероприятий
по
реализации
задач
патриотического,
духовнонравственного,
социального,
познавательного, физического и
оздоровительного,
трудового,
эстетического
(совместная
деятельность воспитателя и детей:
разные виды игр, проблемные
ситуации, тематические экскурсии,
этические беседы и др.);
Разработка совместной деятельности 2
по воспитанию основ безопасного
поведения на дороге/ в быту/ в
природе;

Организация

и

проведение 2
10

«ДПП
К»

МБДОУ
г.Дербента
Разработка
конспектов
(технологических
карт)
мероприятий по реализации задач
патриотического,
духовнонравственного,
социального,
познавательного, физического и
оздоровительного,
трудового,
эстетического
(совместная
деятельность воспитателя и детей:
разные виды игр, проблемные
ситуации, тематические экскурсии,
этические беседы и др.);
Проведение
мероприятий,
направленных на реализацию задач
по приобщению детей дошкольного
возраста к российским
общенациональным
(национальным) традициям
(национальные
виды
спорта,
национальные традиции здорового
питания, народные игры и пр.);

2

Проведение групповых бесед с
примерами
сотрудничества
и
взаимопомощи людей в различных
видах деятельности (на материале
истории
России,
ее
героев),
милосердия и заботы о слабых
членах общества;
Чтение художественной литературы

2

МБДОУ
г.Дербента
МБДОУ
г.Дербента

2

2

(с беседой по произведению),
направленных на формирование
представлений о дружбе;

мероприятий по реализации задач
патриотического,
духовнонравственного,
социального,
познавательного, физического и
оздоровительного,
трудового,
эстетического
воспитания
в
смоделированной ситуации

ПК
4.1,
4.4
ОК
1,2,4,
5,6,7,
8,9

ПК
4.1,
ОК
1,2,4.5

проведения
мероприятий
(беседа,
игра
и
т.д.),
направленных
на
знакомство детей с
государственной
символикой;
проведения групповых
бесед
с
примерами
сотрудничества
и
взаимопомощи людей в
различных
видах
деятельности
(на
материале
истории
России,
ее героев),
милосердия и заботы о
слабых
членах
общества;

организации и
проведения игровой
деятельности по
социальному

Разработка
конспектов 4
(технологических карт) мероприятий
по
реализации
задач
патриотического,
духовнонравственного,
социального,
познавательного, физического и
оздоровительного,
трудового,
эстетического
(совместная
деятельность воспитателя и детей:
разные виды игр, проблемные
ситуации, тематические экскурсии,
этические беседы и др.);
Организация
и
проведение 2
мероприятий по реализации задач
патриотического,
духовнонравственного,
социального,
познавательного,
физического
и
оздоровительного,
трудового,
эстетического
воспитания
в
смоделированной ситуации
Разработка
конспектов 2
(технологических карт) игровой
деятельности
по
социальному
воспитанию детей раннего и
11

Организация
и
проведение
совместной
деятельности
по
воспитанию основ безопасного
поведения на дороге/ в быту/ в
природе;
Организация
и
проведение
мероприятий (беседа, игра и т.д.),
направленных на знакомство детей с
государственной символикой;
Организация
и
проведение
групповых бесед с примерами
сотрудничества и взаимопомощи
людей
в
различных
видах
деятельности (на материале истории
России, ее героев), милосердия и
заботы о слабых членах общества;

2

Организация
и
проведение
индивидуальной
работы,
направленной на реализацию задач
воспитания детей

1

Организация и проведение игровой
деятельности
по
социальному
воспитанию детей раннего и
дошкольного возраста с учетом

2

2

2

воспитанию детей
раннего и
дошкольного возраста
с учетом полоролевых
позиций;

дошкольного возраста с учетом
полоролевых позиций;
Составление
картотеки
игр 2
направленных на реализацию задач
патриотического,
духовнонравственного,
социального,
познавательного, физического и
оздоровительного,
трудового,
эстетического воспитания

ПК
4.1
ОК
1,2,4

организации и проведения
совместного
познавательного проекта
детей, педагогов,
родителей (законных
представителей)

Разработка
совместного 4
познавательного
проекта
детей,
педагогов, родителей (законных
представителей);

ПК
4.2
ОК
1,2,4,
5,6,9

проведения досуговой
деятельности и
развлечения по
реализации
направлений
(патриотическое,
духовнонравственное,
социальное,
познавательное,
физическое и
оздоровительное,
трудовое,
эстетическое)
воспитания детей
раннего и
дошкольного возраста

Разработка
конспектов 2
(технологических карт) досуговой
деятельности
по
реализации
направлений
(патриотического,
духовно-нравственного, социального,
познавательного, физического и
оздоровительного, трудового,
эстетического) воспитания детей
раннего и дошкольного возраста;

,6,9

Разработка
конспектов 2
(технологических карт) развлечений
по
реализации
направлений
(патриотического,
духовнонравственного,
социального,
познавательного, физического и
оздоровительного,
трудового,
эстетического) воспитания детей
раннего и дошкольного возраста;
12

полоролевых позиций;
Организация и проведение игровой
деятельности, направленных на
реализацию задач патриотического,
духовно-нравственного,
социального,
познавательного,
физического и оздоровительного,
трудового,
эстетического
воспитания
Организация
и
проведение
совместного
познавательного
проекта детей, педагогов, родителей
(законных представителей);

2

Организация
и
проведение
досуговой
деятельности
по
реализации
направлений
(патриотического,
духовнонравственного,
социального,
познавательного, физического и
оздоровительного,
трудового,
эстетического) воспитания детей
раннего и дошкольного возраста в
соответствии
с
планом
воспитательной
работы
в
конкретной возрастной группе;
Организация
и проведение
развлечения
по
реализации
направлений
(патриотического,
духовно-нравственного,
социального,
познавательного,
физического и оздоровительного,
трудового,
эстетического)
воспитания
детей
раннего
и
дошкольного
возраста
в

2

2

2

ПК
4.3
ОК
1,2,4,
5,6,7,
8,9

ПК
4.1,
4.3
ОК
1,2,4,5
,6,7,8,
9

Создавать
информационную среду
дошкольной
образовательной группы
с целью развития у детей
основ информационной
культуры; организации и
проведения
выставки/экскурсий для
детей возрастной группы
ДОО с целью
эстетического
воспитания

Анализ
развивающей 2
информационной
среды,
позволяющей обеспечить личностное
развитие
детей
раннего
и
дошкольного
возраста,
их
эмоциональное
благополучие
и
возможность самовыражения;

ведения документации в
бумажном и электронном
виде,
обеспечивающей
организацию игровой
деятельности
детей
раннего и дошкольного
возраста

Проектирование защиты портфолио

2

36

13

соответствии
с
планом
воспитательной
работы
в
конкретной возрастной группе;
Анализ развивающей предметнопространственной среды группы

1

Пополнение
развивающей
предметно-пространственной среды
для
организации
проектной
деятельности

1

организации
и
проведения
выставки/экскурсий
для
детей
возрастной группы ДОО с целью
эстетического воспитания

1

Защита
портфолио
студента.
Составление отчетов. Подведение
итогов.

2

Самоанализ, анализ деятельности 2ой студентки

2

36

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению учебной
практики
Реализация учебной практики предполагает наличие
4.1.1 учебных кабинетов
кабинет педагогики и психологии;
кабинет теоретических и методических основ
дошкольного образования
4.1.2 лаборатории
кабинет информатики и информационнокоммуникационных технологий;
4.1.3 зала
библиотека;
читальный зал с выходом в сеть Интернет.
зал ритмики
4.1.4 Мастерские
Дошкольное воспитание
4.1.1 Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
педагогики и психологии
№
1.
2.
3.

№
2
2.1
2.2
2.3
2.4

3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2

Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
Рабочие места по количеству обучающихся.
Рабочее место преподавателя.
Доска для мела.

Примечания
+
+
+

Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
Печатные пособия
Тематические таблицы
Портреты
Схемы по основным разделам курсов
Диаграммы и графики
Цифровые образовательные ресурсы
Цифровые компоненты учебно-методических комплексов
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Видеофильмы
Презентации

Примечания
Д
Д
Д
Д

+
9
3

Условные обозначения
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости группы);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный
комплект, то есть не менее 1 экз. на двух обучающихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по
несколько обучающихся (6-7 экз.).

№

1.

4.1.4.Технические средства обучения
Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Телевизор с универсальной подставкой

Примечания

+

14

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Видеомагнитофон (видеоплейер)
Аудио-центр
Мультимедийный компьютер
Сканер с приставкой для сканирования слайдов
Принтер лазерный
Цифровая видеокамера
Цифровая фотокамера
Слайд-проектор
Мультимедиа проектор
Стол для проектора
Экран (на штативе или навесной)

+
+
+
+
+
+
+
+

4.2. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению производственной практики
Реализация программы предполагает наличие разных возрастных групп в
образовательной организации, методического, медицинского, кабинета психолога,
музыкального и физкультурного зала, располагающих необходимым оборудованием и
материалами по профилю своей деятельности.
Оборудование групповой комнаты:
 набор детской мебели, предметно-пространственная среда, рабочее место
воспитателя;
 учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, наглядные
пособия, методические рекомендации по организации детской деятельности;
 технические средства обучения:
 компьютер с доступом к сети Интернет;
 мультимедийный проектор;
 магнитно-маркерная доска;
 DVD-проигрыватель.
 электронные воспитательно-образовательные ресурсы, в том числе разработанные в
колледже и в образовательной организации (программы, пособия, рекомендации и др.)

15

№

1

2

3

4

5

6

7

№
1

4.3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературыОсновные источники, включая электронные
Выходные данные издания
Год
издания
Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик
2019
воспитания и обучения. Учебник / А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцева. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 464 с.
Методика воспитания и обучения в области дошкольного
2020
образования:
учебник
и
практикум
для
среднего
профессионального образования / Л. В. Коломийченко [и др.]; под
общей редакцией Л. В. Коломийченко. — 2-е изд., перераб. и доп.
— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 210 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07015-6. —
URL : https://urait.ru/bcode/454262 (дата обращения: 23.05.23)
Методика обучения и воспитания в области дошкольного
2020
образования:
учебник
и
практикум
для
среднего
профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.]; под
редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 450 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-13324-0. — URL: https://urait.ru/bcode/453544 (дата
обращения: 23.05.23)
Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области
2020
дошкольного образования: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / О. В. Тихомирова. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 155 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05801-7. —
URL : https://urait.ru/bcode/4542063. (дата обращения: 23.05.23)
Воробьева Н.А. Теоретические основы дошкольного образования:
2022
учебник для учреждений СПО / Н.А. Воробьева, С.В. Обоева. –
Москва: Издательский центр «Академия», 2022. – 208 с. – ISBN
978-5-0054-0297-4.
Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в
2022
дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для
вузов / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 149 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-09152-6. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491027
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа
2019
дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c.336
Дополнительные источники, включая электронные
Выходные данные электронного издания

Год
издания
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного свободны
й
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и
др.]. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. –

16

Гриф
гриф

Гриф
2023

2

3

4

5

№
1.
2.
3.

4.
5.
6.

7.

280с.–URL:
https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.p
df (дата обращения: 23.05.23)
Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного
образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. – 6-е изд. перераб. –
Москва:
ТЦ
Сфера,
2018.
–
192
с.
–
URL:
https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/paramon
ova_programma_istoki.pdf (дата обращения: 23.05.23)
Радуга. Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н.
Доронова и др.; науч. Рук. Е.В. Соловьева. – 2-е изд., перераб. –
Москва:
Просвещение,
2018.
–
232
с.
–
URL:
https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/raduga.p
df (дата обращения: 23.05.23)
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для
студентов сред. проф. учеб. Зав / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 17-е
изд. – Москва: Издательский центр «Академия», 2020. – 416 с.
Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник
для
среднего
профессионального
образования / А. В.
Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская; под научной редакцией А. В.
Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 185 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-07197-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. —URL: https://urait.ru/bcode/491721 (дата обращения:
23.05.23)
Ресурсы Интернет
Выходные данные электронного издания
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Библиотека [Электронный ресурс]
http://window.edu.ru/window/library
Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный
ресурс] http://www.gumer.info/
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14 ноября 2013 г. №30384 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»; Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования
[Электронный
ресурс]
http://www.edu.ru/dbminobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf
Все для детского сада [Электронный ресурс]
http://ivalex.vistcom.ru/
Сайт Дошколенок [Электронный ресурс]
http://www.kindereducation.com
Ресурсы образования. Портал информационной поддержки
специалистов дошкольных учреждений [Электронный
ресурс]http://www.resobr.ru/materials/19/
Сайт журнала Дошкольная педагогика [Электронный
ресурс] http://www.doshped.ru/

17

свободн
ый

2023

свободн
ый

2023

2020

2018

Проверено
Режим
доступа
свободный
2021
свободный

2021

свободный

2021

свободный

2021

свободный

2021

свободный

2021

свободный

2021

4.4. Общие требования к организации учебной и
производственной практик
Учебная практика направлена на приобретение первоначального практического опыта и
способствует формированию у студентов практических профессиональных умений. Учебная
практика реализуется в рамках модулей программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ) по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения
студентами общих и профессиональных компетенций по избранной специальности в ходе
производственной практики.
Учебная практика может проводиться как концентрированно (блоком), в несколько
периодов, так, и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей.
Содержание учебной практики определяется требованиями к результатам обучения по
конкретному профессиональному модулю программы подготовки специалистов среднего звена.
Производственная практика (по профилю специальности) реализуется в рамках модулей ППССЗ
по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС по
специальности.
Практика по профилю специальности направлена на формирование у студентов общих и
профессиональных компетенций, приобретение практического опыта профессиональной
деятельности по специальности.
Производственная практика может проводиться как концентрированно (блоком), в
несколько периодов, так, и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями, в рамках
профессиональных модулей.
Содержание производственной практики определяется требованиями к результатам
обучения по конкретному профессиональному модулю ППССЗ и отражается в рабочих
программах практик по профессиональному модулю, разрабатываемых преподавателями и
утверждаемых научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им.Г.Б.Казиахмедова» после заключения технической и
содержательной экспертизы.
Формы отчетности для студентов по учебной и производственной практике разрабатываются
председателями ПЦК, заведующей практикой и утверждаются представителями работодателей.
Результаты прохождения производственной практики фиксируются в учебных журналах по
практике, дневниках по практике, аттестационных листах и учитываются при сдаче
квалификационного экзамена по профессиональному модулю.
Базами производственной практики являются организации г.Дербента, направление
деятельности которых соответствует профилю подготовки студентов.
Производственная практика проводится на основе договоров, заключаемых между
образовательным учреждением и организациями-базами практики.
Организацию и руководство практикой по профилю специальности осуществляют
руководители практики от образовательного учреждения и от организации.
Практика по профилю специальности проводится преподавателями дисциплин
профессионального цикла. При проведении производственной практики учебная группа может
делиться на подгруппы по 5-6 человек.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании)
результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций (аттестационный
лист) и учитываются при сдаче квалификационного экзамена по профессиональному модулю.
Сроки проведения практики устанавливаются образовательной организацией в соответствии
с ППССЗ и отражаются в графике учебного процесса.
Дошкольные образовательные организации:

18

заключают договоры на организацию и проведение практики;
согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики, задание
на практику;
предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителей практики от организации,
определяют наставников;
участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных
компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке таких результатов;
участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных
компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики;
обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие
санитарным правилам и требованиям охраны труда;
проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники
безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
Оснащенные базы
практики:
МБДОУ
№1,3,4,7,8,9,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21;
прогимназия №15; 18 г.Дербента.
4.5. Требования к условиям консультационной помощи обучающимся
При подготовке к производственной практике предусматривается проведение консультаций
с обучающимися руководителями практики от образовательной организации (колледжа) и
организации (базы практики).
Могут использоваться разные формы проведения консультаций – групповые или
индивидуальные; устные.
4.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство учебной и производственной практикой: специалисты с высшим
профессиональным образованием – преподаватели междисциплинарных курсов, а также
общепрофессиональных
дисциплин
«Педагогика»,
«Психология»,
представители
работодателей.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство производственной практикой от организации: среднее (высшее)
педагогическое образование, опыт методической работы не менее 3 лет.

19

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в
рамках модуля
ПК 4.1 Планировать и
организовывать
процесс воспитания
детей раннего и
дошкольного возраста

Критерии оценки

Методы оценки

соблюдение
алгоритма
при
анализе
содержания нормативных документов в
области воспитания детей раннего и
дошкольного возраста;
соответствие формулировки цели, задач
разработанных мероприятий методическим
требованиям;
соблюдение
алгоритма
при
анализе
содержания образовательных программ;
соответствие содержания разработанных
мероприятий по решению задач воспитания
программе;
выбор эффективных методов и приемов для
реализации поставленных целей и задач
воспитания детей раннего и дошкольного
возраста;
соответствие содержания и реализованных
методов и приёмов половозрастным и
индивидуальным
особенностям
детей
раннего и дошкольного возраста;
выбор форм соответствует реализации задач
воспитания детей раннего и дошкольного
возраста;
соответствие способов взаимодействия с
детьми выбранной организационной форме;
соблюдение
алгоритма
при
анализе
конспектов
(технологических
карт)
мероприятий по реализации задач воспитания
детей раннего и дошкольного возраста;
конспекты
(технологические
карты)
мероприятий по реализации задач воспитания
детей раннего и дошкольного возраста
разработаны в соответствии с предложенной
структурой (тема, цель, задачи, этапы
проведения, методы и приемы организации);
оптимальность выбора форм, средств,
методов
и
приемов,
технологий
эффективного
общения
в
процессе
демонстрации мероприятий, направленных на
реализацию
патриотического,
духовнонравственного,
социального,
познавательного,
физического
и
оздоровительного, трудового, эстетического
воспитания детей раннего и дошкольного

оценка выполнения
практических работ
в
процессе
учебной практики;
экспертная оценка
проведения
мероприятий
на
учебной
и
производственной
практике;
экзамен;
оценка оформления
отчетов по учебной
и
производственной
практике.

20

возраста;
соблюдение
алгоритма
при
анализе
мероприятий по реализации задач воспитания
детей раннего и дошкольного возраста;
паспорта совместных проектов детей,
педагогов,
родителей
(законных
представителей) разработаны в соответствии
с предложенной структурой, методическими
требованиями;
логичное
представление
и
аргументированные ответы на вопросы в
процессе защиты паспортов совместных
проектов детей, педагогов, родителей
(законных представителей),
создание элементов развивающей предметнопространственной среды в соответствии с
целями и задачами воспитания, возрастными
особенностями детей раннего и дошкольного
возраста;
календарные планы воспитательной работы
детей раннего и дошкольного возраста
разработаны в соответствии с предложенной
структурой, методическими требованиями;
соблюдение алгоритма при анализе рабочих
программ воспитания.
ПК 4.2 Организовывать соблюдение
алгоритма
при
анализе
и проводить досуговую конспектов (технологических карт) досуговой
деятельность,
деятельности и развлечений по реализации
развлечения в группах задач
воспитания
детей
раннего
и
детей
раннего
и дошкольного возраста;
дошкольного возраста
конспекты
(технологические
карты)
досуговой деятельности и развлечений по
реализации задач воспитания детей раннего и
дошкольного возраста
разработаны
в
соответствии с предложенной структурой
(тема, цель, задачи, этапы проведения,
методы и приемы организации);
оптимальность выбора форм, средств,
методов
и
приемов,
технологий
эффективного
общения
в
процессе
демонстрации досуговой деятельности и
развлечений по реализации направлений
(патриотическое,
духовно-нравственное,
социальное, познавательное, физическое и
оздоровительное, трудовое, эстетическое)
воспитания детей раннего и дошкольного
возраста;
соблюдение
алгоритма
при
анализе
досуговой деятельности и развлечений по
реализации задач воспитания детей раннего и
дошкольного возраста

21

оценка выполнения
практических работ
в
процессе
учебной практики;
экспертная оценка
проведения
мероприятий
на
учебной
и
производственной
практике;
экзамен;
оценка оформления
отчетов по учебной
и
производственной
практике.

ПК
4.3
Создавать
информационную
среду
дошкольной
образовательной
группы
с
целью
развития у детей основ
информационной
культуры.

соблюдение алгоритма при анализе текущей
(существующей) информационной среды в
разных возрастных группах ДОО;
отбор
информации
осуществлен
в
соответствии с возрастными особенностями
детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 4.4 Осуществлять
педагогическую
поддержку
деятельности
детей
раннего и дошкольного
возраста, в том числе
детей с ограниченными
возможностями
здоровья.

аргументированный
выбор
тактики
педагогической поддержки детей раннего и
дошкольного возраста в процессе воспитания,
в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья;
соблюдение
алгоритма
осуществления
педагогической поддержки детей раннего и
дошкольного возраста в процессе воспитания,
в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья.

ОК 01.Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам

умеет распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составлять
план
действия;
определять необходимые ресурсы; применять
актуальные
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника);
знает основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном
и/или
социальном
контексте; алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и

22

оценка выполнения
практических работ
в процессе учебной
практики;
экспертная оценка
проведения
мероприятий
на учебной и
производственной
практике;
экзамен;
оценка оформления
отчетов по учебной
и
производственной.
оценка выполнения
практических работ
в
процессе
учебной практики;
экспертная оценка
проведения
мероприятий
на
учебной
и
производственной
практике;
экзамен;
оценка оформления
отчетов по учебной
и
производственной
практике.
оценка выполнения
практических работ
в процессе учебной
практики;
экспертная оценка
проведения
мероприятий
на
учебной
и
производственной
практике;
оценка оформления
отчетов по учебной
и
производственной
практике;
экзамен.

ОК 02.Использовать
современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности;

ОК 04.Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе
и команде

ОК 05.Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального
и
культурного контекста;

смежных сферах; структуру плана для
решения задач; порядок оценки результатов
решения
задач
профессиональной
деятельности.
умеет определять задачи для поиска
информации,
необходимые
источники
информации; планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных
задач;
использовать
современное
программное
обеспечение;
использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач;
знает перечень информационных источников,
применяемых
в
профессиональной
деятельности; приемы структурирования
информации;
формат
оформления
результатов
поиска
информации,
современные
средства
и
устройства
информатизации; порядок их применения и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности в том числе
с использованием цифровых средств.
умеет организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллегами,
руководством,
детьми
в
ходе
профессиональной деятельности;
знает психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности
личности; основы проектной деятельности.

умеет грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность
в
рабочем
коллективе;
знает
особенности
социального
и
культурного контекста; правила оформления
документов и построения устных сообщений.

23

оценка выполнения
практических работ
в процессе учебной
практики;
экспертная оценка
проведения
мероприятий
на
учебной
и
производственной
практике;
оценка оформления
отчетов по учебной
и
производственной
практике;
экзамен.

оценка выполнения
практических работ
в процессе учебной
практики;
экспертная оценка
проведения
мероприятий
на
учебной
и
производственной
практике;
оценка оформления
отчетов по учебной
и
производственной
практике;
экзамен.
оценка выполнения
практических работ
в процессе учебной
практики;
экспертная оценка
проведения
мероприятий
на
учебной
и
производственной

ОК 06.Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения;
ОК 07.Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении
климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях;

умеет
описывать
значимость
своей
специальности;
применять
стандарты
антикоррупционного поведения;
знает сущность гражданско-патриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость профессиональной деятельности
по
специальности;
стандарты
антикоррупционного
поведения
и
последствия его нарушения.

умеет соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
по
специальности, осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого
производства;
организовывать
профессиональную деятельность с учетом
знаний об изменении климатических условий
региона;
знает правила экологической безопасности
при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого
производства;
основные
направления
изменения
климатических условий региона.
ОК 09.Пользоваться
умеет понимать общий смысл четко
профессиональной
произнесенных высказываний на известные
документацией
на темы (профессиональные и бытовые),
государственном
и понимать
тексты
на
базовые
иностранном языках.
профессиональные темы; участвовать в
диалогах
на
знакомые
общие
и
профессиональные темы; строить простые
высказывания
о
себе
и
о
своей
профессиональной деятельности; кратко
24

практике;
оценка оформления
отчетов по учебной
и
производственной
практике;
экзамен.
оценка выполнения
практических работ
в процессе учебной
практики;
экспертная оценка
проведения
мероприятий
на
учебной
и
производственной
практике;
оценка оформления
отчетов по учебной
и
производственной
практике;
экзамен.
оценка выполнения
практических работ
в процессе учебной
практики;
экспертная оценка
проведения
мероприятий
на
учебной
и
производственной
практике;
оценка оформления
отчетов по учебной
и
производственной
практике;
экзамен.

оценка выполнения
практических работ
в процессе учебной
практики;
экспертная оценка
проведения
мероприятий
на
учебной
и
производственной

обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые); писать простые
связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы.
знает правила построения простых и
сложных предложений на профессиональные
темы;
основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная
лексика);
лексический
минимум,
относящийся к описанию предметов, средств
и процессов профессиональной деятельности;
особенности произношения; правила чтения
текстов профессиональной направленности.

1.
2.
3.
4.
5.
o
o
o
o
o
o

практике;
оценка оформления
отчетов по учебной
и
производственной
практике;
экзамен.

Студент по результатам практики должен представить отчетную документацию:
Дневники по каждому виду практики с оценками;
Аттестационные листы по практикам;
Отчеты по итогам практик;
Портфолио личных достижений
Портфолио педагогических разработок;
протоколы диагностических заданий,
познавательный проект детей, педагогов, родителей
конспекты игровой деятельности;
конспектов (технологических карт) мероприятий;
конспекты развлечений и досуговых мероприятий;
технологические карты занятий.

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».