Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им.Г.Б.Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 02 Организация различных видов деятельности детей в дошкольной
образовательной организации
по специальности среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
2023г.
Содержание
1. Паспорт программы производственной практики……………………………………………......4
2. Производственная практика по профессиональному модулю…………………………………..7
3. Условия реализации производственной практики……………………………………………...12
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1. Область применения программы.
Программа производственной практики является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
(код и наименование специальности СПО)
в части освоения квалификации: Воспитатель детей дошкольного возраста
(наименование квалификации)
и основных видов деятельности (ВД):
(указать виды профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО)
– Организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной
организации.
2.
Цель производственной практики: приобретение обучающимися практического
опыта, формирование компетенций в процессе выполнения определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими ПК обучающийся в
ходе прохождения производственной практики ПМ 02 должен
Иметь практический опыт:
- планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения
детей;
- организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных,
театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
- организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
- организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах
деятельности;
- организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников;
- организации и проведения развлечений;
- участия в подготовке и проведении праздников в образовательном учреждении;
- наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей,
организации и проведения праздников и развлечений;
- наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих
способностей, мелкой моторики у дошкольников;
- оценки продуктов детской деятельности;
- разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и
общения детей.
Уметь:
- определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой,
продуктивной деятельностью детей;
- определять педагогические условия организации общения детей;
- играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;
- использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
- организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой
деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
- ухаживать за растениями и животными;
- общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и
поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
- руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных
особенностей детей группы;
- оценивать продукты детской деятельности;
- изготавливать поделки из различных материалов;
- рисовать, лепить, конструировать;
- организовывать детский досуг;
- осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;
- анализировать проведение игры и проектировать ее – изменения в соответствии с возрастом
и индивидуальными особенностями детей группы;
- анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и
продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с
учетом возраста и психофизического развития детей;
- анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию
общения, принимать решения по их коррекции;
- анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений;
Знать:
- теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения
детей;
- сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольноговозраста;
-содержание и способы организации и проведения игровой деятельностидошкольников;
- сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;
- содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;
- способы ухода за растениями и животными;
- психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;
- основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешенияконфликтов;
- сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников;
- содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников;
- технологии художественной обработки материалов;
- основы
изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и
конструирования;
- руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных
особенностей детей группы;
- теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений
для дошкольников;
- виды театров, средства выразительности в театральной деятельности;
- теоретические основы руководства различными видами деятельности иобщением детей;
- способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей.
3. Требования к результатам производственной практики.
Результатом освоения обучающимися рабочей программы производственной практики
являются сформированные умения, первоначальный практический опыт в рамках ПМ 02.
Организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной
организации в соответствии с указанным видом деятельности, общими (далее - ОК) и
профессиональными (далее - ПК) компетенциями:
Код
Наименование результата освоения практики
ПК 2.1.
Планировать различные виды деятельности и общения детей в
течение дня.
ПК 2.2
ПК 2.3
Организовывать различные игры с детьми раннего и
дошкольного возраста.
Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4.
Организовывать общение детей.
ПК 2.5.
Организовывать продуктивную деятельность дошкольников
(рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6.
Организовывать и проводить праздники и развлечения для
детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7.
Анализировать процесс и результаты организации различных
видов деятельности и общения детей.
В процессе освоения ПМ обучающиеся овладевают ОК:
Код
Наименование результата освоения практики
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективностьи качество
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональныхзадач, профессионального и
личностного развития
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях
обновления ее целей, содержания, смены технологий
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охранужизни и
здоровья детей
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых норм
4. Формы контроля:
Производственная практика – дифференцированный зачет;
5. Количество часов на освоение программы производственной
практики:
144 часа.
II. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПОПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
ПМ.02 Организация различных видов деятельности детей в дошкольной
образовательной организации
1. Результаты освоения программы производственной практики.
Результатом
освоения программы
производственной
сформированные профессиональные компетенции:
Код
являются
Наименование профессиональной компетенции
ПК 2.1.
Планировать различные виды деятельности и общения детей втечение дня.
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4.
ПК 2.5.
Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
Организовывать посильный труд и самообслуживание.
Организовывать общение детей.
ПК 2.6.
ПК 2.7.
7
практики
Организовывать продуктивную деятельность дошкольников
(рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Организовывать и проводить праздники и развлечения для детейраннего и
дошкольного возраста.
Анализировать процесс и результаты организации различных видов
деятельности и общения детей.
2.
Содержание производственной практики
Производственная практика
Код ПК
Наименование ПК
1
ПК 2.1.
ПК 2.2
2
Планировать
различные виды
деятельности и
общения детей в
течение дня.
Организовывать
различные игры с
детьми раннего и
дошкольного
возраста.
Виды работ, обеспечивающих
формирование ПК
3
Формат практики (рассредоточено/
концентрировано) с указанием базы
практики
4
Показатели сформированности
практических умений
5
1.Разработка календарного плана
воспиательно- образовательной
работы на неделю с
проектированием игровой,
трудовой, музыкальной и
продуктивной деятельности)
2. Планирование
воспитательнообразовательной работы в
закрепленной группе в
период летней практики
1. Разработка конспектов
игровой деятельности
Концентрированно, структурные
подразделения МБДОУ,
реализующие программы дошкольного
образования
Грамотно разрабатывает
календарно-тематический план в
соответствии с требованиями базы
практики
Концентрированно, структурные
подразделения МБДОУ,
реализующие программы
дошкольного образования
Осуществляет
планирование
различных видов деятельности и
общения детей в течение дня
Концентрированно, структурные
подразделения
МБДОУ,
Реализующие программы
дошкольного образования
2.Подбор игр разных видов и
тематики для организации
воспитательной работы с
дошкольниками в летний период
3.Самостоятельное проведение
игровой деятельности с детьми
раннего и дошкольного возраста
Концентрированно, структурные
подразделения МБДОУ,
реализующие программы
дошкольного образования
Концентрированно, структурные
подразделения МБДОУ,
реализующие программы
дошкольного образования
Умеет определять цели, задачи,
содержание, методы и средства
руководства игровой
деятельностью детей, грамотно
разрабатывает
конспекты
организации и
проведения
различных видов игровой
деятельности в соответствии с
методическими рекомендациями
Осуществляет подбор игр разных
видов и тематики в соответствии
с возрастными особенностями
детей закрепленной группы.
Умеет играть с детьми и
стимулировать самостоятельную
игровую деятельность детей
4.Осуществление диагностики
игровой деятельности в
закрепленной возрастной группе
ПК 2.3
Организовывать
посильный труд и
самообслуживание.
ПК 2.4.
Организовывать
общение детей.
Концентрированно, структурные
подразделения МБДОУ,
реализующие программы
дошкольного образования
Концентрированно,
структурные
подразделения МБДОУ, реализующие
программыдошкольного образования
Знает
способы
диагностики
результатов игровой деятельности
детей, грамотно оформляет протоколы
диагностики
1.Самостоятельная организация
Умеет организовывать посильный труд
трудовойдеятельности детей в
дошкольников с учетом возраста и
разныхвозрастных группах ДОУ.
вида
трудовой
деятельности
(хозяйственно-бытовой,
по
самообслуживанию,
в
природе,
ручной труд)
Концентрированно,
структурные Знает
способы
диагностики
3.Осуществление диагностики
уровня сформированности трудовых подразделения МБДОУ, реализующие результатов трудовой деятельности
умений
программыдошкольного образования
детей, грамотно оформляет протоколы
диагностики
Осуществление
Концентрированно, структурные
Умеет определять педагогические
организационноподразделения МБДОУ,
условияорганизации общения детей;
педагогической работы с целью реализующие программы дошкольного умеет общаться с детьми,
использовать вербальные и
создания условий для общения образования
невербальные средства
детей.
стимулирования и поддержки
детей, помогать детям,
испытывающим затруднения в
общении
ПК 2.5.
Организовывать
продуктивную
деятельность
дошкольников
(рисование, лепка,
аппликация,
конструирование).
1.Составление
конспекта Концентрированно,
структурные
организации продуктивных видов подразделения МБДОУ, реализующие
деятельности
в
закрепленной программыдошкольного образования
группе ДОУ
Умеет определять цели, задачи,
содержание, методы и средства
руководства
продуктивной
деятельностью
детей,
грамотно
разрабатывает
конспекты
организации
и
проведения
продуктивной
деятельности
в
соответствии
с
методическими
рекомендациями
2. Самостоятельная организация и
проведение продуктивных видов
деятельности в закрепленной группе
ДОУ.
основы изобразительной
грамоты,
приемы
рисования,
лепки,
аппликации
и
конструирования содержание и
способы
организации
продуктивной
деятельности
дошкольников Умеет руководить
Знает
продуктивными видами деятельности с
учетом возраста и индивидуальных
особенностей детей группы
3.Организация продуктивных видов
деятельности
в
закрепленной
группе ДОУ на период летней
практики.
ПК 2.6.
ПК 2.7.
Организовывать и
проводить праздники и
развлечения для детей
раннего и дошкольного
возраста.
Анализировать процесс
и результаты
организации различных
видовдеятельности и
общения детей.
Знает особенности планирования
продуктивной
деятельности
дошкольников вне занятий,
умеет руководить продуктивными
видами деятельности с учетом
возрастаи
индивидуальных
особенностей детей группы
Самостоятельная
организация Концентрированно,
структурные Умеет организовывать детский досуг;
работы
по
музыкальному подразделения МБДОУ, реализующие осуществлять показ приемов работы с
воспитанию:
проведение программыдошкольного образования
атрибутамиразных видов театров
праздников и развлечений
1.Осуществление диагностики
особенностейобщения
дошкольников со взрослыми и
сверстниками.
Концентрированно,
структурные Знает способы диагностики детей
подразделения МБДОУ, реализующие дошкольного возраста.
программы дошкольного образования
Умеет
анализировать
педагогические
условия,
способствующие возникновению и
развитию
общения,
принимать
решения по их коррекции.
2.
Корректировка
процесса
организации
различных
видов
деятельности и общения детей в
зависимости
от
полученных
результатов.
Разрабатывает
предложения
по
коррекции организации различных
видов деятельности и общения детей
Умеет:
- анализировать проведение игрыи
проектировать ее изменения в
соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями
детей группы;
- анализировать приемы организации и
руководства посильным трудом
дошкольников и продуктивными
видами деятельности (рисование,
аппликация, лепка, конструирование) с
учетом возраста и психофизического
развития детей;
- анализировать
подготовку
и
проведение праздников иразвлечений
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для организации и проведения производственной практики по специальности 44.02.01 Дошкольное
образование (углубленной подготовки) дошкольное образовательное учреждение (база практики)
должно иметь достаточное материально-техническое оснащение, обеспечивающее реализацию всех
видов деятельности, предусмотренных программой педагогической практики и соответствующее
действующим санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам:
1. Оборудованные отдельные групповые комнаты.
2. Оборудованный методический кабинет.
3. Оборудованный медицинский кабинет.
4. Оборудованный физкультурный зал.
5. Оборудованный музыкальный зал
6. Оборудованная изостудия, плавательный бассейн (по возможности).
7. Оборудованный участок детского сада с отдельными групповыми участками.
8. Наглядный дидактический материал (картины, игрушки, детскаяхудожественная
литература, натуральная наглядность и др.).
9. Нормативные и программно-методические материалы
10. Технические средства обучения (видеоаппаратура, аудиоаппаратура,телевизор,
компьютеры, ноутбуки и др.)
3.2. Информационное обеспечение практики
Нормативно-правовые документы, договоры с базами практики, приказы и выписки, программа
практики, методические рекомендации к проведению производственной практики, учебные пособия,
образцы планов и конспектов занятий в ДОО, видео и фотоматериалы к занятиям, диагностические
методики и материалы по определению уровня освоения дошкольниками программных требований,
диагностические методики для самоанализа профессиональной деятельности.
Информационно-образовательная среда колледжа включает в себя совокупность технологических
средств (компьютеры, базы данных, программные продукты, мультимедиа проектор, CDпроигрыватель), наличие службы поддержки применения ИКТ, доступ к печатным и электронным
образовательным ресурсам (ЭОР).
Учебно-методическое и информационное обеспечение колледжа направлено на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа студентов и руководителей баз практики к любой информации,
связанной с реализацией программы учебной и производственной практики, планируемыми
результатами.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Интернет-ресурсы
«Сказки для детей»: [сайт]. URL: http://www.kostyor.ru/
Газета «Дошкольное образование»: [сайт]. URL: http://dob.1september.ru/
Дошкольная педагогика: [сайт]. URL: http://www.detstvo-press.ru/.
Журнал "Дошкольное воспитание": [сайт]. URL: http://dovosp.ru/about_do
Журнал "Обруч": [сайт]. URL: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25
Журнал «Современное дошкольное образование»: [сайт]. URL: http://www.sdo-journal.ru /.
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»: [сайт].
URL:
http://vospitatel.resobr.ru/.
8. Журнал для руководителей и методистов «Управление ДОУ»: [сайт]. URL:http://www.udou.ru
9. Образовательный портал. Электронный журнал Экстернат. РФ: [сайт]. URL: http://ext.spb.ru/
Перечень электронно-библиотечных систем (ресурсов) и баз данных для самостоятельной работы
Используемые сторонние электронные библиотечные системы (ЭБС):
1. ЭБС «Научная электронная библиотека eLIBRARY» (http://elibrary.ru/defaultx.asp)
2. ЭБС «Издательства Лань» (http://e.lanbook.com/)
3. ЭБС «Университетская библиотека online» (www.biblioclub.ru)
3.3. Общие требования к организации практики
Производственная практика проводится на учебных базах практической подготовки,
закрепленных договорами о практическом обучении.
Оснащенные базы практики: МБДОУ №1,3,4,7,8,9,11,12,13,14,15,16,18,19,20,21; прогимназия
№15; 18 г.Дербента.
Время прохождения производственной практики определяется учебным планом и графиком
учебного процесса.
При проведении производственной практики допускается деление группы обучающихся на
подгруппы.
Продолжительность рабочего дня обучающихся при концентрированном графике прохождении
производственной практики составляет не более 36 академических часов в неделю.
На обучающихся, проходящих производственную практику на базах практической подготовки,
распространяются правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие
на базе практической подготовки.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Производственная практика проводится преподавателями дисциплин профессионального цикла,
являющихся руководителями подгрупп студентов на базах практики.
Требования к квалификации педагогических кадров - в соответствии с требованиями действующего
федерального государственного образовательного стандарта
3.5. Требования к организации аттестации и оценке результатов
производственной практики
В период прохождения производственной практики обучающимся ведется дневник практики. По
результатам практики обучающимся составляется отчет.
В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет графические, фото-, видео-,
материалы, наглядные образцы изделий подтверждающие практический опыт, полученный на
практике.
По итогам практики руководителем практики формируется аттестационный лист, содержащий сведения
об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, характеристика на обучающегося
по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики.
Аттестация по итогам производственной практики проводится в форме дифференцированного зачета в
последний день практики на базах практической подготовки.
В процессе аттестации проводится обсуждение и рефлексия выполненной работы в подгруппе
студентов, анализ представленной студентами отчетной документации.
Отчетная документация
Дневник по производственной практике (заверяется подписью и печатью руководителя базы
практики в конце дневника; оценкой и подписью воспитателя за каждый день практики);
Аттестационный лист по производственной практике (заполняется методистом практики от колледжа,
заверяется подписью и печатью руководителя базы практики);
Свидетельство о сформированности профессиональных компетенций (заполняется методистом
практики от колледжа, заверяется подписью и печатью руководителя базыпрактики)
Отчёт студента о прохождении производственной практики (см. рекомендации);
Календарное планирование (КТП) на одну неделю;
Методические разработки различных видов деятельности.
-
Конспекты организации и проведения продуктивной деятельности детей: (2 шт.);
-
Конспекты организации и проведения игровой деятельности детей: сюжетно-ролевой,
строительной, дидактической, музыкально-дидактической (4шт.);
-
Конспекты организации и проведения трудовой деятельности детей: вид труда по
согласованию с воспитателем (1 шт.);
-
Сценарий развлечения (праздника) детей в конкретной возрастной группе (1 шт.); Аналитическая
справка, отражающая информацию об уровнях сформированностикультуры общения детей со
сверстниками и взрослыми в конкретной возрастнойгруппе с рекомендациями по коррекции;
Самоанализ педагогической деятельности осуществляется в дневнике по производственной практике,
в котором студент анализирует сам себя на предмет того, как он организовал тот или иной вид
деятельности. Делает выводы относительно себя, вносит предложения на предмет того, чтобы он
хотел предложить себе во избежание каких-либо ошибок в собственной педагогической деятельности,
используя вопросы для анализа.