МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах 2023г.

Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД «Дербентский профессионально-педагогический колледж»
им. Г.Б. Казиахмедова»

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
________ Махмудова Н.Г.
подпись

ФИО

«_30_» _августа__ 2023 г.

КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по ПМ.01 Проектирование, реализация и анализ процесса обучения
в начальном общем образовании
в том числе по МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Код и наименование специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
(для 2-х курсов)

Составлен в соответствии с рабочей программой профессионального модуля, утвержденной «28»
августа 2023 г.
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии «Педагогики и психологии»
«28» августа 2023 г. Протокол №1

председатель ПЦК ______Манаширова А.Д.
подпись

ФИО

Коды формируемых компетенций: ПК 1.1-1.8; ОК 1- 9
Преподаватель (и): Манаширова А.Д., Абдуллаева Ш.М., Магарамова Б.К., Ахмедова А.Р.

Дербент 2023 г.

Общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции
формируемые при изучении профессионального модуля
Код
ОК 01
ОК 02

Наименование общих компетенций
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задачпрофессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04
ОК 05

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанноеповедение на
основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об
изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и
иностранном языках

ОК 07

ОК 08

ОК 09

Код
ВД 1
ПК 1.1

ПК.1.2
ПК.1.3
ПК.1.4
П.К.1.5
ПК.1.6
ПК.1.7
ПК.1.8

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Педагогическая
деятельность по проектированию,
реализации и анализу
процесса обучения в начальном общем образовании
Проектировать процесс обучения на основе федеральных государственных образовательных
стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования
Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарныминормами и
правилами
Контролировать и корректировать процесс обучения, оценивать результат обучения
обучающихся
Анализировать процесс и результаты обучения обучающихся
Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных
образовательных
программ
с
учетом типа
образовательной
организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области
начального общего образования с позиции эффективностиих применения в процессе обучения
Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатованализа процесса
обучения и самоанализа деятельности
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в
образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для
которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья

1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по профессиональному модулю
ПМ.01 Проектирование, реализация и анализ процесса обучения в начальном общем образовании
МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Образовательная нагрузка
Распределение
по семестрам Всего
1 семестр
64
Промежуточная Д/з
аттестация

Теоретические
40

Практические
24

Количество часов
УН и ВП
Консультации
Аудиторные

УП
6

Тема 1.1. Особенности развития ребенка младшего школьного 9
возраста.
Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития.
1
1
Ценность младшего школьного возраста.
2
1

3
4
5-6

Взаимодействие внешних и внутренних факторов развития в
младшем школьном возрасте.
Социальное развитие младшего школьника

Индивидуальные особенности развития обучающихся начальных
классов. Проявления особых потребностей в образовании.
Практическое занятие 1: Определение
возрастных
7
особенностей обучающихся начальных классов.
Практическое занятие 2: Особенности организации деятельности
8
с детьми особых образовательных потребностей.
Практическое занятие 3: Решение педагогических задач: учет
9
возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего
школьного возраста.
Тема
1.2.
Требования
федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования
10- Федеральный государственный образовательный стандарта
11 начального общего образования: понятие, задачи, структура,

9

1

1
1
1

УУНЗ
КУ
КУ

1
2

1
2

КУ
УУНЗ

1

1

КУ

1

1

ПЗ

1

1

ПЗ

6

6

2

2

УУНЗ

Основная и
дополнительная
литература

Вид самостоятельной
работы

Материально-техническое
обеспечение
Интернет-ресурсы

Тип занятия

Аудиторных

Количество часов
СР
УН и ВП

К

Наименование разделов, тем

Образовательная нагрузка

№ занятий

2. Содержание обучения по профессиональному модулю
ПМ.01 Проектирование, реализация и анализ процесса обучения в начальном общем образовании
МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах

МО 1-6
ИР 1-9

ОИ 1-5
ДИ 1-4

МО 1-6
ИР 1-9

ОИ 1-5
ДИ 1-4

содержание, условия реализации. Обновленные ФГОС. Учебный
план: понятие, виды, компоненты
12- Научно-методическое сопровождение ФГОС на едином
13 информационном ресурсе edsoo.ru.
занятие
4:
Изучение
Федерального
14 Практическое
государственного образовательного стандартаначального общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации №286 от 31 мая 2021г. «Об утверждении
Федерального государственного образовательногостандарта»).
15 Практическое занятие 5: Изучение методических материалов на
едином информационномресурсе edsoo.ru
Тема 1.3. Основная образовательная программа начальногообщего
образования
16 Основная образовательная программа начального общего
образования. Принципы формирования основной образовательной
программы. Характеристика основной образовательнойпрограммы
начального общего образования.
17 Планируемые результаты освоения основной образовательной
программы. Требования к результатам освоения образовательной
программы: личностные результаты (ценности и мотивация),
метапредметные результаты («soft skills»), предметные результаты.
18 Примерные рабочие программы учебных предметов начального
общего образования.Структура и содержание примерной рабочей
программы.
19 Учебно-методические издания (учебники и учебные пособия)
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность
20 Система оценки достижения планируемых результатов освоения
программы начального общего образования: общие положения,
особенности оценки метапредметных и предметных результатов,
организация и содержание оценочных процедур
21- Формирование универсальных учебных действий. Примерная
22 программа формирования универсальных учебных действий: 1)
значение сформированных универсальных учебных действий для
успешного обучения и развития младшего школьника; 2)

2

2

КУ

1

1

ПЗ

1

1

ПЗ

11

11

1

1

УУНЗ

1

1

КУ

1

1

КУ

1

1

КУ

1

1

КУ

2

2

КУ

МО 1-6
ИР 1-9

ОИ 1-5
ДИ 1-4

23

2425

26

2728

2930
31
32

характеристика универсальных учебных действий, 3) интеграция
предметных и метапредметных требований как механизм
конструирования современного процесса образования, 4) место
универсальных учебных действий в примерных рабочих
программах.
Примерная программа воспитания: 1) личностное развитие
младшего школьника, 2) особенности организуемого в
образовательной организации воспитательного процесса, 3) виды,
формы и содержание деятельности, 4) основные направления
самоанализа воспитательной работы
Особенности организации образовательной деятельности в
начальной школе: 1) примерный учебный план начального общего
образования, 2) календарный учебный график организации
осуществляющей образовательную деятельность, 3) примерный
план внеурочной деятельности,
4) календарный план воспитательной работы,
5) система условий реализации программы начального общего
образования.
Практическое занятие 6: Обзор учебников учебных предметов,
допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ
начального
общего,
образования
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность.
Тема 1.4. Современныетребования к уроку в начальной школе
Классно-урочная система обучения. Типология уроков: уроки
«открытия» нового знания, уроки рефлексии, уроки
систематизации
знаний
(общеметодологической
направленности),
уроки
систематизации
знаний
(общеметодологической направленности), уроки развивающего
контроля.Структура уроков. Воспитательный потенциал урока.
Педагогические и гигиенические требования к организации
обучения на уроках. Изучение исоблюдение требований СанПиН.
Нетрадиционные виды уроков, особенности проектирования
нетрадиционных уроков.
Современные педагогические технологии в начальной школе:
понятие, классификации,особенности

1

1

КУ

2

2

КУ

1

1

ПЗ

21

21

2

2

УУНЗ

2

2

КУ

1

1

КУ

1

1

КУ

МО 1-6
ИР 1-9

ОИ 1-5
ДИ 1-4

33

34

3536
31
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Формы организации обучения в начальных классах. Методы,
приемы и средства обучения обучающихся начальных классов.
Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной
деятельности на урок.
Теоретические основы и методика проектирования уроков в
начальных классах: понятие урочного планирования; понятие
цели, задачи; взаимосвязь цели и задач урока; организация
самоанализа и самоконтроля при проведении уроков; виды
анализа уроков. Рациональная организация урока. Роль учителя в
подготовке и проведении урока.
Теоретические основы разработки технологической карты урока,
конспекта урока, сценарияучебного занятия.
Практическое занятие 7: Анализ структуры и организации
современного урока.
Практическое занятие 8: Анализ содержания современного урока.
Практическое занятие 9: Анализ методики проведения
современного урока.
Практическое занятие 10: Анализ реализации современных
педагогических технологий по основным критериям и их
характеристикам на уроках в начальной школе»
Практическое занятие 11: Методы и приемы развития мотивации
учебно-познавательной деятельности обучающихся начальных
классов на уроках.
Практическое занятие 12: Проектирование урока и разработка
технологической карты(конспекта, сценария) урока по одному из
учебных предметов начальной школы.
Практическое занятие 13: Изучение методика работы учителя,
позволяющей ему ориентировать свои уроки на воспитание, на
обеспечение личностных результатов ребенка
Практическое занятие 14: Предупреждение и устранение
трудностей учебной деятельности (Работа с детьми,
испытывающими трудности при изучении учебных предметов.
Практическое занятие 15: Изучение и презентация возможностей
образовательных платформ дляначальной школы.
Практическое занятие 16: Разработка учебных заданий для
формирования предметных, метапредметных и личностных
результатов освоения образовательной программы.

1

1

КУ

1

1

КУ

2

2

КУ

1

1

ПЗ

1
1

1
1

ПЗ

1

1

ПЗ

1

1

ПЗ

1

1

ПЗ

1

1

ПЗ

1

1

ПЗ

1

1

ПЗ

1

1

ПЗ

ПЗ

47

4849

5051
5253
5455

56

57

Практическое занятие 17: Разработка и демонстрация
дидактических средств обучения с использованием интернетресурсов.
Тема 1.5. Организация учебной проектно- исследовательской
деятельности в областиначального общего образования
Учебная проектно-исследовательская деятельность. Учебный
проект. Учебное исследование. Взаимосвязь учебного проекта и
учебного исследования. Особенности использования проектноисследовательских методов в обучении. Мини-исследования и
мини-проекты
в
рамках
урочной
деятельности.
Исследовательские задания. Проектные задания.
Проектная деятельность в образовании. Типология проектов.
Принципы конструирования и проектирования индивидуальных
проектов. Особенности организации проектной деятельности
обучающихся начальных классов по предметам НОО.
Практическое занятие 18-19: Разработка мини-проекта
(по
выбору студента класса и учебного предмета) по учебному
предмету начального общего образования»
Практическое занятие 20-21: Разработка мини-исследования (по
выбору студента класса и учебного предмета) по теме учебного
предмета начального общего образования»
Тема 1.6. Педагогическийконтроль и оценочная деятельность
учителя начальных классов
Внутренняя оценка системы качества образования в начальной
школе. Основные цели, задачи, функции и принципы ВСОКО.
Организационная структура ВСОКО. Реализация ВСОКО.
Педагогический контроль. Внутришкольный мониторинг
образовательных достижений.
Оценочная деятельность учителя начальных классов и ее функции
(образовательная, стимулирующая, аналитико-корректирующая,
воспитывающая, развивающая и контрольная). Качественная и
количественная оценка учебных достижений учащихся младшего
школьного возраста. Оценка и отметка в педагогическом
процессе, требования к оценке знаний, основные причины
неуспеваемости, профилактика неуспеваемости. Диагностическая
и коррекционная работа учителя начальных классов.

ПЗ

1

1

8

8

2

2

УУНЗ

2

2

КУ

2

2

КУ

2

2

КУ

9

9

1

1

УУНЗ

1

1

КУ

МО 1-6
ИР 1-9

ОИ 1-5
ДИ 1-4

МО 1-6
ИР 1-9

ОИ 1-5
ДИ 1-4

58

59

6061
62
63
64

Подходы и инструменты к оценке индивидуальных достижений
школьника: психолого- педагогический подход, статистический
подход,
формирующий
подход,
системный
подход,
компетентностный подход. Оценка личностных, метапредметных
и предметных результатов. Методика осуществления оценки,
самооценки, взаимооценки, рефлексии. Система измерения и
отслеживания личностного роста ученика, «Портфолио»
младшего школьника. Методика создания портфолио в начальной
школе. Оценка достижений метапредметных результатов через
защиту итогового индивидуального проекта. Критерии оценки
проектных работ на предварительной экспертизе и очной защите
проекта.
Особенности системы оценки достижения требований стандарта с
результатом освоения основных образовательных программ.
Единая система оценки качества образования. Базовые принципы
ЕСОКО. Промежуточные срезы знаний обучающихся по разным
предметам. Национальные исследования качества образования
(НИКО).
Всероссийские
проверочные
работы (ВПР).
Международные сопоставительные исследования (PIRLS,
TIMSS). Международное исследование качества чтения и
понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
для учащихся 4 классов. Международное мониторинговое
исследование качества математического и естественнонаучного
образования (Trends in Mathemat1ics and Science Study) для
учащихся 4 классов.1
Учебная документация учителя начальных классов

1

1

КУ

1

1

КУ

2

2

УУНЗ

Практическое занятие 22: Изучение Примерного положения о
внутренней системы оценкикачества образования.
Практическое занятие 23: Знакомство с демоверсиями НИКО,
ВПР, PIRLS, TIMSS
Практическое занятие 24: Педагогический контроль и оценочная
деятельность достижений учащихся начальной школы: решение
кейсов»

1

1

ПЗ

1

1

ПЗ

1

1

ПЗ

Материально–техническое обеспечение занятий по ПМ.01 Проектирование, реализация и анализ процесса обучения
в начальном общем образовании, в том числе по МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах
Таблица 2а
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Материально–техническое обеспечение занятий
Компьютер
Интерактивная доска
Проектор
Принтер
Телевизор
Локальная сеть с выходом в Интернет
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ)
Таблица 2б

№ п/п
ОИ 1
ОИ 2
ОИ 3
ОИ 4
ОИ 5

Наименование
Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии [Электронный
ресурс]: учеб. пособие для СПО / В.П. Сергеева [и др.]; под ред. В.П. Сергеевой. - М.: Academia: Издат. центр
«Академия», 2014.
Теоретические основы организации обучения в начальной школе. Учебное пособие в 3-х частях. Часть II /автор составитель Канаева Т.Н. - Астрахань, 2015, 156 стр.
Теоретические основы организации обучения в начальных классах: учебник для учреждений СПО / Н.А.
Воробьева, Н.Ю. Гурьянычева, К.И. Попова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 240 с.
Кочетков М.В. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: методические рекомендации к лекционному
курсу, практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов очной формы обучения всех
специальностей и направлений/ М.В. Кочетков
Проблемы теории обучения и воспитания младших школьников [Электронный ресурс]: история и современность
(На материале Республики Татарстан)/ Д.Ш. Гильманов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Набережные
Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014.— 333 c.

Дополнительные источники (ДИ)
Таблица 2в
№ п/п

ДИ 1

ДИ 2
ДИ 3

ДИ 4

Наименование

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021г. «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта»)»
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена Решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18.03. 2022г.)
Ковалев А.Н. Педагогика и психология в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие для бакалавриата/ А.Н. Ковалев, В.П. Смирнов— Электрон. текстовые данные.— СПб.:
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014.— 104 c.
Коджаспирова Г.М. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для СПО / Г.М. Коджаспирова. - М.: Юрайт, 2016.
Интернет-ресурсы (ИР)
Таблица 2г

ИР 1

Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта. URL: http://standart.edu.ru/.

ИР 2

Федеральный портал "Российское образование" - http://edu.ru

ИР 3

Ресурсы, представленные на портале ФЦИОР – http://eor.edu.ru

ИР 4

Каталог образ. ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/

ИР 5

Единая коллекция цифр. образ.ресурсов - http://school- collection.edu.ru/

ИР 6

Портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru

ИР 7

Российский общеобразовательный портал - http://school.edu.ru/

ИР 8

Федеральный центр информ. образовательных ресурсов- http://eor.edu.ru/

ИР 9

Всероссийский Интернет педсовет - http://pedsovet.org /


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».