ОП.03 Анатомия 2022г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».

Рабочая программа
ОП.03. Анатомия

код и наименование дисциплины по ФГОС

Код и наименование специальности 49.02.01. Физическая культура
Квалификация - Учитель физкультуры

Дербент 2022 г.

2

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Анатомия разработана на
основе: Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности, 49.02.01. Физическая культура, рабочего учебного
плана образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год. Организацияразработчик: ГБПОУ «Дербентский профессионально - педагогический
колледж им Г. Б. Казиахмедова».
Разработчики: Гусейнова Э. Г. - преподаватель биологии
Рабаданова Х.К. - преподаватель биологии
Рецензент:
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» для
применения в учебном процессе.

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 «АНАТОМИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Анатомия является
частью основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура.
Учитель физкультуры. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. может
быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в
программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной
подготовке работников в области педагогики и образования при наличии
среднего (полного) образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении
профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на
функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом
возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по
профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при
организации обучения младших школьников;
- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее
изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации
образовательного процесса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены
человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- основы гигиены детей и подростков;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления
здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;

5

- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и
помещениям школы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 111 часа, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки 74 часов, самостоятельной работы 37 часов.

2.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
самостоятельная работа по подготовке и заслушиванию
рефератов, сообщений, докладов, презентации, проектные
работы с использованием собственных презентаций.
Итоговая аттестация в форме экзамена

Количест
во часов
111
74
14
37

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анатомия»
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Анатомия - наука, изучающая структуры человека. Организм и его составные части
Тема 1.1 Анатомия как
наука, анатомическая
терминология

Содержание учебного материала

Объем

Уровень

часов
3

освоения
4

8
3

Анатомия как наука, предмет и методы изучения. История развития анатомии.
Понятие об органе и системе органов Анатомическая терминология
Органный и системный уровни строения организма. Основные плоскости, оси тела человека и
условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле. Строение клетки.
Самостоятельная работа
Формулирование терминов в глоссарий
Тема 1.2 Гистология и
цитология

Содержание учебного материала
Ткани, определение, классификация, функциональные различия. Эпителиальная ткань расположение в организме, виды, функции, строение.
Соединительная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение. Мышечная ткань расположение в организме, виды, функции, строение.
Нервная ткань. Строение нейрона и виды. Нервное волокно - строение, виды.
Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.
Система крови, её состав и функции.

3

Практические занятия
Гистологическое строение тканей

2

Самостоятельная работа
Рефераты по темам:
«Эпителиальные ткани»
«Нервная ткань»
«Соединительная ткани»
«Резус-фактор, причины резус-конфликта»

3

7
Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат
Тема 2.1 Костная система Содержание учебного материала
Особенности скелета человека. Морфологические и функциональные характеристики непрерывных
и прерывных соединений костей.
Строение кости, как органа; химический состав костей; рост костей в длину и толщину.
Классификация костей; виды соединения костей. Функциональная анатомия отдельных частей
скелета: скелета туловища, скелета черепа, скелета верхней и нижней конечности.

15
8

2

Самостоятельная работа
Реферат по теме «Значение физической нагрузки на костно-мышечную систему»
2

Тема 2.2.Мышечная
система

Практические занятия
Изучение строения и соединения позвоночника и грудной клетки Изучение строения и соединения
костей верхних и нижних конечностей. Изучение строения и соединения костей черепа
Содержание учебного материала
Роль мышечной системы в организме.
Механизмы мышечного сокращения и функциональные рабочие органы, выполняющие
многочисленные функции.
Функциональная анатомия мышц отдельных областей тела человека: туловища, головы, верхней
нижней конечностей.
Самостоятельная работа
Формулирование терминов в глоссарий. Составление таблицы «Группы мышц»
Раздел 3. Нервная система

Тема
Содержание учебного материала
3.1 Центральная нервная Классификация нервной системы человека. Общие принципы строения центральной нервной
система
системы - серое вещество (скопление нейронов), белое вещество (нервные волокна) Головной и
спинной мозг. Строение и функции
Самостоятельная работа
Составление таблицы: «Сравнительная характеристика отделов головного мозга» Формулирование
терминов в глоссарий)

5

18
9

2

8
Практические занятия
Изучение строения и функции спинного мозга. Изучение строение и функции головного мозга

2

Содержание учебного материала
Тема
3.2 Периферическая
Понятие о рефлексе. Классификация рефлексов. Спинномозговые нервы. Черепномозговые нервы.
нервная система.
Изучение строения спинномозговых нервов. Изучение строения черепно-мозговых нервов.
Тема
Содержание учебного материала
3.3 Вегетативная нервная
система
Классификация вегетативной нервной системы, области иннервации и функции вегетативной

3

2

нервной системы. Симпатическая нервная. Синапс - понятие, виды. Электрическая и химическая
передача сигналов в синапсе. Понятие о медиаторах. Симпатическая нервная система
Практические занятия
Изучение строения и функции вегетативной нервной системы

2

Самостоятельная работа
Составление таблицы: «Морфофункциональные особенности симпатического и
парасимпатического отделов вегетативной нервной системы»
Формулирование терминов в глоссарий Реферат по теме:
«Кора головного мозга как центральный отдел органов чувств» Формулирование терминов в
глоссарий
Раздел 4. Анатомия сенсорных систем
Тема
4.1 Анализаторы.
Зрительная сенсорная
система

13
4

Содержание учебного материала
Определение сенсорной системы, отделы анализатора.
Понятие о строении глазного яблока и вспомогательного аппарата. Отделы зрительного
анализатора. Бинокулярное зрение.
Самостоятельная работа
Зрительный анализатор» «Цветовое зрение»
Практическое занятие:
Изучение строения глаза по муляжам и схемам.

2

3

9
Тема 4.2 Слуховая и
Содержание учебного материала
вестибулярная сенсорная
система
Орган слуха и равновесия, анатомическое строение, анатомо-физиологические основы слуховых
ощущений. Изучение с использованием препаратов, муляжей, планшетов уха как органа слуха и
равновесия. Отделы уха, их строение. Бинауральный слух.

3

2

2

2

Самостоятельная работа
Формулирование терминов в глоссарий. Сообщение: «Бинауральный слух»
Тема 4.3 Двигательная,
обонятельная, вкусовая
сенсорные системы.

Содержание учебного материала

Тема 4.4 Кожа.

Содержание учебного материала

Орган обоняния. Обонятельные рецепторы - чем представлены, локализация. Проводниковый и
центральный отделы обонятельной сенсорной системы.
Орган вкуса, Вспомогательный аппарат вкусовой сенсорной системы (язык -орган вкуса).
Вкусовые рецепторы - чем представлены, локализация.
Проводниковый и центральный отделы вкусовой сенсорнбой системы.
Орган вкуса. Вспомогательный аппарат вкусовой сенсорной системы (язык). Вкусовые рецепторы чем представлены, локализация. Проводниковый и центральный отделы вкусовой сенсорной
системы.
2

Строение кожи - эпидермис, дерма; подкожный слой, железы кожи; производные кожи: волосы,
ногти; функции кож
Самостоятельная работа
Реферат по теме:
«Строение и функции кожи»
Раздел 5. Сердечно-сосудистая система
Тема 5.1 Сердечно-

Содержание учебного материала

12
5

2

сосудистая система

10
Топография и строение сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца. Круги кровообращения.
Самостоятельная работа
Рефераты по темам:
«Способы временной остановки наружного кровотечения» «Места прижатия артерий на
протяжении артерий».

Тема 5.2
Лимфатическая
система

Практические занятия
Изучение по муляжам строения сердца

1

Содержание учебного материала

5

Лимфообразование и состав лимфы. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Селезенка как
кроветворный орган
Практические занятия
Изучение строения и функции лимфатической системы
Самостоятельная работа
Формулирование терминов в глосс Формулирование терминов в глоссарий

1

Раздел 6. Внутренние органы
8
Тема 6.1 Система
органов
пищеварения.

Содержание учебного материала

2

Строение органов пищеварительного тракта и больших пищеварительных желез.
Пищеварительный тракт и органы его составляющие: полость рта, язык, зубы, глотка, Пищевод,
желудок, тонкая и толстая кишка.
Самостоятельная работа
Составление таблицы Формулирование терминов для глоссария

Тема 6.2 Система
органов дыхания

Содержание учебного материала
Строение и функции легких и воздухоносных органов. Мочевая система, органы ее образующие.

2

3

11
Самостоятельная работа
Изучение органов дыхательной системы Формулирование терминов в глоссарий

Содержание учебного материала
Тема
6.3 Мочеполовая система Строение и функции почек.
Самостоятельная работа
Реферат на тему «Регуляция мочевыделения»

1

Практические занятия
Изучение по муляжам строения органов мочевыделительной системы

2
2

Содержание учебного материала

1

Строение желез внутренней секреции. Г уморальная регуляция
Самостоятельная работа
Тема 6.4 Эндокринная Составление таблицы «Виды эндокринных желез, гормоны, их функции»
Рефераты по темам: «Щитовидная железа, ее роль в организме»
система человека
«Железы внутренней секреции, регулирующие норму сахара в крови»
«Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз и вилочковая железа. Их роль в организме»
Характеристика желез внутренней секреции, гормоны Изучение строения и функции желез
внутренней секреции

Всего:

111

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Анатомия и физиология человека»
Оборудование учебного кабинета: муляжи, планшеты, атласы, таблицы
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по анатомии и физиологии человека;
- объемные модели органов и групп органов;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. «Анатомия и физиология человека с
возрастными особенностями детского организма» М.: Академия, 2009 г. Гриф
МО РФ.
2. Федюкович Н. И., И. К. Гайнутдинов «Анатомия человека», Ростов-наДону: Феникс, 2010 г. Гриф МО РФ.
Дополнительные источники:
1. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. «Анатомия человека», М.:
Просвещение, 2007 г
2. Липченко В.Я., Самусев Р.П. «Атлас нормальной анатомии человека»,
М.: Просвещение,2000 г
1. Физиология человека. П\ред. Р. Шмидта и Г. Тевса, М.,Мир. 2002
2. Практикум по нормальной анатомии. - П\ред. Н.А. Агаджаняна, М.,
изд. РУДН, 2002
3. Анатомическое строение организма человека, основные показатели,
справочное пособие, п\ред. Г. И. Козинец, М.:Триада - Х, 2000

13

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Возрастная
анатомия, физиология и гигиена» осуществляется преподавателем в процессе
практических занятий, тестирования и выполнения заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Умения:
Определять топографическое расположение и
строение органов и частей тела;

Применять знания по анатомии, физиологии и
гигиене при изучении профессиональных
модулей и в профессиональной деятельности;

Оценивать факторы внешней среды с точки
зрения их влияния на функционирование и
развитие организма человека в детском и
подростковом возрасте;
Проводить под руководством медицинского
работника мероприятия по профилактике
заболеваний.
Обеспечивать соблюдение гигиенических
требований в кабинете, при организации
обучения младших школьников;

Учитывать особенности физической
работоспособности и закономерности ее
изменения в течение различных интервалов
времени (учебный год, четверть, месяц, неделя,
день, занятие) при проектировании и реализации
образовательного процесса.

Формы и методы
контроля и оценок
результатов обучения

Педагогическое
наблюдение за
деятельностью студентов
на практических занятиях
Интерпретация
результатов наблюдений
за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения
профессиональных
модулей
Устный и письменный
опрос
Педагогическое наблюдение за
деятельностью студентов на
практических занятиях

Тестирование
Педагогическое
наблюдение за
деятельностью студентов
на практических занятиях
Педагогическое
наблюдение за
деятельностью студентов
на практических занятиях

14

Знания:
Основные положения и терминологию анатомии,
физиологии и гигиены человека;
Основные закономерности роста и развития
организма человека;
Строение и функции систем органов здорового
человека;
Физиологические характеристики основных
процессов жизнедеятельности организма
человека
Возрастные анатомо-физиологические
особенности детей и подростков

Устный опрос
Тестирование
Тестирование,
контрольная работа
Тестирование,
контрольная работа
Тестирование
Устный опрос

Влияние процессов физиологического созревания
и развития ребенка на его физическую и
психическую работоспособность, поведение;
Основы гигиены детей и подростков;
Тестирование
Тестирование
Г игиенические нормы, требования и правила
сохранения и укрепления здоровья на различных
этапах онтогенеза;
Гигиенические
требования
к
учебно- Тестирование
воспитательному
процессу,
зданию
и
помещениям школы.

15
Аннотация к рабочей программе
по специальности 49.02.01 «Физическая культура»
Квалификация выпускника - Учитель физической культуры.

ОП. 03 «АНАТОМИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 49.02.01. Физическая культура. Учитель физкультуры.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. может быть использованав
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников
в области педагогики и образования при наличии среднего (полного)
образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении
профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на
функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом
возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по
профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при
организации обучения младших школьников;
- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее
изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть,
месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации
образовательного процесса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены
человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- основы гигиены детей и подростков;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления
здоровья на различных этапах онтогенеза;

16

- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и
помещениям школы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 111 часа, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки 74 часов, самостоятельной работы 37 часов.

2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
самостоятельная работа по подготовке и заслушиванию
рефератов, сообщений, докладов, презентации, проектные
работы с использованием собственных презентаций.
Итоговая аттестация в форме экзамена

Количест
во часов
111
74
14
37

Содержание дисциплины
Раздел 1 Организм человека биологически целостная саморегулирующаяся система
Тема 1.1. Общий обзор организма человека.
Тема 1.2.Возрастная периодизация жизни человека.
Тема 1.3.Основные учения о клетке.
Раздел 2 Нервная система
Тема 2.1 Общая характеристика строения и деятельности нервной системы. Спинной мозг.
Головной мозг.
Тема 2.2. Физиология центральной нервной системы.
Раздел 3. Высшая нервная деятельность.
Тема 3.1 Особенности ВНД человека.
Условные рефлексы
Тема 3.2 Типы высшей нервной деятельности.
Раздел 4 Сенсорные системы
Тема 4.1. Система управления в организме. Сенсорные системы: зрительная, слуховая,
вестибулярная, вкусовая, обонятельная.
Раздел 5. Опорно-двигательный аппарат.
Тема 5.1. Скелет и мышечная система.
Раздел 6. Внутренняя среда организма
Тема 6.1. Состав и функции крови

17
Тема 6.2.Клинические показатели крови. Группы крови Раздел 7. Транспорт веществ
Тема 7.1. Строение и деятельность сердца. Кровообращение.
Раздел 8. Дыхательная система.
Тема 8.1. Строение органов дыхания Процесс дыхания
Раздел 9. Пищеварительная система.
Тема 9.1. Строение органов пищеварения. Сущность процессов пищеварения.
Раздел 10. Обмен веществ и энергии в организме Тема 10.1. Обмен веществ и энергии в
организме.
Раздел 11. Выделительная система.
Тема 11.1.Мочевыделительная система.
Раздел 12. Покровы тела
Тема 12.1. Кожа. Основы закаливания.
Раздел 13. Гуморальная регуляция Тема 13.1. Железы внутренней секреции
Раздел 14. Гигиеническое воспитание и просвещение в образовательном учреждении
Тема 14.1. Гигиеническое воспитание и просвещение в образовательном учреждении


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».