МДК 01.09. Методическое обеспечение в начальном общем образовании, и компенсирующем, и коррекционно-развивающем 2022г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»

Рабочая программа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.01 Преподавание по образовательным
программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
для специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

2022 год

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ «ПМ.01 Преподавание по образовательным программам начального общего
образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования»

1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающихся должен освоить основной
вид деятельности преподавание по программам начального общего образования в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования и
соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции:
Общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции
формируемые при изучении профессионального модуля
Код
ОК 01
ОК 02

Наименование общих компетенций

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности;
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08

ОК 09
ОК 10
ОК 11

ЛР 5
ЛР 8

ЛР 10
ЛР 11
ЛР 13

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках;
Использовать
знания
по
финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России;
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства;
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том
числе цифровой;
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры;
Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни
человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы
обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и

психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой.
ЛР 14
ЛР 15

ЛР 16
ЛР 17
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 24
ЛР 25
ЛР 26
ЛР 28

Код
ВД 1

ПК 1.1.

ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.

ПК 1.5.
ПК 1.6.

Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного знания и
информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
Признающий ценности непрерывного образования, необходимость постоянного
совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным
развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный и профессиональный
опыт;
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и
культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические
ценности своим воспитанникам;
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и
культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические
ценности своим воспитанникам;
Владеющий физической выносливостью в соответствии с требованиями
профессиональных компетенций;
Осознающий значимость ведения ЗОЖ для достижения собственных и общественнозначимых целей;
Способный формировать проектные идеи и обеспечивать их ресурснопрограммной
деятельностью;
Умеющий быстро принимать решения, распределять собственные ресурсы и управлять
своим временем;
Способный к художественному творчеству и развитию эстетического вкуса;
Способный к сознательному восприятию экосистемы и демонстрирующий
экокультуру;
Готовый к признанию ценности личности ребенка независимо от степени тяжести его
нарушения; осознающий ответственность как носителя культуры и ее транслятора для
людей с нарушением развития; способный проявлять толерантность, милосердие,
эмпатию, педагогический оптимизм.

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Преподавание по образовательным программам начального общего образования в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования.
Проектировать образовательный процесс на основе федеральных государственных
образовательных стандартов, примерных основных и примерных адаптированных
основных образовательных программ начального общего образования с учетом
особенностей развития обучающихся.
Планировать и проводить учебные занятия.
Организовывать учебную деятельность обучающихся, мотивировать их на освоение
учебных предметов, курсов.
Формировать предметные, метапредметные и личностные компетенции,
универсальные учебные действия в процессе освоения учебных предметов, курсов,
реализовывать индивидуальный образовательный маршрут.
Осуществлять педагогический контроль, анализ эффективности образовательного
процесса и, оценку результатов обучения.
Разрабатывать и обновлять учебно-методические комплексы по программам
начального общего образования, в том числе оценочные средства для проверки

результатов освоения учебных предметов, курсов.
ПК 1.7. Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного кабинета,
формировать его безопасную и комфортную предметно-развивающую среду.
Должен знать:
- преподаваемый учебный предмет, курс в пределах требований федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья,
федерального
государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ
начального общего образования, его истории и места в мировой культуре и науке;
- нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и
проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и
экспедиций);
 особенности региональных условий, в которых реализуются используемые примерные основные и
примерные адаптированные основные образовательные программы начального общего образования;
 теоретические основы и практические механизмы построения инклюзивной образовательной среды;
 содержание примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ
начального общего образования, методику обучения учебным предметам, курсам;
 структуру примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ
начального общего образования, рабочих программ учебных предметов, курсов, а также учебнометодических комплексов по образовательным программам начального общего образования;
 требования к структуре, содержанию и оформлению планирующей и отчетной документации,
обеспечивающей преподавание в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
 требования к оснащению учебного кабинета, формированию его безопасной и комфортной предметноразвивающей среды;
 требования к структуре, содержанию и оформлению планирующей и отчетной документации,
обеспечивающей преподавание в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования
- пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения обучающихся с
сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья;

Должен уметь: владеть ИКТ-компетентностями:
 общепользовательская ИКТ-компетентность;
 общепедагогическая ИКТ-компетентность;
 предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТкомпетентность соответствующей области человеческой деятельности);
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные
программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом
личностных и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья;
 разрабатывать и реализовывать рабочие программы учебных предметов, курсов на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), примерных основных и примерных адаптированных основных

образовательных программ начального общего образования;
разрабатывать и обновлять учебно-методические комплексы по программам начального общего
образования, в том числе оценочные средства для проверки результатов освоения учебных предметов,
курсов;
 участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации
 в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного кабинета, формировать его безопасную
и комфортную предметно-развивающую среду;
- разрабатывать и оформлять в бумажном и электронном виде планирующую и отчетную документацию в
области преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики в процессе
преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования
- использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный
процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших
выдающиеся способности, для которых русский язык не является родным, с ограниченными
возможностями здоровья;
осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для
адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в
трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями
поведения, с зависимостью
- разрабатывать и оформлять в бумажном и электронном виде планирующую и отчетную документацию
в области преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики в процессе
преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования.
- корректировать учебную деятельность исходя из данных мониторинга образовательных результатов с
учетом неравномерности индивидуального психического развития обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного
обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек;
 оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и
метапредметные компетенции;
 организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых
результатов освоения образовательных программ обучающимися с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья;
 осуществлять объективную оценку достижения образовательных результатов, обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья на основе тестирования и других
методов контроля с учетом их возможностей, неравномерности индивидуального психического
развития, своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики в процессе
преподавания в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования


1.1. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов: ________
в том числе в форме практической подготовки: _______
Из них на освоение МДК - 44ч (теоретические -20ч; практические – 24ч.)

2.1. Тематический план и содержание профессионального модуля
Наименование разделов
итем профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)
1

МДК 01.09.
развивающем

Содержание,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)

2
Методическое обеспечение в начальном общем образовании, и компенсирующем, и коррекционно-

Тема 1. Методическое обеспечение реализации новых стандартов в начальной школе в том числе компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
Содержание

Тема 1.1. Теоретические
основы организации
методической работы
учителя начальных
классов и начальных
классов
компенсирующего и
коррекционноразвивающего
образования.
Тема 1.2. Анализ и
разработка учебнометодического
обеспечения учебного
процесса.

1. Организация методической работы в образовательнойорганизации. Цель, задачи,
содержание и направления деятельности методической службы. Содержание и направления
методической работы. Виды и формы организации методической работы. Государственнообщественные объединения учителей школы: педагогический совет, учебно-методический
совет, методическое объединение и т.д.
2. Основы методической работы учителя начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Виды научно-методической
работы учителя: методическая, исследовательская, экспериментальная работа. Содержание
методической работы: отбор содержания образования, проектирование образовательного
процесса, выбор способов контроля знаний и умений учащихся, моделирование
воспитательного процесса.
Содержание
1. Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность учителя начальных
классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования. Анализ программ начального общего образования, в том числе
компенсирующего и коррекционно-развивающего. Концептуальные основы и содержание
программ начального общего образования.
2. Учебно-методическая документация, регламентирующая деятельность учителя начальных
классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования. Вариативные образовательные программы. Учебный план, рабочая программа,
календарно-тематический план, поурочное планирование, отчетная документация педагога.
3. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Методика
разработки УМК, методических пособий и рекомендаций. Адаптация имеющихся
методических разработок с учетом вида образовательного учреждения и особенностей
учащихся.

Объем, акад. ч
/в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
20/24
7/8
3/-

3

4/8
4

4. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
обучающихся с сохранным развитием и с ограниченными возможностями здоровья.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 1. «Нормативно-правовая
документация,
регламентирующая
деятельность учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образовании».
Практическое занятие 2. «Анализ содержания основных и примерных адаптированных ООП
НОО».
Практическое занятие 3: Анализ КТП по предметам НОО.
Практическое занятие 4: Разработка календарно-тематического плана».
Тема 2. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в
начальной школе, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Содержание:
Тема 2.1. Требования к
1. Характеристика предметно-развивающей среды. Значение предметно-развивающей среды в
созданию предметноорганизации обучения, воспитания и развития в современном образовательном учреждении.
развивающей среды в
2.
Создание предметно-развивающей среды в кабинете начальной школы,в том числе
кабинете.
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Принципы создания
предметно-развивающей среды. Педагогические, гигиенические, специальные требования к
созданию предметно-развивающей среды.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 5: Анализ предметно-развивающей среды кабинета начальной школы в
том числе начальной школы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с
целью изучения различных вариантов создания.
Содержание:
Тема 2.2. Ведение
1. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета, планированию и организации
документации кабинета
работы учебного кабинета. Паспорт кабинета. Перспективный план развития кабинета.
Требования к ведению документации.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 6: Изучение
положения о
кабинете
и
должностных
инструкций заведующего кабинетом. Составление макета паспорта кабинета».
Практическое занятие 7: Разработка проекта по модернизации оснащения учебного кабинета в
начальной школе, в том числе начальной школе компенсирующего и коррекционноразвивающего образования с целью формирования его безопасной и комфортной предметноразвивающей среды
Тема 3. Концептуальные основы, содержание и особенности современных подходов, педагогических технологий в
начальной школе, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Содержание:
1. Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального

8
2
2
2
2
4/6
2/2

2

2
2
2/4
2
4
2
2

5/2

Тема 3.1. Изучение и
анализ проблем
начального общего
образования, в том числе
компенсирующего и
коррекционноразвивающего.

Тема 3.2. Организация
деятельности педагога по
самообразованию и
самовоспитанию.

Тема 3.3. Оформление
портфолио
педагогических
достижений

общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.
2. Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
3. Изучение и анализ педагогической и методической литературы, современных
образовательных ресурсов по проблемам начального общего образования.
4. Современные образовательные ресурсы в методической работе учителя начальных классов
и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
5. Обобщение педагогического опыта. Источники, способы обобщения, представления и
распространения педагогического опыта. Требования к оформлению результатов
обобщения опытом.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 8: Проведение и анализ методики «Изучение профессиональной
готовности учителей начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования к экспериментально – исследовательской работе» (по
В.И.Зверевой)
Содержание:
1. Непрерывное образование учителя. Процесс самообразования педагога.
2. Планирование деятельности педагога по самообразованию и самовоспитанию.
3. Подготовка к выступлению. Условия успешной самопрезентации. Оформление результатов
выступления. Ознакомление с компонентами и приемами педагогической техники,
способствующими успешному публичному выступлению.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 9: Разработка и оформление в бумажном и электронном виде отчетной
документации в области преподавания в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образовании.
Практическое занятие 10: Составление программы профессионального
самосовершенствования педагога
Практическое занятие 11: Изучение готовности студента к профессиональному саморазвитию.
Содержание:
1. Портфолио педагогических достижений. Виды и структура портфолио. Требования к
оформлению и содержанию портфолио.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 12: Виртуальная экскурсия по индивидуальным сайтам педагогов.
Анализ электронных портфолио педагогов.

5

2
2

3/6
3

6
2
2
2
1/2
1
2
2

Пояснение: В количество учебных часов, предусмотренных Примерной рабочей программой по ПМ.01 Преподавание по образовательным программам
начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в том числе по МДК
01.09. Методическое обеспечение в начальном общем образовании, и компенсирующем, и коррекционно-развивающем были внесены изменения в связи с
расхождением количеством часов в Учебном плане.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».