МДК 01.05 Теория и методика обучения предмету Окружающий мир 2022г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МДК 01.05. «Теория и методика обучения предмету
«Окружающий мир»
Код и наименование специальность 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Квалификация: учитель начальных классов, учитель начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования»

Дербент 2022 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе: Федерального
государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности
44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Квалификация - «учитель начальных классов, учитель начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» рабочего учебного
плана образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение РД «Дербентский профессионально-педагогический
колледж им Г. Б. Казиахмедова».
Разработчик: Гусейнова Э.Г. - преподаватель биологии.
Рецензент:
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» для применения
в учебном процессе.
Заключение научно-методического совета №

от

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МДК. 01.05. Теория и методика обучения предмету
«Окружающий мир».

Наименование разделов и Содержание учебного материала, лабораторных и практических
тем
работ, самостоятельных работ учащихся
1

2

Раздел 1. Основы методики преподавания предмета «Окружающий мир»
Тема 1.1. Основы методи-Содержание:
ки преподавания предмета
«Окружающий мир».
1. Цели, задачи, содержание учебного материала предмета «Окружающий
мир» в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования. Анализ различных УМК по
окружающему миру: Школа России, Школа 2100, Перспектива и др., в
том числе для специальных (коррекционных) классов VII видов
общеобразовательной школы, примерных адаптированных основных
образовательных программ НОО с учетом особенностей развития
обучающихся. Формирование ключевых компетенций у младших
школьников с сохранным развитием и ограниченными возможностями
здоровья через учебные занятия по окружающему миру.
2. Методы и методические приемы обучения младших школьников с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья на
учебных занятиях по окружающему миру.
3. Разнообразие форм организации учебной деятельности и контроля
учебных достижений младших школьников, в том числе в условиях
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на
учебных занятиях по окружающему миру.
4. Разнообразие форм организации учебной деятельности младших
школьников, в том числе компенсирующих и коррекционноразвивающих классов в процессе изучения окружающего мира.
5. Организация и проведение мероприятий по окружающему миру за

Объем часов
3

Уровень
усвоения
4

12
8

пределами территории образовательной организации (экскурсии,
похода, экспедиции) в начальной школе, в том числе в условиях
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
6. Система оборудования для изучения учебного предмета «Окружающий
мир» в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
7. Работа с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными
потребностями, девиантным поведением на учебных занятиях по
окружающему миру в начальной школе, в том числе компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования.
8. Способы профилактики возможных трудностей адаптации обучающихся
четвёртого класса с сохранным развитием и с ограниченными
возможностями здоровья к учебно-воспитательному процессу по
предметам естественнонаучного цикла в основной школе.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
1. Практическое занятие. «Проектирование экскурсии, похода, экспедиции
по окружающему миру на заданную тематику в начальной школе, в том
числе в условиях компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования».
2. Лабораторная работа. «Наблюдение и анализ эффективности учебного
занятия и подходов к обучению предмета «Окружающий мир» в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Человек и природа. Неживая природа.
Тема 2.1. Земля и ВселенСодержание:
ная.
1. Понятие о Солнечной системе. Форма и размеры Земли. Следствия
шарообразности Земли. Движение Земли вокруг оси: доказательства и
следствия
2. Движение Земли вокруг Солнца. Следствия движения Земли вокруг
Солнца.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
1. Лабораторная работа. «Наблюдение и анализ эффективности учебного
занятия по окружающему миру в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционно-

4

3

2

2

*
30
3

*
30
2

4

3

2

развивающего образования по теме «Земля и Вселенная»».
2. Практическое занятие2. «Планирование фрагмента учебного занятия по
окружающему миру для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
по теме «Звезды и планеты. Земля — планета Солнечной системы»».
Тема 2. 2. План и карта.Содержание:
1. Ориентирование по сторонам горизонта, компасу. Масштаб. План
предмета.
2. Карта. Виды карт. Картографические проекции. Географические
координаты. Определение по глобусу географических координат
населенных пунктов, определение времени в часовом поясе местного
времени.
3. Методика ознакомления с планом и картой младших школьников с
сохранным развитием и ОВЗ.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
1. Лабораторная работа. «Наблюдение и анализ эффективности учебного
занятия по окружающему миру в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
по теме «План и карта»».
2. Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного занятия по
окружающему миру для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
по теме «План и карта»».
Тема 2.3. Литосфера
Содержание:

2
3

6

4
2

3
j

2

2

3

6

4
2

4

1. Внутреннее строение Земли: кора, мантия, ядро. Движение земной коры.
Внутренние и внешние силы Земли (Вулканизм, землетрясение)
2. Формы рельефа Земли. Особенности рельефа родного края.

3. Горные породы и минералы. Классификация горных пород и минералов.
Методика работы с коллекциями горных пород и минералов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Практическое занятие. «Постановка учебных задач и организа-

Тема 2.5. Атмосфера

Тема 3.1. Биосфера.

В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного занятия по
окружающему миру для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
по теме «Атмосфера»».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Человек и природа. Живая природа.
Содержание:

2

; ,!>•

Тема 2.4. Гидросфера

ция их решения в процессе работы с коллекциями горных пород и
минералов по изучению их свойств, классификации, применения в
соответствии с уровнем познавательного и личностного развития
обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
2. Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного занятия по
окружающему мир для начальной школы, в том числе начальной школы
компенсирующего и коррекционноразвивающего образования по теме
«Литосфера»2.
Содержание:
1. Понятие о гидросфере. Свойства воды.
2. Воды суши. Водоемы родного края.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
1. Практическое занятие. «Постановка учебных задач и организация их
решения в процессе работы с контурной картой по нахождению на
карте различных частей Мирового океана и водоемов суши (крупные
реки и озера) в соответствии с уровнем познавательного и личностного
развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и
ОВЗ».
2. Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного занятия по
окружающему миру для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
по теме «Гидросфера»».
Содержание:
1. Состав и строение атмосферы. Виды ветров. Облака.
2. Погода и климат. Климат родного края.

2

6

4

3

2

1

2

2

2

4

2

2

2

2

*
14

*
14

1. Сущность учебных задач, заложенных в системе знаний о природе и
человеке в начальной школе и начальной школе компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
2. Отличия живого от неживого. Понятие о биосфере. Почва
Тема 3.2. Растения.

Тема 3.3. Животные.

Содержание:
1. Ботаника-наука о растениях. Многообразие растений.
2. Органы цветковых растений. Вегетативные органы: корень, стебель, лист.
3. Генеративные и органы: цветок, соцветия.
4. Растительные сообщества. Сезонные изменения в растительном
сообществе. Работа с гербарием, муляжами.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие . «Планирование фрагмента учебного занятия
по окружающему миру для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
по теме «Растения»».
Содержание:
1. Зоология - наука о животных. Отличие животного организма от
растительного.
2. Многообразие животного мира. Сезонные изменения в животном
сообществе. Работа с чучелами.
3. Человек - часть природы. Общее представление о строении тела человека.
Системы
органов
(опорно-двигательная,
пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного занятия по
окружающему миру мира для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
по теме «Животные»».
Раздел 4. Природные зоны России

Тема 4.1.. Природа России и Содержание:
родного края.
1. Понятие о природной зоне. Географическое положение России.
2. Ледяная зона. Тундра.

2

2

4

4

2

2

2

2

3

3

3

2

2

22

13

13

6

7

5

3. Тайга.
4. Смешанные леса центральной полосы и Дальнего Востока. Смешанные
леса европейской части России. Формирование животного и
растительного мира в Степи
5. Полупустыни и пустыни умеренного пояса..
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
1. Практическое занятие. «Постановка учебных задач и организация их
решения в процессе работы с контурной картой «Природные зоны
России» в соответствии с уровнем познавательного и личностного
развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и
ОВЗ».
2. Лабораторная работа. «Наблюдение и анализ эффективности учебного
занятия по окружающему миру в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
по теме «Природные зоны России»».
3. Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного занятия по
окружающему миру для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
по теме «Природные зоны России»».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5. Человек и общество.
Тема 5.1. Человек — член
Содержание:
общества.
1. Сущность учебных задач, заложенных в системе знаний об обществе в
начальной школе и начальной школе компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
2. Взаимоотношения человека с другими людьми. Общение.
3. Семья - самое близкое окружение человека
4. Правила поведения в социуме. Закономерности поведения в социальных
сетях. Друзья.
5. Понятие экономики.
6. Город и село. Значение труда в жизни человека и общества.
7. Общественный транспорт. Средства массовой информации.
8. Профессии людей.

7

7

2

1

2

1

3

2

*
21
8

*
21
4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного занятия по
окружающему миру для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
по теме «Путешествие по странам мира»».
Тема 5.2. Страницы Содержание:
всемирной истории и родного
1. Мир древности
края.
2. Средние века
3. Новое время
4. Новейшее время
5. Патриоты России.
6. История Отечества.
7. История родного края.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
1. Лабораторная работа. «Наблюдение и анализ эффективности учебного
занятия по окружающему миру в начальных классах и начальных
классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
по теме «Страницы всемирной истории»».
2. Практическое занятие. «Планирование фрагмента учебного занятия по
окружающему миру для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
по теме «Страницы всемирной исто- рии»2.
Толевая практика» по разделу № 5. Теория и методика обучения
УП.01 Учебная практика «
р».
предмету «Окружающий ми
Виды работ:
Овладение методикой:
объектов для наблюдения;
- выбора наиболее удобных
- ведения
метеорологичесю их наблюдений, определяющих погоду и ее изменение: определение ти,
формы облаков, облачное вида остатков, силы и направления ветра, температуры воздуха, ы и
тумана, наблюдение за высотой Солнца;
давления, образования рос
- наблюдения сезонных изм де; енений в природе по заранее предложенному плану в неживой приро- ориентирования на местнс
ста, определения сторон горизонта по Солнцу, компасу, местным при-

2

2

2

2

7

4

3

2

2

2

2

36

36

знакам;
- движения по азимуту;
- определения расстояния на местности;
- составления плана местности, глазомерной съемки: маршрутной и площадной;
- изучения форм рельефа своей местности, геологических обнажений: речной долины, родника;
- изучения водоемов своей местности: реки, родника (свойств воды, ширины реки, изменения скорости
течения, промер глубины, оценка экологического состояния);
- наблюдения за сезонными изменениями в природе по заранее предложенному плану в жизни растений
и животных;
- описания обитателей изучаемых природных сообществ (пойменного и суходольного луга, водоема,
искусственных сообществ: поля, огорода, сада, парка, сквера);
- описания приспособлений животных и растений к условиям обитания родного края и материков нашей
планеты;
- выявление изменений многообразия растительного и животного мира под влиянием антропологического фактора;
- сбора растений для гербария, коллекций горных пород и минералов родного края;
- изготовления гербария растений различных природных сообществ;
- оценки экологического состояния природных сообществ родного края;
- осуществления природоохранной работы;
подготовки отчета с презентацией по учебной «Полевой практике».
ПП.01 Производственная практика «Пробные уроки» по разделу № 5 Теория и методика обучения предмету «Окружающий мир».
Виды работ:
1. Осуществлении профессиональной деятельности по преподаванию окружающего мира в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в
соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Планирование различных типов учебных занятий по окружающему миру в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования:
- выбор основных методов и приемов работы учащихся начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на учебном занятии по окружающему
миру;
- подготовка необходимой наглядности, подбор оборудования для проведения учебного занятия по
окружающему миру;

48

48

- расчет времени для каждого этапа учебного занятия по окружающему миру;
- разработка технологической карты учебного занятия по окружающему миру.
3. Проведение различных типов учебных занятий по окружающему миру в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
4. Преподавание окружающего мира с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
сОВЗ.
5. Формирование мотивации к обучению обучающихся с сохранным развитием и ОВЗ на учебных
занятиях по окружающему миру.
6. Организация учебного процесса по окружающему миру в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с учетом своеобразия социальной
ситуации развития первоклассника.
7. Формирование УУД в процессе преподавания окружающего мира в начальных классах и начальных классах инклюзивного, компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
8. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с сохранным развитием и ОВЗ в процессе преподавания окружающего мира.
9. Реагирование на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным развитием и
ОВЗ к учителю (студенту) в процессе преподавания окружающего мира и распознавание за ними
серьезных личных проблем.
10. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих результатов
освоения образовательной программы обучающимися с сохранным развитием и ОВЗ на учебных
занятиях по окружающему миру.
11. Осуществление объективной оценки достижения образовательных результатов обучающихся с
сохранным развитием и ОВЗ на основе тестирования и других методов контроля с учетом их
возможностей, неравномерности индивидуального психического развития на учебных занятиях
по окружающему миру.
12. Систематический анализ эффективности учебных занятий по окружающему миру и подходов к
обучению в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования:
- организация самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности;
- интерпретация результатов оценки учебного занятия методистом и учителем;
- осуществление рефлексии.

Тематика курсовых работ по разделу №5 теория и методика обучения предмету «окружающий
мир»

1. Игра как метод экологического воспитания младших школьников с устойчивой неуспеваемостью
на учебных занятиях окружающего мира.
2. Интеллектуальные игры по учебному предмету «Окружающий мир» как способ активизации дополнительного чтения учащихся с устойчивой неуспеваемостью.
3. Интеллектуальные игры по учебному предмету «Окружающий мир» как способ активизации дополнительного чтения учащихся.
4. Межпредметные связи на учебных занятиях по окружающему миру в начальной школе, в том
числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования как условие формирования и
развития познавательных УУД у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
5. Межпредметные связи на учебных занятиях по окружающему миру в начальной школе, в том
числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования как условие формирования и
развития познавательных УУД у младших школьников с ОВЗ.
6. Обобщение и систематизация знаний на учебных занятиях по окружающему миру как способ
формирования логических УУД младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
7. Организация и проведение краеведческой работы как условие патриотического воспитания младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
8. Работа с терминами на учебных занятиях по окружающему миру как способ формирования первоначальных природоведческих и обществоведческих понятий у младших школьников.
9. Систематические наблюдения в природе как способ формирования познавательных УУД
младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
10. Систематические наблюдения в природе как способ формирования познавательных УУД младших школьников с ОВЗ.
11. Специфика наблюдения как метода изучения окружающего мира в начальных классах, в том
числе компенсирующих и коррекционно-развивающих.
12. Формирование понятийно- категориального аппарата на учебных занятиях по окружающему
миру у младших школьников с устойчивой неуспеваемостью.
13. Формирование понятийно- категориального аппарата на учебных занятиях по окружающему
миру у младших школьников с ОВЗ.
14. Экскурсия как способ формирования познавательных УУД у младших школьников с устойчивой
неуспеваемостью на учебных занятиях по окружающему миру. _________________________________

Тематический план профессионального модуля ПМ 01. МДК 01.05. Теория и методика обучения предмету «Окружающий мир»
Коды

Наименование разделов про-

профес-

фессионального модуля

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного

Всего часов

курса

{макс,

сиональ-

Обязательная аудиторная учебная нагрузка Самостоятельная

учебная

ных ком-

обучающегося

нагрузка и

пе-тенций

практика)

Всего

вт.ч.

бота обучающегося

лабораторные вт.ч. курсовая

работы

Всего
часов

и работа

практические

за- (проект) часов

нятия, часов

3

2
Раздел

1.

Основы

преподавания

методики

ра- Учебная, кол. Производствен-ная (по
часов

профилю специальности, часов (если

часов

1

Практика

4

5

12

12

4

30

30

18

14

14

5

13

13

7

21

21
90

6
40

7

6

предусмотрена
Пром. кон-

рассредоточен-ная

атте

практика)

суль

ста

та-

ция

ция

9

8

10

11

предмета

«Окружающий мир»
Раздел 2. Человек и природа.
Неживая природа.
Раздел 3. . Человек и природа.
Живая природа.
Раздел

4.

Природные

зоны

России
Раздел 5. Человек и общество
Итого

100
*

10

6

4

36

12

АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПМ 01. МДК. 01.05 «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»
1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины МДК.01.05 «Теория и методика обучения
предмету «Окружающий мир»» является частью программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.05 Коррекционная
педагогика в начальном образовании, Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации №183 от 13.0310.2018г. «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании».
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина МДК.01.05 «Теория и методика обучения предмету
«Окружающий мир»» входит в вариативную часть естественнонаучного цикла.
3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать материал учебного предмета для формирования у младших
школьников целостного представления об окружающем мире;
- находить и использовать методическую литературу и другие источники
информации, необходимые для подготовки к урокам;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного
предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарногигиеническими нормами;
- устанавливать межпредметные связи методики с экологией, естествознанием,
педагогикой и другими науками, анализировать статьи в педагогических журналах,
посвященные общим проблемам преподавания естествознания в начальной школе;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной
деятельности обучающихся на уроках по учебному предмету, строить их с учетом
особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности
обучающихся;
- проводить демонстрационные опыты, организовывать детей во время проведения
наблюдений и опытов, методически правильно составлять вопросы к беседе,
тексты для рассказов, владеть приемами сравнения, противопоставления;
- использовать технические средства обучения (ТСО), подбирать наглядные пособия,
изготавливать самостоятельно гербарии, коллекции и использовать их в
образовательном процессе;
- планировать уроки различных типов, составлять планы проведения внеклассных
мероприятий, планировать работу кружков, оформлять краеведческий материал,
работать индивидуально с каждым учеником;
- проводить контроль на уроках по учебному предмету, осуществлять отбор
контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов
обучения;
- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по учебному
предмету, выставлять оценки;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по учебному
предмету;

анализировать процесс и результаты обучения по предмету, корректировать и
совершенствовать их;
анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и
средств, поставленным целям и задачам; осуществлять самоанализ, самоконтроль
при проведении уроков;
составлять тематические планы и конспекты уроков разных типов для I-IV классов,
проводить внеклассные мероприятия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
содержание, цели и задачи изучения курса в начальной школе, о возрастании роли
экологического подхода к изучению природы;
требования образовательного стандарта начального общего образования и
примерные программы начального общего образования;
методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на
уроках по учебному предмету;
структуру основных типов уроков, дидактические требования к этапам урока;
основные методы, особенности каждого метода и требования, предъявляемые к
ним, методические приемы;
основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
методы и методики контроля результатов учебной деятельности младших
школьников по учебному предмету;
воспитательные возможности урока в начальной школе;
основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления
отметок и виды учета успеваемости обучающихся; педагогические и гигиенические
требования к организации обучения на уроках; логику анализа уроков;
виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
4. Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 100 ч., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 ч.,
самостоятельной работы обучающегося 6, промежуточная аттестация 4
ч.
*

5. Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Общие методические вопросы преподавания предмета
«Окружающий мир»
Тема 1.1 Содержание и задачи предмета «Окружающий мир»
Тема 1.2. Методы обучения младших школьников коррекционно-развивающих
классов на уроках окружающего мира
Тема 1.3. Разнообразие форм организации учебной деятельности и контроля
учебных достижений младших школьников
*
Гема 1.4. Требования к составлению технологической карты по ФГОС
Тема 1.5. Экскурсия в начальной школе, в том числе в условиях компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования.
Гема 1.6. Учебное оборудование по предмету «Окружающий мир» в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования
Тема 1.7. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями,
девиантным поведением на занятиях по окружающему миру в начальной школе, в
том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Тема 1. 8. Профилактика и адаптация обучающихся четвёртого класса с сохранным
развитием и с ограниченными возможностями здоровья к учебно-воспитательному
процессу по предмету «Окружающий мир»

Раздел 2. Человек и природа. Неживая природа.
Тема 2.1 Строение солнечной системы. Форма и размеры Земли.
Тема 2.2. Движение Земли вокруг Солнца. Следствия движения Земли вокруг
Солнца.
Тема 2.3. План и карта. Ориентирование по сторонам горизонта, компасу.
Масштаб.
Тема 2.4. Виды карт. Картографические проекции. Географические координаты.
Тема 2.5. Методика ознакомления с планом и картой младших школьников с
сохранным развитием и ОВЗ.
Тема 2.6. Литосфера. Внутреннее строение Земли.
Тема 2.7. Формы рельефа Земли. Особенности рельефа родного края.
Тема 2.9. Горные породы и минералы. Классификация. Методика работы с
коллекциями горных пород и минералов
Тема 2.10. Гидросфера. Свойства воды
Тема 2.11. Воды суши. Водоемы родного края.
Тема 2.12. Атмосфера и ее строение. Состав атмосферного воздуха.
Тема 2.13. Ветры и их виды. Образование облаков.
Раздел 3. Человек и природа. Живая природа.
Тема 3.1. Биосфера. Сущность учебных задач, заложенных в системе знаний о
природе.
Тема 3.2. Отличия живого от неживого. Почва
Тема 3.3. Растения. Ботаника-наука о растениях. Многообразие растений.
Тема 3.4. Вегетативные органы: корень, стебель, лист.
Тема 3.5. Генеративные и органы: цветок, соцветия.
Тема 3.6. Растительные сообщества. Сезонные изменения в растительном
сообществе.
Тема 3.7. Зоология - наука о животных. Отличие животного организма от
растительного.
Тема 3.8. Многообразие животного мира. Сезонные изменения в животном
сообществе.
Тема3.9. Человек - часть природы. Общее представление о строении тела человека.
Раздел 4. Природные зоны России
Тема 4.1 Понятие о природной зоне. Географическое положение России.
Тема 4.2. Ледяная зона. Тундра.
Тема 4.3.Тайга. Особенности природной зоны
Тема 4.4. Смешанные леса центральной полосы и Дальнего Востока. Смешанные
леса европейской части России. Животный и растительный мир степей.
Тема 4.5. Полупустыни и пустыни умеренного пояса Раздел 5. Человек и
общество Тема 5.1. Человек - член общества.
Тема 5.2. Взаимоотношения человека с другими людьми. Общение.
Тема 5.3. Семья - самое близкое окружение человека
Тема 5.4.Правила поведения в социуме. Закономерности поведения в социальных
сетях. Друзья.
Тема 5.5.Понятие экономики.
Тема 5.6.Город и село. Значение труда в жизни человека и общества.
Тема 5.6. Общественный транспорт. С Тема 5.7. Средства массовой информации.
Тема 5.8. Профессии людей.
Гема 5.9. Страницы всемирной истории и родного края.
Тема 5.10. Мир древности Тема 5.11. Средние века Тема 5.12. Новое время

Тема 5.13.Новейшее время Тема
5.14. Патриоты России.
Гема 5.15. История Отечества.
Тема 5.16. История родного края.
6. Итоговая аттестация в форме экзамена-5 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».