Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных
классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования»
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02.04
«Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля 02:
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности: организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных
классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования и соответствующие ему
общие и профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций:
Код
Наименование общих компетенций
ОК.01.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам.
ОК.02.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК.03.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК.04.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК.05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с
учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК.06.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК.09.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.10.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций:
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 1
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных
классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
ПК.2.1.
Планировать и проводить внеурочные занятия по направлениям развития личности
для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов
ПК.2.2.
Реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы
организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности;
ПК.2.3.
Осуществлять педагогический контроль, анализ эффективности организации
внеурочной деятельности и, оценку ее результатов
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля 02 «Организация внеурочной деятельности
обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционноразвивающего образования» студент должен:
Иметь
практический
опыт в:
развитии профессионально-значимых компетенций, необходимых для
планирования и организация внеурочной деятельности в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования;
осуществлении профессиональной деятельности по планированию и
организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
использовании в практике организации внеурочной деятельности в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования основных психологических подходов: культурно-исторического,
деятельностного и развивающего;
планировании и проведении внеурочных занятий по направлениям развития
личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования для достижения личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов;
планировании и проведении внеурочных занятий с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
использовании деятельностного подхода и образовательных технологий при
планировании и проведении внеурочной деятельности по направлениям
развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования;
реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов
организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
освоении и применении в процессе внеурочной деятельности психологопедагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для
адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные,
социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты,
сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями поведения, с
зависимостью;
формировании системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья в процессе
внеурочной деятельности;
оказании адресной помощи обучающимся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья в процессе внеурочной деятельности;
реагировании на непосредственные по форме обращения обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья к учителю в
процессе внеурочной деятельности и распознавании за ними серьезных личных
проблем;
владении профессиональной установкой на оказание помощи любому
обучающемуся в процессе внеурочной деятельности вне зависимости от его
реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и
физического здоровья;
организации внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с учетом
своеобразия социальной ситуации развития первоклассника;
разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов,
индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных
образовательных программ в процессе организации внеурочной деятельности
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями
здоровья с учетом их личностных и возрастных особенностей;
осуществлении контроля и оценки образовательных результатов внеурочной
деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья;
анализе эффективности организации внеурочной деятельности в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования;
понимании документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и
т.д.), использовании полученной информации в процессе организации
внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
планировании и организации внеурочной деятельности обучающихся в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
разработке и реализации программ внеурочной деятельности по направлениям
развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;
разработке и оформлении в бумажном и электронном виде планирующей и
отчетной документации в области внеурочной деятельности в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования.
Уметь:
использовать в практике организации внеурочной деятельности в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования основные психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и развивающий;
планировать внеурочную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья;
планировать и проводить внеурочные занятия по направлениям развития
личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования для достижения личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов;
планировать и проводить внеурочные занятия с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
организовывать различные виды внеурочной деятельности в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования: игровую, учебно-исследовательскую, художественнопродуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной
организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
использовать деятельностный подход и образовательные технологии при
планировании и проведении внеурочной деятельности по направлениям
развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования;
реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы
организации внеурочной деятельности по направлениям развития личности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в
реальной и виртуальной среде;
осваивать и применять психолого-педагогические технологии (в том числе
инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами
обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные
ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с
девиациями поведения, с зависимостью;
владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому
обучающемуся в процессе организации внеурочной деятельности вне
зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении,
состояния психического и физического здоровья;
реагировать на непосредственные по форме обращения обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья к учителю в
процессе внеурочной деятельности и распознавать за ними серьезные личные
проблемы;
разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты,
индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные
образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями
здоровья в процессе организации внеурочной деятельности;
владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием
и ограниченными возможностями здоровья, которые необходимо учитывать в
процессе внеурочной деятельности;
осуществлять педагогический контроль и оценку образовательных результатов
внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья;
анализировать эффективность организации внеурочной деятельности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими
педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать
индивидуальную образовательную траекторию обучающегося с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья в соответствии с
задачами достижения всех видов образовательных результатов (личностных,
метапредметных и предметных) в процессе организации внеурочной
деятельности;
планировать и организовывать внеурочную деятельность обучающихся в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой
деятельности);
понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и
т.д.), использовать полученную информацию в процессе организации
внеурочной деятельности начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
разрабатывать и реализовывать программы внеурочной деятельности по
направлениям развития личности в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
разрабатывать и оформлять в бумажном и электронном виде планирующую и
отчетную документацию в области внеурочной деятельности в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования
профессиональной этики в процессе организации внеурочной деятельности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования.
Знать
приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные
документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья, законодательство о правах ребенка,
трудовое законодательство;
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный
образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические
законы периодизации и кризисов развития;
особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и
развивающий, способы их применения в процессе организациивнеурочной
деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья;
теорию и технологию учета возрастных особенностей обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья;
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации
внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья;
направления развития личности (спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
особенности региональных условий, в которых реализуются используемые
образовательные программы начального общего образования, для
планирования и организации внеурочной деятельности обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья;
теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья;
основы планирования и проведения внеурочных занятий по направлениям
развития личности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования для достижения личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов;
основные принципы деятельностного подхода, дидактические основы
образовательных технологий, используемых во внеурочной деятельности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования;
современные, в том числе интерактивные, формы и методы организации
внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования;
психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые
для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные,
социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты,
сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями поведения, с
зависимостью;
методы осуществления педагогического контроля и оценки образовательных
результатов внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья;
особенности организации внеурочной деятельности по направлениям развития
личности в условиях инклюзивного образования;
структуру примерных и рабочих программ внеурочной деятельности;
требования к структуре, содержанию и оформлению планирующей и отчетной
документации в области внеурочной деятельности обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья.
Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля 02 «Организация внеурочной
деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования»:
Вид учебной работы
Объем часов
Учитель начальных классов и
начальных классов
компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования
Учитель начальных классов и
начальных классов
компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования с дополнительной
подготовкой
Всего часов
360
360
Из них на освоение МДК
108
108
в том числе, самостоятельная
работа
-
-
на практики, в том числе
учебную
36
36
и производственную
108
108
летнюю
108
108
2. Структура и содержание профессионального модуля 02 «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»:
2.1. Структура профессионального модуля 02 «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»:
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Коды
профессиональных
общих компетен
Наименования разделов
профессионального модуля
ций
Суммарный
объем
нагрузки,
час.
Обучение по МДК
Практики
Всего
Лабораторных
и практических
занятий
Учебная
Производств
енная
1
2
3
4
5
6
7
ПК.2.1-ПК.2.3
Раздел 1. Основы организации
внеурочной деятельности в
области информационнокоммуникативных технологий
84
36
10
12
36
Раздел 2. Основы организации
внеурочной деятельности в
начальном общем и
компенсирующем и
коррекционно-развивающем
образовании
84
36
10
12
36
60
60
40
ОК.01-ОК.05, ОК.09.
ПК.2.1 – ПК.2.3.
ОК.01 –ОК.06, ОК.09,
ОК.10.
ПК.2.1 – ПК.2.3
ОК.01 – ОК.06,
МДК 02.04. Основы организации
внеурочной работы в области
проектной деятельности
ОК.09, ОК.10.
ПК.2.1-ПК.2.3
ОК.01- ОК.06, ОК.09,
ОК.10
Производственная практика
108
Самостоятел
ьная работа
108
8
ПК.2.1-ПК.2.3
Летняя педагогическая
108
ОК.01-ОК.06, ОК.09,
ОК.10
Всего:
360
108
108
30
36
108
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.02«Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и
начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»:
Объем в часах
Объем в часах
для специальности
«Учитель
начальных классов
и начальных
классов
компенсирующего
и коррекционноразвивающего
образования с
дополнительной
подготовкой»
Наименование разделов и тем
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК)
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная
работа обучающихся, курсовая работа (проект)
для специальности
«Учитель начальных
классов и начальных
классов
компенсирующего и
коррекционноразвивающего
образования»
1
2
3
4
Раздел 4. Основы организации внеурочной работы в области проектной деятельности
60
84
МДК 02.04. Основы организации внеурочной работы в области проектной деятельности
60
36
Тема I. Метод проектов в образовательном процессе
Тема 1.1. Компетентностный
подход к методу проектов
Содержание:
4
Компетентностный подход к методу проектов. Компетенции. Виды,
характеристика. Виды умений, формируемых в проектной деятельности:
рефлексивные, поисковые, оценочная самостоятельность, менеджерские,
коммуникативные, презентационные
Метод проектов Понятие. Исторические этапы развития проектной
деятельности. Тематика проектов
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
2
2
2
Практическое занятие 1. «Составление перечня умений, формируемых в
процессе проектной деятельности».
2. Составление тематики проектной деятельности для начальной школы
Тема 1.2 Организация
взаимодействия в ходе
проектной деятельности
Содержание:
15
15
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
6
6
Практическое занятие 1. «Разработка консультативного контакта».
2
2
Практическое занятие 2. «Оформление дневника проектной деятельности».
2
2
Содержание:
6
6
2
2
Модель взаимодействия «учитель-ученик» при работе над проектом.
Учитель – фасилитатор. Функции учителя: консультативная, мотивационная,
фасилитирующая, наблюдательная. Роль ученика: принимать решения,
выстраивать систему взаимоотношений с людьми, оценивать
Консультирование как форма педагогического сопровождения проектной
деятельности. Консультативный контакт. Задачи консультативного контакта.
Взаимодействие через систему вопросов: открытые, полуоткрытые,
альтернативные, уточняющие, проверочные, оценочные, директивные,
резюмирующие.Приемы активного слушания.
Тема 1.3. Содержание
учебного проекта
Требования к проекту. Социально-значимая задача. Планирование действий.
Поиск информации. Выход проекта. Представление. Циклограмма проекта
Классификация проектов. Виды проектов: по доминирующей деятельности
учащихся, по компетентности и характеру контактов,по продолжительности.
Формы продуктов проектной деятельности Формы продуктов проектной
деятельности: атлас, выставка, газета, журнал, игра, карта, коллекция,
костюм, макет, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета,
письмо в…, праздник, прогноз, публикация, сказка, статья, сравнительносопоставительный анализ, сценарий, чертеж, экскурсия.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 1. Рассмотрение проектов по доминирующей
деятельности учащихся
Практическое занятие 2. Рассмотрение проектов по характеру контактов
Практическое занятие 3. Рассмотрение проектов по продолжительности
Тема 1.4 Этапы работы над
проектом
Содержание:
Поисковый этап Моделирование идеальной ситуации. Анализ реальной
ситуации. Определение и анализ проблемы. Анализ имеющейся
информации. Определение потребности в информации. Сбор и изучение
информации.
Аналитический этап Постановка цели проекта. Определение задач. Анализ
рисков. Составление плана реализации проекта. Анализ ресурсов.
Планирование продукта. Анализ имеющейся информации. Определение
потребности в информации. Сбор и изучение информации.
Практический этап Выполнение плана работ. Текущий контроль
Презентационный этап Предварительная оценка продукта. Планирование
презентации и подготовка презентационных материалов. Виды презентации:
воплощение, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог
исторических или литературных персонажей, игра с залом, инсценировка
реального или вымышленного исторического события, научная конференция,
доклад, отчет исследовательской экспедиции, путешествие, реклама,
ролевая игра, соревнование, спектакль.
Контрольный этап Анализ результатов выполнения проекта. Оценка
продукта. Оценка продвижения.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 1 Рассмотрение особенностей работы на поисковом
этапе: моделирование идеальной ситуации
Практическое занятие 2 Рассмотрение особенностей работы на поисковом
этапе: сбор и изучение информации.
Практическое занятие 3 Рассмотрение особенностей работы на
аналитическом этапе: постановка цели проекта, формулирование задач
Практическое занятие 4 Рассмотрение особенностей работы на практическом
этапе: текущий контроль
Практическое занятие 5 Рассмотрение особенностей работы на
презентационном этапе: предварительная оценка продукта
Практическое занятие 6 Рассмотрение особенностей работы на
презентационном этапе: деловая игра, игра с залом, реклама
Практическое занятие 7. Рассмотрение особенностей работы на контрольном
этапе: оценка продукта, оценка продвижения
Тема 1.5. Оформление
результатов проекта
Содержание:
Паспорт проектной работы Варианты использования. Структура паспорта.
Паспорт проектной работы Варианты использования. Структура паспорта.:
паспорт проекта, план выполнения, промежуточные отчеты, вся информация
по теме проекта, результаты исследования, записи идей, гипотез, решений,
отчет о совещании группы, краткое описание всех проблем, эскизы, чертежи,
материалы к презентации
Система оценки проектной работы Требования к уровню сформированности
ключевых компетенций учащихся. Критерии оценки: важность темы проекта,
глубина исследования проблемы, оригинальность предложенных решений,
качество выполнения продукта, убедительность презентации
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Практическое занятие 1. Разработка структуры паспорта собственного
проекта
Практическое занятие 2 Составление проектной папки собственной
проектной работы: выполнение промежуточных отчетов
3
Практическое занятие 3 Составление проектной папки собственной
проектной работы: записи идей гипотез 1
Практическое занятие 4 Составление проектной папки собственной
проектной работы: отчет о совещании группы
Практическое занятие 5 Анализ ключевых компетенций проектной
деятельности учащихся начальной школы
Самостоятельная работа обучающихся
Работа над понятийным аппаратом (составление словаря)
2. Подготовка к практическим занятиям по методическим рекомендациям
педагога.
3. Работа с литературой, рекомендуемой преподавателем (конспект)
4. Составить список литературы, необходимый для осуществления проекта
(тема на выбор) (записи)
5. Проанализировать риски, которые могут возникнуть в результате
проектной деятельности.(эссе)
6. Разработать доклад как форму презентации продукта проектной
деятельности (публичная защита)
7. Разработать перечень критериев оценки проектной работы (публичная
защита
Примерная тематика курсовых работ
1. Особенности проектной деятельности младших школьников.
2. Проектная деятельность как средство развития рефлексивных
способностей младших школьников.
3. Развития любознательности у детей начальной школы в процессе
проектной деятельности.
*
*
4. Формирование универсальных учебных действия младших школьников в
процессе проектной деятельности.
5. Проблемы использования проектной методики в начальной школе.
6. Организация работы с родителями в ходе выполнения проектной
деятельности в начальной школе.
7. Формы продукта проектной деятельности в начальной школе.
8. Готовность младших школьников к проектной деятельности.
9. Реализация метода проектов во внеурочной деятельности младшего
школьника.
10. Пропедевтическая работа учителя как условие эффективного
использования метода проектов в начальной школе.
11. Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных
умений младших школьников.
12. Проектная деятельность как средство формирования информационной
культуры младших школьников
13. Особенности работы над исследовательским проектом в начальной
школе.
14. Использование проектного метода при формировании личностных
компетенций учащихся начальной школе
15. Использование проектного метода как средство воспитания гражданских
качеств у младших школьников.
УП.02 Учебная практика по разделу № 4..Основы организации внеурочной работы в области проектной
деятельности.
Виды работ:
Учебная практика Виды работ Наблюдение и анализ плана и организации внеурочной работы в области
проектной деятельности младших школьников.
12
12
36
36
Раздел 2. Основы организации внеурочной деятельности в начальном общем и компенсирующем и
коррекционно-развивающем образования.
84
84
МДК.02.02 Основы организации внеурочной деятельности в начальном общем и компенсирующем и
коррекционно-развивающем образования
36
36
Тема 1. Теоретические и методические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе в
начальном общем и компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании.
26
26
Тема 1.1 Сущность и
Содержание:
3
3
содержание внеурочной
Внеурочная работа в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования: сущность,
цель, задачи, функции.
2
2
ПП.02 Производственная практика по разделу № 4..Основы организации внеурочной работы в области
проектной деятельности Виды работ:
Определение целей и задач, планирование проведения внеурочной работы в области проектной
деятельности. . Подготовка и проведение внеурочной работы в области проектной деятельности.
Наблюдение, анализ и самоанализ внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждение
мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями
работы в начальном общем и
компенсирующем и
коррекционно-развивающем
образования.
Особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования.
Разнообразие форм организации внеурочной работы с младшими
школьниками в условиях инклюзивного образования.
Тема 1.2. Виды и направления
внеурочной деятельности
младших школьников в
начальном общем и
компенсирующем и
коррекционно-развивающем
образовании.
Содержание:
Виды и направления внеурочной деятельности в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования.
Разнообразие форм организации внеурочной работы с младшими
школьниками в начальном общем и компенсирующем и коррекционноразвивающем образования.
Тема 1.3. Методы и
Содержание:
формы организации
Основные методы и формы организации внеурочной деятельности младших
школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
внеурочной
2
2
1
1
2
2
1
1
деятельности младших
школьников в начальных
классах и начальных классах
компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования.
Основные приемы взаимодействия с младшими школьниками в процессе
внеурочной деятельности: дидактические игры, подвижные игры, групповая
дискуссия, мини – конкурсы, игровые тренинги.
Тема 1.4. Требования к
Содержание:
организации внеурочной
Педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной
работы в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
работы в начальных классах и
начальных классах
компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования.
Тема 1.5. Планирование
Содержание:
внеурочной работы в
начальных классах и начальных
классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования
Специфика планирования внеурочной работы в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования: учет возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Условия подбора и использования дидактического материала в процессе
организации внеурочной работы в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Содержание:
Тема 1.6. Воспитательные
возможности внеурочной
работы в начальных классах и
начальных классах
компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования
Основные направления воспитательной работы во внеурочной
деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
Тема 1.7. Основы организации
внеурочной
Содержание:
работы по математике в
начальных классах и начальных
классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования
Тема 1.8. Основы организации
внеурочной работы по
русскому языку, литературному
чтению в начальных классах и
начальных классах
компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования.
Задачи воспитательной работы в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
5
5
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
3
3
Лабораторная работа 1. «Наблюдение и анализ эффективности внеурочного
занятия по математике в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования».
1
1
Практическое занятие 1. «Планирование внеурочного занятия по
математике в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования».
2
2
Содержание:
5
5
Основы организации внеурочной работы по математике в начальных классах
и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования: цель, задачи, основное содержание, специфика организации.
Значение и задачи, содержание и формы внеурочной работы по математике
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования
Основы организации внеурочной работы по русскому языку, литературному
чтению в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования: цель, задачи, основное
содержание, специфика организации.
Значение и задачи, содержание и формы внеурочной работы по русскому
языку, литературному чтению в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Тема 1.9. Основы организации
внеурочной
работы по окружающему
миру в начальных классах и
начальных классах
компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
3
3
Лабораторная работа 2. «Наблюдение и анализ эффективности внеурочного
занятия по русскому языку, литературному чтению в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования».
1
1
Практическое занятие 2. «Планирование внеурочного занятия по русскому
языку, литературному чтению в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования».
2
2
Содержание:
5
5
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
3
3
Лабораторная работа 3. «Наблюдение и анализ эффективности внеурочного
занятия по окружающему миру в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования».
1
1
Практическое занятие 3. «Планирование внеурочного занятия по
окружающему миру в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования».
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
*
*
10
10
2
2
Основы организации внеурочной работы по окружающему миру в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования: цель, задачи, основное содержание, специфика
организации и проведения в начальной школе.
Значение и задачи, содержание и формы внеурочной работы по
окружающему миру в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Тема 2. Организация внеурочной работы в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
Содержание
Тема 2.1. Программнометодические и дидактические
ресурсы внеурочной
деятельности в начальных
классах и начальных классах
компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования.
Определение педагогической цели и задач организации внеурочной
деятельности в начальной школе по социально-педагогическому
направлению.
Тема 2.2. Проектирование
Содержание:
программы внеурочной
Принципы построения и структурные компоненты учебно-тематического
плана программы внеурочной деятельности для младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
деятельности для младших
школьников с ограниченными
возможностями здоровья.
Программно-методические и дидактические ресурсы внеурочной
деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
Тема 2.3. Планирование
внеурочных занятий по
направлениям развития
личностных, метапредметных и
предметных образовательных
результатов (спортивнооздоровительное, духовнонравственное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное).
Содержание:
Тема 2.4. Содержание
Содержание:
программы внеурочной
Принципы построения и структурные компоненты программы внеурочной
деятельности для младших школьников с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидностью.
1
1
2
2
3
3
Особенности организации внеурочных занятий по направлениям развития
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное, общекультурное)..
Принципы построения и структурные компоненты учебно-тематического
плана программы внеурочных занятий по направлениям развития
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное, общекультурное).
деятельности для младших
школьников с ограниченными
возможностями здоровья.
Тема 2.5. Проектирование
совместных с семьей
мероприятий внеурочной
деятельности в условиях
компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования.
Тема 2.6. Организация
внеурочных мероприятий в
условиях компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования.
Разработка содержания программы внеурочной деятельности в
соответствии с особенностями младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
1
1
Практическая работа 4 «Разработка индивидуального образовательного
маршрута, индивидуальной программы развития и индивидуальноориентированной образовательные программы с учетом личностных и
возрастных особенностей обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии с родителями
(законными представителями), другими педагогическими работниками и
психологами».
1
1
Содержание:
1
1
1
1
*
*
12
12
Особенности проектирования и реализации мероприятий для организации
внеурочной деятельности совместно с семьей: праздник, проект,
соревнования, клуб.
Содержание:
Особенности организации и проведения внеурочных мероприятий,
требующих создания специальных условий для включения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Самостоятельная работа обучающихся
УП.02 Учебная практика по разделу № 2. Основы организации внеурочной деятельности в начальном общем
и компенсирующем и коррекционно-развивающем образования.
Виды работ:
Анализ направлений внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
Анализ планов организации внеурочной работы с обучающимися с сохранным здоровьем и ОВЗ в начальных
классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Анализ отчетных и аналитических материалов по организации и содержанию внеурочной деятельности
младших школьников сохранным здоровьем и ОВЗ.
Анализ системы работы руководителя кружка, научного клуба в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Разработка программ внеурочной деятельности по направлениям развития личности в области математики,
русского языка, литературного чтения и окружающего мира в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПП.02 Производственная практика по разделу № 2. Основы организации внеурочной деятельности в
начальном общем и компенсирующем и коррекционно-развивающем образования.
Виды работ:
Осуществлении профессиональной деятельности по проведению внеурочных занятий в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Планирование различных типов внеурочных занятий в образовательных областях математики, русского
языка, литературного чтения и окружающего мира в начальных классах и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования для достижения личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов:
выбор основных методов, в том числе интерактивных, приемов работы обучающихся начальных классов и
начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на внеурочном занятии;
подготовка необходимой наглядности, подбор оборудования для проведения внеурочного занятия;
расчет времени для каждого этапа внеурочного занятия;
разработка технологической карты внеурочного занятия.
Проведение различных типов внеурочных занятий в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с использованием основных психологических
36
36
подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего в образовательных областях
математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
Преподавание на внеурочных занятиях в образовательных областях математики, русского языка,
литературного чтения и окружающего мира с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ОВЗ.
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и
индивидуально-ориентированных образовательных программ в процессе организации внеурочной
деятельности обучающихся в образовательных областях математики, русского языка, литературного чтения и
окружающего мира с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья с учетом их
личностных и возрастных особенностей.
Применение в процессе внеурочной деятельности психолого-педагогических технологий (в том числе
инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные,
социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными
возможностями здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью.
Использовании полученной информации из документации специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.) в процессе организации внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Осуществлении контроля и оценки образовательных результатов внеурочной деятельности обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья.
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья в процессе внеурочной деятельности.
Оказание адресной помощи обучающимся с сохранным развитием и ограниченными возможностями
здоровья в процессе внеурочной деятельности.
Реагирование на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья к учителю в процессе внеурочной деятельности и распознавание за
ними серьезных личных проблем.
Оказание помощи любому обучающемуся в процессе внеурочной деятельности вне зависимости от его
реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Анализ эффективности организации внеурочной деятельности в образовательных областях математики,
русского языка, литературного чтения и окружающего мира в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Раздел 3. Методическое обеспечение внеурочной деятельности в начальном общем и компенсирующем и
коррекционно-развивающем образовании.
84
84
МДК.02.03 Методическое обеспечение внеурочной деятельности в начальном общем и компенсирующем и
коррекционно-развивающем образовании
36
36
Тема 1. Концептуальные основы, содержание и особенности современных подходов к организации
внеурочной деятельности в начальном общем и компенсирующем и коррекционно-развивающем
образовании.
36
36
20
20
Тема 1.1. Изучение и анализ
проблем начального общего,
компенсирующего и
коррекционно-развивающего
образования в области
внеурочной деятельности
младших школьников.
Содержание:
Основные принципы деятельностного подхода, дидактические основы
образовательных технологий, используемых во внеурочной деятельности в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования
Особенности современных подходов и педагогических технологий в области
начального образования и компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования в области внеурочной деятельности младших школьников.
Современные, в том числе интерактивные, формы и методы организации
внеурочной деятельности по направлениям развития личности в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования.
Методы психодиагностики личностных характеристик и возрастных
особенностей обучающихся с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья, которые необходимо учитывать в процессе
внеурочной деятельности.
Методы осуществления педагогического контроля и оценки образовательных
результатов внеурочной деятельности обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья;
Изучение и анализ педагогической и методической литературы, современных
образовательных ресурсов по проблемам начального общего образования и
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Психологопедагогические и методические периодические издания. Современные
образовательные ресурсы в методической работе учителя начальных классов
и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования. Систематизация педагогического опыта на основе изучения
педагогической литературы в области внеурочной деятельности младших
школьников.
Тема 1.2. Содержание и
особенности современных
подходов к организации
внеурочной деятельности в
начальном общем
образовании и в
компенсирующем и
коррекционно-развивающем
образовании
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
2
2
Практическое занятие 1. «Подбор стандартизированных методик для
психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей
обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями
здоровья, которые необходимо учитывать в процессе внеурочной
деятельности».
2
2
Содержание:
12
12
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
6
6
Практическое занятие 2. «Сопоставительный анализ психолого-педагогических
технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с
различными контингентами обучающихся: одаренными, социально
уязвимыми, попавшими в трудные жизненные ситуации, мигрантами,
сиротами, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями
поведения, с зависимостью».
4
4
Практическое занятие 3. «Решение ситуационных задач по оказанию помощи
любому обучающемуся в процессе организации внеурочной деятельности вне
зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в
2
2
Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные),
необходимые для адресной работы с различными контингентами
обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие в трудные
жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями
здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью.
поведении, состояния психического и физического здоровья и реагированию
на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным
развитием и ОВЗ к учителю в процессе внеурочной деятельности и
распознаванию за ними серьезных личных проблем».
Тема 1.3. Оформление
планирующей и отчетной
документации в области
внеурочной деятельности
обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными
возможностями здоровья в
начальном общем
образовании и в
компенсирующем и
коррекционно-развивающем
образовании.
Содержание:
4
4
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
2
2
Лабораторная работа 1. «Виртуальная экскурсия по индивидуальным сайтам
педагогов. Анализ электронных портфолио педагогов в области внеурочной
деятельности».
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
*
*
12
12
Требования к структуре, содержанию и оформлению планирующей и отчетной
документации в области внеурочной деятельности обучающихся с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья.
УП.02 Учебная практика по разделу № 3. Методическое обеспечение внеурочной деятельности в начальном
общем и компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании.
Виды работ:
Разработка плана адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально
уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями
здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью.
Составление плана внеурочной деятельности в начальной школе, в том числе компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования на основе изученной документации, продуктов деятельности
школьников, мониторинга учебной деятельности.
Систематизация педагогического опыта на основе изучения Интернет-ресурсов в области внеурочной
деятельности младших школьников начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
ПП.02 Производственная практика по разделу № 3. Методическое обеспечение внеурочной деятельности в
начальном общем и компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании.
Виды работ
Осуществлении профессиональной деятельности по проведению внеурочных занятий в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Планирование различных типов внеурочных занятий по направлениям развития личности в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования для достижения
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
выбор основных методов, в том числе интерактивных, приемов работы обучающихся начальных классов и
начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на внеурочном занятии;
подготовка необходимой наглядности, подбор оборудования для проведения внеурочного занятия;
расчет времени для каждого этапа внеурочного занятия;
разработка технологической карты внеурочного занятия.
Проведение различных типов внеурочных занятий в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с использованием основных психологических
подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего.
Преподавание на внеурочных занятиях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и
индивидуально-ориентированных образовательных программ в процессе организации внеурочной
деятельности обучающихся с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья с учетом их
личностных и возрастных особенностей.
Применение в процессе внеурочной деятельности психолого-педагогических технологий (в том числе
инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные,
социально уязвимые, попавшие в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными
возможностями здоровья, с девиациями поведения, с зависимостью.
36
36
Использовании полученной информации из документации специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.) в процессе организации внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Осуществлении контроля и оценки образовательных результатов внеурочной деятельности обучающихся с
сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья.
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья в процессе внеурочной деятельности.
Оказание адресной помощи обучающимся с сохранным развитием и ограниченными возможностями
здоровья в процессе внеурочной деятельности.
Реагирование на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным развитием и
ограниченными возможностями здоровья к учителю в процессе внеурочной деятельности и распознавании за
ними серьезных личных проблем.
Оказание помощи любому обучающемуся в процессе внеурочной деятельности вне зависимости от его
реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Анализ эффективности организации внеурочной деятельности в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
ПП.02 Производственная практика «Летняя практика».
Виды работ:
Осуществлении профессиональной деятельности в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Планирование различных мероприятий по направлениям развития личности в ДОЛ.
Проведение различных мероприятий по направлениям развития личности в ДОЛ с использованием основных
психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и развивающего и учетом особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ.
108
108
Реализация индивидуальных воспитательных маршрутов, индивидуальных программ развития в процессе
работы в ДОЛ с детьми с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья с учетом их
личностных и возрастных особенностей.
Применение в деятельности психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых
для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные, социально уязвимые, попавшие
в трудные жизненные ситуации, мигранты, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, с девиациями
поведения, с зависимостью.
Использовании полученной информации из документации специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.) в процессе организации мероприятий.
Формирование системы регуляции поведения и деятельности детей с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья.
Оказание адресной помощи детям с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья..
Реагирование на непосредственные по форме обращения детей с сохранным развитием и ограниченными
возможностями здоровья к вожатому и распознавание за ними серьезных личных проблем.
Оказание помощи любому ребенку с сохранным развитием и ограниченными возможностями здоровья вне
зависимости от его реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и
физического здоровья.
Анализ эффективности организации и проведения мероприятий в ДОЛ.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02«Организация
внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»:
3.1. Для реализации программы профессионального модуля 02 «Организация внеурочной
деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования»:
Кабинет «Теории и методики компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»,
оснащенный оборудованием:
посадочными местами по количеству обучающихся;
рабочим местом преподавателя;
систематизированными по типам наглядными пособиями по коррекционной педагогике;
раздаточным материалом по коррекционной педагогике, видео и аудио-записями;
комплектом необходимой методической документации учителя начальных классов и начальных
классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования по коррекционной
педагогике;
УМК начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования;
техническими средствами:
интерактивной доской с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектором;
вентиляционным оборудованием, обеспечивающим комфортные условия проведения занятий.
Кабинет «Педагогики и специальной педагогики», оснащенный оборудованием:
посадочными местами по количеству обучающихся;
рабочим местом преподавателя;
систематизированными по типам наглядными пособиями по педагогике и специальной
педагогике;
раздаточным материалом по педагогике и специальной педагогике, видео и аудио-записями;
комплектом необходимой методической документации учителя начальных классов и начальных
классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
УМК начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования;
техническими средствами:
интерактивной доской с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектором;
вентиляционным оборудованием, обеспечивающим комфортные условия проведения занятий.
Лаборатории «Информатики и информационно-коммуникационных технологий», оснащенной
оборудованием:
посадочными местами по количеству подгруппы студентов;
рабочим местом преподавателя;
аудиторной доской для письма;
компьютерными столами по числу рабочих мест подгруппы студентов;
вентиляционным оборудованием, обеспечивающим комфортные условия проведения занятий.
техническими средствами:
комплектом сетевого оборудования, обеспечивающим соединение всех компьютеров,
установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
мультимедиа проектором;
интерактивной доской;
интерактивным столом;
комплектом робототехники;
персональными компьютерами с лицензионным программным обеспечением с доступом к сети
Интернет;
лазерным принтером;
цифровым фотоаппаратом;
цифровой видеокамерой;
устройством вывода звуковой информации: звуковыми колонками и наушниками по числу мест
обучающихся;
документ-камерой.
3.1.2.Оснащение баз практик:
Учебная практика реализуется в профессиональной образовательной организации и требует
наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех
видов работ, определенных содержанием программ профессионального модуля ПМ.02
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Производственная практика реализуется в организациях педагогического профиля,
обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области педагогическое
образование при наличии в учебном классе интерактивной доски, мультимедийного проектора,
МФУ, комплекта робототехники, документ-камеры, устройства вывода звуковой информации,
цифрового фотоаппарата.
Оборудование баз производственной практики должно соответствовать содержанию
профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть
профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренных
программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования:
Методические средства обучения:
комплект необходимой методической документации учителя начальных классов и начальных
классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
УМК начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего образования с специальных кабинетах;
информационные стенды;
систематизированные по типам наглядные пособия;
раздаточный материал, видео и аудио-записи;
контрольно – измерительные материалы на электронных носителях;
Технические средства обучения:
мультимедиа проектор;
интерактивная доска;
интерактивный стол;
комплект робототехники;
персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением с доступом к сети
Интернет;
лазерный принтер;
цифровой фотоаппарат;
цифровая видеокамера;
устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники по числу мест
обучающихся;
документ-камера.
Оборудование:
комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров,
установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
доска флипчарт формат А1
магниты комплект;
комплект бумаги для доски;
набор фломастеров для доски;
стеллажи с полками;
планшет для ученика;
комплект УМК начального общего образования в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
стол одноместный;
стул школьный;
комплект оборудования для театрализованной деятельности;
предметы декоративно-прикладного искусства;
учебное оборудование по ПДД;
рабочее место преподавателя;
посадочные места по числу обучающихся
Материально-техническое оснащение учебных аудиторий для лиц с ОВЗ и инвалидностью:
Для обучающиеся с нарушениями слуха и речи:
Бисенсорный кабинет: интерактивная доска, МФУ, программно-аппаратный комплекс «Видимая
речь», персональные компьютеры, мультимедиапроектор.
Радиокласс «Сонет»
Для обучающиеся с поражением опорно-двигательного аппарата:
Пандус. Подъемная платформа с наклонным перемещением для преодоления лестничных
маршей инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата.
Edutouch - специальная обучающая система для лиц с нарушением ОДА, предназначена для
учреждений, реализующих инклюзивное образование.
Для обучающиеся с нарушением зрения:
Рабочее место для лиц с нарушением зрения «Комфорт»
Стол с микролифтом на электроприводе ZWE0222
Моноблок, с диагональю 21.5 дюймов
Экранный увеличитель MAGic 12.0 Pro
Программное обеспечение экранного доступа Jaws for Windows 10
Портативный дисплей Брайля Focus 40 Blue
ПринтерБрайля Index Everest-D V4.
ЭСВУ «Аура» с функцией читающей машины
Тифлоинформационная система «Арев»
Мяч баскетбольный (звенящий), мяч волейбольный (звенящий), мяч футбольный (звенящий), мяч
футбольный со звуковым сигналом.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для
использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания:
Основные источники:
Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном заведении / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М.:
Чистые пруды, 2016.
Брыксина О.Ф., Галанжина Е.С., Смирнова М.А. Иформационно-коммуникационные технологии в
начальной школе. - Издательство: Академия, 2015.
Власенко, Вильданова, Подгорная: Начальная школа. Школа после уроков (CD) ФГОС – М.
Издательсво Учитель, 2014.
Горбунова С. Ю. Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями. - М.:
Национальный книжный центр, 2017.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и
дополнительного образования. Методическое пособие ФГОС 15г.. - М., 2015
Иванова Е. В., Мищенко Г. В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными
возможностями здоровья. - М.: Национальный книжный центр, 2017.
Китик Е.Е. Основы логопедии: Учеб. пособ. - СПб.: Лань, 2017.
Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособ. для СПО. /Под ред. Кумариной
Г.Ф. – М.: Юрайт, 2017.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ. 2-4 классы:
методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными
ситуациями: Учеб.-метод. пособ.- М.: Смысл, 2013.
Подымова Л.С. Педагогика: Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2017
Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное
образование. - 2013. - № 1.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б.Воронцова. – М.:
Просвещение, 2014.
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья:
учебник для ВУЗов. / Авт. И.Ю., Левченко С.Д. Забрамная. – М.: Академия, 2013.
Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. – М.:
Педагогический поиск, 2016.
Соловьева Л.Г. Логопедия: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017.
Тивикова С. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ. –
Издательство «Русское слово», 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013.
Федяинова, Хирьянова: Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ.
ФГОС – Издательство Учитель, 2014.
Цветкова, М. С. Информатика. Математика. 3-6 классы. Программы внеурочной деятельности для
начальной и основной школы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.: Бином. Лаборатория знаний,
2013.
Электронные издания (электронные ресурсы):
Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО [Электронный
ресурс]//М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
(Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/1DC33FDD-8C47-439D-98FD-8D445734B9D9(дата
обращения: 14.09.2018).
Детская личность: центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Информация о
деятельности центра и его структуре. Перечень документов по проблемам детей с ограниченными
возможностями и детей-инвалидов. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://schools.keldysh.ru/detlich/(дата обращения: 04.09.2018).
Детская личность: центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции [Электронный
ресурс]// (Режим доступа): URL: http://schools.keldysh.ru/detlich/(дата обращения: 14.09.2018).
Дефектолог.ру: материалы для родителей [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.defectolog.ru(дата обращения: 14.09.2018).
Зимин В.П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для СПО
[Электронный ресурс]// В. П. Зимин. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL:
www.biblio-online.ru/book/1932FD18-8DAB-4675-8908-D569EC1514D8(дата обращения: 15.09.2018).
Зимин, В. П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 2: учебное пособие для СПО
[Электронный ресурс]//В. П. Зимин. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL:
www.biblio-online.ru/book/C1135FDE-ED55-442E-B78D-D1492DBE9604(дата обращения: 15.09.2018).
Игры и материалы по тифлопедагогике для родителей незрячих детей [Электронный ресурс]//
(Режим доступа): URL: http://www.blindchild.narod.ru(дата обращения: 14.09.2018).
Институт коррекционной педагогики. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.ise.iip.net – =6&name=Web_Links&op=modload&l_op=visit&lid= (дата обращения:
14.09.2018).
Информационные ресурсы Подымова Л.С. Педагогика. [Электронный ресурс]: Учебник и
практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2017. (Режим доступа): URL: https://biblioonline.ru/book/pedagogika-398846 (дата обращения: 14.09.2018).
Коррекционная педагогика в начальном образовании [Электронный ресурс]// учебное пособие
для СПО /Г.Ф. Кумарина [и др.]; под ред. Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., пер. и доп. — М.:
Издательство Юрайт, 2018 (Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/18A9F146-A0E7-42AA8F1D-7ABCDE0661D3(дата обращения: 14.09.2018).
Коррекционная педагогика. Материалы по детской коррекционной педагогике: тематические
статьи, тесты on-line, методические рекомендации и пр. [Электронный ресурс]// (Режим доступа):
URL: http://www.kidsolr.com/specialeducation/(дата обращения: 14.09.2018).
Куприянов Д.В. Информационное обеспечение профессиональной деятельности [Электронный
ресурс]// учебник и практикум для СПО/ Д. В. Куприянов. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
(Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/1AFA0FC3-C1D5-4AD7-AA67-5375B13A415F(дата
обращения: 14.09.2018).
Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса
[Электронный ресурс]//учебное пособие для СПО / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — М.: Издательство
Юрайт, 2018. — (Режим доступа): URL: www.biblio-online.ru/book/EC49E675-60FB-4E94-92F795BC0E2C3333(дата обращения: 14.09.2018).
Николаева В.А. Тесты по информатике [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.junior.ru/wwwexam/(дата обращения: 14.09.2018).
Обучение детей-инвалидов. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.doktor.ru/onkos/krizis/obr31.htm(дата обращения: 14.09.2018).
Обучение детей-инвалидов. Законодательная база по обучению детей-инвалидов в РФ: условия
приема в учебные заведения, предоставляемые услуги, нормативы помещений образовательных
учреждений и т.п. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.doktor.ru/onkos/krizis/obr31.htm(дата обращения: 14.09.2018).
Основы коррекционной педагогики и специальной психологии [Электронный ресурс]// (Режим
доступа): URL:
http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOCategoriesPageContainer&HmaoSecsId=
SECTION_10328(дата обращения: 14.09.2018).
Особенности обучения детей с нарушенным зрением [Электронный ресурс]// (Режим доступа):
URL: http://delo.teolog.ru/deloN4001(дата обращения: 14.09.2018).
Особенности обучения детей с нарушенным зрением. Описание особенностей детей с разной
степенью нарушений зрения. Общие принципы их обучения, в том числе обучения совместно со
зрячими детьми. [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://delo.teolog.ru/deloN4001(дата обращения: 14.09.2018).
Слабовидящий ребенок в учебном коллективе [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://integr.narod.ru/konf0012/k305.htm(дата обращения: 04.09.2018).
Слабовидящий ребенок в учебном коллективе. Информация о личностных особенностях и
проблемах интеграции слепых и слабовидящих учащихся в коллективы сверстников.
[Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL: http://integr.narod.ru/konf0012/k305.htm(дата
обращения: 14.09.2018).
Соловьева Л.Г. Логопедия [Электронный ресурс]// учебник и практикум для СПО / Л.Г. Соловьева
Г.Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL:
www.biblio-online.ru/book/C29088D7-868F-48E3-AA94-4CCE241CC77D(дата обращения: 14.09.2018).
Специальная педагогика [Электронный ресурс]//учебник для СПО / Л.В. Мардахаев [и др.]; под
ред. Л.В. Мардахаева. — М.: Издательство Юрайт, 2018. (Режим доступа): URL: www.biblioonline.ru/book/130CD1E9-2CCA-4A1F-95BD-07F2673835C4.3(дата обращения: 14.09.2018).
Учебный центр "Логопед Мастер" [Электронный ресурс]// (Режим доступа): URL:
http://www.logopedmaster.ru/sections/7/126/2/265/(дата обращения: 14.09.2018).
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
02«Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»:
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ПК.2.1. Планировать и
проводить внеурочные
занятия по направлениям
развития личности для
достижения личностных,
метапредметных и
предметных
образовательных
результатов
Критерии оценки
Методы оценки
точность и обоснованность в в
определении целей и задач внеурочных
занятий;
экспертная оценка на
педагогической практике;
- оптимальность планирования
внеурочных занятий по направлениям
развития личности в начальных классах
и начальных классах компенсирующего
и коррекционно-развивающего
образования для достижения
личностных, метапредметных и
предметных образовательных
результатов
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
экзамен по
профессиональному
модулю;
точность соблюдения педагогических и
гигиенических требований к
организации внеурочных занятий;
методическая грамотность, соответствие
результата поставленным целям;
качество проведения внеурочного
занятия;
ПК.2.2.Реализовывать
современные, в том числе
интерактивные, формы и
методы организации
внеурочной деятельности
по направлениям развития
личности;
правильность выбора соответствия
содержания форм, методов и средств
обучения на внеурочном занятии
возрастным и индивидуальнопсихологическим особенностям
обучающихся;
экспертное наблюдение
проведения внеурочного
занятия на практике;
ПК.2.3. Осуществлять
педагогический контроль,
анализ эффективности
организации внеурочной
деятельности и, оценку ее
результатов
объективность оценки риска в принятии
решений в нестандартных ситуациях;
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
эффективность, компетентность и
объективность педагогического
контроля и оценки результатов
организации внеурочной деятельности
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ПК;
экспертная оценка на
практике;
ОК.01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам.
точность выбора учебно-методического
комплекта и материалов, с учетом вида
образовательного учреждения,
особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертная оценка на
практике;
экзамен по
профессиональному
модулю.
ОК.02. Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации, необходимой
для выполнения задач
профессиональной
деятельности.
грамотность осуществления поиска,
анализа и оценки информации,
необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности
экспертная оценка
презентаций и программ
профессионального
самосовершенствования и
портфолио педагогических
достижений;
экзамен по
профессиональному
модулю
ОК.03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.
осмысленность осуществления
профессиональной деятельности в
условиях обновления ее целей и
содержания.
экспертная оценка и
самооценка результатов
психолого-педагогической
диагностики уровня
готовности к
профессиональному
развитию;
ОК.04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами.
сформированность навыков
эффективного взаимодействия с
однокурсниками, преподавателями
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
ОК.05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста.
эффективность владения
коммуникативной компетенцией с
учетом особенностей социального и
культурного контекста
ОК.06. Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
принятие на себя гражданскопатриотической позиции,
ответственности за осознанное
экспертная оценка на
внеурочных занятиях,
учебной и
производственной
практике;
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертное наблюдение на
практике;
экзамен по
профессиональному
модулю.
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей.
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей в
образовательном процессе
экспертная оценка на
практике;
ОК.09. Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
эффективность владения ИКТ
технологиями в профессиональной
деятельности
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертное наблюдение на
практике;
экзамен по
профессиональному
модулю.
ОК.10. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
эффективность владения
государственным и иностранным
языками для пользования
профессиональной документацией
выполнение единых требований к
самооценка, педагогическая
рефлексия
сформированности ОК;
экспертное наблюдение на
практике;
экзамен по
профессиональному
модулю.