ОП.08 Современные образовательные технологии 2022г.

Министерство науки и образования Республики Дагестан
ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический колледж»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 «Современные образовательные технологии»
44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

2022г.

1

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
Методическим советом ГБПОУ Дербентский
профессионально-педагогический колледж
им.Г.Б. Казиахмедова

Программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по
специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее
СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее
НПО) 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки),
входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и
педагогические науки» рабочего учебного плана образовательного учреждения на
2022/2023 учебный год.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический
колледж им.Г.Б.Казиахмедова»
Разработчики:
- Манаширова А. Д., преподаватель по программам начального общего образования
ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический
колледж
им.Г.Б.Казиахмедова» - преподаватель высшей категории, почетный работник СПО
РФ, Заслуженный учитель Республики Дагестан.
- Абдуллаева Ш.М. преподаватель по программам начального общего образования
ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический
колледж
им.Г.Б.Казиахмедова» - преподаватель высшей категории;
Рецензент: ст. преподаватель кафедры психологии ДГТУ, к.п.н. Гайдарова Л.И.
Рекомендована
научно-методическим
советом
ГБПОУ
«Дербентский
профессионально-педагогический колледж им.Г.Б.Казиахмедова» для применения в
учебном процессе.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

стр.

1

ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

3

ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

10

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

12

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Современные образовательные технологии
1.1. Область применения программы
Рабочая

программа

учебной

дисциплины

является

частью

примерной

основной

профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02
Преподавание

в

начальных

классах,

входящая

в

УГС

44.00.00

«Образование

и

педагогические науки»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована всеми образовательными
учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими
право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной
специальности, имеющими государственную аккредитацию.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной переподготовке специалистов в области
образования, при наличии среднего (полного) общего образования, высшего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
программы:
ОП.09 относится к общепрофессиональным дисциплинам.

образовательной

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным
дисциплинам должен:
уметь:
-оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять
педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик,
форм организации обучения и воспитания;
-анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
-находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных
педагогических

проблем,

повышения

эффективности

педагогической

деятельности,

профессионального самообразования и саморазвития;
-ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях
реформирования;

4

знать:
-взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
-значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;
-принципы обучения и воспитания;
-особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и
видов ОУ на различных ступенях образования;
-формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия
применения;
-психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения,
основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации; понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном,
речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
-особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями,
девиантным поведением;
-приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов
обучения;
-средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной
деятельности педагога
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72ч, включая: обязательной аудиторной учебной
нагрузки обучающегося - 48 часов; самостоятельной работы обучающегося - 24 часов; лекции -20
часов.
Практическая работа - 28 ч

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы

28

курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:
1. Изучить учебный материал по теме в одном из учебных
пособий и составить краткий конспект, отразив в нем следующие
вопросы:
- По каким основаниям классифицируют современные
образовательные технологии?
- Связь педагогических технологий с другими науками.
2. Технология развивающего обучения в концепции П.Я.Г
альперина.
3.Технология обучения в сотрудничестве.
4. Заполнение таблицы "Проблемное обучение в начальной
школе", с примерами упражнений (заданий) по учебным
дисциплинам НОО.
5.
Арт-технология в начальном образовании.
6. Оценочная деятельность при организации проектной
технологии НОО.
7. Технология опережающего обучения С.Н.Лысенковой.
8.
Технология адаптивного обучения.
9.Технология активного обучения.
10. Изучить учебный материал по теме «Технология
модульного обучения»
в одном из учебных пособий и составить краткий конспект,
отразив в нем следующие вопросы:
- понятие «обучающий модуль»;
- принципы модульного обучения;
- особенности структурирования содержания курса в
6

модульном обучении;
особенности организации педагогического контроля в
модульном обучении; - преимущества модульного обучения;
- трудности реализации технологии модульного обучения в
процессе обучения учащихся;
- ограничения применения технологии модульного обучения в
школе.
11.Технология музейного образования учеников начальной
школы.
12. Поиск в сети Интернет методических материалов по теме
«Использование современных образовательных технологий в
работе учителя начальных классов» и составление перечня
Интернет-источников.
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

7

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Современные образовательные
технологии»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

1
Раздел 1.

2

3

Тема 1.1

Педагогические технологии.
Понятие «технология» как описание, объяснение, прогнозирование,
проектирование педагогических процессов; педагогическая технология как
последовательная система действий педагога, связанных с решением
педагогических задач; признаки педагогической технологии; отличие
педагогической технологии от методики преподавания и воспитания, классификации, основные требования, предъявляемые к технологиям.
Содержание учебного материала:
Понятие педагогические технологии. Общая характеристика современных
педагогических технологий. Классификация педагогических технологий.
Практические занятия:
1. Реферативное сообщение на тему: «Современные педагогические
технологии».
2. Реферативное сообщение на тему: Эволюция понятий «педагогическая
технология» - «технология обучения» - «образовательная технология».
3. Составьте вопросы по теме: «Педагогические технологии» для контроля
знаний и умений трех уровней сложности: базовый, повышенный, высокий
(продвинутый).

Уровень
освоения
4

2
2

2

2

8

Раздел 2.

Тема 2.1

Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить учебный материал по теме в одном из учебных пособий и составить
краткий конспект, отразив в нем следующие вопросы:
- По каким основаниям классифицируют современные образовательные
технологии?
- Связь педагогических технологий с другими науками.
Педагогические технологии начального образования.
Цели и задачи данных технологий. Характеристика, дидактические принципы,
анализ каждой технологии. Решаемые в образовательном процессе задачи.
Методика применения в образовательном процессе.
Педагогические технологии воздействия, взаимодействия и самообучения.
Содержание учебного материала:
1. Традиционная репродуктивная технология обучения.

4

14
2

2. Технология развивающего обучения. (Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
3. Технология проблемного обучения.

2

4.Технология проектного обучения.

2

5.Технология обучения исследовательской деятельности.

2

б.Технология системно-деятельностного подхода в обучении
школьников.
7.Информационно-коммуникативные технологии в обучении
школьников.

2

младших

2

младших

2
24

Практические занятия
1. Разработка и защита фрагмента урока с использованием технологии
развивающего обучения по любому предмету, изучаемому в начальной школе.
2. Разработка и защита фрагмента урока с использованием технологии
9

проблемного обучения по любому предмету, изучаемому в начальной школе.
3. Разработка и защита фрагмента урока с использованием технологии
проектного обучения по любому предмету, изучаемому в начальной школе.
4. Разработка тематики учебных проектов. Выберите тему проекта из списка
предложенных, определите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта,
укажите учебный материал, который предполагается использовать для решения
указанной проблемы, а также опишите, как результаты проекта будут
оформлены. Укажите, какую практическую (теоретическую) значимость имеет
этот проект для учащихся, какие интеллектуальные, нравственные качества
развиваются у учащихся в процессе работы над проектом.
5. Разработка и защита фрагмента урока с использованием технологии
обучения исследовательской деятельности по любому предмету, изучаемому в
начальной школе.
6. Написание тезиса к статье О.М. Леонтьева «Деятельностный подход в
образовании».
7. Разработка и защита фрагмента урока с использованием новых
информационных технологий обучения по любому предмету, изучаемому в
начальной школе.
8. Составление проверочных тестов по разделу, соответствующие
репродуктивному, конструктивному и продуктивному уровням усвоения.

10

Тема 2.2

Самостоятельная работа обучающихся:
1.
Технология развивающего обучения в концепции П.Я.Гальперина.
2.Технология обучения в сотрудничестве.
3. Заполнение таблицы "Проблемное обучение в начальной школе", с
примерами упражнений (заданий) по учебным дисциплинам НОО.
4.
Арт-технология в начальном образовании.
5. Оценочная деятельность при организации проектной технологии НОО.
6. Технология опережающего обучения С.Н.Лысенковой.
7.
Технология адаптивного обучения.
8.
Технология активного обучения.
9. Изучить учебный материал по теме «Технология модульного обучения»
в одном из учебных пособий и составить краткий конспект, отразив в нем
следующие вопросы:
- понятие «обучающий модуль»;
- принципы модульного обучения;
- особенности структурирования содержания курса в модульном обучении;
- особенности организации педагогического контроля в модульном обучении;
- преимущества модульного обучения;
- трудности реализации технологии модульного обучения в процессе
обучения учащихся;
- ограничения применения технологии модульного обучения в школе.
10. Технология музейного образования учеников начальной школы.
11. Поиск в сети Интернет методических материалов по теме «Использование
современных образовательных технологий в работе учителя начальных
классов» и составление перечня Интернет-источников.
Личностно-ориентированные технологии в работе с младшими школьниками.

20

Содержание учебного материала:

2

2
11

1.Технология
разноуровневого
обучения.
Технология
дифференциации и индивидуализации обучения.
2. Технология коллективного способа обучения (КСО).

уровневой

Тема 2.3

Содержание учебного материала:
Технология педагогической поддержки школьников.

1

2
2

Тема 2.4

Содержание учебного материала:
Игровые технологии в начальном образовании.

1

2

2
Практические занятия:
1.Разработка и защита фрагмента урока с использованием игровых технологий
по любому предмету, изучаемому в начальной школе.
2. Составление таблицы «Результативность современных образовательных
технологий, используемых в области начального общего образования».
Примерная тематика курсовой работы (проекта)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
Всего:
72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета
информатики.
Оборудование учебного кабинета:
1.
Рабочие места по количеству обучающихся.
2.
Рабочее место преподавателя.
3.
Комплект учебно-методических материалов.
4.
Наглядные пособия (демонстрарование таблицы, компакт диски, учебные
фильмы).
Технические средства обучения:
Мульти-медиа проектор + интерактивная доска Smart Board, доска
маркерная, компьютер (Рабочая станция + системный блок+клавиатура+ колонки) с
программным обеспечением.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Основные источники:
1. Нечаева, Н.В. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова:
Учебное пособие / Н.В. Нечаева, Н.Н. Рощина.- Самара: Издательский дом
«Федоров», 2006.- 176 с.
2. Кукушкин, В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа.
Пособие для учителя / В.С. Кукушкин.- Р-н-Д: издательство «Феникс», 2004.-384 с.
3. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. училищ и колледжей,
обучающихся по группе специальностей "Образование"/И.П. Подласый. - М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 463 с.
Дополнительные источники:
Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова.- Самара:
Издетальский дом «Федоров», 2008.-320.с.
Андреева, Н.Д. Библиография: Электронное пособие как интерактивное средство
обучения / Н.Д. Андреева. //Биология в школе. - 2008. - №1. - С.47 - 48.
Бунеева, Е.В. Русский язык. 3-й класс: Методические рекомендации для учителя /
Е.В, Бунеева, М.А. Яковлева.- М.: Баланс, 2006.-208 с.
Бунеева Е.В. Уроки чтения. 3-й класс: Методические рекомендации для учителя /
Е.В. Бунеева, О.В. Смирнова, М.А. Яковлева.-М.: Баланс, 2004.-352 с.
Ежевский, Д.О. О критериях создания электронных учебных пособий: Кн. для учителя
/ Д.О. Ежевский. - М.: 2004.-364 с.

13

Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
Лелюх С.В.; Сидорчук Т.А.; Хоменко И.Н. Развитие творческого мышления,
воображение и речи младших школьников: учебное пособие для учителя/С.В. Лелюх;
Т.А. Сидорчук; И.Н. Хоменко.- Ульяновск: ИПКПРО, 2003.-240 с.
Меерович М.; Шпагина Л.; Инструментальность ТРИЗ как методики/ М. Меерович,
Л. Шпагина, // Школьные Технологии.-1997.-№5.-с.157-167.
Нечаева, Н.В. Система развивающего обучения - что это такое? [Текст] Н.В. Нечаева,
А.Г. Ванцян. - М.:Учебная литература, 2008.-15 с.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий.
В 3.ч. Ч. 1 / [М.Ю. Дамидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.В.
Ковалевой, О.Б. Логиновой. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 215 с.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В.
Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 3-е
изд. М.: Просвещение, 2010.-400 с. (стандарты второго поколения).
Платонова Л.А. Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе/
Л.А. Платонова//Начальная школа.-2006.-№11.-с.4-7..
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. 4-е изд.,
перераб. М.: Просвещение, 2010. - 400 с. (стандарты второго поколения).
Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват.
учреждений. / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина]; под
ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. - 80 с.
Солоницин Ю.А. Презентация на компьютере./Ю.А. Солоницин. - СПб.:
Издательство «Питер», 2006. - с.176
Уроки обучения грамоте: Методические рекомендации для учителя / под ред. Е.В.
Бунеевой.- М.: Баласс, 2005.-288 с.
Федорченко П.Ю. ТРИЗ развивает творческие способности/ П.Ю. Федорченко//
школьные Т ехнологии .-2002. -№6 .-с.194-199.
Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории к практике
обучения. Самара: издательство «Учебная литература», «005. 128
Яновицкая, Е. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровнем обучении [Текст] /
Е. Яновицкая, М. Адамский. - СПБ. : Агенство образовательного сотрудничества,
2005 - 96 с.

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Текущий контроль:
- оценка конспектов;
- устный опрос;
В результате изучения обязательной части цикла
обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам - оценка деятельности в ходе
изучения наиболее актуальных
должен: уметь:
-оценивать постановку цели и задач уроков, педагогических технологий
внеурочных мероприятий и занятий, определять
Итоговый контроль:
педагогические
возможности
и
эффективность
- дифференцированный зачет
применения различных методов, приемов, методик,
форм организации обучения и воспитания; анализировать
педагогическую
деятельность,
педагогические факты и явления;
-находить и анализировать информацию, необходимую
для решения профессиональных педагогических
проблем, повышения эффективности педагогической
деятельности, профессионального самообразования и
саморазвития;
-ориентироваться
в
современных
проблемах
образования, тенденциях его развития и направлениях
реформирования;
знать:
-взаимосвязь педагогической науки и практики,
тенденции их развития;
-значение и логику целеполагания в обучении и
педагогической деятельности;
-принципы обучения и воспитания;
-особенности содержания и организации
педагогического процесса в условиях разных типов и
видов ОУ на различных ступенях образования; -формы,
методы и средства обучения и воспитания, их
педагогические возможности и условия применения;
-психолого-педагогические условия развития
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные
знания)

15

мотивации и способностей в процессе обучения,
основы развивающего обучения, дифференциации и
индивидуализации обучения и воспитания; педагогические условия предупреждения и коррекции
социальной и школьной дезадаптации; -понятие
нормы и отклонения, нарушения в соматическом,
психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном
развитии человека (ребенка), их систематику и
статистику;
-особенности работы с одаренными детьми, детьми с
особыми
образовательными
потребностями,
девиантным поведением;
-приемы привлечения учащихся к целеполаганию,
организации и анализу процесса и результатов
обучения;
-средства контроля и оценки качества образования,
психолого-педагогические
основы
оценочной
деятельности педагога

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».