Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01. «ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО И
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
МДК 01.09. «Родной язык (табасаранский) и родная литература с
методикой преподавания»
Код и наименование специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных
классах»
Дербент 2022 г.
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно- методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессионально
педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.01. «Родной язык (табасаранский)
с методикой преподавания» разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности
44.02.02
«Преподавание
в
начальных
классах»
(углубленной
подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00.
«Образование и педагогические науки»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2022 /2023 учебный год.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчик:
Калабекова Ирина Ашуралиевна,преподаватель табасаранского языка и литературы.
Рекомендована научно - методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова
Заключение научно – методического совета №____________ от «____»__________2023 г.
Рецензент: Пашаева Нурижат Турабовна, руководитель городского методического
объединения учителей табасаранского языка, учитель средней школы № 12 гор.
Дербента.Учитель высшей категории. __________
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ………………………………….........4-8
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ……………………………………..9-10
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ………………………………..11-22
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
…………………………….............21- 25
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……25-28
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01.
ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ. МДК 01.09. РОДНОЙ (ТАБАСАРАНСКИЙ) ЯЗЫК И РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01.ПРЕПОДАВАНИЕ ПО
ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. МДК 01.09. РОДНОЙ
(ТАБАСАРАНСКИЙ) ЯЗЫК И РОДНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ
ПРЕПОДАВАНИЯявляется обязательной базовой дисциплиной при реализации среднего
полного (общего) образования с учетом гуманитарного профиля в образовательном
учреждении СПО по специальности 40.02.02 «Преподавания в начальных классах».
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями,
образования
реализующими
в
пределах
образовательную
освоения
программу
образовательных
среднего
общего
программ
среднего
профессионального образования. Даннойрабочей программепрофессионального модуля
соответствуют профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального
общего образования.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические
материалы (рабочие программы, учебно-методические планы) на основе образовательного
учреждения, особенностей группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии
в
области
начального
общего
образования
на
основе
изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение родного (табасаранского) языка в профессионально-педагогическом
колледже направлено на достижение следующих целей:
•
совершенствование
общеучебных
умений
и
навыков
обучаемых:
языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
4
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой,
лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
•
совершенствование
умения
обучающихся
осмысливать
закономерности
языка,
правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной
речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному
выбору
профессии;
навыков
самоорганизации
и
саморазвития;
информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования, - программы подготовки
специалистов среднего звена (ППССЗ).
Освоение содержания учебной дисциплины «Родной (табасаранский) язык
и родная
детская литература с методикой преподавания» обеспечивает достижение студентами
следующих результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к родному (табасаранскому) языку, который сохраняет и отражает
культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков,
осознание связи языка и истории, культуры табасаранского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту родного языка как
явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию
устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
−
готовность
и
способность
к
самостоятельной, творческой
и
ответственной
деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность
речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
5
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием),
говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных
знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и
межкультурного общения;
−
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных
текстов,
информационных
коммуникативных
справочной
и
и
литературы,
коммуникационных
организационных
средств
технологий
задач
в
для
массовой
информации,
решения
когнитивных,
процессе
изучения
родного
(табасаранского) языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах табасаранского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
табасаранского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
6
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение:
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной
литературы, средств
массовой
информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного табасаранского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
табасаранского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
7
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста.
-
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-связь языка и истории, культуры родного и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного табасаранского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 222 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 148 часов;
самостоятельной работы обучающегося 74 часов
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ
01.ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ. МДК 01.09. РОДНОЙ (ТАБАСАРАНСКИЙ) ЯЗЫК И РОДНАЯ
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ.
Результатом освоения программы профессионального модуля
является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности
преподавание по программам начального общего образования, в том числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
ПК 1.4.
ПК 1.5.
ПК 4.1.
Наименование результата обучения
Определять цели и задачи, планировать уроки
Проводить уроки
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты обучения
Анализировать уроки
Вести документацию, обеспечивающую обучение по
программам начального общего образования
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать
учебно-методические материалы (рабочие программы, учебнотематические планы) на основе образовательного стандарта и
8
ПК 4.2.
ПК 4.3.
ПК 4.4.
ПК 4.5
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.
примерных программ с учетом вида образовательного
учреждения, особенностей класса/группы и отдельных
обучающихся
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области начального общего
образования на основе изучения профессиональной литературы,
самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,
рефератов, выступлений
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области начального образования
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и социальными партнерами
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,
организовывать и контролировать их работу с принятием на
себя ответственности за качество образовательного процесса
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях
обновления ее целей, содержания, смены технологий
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья детей
Строить профессиональную деятельность с соблюдением
правовых норм ее регулирующих
9
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 01.ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ. МДК 01.09. РОДНОЙ (ТАБАСАРАНСКИЙ) ЯЗЫК И РОДНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ
ПРЕПОДАВАНИЯ.
Коды
профессиональн
ых компетенций
Наименования разделов
профессионального модуля*
ПК 1.1.-1.5. 4.1.-4.5.
ОК 1-11.
1
ПК 1.1 - 1.5
ПК 4.1 – 4.5
2
Раздел 1.Табасаранский язык.
Изучение лексикологии
табасаранского языка.
Изучение фразеологии и
стилистики табасаранского
языка.
Раздел 2. Фонетика и графика.
Изучение орфоэпии и
орфографии в начальных
классах.
Всего часов
(макс. учебная
нагрузка и
практики)
3
39
28
Объем времени, отведенный на
освоение междисциплинарного курса
(курсов)
Обязательная
Самостоятель
аудиторная учебная
ная работа
нагрузка
обучающегося
часов
обучающегося
Всего
в т.ч.
часов практические
занятия,
часов
4
5
6
4
25
10
20
6
Практика
Учебная Производственн
часов
ая,
часов
7
-
8
-
2
10
ПК 1.1 - 1.5
Раздел 3. Морфология. Состав
слова. Изучение частей речи в
начальных классах.
52
34
10
8
ПК 4.1 – 4.5
Раздел 4. Синтаксис.
Словосочетание и
предложение. Виды сложных
предложений. Виды
сложноподчиненных
предложений. Прямая и
косвенная речь. Пунктуация в
табасаранском языке.
Раздел 5. Развитие устной и
письменной речи у учащихся
начальных классов. Методика
работы над словами в
начальных классах. Виды
изложений.Обучение
написанию сочинений и
диктантов. Методика
составления примерных планконспектов. Методика
обучения работ над ошибками.
Раздел 6. Родная
(табасаранская) детская
литература с методикой
преподавания. Методика
изучения наследия известных
писателей для детей.
Всего:
47
35
5
7
34
22
5
7
34
22
6
6
ПК 1.1 - 1.5
ПК 4.1 – 4.5
196
158
36
40
11
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулюПМ 01.ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.МДК 01.09. РОДНОЙ (ТАБАСАРАНСКИЙ) ЯЗЫК И РОДНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С
МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ.
Тематический план профессионального модуля ПМ 01.ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ. МДК 01.09. РОДНОЙ (ТАБАСАРАНСКИЙ) ЯЗЫК И РОДНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ
ПРЕПОДАВАНИЯ.
Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1
Тема 1.1.
Табасаранский языки его
изучение в начальной
школе.
Тема 1.2.
Изучение лексикологии в
начальной школе.
Тема 1.3.
Фразеология. Стилистика и
культура речи.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем часов
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
2
3
Табасаранский язык и его изучение в школе. Методика обучения лексике.
Содержание
3
1 Понятие о языке и речи.
2 Табасаранский литературный язык: история и письменность. Исследователи
табасаранского языка.
3 Лингвистика- наука о языке.
Содержание
6
1 Лексикология. Понятие о лексике, лексикологии, семасиологии.
2 Синонимы, антонимы, омонимы. Использование их в речи.
3 Изучение пластов табасаранской лексики. Исконно -табасаранская лексика.
4 Изучение заимствованной лексики с арабского, иранского и азербайджанского
языков
5 Изучение лексики ограниченного употребления. Диалектизмы и
профессионализмы.
6 Историзмы, архаизмы и неологизмы в табасаранском языке.
Практические занятия
3
1. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Лексическое и
грамматическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.
2. Русские заимствования в табасаранском языке. Особенности заимствованных
слов в табасаранском языке.
Содержание
3
1 Изучение фразеологии. Понятие о фразеологизмах.
2 Словари табасаранского языка.
3 Стилистика и культура речи. Методика обучения стилистике и культуре речи
на уроках табасаранского языка.
Практические занятия
2
Уровень
освоения
4
2
2
2
12
Раздел 2
Тема 2.1.
Фонетика и графика.
1.Виды фразеологизмов и методика их изучения.
Методика обучения фонетике и графике.
Содержание
1 Фонетика. Методика обучения фонетике и графике табасаранского языка.
2 Образование гласных и согласных звуков. Органы речи. Звуки и
буквы.Алфавит.
3 Гласные звуки и их характеристика.
4 Согласные звуки и их характеристика.
5 Изучение шумных и сонорных звуков.
8
Тема 2.2
Методика изучения
орфоэпии и орфографии.
6 Слог и ударение.
7 Ударение. Роль ударения в различии смысла слова.
Практические занятия
1. Лабиализованные звуки. Изучение согласных звуков и букв.
2.Фонетичекий разбор слова.
Содержание
1 Понятие об орфоэпии и орфографии.
2 Основные принципы орфоэпии и орфографии табасаранского языка.
2
Раздел 3
Практические занятия
Изучение основных принципов орфоэпии и орфографии табасаранского языка.
Методика изучения морфологии табасаранского языка.
Содержание
1
Понятие о морфологии.
2
Изучение состава слова.
Родственные слова.
Практические занятия
1.Способы словообразования в табасаранском языке. Разбор слова по составу.
4
Содержание
1
Понятие о частях речи.
15
Тема 3.1.
Морфология. Методика
изучения состава слова.
Тема 3.2.
Изучение частей речи
табасаранского языка в
начальных классах.
2
2
4
2
2
2
2
Определение имени существительного как части речи.
Собственные и нарицательные имена существительные.
13
3
4
5
Число и грамматические классы имен существительных в табасаранском
языке
Склонение имен существительных. Основные падежи табасаранского языка
Падежи покоя в табасаранском языке.
6
7
Образование имен существительных.
Методика изучения прилагательных в начальной школе.
8
Образование прилагательных и их правописание.
9
Понятие об имени числительном.
10 Изучение местоимений. Разряды местоимений табасаранского языка.
11 Изучение глагола. Глагольные формы.
12 Деепричастие и причастие.
13 Наклоние и времена глагола.
14 Спряжение глаголов.
15 Изучение наречий.
16 Образование наречий. Правописание наречий.
Практические занятия
1. Падежи покоя. Образование падежей покоя и правописание их окончаний.
2. Разбор прилагательного.
3. Образование и изменение числительных и их правописание.
4. Правописание местоимений.
5.Времена и наклонения глаголов
6. Синтаксическая роль глаголов и их правописание.
Тема3.3. Служебные части
речи и методика их
изучения.
Содержание
1
Изучение послелогов.
2
Изучение союзов.
3
Изучение частиц.
4
Изучение междометий.
7
5
2
14
Раздел 4.
Тема 4.1.
Синтаксис. Методика
изучения словосочетаний.
Тема 4.2
Предложение. Изучение
состава предложения.
Изучение односоставных
предложений.
Практические занятия
1. Роль служебных частей речи в языке.
2. Роль союзов в табасаранском языке.
Методика изучения синтаксиса.
Содержание
1 Общее понятие о синтаксисе.
2 Изучение словосочетаний. Виды словосочетаний.
Практические занятия
1. Образование словосочетаний, типы связи между словами в словосочетании.
Содержание
1 Понятие о простом предложении. Состав простого предложения.
2 Главные члены предложения.
3 Главные члены предложения, их значение и обозначение в предложении.
4
5
6
7
8
9
Тема 4.3.
Изучение сложных
предложений. Типы
сложных предложений.
4
3
2
2
9
2
Виды односоставных предложений.
Второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения, их значение и обозначение в
предложении.
Однородные члены предложения.
Обособленные второстепенные члены предложения
Осложненные простые предложения.
Практические занятия
1.Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
2.Синтаксический разбор простого предложения.
4
Содержание
1 Понятие о сложном предложении.
2 Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения.
3 Понятие о сложноподчиненном предложении.
4 Типы сложноподчиненных предложений.
5 Придаточные дополнительные и придаточные определительные предложения.
6 Придаточные предложения места и времени.
7 Придаточные предложения меры и степени.
10
2
15
Тема 4.4
Прямая и косвенная речь.
Раздел 5.
Тема 5.1.
Методика развития устной и
письменной речи. Методика
проведения словарной
работы в начальных
классах.
Тема 5.2. Пересказ текста.
Изложения,
сочинения и диктанты.
Речевые ошибки и методы
их исправления.
8 Придаточные условные предложения.
9 Придаточные предложения причины и цели.
10 Придаточные сравнительные и придаточные предложения следствия.
Практические занятия
1. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
2.Средства подчинительной связи между простыми предложениями в структуре
сложного предложения.
3. Бессоюзные сложные предложения
4. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Содержание
1
Прямая и косвенная речь.
2
Пунктуация в табасаранском языке.
3
Диалектология табасаранского языка.
Методика развития устной и письменной речи учащихся младших классов.
Содержание
1
Научные основы методики развития речи.
2
Типы речи.
3
Речевое развитие детей младшего школьного возраста.
4
Задачи и цели речевого развития учеников младших классов.
Изучение новых слов и их значений на уроках родного языка в школе.
5
6
Пополнение и обогащение словарного запаса учащихся младших классов.
7
Словарная работа на уроках родного языка. Многозначные слова.
Содержание
Краткий и выборочный виды пересказов.
1
2
Виды изложений.
3
Виды устных и письменных сочинений.
Подготовка к проведению сочинения. Составление плана сочинения.
4
Виды диктантов.
5
Виды ошибок в речи.
6
Практические занятия
4
3
2
8
2
7
2
5
16
1. Близкое к тексту и сжатое изложение. Изложение с элементами сочинения.
2. Работа над ошибками.
3. Примерные планы уроков.
Раздел 6.
Тема 6.1.
Методика изучения
фольклорных произведений.
Тема 6.1.
Методика изучения
табасаранской детской
литературы.
Детская литература с методикой преподавания
Содержание
1
Методика изучения фольклорных произведений в начальных классах.
2
Изучение табасаранских народных сказок.
3
Сходства и различия табасаранских народных сказок и сказок народов
Дагестана.
4
Легенды и предания табасаранского народа. Табасаранские и
дагестанские героические легенды и их изучение.
5
Изучение пословиц и поговорок.
Содержание
1
Наследие известного табасаранского поэта Мирзы Калугского.
2
Послереволюционная табасаранская литература.
3
Первые шаги в табасаранской литературе.
4
Табасаранская литература 30-40-х гг. Поэтические произведения.
5
Прозаические произведения.
6
Темирхан Шалбузов, изучение творчества и произведений.
7
8
Табасаранская литература военных лет. Поэтические произведения.
И.Шахмарданов «К1ваин илмийиз»
Драматические произведения. А.Жяфаров «Дарч1иди кивур»
9
Табасаранская литература 2-й половины 20 века. Изучение поэзии.
Практические занятия
4
2
10
2
8
1. Изучение обрядовой и необрядовой народной поэзии.
2. Изучение загадок.
3. Изучение творчества Уружа Татильского.
4. Изучение драматических произведений.
5. Изучение прозаических произведений. Г.Рамалданов «Эмдин шикил».
6.Прозаи драматургия.
17
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
1.Табасаранский язык и его значение.
2.Написать небольшую статью о языке.
3. Подготовить сообщения на выбранные темы.
4. Подготовить план-конспект урока на тему «Синонимы».
5.Подгтовить реферат на выбранную тему.
6. Проанализировать выбранное прозаическое произведение.
7. Проанализировать газетную или журнальную статью.
8. Фрагмент урока на тему «Гласные звуки».
9. Фрагмент урока на тему «Состав слова».
10. Фрагмент урока на тему «Существительное».
11. Провести работу над ошибками диктанта.
12.Фрагмент урока на тему «Прилагательное».
13. Роль местоимений в разговорной речи.
14. Фрагмент урока на тему «Глагол».
15. Определение времен глагола.
16. Подготовить доклад о служебных частях речи.
17. Подготовить сообщение о словосочетаниях.
18. Подготовить сообщение о простом предложении.
19. Подготовить сообщение о роли подлежащего в предложении.
20. Написать сочинение, используя односоставные предложения.
21. Фрагмент урока «Второстепенный член предложения-определение».
22. Подготовить сообщение о вводных словах.
23. Подготовить доклад на тему: «Сложные предложения в табасаранском языке».
24. Подготовить сочинение на выбранную тему.
25. Использование словарей для разных видов работ.
26. Написать изложение, составить план.
27. Написать сочинение с грамматическим заданием
28. Подготовить сочинения на выборочную тему.
29. Подготовить различные виды диктантов (зрительный, объяснительный, словарный, контрольный и др.)
30. Проведение работы над ошибками диктанта.
31. Составление примерных планов- конспектов уроков родного языка.
32. Поиск и запись табасаранских фольклорных произведений.
33. Сочинение сказок
34. Инсценировка сказки
35. Инсценировка фрагмента легенды.
36. Написать реферат на тему: «Табасаранские народные песни».
37. Написать реферат на тему: «Жизнь и творчество Темирхана Шалбузова».
38
18
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ
01.ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ. МДК 01.09. РОДНОЙ (ТАБАСАРАНСКИЙ) ЯЗЫК И РОДНАЯ
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ.
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля ПМ 01.ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
МДК
01.09.
РОДНОЙ
(ТАБАСАРАНСКИЙ) ЯЗЫК И РОДНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ
ПРЕПОДАВАНИЯтребует
наличия
учебного
кабинета
табасаранского
языка
и
литературы.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
комплект учебной литературы (учебники, словари),
наглядные пособия и демонстрационный материал (альбомы, справочники, репродукции
картин, раздаточный материал и карточки).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением,
Мультимедиа проектор и интерактивная доска.
Компьютер с выходом в сеть Интернет
Реализация профессионального модуля ПМ 01.ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МДК
01.09.
РОДНОЙ
(ТАБАСАРАНСКИЙ)
ЯЗЫК
И
РОДНАЯ
ДЕТСКАЯЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯне предполагает
обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Методика табасаранского языка. Аь.Гь.Аьдилов, А.М.Аьдилова. Махачкала,2018
2. Табасаран чIалнан практический курс. Аь.Гь.Аьдилов. Махачкала, 2007.
3. Табасаран чIал (педучилищейиз вуйи учебник).Б.Гь.-Къ.Ханмягьмадов. Махачкала,
1966.
4. Табасаран ч1алнан лексика кивбан методика. Аьдилов
Аь.Гь.,И.Аь.Калабекова.Махачкала, 2012.
5. Морфология табасаранского языка.К.К. Курбанов. Махачкала, 1986.
19
6. Табасаран чIалнан глагол ва школйириъ думу аьгъю апIуб. Къ.К. Къурбанов.
Махачкала, 1982.
7. Лексика табасаранского языка. Махачкала, 1961В.М.Загиров.
8. Грамматические классы слов в табасаранском языке.
9. Грамматические классы слов в табасаранском языке
К.К.Курбанов
Махачкала, 1995
Табасаранский язык П.К.Услар. Тбилиси: Мецниереба ,1979
10. Табасаран ч1алнан урхбан образовательный тахминан программйир 1-4 классар
Ш.Б.Жамалиева
Махачкала,2015.
11. Ккергъбан классариъ урхурайидарин ч1ал ккат1абццбан методика.
Къ.К.Къурбанов
Махачкала, 1984.
12. Табасаран ч1ал. 2-пи классдиз вуйи учебник.
Къ.К.Къурбанов
Махачкала,
2004
13. Табасаран ч1ал. 3-пи классдиз грамматикайин китаб.
В.М.Загьиров, З.М.Загьиров,
К.Т.Шалбузов. Махачкала, 2005
14. Табасаран ч1ал. 4-пи классдиз вуйи учебник Къ.К.Къурбанов
Махачкала, 2007
15. Табасаран халкьдин мелзнан эсерар. Къурбанов М.М., Аьдилов А.Гь. Мягьячгъала,
2000
16. Табасаран литература. Юсуфов М.Г. Мягьячгъала, 2000
17. Школайиъ литература аьгъю ап1бан бязи месэлйир. Юсуфов М.Г. Мягьячгъала, 1981
18. Поэтическое наследие дореволюционногоТабасарана. Курбанов М.М. Москва, 1986
19. Юкьубпиклассдиъбагъри литература аьгъю ап1уб. Шагьмарданов Ш.И. Мягьячгъала,
1983
20. Мектебдиътабасаранфольклоринэсерараьгъю ап1уб. Шагьмарданов Ш.И.
Мягьячгъала, 1990
21. Табасаранлитературайин VII-пи классдин учебникхрестоматияйизметодикайинулупбар. АьдиловАь.Гь.
Мягьячгъала, 2017
22. Гафнанхазна. 4-пи класс. Жамалиева Ш.Б., Къазиев Ш.Р. Мягьячгъала, 2007
23. Гафнанхазна. 3-пи класс. Загьиров З.М., Загьиров В.М., Шалбузов К.Т. Мягьячгъала,
2005
24. Табасаран ч1ал: шагьраринмектебарин 2-пи классдиз учебник. КъурбановКъ.К.
Мягьячгъала, 2004
25. Табасаран ч1алнан урхбан образовательный тахминанпрограммйир 1-4 класс.
Жамалиева Ш.Б. Мягьячгъала, 2015
Дополнительные источники:
1.Табасаран
чIалнаан
гъахру
илчIихбарин
гъварч.
Б.Гь.-Къ.Ханмягьмадов.
Махачкала,1982.
2.Табасаран
чIалнан
диктантарин
гъварч.
5-11
класс.К.К.Къурбанов,А.А.Уьсманов.Махачкала,2000.
3.Табасаран чIалнан бязи меселйир.
Ханмагомедов Б.Гь.-Къ. Махачкала,1981.
4.Школйириз урус ва табасаран терминологияйин словарь.
Къурбанов
Къ.К.
Махачкала,1982.
5.Школйириз урус чIалнанна табасаран чIалнан фразеологияйин словарь. Махачкала,
1977.Загьиров В.М.
Махачкала, 1977.
6.Табасаран чIалнан орфографияйин словарь. Махачкала,1979. Гаджиев А.Н.,
Ханмагомедов Б.Гь-Къ. Махачкала,1979.
7.Некоторые вопросы глагола в табасаранском языке.Шихалиева С.Х.Махачкала,1995.
8.Словосочетания в табасаранском языке. Шихалиева С.Х. Махачкала,2000.
9.Глагол табасаранского языка (автореферат)
Шихалиева С.Х. Махачкала,2005.
20
10.Синтаксическая характеристика падежей в современном табасаранском языке. Аьдилов
Аь.Гь. Махачкала,2012.
11.Табасаранский язык. Алексеев М.Е., Шихалиева С.Х. Москва,2003.
12.Табасаранский язык. Жирков Л.И.
Москва, Ленинград,1975
13.
Очерки
по
синтаксису табасаранского
языка.
Б.Гь.-Къ.Ханмягьмадов.
Махачкала,1970.
14. Табасаран чIалнанна урус чIалнан словарь.Б.Гь.-Къ.Ханмягьмадов. К.Т.Шалбузов.
Москва,2001.
15.Вопросы грамматики табасаранского литературного языка. Б.Гь.-Къ.Ханмягьмадов.
Махачкала,1979.
16.Табасаранский язык: Исследование и тексты. Магометов А.А.
Тбилиси,1965.
17.Табасаран поэзияйин антология, Мягьячгъала, 1980
18. Табасаранхалкьдинмахъвар.Мягьячгъала, 1977 ва жара йисариндар
19. Табасараннагъларингъварч.Мягьячгъала, 1968
20. ТабасаранхалкьдингавагьирарМягьячгъала, 1980
21. ХалкьдинирсМягьячгъала, 1974
22. ТабасаранмисаларМягьячгъала, 1970
23. «Аку ц1адлар» (ихтилатар). Къазиев Ш.Р. Мягьячгъала, 1997
24. «Сулан уьъйир». Къазиев Ш. Мягьячгъала, 2009
25. «Шиърар», «Вафалувал». Асланов П. Мягьячгъала, 1978
26. «Шавгьар» (шиърарин гъварч) Къурбанов М. Мягьячгъала, 1980
27. «Жвуванрангар». Шагьмарданов Ш.
28. «Йигъвайишв». Шагьмарданов Ш.
29. «Сикинсузвал» (шиърар). Базутаев Ю.
30. «Узу малайикдарза» (шиърарва поэма). Базутаев Ю.
31. «Гвач1индин хяд» (шиърар). Аьгьмадов А.
32. «Бабанафар». Рамазанов Къ.
33. «Лику зимз». Уьмарова Г.
34. «Поэзияйин геренар». Аьшурбекова Э. Мягьячгъала, 1980
Интернет-ресурсы
2015
a-g-adilov-prakticheskij…tabasaranskogo
_avtoreferats/01004697516.pd
gas.marina@mail.ru
www.e-trans.ru/languages/about.php?n=127
watch?v=BTOTFIF_61E
upload/prakt rod.pdf
files/languages/dagestan/tabasaran/
stroy-tabasaranskogo-yazyka
video/3763128
wiki/Табасаранский_алфавит
doc…literatura-na-tabasaranskom-yazyke
017/09/16/2203
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При работе над курсовой работой и ВКР обучающимся оказывается консультативная
помощь.
21
При подготовке к учебной и производственной практике оказывается консультативная
методическая помощь.
4.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение
по
междисциплинарному
профессионального
междисциплинарного
курсу
(курсам):
образования,
курса
и
наличие
у
соответствующего
имеющих
опыт
преподавателей
профилю
высшего
преподаваемого
деятельности
в
организациях
соответствующей профессиональной сферы. Требования к квалификации педагогических
кадров,
осуществляющих
руководство
практикой:
практикой
могут
руководить
преподаватели педагогических дисциплин, междисциплинарных курсов, входящих в
состав основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности Преподавание в начальных классах.
Обязателен опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной
сферы
5.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контроль и
оценка результатов
освоения
профессионального
модуля
ПМ
01.ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МДК
01.09.
РОДНОЙ
(ТАБАСАРАНСКИЙ)
ЯЗЫК
И
РОДНАЯ
ДЕТСКАЯЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ. Родной (табасаранский)
язык осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Студент должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя
способность:
- понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес;
беседа, учебный диалог на уроке, работа с
текстом о той или иной профессии.
организовывать собственную деятельность,
исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
конспектирование статьи учебника, работа в
группе.
- анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
тестирование, сочинение, развёрнутый ответ на
вопрос лингвистического характера, изложение,
реферат.
22
осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
самостоятельная работа (в классе и дома),
подготовка к сочинению, анализ текста, подбор
текстов на определённую тему.
использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
конспектирование учебной информации,
реферат, сочинение, написание тезисов,
аннотаций.
работать в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, клиентами.
учебный диалог на уроке, круглый стол,
дискуссия, сочинение, анализ текста.
исполнять воинскую обязанность, в том числе
с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
беседа, работа с текстом патриотического
содержания.
Реализация целей и задач программы
предполагает формирование у студентов
ключевых предметных компетенций:
Языковая компетенция (способность
учащихся употреблять слова, их формы,
синтаксические структуры в соответствии с
нормами литературного языка, использовать
его синонимические структуры и средства в
соответствии с нормами литературного языка
благодаря изучению лексики, фразеологии,
усвоению морфологических норм
согласования, управления, построения
предложений разных видов; предполагают
освоение необходимых знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными
нормами родного (табас.) литературного
языка);
Лингвистическая
компетенция (обеспечивает познавательную
культуру личности студента, развитие
логического мышления, памяти, воображения
учащихся, овладение навыками самоанализа,
самооценки.Обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов; необходимых
знаний о лингвистике как науке и умение
пользоваться различными лингвистическими
словарями);
Коммуникативная
компетенция (предполагает знания о речи, её
функциях, развитие умений в области четырёх
основных видов речевой деятельности
Диктант, изложение, сочинение, тестирование,
устный опрос.
устный опрос,
словарями.
тестирование,
работа
со
развёрнутый ответ на вопрос, сочинениерассуждение,
самостоятельная
работа
с
текстами разных стилей, анализ текста
23
(говорения, слушания и понимания, чтения,
письма); умение создавать и воспринимать
тексты. Она включает в себя знание основных
понятий лингвистики речи - стили, типы речи,
строение описания, повествования,
рассуждения, способы связи предложений в
тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Коммуникативная компетенция заключается в
приобретении навыков работы в группе,
овладении различными ролями в коллективе,
умении устно и письменно излагать
результаты своего исследования с
использованием компьютерных средств и
технологий).
Культуроведческая компетенция (осознание
языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики
родного языка, владение нормами
табасаранского речевого этикета.
развёрнутый ответ на вопрос, учебный диалог
на уроке, изложение, творческий диктант,
творческая
работа
на
заданную
тему
(сочинение), реферат.
24