ОУДп.01.01 Русский язык 2022г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп.01.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Код и наименование специальности 44.02.02. «Преподавание в
начальных классах»

ДЕРБЕНТ, 2022г.

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно- методическим советом ГБПОУ РД
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»

Рабочая программа по учебной дисциплине ОУДп.01.01. «Русский язык» разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности
44.02.02. «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки), входящей в состав
укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и педагогические науки».
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение РД «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»

Разработчики:

-

Мирзаметова Амина Тарикулиевна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ РД

«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова», Заслуженный
учитель РД, Почетный работник СПО РФ, преподаватель высшей категории.

-

Алекберова Ольга Леонидовна, преподаватель русского языка, литературы ГБПОУ РД

«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова», Почетный
работник воспитания и просвещения РФ, Отличник образования РД, преподаватель высшей
категории
Рекомендована научно - методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»

Рецензент: Эмирова А.С. - директор МБОУ СОШ №16 имени М. Казим-Бека г. Дербент

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДп. 01.01. РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Область применения программы
Рабочая

программа

учебной

дисциплины

ОУДп.

01.01.

Русский

языкявляется обязательной базовой дисциплиной при реализации среднего
полного (общего) образования с учетом гуманитарного профиля в
образовательном

учреждении

СПО

по

специальности

44.02.02.

«Преподавание в начальных классах»
. Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными
программу

организациями,

среднего

общего

реализующими

образования

в

образовательную

пределах

освоения

образовательных программ среднего профессионального образования.
1.2. Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной программы: дисциплина ОУДп. 01.01. Русский язык
изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Изучение русского языка в профессионально-педагогическом колледже
направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование
языковых,

общеучебных

речемыслительных,

умений

и

навыков

орфографических,

обучаемых:

пунктуационных,

стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой,

лингвистической

(языковедческой),

коммуникативной,

культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности
языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в
устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования, - программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ).
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Русский

язык»

обеспечивает

достижение

студентами

следующих

результатов:
• личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности;
- осознание

эстетической ценности, потребности

сохранить чистоту

русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением
(пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых
явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
- овладение

нормами

речевого

поведения

в

различных

ситуациях

межличностного и межкультурного общения;
-

готовность и способность к самостоятельной информационно

-

познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных

текстов,

справочной

литературы,

средств

массовой

информации, информационных и коммуникационных технологий для
решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения русского языка;
• предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
-

сформированность

умений

создавать

устные

и

письменные

монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в

учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
-

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за

собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность

представлений

об

изобразительно-выразительных

возможностях русского языка;
- сформированность

умений

учитывать

исторический,

историко-

культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
текста;
-

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и

проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного
восприятия и интеллектуального понимания;
-

сформированность

представлений

о

системе

стилей

языка

художественной литературы.
.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:

• использовать

основные

виды

чтения

(ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в
том

числе

представленных

в

электронном

виде

на

различных

информационных носителях;
говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста.
- В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические,

лексические,

грамматические,

орфографические

и

пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения.

1.4.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы

дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78
часов; самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лекционные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
работа с учебными пособиями, словарями, текстами и в т.ч.
первоисточниками, Интернет-ресурсами и т.д.
подготовка докладов, сообщений, презентаций, учебных
проектов
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
117
78
45
25
8
39

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОУДп. 01 L.01. РУССКИЙ ЯЗЫК
Наименование разделов и тем
i
Раздел 1

Тема 1.1.
Понятие о стилистике

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

2

3

Уровень
освоения
4

1

2

Русский язык в современном мире

Содержание учебного материала
1 Понятие о норме литературного языка. Стили и типы речи
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение: «Функциональные стили речи»

Содержание учебного материала
Практические занятия
1. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления
2. Омонимы и их употребление. Синонимы. Антонимы. Употребление синонимов и
антонимов
3. Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их
употребление. Архаизмы, неологизмы, историзмы

Тема 2.1. Лексикология

Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить словарь архаизмов, историзмов и неологизмов из произведений А.С. Пушкина
(«Памятник», «Пророк», «Песнь о вещем Олеге»...) и В.В. Маяковского.
2. Выполнение тренировочных упражнений
Тема 2.2. Фразеология
Содержание учебного материала
1
Употребление фразеологизмов
Произношение некоторых звуков и сочетаний звуков. Орфоэпические нормы русского языка.
2
Употребление букв Э и Е

Раздел 3
Тема3.1.
Русская орфография

2

Лексика и фразеология

Раздел 2

3
3

2

3

Контрольные работы Сочинение по данному началу
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа с фразеологическим словарем.
2. Подготовить доклад «Источники русской фразеологии»
3. Подготовить индивидуальные проекты «Из истории фразеологизмов»
Морфемика. Словообразование. Орфография

1

Содержание учебного материала
1
Употребление прописных букв

15

2

Употребление Ь для обозначения на письме мягкости согласных

2

2

2

2

3

Способы образования слов

4

Чередование гласных О//А, Е//И в корнях слов.

Правописание приставок, изменяющихся и не изменяющихся на письме
Приставки ПРЕ-, ПРИУпотребление Ы-И после приставок
Общие правила правописания сложных слов
Правописание гласных после шипящих и Ц. буквы А, У, И, после шипящих и Ц. Буквы О - Е
после шипящих и Ц
Практические занятия
1. Краткие сведения о русской орфографии
2. Состав слова. Употребление однокоренных слов
3. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные
4. Двойные согласные. Сочетание согласных на стыке приставки и корня
Контрольные работы Изложение
5
6
7
8
9

4

2

Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение тренировочных упражнений по учебнику

5

Раздел 4

Морфология. Самостоятельные части речи

Тема 4.1.
Имя существительное

Содержание учебного материала
Имя существительное. Род и число существительных
1

4

2
3

2

Правописание суффиксов имен существительных
Правописание сложных имен существительных. Правописание фамилий и названий
населенных пунктов в творительном падеже
1

Тема 4.2.
Имя прилагательное

Практические занятия
1. Правописание Е - И в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выполнение тренировочных упражнений по учебнику
Содержание учебного материала
Имя прилагательное. Употребление некоторых форм прилагательных
1
2
Правописание сложных имен прилагательных

3
4

2

Практические занятия
Правописание суффиксов прилагательных

Тема 4.3.
Имя числительное

Контрольные работы Диктант
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выполнение тренировочных упражнений по учебнику
Содержание учебного материала
1 Имя числительное. Значение и употребление числительных
Практические занятия
1. Правописание числительных.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение тренировочных упражнений по учебнику

Тема 4.4. Местоимение Содержание учебного материала
1
Местоимение. Значение и употребление местоимений
Правописание местоимений
2
Тема 4.5. Глагол

Тема 4.6.
Причастие и
деепричастие

Тема 4.7. Наречие

Контрольные работы Диктант по учебному плану
Содержание учебного материала
1
Глагол. Спряжение глаголов
2
Правописание глаголов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить таблицу «Спряжение глаголов»
2. Выполнение тренировочных упражнений по учебнику
Содержание учебного материала
Причастие как особая форма глагола. Образование причастий
1
2
Деепричастие. Значение и употребление деепричастий. Правописание деепричастий
Практические занятия
1. Правописание суффиксов причастий
2. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях
Содержание учебного материала
Наречие. Правописание наречий.
1
2

1
1
2
2

2

1
1
3

2

1
3

2

2

4

2

2
2

2

2

2

Написание наречий: слитно, раздельно, через дефис

Раздел 5

Морфология. Служебные части речи

Тема 5.1.

Содержание учебного материала
1 Предлоги. Особенности употребления некоторых предлогов. Правописание

Предлоги

Тема 5.2. Союзы
Тема 5.3.
Частицы

предлогов
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выполнение тренировочных упражнений
2. Анализ текста, определение самостоятельных и служебных частей речи
Содержание учебного материала
Союзы. Правописание союзов
1
Соде ржание учебного материала
1
Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц
2
Правописание НЕ с различными частями речи
Практические занятия Правописание частицы НИ
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить обобщающую таблицу «НЕ с разными частями речи»
2. Выполнение тренировочных упражнений по учебнику

Раздел 6
Тема 6.1.
Простое предложение

Синтаксис и пунктуация
Содержание учебного материала
Простое предложение. Предложения повествовательное, вопросительное, побудительное,
1
восклицательное. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения
Виды односоставных предложений
Предложение с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами.
Употребление запятой
4
Однородные и неоднородные определения
Практические занятия
1. Тире между подлежащим и сказуемым
2. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим
3. Употребление двоеточия и тире при однородных членах
4. Согласование в предложениях с однородными членами

2
1

2

5

2

1
2

8

2

2
3

3

1

Тема 6.2.
Обособленные члены
предложения

Контрольные работы Сочинение - рассуждение
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение тренировочных упражнений по учебнику
Содержание учебного материала
1
Обособление определений
2
Обособленные приложения
3
Обособленные дополнения
4
Обращение. Междометия в составе предложения и слова-предложения да и нет
Практические занятия
1. Обособление определений, выраженных причастием и прилагательным

4
9

4

2

2. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и существительными
3. Уточняющие обстоятельства
4. Вводные слова и предложения
1

Тема 6.3. Сложное
предложение

Контрольные работы Диктант
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить таблицу «Обособленные члены предложения»
2. Выполнение тренировочных упражнений по учебнику
Содержание учебного материала
1 Сложносочиненное предложение. Союзы в ССП
2 СПП. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным
3 Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП (запятая, точка с запятой,
двоеточие, тире)
5 Прямая и косвенная речь
6 Цитаты. Знаки препинания при цитатах
Практические занятия
1. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
2. СПП с однородными придаточными предложениями (соподчинение)
3. СПП с неоднородными придаточными (последовательное подчинение)
4. СПП с неоднородными придаточными (параллельное подчинение)
5. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

5
12

5

1

Контрольные работы Диктант по учебному плану
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выполнение тренировочных упражнений по учебнику
2. Составить презентацию по темам «Знаки препинания в СПП» ,«Знаки препинания в БСП»

Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

6

ттт

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины ОУДп. 01.01.Русский языктребует наличия
учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета: посадочные
места по количеству обучающихся, рабочее место
преподавателя,
комплект учебной литературы (учебники, словари),
наглядные пособия и демонстрационный материал (альбомы, справочники, репродукции картин,
раздаточный материал и карточки).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиапроектор и интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11: Рекомендовано Министерством
образования и науки РФ, Москва, «Просвещение», 2013.
2.

Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/ Е.С.Антонова,
Т.М.Воителева.-4-е изд.,-М.: Издательский центр "Академия", 2013.

3. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред. проф. образования/
Т.М.Воителева.-3-е изд.,-М.: Издательский центр "Академия", 2013.
Дополнительные источники:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи, учебник: допущено
Министерством образования для СПО, 8-е издание, испр., Москва Издательский центр
«Академия», 2014.
2. Бабайцева В.В., Михальская А.К. Русский язык 10-11: допущено Министерством образования
РФ, издательство «Дрофа», 2010;
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11: допущено Министерством
образования РФ, издательство «Русское слово», 2011;
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык, учебник 10-11: допущено Министерством
образования РФ, издательство «Вербум-М», 2010;

5. Лекант П.А. Современный русский язык, учебник: допущено Министерством
образования РФ, издательство «Дрофа», 2010;
6. Хлебинская Г.Ф. Русский язык 10-11: допущено Министерством образования РФ, издательство
«ОЛМА-Учебник», 2010.
Интернет - ресурсы
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.org/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».