Министерство образования и науки РД
учредитель
ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г. Б. Казиахмедова»
наименование образовательного учреждения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
По дисциплине ОП.06. «Безопасность жизнедеятельности»
индекс и наименование дисциплины по рабочему учебному плану
Специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»
код и наименование специальности
входящей в состав УГС 44.00,00. «Образование и педагогические
науки»
код и наименование укрупненной группы специальностей
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) и примерной
программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (углубленный
уровень), одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» / для специальности
среднего профессионального образования (далее - СПО) 44.02.01. «Дошкольное образование»,
входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00 «Педагогика и
педагогические науки».
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение «Дербентский профессионально - педагогический колледж им.
Г.Б.Казиахмедова».
Разработчик: Рамазанов В. М., преподаватель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
ГБПОУ «ДППК им. Г.Б.Казиахмедова »
Рекомендована научно - методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессионально педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова » для применения в учебном процессе.
Заключение научно-методического совета
Протокол № 1 от 28.08.2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 06. «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена
на основе примерной программы по БЖ в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01.
«Дошкольное образование», входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00
«Педагогика и педагогические науки».
Рабочая программа может быть использована образовательными учреждениями СПО для
профессий
начального
профессионального
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к
общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих выпускников
учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми
для:
разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств
поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации;
своевременного оказания доврачебной помощи;
использования приобретенных знаний в повседневной жизни для ведения здорового
образа жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от
оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы
на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по
отношению к военной службе;
уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие
взгляды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе
национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих
на вооружении (оснащений воинских подразделений) в которых имеются
военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе :
теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Реферат. Характеристика опасных ситуаций социального характера в местах проживания Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, структура, силы и средства; основные
задачи по защите населения от ЧС.
Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы
Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан. Краткое содержание
законов, основные права и обязанности граждан.
Реферат. Характеристика опасных ситуаций социального характера в местах проживания Реферат. Правовые основы
организации защиты населения РФ от ЧС мирного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное
предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
Реферат. История государственных наград за военные отличия в России.
Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Боевое Знамя воинской части.
Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Конспект.
Функции и основные задачи современных ВС РФ их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.
Реформы. Оказание первой помощи при бытовых травмах. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при
химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур
Реферат. Инфекционные заболевания, эпидемии и их профилактика. Здоровье родителей — здоровье ребенка. Политика
государства по поддержке семьи.
Объем часов
114
76
70
6
38
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05. «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1. Обеспечение личной
безопасности и сохранение
здоровья
Тема 1.1. Обеспечение личной
безопасности в повседневной
жизни
Тема 1.2. Правила поведения в
ситуациях криминогенного
характера
Тема 1.3. Опасные и
чрезвычайные ситуации.
Тема 1.4. Пожары.
Тема 1.5. Правила поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций
природного,
техногенного
и
социального характера.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся.
2
Объём
часов
3
24
Уровень
освоения
4
Содержание учебного материала:
Причины попадания человека в условия вынужденного автономного
существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в
условиях автономного существования.
Содержание учебного материала:
Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном
транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила
безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
Содержание учебного материала:
Опасные и Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций; их разновидности.
Содержание учебного материала:
Пожары. Возможные виды чрезвычайных ситуаций в результате пожара.
Действия учащихся в случае возникновения пожаров.
3
2
3
2
3
2
3
2
Практическое занятие : Отработка правил поведения при получении сигнала о
чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в
защитных сооружениях.
Самостоятельная работа: Реферат. Характеристика опасных ситуаций
социального характера в местах проживания
1
3
Тема 1.6. Единая
государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
история ее создания, структура,
силы и средства; основные задачи
по защите населения от ЧС
Тема 1.7 Законы и другие
нормативно-правовые акты РФ по
обеспечению безопасности.
Раздел 2. Гражданская оборона –
составная часть
обороноспособности страны
Тема 2.1. Гражданская оборона
(ГО), история её создания,
предназначение и задачи по
обеспечению защиты населения от
опасностей, возникающих при
ведении боевых действий или
вследствие этих действий.
Тема 2.2. Правила поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного
характера.
Содержание учебного материала:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), история ее создания, структура, силы и средства; основные
задачи по защите населения от ЧС.
3
2
Содержание учебного материала:
Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и
свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации,
положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан. Краткое
содержание законов, основные права и обязанности граждан.
2
2
25
Содержание учебного материала:
2
2
3
2
Гражданская оборона (ГО), история её создания, предназначение и задачи по
обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых
действий или вследствие этих действий ,ситуации природного и техногенного
характера. Классификация чрезвычайных ситуаций; их разновидности
Содержание учебного материала :
Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Чрезвычайные
ситуации социального характера
Самостоятельная работа: Реферат. Особенности современной преступной
деятельности. Безопасное поведение в толпе.
3
Тема 2.3. Единая государственная
система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), история ее
создания, предназначение,
структура, задачи, решаемые для
защиты населения от ЧС
Содержание учебного материала :
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), история ее создания.
Предназначение, структура РСЧС, задачи, решаемые для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
3
2
Тема 2.4. Гражданская оборона —
составная часть
обороноспособности страны.
Основные понятия и определения,
задачи гражданской обороны.
Структура и органы управления
гражданской обороной.
Тема 2.5. Современные средства
поражения и их поражающие
факторы. Мероприятие по защите
населения.
Содержание учебного материала:
Гражданская оборона (ГО), история её создания, предназначение и задачи по
обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых
действий или вследствие этих действий.
3
2
Содержание учебного материала:
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по
защите населения
Практическое занятие: Изучение первичных средств пожаротушения.
Самостоятельная работа: Реферат. Правовые основы организации защиты
населения РФ от ЧС мирного времени.
Самостоятельная работа:
Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение
защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных
сооружениях.
3
2
Тема 2.6. Организация
инженерной защиты населения от
поражающих факторов
чрезвычайных ситуаций мирного
и военного времени
2
4
2
28
Раздел 3. Основы обороны
государства и воинская
обязанность
Тема 3.1 История создания
Вооруженных Сил России.
Содержание учебного материала:
История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил
Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в
середине XVI века. Военная реформа Петра I. Военные реформы в России во
второй половине XIX века, создание массовой армии.
Тема 3.2Вооруженные Силы РФ,
Содержание учебного материала:
их структура и предназначение.
Вооруженные Силы РФ, их структура и предназначение. Виды Вооруженных Сил
Виды Вооруженных Сил РФ и рода РФ и рода войск. Сухопутные войска, Военно-космические силы, Военно-морской
войск.
флот, история создания, предназначение, структура Ракетные войска
стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение,
структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение,
структура. Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы
безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства
внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской
Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и
предназначение.
Тема 3.3. Воинская обязанность.
Содержание учебного материала:
Основные понятия о воинской
Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский
обязанности. Воинский учет.
учет. Обязанности граждан по воинскому учету.
Самостоятельная работа:
Реферат. История государственных наград за военные отличия в России.
Основные государственные награды СССР и России, звания Герой
Советского Союза, Герой Российской Федерации
Тема 3.4. Обязательная
Содержание учебного материала:
подготовка граждан к военной
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание
службе. Основное содержание
обязательной подготовки гражданина к военной службе Добровольная подготовка
обязательной подготовки
граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки
гражданина к военной службе.
граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным образовательным программам.
3
2
3
2
2
2
3
2
2
Тема 3.5. Прохождение военной
службы по контракту. Основные
условия прохождения военной
службы по контракту.
Тема 3.6. Качества личности
военнослужащего как защитника
Отечества. Требования к
психическим и
морально-этическим качествам
призывника
Тема 3.7. Боевые традиции
Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому
долгу — основные качества
защитника Отечества
Раздел 4.Основы противодействия
Терроризму и экстремизму в РФ
Содержание учебного материала:
Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения
военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба. Основные
условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования,
предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражд.службы.
Содержание учебного материала:
Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине,
высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге,
готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости
конституционного строя в России, народа и Отечества. Воинская дисциплина и
ответственность. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил
Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих.
Содержание учебного материала:
Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской
славы России — дни славных побед.
Самостоятельная работа: Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ритуал приведения к военной присяге.
Самостоятельная работа: Боевое Знамя воинской части. Ритуал вручения
боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и в/ т.
Самостоятельная работа: Конспект. Функции и основные задачи современных
ВС РФ их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.
Реформы.
2
2
2
2
2
2
3
2
3
10
Тема 4.1.Номативно- правовая
база борьбы с терроризмом и
экстремизмом в Российской
Федерации.
Тема4.2.Эстремизм и терроризм –
чрезвычайные опасности для
общества и государства.
Тема4.3.Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности
Тема4.4.Международный терроризм- проблема современности
Тема4.5.Положение Конституции
РФ,Концепции противодействия
Терроризму в РФ, Федеральный
закон «О противодействии терроризму и экстремистской деят-ти»
Раздел 4. Основы медицинских
Знаний
Основные тенденции современного терроризма и экстремизма.
Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации.
Основные внутренние и внешние факторы, обуславливающие его
распространения.
Содержание учебного материала :
2
2
Социально-культурные предпосылки терроризма. Культура безопасности жизнедеятельности как условие формирования антитеррористического поведения и
антиэкстремистского мышления.
Содержание учебного материала:
Содержание учебного материала:
Содержание учебного материала:
Тема 4.1. Понятие первой помощи. Содержание учебного материала:
Перечень состояний, при которых Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая
оказывается первая помощь.
помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ».
Тема 4.2. Понятие травм и их
Содержание учебного материала:
виды. Правила первой помощи
Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях.
3
2
2
2
при ранениях
Практическое занятие: Правила оказания 1 помощи при производственных
травмах: порезах, ушибе, вывихе, растяжение связок; переломах.
Практическое занятие: Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного
мозга.
Практическое занятие: Первая помощь при травмах различных областей тела
Правила наложения повязок различных типов.
Самостоятельная работа: Оказание первой помощи при бытовых травмах.
Практическое занятие: Понятие и виды кровотечений. Способы временной
остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий.
Практическое занятие: Правила наложения жгута и закрутки. Точки пальцевого
прижатия артерий.
Тема 4.3. Способы временной
остановки кровотечений. Точки
пальцевого прижатия артерий.
Правила наложения
кровоостанавливающего жгута.
Тема 4.4. Первая помощь при
Содержание учебного материала :
ожогах. Понятие, основные виды и Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов.
степени ожогов
Самостоятельная работа:
Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах.
Первая помощь при воздействии высоких температур.
Тема 4.5. Первая помощь при
Содержание учебного материала:
отсутствии сознания.
Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока.
Тема 4.6 Передача инфекции и
1
1
1
4
1
1
2
2
4
2
Практическое занятие:
Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные
причины остановки сердца. Правила проведения непрямого (наружного) массажа
сердца и искусственного дыхания.
2
Самостоятельная работа: Реферат. Инфекционные заболевания, эпидемии и их
профилактика.
4
Содержание учебного материала:
3
2
2
профилактика инфекционных
заболеваний.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути
передачи возбудителей инфекционных болезней.
Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний.
Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые
связи и их последствия для здоровья
Зачет:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
1
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие кабинета безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
Гопкалитовый патрон ДП-5В
Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
Респиратор Р-2
Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,10,11)
Ватно-марлевая повязка
Противопыльная тканевая маска
Медицинская сумка в комплекте
Носилки санитарные
Аптечка индивидуальная (АИ-2)
Бинты марлевые
Бинты эластичные
Жгуты кровоостанавливающие резиновые
Индивидуальные перевязочные пакеты
Косынки перевязочные
Ножницы для перевязочного материала прямые
Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
Шинный материал (металлические, Дитерихса)
Огнетушители порошковые (учебные)
Огнетушители пенные (учебные)
Огнетушители углекислотные (учебные)
•
•
•
•
•
Устройство отработки прицеливания
Учебные автоматы АК-74
Винтовки пневматические
Комплект плакатов по Гражданской обороне
Комплект плакатов по Основам военной службы
Технические средства обучения:
•
•
•
Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
Рентгенметр ДП-5В
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
http://nsportal.ru/npo-spo/bezopasnost-zhiznedevatelnosti
https://kopilkaurokov.ru/obzh
http://ok-tabunshikova.ucoz.ru/load/obg
Ьйр://обж.рф/те1оЬ1ка-оЬгЬ/рп^гатгпу-оЬг1[1
http://www.metod-kopilka.ru
https://infourok.ru/rabochava-programma-po-obzh-fgos
Для обучения используется основной учебно-методический комплект, который включает в себя
•
•
Программа по курсу ОБЖ.
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов
общеобразовательных учреждений, -М, Астрель-АСТ, 2008;
•
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов
общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
•
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся
10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
•
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов
А.Т., Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
•
Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А.,
Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
•
Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний
старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
•
Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004
Основные учебные пособия:
•
Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности - 10 класс /Мультимедийный учебник
TeachPro™, - М.,
Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
•
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся
10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
•
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся
11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
•
ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
•
Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;
•
Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006-2014;
•
Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. - Мурманск, Кольский научно-внедрический центр «Валеос»,
1993.
Дополнительные источники:
1.Смирнов А.Т. , Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.для учащихся 10-11 кл.общеобразовательных
учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - М.: Просвещение, 2014.
2.Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.для учащихся 11 кл.
общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
3.Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О
воинской обязанности и военной службе» и статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» // Собрание
законодательства Российской Федерации. - М„ 1998-2006.
4.В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Т. Маслов Основы безопасности жизнедеятельности Методическое пособие Москва. Дрофа. 2000.
5.Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену 11 класс Основы безопасности жизнедеятельности. Москва.
НЦЭНАС 2002.
6.Сборник нормативных и правовых документов по основам военной службы Москва. «Издательство НЦ ЭНАС» 2001. Русские
военачальники. А.В. Суворов М.И. Кутузов. П.С. Нахимов. Г.К. Жуков. Москва 1996.
7.Ильин А.А. Большая энциклопедия выживания. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 480 с., ил
8.Вооруженные силы Российской Федерации - защитники нашего отечества. Учебное пособие по разделу «Основы военной
службы» 10 класс, часть 1., М.: 2001.
9.Боевые традиции вооруженных сил. Символы воинской чести. Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»
10.10 класс, часть 2, М.: 2001. Синова И.В., Государственные праздники России - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. Синова И.
В., Герб, Гимн, флаг России, СПб,: Издательский Дом «Литера», 2007.
11.Уголовный кодекс Российской Федерации, - СПб,: Питер, 2004.
12.Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл.: учеб.-метод. Пособие / М.:
Дрофа. 2005.
12.Воинская обязанность военнослужащих - защитник своего отечества. Учебное пособие по разделу «Основы военной службы» 11
класс, часть Г, М.: 2001.
13.Чрезвычайные ситуации - энциклопедия школьника, под общей редакцией С.К. Шайгу, 2004.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
приема нормативов, а также сдачи обучающимися экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенные умения:
• организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
• предпринимать профилактические меры для снижения уровня
опасностей различного вида и их последствий в профессиональной
деятельности и быту;
• использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от
оружия массового поражения;
• применять первичные средства пожаротушения;
• ориентироваться в перечне военноучетных специальностей и
самостоятельно определять среди них родственные полученной
специальности;
• знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние
на безопасность жизнедеятельности личности. Уметь
использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения
здорового образа жизни.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
- практические задания по работе с информацией,
документами, литературой;
- подготовка и защита индивидуальных и групповых
заданий проектного характера.
Формы оценки
результативности
обучения:
- накопительная система баллов, на основе которой
выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую
выполненную работу, на основе которых выставляется
итоговая отметка.
Методы контроля направлены на проверку умения
применять профессиональные знания в ходе исполнения
учащихся:
обязанностей военной службы на воинских должностях в
- выполнять условия задания на творческом уровне с
соответствии с полученной специальностью;
представлением собственной позиции;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в
- делать осознанный выбор способов действий из ранее
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной
известных;
службы;
владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по - осуществлять коррекцию (исправление) сделанных
ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;
отношению к военной службе;
- работать в группе и представлять как свою, так и
уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои
позицию группы.
мировоззренческие взгляды;
оказывать первую помощь пострадавшим;
Методы оценки результатов обучения:
Усвоенные знания:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики ,прогнозирования - мониторинг роста творческой самостоятельности и
навыков получения нового знания каждым
развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных
обучающимся;
ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия
- формирование результата итоговой аттестации по
терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.
дисциплине на основе суммы результатов текущего
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их контроля.
реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступление
на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащений воинских подразделений), в которых
имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;
- правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при
захвате в качестве заложника.