ООУД.б12 География

Министерство образования и науки РД
ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казпахмедова»

Рабочая программа учебной дисциплины
ООУД. б 12 Геог рафия
по специальности

44.02.01 «Д ош кольное образование»

2021г.

2

Рекомендовано к утверждению

Утверждаю

Методическим советом ГБПОУ
Зам. чйоектора по учебной час ш
« Дербентский профессиональна >-1ЫЮУ ■Дербогклсий профессиональноЩегеc f . * . т у * ' i i \ » . « а
иед аго ги че с к и й колледж
)Ь.*1ШЙогичеекин ко ллед ж
им I .Ь.Казиахмедова»
ям Г .Б . К а з и а х м е д о в а »
Щ
V
_Махмудова Н.Г.
' подпись
ФИи

Рабочая программа учебной дисциплины ООУД.б 12 География разработана на основе:
- Федерального государственного стандарта (далее ФГОС) по специальности 44.02.01 «Дошкольное
образование», входящей в состав укрупненной группы 44.00.00. «Образование и педагогические
науки»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021, 2022учебный год

Организации -разработчик : ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Г.Б. Казиахмедова»

Разработчик:
Магомедова Разнят Магомедрасуловна, преподаватель общественных дисциплин

ГБПОУ

"Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова".

Рецензент:

Рекомендована методическим советом

ГБПОУ "Дербентский профессионально­

педагогический колледж им.Г.Б. Казиахмедова" для применения в учебном процессе.

Заключение методического совета
Протокол №

от

20

г.

3

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

4

6

11

ОСВОЕНИЯ

12

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ООУД.б 12География

4

1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ООУД.б 12 География является частью основной
общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 «Дошкольное
образование», входящей в состав укрупненной группы 44.00.00. «Образование и педагогические
науки».

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной программы
Учебная дисциплина ООУД.б 12 География относится к общеобразовательным дисциплинам
44.00.00. «Образование и педагогические науки».

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития
природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и
производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за
природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями,
их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности
различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических
исследований.
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и
территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран,
их этногеографическую специфику;
- различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы
современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей;

5
- географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально­
экономического развития, специализации в системе международного географического разделения
труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в
международном географическом разделении труда.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов; самостоятельной работы
обучающегося - 39 часов

2 Структура и содержание учебной дисциплины ООУД.б 12 География

6
2.1 Объем и вид учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)

Объём
часов
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:
практические занятия| контрольные работы (зачеты)

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:

39

внеаудиторная самостоятельная работа:
22
Подготовкапроектов:
1. «Влияниевеличиныплощадитерриториинауровеньееразвития»
2. УрегулированиепроблемызагрязненияМировогоокеана».
3. «Решениепроблемы «лунныхландшафтов»,
4. «Влияниеместапроживаниянатемпывоспроизводстванаселения»
5. «Факторы и формывоздействияобществанаокружающуюсреду»,
6. «Формывоздействия ВТО наРоссийскийрынок»,
7. «Оценкат предпосылокдляразвитияпромышленности и хозяйстваИндии»,
8. «Освоенияновойтерритории (Амазонииилидр.) с
перспективойеёэкономическогоразвития в 21в.»
9. Решенияоднойизпроблем (продовольственной, энергетической и др.) с
опоройнагипотезы, теории, концепции, существующие в других
(изве стныхучащимся) областяхнаучныхзнаний».
10. «Влияниекультурынадемографическуюситуацию в странахЕвропы и Азии».
11. «СоставлениепрогнозаэкономическогоразвитиястранАфрикинабазеэффективного
и
рациональногоиспользованияихприродныхресурсов.
Страны,которыеимеютнаибольшиеперспективыуспешногоразвития»
17
Подготовка сообщений:
1. «Микро - государства Европы»,
2. «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду»,
3. «Структура с/х Дагестана».,
4. «МиграционныепроцессысовременнойАзии».
5.
«Динамика воспроизводства населения Европы».
6. « Экономическое чудо Японии»,
7.
«Индия страна контрастов»,
8. «Локальные конфликты в странах Южной Азии».
9. «Австралия - доминион Великобритании».
10. «Макрорайоны США и Канады»
11..«СтраныЛа-Платы».
12. «Проблемаожирениясредиподрастающегопоколения» и др.
Итоговая аттестация в форме
дифференцированный зачет

Тематический план и содержание учебной дисциплины

ООУД.б 12 География

7

Наименовани Содержание
учебного
материала,
лабораторные
и Объем часов
е
тем
и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
разделов
2

3

Уровен
ь
освоени
я
4

Содержание учебного материала
1. География как наука. Традиционные и новые методы
географических исследований
2.
Классификация стран современного мира.
3.Влияние международных отношений на политическую карту
мира. Государственный строй стран мира.
4. .Характеристика политической географии.
Практические занятия: используя визитную карточку стран
выписать 10 стран не имеющих выхода к морю, 7 самых
крупных по площади стран, 5 стран с наибольшим количеством
населения.

4

1,2

Самостоятельная работа:
Подготовка проекта: «Влияние величины площади территории
на уровень ее развития»
Подготовка сообщений: «Микро - государства Европы».
2.«Государственное устройство Латиноамериканских стран»
Содержание учебного материала
Тема
2.
1. Особенности взаимодействия общества и природы.
География
2. Мировые природные ресурсы. Ресурсы республики Дагестан.
мировых
3.
Загрязнение
и
охрана
окружающей
среды.
природных
ресурсов.
Географическоересурсоведение и геоэкология.
Загрязнение и Практическое занятие: не предусмотрено
охрана
Самостоятельная работа:
окружающей
Подготовка сообщения: «Проблема загрязнения окружающей
среды.
среды»
Подготовка проекта: 1.«Урегулирование проблемы загрязнения
Мирового океана». 2.«Решение проблемы «лунных ландшафтов»
Тема
3. 1.Численность и воспроизводство населения. 2.Структура
населения.
География
населения
3.Размещение и миграции населения мира и Дагестана в
частности.
мира.
4. Сравнительная характеристика городского и сельского
населения.
Практическое занятие: не предусмотрено

2

1
Раздел
1.
Общая
характеристи
ка мира.
Введение
Тема
1.
Современная
политическая
карта мира.

Самостоятельная работа:
Подготовка сообщений:
1.«МиграционныепроцессысовременнойАзии».
1.«Динамика воспроизводства населения Европы».
Подготовка проекта: «Влияние места проживания на темпы
воспроизводства населения».

2

2
2

1,2

1

2
4

2

2
1
1
1

2

8
4.
Тема
Научнотехническая
революция и
мировое
хозяйство.

Тема
География
отраслей
мирового
хозяйства.

5.

1.
Тема
Зарубежная
Европа

2.
Тема
Зарубежная
Азия

Содержание учебного материала
1. Характеристика научно-технической революции.
2. Мировое хозяйство.
З.Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
4.Факторы размещения.
Практическая работа:не предусмотрена.
Самостоятельная работа:
Подготовка проекта: «Факторы и
формывоздействияобществанаокружающуюсреду».
Подготовка сообщений: «Международная экономическая
интеграция - региональные группировки».
«Влияние НТР на развитие мирового хозяйства».
Содержание учебного материала
1.География промышленности.
2. География с/х и рыболовства. Развитие с/х и рыболовства в
Дагестане.
3. География транспорта.
4. Транспортное развитие Дагестана в конце 20 нач. 21 вв.
5.Особенности всемирных экономических отношений.
Практическая работа: не предусмотрено.
Самостоятельная работа:
Подготовка сообщений: 1. «Ключевые районы рыболовства
мира».
2.« Ключевые районы производства с/хоз. продукции».
3.«Структура с/х Дагестана».
Подготовка проекта:«Формы воздействия ВТО наРоссийский
рынок».
Раздел 2. Региональная характеристика мира.
Содержание учебного материала
1.«Визитная карточка» региона. Географическая картина
Зарубежной Европы.
2.
Население:
демографическая
ситуация
и
проблемы
воспроизводства.
3. Хозяйство. Главные отрасли промышленности и их география.
Сельское хозяйство.
4. Транспорт. Отрасли непроизводственной сферы.
5.
Географический рисунок расселения и хозяйства.
6.
Субрегионы и страны Зарубежной Европы.
Практическая работа: Составить экономико-географическое
обоснование размещения двух-трёх отраслей промышленности в
одной из стран.
Перенести на контурную карту основные транспортные узлы
Европы.
Самостоятельная работа:
Подготовка сообщения: «Социально-экономическое развитие
стран Южной Европы»
«Демографическая ситуация и проблемы воспроизводства
населения»
Подготовка проекта: «Влияние культуры на демографическую
ситуацию в странах Европы и Азии »
«Решениепроблемы безработицы на юге Италии».
Содержание учебного материала
1.Географическая картина Зарубежной Азии. Население:
особенности воспроизводства, проявление демографического
взрыва.
2. Хозяйство: уровень развития и международная специализация.

4

2

2

2
8

1
1
1
2

9

2

1

1

1
1

1
2
12

9
3. Основные типы сельского хозяйства.
4. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
5. Субрегионы Зарубежной Азии.
6. Хозяйство Китая: достижения и проблемы.
7. Япония: территория, границы, положение. Население.
Значение Токио.
8. Индия: территория, границы, положение. Население. Общая
характеристика хозяйства.
Практическое работа: 1.«Визитная карточка» региона.
Тестирование по теме «Зарубежная Азия».
Самостоятельная работа:
Подготовка сообщения:»Экологические проблемы Дагестана в
21 веке».
Подготовка сообщения: « Экономическое чудо Японии»,
«Индия страна контрастов», «Локальные конфликты в странах
Южной Азии»

Тема
Австралия
Океания

Тема
4.Африка

Тема
Северная
Америка

Подготовка проекта: « Оценка предпосылок для развития
промышленности и хозяйства Индии».
3. Содержание учебного материала
и Государственный строй, форма правления. 2.Население,
хозяйство.
Практическаяработа: Составление картосхемы, отражающей
международные экономические связи Австралийского Союза,
объяснение полученного результат.
Самостоятельная работа:
Подготовкапроектахоставлениекартосхемы,
отражающеймеждународныеэкономическиесвязиАвстралийского
Союза, объяснениеполученногорезультата.
Подготовка
сообщения:
«Австралия
доминион
Великобритании».
1.«Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки.
2. Хозяйство: место Африки в мире. Деление Африки на
субрегионы.
3. Два укрупнённых субрегиона - Северная и тропическая
Африка.
4. ЮАР - единственное экономически развитое государство
Африки.
Самостоятельная работа:
Подготовка сообщения: 1.«ЮАР- феномен Африки».
2.« Монархии Африканского континента»
Подготовка проекта: « Составление прогноза экономического
развития стран Африки на базе эффективного и рационального
использования их природных ресурсов. Страны, которые имеют
наибольшие перспективы успешного развития».
5.

Содержание учебного материала
1.«Визитная карточка» региона. Географическая картина
Северной Америки.
2.США: территория, границы, положение. Государственный
строй. Население. Хозяйство 3.США: ведущее место в мировой
экономике.
4.География
промышленности,
с/хозяйство.
5.Охрана
окружающей среды.
6.
Макрорегионы США.
7. Канада. Место в хозяйстве. Основные черты её экономико­
географического положения, государственного строя, природы,
населения и хозяйства.

1

1

2

2
2

2

1

1

1
1

2

2
2
2
1

2

2

11

10
Практическая работа: 1. Перенести на контурную карту США и
Канады основные политические и экономические центры.
Самостоятельная работа:
Проектная работа: «Северо-Восток США - колыбель нации».
«Канада- доминион Великобритании»
Подготовка сообщения: «Макрорайоны США и Канады» .
Тема
Латинская
Америка

6.

Раздел
3.
Глобальные
проблемы
человечества

Итоговое
тестированиезачет

Содержание учебного материала
1. Географическая картина. Население: типы воспроизводства и
проблемы с ним связанные.
2. Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия
развития.
3. Бразилия - тропический гигант.
Практическая работа:
1.«Визитная карточка» региона.
Географическая картина Латинской Америки.
Составление программы освоения новой территории (Амазонии
или др.) с перспективой её экономического развития в 21в.
Самостоятельная работа:
Подготовка сообщения: «Страны Ла- Платы»
Подготовка проекта: «Освоениеновойтерритории
(Амазонииилидр.) сперспективойеёэкономическогоразвития в
21в.».
Содержание учебного материала
1.
Понятие о глобальных проблемах человечества.
2. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты, аспекты.
3. Экологическая ситуация в Дагестане в 20 - 21 веках
Практическая работа:

Самостоятельная работа:
Подготовкапроекта
решения
одной
из
проблем
(продовольственной, энергетической и др.) с опорой на гипотезы,
теории, концепции, существующие в других (известных
учащимся) областях научных знаний.
Подготовка
сообщения:
«Проблема
ожирения
среди
подрастающего поколения»
Работа с картой. Контрольное тестирование.

1
1

2

1
1
2
4

2
1

1
2

2
3

Не
предусмотре
на

2

1

1
1

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

11

3 Условия реализации программы дисциплины
ООУД.б 12 Г еография
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы осуществляется в кабинете общественных дисциплин, оборудованном ТСО
Оборудование учебного кабинета: политические и экономические карты стран и регионов, глобус,
атласы.
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер,

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
•
•
•
•

Учебник: М аксаковский В. П. Экономическая и социальная географ ия мира.
10 кл. / В. П. М аксаковский. - М.: Дрофа, 2011.
Географ ический атлас. 10 класс. - М.: Дрофа, 2010.
М аксаковский В. П. Рабочая тетр адь / В. П. М аксаковский. - М.:
П росвещ ение, 2009.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику
для 10 класса М ., «Дрофа», 2010 г.
Дополнительная литература:

1. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. К учебному комплекту
В.П. Максаковского 10 класс (М.:Просвещение), М.: Вако, 2011г.
2. Тесты по географии. 10 класс. К учебнику Максаковского В.П. - Баранчиков Е.В. (2011, 96с.)
3. Атлас. География. 10 класс. (2013, 56с.)
Интернет - ресурсы:
http://www.geo2000.nm.ru - Географический портал.
http://geographer.ru - Географический портал.
http://geotest.nm.ru - Сборник тестов по географии.
http://ege.edu.ru - Информационный портал ЕГЭ.
http://www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений.
http://letopisi.ru - Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.
http://geo.metodist.ru - Методическая лаборатория географии.

12

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ООУД.б 12 География
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий.
Р езул ьтаты обуч ен и я
(о св о е н н ы е у м е н и я , у с в о е н н ы е зн а н и я )
1
У м ен и я :
О пределять и сравнивать по разны м источникам инф орм ации
географ ические
тен ден ц и и
развития
природны х,
соц и ал ьн о­
эконом ических и геоэкологических объектов, пр оц ессов и явлений.
О ценивать и объяснять р есу р со о б есп еч ен н о ст ь отдельны х стран и
регионов мира, и х дем огр аф и ческ ую ситуацию , ур овн и ур банизации и
территориальной концентрации населения и производства, степень
природны х, антропогенны х и техн оген ны х изм енен и й отдельны х
территорий.
П рим енятьразнообразны е источники географ ической инф орм ации для
проведения н абл ю ден и й за природны ми, социал ьно-эконом ическим и и
геоэкологическим и
объектам и,
пр оц ессам и
и
явлениями,
их
изм енениям и п о д влиянием р азнообразны х факторов.
С оставлятькомплексную географ ическую характеристику регионов и
стран мира; таблицы , картосхем ы , диаграммы , простейш ие карты,
м одели, отраж аю щ ие географ ические зак оном ер ности различны х
явлений и п роц ессов, и х территориальны е взаим одействия.
З н а ть :
О сновны е географ ические понятия и термины ; традиционны е и новые
м етоды географ ических исследований.

Ф о р м ы и м е т о д ы к о н т р о л я и о ц ен к и
р е зу л ь т а т о в о б у ч е н и я
2
Дом аш няя работа, тестирование

П рактические занятия, дом аш няя работа

П рактическая работа

Дом аш няя работа, контрольная работа.

Тестирование , дом аш н ее задание.

О собен н ост и разм ещ ения основны х видов прир одны х р есур сов, их
главные м естор ож ден и я и территориальны е сочетания; числ енность и
динам ику населения мира, отдельны х регионов и стран, их
этногеограф ическую специф ику.
Различия в ур овн е и качестве ж и зн и населения, основны е направления
миграций; проблем ы совр ем енн ой урбанизации.
Г еограф ические о со б е н н о ст и отраслевой и территориальной структуры
м ирового хозяйства, разм ещ ения его основны х отраслей.

И ндивидуальное задание

Г еограф ическую специф ику отдельны х стран и р егионов, и х различия
по ур овн ю социал ьно-эконом ического развития, специализации в
си стем е
м еж дун ар одн ого
географ ического
раздел ения
труда;
географ ические аспекты глобальны х пробл ем человечества.

К онтрольная работа

О собен н ост и совр ем енн ого геополитического и геоэконом ического
полож ения Р осси и , ее роль в м еж дун ар одн ом географ ическом
р аздел ен и и труда.

П рактическое и д ом аш н ее задание

П рактическое задание

Разработчик:_____________ Магомедова Р.М., преподаватель общественных
дисциплин.

Рецензент:__________
Председатель ПЦК:__________Байрамова З.К.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».