ПМ.04 Методическое обеспечение 2021г.

Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД «Дербентский профессионально-педагогический колледж»
им. Г.Б. Казиахмедова»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
По ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
индекс и наименование ПМ

Код и наименование специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

Дербент 2021 г.
1

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ РД
«Дербентский профессионально-педагогический
колледж им. Казиахмедова Г.Б.»

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ.04 Методическое обеспечение
образовательного процесса по междисциплинарному курсу МДК. 04.01. Теоретические и
прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов РАЗРАБОТАНА
на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки),
входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00. «Образование и
педагогика»


Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение РД «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им. Казиахмедова Г.Б»
Разработчики:
-Ш.М. Абдуллаева, преподаватель по программам начального общего образования
ГБПОУ РД «Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова
Г.Б» - преподаватель высшей категории
Рецензент:
- Бондарева М.А, директор МБОУ СОШ №21 г.Дербент
Рекомендована
научно-методическим
советом
ГБПОУ
РД
«Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Казиахмедова Г.Б» для применения в
учебном процессе.

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

15

5. КОНТРОЛЬ

17

И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОЦЕНКА
МОДУЛЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ
(ВИДА

ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах в части
освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Методическое
обеспечение
образовательного
процесса
и
соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы
и др.) на основе образовательного стандарта и примерных программ с
учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса / группы и
отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области начального общего образования на
основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений и др.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области начального образования.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в
повышении квалификации, в дополнительном профессиональном образовании и
профессиональной переподготовке специалистов в области образования, при
наличии
среднего
профессионального
образования
или
высшего
непедагогического образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам
освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
-анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических
материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, примерных основных образовательных программ начального
общего образования с учетом типа образовательной организации, особенностей
класса и отдельных обучающихся;
4

-участия в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
-изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам
начального общего образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов,
докладов;
-оформления портфолио педагогических достижений;
-презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов,
выступлений;
-участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
-анализировать федеральные государственные образовательные стандарты,
примерные основные образовательные программы начального общего
образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам
общеобразовательной программы;
-определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся;
-осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей обучающихся;
-определять педагогические проблемы методического характера и находить
способы их решения;
-адаптировать имеющиеся методические разработки;
-сравнивать эффективность применяемых методов начального общего
образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с
учетом типа образовательной организации и особенностей возраста
обучающихся;
-создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
-готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
-с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать
исследовательскую и проектную деятельность в области начального общего
образования;
-использовать методы и методики педагогического исследования и
проектирования, подобранные совместно с руководителем;
-оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
-определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
-теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов;
-теоретические основы, методику планирования в начальном образовании,
требования к оформлению соответствующей документации;
-особенности современных подходов и педагогических технологий в области
начального общего образования;
-концептуальные основы и содержание примерных программ начального
общего образования;
-концептуальные основы и содержание вариативных программ начального
общего образования;
-педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию
предметно-развивающей среды в кабинете;
-источники, способы обобщения, представления и распространения
5

педагогического опыта;
-логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету,
реферированию, конспектированию;
-основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
профессионального модуля:
всего- 264 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 192 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 128 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 64 часов;
учебной и производственной практики – 72 часа.

6

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности Методическое обеспечение
образовательного процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:

Код
ПК 4.1.

ПК 4.2.
ПК 4.3.

ПК 4.4.
ПК 4.5.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

Наименование результата обучения
Выбирать
учебно-методический
комплект,
разрабатывать
учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и
др.) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом
вида образовательного учреждения, особенностей класса / группы и
отдельных обучающихся.
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений и др.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
начального образования.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих.

7

ПК 4.1
ПК 4.2

Раздел 1. Основы организации
методической работы учреждений
начального общего образования.

ПК 4.4

Раздел 2. Организационно методическая работа учителя в
общеобразовательном учреждении

ПК 4.3.

ПК 4.5

3

Раздел 3. Систематизация и
оценивание педагогического опыта
и образовательных технологий в
области начального общего
образования на основе изучения
профессиональной литературы,
самоанализа и анализа деятельности
других педагогов.
Раздел 4. Основы проектной и
исследовательской деятельности в
начальной школе
Производственная практика (по
профилю специальности),
предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
Всего:

Самостоятельная
работа обучающегося

в т.ч.
лабораторные
работы и
практические
занятия,
часов

в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов

Всего,
часов

в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов

6

7

8

9

10

110

36

30

44

26

8

6

12

13

16

8

7

12

-

4

37

19

264

Учебная,
часов

Теоретическ
ие занятия

2

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка
обучающегося

192

Всего, часов

1

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Максимальна
я учебная
нагрузка

Наименования разделов
профессионального модуля

Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)

Коды профессиональных
компетенций

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса.
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.04 МДК 04.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

5

64

64

64

Производственна
я (по профилю
специальности)
часов
(предусмотрена
концентрированна
я практика)

11

12

36

36

36

36
8

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работ (проект)
2
МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

Раздел ПМ 1. Основы организации методической работы учреждений начального общего образования (ПК.4.1; ПК.4.2)
Тема 1.1.
Содержание и
организация
методической
работы в
школе.

Содержание:
Сущность методической работы.
Система организации методической работы (формы управленческой и методической деятельности).
Организация работы педагогического совета школы.
Организация деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов.
Предметная неделя в начальной школе.
Практические занятия (1-5)
1. Деловая игра «Педагогический совет»
2. Оформление протокола проведения педагогического совета.
3. Оформление протокола заседания методического объединения.
4. Точка рубежного контроля знаний. Проверочная работа №1.
5. Разработка плана проведения методической недели в начальной школе (русский язык, математика).
Тема 1.2
Содержание:
НормативноНормативная и учебно-методическая документация, регламентирующая деятельность учителя начальных
правовые
классов.
основы
ФГОС НОО. Обновленные требования ФГОС НОО.
методической Понятие УУД. Виды УУД. Особенности формирования УУД в начальной школе.
работы учителя Основная образовательная программа.
начальных
Базисный учебный план. Рабочие программы. Календарно-тематическое планирование.
классов.
Модели обучения в начальной школе. УМК.
Анализ учебно- Профессиональный стандарт педагога. Функциональные обязанности учителя начальных классов.
методического Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
обеспечения об учреждениях.
разовательного Рациональная организация урока.
процесса.
Педагогические требования к уроку.
Документация учебного кабинета.

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

66

8
2

6

2

3
28

2

9

Расписание занятий как организационный документ, определяющий режим работы ОУ.
Виды школьной документации: личные дела учащихся, дневники учащихся. Нормативные требования и
методические рекомендации.
Школьный журнал. Электронный журнал. Нормативные требования и методические рекомендации.
Единый орфографический режим к ведению тетрадей учащихся начальной школы.
Практические занятия (1-11)
6. Разработка и презентация интерактивной папки «Особенности формирования УУД в начальной школе».
7. Анализ рабочих программ по предметам НОО.
8. Анализ учебников по предметам начальной школы.
9. Точка рубежного контроля знаний. Проверочная работа №2 (тестовый контроль).
10. Анализ КТП по предметам НОО.
11. Разработка фрагмента КТП по предметам НОО.
12. Сравнительный анализ учебно-методических комплектов начального общего образования (таблица).
13. Точка рубежного контроля знаний. Проверочная работа №3 (тестовый контроль).
14. Анализ и составление расписания уроков в начальной школе.
15. Оформление и ведение школьной документации (школьный журнал, ученические тетради).
16. Точка рубежного контроля знаний. Проверочная работа №4.
Раздел ПМ 2. Организационно - методическая работа учителя в общеобразовательном учреждении (ПК.4.4)
Тема 2.1.
Конструктивная
деятельность
педагога

Содержание:
Технология конструирования педагогического процесса
Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС. Методические рекомендации по
составлению технологической карты урока с учетом стандартов WorldSkills.

Практические занятия: (1)
17. Разработка технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС по предметам НОО.
Тема 2.2
Содержание:
Контрольно- Организация контрольно-диагностической и оценочной деятельности учителя начальных классов.
диагностическая Рефлексия в профессиональной деятельности учителя.
и оценочная
Технология портфолио как средство мониторинга достижений учащихся (Виды. Структура. Требования).
деятельность Практические занятия: (2)
18.Разработка и подбор приемов оценочной деятельности на уроках в начальной школе.
19.Презентация макета портфолио школьника. «Электронное портфолио школьника».
Раздел ПМ 3. Систематизация и оценивание педагогического опыта и образовательных технологий в области
начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов (ПК.4.3)

1
24

2

3
14
4

2

2

2, 3

4

2

4

2, 3

29

10

Тема 3.1.
Организация
деятельности
педагога по
самообразованию,
повышению
педагогического опыта

Тема 3.2
Портфолио как
способ оценки
достижений

Содержание:
Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов.
Изучение и анализ педагогической и методической литературы, современных образовательных ресурсов по
проблемам начального общего образования. Психолого-педагогические и методические периодические
издания.
Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога.
Пути самосовершенствования педагогического мастерства.
Процесс самообразования педагога.
Обобщение педагогического опыта. Источники, способы обобщения, представления и распространения
педагогического опыта. Требования к оформлению результатов обобщения опыта.
Система работы педагога по распространению опыта.
Практические занятия (1-7)
20. Современные образовательные ресурсы в методической работе учителя начальных классов (сайт учителя
начальных классов с учетом стандартов WorldSkills).
21. Информационное выступление с докладами по теме «Пути к вершинам педагогического мастерства».
22. Просмотр фрагментов видео-уроков победителей
конкурса "Учитель года России".
23. Проектирование программы самообразования учителя начальных классов.
24. Презентация опыта учителя начальных классов.
25. Информационное выступление с докладами по теме «Педагоги-новаторы».
26. Составление плана и аннотации к статье «Современные педагоги-новаторы».
Содержание:
Методический паспорт учителя. Портфолио педагогических достижений. (Виды. Структура. Требования)
Повышение квалификации.

Практические занятия (1-4)
26.Презентация макета портфолио педагога.
27. Регистрация на платформе ЦОК РД.
Раздел ПМ 4. Основы проектной и исследовательской деятельности в начальной школе (ПК.4.5)
Тема 4.1.
Содержание:
Основы
Исследовательская деятельность учителя начальных классов. Виды исследовательских работ в области НОО.
исследователь- Требования к структуре и оформлению исследовательских работ.
ской
Практические занятия. (2)
деятельности в
28. Разработка исследовательского проекта и оформление результатов защиты. Выполнение презентации по
области
теме исследования.
начального
29. Разработка и презентация исследовательского проекта (по выбору) по предмету НОО.
образования

9

2

13

1
2
3

4

3

2, 3

19
2
3

4

11

Тема 4.2.
Основы
проектной
деятельности в
области
начального
образования

Содержание:
Организация проектной деятельности в начальной школе.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.
Общие требования к презентации проектов в начальной школе.
Практические занятия (2)
30. Разработка проекта и оформление результатов защиты. Выполнение презентации по теме проекта.
31. Разработка и презентация проекта (по выбору) по предмету НОО.
32. Защита портфолио по ПМ.04.
33. Дифференцированный зачет по ПМ.04.

В процессе изучения МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая следующие виды
заданий:
Изучение системы внутри- школьной методической работы ОУ.
Составление доклада на педагогическом совете по актуальным проблемам НОО. (на выбор студентов).
Создание мультимедийной презентации выступления на педагогическом совете.
Изучить протоколы проведения педагогических советов в ОУ, заседаний ШМО начальных классов.
Изучение годового планирования работы МО учителей начальных классов.
Изучение планов проведения предметной методической недели в начальной школе.
Изучить отчет о проведении предметной методической недели в начальной школе.
Познакомиться с содержанием сайтов Минобр РФ, Минобр РД, сайты образовательных организаций.
Изучение и анализ ФЗ № 273«Об образовании в Российской Федерации».
Изучение и анализ ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
https://regulation.gov.ru/Projects Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов.
Изучение и анализ ФГОС НОО.
Изучение статьи «Формирование УУД у младших школьников» / Д. Н. Прядко. Журнал «Молодой ученый. — 2020. — № 39 С.
58-60.
Разработка интерактивной папки «Особенности формирования УУД в начальной школе». Подбор игр и упражнений для
формирования УУД и диагностических методик для изучения уровня сформированности УУД учащихся НШ.
Изучение и анализ ООП НОО.
Изучение рабочих программ по предметам НОО.
Изучение Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих гос. аккредитацию
образовательных программ НОО осуществляющие образовательную деятельность. Изучение учебников по предметам НОО.
Изучение КТП по предметам НОО.
Изучить характеристики УМК для начальной школы.
Изучить Профессиональный стандарт педагога
https://regulation.gov.ru/Projects Федеральный портал проектов нормативно-правовых актов.

2
4

8

64

12

Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения методического обеспечения.
Изучение требований СанПиН к предметно-развивающей среде кабинета.
Изучение и анализ документации кабинета начальной школы.
Изучение и анализ расписания уроков в начальной школе.
Изучение структуры личного дела ученика, заявления и договора родителей со школой.
Изучение структуры классного журнала и инструкции по ведению классного журнала.
Ознакомление с тетрадями обучающихся.
Составление собственных каталожных карточек или библиографических списков.
Определение способов самосовершенствования педагогического мастерства.
Профессиональные конкурсы как один из возможных путей самосовершенствования педагогического мастерства (доклад);
Условия проведения конкурса «Педагогический дебют». Цели и задачи конкурса. Особенности проведения регионального этапа
конкурса «Педагогический дебют». Этапы проведения конкурса. Виды конкурсных заданий (доклад);
История конкурса «Учитель года». Главные цели конкурса. Требования к участникам конкурса. Этапы проведения конкурса.
Виды конкурсных заданий (доклад);
Анализ достижений учителей начальных классов в (муниципальном, республиканском, всероссийском) конкурсе «Учитель
года».
Изучить рефлексивный отчет по самообразованию учителя начальных классов.
Анализ опыта учителя начальных классов.
Подготовка сообщения «Педагоги – новаторы».
Формы повышения квалификации учителей начальных классов.
Влияние повышения квалификации педагогов на повышение качества образования. (Подготовка сообщения).
Изучить портфолио учителя начальных классов.
Тематика курсовых работ (проектов)
1. Формирование учебно-исследовательских умений младших школьников.
2. Пути (методы/средства) развития исследовательских умений младших школьников.
3. Исследовательский подход в обучении младших школьников.
4. Роль наглядных пособий и дидактических материалов в формировании познавательной активности детей младшего
школьного возраста
5. Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей младшего школьного возраста.
6. Использование информационных технологий в обучении младших школьников
7. Воспитание культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
8. Методы педагогического стимулирования в образовательном процессе начальной школы
9. Организация проектной деятельности с учащимися младшего школьного возраста.
10. Позитивные и негативные факторы использования компьютерных игр в учебно-воспитательном процессе начальной школы
11. Концептуальные основы и методика проблемного обучения.
12. Проектирование развивающих технологий обучения.
13. Методические основы компьютерного обучения в начальной школе.
13

14. Использование портфолио учителя начальных классов для повышения рефлексии уровня профессионализма.
15. Развитие инновационного мышления педагога как одно из условий успешного внедрения ФГОС
Учебная практика
Виды работ
-анализ учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебнотематических планов) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерных основных образовательных программ начального общего образования с учетом типа образовательной организации,
особенностей класса и отдельных обучающихся;
-участие в создании предметно-развивающей среды в кабинете;
-изучение и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования, подготовки и
презентации отчетов, рефератов, докладов;
-оформление портфолио педагогических достижений;
-презентация педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
-участие в исследовательской и проектной деятельности;
Производственная практика
Виды работ:
-анализировать федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы
начального общего образования, вариативные (авторские) программы и учебники по предметам общеобразовательной
программы;
-определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание обучающихся;
-осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
-определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
-адаптировать имеющиеся методические разработки;
-сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования, выбирать наиболее эффективные
образовательные технологии с учетом типа образовательной организации и особенностей возраста обучающихся;
-создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
-готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
-с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области
начального общего образования;
-использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
-оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
-определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
Всего

36

36

264

14

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета «Педагогики и психологии».
Оборудование кабинета:
 рабочие места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 план научно-методической работы;
 программное обеспечение профессионального назначения НОО;
 учебно-методические комплексы по предметам НОО;
 методические рекомендации и разработки для учителя начальной школы
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место учителя.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить
концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Закон РФ от 10.07. 1992. № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.), 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.
Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31с.
3. Загвязинский В.И. , Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов . - 6-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208с.
4. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
/ В.И.
Загвязинский - 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 174с.
5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред.
А.Б.Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176с.
6. Татарченкова С.С. Организация методической работы в современной школе. М.: Каро, 2008. - 128 с.
7. Шумакова Наталья Борисовна, Авдеева Наталья Игоревна и др. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.:
Просвещение, 2011.
8. Буданова О.В. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов. Преподавание по программам
НОО. Учебное пособие (часть 2)- М.: УЦ «Перспектива», 2016.-232 с.
15

Дополнительные источники:
1.Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. - М.: АРКТИ.-2006. –
168с.
2.Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В.
Бержнова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 244с.
3.Методическая служба в школе. Сост. Дмитриева В.Г. и др. М.: Педагогическое общество России, 2007. - 112 с.
4.Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 116 с.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. М.: Аркти, 2003. - 112 с.
6.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Издательство
Мастерство, 2001.- 272 с.
7.Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М.
Борытко, И.А. Соловцова, А.В. Моложавенко; под ред. Н.М. Борытко - 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 320с.
8. Телешов С.В., Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. М.: Каро,
2009. - 160 с.
9. Федоров В.Д., Семушина Л.Г., Подвойский В.А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних
специальных учебных заведениях. - М., НПЦ «Профессионал – Ф», 2005. - 200 с.
10. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
Интернет-ресурсы:
1. Российское образование: федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/
2. Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта. URL: http://standart.edu.ru/.
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал. URL: http://window.edu.ru.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием освоения профессионального модуля является предшествование освоения учебных дисциплин Педагогика
и Психология, междисциплинарного курса Теоретические основы организации обучения в начальных классах, проведение учебной и
психолого-педагогической практики и частично практики пробных уроков.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего
профессионального образования, соответствующего педагогическому профилю
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных
дисциплин. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

16

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)

Основные показатели оценки результата

 аргументированность
выбора
учебноПК 4.1. Выбирать учебно-методический
методических
комплектов,
учебнокомплект,
разрабатывать
учебнометодических материалов;
методические
материалы
(рабочие  полнота и правильность разработок (учебнопрограммы, учебно-тематические планы
методических
комплектов,
учебнои др.)
на основе образовательного
методических материалов) и их соответствие
стандарта и примерных программ с
требованиям
нормативно-правовых
учетом
вида
образовательного
документов и современным тенденциям в
учреждения, особенностей класса /
сфере
образования
(учет
вида
группы и отдельных обучающихся.
образовательного учреждения, особенностей
класса / группы и отдельных обучающихся);
 соответствие
разработанных
учебнометодических материалов
ФГОС НОО
-соответствие образовательного пространства, в
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно- котором осуществляется развивающее
развивающую среду.
обучение, возрастным и
индивидуальным особенностям
учащихся;
-соответствие предметноразвивающей среды
предъявляемым требованиям;
оптимальность
учета
взаимодействия
компонентов, при которых среда приобретает
определенные свойства:
 гибкость;
 непрерывность;
 вариативность;

Формы и методы контроля и оценки
Экспертная оценка на педагогической практике
и практическом занятии
Тестирование

Текущий контроль в процессе производственной
практики профессионального модуля.
Экспертная оценка на производственной
практике, практическом занятии

17

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать
педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего
образования
на
основе
изучения
профессиональной
литературы,
самоанализа и анализа деятельности
других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические
разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений и др.

 интегрированность;
 открытость;
 установку на совместное деятельное общение
всех субъектов образовательного процесса.
 аргументированность
выбора
педагогического опыта для систематизации на
основе
изучения
профессиональной
литературы;
 обоснованность выбора педагогической и
методической
литературы
в
области
начального общего образования; соответствие
анализа содержания разработки заявленной
проблеме;
 аргументированность
выбора
способа
решения
педагогических
проблем
методического характера;
 полнота анализа педагогического опыта и
образовательных
технологий
учителей
начальных классов, обоснованность выводов;
 соответствие выбранной образовательной
технологии цели, содержанию, методам и
средствам обучения;
 логичность
составленной
программы
самосовершенствования
педагогического
мастерства;
 ясность и аргументированность изложения
собственного мнения;
 соблюдение этических норм при анализе и
оценке
педагогического
опыта
и
образовательных технологий
 актуальность педагогических разработок
различных видов в соответствии с заявленной
формой
в виде отчетов,
рефератов,
выступлений;
 соответствие представленных педагогических
разработок установленным требованиям к

Текущий контроль в форме защиты конспекта
занятия,
устного
опроса,
письменного
творческого отчета.
Экспертная оценка на практическом занятии.
Защита реферата.
Экспертная оценка на производственной
практике

Отчет по практике.
Выступление в школе.
Презентация и защита портфолио.
Взаимоанализ педагогических разработок.
Экспертная оценка
педагогических разработок
18

написанию методических разработок;
 полнота
оформления
портфолио
педагогических достижений в соответствии с
требованиями (алгоритма)
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской  соответствие результата исследовательской и - Экспертная оценка учебного исследования в
и проектной деятельности в области
проектной
деятельности
поставленным рамках выпускной квалификационной работы;
начального образования.
 курсовая и выпускная квалификационная
целям;
работа
 логическая связь в постановке целей, задач
планирования исследовательской и проектной
деятельности
в
области
начального
образования;
 обоснованность
(правильность)
выбора
методов
и
методик
педагогического
исследования и проектирования;
 правильность
оформления
результатов
педагогического
исследования
и
проектирования установленным требованиям
(стандартам)
Итоговый контроль
Экзамен по профессиональному модулю

19

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только
сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную - объяснение сущности и социальной
значимость
своей
будущей
профессии, значимости будущей профессии (учителя
проявлять к ней устойчивый интерес.
начальных классов)
- наличие положительных отзывов по итогам
педагогической практики
- проявление интереса к педагогической
литературе и педагогическим новациям
ОК 2.
Организовывать
собственную - рациональность планирования и организации
деятельность, определять методы решения методической и исследовательской
профессиональных
задач,
оценивать
их деятельности
эффективность и качество.
- обоснованность постановки цели, выбора и
применения методов и способов решения
профессиональных задач
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в - адекватность принятия решений в
нестандартных ситуациях.
стандартных и нестандартных ситуациях.

Экспертное
наблюдение
и
оценка
на
практических занятиях,
в процессе педагогической практики (при
выполнении
работ
по
производственной
практике);
отзыв по итогам практики;
- презентация методического пособия
Решение ситуационных задач;
оценка на практических занятиях при выполнении
работ по учебной и производственной практик

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для постановки и
решения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.

- обоснованность отбора и использования
необходимой информации для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.

Наблюдение и оценка на практических занятиях,
в процессе педагогической практики.
Экспертная
оценка
в
ходе
выполнения
исследовательской и проектной работы студента

ОК 5.
Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
для
совершенствования
профессиональной
деятельности.

- рациональное использование
информационно-коммуникационных
технологий как методического оснащения
профессиональной деятельности.

-Презентации к урокам, выступлениям и др.;
- Представление методических разработок с ИКТ

ОК 6. Работать в коллективе и команде, - бесконфликтное взаимодействие с
взаимодействовать с руководством, коллегами и участниками педагогического процесса:
социальными партнерами.
обучающимися, учителями школ, с
родителями школьников и социальными
партнерами при разработке учебнометодических материалов и организации
методической работы.

Наблюдение и оценка на практических занятиях,
в процессе педагогической практики;
Решение ситуационных задач.

Наблюдение и оценка на практических занятиях,
в процессе производственной и практики.

20

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность
обучающихся,
организовывать
и
контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного
процесса.

- рациональность в постановке цели, выборе
методов и приемов, направленных на
формирование мотивации учащихся;
- умение планировать организацию и контроль
деятельности обучающихся;
- проявление ответственности за качество
образовательного процесса (занятий,
мероприятий)
ОК 8. Самостоятельно определять задачи - уровень самостоятельности при
профессионального и личностного развития, планировании обучающимся повышения
заниматься
самообразованием,
осознанно личностного и профессионального уровня.
планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Осуществлять
профессиональную - способность адаптировать методические
деятельность в условиях обновления ее целей, материалы к изменяющимся условиям
содержания, смены технологий.
профессиональной деятельности с учетом
психолого-педагогических особенностей
учащихся и вида образовательного
учреждения;
- проявление интереса к инновациям в области
начального образования
ОК 10.
Осуществлять
профилактику - своевременное планирование способов (форм
травматизма, обеспечивать охрану жизни и и методов) профилактики травматизма,
здоровья детей.
обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
- соблюдение техники безопасности при
организации учебного процесса в начальных
классах во время всех видов практики
ОК 11.
Строить
профессиональную - соблюдение правовых норм
деятельность с соблюдением правовых норм ее профессиональной деятельности при
регулирующих.
разработке учебно-методических материалов

Оценка планов, конспектов занятий и
мероприятий.
Оценка организаторских способностей на основе
портфолио

Рефлексивный анализ (личный маршрут студента)
Оценка динамики развития

Наблюдение и оценка на практических занятиях,
в процессе производственной практики.

Наблюдение и
мероприятий

оценка

планов,

конспектов

в ходе производственной практики
Наблюдение и
мероприятий.

оценка

планов,

конспектов

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».