Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПМ.01. «Преподавание по программам начального и общего
образования в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
МДК 01. 10. «РОДНОЙ (ТАБАСАРАНСКИЙ) ЯЗЫКИ РОДНАЯ
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»
Код и наименование специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в
начальном образовании»
ДЕРБЕНТ, 2021.
РЕКОМЕНДОВАНО К
УТВЕРЖДЕНИЮ
научно- методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессионально
педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01 Преподавание по образовательным
программам начального общего образования и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования. МДК 01.10. «Родной язык (табасаранский) с
методикой преподавания и родная (табасаранская) детская литература с методикой
преподавания» разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
(углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей
44.00.00. «Образование и педагогические науки»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021 /2022 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение«Дербентский профессионально-педагогический колледж им.
Г.Б. Казиахмедова»
Разработчик: Калабекова Ирина Ашуралиевна, преподаватель табасаранского языка и
литературы.
Рекомендовананаучно - методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Заключение научно – методического совета №1 от «30» августа 2020 г.
Рецензент: Пашаева Нурижат Турабовна, руководитель городского методического
объединения учителей табасаранского языка, учитель средней школы № 12 гор.
Дербента.Учитель высшей категории.
________________________________
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ……………………………………………………………......... 4-8
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ…………………………………………………………………. 9-10
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ…………………………………………………………………. 11-23
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
………………………………………………………………………..............24-27
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………….…28-31
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
МДК 01. 10. «РОДНОЙ (табасаранский) ЯЗЫК И РОДНАЯ ДЕТСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
профессионального
модуля
МДК
01.10.
«РОДНОЙ
(табасаранский) ЯЗЫК И РОДНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С МЕТОДИКОЙ
ПРЕПОДАВАНИЯ» является обязательной при реализации среднего полного (общего)
образования с учетом гуманитарного профиля в образовательном учреждении СПО по
специальности
40.02.05.
образовании».Программа
«Коррекционная
может
использоваться
педагогика
другими
в
начальном
профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования.Даннойрабочей программепрофессионального модуля
соответствуют профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программамначального
общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические
материалы (рабочие программы, учебно-методические планы) на основе образовательного
учреждения, особенностей группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии
в области в начального общего образования, в том числе компенсирующего и
коррекционно-развивающего,
на
основе
изучения
профессиональной
литературы,
самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности.
1.2. Цели и задачи модуля– требования к результатам освоения модуля:
4
Изучение родного (табасаранского) языка в профессионально-педагогическом колледже
направлено на достижение следующих целей:
•
совершенствование
общеучебных
умений
и
навыков
обучаемых:
языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой,
лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,
правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной
речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному
выбору
профессии;
навыков
самоорганизации
и
саморазвития;
информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования, - программы подготовки
специалистов среднего звена (ППССЗ).
Освоение содержания учебного модуля «Родной (табасаранский) язык с методикой
преподавания и детская (табасаранская) литература с методикой преподавания »
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− воспитание уважения к родному (табасаранскому) языку, который сохраняет и отражает
культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков,
осознание связи языка и истории, культуры табасаранского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
−
осознание
эстетической
ценности,
потребности
сохранить
чистоту
родного
(табасаранскому) языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию
устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
−
готовность
и
способность
к
самостоятельной, творческой
и
ответственной
деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность
речевого самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием),
говорением, письмом;
− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных
знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и
межкультурного общения;
−
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных
текстов,
информационных
справочной
и
литературы,
коммуникационных
средств
технологий
для
массовой
информации,
решения
когнитивных,
коммуникативных и организационных задач в процессе изучения родного (табас.) языка;
• предметных:
− сформированность понятий о нормах табасаранского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
6
− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социальнокультурной и деловой сферах общения;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
табасаранского языка;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контексттворчества писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение:
7
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной
литературы, средств массовой
информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных модуля),
социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного табасаранского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
табасаранского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста.
В результате освоения модуля обучающийся должен знать:
связь языка и истории, культуры родного (табас.) и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного табасаранского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_152 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 150 часов;
самостоятельной работы обучающегося 2 часов.
8
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности «Преподавание по программам
коррекционно-развивающего образования», в том числе профессиональными (ПК) и
общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1.
Определять цели и задачи, планировать занятия
ПК 1.2.
Проводить занятия
ПК 1.3.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения
ПК 1.4.
Анализировать занятия
ПК 1.5.
Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным
программам начального общего образования в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно- развивающего
образования.
ПК 4.1.
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы)
на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида
образовательного учреждения, особенностей группы и отдельных
обучающихся
ПК 4.2.
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
ПК 4.3.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования, в том числе
компенсирующего и коррекционно- развивающего, на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов.
ПК 4.4.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений
ПК 4.5
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционноразвивающего.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
9
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих
10
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ. 01. «Преподавание по программам начального и общего образования в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
МДК 01. 10. Родной (табасаранский) язык и родная детская литература с методикой преподавания.
Коды
Наименования разделов
Всего часов
Объем времени, отведенный на
*
(макс. учебная освоение междисциплинарного курса
профессиональн
профессионального модуля
нагрузка и
ых компетенций
(курсов)
практики)
ПК 1.1 - 1.5. 4.1Обязательная
Самостоятель
4.5. ОК 1-11.
аудиторная учебная
ная работа
нагрузка
обучающегося
обучающегося
,
часов
Всего
в т.ч.
,
практические
часов
занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
2
ПК 1.1 - 1.5
Раздел 1.Табасаранский язык.
35
32
1
Изучение лексикологии
табасаранского языка.
Изучение фразеологии и
стилистики табасаранского
языка.
4
ПК 4.1 – 4.5
Раздел 2. Фонетика и графика.
25
20
1
Изучение орфоэпии и
орфографии в начальных
классах.
ПК 1.1 - 1.5
Раздел 3. Морфология. Состав
слова. Изучение частей речи в
33
25
Практика
Учебная Производственн
,
ая,
часов
часов
7
-
8
-
8
11
начальных классах.
ПК 4.1 – 4.5
ПК 1.1 - 1.5
ПК 4.1 – 4.5
Раздел 4. Синтаксис.
Словосочетание и
предложение. Виды сложных
предложений. Виды
сложноподчиненных
предложений. Прямая и
косвенная речь. Пунктуация в
табасаранском языке.
Раздел 5. Развитие устной и
письменной речи у учащихся
начальных классов. Методика
работы над словами в
начальных классах. Виды
изложений.Обучение
написанию сочинений и
диктантов. Методика
составления примерных планконспектов. Методика
обучения работ над ошибками.
Раздел 6. Родная
(табасаранская) детская
литература с методикой
преподавания. Методика
изучения наследия известных
писателей для детей.
Всего:
39
33
6
26
24
2
22
16
6
152
150
28
2
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 01.«Преподавание по программам начального общего образования в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования» МДК 01.10. Родной
(табасаранский) язык и родная детская литература с методикой преподавания.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
Объем часов
Уровень
12
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
2
Табасаранский язык и его изучение в школе. Методика обучения лексике.
Содержание
Тема 1.1.
1 Понятие о языке и речи.
Табасаранский язык и его
2 Табасаранский литературный язык: история и письменность. Исследователи
изучение в начальной школе.
табасаранского языка.
3 Лингвистика- наука о языке.
Содержание
1 Лексикология. Понятие о лексике, лексикологии, семасиологии.
Тема 1.2.
2 Синонимы, антонимы, омонимы. Использование их в речи.
Изучение лексикологии в
3
Изучение пластов табасаранской лексики. Исконно табасаранская лексика.
начальной школе.
4 Изучение заимствованной лексики с арабского, иранского и азербайджанского
языков.
5 Изучение лексики ограниченного употребления. Диалектизмы и
профессионализмы.
6 Историзмы, архаизмы и неологизмы в табасаранском языке.
Практические занятия
1. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Лексическое и
грамматическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.
2.Русские заимствования в табасаранском языке. Особенности заимствованных
слов в табасаранском языке.
Содержание
1 Изучение фразеологии. Понятие о фразеологизмах
Тема
2 Словари табасаранского языка.
1.3.Фразеология.Стилистикаи 3 Стилистика и культура речи. Методика обучения стилистике и культуре речи
культура речи.
на уроках табасаранского языка.
Практические занятия
1.Виды фразеологизмов и методика их изучения.
1
Раздел 1
Раздел 2
3
освоения
4
3
2
6
2
1
3
2
1
Методика обучения фонетике и графике.
Содержание
8
2
13
Тема 2.1.
Фонетика и графика.
Тема 2.2
Методика изучения орфоэпии
и орфографии.
Раздел 3
Тема 3.1.
Морфология. Методика
изучения состава слова.
Тема 3.2.
3
Фонетика. Методика обучения фонетике и графике табасаранского языка.
Образование гласных и согласных звуков. Органы речи. Звуки и буквы.
Алфавит.
Гласные звуки и их характеристика.
4
Согласные звуки и их характеристика.
5
Изучение шумных и сонорных звуков.
6
Слог и ударение.
7
Ударение. Роль ударения в различии смысла слова.
1
2
Практические занятия
1. Лабиализованные звуки. Изучение согласных звуков и букв.
2.Фонетический разбор слова.
Содержание
1 Понятие об орфоэпии и орфографии.
2
2
2
2
Основные принципы орфоэпии и орфографии табасаранского языка.
Практические занятия
Изучение основных принципов орфоэпии и орфографии табасаранского языка.
Методика изучения морфологии табасаранского языка.
2
Содержание
1
Понятие о морфологии.
2
Изучение состава слова. Родственные слова.
Практические занятия
1.Способы словообразования в табасаранском языке. Разбор слова по составу.
4
Содержание
1
Понятие о частях речи.
15
2
2
14
Изучение частей речи
табасаранского языка в
начальных классах.
4
5
6
7
Определение имени существительного как части речи. Собственные и
нарицательные имена существительные
Число и грамматические классы имен существительных в табасаранском
языке.
Склонение имен существительных. Основные падежи табасаранского языка.
Падежи покоя в табасаранском языке.
Образование имен существительных.
Методика изучение имен прилагательных в начальной школе.
8
Образование имен прилагательных и их правописание.
9
Понятие об имени числительном.
2
3
10 Изучение местоимений. Разряды местоимений табасаранского языка.
11 Изучение глагола. Глагольные формы.
12 Деепричастие и причастие.
13 Наклонение и времена глаголов.
14 Спряжение глаголов.
15 Изучение наречий.
16 Образование наречий. Правописание наречий.
Практические занятия
1. Падежи покоя. Образование падежей покоя и правописание их окончаний.
2. Разбор прилагательного.
3. Образование и изменение числительныхи их правописание.
4. Правописание местоимений.
5.Времена и наклонения глаголов.
6. Синтаксическая роль глаголов в предложении и их правописание.
Тема3.3. Служебные части
речи и методика их изучения.
Содержание
1
Изучение послелогов.
2
Изучение союзов.
3
Изучение частиц.
4
Изучение междометий.
5
2
15
Раздел 4.
Тема 4.1.
Синтаксис. Методика
изучения словосочетаний.
Тема 4.2
Предложение. Изучение
состава предложения.
Изучение односоставных
предложений.
Практические занятия
1. Роль служебных частей в языке.
2.Роль союзов в табасаранском языке.
Методика изучения синтаксиса.
Содержание
1 Общее понятие о синтаксисе.
2 Изучение словосочетаний. Виды словосочетаний.
Практические занятия
1. Образование словосочетаний, типы связи между словами в словосочетании.
Содержание
1 Понятие о простом предложении. Состав простого предложения.
2 Главные члены предложения.
3 Главные члены предложения, их значение и обозначение в предложении.
4
5
6
7
8
9
Тема 4.3.
Изучение сложных
предложений. Типы сложных
предложений.
1
3
2
9
2
Виды односоставных предложений.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения, их значение и обозначение в
предложении.
Однородные члены предложения.
Обособленные второстепенные члены предложения
Осложненные простые предложения
Практические занятия
1. Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
2. Синтаксический разбор простого предложения.
2
Содержание
1 Понятие о сложном предложении.
2 Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения.
10
3
4
5
2
Понятие о сложноподчиненном предложении.
Типы сложноподчиненных предложений.
Придаточные дополнительные и придаточные определительные предложения.
16
6
Придаточные предложения места и времени.
7 Придаточные предложения меры и степени.
8 Придаточные условные предложения.
9 Придаточные предложения причины и цели.
10 Придаточные сравнительные и придаточные предложения следствия.
Практические занятия
1. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
2. Средства подчинительной связи между простыми предложениями в структуре
сложного предложения.
3. Бессоюзные сложные предложения.
4. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Тема 4.4
Прямая и косвенная речь.
Раздел 5.
Тема 5.1.
Методика развития устной и
письменной речи. Методика
проведения словарной
работы в начальных классах.
Тема 5.2.
Пересказ текста. Изложения,
сочинения и диктанты.
Речевые ошибки и методы их
3
Содержание
1
Прямая и косвенная речь.
2
Пунктуация в табасаранском языке.
3
Диалектология табасаранского языка.
Методика развития устной и письменной речи учащихся младших классов.
3
2
Содержание
1
Научные основы методики развития речи.
2
Типы речи.
3
Речевое развитие детей младшего школьного возраста.
4
Задачи и цели речевого развития учеников младших классов.
5
Изучение новых слов и их значений на уроках родного языка в школе.
6
Пополнение и обогащение словарного запаса учащихся младших классов.
7
Словарная работа на уроках родного языка. Многозначные слова.
8
2
Содержание
1
Выборочный и краткий виды пересказов.
2
Виды изложений.
3
Виды устных и письменных сочинений.
4
Подготовка к проведению сочинения.Сочинениейин план дюзмиш ап1уб.
7
2
17
исправления.
5
Диктант. Виды диктантов.
6
Виды ошибок в речи.
Практические занятия
1. Примерные планы уроков.
Раздел 6.
Тема 6.1.
Методика изучения
фольклорных произведений.
Тема 6.1.
Методика изучения
табасаранской детской
литературы.
2
Детская литература с методикой преподавания.
Содержание
1
Методика изучения фольклорных произведений в начальных классах.
2
Изучение табасаранских народных сказок.
3
Сходства и различия табасаранских народных сказок и сказок народов
Дагестана.
4
Легенды и предания табасаранского народа. Табасаранские и дагестанские
героические легенды и их изучение.
5
Изучение пословиц и поговорок.
Содержание
1
Наследие известного табасаранского поэта Мирзы Калугского.
2
Послереволюционная табасаранская литература.
3
Первые шаги в табасаранской литературе.
4
Табасаранская литература 30-40- гг. Поэтические произведения.
5
Прозаические произведения.
6
Темирхан Шалбузов, изучение творчества и произведений.
Поэзия военных лет. Поэтические произведения. И.Шахмарданов «К1ваин
илмийиз»
8
Драматичекие прозведения. А.Жяфаров «Дарч1иди кивур»
9
Табасаранская литература 2-й половины 20 века. Изучение поэзии.
Практические занятия
4
2
10
2
7
6
18
1. Изучение обрядовой и необрядовой народной пооэзии.
2. Изучение загадок.
3. Изучение творчества УружаТатильского.
4. Изучение драматических произведений.
5.Прозаические произведения. Г.Рамалданов «Эмдин шикил».
6.Проза и драматургия.
19
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
1.Табасаранский язык и его значение.
2.Написать небольшую статью о языке.
3. Подготовить сообщения на выбранные темы.
4. Подготовить план-конспект урока на тему «Синонимы».
5.Подгтовить реферат на выбранную тему.
6. Проанализировать выбранное прозаическое произведение.
7. Проанализировать газетную или журнальную статью.
8. Фрагмент урока «Гласные звуки».
9. Фрагмент урока «Состав слова».
10. Фрагмент урока на тему «Существительное».
11. Провести работу над ошибками диктанта.
12. Фрагмент урока на тему «Прилагательное».
13. Роль местоимений в разговорной речи.
14. Фрагмент урока на тему «Глагол».
15. Определение времен глагола.
16. Подготовить доклад о служебных частях речи.
17. Подготовить сообщение о словосочетаниях.
18. Подготовить сообщение о простом предложении.
19. Подготовить сообщение о роли подлежащего в предложении.
20. Написать сочинение, используя односоставные предложения.
21. Фрагмент урока на тему «Второстепенный член предложения-определение».
22. Подготовить сообщение о вводных словах.
23. Подготовить доклад на тему: «Сложные предложения в табасаранском языке».
24. Подготовить сочинение на выбранную тему.
25. Использование словарей для разных видов работ.
26. Написать изложение, составить план.
27. Написать сочинение с грамматическим заданием
28. Подготовить сочинения на выборочную тему.
29. Подготовить различные виды диктантов (зрительный, объяснительный, словарный, контрольный и др.)
30. Проведение работы над ошибками диктанта.
31. Составление примерных планов- конспектов уроков родного языка.
32. Поиск и запись табасаранских фольклорных произведений.
33. Сочинение сказок
34. Инсценировка сказки
35. Инсценировка фрагмента легенды.
36. Написать реферат на тему: «Табасаранские народные песни».
37. Написать реферат на тему: «Жизнь и творчество ТемирханаШалбузова»
Тематика курсовых и дипломных работ (проектов)
1.Преподавание морфологии табасаранского языка в начальной школе.
2.Система глагола табасаранского языка в начальной школе.
20
3.Методика развития устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
4.Методика изучения грамматики табасаранского языка в начальных классах.
5.Методика обучения младших школьников выразительному чтению на уроках табасаранского языка.
6.Значение табасаранских народных сказок в воспитании детей младшего школьного возраста.
7.Особенности преданий табасаранского народа.
8.История становления и развития табасаранской литературы.
9.Детские произведения Шамиля Казиева и их преподавания в начальных классах.
10.Роль детского фольклора в развитии родной (табасаранской) речи учащихся начальных классов.
Всего
111
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. «Преподавание по программам начального и общего
образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно- развивающего образования»
МДК 01.10. Родной (табасаранский.) язык и родная детская литература с методикой преподавания.
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов родного (табасаранского) языка с методикой
преподавания.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета родного (табас.) языка с методикой преподавания: стулья, учебные столы,
учительский стол, доска
комплект учебной литературы (учебники, словари),
наглядные пособия и демонстрационный материал (альбомы, справочники, репродукции картин, раздаточный материал и карточки).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением,
Мультимедиа проектор и интерактивная доска.
Реализация профессионального модуляПМ.01. МДК 01.10.Родной (табасаранский) язык с методикой преподавания и родная
(табасаранская) детская литература с методикой преподаванияне предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Методика табасаранского языка. Аь.Гь.Аьдилов, А.М.Аьдилова. Махачкала,2018
21
2.Табасаран чIалнан практический курс. Аь.Гь.Аьдилов. Махачкала, 2007.
3.Табасаран чIал (педучилищейиз вуйи учебник).Б.Гь.-Къ.Ханмягьмадов. Махачкала, 1966.
4.Табасаран ч1алнан лексика кивбан методика. Аьдилов Аь.Гь.,И.Аь.Калабекова.Махачкала, 2012.
5.Морфология табасаранского языка.К.К. Курбанов. Махачкала, 1986.
6.Табасаран чIалнан глагол ва школйириъ думу аьгъю апIуб. Къ.К. Къурбанов. Махачкала, 1982.
7.Лексика табасаранского языка. Махачкала, 1961В.М.Загиров.
8.Грамматические классы слов в табасаранском языке.
9.Грамматические классы слов в табасаранском языке. К.К.Курбанов
Махачкала, 1995
Табасаранский язык П.К.Услар. Тбилиси: Мецниереба ,1979
10.Табасаран ч1алнан урхбан образовательный тахминан программйир 1-4 классар
Ш.Б.Жамалиева Махачкала,2015.
11.Ккергъбан классариъ урхурайидарин ч1ал ккат1абццбан методика.
Къ.К.Къурбанов
Махачкала, 1984.
12.Табасаран ч1ал. 2-пи классдиз вуйи учебник. Къ.К.Къурбанов
Махачкала, 2004
13.Табасаран ч1ал. 3-пи классдиз грамматикайин китаб.В.М.Загьиров,
З.М.Загьиров, К.Т.Шалбузов. Махачкала, 2005
14.Табасаран ч1ал. 4-пи классдиз вуйи учебник. Къ.К.Къурбанов. Махачкала, 2007
15.Табасаранхалкьдинмелзнанэсерар. Къурбанов М.М., АьдиловА.Гь. Мягьячгъала, 2000
16. Табасаран литература. Юсуфов М.Г. Мягьячгъала, 2000
17.Школайиъ литература аьгъю ап1бан бязи месэлйир. Юсуфов М.Г. Мягьячгъала, 1981
18. Поэтическое наследие дореволюционногоТабасарана. Курбанов М.М. Москва, 1986
19.Юкьубпиклассдиъбагъри литература аьгъю ап1уб. Шагьмарданов Ш.И. Мягьячгъала, 1983
20.Мектебдиътабасаранфольклоринэсерараьгъю ап1уб. Шагьмарданов Ш.И. Мягьячгъала, 1990
21.Табасаранлитературайин VII-пи классдин учебник-хрестоматияйизметодикайинулупбар. АьдиловАь.Гь.
Мягьячгъала, 2017
22.Гафнанхазна. 4-пи класс. Жамалиева Ш.Б., Къазиев Ш.Р. Мягьячгъала, 2007
23.Гафнан хазна. 3-пи класс. Загьиров З.М., Загьиров В.М., Шалбузов К.Т. Мягьячгъала, 2005
24.Табасаран ч1ал: шагьраринмектебарин 2-пи классдиз учебник. КъурбановКъ.К. Мягьячгъала, 2004
25. Табасаран ч1алнан урхбан образовательный тахминанпрограммйир 1-4 класс. Жамалиева Ш.Б. Мягьячгъала, 2015
Дополнительные источники:
1.Табасаран чIалнаан гъахру илчIихбарин гъварч. Б.Гь.-Къ.Ханмягьмадов.
Махачкала,1982.
2.Табасаран чIалнан диктантарин гъварч. 5-11 класс.К.К.Къурбанов,А.А.Уьсманов.Махачкала,2000.
3.Табасаран чIалнан бязи меселйир.
Ханмагомедов Б.Гь.-Къ. Махачкала,1981.
4.Школйириз урус ва табасаран терминологияйин словарь.
Къурбанов Къ.К. Махачкала,1982.
5.Школйириз урус чIалнанна табасаран чIалнан фразеологияйин словарь. Махачкала, 1977.Загьиров В.М. Махачкала, 1977.
22
6.Табасаран чIалнан орфографияйин словарь. Махачкала,1979. Гаджиев А.Н., Ханмагомедов Б.Гь-Къ.
Махачкала,1979.
7.Некоторые вопросы глагола в табасаранском языке.Шихалиева С.Х.Махачкала,1995.
8.Словосочетания в табасаранском языке. Шихалиева С.Х. Махачкала,2000.
9.Глагол табасаранского языка (автореферат)
Шихалиева С.Х. Махачкала,2005.
10.Синтаксическая характеристика падежей в современном табасаранском языке. Аьдилов Аь.Гь. Махачкала,2012.
11.Табасаранский язык. Алексеев М.Е., Шихалиева С.Х. Москва,2003.
12.Табасаранский язык. Жирков Л.И.
Москва, Ленинград,1975
13. Очерки по синтаксису табасаранского языка. Б.Гь.-Къ.Ханмягьмадов.
Махачкала,1970.
14. Табасаран чIалнанна урус чIалнан словарь.Б.Гь.-Къ.Ханмягьмадов. К.Т.Шалбузов. Москва,2001.
15. Вопросы грамматики табасаранского литературного языка.
Б.Гь.-Къ.Ханмягьмадов. Махачкала,1979.
16.Табасаранский язык: Исследование и тексты. Магометов А.А.
Тбилиси,1965.
17.Табасаран поэзияйин антология, Мягьячгъала, 1980
18. ТабасаранхалкьдинмахъварМягьячгъала, 1977 ва жара йисариндар
19. ТабасараннагъларингъварчМягьячгъала, 1968
20. ТабасаранхалкьдингавагьирарМягьячгъала, 1980
21. ХалкьдинирсМягьячгъала, 1974
22. ТабасаранмисаларМягьячгъала, 1970
23. «Аку ц1адлар» (ихтилатар). Къазиев Ш.Р. Мягьячгъала, 1997
24. «Сулан уьъйир». Къазиев Ш. Мягьячгъала, 2009
25. «Шиърар», «Вафалувал». Асланов П. Мягьячгъала, 1978
26. «Шавгьар» (шиърарин гъварч) Къурбанов М. Мягьячгъала, 1980
27. «Жвуванрангар». Шагьмарданов Ш.
28. «Йигъвайишв». Шагьмарданов Ш.
29. «Сикинсузвал» (шиърар). Базутаев Ю.
30. «Узу малайикдарза» (шиърарва поэма). Базутаев Ю.
31. «Гвач1индин хяд» (шиърар). Аьгьмадов А.
32. «Бабанафар». Рамазанов Къ.
33. «Лику зимз». Уьмарова Г.
34. «Поэзияйин геренар». Аьшурбекова Э. Мягьячгъала, 1980
23
Интернет-ресурсы
2015
a-g-adilov-prakticheskij…tabasaranskogo
_avtoreferats/01004697516.pd
gas.marina@mail.ru
www.e-trans.ru/languages/about.php?n=127
watch?v=BTOTFIF_61E
upload/prakt rod.pdf
files/languages/dagestan/tabasaran/
stroy-tabasaranskogo-yazyka
video/3763128
wiki/Табасаранский_алфавит
doc…literatura-na-tabasaranskom-yazyke
017/09/16/2203
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При работе над курсовой работой и ВКР обучающимся оказывается консультативная помощь.
При подготовке к учебной и производственной практике оказывается консультативная методическая помощь.
4.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие у
преподавателей высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого междисциплинарного курса и
имеющих опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Требования к квалификации педагогических
кадров,
осуществляющих
руководство
практикой:
практикой
могут
руководить
преподаватели
педагогических
дисциплин,
междисциплинарных курсов, входящих в состав основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности Преподавание в начальных классах. Обязателен опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы.
24
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. «Преподавание по
программам начального и общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего образования».
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля ПМ 01. МДК 01.10. Родной (табасаранский) язык с методикой
преподавания и детская (табасаранская)
литература с методикой преподавания. Родной (табасаранский) язык осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения
Студент должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя
способность:
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес;
беседа, учебный диалог на уроке, работа с текстом о той или иной профессии.
организовывать собственную деятельность,
исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
конспектирование статьи учебника, работа в группе.
- анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
тестирование, сочинение, развёрнутый ответ на вопрос лингвистического характера, изложение,
реферат.
самостоятельная работа (в классе и дома), подготовка к сочинению, анализ текста, подбор текстов на
определённую тему.
25
использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
конспектирование учебной информации, реферат, сочинение, написание тезисов, аннотаций.
работать в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, клиентами.
учебный диалог на уроке, круглый стол, дискуссия, сочинение, анализ текста.
исполнять воинскую обязанность, в том числе
с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
беседа, работа с текстом патриотического содержания.
Реализация целей и задач программы
предполагает формирование у студентов
ключевых предметных компетенций:
Языковая компетенция (способность
учащихся употреблять слова, их формы,
синтаксические структуры в соответствии с
нормами литературного языка, использовать
его синонимические структуры и средства в
соответствии с нормами литературного языка
благодаря изучению лексики, фразеологии,
усвоению морфологических норм
согласования, управления, построения
предложений разных видов; предполагают
освоение необходимых знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении,
его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными
нормами родного (табас.) литературного
языка);
Диктант, изложение, сочинение, тестирование, устный опрос.
26
Лингвистическая
компетенция (обеспечивает познавательную
культуру личности студента, развитие
логического мышления, памяти, воображения
учащихся, овладение навыками самоанализа,
самооценки.обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся;
формирование способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов; необходимых
знаний о лингвистике как науке и умение
пользоваться различными лингвистическими
словарями);
Коммуникативная
компетенция (предполагает знания о речи, её
функциях, развитие умений в области четырёх
основных видов речевой деятельности
(говорения, слушания и понимания, чтения,
письма); умение создавать и воспринимать
тексты. Она включает в себя знание основных
понятий лингвистики речи - стили, типы речи,
строение описания, повествования,
рассуждения, способы связи предложений в
тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Коммуникативная компетенция заключается в
приобретении навыков работы в группе,
овладении различными ролями в коллективе,
умении устно и письменно излагать
результаты своего исследования с
использованием компьютерных средств и
технологий).
Культуроведческая компетенция (осознание
языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики
устный опрос, тестирование, работа со словарями.
развёрнутый ответ на вопрос, сочинение-рассуждение, самостоятельная работа с текстами разных
стилей, анализ текста
развёрнутый ответ на вопрос, учебный диалог на уроке, изложение, творческий диктант, творческая
работа на заданную тему (сочинение), реферат.
27
родного(табас.) языка, владение нормами
табасаранского речевого этикета.
28