Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Дербентский профессионально-педагогический колледж
имени Г.Б. Казиахмедова"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10. Основы финансовой грамотности
для специальности
44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»;
Дербент 2021 г
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентского профессиональнопедагогического колледжа имени
Г.Б.Казиахмедова»
Примерная рабочая программа учебной дисциплины ОП.10. Основы финансовой
грамотности разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.05.
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
S
примерной
учебной
программы
профессионального
образования
профессионального
образования
для
и
профессии
специальностей
начального
среднего
рекомендованной Министерством
образования и науки Российской Федерации;
S рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021-2022
учебный год.
Организация-разработчик:
ГБПОУ
«Дербентского профессионально
педагогического колледжа имени Г.Б.Казиахмедова»
Разработчик: Привалова Ирина Сергеевна, преподаватель информатики, ГПБОУ
«Дербентского профессионально-педагогического колледжа имени Г.Б.Казиахмедова»
Рекомендована к применению в учебном процессе учебно - методическим советом
ГПБОУ «Дербентского профессионально-педагогического колледжа имени
Г.Б.Казиахмедова» для применения в учебном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ5 ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
И
14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Основы финансовой грамотности является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»;
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации
программы переподготовки кадров и курсов повышения квалификации работников дошкольного
образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.10. Основы финансовой грамотности относится к
математическому и общему естественнонаучному циклу основной профессиональной
образовательной программы.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ПК. 1.4, ОК. 01,
ОК. 02, ОК. 03, ОК. 04, ОК. 10, ОК. 09, ОК. 11.
1.1. Цель и результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Код ПК,
ОК
Умения
Знания
ПК. 1.4
ОК. 01
ОК. 02
ОК. 03
ОК. 04
ОК. 09
ОК. 10
ОК. 11
- использовать знания по финансовой
- знать базовые
грамотности, планировать
понятия, условия и
предпринимательскую деятельность в
инструменты принятия
профессиональной сфере.
грамотных решений в
- уметь принимать решения на основе
финансовой сфере.
сравнительного анализа финансовых
- экономические
альтернатив, планирования и
явления и процессы в
прогнозирования бюджета.
профессиональной
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся финансов, из
деятельности и
общественной жизни.
источников различного типа и источников,
созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.).
- правила оплаты труда
педагогических
работников.
- основные виды
- уметь определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии,
налогов в современных
экономических
классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать
выводы.
- анализировать рынок профессиональных
услуг, изучать спрос и предложение.
- применять полученные знания о
условиях.
- страхование и его
виды.
- пенсионное
обеспечение:
государственная
пенсионная система,
формирование личных
пенсионных
-
-
-
-
-
-
-
страховании, сравнивать и выбирать
наиболее выгодные условия страхования,
страхования имущества и ответственности.
определять назначение видов налогов,
характеризовать права и обязанности
налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ,
применять налоговые вычеты, заполнять
налоговую декларацию.
оценивать
эффективность
и
анализировать факторы, влияющие на
эффективность
осуществления
предпринимательской
деятельности
в
профессиональной сфере.
применять разные стратегии и тактики
предпринимательского
поведения
в
различных ситуациях.
формировать и развивать навыки в
области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТкомпетенции),
навыки
работы
со
статистической,
фактической
и
аналитической финансовой информацией.
уметь соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, корректировать
свои действия в
соответствии
с
изменяющейся ситуацией.
применять теоретические навыки по
финансовой грамотности для практической
деятельности.
работать в коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать
с
коллегами, руководством, клиентами.
5
накоплений.
правовые нормы для
защиты
прав
потребителей
финансовых услуг.
процессы создания и
развития
предпринимательской
деятельности
в
профессиональной
сфере.
способы действий в
рамках предложенных
условий и требований.
знать практические
способы
принятия
финансовых
и
экономических
решений.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 «Основы финансовой грамотности»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
48
в том числе:
теоретическое обучение
15
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект)
33
-
контрольная работа
самостоятельная работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме зачета
6
00
00
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.10. Основы финансовой грамотности
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Наименование
разделов и тем
1
ОП.08 «Основы финансовой грамотности»
Объе
м
часо
в
3
48 ч
2
Введение в предмет Содержание учебного материала
«Основы финансовой
1. Предмет, содержание и задачи дисциплины. Основные понятия.
грамотности» Модуль
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ
1. Банки: чем они могут
финансовой грамотности при освоении профессий СПО. Банковская система
быть полезны
России
2. Текущие счета и банковские карты
3. Сберегательные вклады: как они работают
4. Сберегательные вклады: как сделать выбор
5
Кредиты: когда их брать и как оценить. Условия и способы получения
кредитов
6
7
Виды кредитов
Прочие услуги банков
8
Как работает банк
7
Коды
компетенций
формирован ию
которых
способствует
элемент
программы
4
ПК.1.4
ОК.02
ОК.03
ОК.10
ОК.11
10
Модуль 2. Фондовый и Содержание учебного материала
валютный рынки: как их 1
использовать для роста
доходов
Модуль 3.
ПК1.4
Риск и доходность
ОК.01
Облигации
Акции
Как работает фондовая биржа и ктоможет на ней торговать
Формируем инвестиционный портфель
6 Рынок Форекс
Содержание учебного материала
2
3
4
5
Страхование: что и как 1
надо страховать, чтобы 2
не попасть в беду
3
4
Страхование имущества: как это работает
Страхование здоровья и жизни
Как работает страховая компания
Проверочная работа к модулю
Модуль 4. Налоги:
почему их надо
платить и чем грозит
неуплата
Содержание учебного материала
1 Зачем нужны налоги и какие виды налогов существуют
2 Подача налоговой декларации
3 Как работает налоговая служба
Модуль 5.
Обеспеченная
Содержание учебного материала
Обязательное пенсионное страхование
1
Добровольное пенсионное обеспечение
2
старость:
возможности
пенсионного
накопления
3
Как работает региональное отделение Пенсионного фонда РФ
6
5
ОК.02
ОК.03
ОК.09
ОК.10
ОК.11
ПК1.4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
6
6
ПК1.4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
ОК.10
ОК.11
8
Модуль 6.
Финансовые
механизмы работы
фирмы
Содержание учебного материала
1
Взаимоотношения работодателя и сотрудников
2
Эффективность компании, банкротство и безработица
Модуль 7.
Содержание учебного материала
Собственный бизнес: как
Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму
1
создать и не потерять
2
Что такое успешная компания
3
Создание собственной компании:шаг за шагом
4
Написание бизнес-плана
4
8
Создаём свою фирму
6
Как работает бизнес-инкубатор
7
Проверочная работа к модулю
Содержание учебного материала
Модуль 8. Риски в
мире денег: как
защититься от разорения 1
2
3
Всего:
ПК1.4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
ОК.10
ПК1.4
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.09
ОК.10
ОК.11
ПК1.4
Учимся оценивать и контролировать риски своих сбережений
кономические кризисы
инансовое мошенничество
3
48
9
ОК.01
ОК.02
ОК.03
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10. Основы финансовой грамотности
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- учебные наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты);
- карточки раздаточного материала;
- карточки раздаточного материала;
- тематические папки дидактических материалов;
- нормативно-правовые документы;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся;
- вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия
проведения занятий.
Техническими средствами обучения:
- компьютерное и видеопроекционное оборудование для презентаций;
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением.
Требования к программному обеспечению:
- Microsoft Office;
- Adobe Reader, Adobe Acrobat
- Internet браузеры (Internet Explorer, Google Chrome)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Электронные
издания Электронные
ресурсы
1. Официальный интернет-портал правовой информации (государственная система
правовой информации) - http://www.pravo.gov.ru
2. Справочная правовая система «Г арант» - www.garant.ru
3. Справочная правовая система «Консультант Плюс» - www.consultant.ru
4. Справочная правовая система «Кодекс» - www.kodeks.ru
5. Информационный портал Министерства образования и науки Российской
Федерации - http://минобрнаvки.рф/
6. Информационный портал Федеральной службы по надзору в сфере образования
и науки (Рособрнадзор) - http://obrnadzor.gov.ru/
7. Информационный ресурс «Образование России» - http://ru.education.mon.gov.ru/
10
8. Портал ФГБУ Федерального центра образовательного законодательства http://www.lexed.ru/
9. Портал профессионального союза работников образования и науки Российской
Федерации - http://www.ed-union.ru/
10.
Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
11.
Информационный ресурс «Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/
12.
Информационный портал по внедрению эффективных организационноуправленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных
изменений, новаций - http://273-фз.рф/
13.
Научная электронная библиотека / Журнал «Право и экономика» https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=8992
14.
ЭБС «ЮРАЙТ» - ЭБС biblio-online.ru
15.
Центральный банк Российской Федерации - http://www.cbr.ru
16.
Всероссийский союз страхования - http://ins-union.ru.
17.
Сайт «Финансист» - https://finansist-kras.ru/lichnie-%20finansi
18.
Финансовая видеоэнциклопедия - http://www.incomepoint.tv/
19.
Развитие Бизнеса.Ру - http://www.devbusiness.ru/lib/
Основные источники
1. Афанасьев, М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 2 : учебник для СПО /
М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 5-е изд., пер. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2018. — 342 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-10180-5. — Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/byudzhet-i-byudzhetnayasistema-v-2-t-tom-2-429495.
2. Инновационное предпринимательство : учебник и практикум для СПО / В. Я.
Горфинкель [и др.] ; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — М. : Издательство
Юрайт, 2018. — 523 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410221-5. — Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/innovacionnoe-predprinimatelstvo429589.
3. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для СПО / В. А. Антонец [и
др.] ; под ред. В. А. Антонца, Б. И. Бедного. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство
Юрайт, 2018. — 303 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410191-1. — Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/innovacionnvv-menedzhment429505.
4. Малис, Н. И. Налоговый учет и отчетность : учебник и практикум для СПО / Н.
И. Малис, Л. П. Грундел, А. С. Зинягина ; под ред. Н. И. Малис. — 2-е изд., пер. и доп. —
М. : Издательство Юрайт, 2018. — 408 с. — (Серия : Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-09959-1. — Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/nalogovvv-uchet-iotchetnost-429034.
5. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для СПО / А. А.
Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 475 с. — (Серия :
Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10216-1. — Режим доступа :
https://biblio-online.ru/book/biznes-planirovanie-429693.
11
6. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. История
предпринимательства : учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Чеберко. — М. :
Издательство Юрайт, 2018. — 420 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN
978-5-534-10275-8.
— Режим доступа :
https://biblio-online.ru/book/osnovypredprinimatelskov-devatelnosti-istoriya-predprinimatelstva-429660.
7. Информационные технологии в экономике и управлении в 2 ч. Часть 2 : учебник
для СПО / В. В. Трофимов [и др.]. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт,
2018. — 245 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09139-7. —
Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/informacionnve-tehnologii-v-ekonomike-iupravlenii-v-2-ch-chast-2-427213.
8. Глущенко, А. В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях : учебник для
СПО / А. В. Глущенко, С. В. Солодова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 346 с. —
(Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09325-4. — Режим доступа :
https://biblio-online.ru/book/buhgalterskiv-uchet-v-bvudzhetnyh-organizacivah-427640.
9. Мокий, М. С. Экономика организации : учебник и практикум для СПО / М. С.
Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под ред. М. С. Мокия. — 3-е изд., пер. и доп. —
М. : Издательство Юрайт, 2018. — 284 с. — (Серия : Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-07494-9. — Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/ekonomikaorganizacii-423149.
10. Моргунов, А. Ф. Информационные технологии в менеджменте : учебник для
СПО / А. Ф. Моргунов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 266 с. — (Серия :
Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07808-4. — Режим доступа:
https://biblio-online.ru/book/informacionnve-tehnologii-v-menedzhmente-423794.
3.2.2. Дополнительные источники
Перечень нормативных источников
1. Всеобщая декларация прав и свобод человека от 10.12.1948 // Международные
акты о правах человека: Сб. документов.- М.: Норма-Инфра-М, 1999.- 784 с.
2. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и
культурных правах от 16.12.1966 // Международные акты о правах человека: Сб.
документов. - М.: Норма-Инфра-М, 1999.- 784 с.
3. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от
20.03.1952 // [Электронный ресурс].- http://www.echr.ru/convention/protocols.htm.
4. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием
12.12.1993 (с изменениями от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-пор-тал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 01.08.2014.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»//Официальный
интернет-портал
правовой
информации
http://www.pravo.gov.ru от 30.12.2012.
6. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные
взгляды и действительное содержание (В.М. Сырых, "Журнал российского права", N 4,
апрель 2010 г.)
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 №944 «Об
12
утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования в
социальной сфере, осуществляемых юридическим лицами и индивидуальными
предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с
установленной периодичностью» // Собрание законодательства Российской Федерации.
30.11.2009. №48. Ст. 5824.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 №215 «Об
утверждении правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля
(надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности об
эффективности такого контроля (надзора)» // Собрание законодательства Российской
Федерации. 12.04.2010. № 15. Ст. 1807.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489 «Об
утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и
органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства
Российской Федерации. 12.07.2010. №28. Ст. 3706.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 №957
«Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» // Собрание
законодательства Российской Федерации. 28.11.2011. №48. Ст. 6931.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039
«О государственной аккредитации образовательной деятельности» // Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 29.04.2013.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 №627
«Об утверждении требований к осуществлению государственного контроля (надзора) в
сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих
образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную
тайну» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru от
29.07.2013.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08. 2013 №719
«О государственной информационной системе государственного надзора в сфере
образования»
//
Официальный
интернет-портал
правовой
информации
http://www.pravo.gov.ru от 23.08.2013.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2013 №438 «О
государственной информационной системе «Реестр организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам» // Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru от 28.05.2013.
15. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от
30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета.
14.05.2009. №85.
16.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от
14.11.2013 №1157 «Об установлении нормативов трудозатрат и коэффициентов,
учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении
13
аккредитационной экспертизы» // Российская газета. 26.02.2014. № 45.
17.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ //
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3823.
18.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №
146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3824.
19.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // Российская газета.
23.08.2013. № 187.
20.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 Ш97-ФЗ. // Собрание
законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
21.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
22.
Рекомендации ЮНЕСКО от 05.10.1966 «О положении учителей» //
Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993. С. 120-138.
23.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 №466
«О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» // Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 18.05.2015.
24.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Российская
газета. 08.10.2014. №229.
25.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о
порядке определения ученой нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре» // Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru от 27.02.2015.
26.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.01.2014 №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» // Российская газета. 11.04.2014. № 83.
27.
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от
27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 23.04.2018).
28.
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от
07.05.1998 N 75-ФЗ (последняя редакция).
29.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ
(Банке России)" (с изм. и доп.).
Дополнительные источники:
1. Основы права : учебник и практикум для СПО / Вологдин А. А. Ги др.1 ; под
общ. ред. А. А. Вологдина — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 409 с. — (Серия :
Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02765-5.
2. Головина, С. Ю. Трудовое право : учебник для СПО / Головина С. Ю., Кучина
14
Ю. А. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 313 с. — (Серия :
Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01249-1.
3. Зарипова, З. Н. Трудовое право : учебник и практикум для СПО / Зарипова З. Н.,
Шавин В. А. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 287 с. —
(Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04478-2.
4. Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для СПО / Шимко П. Д.
— М. : Издательство Юрайт, 2018. — 380 с. — (Серия : Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-01368-9.
5. Куликов, Л. М. Основы экономической теории : учебник для СПО / Куликов Л.
М. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 371 с. — (Серия :
Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03163-8.
6. Экономика организации : учебник и практикум для СПО / Колышкин А. В. Ги
др.1 ; под ред. А. В. Колышкина, С. А. Смирнова — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 498
с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06278-6.
7. Волков, А. М. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник
для СПО / Волков А. М., Лютягина Е. А. ; под общ. ред. А. М. Волкова — 2-е изд., перераб.
и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. — (Серия : Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-04770-7.
8. Конин, Н. М. Правовые основы управленческой деятельности : учебное пособие
для СПО / Конин Н. М., Маторина Е. И. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 128 с. —
(Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02418-0.
9. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. - М.: Институт Новой
экономики, 2012
10.
Горяев А., Чумаченко В. «Финансовая грамота», спецпроект Российской
экономической школы по личным финансам. М.: 2010.
11.
Страховое право. Учебник. Изд 2-е, перераб и доп. / под ред. В.В. Шахова,
B. Н, Григорьева, А.П. Архипова. - М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2013. - 335 с
12.
Стариченко Т.Н. Экономика. Практикум. - М.: Издательство НЦ ЭНАС,
2014
13.
Мокий, М. С. Экономика организации : учебник и практикум для СПО / М.
C. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под ред. М. С. Мокия. — 2-е изд., перераб. и
доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 334 с. — (Серия : Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02525-5. — Режим доступа : www.biblioonline.ru/book/44C86EA1-904F-4628-B349-8674F311A380.
14.
Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. История
предпринимательства : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Ф.
Чеберко. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 420 с. — (Серия : Бакалавр. Академический
курс).
—
ISBN
978-5-534-00872-2.
—
Режим
доступа
:
www.biblioonline.ru/book/B763D338-7F23-494A-AE4B-CADA6F161E16.
15.
Боброва, О. С. Настольная книга предпринимателя : практ. пособие / О. С.
Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 330 с. —
(Серия : Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-00093-1. — Режим доступа :
www.biblio-online.ru/book/E195C741-4F45-4C4E-A4B5-AE51ECBC0D70.
16.
Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность : учебное пособие для
СПО / Е. Е. Кузьмина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. —
15
417 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07575-5. — Режим
доступа : www.biblio-online.ru/book/5A334F68-E178-44AF-A023-C519C79E09F8.
17.
Чеберко, Е. Ф. Предпринимательская деятельность : учебник и практикум
для СПО / Е. Ф. Чеберко. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 219 с. — (Серия :
Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05041-7. — Режим доступа :
www.biblio-online.ru/book/BB07BF60-B058-4FEB-8C8F-00FA1BEF9839.
18.
Н.И.Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011
19.
В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М.
«Просвещение», 2016
20.
Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность.— М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2016 (материалы для учащихся, Учебная программа, Методические
указания для учителя).
21.
Страхование: принципы и практика / Составитель Д. Бланд. - М.: Финансы и
статистика, 2008. - 416 с.
22.
Страхование: экономика, организация, управление. Под редакцией д.э.н.,
профессора Г.В. Черновой. - М.: «Экономика», 2016.
23.
Боброва, О. С. Настольная книга предпринимателя : практ. пособие / О. С.
Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 330 с. —
(Серия : Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-00093-1. — Режим доступа :
www.biblio-online.ru/book/E195C741-4F45-4C4E-A4B5-AE51ECBC0D70.
24.
Финансовое право. Практикум : учебное пособие для СПО / Е. М. Ашмарина
[и др.] ; под ред. Е. М. Ашмариной, Е. В. Тереховой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. —
280 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01390-0. — Режим
доступа : www.biblio-online.ru/book/7612B13F-CF81-458E-8DB6-EA9BCD6AEE9F.
25.
Морозов, Г. Б. Предпринимательская деятельность : учебное пособие для
СПО / Г. Б. Морозов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 420
с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05995-3. — Режим
доступа : www.biblio-online.ru/book/B5501FAD-63BE-4F6B-B2E3-07D28416EA5D.
26.
Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО /
Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 2-е изд., перераб.
и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 495 с. — (Серия : Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02372-5.
— Режим доступа :
www.biblioonline.ru/book/11BC3FB7-3FD3-4FE8-A3D0-F49D2FDD3C6C.
27.
Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для бакалавриата
и магистратуры / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
— 475 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-53406299-1.
—
Режим
доступа
:
www.biblio-online.ru/book/D7466BA3-B2C1-49F1-A271
04022BB90134.
16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10. Основы финансовой грамотности
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы
оценки
тестирование.
Перечень умений, осваиваемых в
«Отлично» рамках дисциплины:
теоретическое содержание подготовка и
использовать знания по финансовой
курса освоено полностью, выступление с
докладом,
грамотности, планировать
без пробелов, умения
сообщением,
предпринимательскую деятельность в
сформированы, все
презентацией.
профессиональной сфере. уметь принимать предусмотренные
составление схемырешения на основе сравнительного анализа программой учебные
конспекта.
финансовых альтернатив, планирования и задания выполнены,
подготовка
прогнозирования бюджета.
качество их выполнения терминологического
словаря.
анализировать
и
извлекать оценено высоко.
информацию, касающуюся финансов, из «Хорошо» - теоретическое мини-исследование по
теме.
источников различного типа и источников, содержание курса освоено тренинг по навыкам
созданных в различных знаковых системах полностью, без пробелов, планирования и
(текст, таблица, график, диаграмма, некоторые умения
прогнозирования.
работа в малых
аудиовизуальный ряд и др.).
сформированы
группах.
уметь
определять
понятия, недостаточно, все
создавать
обобщения,
устанавливать предусмотренные
аналогии,
классифицировать, программой учебные
самостоятельно выбирать основания и задания выполнены,
критерии
для
классификации, некоторые виды заданий
устанавливать
причинно-следственные выполнены с ошибками.
связи, строить логическое рассуждение, «Удовлетворительно» умозаключение
и
делать
выводы. теоретическое содержание
анализировать рынок профессиональных курса освоено частично,
услуг, изучать спрос и предложение.
но пробелы не носят
применять полученные знания о существенного характера,
страховании, сравнивать и выбирать необходимые умения
наиболее выгодные условия страхования, работы с освоенным
страхования имущества и ответственности. материалом в основном
определять
назначение
видов сформированы,
налогов,
характеризовать
права
и большинство
обязанности
налогоплательщиков, предусмотренных
рассчитывать НДФЛ, применять налоговые программой обучения
вычеты, заполнять налоговую декларацию. учебных заданий
оценивать эффективность и
выполнено, некоторые
17
анализировать факторы, влияющие на из выполненных заданий
эффективность
осуществления содержат ошибки.
предпринимательской деятельности в
профессиональной сфере.
«Неудовлетворительно
применять разные стратегии и » - теоретическое
тактики предпринимательского содержание курса не
поведения в различных ситуациях.
освоено, необходимые
формировать и развивать навыки в умения не
области использования информационно- сформированы,
коммуникационных технологий (ИКТ выполненные учебные
компетенции), навыки работы со
задания содержат грубые
ошибки.
статистической, фактической и
аналитической финансовой информацией.
уметь соотносить свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения
результата,
корректировать
свои
действия
в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
применять теоретические навыки по
финансовой грамотности для практической
деятельности. работать в коллективе и
команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
знать базовые понятия, условия и
инструменты принятия грамотных
решений в финансовой сфере.
оценка выполнения
практического
задания.
решение
ситуационной
задачи.
проведение
дискуссий,
мозгового штурма,
ролевых игр.
решение
ситуационных задач,
казусов, кейсов.
решение творческопоисковых заданий.
составление таблиц
экономические явления и
процессы в профессиональной
деятельности и общественной жизни.
правила оплаты труда педагогических
работников.
основные виды налогов в
современных экономических условиях.
страхование и его виды.
пенсионное обеспечение:
государственная пенсионная система,
формирование личных пенсионных
накоплений.
и схем.
ведение простых
расчетов
подсчет издержек,
правовые нормы для защиты прав
18
прибыли, доходов.
потребителей финансовых услуг.
процессы создания и развития
предпринимательской деятельности в профессиональной
сфере.
способы действий в рамках предложенных
условий и требований. знать практические способы
принятия финансовых и экономических решений.
19