ОП 06. Каллиграфия 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06. «КАЛЛИГРАФИЯ»

2021г.

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно- методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессионально
педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности среднего профессионального образования 44.02.05. «Коррекционная
педагогика в начальном образовании», входящей в состав укрупненной группы
специальностей 44.00.00. «Образование и педагогические науки»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный
год.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Дербентский профессионально – педагогический
колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчики:
Балафендиева Д.Г., преподаватель русского языка и литературы, Отличник народного
образования РД.
Якубова З.К., преподаватель русского языка и литературы, Отличник народного
образования РД.

Рецензент: Зотова Л.Г., директор МБОУ "СОШ №12" Отличник народного образования
РД, заслуженный учитель РД

Рекомендована

научно

–

методическим

советом

ГБПОУ

профессионально – педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова».

«Дербентский

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

УЧЕБНОЙ

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06. «Каллиграфия»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06. «Каллиграфия» является
вариативной частью общепрофессиональных дисциплин программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в
начальном образовании».

1.2. Место дисциплины ОП. 06. «Каллиграфия» в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
- дисциплина входит в вариативную часть общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
помочь студентам педагогического колледжа в проведении уроков письма в
период обучения грамоте, а также показать значение практикума для будущей профессии
учителя начальных классов, так как формирование каллиграфических навыков письма
всегда остается актуальным. Эти навыки носят общеучебный характер и необходимы
учащимся для успешного овладения всеми учебными дисциплинами и оказывают влияние
на формирование их личностных качеств: аккуратности, воли, внимания,
дисциплинированности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- писать безнажимно в ученических тетрадях и на доске;
- правильно писать буквы и их соединения;
- уметь анализировать элементы шрифта;
- находить общие части в разных буквах;
- составлять план и конспект урока письма;
-осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- гигиенические требования письма;
- упражнения для развития кисти руки, пальце, плавности движения
руки в процессе письма;
- элементы строчных и заглавных букв и их соединения;
- приёмы и последовательность правильного списывания слов,
предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом;
- позиционный (с ориентацией на следующую букву) способ письма;
- понятие «каллиграфия», историю возникновения и развития письменности;
- упражнения для осанки;
- методику преподавания каллиграфии;

- инновационные технологии обучения;
- вариативные программы начального образования;
- основы взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма;
- историю возникновения и развития письма;
-особенности современного письменного шрифта, названия и формы основных элементов
букв и алгоритмы безотрывного письма;
- современные технологии
обучения
каллиграфическому письму;
- виды и причины графических ошибок, проблемы леворукости.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины ОП.
06. «Каллиграфия» по специальности 44.02.05. «Коррекционная
педагогика в начальном образовании»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06. «КАЛЛИГРАФИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

102
68

в том числе:
лекции
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

34
34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:
написание реферата «Об истории обучения чистописанию», подготовка
презентации, подготовить сообщение «Гигиенические условия письма»,
выполнение графических работ, подготовка карточек и упражнений для
пальцев рук;
подготовка физминутки, выполнение графических работ, подготовка
карточек, упражнений для пальцев рук, подготовить минутку
чистописания;
подготовить раздаточный материал, подготовка презентации, подготовить
сообщение «О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма»,
подготовка физкультминутки, подготовка минутки чистописания,
подготовка карточек, упражнения для кистей рук;
подготовить раздаточный материал, упражнения для кистей рук,
составить конспект урока письма, подготовить минутку чистописания.

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 06. «Каллиграфия».
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся.

Объем
часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Психофизиологическая основа навыка письма.
Тема 1.1.
Общие вопросы
организации
письменной
деятельности.

Содержание учебного материала:

20
6

2

1.Значение и задачи обучения каллиграфии. История обучения чистописанию.
2.Особенности формирования графических навыков письма. Приемы письма.
Самостоятельная работа:
1.Составьте список основных понятий и терминов к разделу «Первоначальное обучение
письму». Попытайтесь дать определение каждого понятия.
2.Составьте перечень основных задач школы и учителя в области обучения письму, прочитав
«объяснительную записку» к современной программе.

4

Содержание учебного материала:

1.Гигиенические условия письма. Орудия и материалы для письма. Письмо на классной доске.
Тема 1.2.
Организационные и
гигиенические
условия обучения
письму.

Тема 1.3.
Традиционная
методика обучения
каллиграфическому
письму.

10

2.Методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма.

2

3.Качества письма и их формирование.
Самостоятельная работа:
1.Составьте список книг по обучению письму, которые вы хотели бы обсудить в течение этого
семестра.
2.Проанализируйте прописи В.Г. Горецкого, Н.А. Федорова образовательная система «Школа
России».

4

Содержание учебного материала:

4

Практическое занятие:
1.Работа над формой букв.

2

2.Анализ процесса письма и элементов букв. Подготовительные упражнения к письму.
Самостоятельная работа:
1.Подбор физкультминуток для расслабления пальцев пишущей руки.
2.Письменное задание по прописям.
Раздел 2.

Содержание, объем и место упражнений в письме.

4

14

Практические занятия:
1.Письмо элементов строчных и заглавных букв по группам.
2. Письмо строчных букв первой группы.
8

3. Письмо строчных букв второй группы.
4. Письмо строчных букв третьей группы.
Самостоятельная работа:
1.Подготовьте сообщения на тему: «Поиск путей эффективного метода обучения письму»,
«Эстетическое и нравственное воспитание учащихся в период становления почерка».
2.Выполнение графических работ в прописях.

4

Практические занятия:
1.Письмо заглавных букв первой группы.
2.Письмо заглавных букв второй группы.

6

3.Письмо заглавных букв третьей группы.
Самостоятельная работа:
1.Подготовьте минутку чистописания.
2.Создайте несколько самодельных наглядных пособий по каллиграфии, чтобы их можно
было использовать для самостоятельной работы учащихся.
Раздел 3.
Тема 3.1.
Письмо букв и их
соединений.

Работа над соединением букв.
Содержание учебного материала:

4

18

1.Приемы безотрывных соединений.
2.Расстановка слов и букв в письме.

8

2

3.Ритм, скорость и плавность письма.
Самостоятельная работа:
1.Подготовить раздаточный материал.
2.Подготовить сообщение «Гигиенические условия письма».

4

Содержание учебного материала:

10
2

1.Взаимосвязь каллиграфии и грамотности письма.
Тема 3.2.
Отработка
написания
основных
элементов букв.

2.Высота письма.
Практические занятия:
1.Работа над соединением букв.
2.Наклон в письме.
Самостоятельная работа:
1.Подготовьте физкультминутки.
2.Подготовка карточек, упражнений для пальцев рук.
3.Подготовка презентаций.

Раздел 4.

Обучение чистописанию в начальных классах.

4

16

Содержание учебного материала:
Тема 4.1.
Каллиграфические
ошибки и пути их
устранения.

1.Недостатки формирующихся почерков и их исправление.

2
6

2.Требования к формированию навыка письма.
Самостоятельная работа:
1.Подготовка упражнений для пальцев рук.
2.Найдите в журнале «Начальная школа» 2-3 статьи, в которых были бы описаны уроки
обучения грамоте в 1 классе, проанализируйте их и дайте оценку.

2

Практические занятия:
1.Чистописание в первом классе.
2.Чистописание во втором классе
3.Чистописание в третьем классе.
Тема 4.2.
Отработка формы
букв.

10

4.Чистописание в четвертом классе.
5.Урок письма.
Самостоятельная работа обучающегося:
1.Составить конспект урока письма.
2. подготовить минутку чистописания.
3.Подготовить сообщение «О взаимосвязи каллиграфии и грамотности письма».

4

Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

68

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06. «Каллиграфия»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска;
- комплект наглядных пособий по предмету «Практикум по каллиграфии» (учебники,
конспекты-плакаты, карточки, раздаточный материал
Технические средства обучения:
компьютер;
экран;
слайд – проектор;
комплект слайдов по темам курса дисциплины.

3.2.
Информационное
обеспечение
обучения.
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Антонова Е.С., Боброва С.В.. Методика преподавания русского
языка (начальные классы) - 2-е издание. – М.: Издательский центр
Академия, 2012.
2. Руссков С.П. Каллиграфия для учителей. – Чебоксары:
Чувашское книжное издательство, 1994.
3. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у
младших школьников. – М.: Просвещение, 1987.
4.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.– М.:
Просвещение, 1983.

Дополнительные источники:
1. Агаркова Н.Г. Психолого-дидактические основы обучения
письму детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1987.
2. Агаркова Н.Г. Формирование графического письма у младших
школьников. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1989.
3. Агаркова Н.Г. Русская графика. Книга для учителя.– М.: Дрофа, 1997.
4. Агаркова Н.Г. Поэлементная подготовка учащихся к
безотрывочному письму букв / Н.Г. Агаркова // Нач.шк. – 1983. - № 4.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П., Круглов Б.С. Как помочь
первокласснику хорошо учиться. – М.,2003.
6. Безруких М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими
трудности при обучении письму. – М.: Айсберг, 1991.
7. Воронкова В.А. Обучение грамоте и правописанию. – М.: Школа-ПРЕСС, 1997.

Интернет-ресурсы
1. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/.
2. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru.

3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования
http://www.firo.ru/.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. « КАЛЛИГРАФИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ОП.06. «
КАЛЛИГРАФИЯ»осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, заданий зачёта .

Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Уметь:

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Писать безнажимно в
ученических тетрадях и на доске.

Практическое занятие, вопросы для
зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Правильно писать буквы и их соединения.

Практическое занятие, вопросы для
зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Уметь анализировать элементы шрифта.

Практическое занятие, проект, вопросы
для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Находить общие части в разных буквах.

Практическое занятие, проект, вопросы
для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Составлять план и конспект урока письма.

Практическое занятие, контрольная
работа, вопросы для зачета. Вопросы для
устного (письменного) опроса по теме,
разделу.

Осуществлять речевой самоконтроль,
оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового
оформления.

Практическое занятие, контрольная
работа, вопросы для зачета. Вопросы для
устного (письменного) опроса по теме,
разделу.

Извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств
массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на
различных информационных носителях.

Практическое занятие, вопросы для
зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Соблюдать в практике письма
орфографические и пунктуационные
нормы современного русского

Практическое занятие, вопросы для
зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

литературного языка.
Соблюдать нормы речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных
проблем.
Знать:
Гигиенические требования письма.

Практическое занятие, вопросы для
зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Вопросы для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Упражнения для развития кисти руки,
пальцев, плавности движения руки в
процессе письма.

Вопросы для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Элементы строчных и заглавных букв и их
соединения.

Практическое занятие, вопросы для
зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Приёмы и последовательность
правильного списывания слов,
предложений, текстов, записанных
письменным и печатным шрифтом.

Вопросы для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Позиционный (с ориентацией на
следующую букву) способ письма.
Понятие «каллиграфия», историю
возникновения и развития письменности.

Вопросы для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Упражнения для осанки.

Практическое занятие, вопросы для
зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Методику преподавания каллиграфии.

Вопросы для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Инновационные технологии обучения
письму.

Вопросы для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Вариативные программы начального
образования.

Практическое занятие, вопросы для
зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Основы взаимосвязи каллиграфии и
грамотности письма.

Практическое занятие, вопросы для
зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Историю возникновения и развития
письма.

Вопросы для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Особенности современного письменного
шрифта, названия и формы основных

Вопросы для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

элементов букв и алгоритмы безотрывного
письма.
Современные
технологии
обучения каллиграфическому письму.

Вопросы для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.

Виды и причины графических ошибок,
проблемы леворукости.

Вопросы для зачета. Вопросы для устного
(письменного) опроса по теме, разделу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».