Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УД.02. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
Код и наименование специальности 49.02.01. «Физическая культура»
ДЕРБЕНТ, 2021 Г.
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно- методическим советом ГБПОУ РД
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»
Рабочая программа по учебной дисциплине УД.02. «Мировая художественная
культура» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 49.02.01. «Физическая культура»(углубленной подготовки), входящей в
состав укрупненной группы специальностей 49.00.00. «Физическая культура и спорт»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021 /2022 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД «Дербентский профессионально-педагогический
колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчик:
- Алекберова Ольга Леонидовна, преподаватель русского языка, литературы и МХК
ГБПОУ РД
Казиахмедова»,
«Дербентский профессионально-педагогический
Почетный
работник
воспитания
и
колледж им. Г.Б.
просвещения РФ,
Отличник
образования РД, преподаватель высшей категории
Рекомендована научно - методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Заключение научно – методического совета №_1_ от «28»августа 2021 г.
Рецензент: Эмирова А.С. – директор МБОУ СОШ №16 имени М. Казим-Бека г. Дербент
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УД.1. «МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА»
1.1 . Область применения программы
Учебная
дисциплинаУД.02.«Мировая
художественная
культура»
является
обязательной базовой дисциплиной при реализации среднего полного (общего)
образования с учетом гуманитарного профиля в образовательном учреждении СПО по
специальности 49.02.01. «Физическая культура».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплинаУД.02.«Мировая художественная культура»
относится к общеобразовательному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины УД.02.«Мировая художественная культура» направлено на
достижение следующих целей:
освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве,
многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях
смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве;
создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом
процессе; дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с
позиций диалога культур;
овладение умениями анализировать художественные явления мирового
искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений
искусства;
развитие художественно-творческих способностей обучающихся, их
образного и ассоциативного мышления;
воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и
эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных
ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечественного и
мирового искусства; формирование устойчивой потребности в общении с
произведениями искусства;
использование приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой
художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.
В результате освоения учебной дисциплины УД.02.«Мировая художественная
культура» обучающийся должен уметь:
-определять направления и стили в изобразительном искусстве и архитектуре,
литературе и драматургии;
-устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусства;
-пользоваться различными источниками информации о мировой художественной
культуре;
-выполнять учебные и творческие задания;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития; организации
личного и коллективного досуга и самостоятельного художественного творчества.
В результате освоения учебной дисциплины УД.02. «Мировая художественная
культура» обучающийся должен знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических
эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному
изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой
художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 66 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часов; самостоятельной
работы обучающегося 22 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
66
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
44
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
10
контрольные работы
4
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
22
в том числе:
Работа со словарем культурологических терминов.
2
Подготовка доклада.
2
Чтение мифов народов мира
3
Создание компьютерных презентаций
3
Оформление альбомов с иллюстрациями, фотографиями и другими
4
материалами охудожественной культуры определенной эпохи
Подготовка виртуальных экскурсий
Составление кроссвордов
Подготовка проекта
Итоговая аттестация в форме (указать)
2
2
4
Дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
____ УД.02. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА______
Наименование дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
3
2
Раздел 1.
Тема 1.1.
Первобытное
искусство.
Культура Древнего мира
Содержание учебного материала
1
Понятие «художественная культура». Сущность и основные функции культуры. Виды
искусства, их направления и жанры.
2
Художественная культура первобытного мира. Зарождение искусства. Художественный образ в
первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко.
Мегалитическая архитектура
3
Первобытное искусство Дагестана
Самостоятельная работа обучающихся
1
Работа со словарем: «эстет», «архитектура», «живопись», «анимация», «статуэтка», «натюрморт»,
«пейзаж», «эскиз».
Тема 2
Культура Древнего
Египта
Содержание учебного материала
1
Культура древнего Египта, как одна из самых ранних. Религиозные верования древних египтян.
2
Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре и живописи. Пирамиды в Гизе. Погребальные
комплексы.
3
4
Литература и театр в древнем Египте.
Контрольные работы
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовить доклад об истории создания и характерных особенностей одного из семи чудес света –
египетских пирамидах в Гизе.
Раздел 2.Античная культура
Тема 2.1.
Культура Древней
Греции
Содержание учебного материала
1
Общая характеристика культуры древней Греции. Основные этапы древнегреческого искусства;
крито – микенский (эгейский), минойский, гомеровский, архаический, классические периоды.
2
Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции.
3
Греческая скульптура – воплощение мироощущения древних греков.
4
Вазопись. Классический период художественной культуры Древней Греции
2
6
Практические занятия
1
Мифология – основа греческой античности
2
Эпос и драма Древней Греции.
2
Контрольные работы
*
Самостоятельная работа обучающихся
4
1. Прочитайте древнегреческие мифы о богах и героях. Какое отражение они нашли в культуре
последующих эпох?
2.
Тема 2.
Культура Древнего
Рима
Создание компьютерных презентаций, оформление альбома с иллюстрациями,
фотографиями и другими материалами о Древней Греции
Содержание учебного материала
1
Общая характеристика культуры Древнего Рима.
2
Особенности изобразительного искусства империи Юлиев – Флавиев.
3
Своеобразие римского скульптурного портрета
5
2
Практические занятия
1
Литература и театр Древнего Рима
Контрольные работы
1
Тестирование по разделу «Античная культура»
Самостоятельная работа обучающихся
5
Подготовить проект «Древнегреческое и древнеримское искусство».
Раздел 3. Художественная культура Средневековья
Тема 3.1.
Культура стран
Западной Европы в
эпоху Средневековья
Содержание учебного материала
4
2
2
2
1 Этапы художественной культуры в средние века. Дороманское искусство. «Каролингское
возрождение». Архитектура и декор дороманских культовых зданий. Капелла Карла Великого в
Ахене. Базилика Сен – Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Сант – Иоханн в Мюстере
Романский стиль - самый ранний художественный стиль средневековой Европы X-XII в.в.
2 Монументальность, пластичность и величественность классической композиции архитектурных
построек соборов романского стиля.
Тема 3.2.
Средневековая
3
Готическое стиль. Три стадии развития готического стиля. Собор парижской Богоматери (Нотр
Дам де Пари). Архитектура, витраж – символ связи ветхого и Нового заветов.
4
Рыцарская и городская литература. Готический роман. Трубадуры. Ваганты.
Содержание учебного материала
культура Дагестана
1 Дагестанское искусство Средневековья
2 Цитадель Нарын-кала – образец средневековой архитектуры
Самостоятельная работа обучающихся
3
1. Работа со словарем: «витраж», «мозаика», «готика», «арка стрельчатой формы».
2. Создание компьютерных презентаций
3. Создание лепбука или буктрейлера «Дербент – музей под открытым небом»
Содержание учебного материала
Тема 3,3
Культура эпохи
Возрождения
1 Гуманизм – основа эпохи Возрождения. Раннее Возрождение Ренессанский реализм в живописи
6
и скульптуре раннего Возрождения.
2 Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи Леонардо да Винчи. «Джоконда»,
«Мадонна Лита», «Дама с горностаем», фреска «Тайная вечеря».
3
Возрождение в Италии. Рафаэль Санти. Образ Мадонны. «Сикстинская мадонна», «Афинская
школа». Римский период творчества – высокие достижения в жанре портрета (папы Юлия II,
портрет Кардинала, графа БальдасареКастильоне).
4 Скульптура Микеланджело. Статуя Давида.
Практические занятия
1
Литература эпохи Возрождения. В. Шекспир – великий гуманист английского Ренессанса.
Контрольные работы
1
Тестирование по изученным темам раздела
Самостоятельная работа обучающихся
Работа со словарем: «скульптура», «статуя», «барельеф», «фреска».
4
2
Создание компьютерных презентаций
Раздел 4
Культура Нового времени
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
3
1 Постренессанская культура Европы. Эстетические признаки стиля барокко в архитектуре,
2
скульптуре, живописи, музыке и декоративно – прикладном искусстве.
Западноевропейская
культура XVII века
2
3
Тема 2.
Классицизм. «Большой стиль» Людовика в архитектуре и изобразительном искусстве Франции.
Театр французского классицизма.
Барокко. Возникновение видов искусства – балета и оперы. Музыка барокко. И.С. Бах.
Содержание учебного материала
Культура века
Просвещения
2
2
3
2
1 Рококо. «Галантные празднества» Антуа Ватто. Интерьер рококо. Живописные пасторали
Франсуа Буше. Эстетика Просвещения.
2
Искусство второй половины XVIII века. Романтизм. Романтический идеал и его воплощение в
музыке. Рихард Вагнер. Иоганес Брамс.
Раздел 5. Основные черты культуры XIX –XX веков
Содержание учебного материала
Тема 5.1
1
Демократическое движение как фактор культурной жизни
Основные черты
культуры XIX века
2
Противоречия культурного прогресса XIX века. Индивидуализм и формы художественного
творчества
3
Культура Дагестана XIXвека
Тема 5.2
Содержание учебного материала
Изобразительное
искусство и
архитектура ХХ
века
1
2
Новые формы и направления в художественной культуре XX века.Импрессионизм –
направление в искусстве последней трети XIX – начала XX века. Творчество французских
импрессионистов. Клод Моне, Э.Мане, Э. Дега, Огюст Ренуар. Модерн.
4
2
Мотивы и сложность в живописи и декоративно – прикладном искусстве модерна. Направления
в архитектуре модерна.Синтез в искусстве ХХ века. Театральная культура.
3
Постмодернистское мировосприятие – возвращение к мифологическим истокам. Новые виды
массового искусства и формы синтеза.
4
Современное искусство Дагестана
Самостоятельная работа обучающихся
3
Музеи мира – известнейшие мировые сокровищницы шедевров живописи и скульптуры». Составить
кроссворд по видам искусства
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
44
22
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины УД.02.«Мировая художественная культура»
требует наличия учебного кабинета литературы и МХК.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-набор наглядных пособий по дисциплине УД.02.«Мировая художественная культура».
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор;
- компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : уч. пособие для СПО - М., 2015.
Дополнительные источники:
1. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. 10 кл.: учебник для
общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2015
2. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. 11 кл.: учеб.для
общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2015
3.Искусство: энциклопедический словарь школьника - сост. П. Кошель - М., 2013
4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции - М., любое издание
5. Мифы и легенды народов мира. Древний мир, сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев - М.,
2008
6. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа, сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев
- М., 2008
7. Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима - М., любое
издание
Интернет-ресурсы
1. Мировая художественная культура: библиотека электронных пособий. Форма
доступа - трк@гшп5рк.ш22
2. https://kopilkaurokov.ru
3. Мировая художественная культура: библиотека электронных пособий. Форма
доступа– mpk@mihspk.ru
4. http://digital.1september.ru/
5. .Журнал «Русское искусство»
6. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=Gthj%20Vffn&url=http%3A%2F%2Fperomaat.ru%2F&f
mode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=1827f9346fba98417499a25609e4823c&keyno=0
7. Культура-Портал
8. http://www.iskunstvo.info/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины УД.02.«Мировая
художественная культура»осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения:
определять стилевые и сюжетные связи
между произведениями разных видов
искусства
тестирование
выполнять учебные и творческие задания
(доклады, сообщения)
индивидуальные задания
использовать приобретенные знания и
практические задания, домашняя
умения в практической деятельности и
работа
повседневной жизни для выбора путей
своего культурного развития, организации
личного и коллективного досуга,
самостоятельного художественного
творчества
Знания:
основные этапы истории развития
мировой художественной культуры
тестирование
направления и стили мировой
художественной культуры
тестирование
особенности развития культуры Востока.
Древнего Египта, Западной Европы
индивидуальные задания
вклад России и Дагестана в мировую
художественную культуру и истоки
национального художественного стиля
практические задания