УД. 02 Мировая художественная культура 2021г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
РД
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УД.02. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
Код и наименование специальности 49.02.01. «Физическая культура»

ДЕРБЕНТ, 2021 Г.

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно- методическим советом ГБПОУ РД
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г.Б.
Казиахмедова»

Рабочая программа по учебной дисциплине УД.02. «Мировая художественная
культура» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 49.02.01. «Физическая культура»(углубленной подготовки), входящей в
состав укрупненной группы специальностей 49.00.00. «Физическая культура и спорт»
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021 /2022 учебный год

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД «Дербентский профессионально-педагогический
колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Разработчик:
- Алекберова Ольга Леонидовна, преподаватель русского языка, литературы и МХК
ГБПОУ РД
Казиахмедова»,

«Дербентский профессионально-педагогический
Почетный

работник

воспитания

и

колледж им. Г.Б.

просвещения РФ,

Отличник

образования РД, преподаватель высшей категории
Рекомендована научно - методическим советом ГБПОУ РД «Дербентский
профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Заключение научно – методического совета №_1_ от «28»августа 2021 г.

Рецензент: Эмирова А.С. – директор МБОУ СОШ №16 имени М. Казим-Бека г. Дербент

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ

РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УД.1. «МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА»

1.1 . Область применения программы
Учебная
дисциплинаУД.02.«Мировая
художественная
культура»
является
обязательной базовой дисциплиной при реализации среднего полного (общего)
образования с учетом гуманитарного профиля в образовательном учреждении СПО по
специальности 49.02.01. «Физическая культура».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплинаУД.02.«Мировая художественная культура»
относится к общеобразовательному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины УД.02.«Мировая художественная культура» направлено на
достижение следующих целей:
освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве,
многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях


смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве;
создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом
процессе; дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с
позиций диалога культур;
 овладение умениями анализировать художественные явления мирового
искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений
искусства;
 развитие художественно-творческих способностей обучающихся, их
образного и ассоциативного мышления;
 воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и
эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных
ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечественного и
мирового искусства; формирование устойчивой потребности в общении с
произведениями искусства;
 использование приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой
художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.
В результате освоения учебной дисциплины УД.02.«Мировая художественная
культура» обучающийся должен уметь:
-определять направления и стили в изобразительном искусстве и архитектуре,
литературе и драматургии;
-устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусства;
-пользоваться различными источниками информации о мировой художественной
культуре;
-выполнять учебные и творческие задания;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития; организации
личного и коллективного досуга и самостоятельного художественного творчества.
В результате освоения учебной дисциплины УД.02. «Мировая художественная
культура» обучающийся должен знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических
эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному
изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой
художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 66 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часов; самостоятельной
работы обучающегося 22 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:
лабораторные занятия

-

практические занятия

10

контрольные работы

4

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:
Работа со словарем культурологических терминов.

2

Подготовка доклада.

2

Чтение мифов народов мира

3

Создание компьютерных презентаций

3

Оформление альбомов с иллюстрациями, фотографиями и другими

4

материалами охудожественной культуры определенной эпохи
Подготовка виртуальных экскурсий
Составление кроссвордов
Подготовка проекта

Итоговая аттестация в форме (указать)

2
2
4

Дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
____ УД.02. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА______
Наименование дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

3

2

Раздел 1.
Тема 1.1.
Первобытное
искусство.

Культура Древнего мира
Содержание учебного материала
1

Понятие «художественная культура». Сущность и основные функции культуры. Виды
искусства, их направления и жанры.

2

Художественная культура первобытного мира. Зарождение искусства. Художественный образ в
первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко.
Мегалитическая архитектура

3

Первобытное искусство Дагестана

Самостоятельная работа обучающихся

1

Работа со словарем: «эстет», «архитектура», «живопись», «анимация», «статуэтка», «натюрморт»,
«пейзаж», «эскиз».
Тема 2
Культура Древнего
Египта

Содержание учебного материала
1

Культура древнего Египта, как одна из самых ранних. Религиозные верования древних египтян.

2

Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре и живописи. Пирамиды в Гизе. Погребальные
комплексы.

3

4

Литература и театр в древнем Египте.

Контрольные работы

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовить доклад об истории создания и характерных особенностей одного из семи чудес света –
египетских пирамидах в Гизе.

Раздел 2.Античная культура
Тема 2.1.
Культура Древней
Греции

Содержание учебного материала
1

Общая характеристика культуры древней Греции. Основные этапы древнегреческого искусства;
крито – микенский (эгейский), минойский, гомеровский, архаический, классические периоды.

2

Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции.

3

Греческая скульптура – воплощение мироощущения древних греков.

4

Вазопись. Классический период художественной культуры Древней Греции

2
6

Практические занятия
1

Мифология – основа греческой античности

2

Эпос и драма Древней Греции.

2

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

4

1. Прочитайте древнегреческие мифы о богах и героях. Какое отражение они нашли в культуре
последующих эпох?
2.

Тема 2.
Культура Древнего
Рима

Создание компьютерных презентаций, оформление альбома с иллюстрациями,
фотографиями и другими материалами о Древней Греции

Содержание учебного материала
1

Общая характеристика культуры Древнего Рима.

2

Особенности изобразительного искусства империи Юлиев – Флавиев.

3

Своеобразие римского скульптурного портрета

5

2

Практические занятия

1

Литература и театр Древнего Рима
Контрольные работы

1

Тестирование по разделу «Античная культура»
Самостоятельная работа обучающихся

5

Подготовить проект «Древнегреческое и древнеримское искусство».

Раздел 3. Художественная культура Средневековья
Тема 3.1.
Культура стран
Западной Европы в
эпоху Средневековья

Содержание учебного материала

4

2

2

2

1 Этапы художественной культуры в средние века. Дороманское искусство. «Каролингское

возрождение». Архитектура и декор дороманских культовых зданий. Капелла Карла Великого в
Ахене. Базилика Сен – Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Сант – Иоханн в Мюстере
Романский стиль - самый ранний художественный стиль средневековой Европы X-XII в.в.
2 Монументальность, пластичность и величественность классической композиции архитектурных
построек соборов романского стиля.

Тема 3.2.
Средневековая

3

Готическое стиль. Три стадии развития готического стиля. Собор парижской Богоматери (Нотр
Дам де Пари). Архитектура, витраж – символ связи ветхого и Нового заветов.

4

Рыцарская и городская литература. Готический роман. Трубадуры. Ваганты.

Содержание учебного материала

культура Дагестана

1 Дагестанское искусство Средневековья
2 Цитадель Нарын-кала – образец средневековой архитектуры

Самостоятельная работа обучающихся

3

1. Работа со словарем: «витраж», «мозаика», «готика», «арка стрельчатой формы».
2. Создание компьютерных презентаций
3. Создание лепбука или буктрейлера «Дербент – музей под открытым небом»
Содержание учебного материала

Тема 3,3
Культура эпохи
Возрождения

1 Гуманизм – основа эпохи Возрождения. Раннее Возрождение Ренессанский реализм в живописи

6

и скульптуре раннего Возрождения.
2 Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи Леонардо да Винчи. «Джоконда»,

«Мадонна Лита», «Дама с горностаем», фреска «Тайная вечеря».

3

Возрождение в Италии. Рафаэль Санти. Образ Мадонны. «Сикстинская мадонна», «Афинская
школа». Римский период творчества – высокие достижения в жанре портрета (папы Юлия II,
портрет Кардинала, графа БальдасареКастильоне).

4 Скульптура Микеланджело. Статуя Давида.
Практические занятия

1

Литература эпохи Возрождения. В. Шекспир – великий гуманист английского Ренессанса.
Контрольные работы

1

Тестирование по изученным темам раздела
Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарем: «скульптура», «статуя», «барельеф», «фреска».

4

2

Создание компьютерных презентаций

Раздел 4

Культура Нового времени
Содержание учебного материала

Тема 4.1.

3

1 Постренессанская культура Европы. Эстетические признаки стиля барокко в архитектуре,

2

скульптуре, живописи, музыке и декоративно – прикладном искусстве.

Западноевропейская
культура XVII века
2
3

Тема 2.

Классицизм. «Большой стиль» Людовика в архитектуре и изобразительном искусстве Франции.
Театр французского классицизма.
Барокко. Возникновение видов искусства – балета и оперы. Музыка барокко. И.С. Бах.

Содержание учебного материала

Культура века
Просвещения

2

2

3

2

1 Рококо. «Галантные празднества» Антуа Ватто. Интерьер рококо. Живописные пасторали

Франсуа Буше. Эстетика Просвещения.
2

Искусство второй половины XVIII века. Романтизм. Романтический идеал и его воплощение в
музыке. Рихард Вагнер. Иоганес Брамс.

Раздел 5. Основные черты культуры XIX –XX веков
Содержание учебного материала

Тема 5.1

1

Демократическое движение как фактор культурной жизни

Основные черты
культуры XIX века

2

Противоречия культурного прогресса XIX века. Индивидуализм и формы художественного
творчества

3

Культура Дагестана XIXвека

Тема 5.2

Содержание учебного материала

Изобразительное
искусство и
архитектура ХХ
века

1

2

Новые формы и направления в художественной культуре XX века.Импрессионизм –
направление в искусстве последней трети XIX – начала XX века. Творчество французских
импрессионистов. Клод Моне, Э.Мане, Э. Дега, Огюст Ренуар. Модерн.

4

2

Мотивы и сложность в живописи и декоративно – прикладном искусстве модерна. Направления
в архитектуре модерна.Синтез в искусстве ХХ века. Театральная культура.

3

Постмодернистское мировосприятие – возвращение к мифологическим истокам. Новые виды
массового искусства и формы синтеза.

4

Современное искусство Дагестана

Самостоятельная работа обучающихся

3

Музеи мира – известнейшие мировые сокровищницы шедевров живописи и скульптуры». Составить
кроссворд по видам искусства
Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

44

22

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины УД.02.«Мировая художественная культура»
требует наличия учебного кабинета литературы и МХК.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-набор наглядных пособий по дисциплине УД.02.«Мировая художественная культура».
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор;
- компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура : уч. пособие для СПО - М., 2015.
Дополнительные источники:
1. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. 10 кл.: учебник для
общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2015
2. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. 11 кл.: учеб.для
общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2015
3.Искусство: энциклопедический словарь школьника - сост. П. Кошель - М., 2013
4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции - М., любое издание
5. Мифы и легенды народов мира. Древний мир, сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев - М.,
2008
6. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа, сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев
- М., 2008
7. Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима - М., любое
издание
Интернет-ресурсы
1. Мировая художественная культура: библиотека электронных пособий. Форма
доступа - трк@гшп5рк.ш22
2. https://kopilkaurokov.ru
3. Мировая художественная культура: библиотека электронных пособий. Форма
доступа– mpk@mihspk.ru
4. http://digital.1september.ru/
5. .Журнал «Русское искусство»
6. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=Gthj%20Vffn&url=http%3A%2F%2Fperomaat.ru%2F&f
mode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=1827f9346fba98417499a25609e4823c&keyno=0
7. Культура-Портал
8. http://www.iskunstvo.info/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины УД.02.«Мировая
художественная культура»осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Умения:
определять стилевые и сюжетные связи
между произведениями разных видов
искусства

тестирование

выполнять учебные и творческие задания
(доклады, сообщения)

индивидуальные задания

использовать приобретенные знания и
практические задания, домашняя
умения в практической деятельности и
работа
повседневной жизни для выбора путей
своего культурного развития, организации
личного и коллективного досуга,
самостоятельного художественного
творчества
Знания:
основные этапы истории развития
мировой художественной культуры

тестирование

направления и стили мировой
художественной культуры

тестирование

особенности развития культуры Востока.
Древнего Египта, Западной Европы

индивидуальные задания

вклад России и Дагестана в мировую
художественную культуру и истоки
национального художественного стиля

практические задания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».