ОП.08.07 Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания. Туризм. 2021г.

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 08.07. Туризм
индекс и наименование дисциплины

49.02.01.Физическая культура
Специальность

код и наименование укрупненной группы специальностей 49.00.00. Физическая
культура и спорт

Дербент 2021г.
1

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им Г. Б.
Казиахмедова»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 08.07. Туризм
разработана на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 49.02.01.Физическая культура (углубленной подготовки),
входящей в состав укрупненной группы специальностей 49.00.00. Физическая
культура и спорт
 Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им Г. Б. Казиахмедова»

Разработчики:
- Дмитриева Н. И., преподаватель по физической культуре ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогический колледж им. Г. Б. Казиахмедова» - Отличник
образования РД, преподаватель высшей категории, почетный работник СПО РФ.
Рецензент: Курбанов Н. А., руководитель ГМО учителей физической культуры г. Дербент,
руководитель МЦТ ГТО в городском округе «г. Дербент»
Рассмотрен на заседании ПЦК физической культуры 25 августа 2023 г.
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж»для применения в учебном процессе.

Заключение научно - методического совета № ____ от_________2023г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

5

УЧЕБНОЙ

8

ОСВОЕНИЯ

9

И

СОДЕРЖАНИЕ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08.07. Туризм
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования – программы
подготовки специалиста среднего звена ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» в соответствии с ФГОС среднего
профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки
учителей физической культуры на базе основного общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины
образовательной программы:

в

структуре

основной

профессиональной

профессиональный учебный цикл, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- планировать, проводить и анализировать занятия по туризму;
- выполнять профессионально значимые туристические действия;
- использовать терминологию по туризму;
- применять приемы страховки и самостраховки при занятиях туризмом;
- обучать технике туризма;
- подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт туристического оборудования и
инвентаря;
- использовать оборудование и инвентарь для занятий туризмом в соответствии с его
назначением и особенностями эксплуатации;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- историю и этапы развития туризма;
- терминологию туризма;
- технику профессионально значимых двигательных действий туризма;
- содержание, формы организации и методику проведения занятий по туризму в школе;
- методику обучения туризму;
- особенности и методику развития физических качеств в туризме;
- основы судейства соревнований по туризму;
- разновидности оборудования и инвентаря для занятий туризмом, особенности их
эксплуатации;
- технику безопасности и требования к туристическому оборудованию и инвентарю.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08.07. Туризм
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
теоретические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе:
Самостоятельное изучение роли туризма как средства всестороннего развития
личности
Самостоятельное планирование маршрута для организации однодневного
похода и многодневного похода.
Самостоятельно составить список снаряжения для четырехдневного похода.
Самостоятельное планирование комплексов подготовительных упражнений для
развития физическихкачеств на занятиях туризмом.
Самостоятельная работа по подготовке аптечки для похода.
Самостоятельная работа по составлению
правил работы с топором, пилой,
правил их хранения и переноса, правил ухода за одеждой и обувью.

Объем
часов
117
78
50
28
39
5

12
6
3
6
7

Итоговая аттестация; дифференцированный зачет
Таблица 1

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 08.07. Туризм
Наименование разделов и
тем
1

наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая
работ (проект) (если предусмотрены)
2

Раздел 1. Теоретические основы туризма
Тема 1.1. Туризм в
Содержание учебного материала
системе физического
Сущность туризма и его значение в физическом воспитании. История и этапы развития туризма.
воспитания
Терминология туризма. Характеристика основных видов и форм туризма. Спортивный и спортивномассовый туризм.
Самостоятельная работа. Роль туризма как средства всестороннего развития личности
Тема 1.2.Организация и Содержание учебного материала
проведение туристских
Нормативная основа организации путешествий с учащимися. Цели и задачи организации походов со
походов со
школьниками. Особенности подготовки и проведения походов выходного дня. Режим дня и нагрузок
школьниками.
в походах. Права и обязанности туристской группы (руководителя, заместителя, участников),
администрации учреждения, проводящего путешествие. Маршрутная документация.
Практическое занятие. Планирование похода. Разработка маршрутов. Режим дня и нагрузок в походах.
Комплектование группы с учетом возраста, физической подготовленности, туристского опыта участников.
Распределение обязанностей в группе.
Практическое занятие. Изучение туристских возможностей родного края.
Самостоятельная работа. Планирование маршрута для организации однодневного и многодневного
похода.
Тема 1.3.. Организация
Содержание учебного материала
питания в туристском
Режим и рацион питания. Продукты питания в туристских походах. Водно-солевой баланс. Изучение норм
походе.
продуктов для туристских походов. Транспортировка, учет продуктов на маршруте. Посуда для
приготовления пищи, костровые приспособления. Типы костров, правила безопасности.
Практическое занятие. Составление меню, расчет количества продуктов.
Практическое занятие. Подготовка и разжигание костров.
Тема 1.4. Снаряжение
Содержание учебного материала
для туристских походов Разновидности оборудования и инвентаря для занятий туризмом, особенности их эксплуатации.
Требования к туристическому оборудованию и инвентарю. Групповое, личное и специальное
снаряжение. Подбор, хранение, мелкий ремонт туристического снаряжения. Эксплуатация снаряжения,
уход за ним, хранение.
Практическое занятие. Ознакомление с групповым, специальным и личным снаряжением.
Самостоятельная работа. Составить список снаряжения для четырехдневного похода
Тема 1.5. Организация
Практическое занятие Выбор места для туристической стоянки.

Объем
часов
3

Уровень
освоен
4

10
10

2

5
6
6

2

4

6
12
2

6
6

4
4
6
6

2

2
6
4
6

туристического быта.

Практическое занятие Установка палатки и размещение в ней вещей.
Практическое занятие Правила поведения в палатке. Организация ночлега.
Самостоятельная работа. Подготовка медицинской аптечки.
Тема 1.6.Типы костров.
Практическое занятие Выбор места для разжигания костров.
Практическое занятие. Виды костров и подготовка к разжиганию костра.
Тема 1.7. Обеспечение
Практическое занятие. Техника безопасности при проведении похода. Основные факторы обеспечения
безопасности. Причины возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций. Значение туристского
безопасности при
опыта в обеспечении безопасности. Роль психологической подготовки. Действия руководителя.
проведении туристских
Самостоятельная работа. Правила работы с топором, пилой, правила их хранения и переноса. Правила
походов.
ухода за одеждой и обувью.
Раздел.2.Практические основы туризма
Тема.2.1. Техника
Практическое занятие. Организация первой медицинской помощи при проведении похода. Первая
безопасности в походе
помощь при укусе насекомых, змей, при вывихе, переохлаждении, перегревании организма и т.д.
Содержание аптечки первой медицинской помощи.
Тема.2.2
Практическое занятие. Ознакомление с формами рельефа, с изображением их на топографических
Топографическая
картах с помощью условных знаков. Чтение топографической карты. Ориентирование топографической
подготовка туристов.
карты по сторонам горизонта с помощью компаса. Правила пользования компасом. Работа с компасом и
картой на местности. Азимут, движение по азимуту. Техника ориентирования на местности с картой и
компасом. Основы методики обучения
Тема.2.3.Техника
Практическое занятие. Естественные препятствия. Организация переправ. Движение по крутому склону.
преодоления
Движение по болоту. Приемы страховки и самостраховки при занятиях туризмом. Техника преодоления
естественных
естественных препятствий. Основы методики обучения.Применение приемов страховки и самостраховки.
препятствий
Тема.2.4. Физическая и
Практическое занятия. Организация движения, тактика передвижения на маршруте. Охрана природы во
технико-тактическая
время бивачных работ и на маршруте. Особенности и методика развития физических качеств в туризме.
подготовка туриста
Техника и тактика движения туристской группы. Применение приемов страховки исамостраховки.
Самостоятельная работа..Планирование комплексов подготовительных упражнений для развития
физических качеств на занятиях туризмом.
Тема.2.5 Организация
Практическое занятие. Игры-аттракционы, значение, организация и проведение.
досуга учащихся в
Практическое занятие. Организация и проведение игр во время похода.
походе
Всего

4
4
6
2
4
2

7

2

2

2

2

3
1
1
117

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, универсального спортивного
зала.
Оборудование учебного кабинета:
1. Наглядные пособия
2. Учебные карточки
3. Тесты
4. Телевизор
5. Видео аппаратура
6. Аудио аппаратура
Оборудование для туризма:
7. палатка туристическая
7.1. рюкзаки туристические
7.2. мешки спальные
7.3.приспособления для костров
7.4. котлы туристические
7.5. веревки,страховочные системы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1.Вяткин Л.А., Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие, изд.центр «Академия»,2013.208с.
2.Былеева Л.В., Коротков И.М., Подвижные игры: учебник / - Физическая культура, 2006.-288 с.
3. Жуков М.Н. Подвижные игры-М.:Академия,2012.-158 с.
4. Коротков И.М. Подвижные игры /М-«Спорт Академ- Пресс» -2007.286 с.
5.Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами:
Метод.пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
6. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. -М.: Физкультура и спорт, 1990.
7.Мишин Б. И. Настольная книга учителя физической культуры: Справ. – метод. Пособие. – М.2003.
8. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся.- М.:Физкультура и спорт,2015.
9. Куликова В.И. Туризм. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.«Физическое
воспитание». ̶ М.: Физкультура и спорт, 2014.
10. Туризм и спортивное ориентирование. Учеб. для ин-тов и тех-мов физ.культ. /Сост. В.И.
Ганопольсий. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
11. Харин С.Я. Азбука туризма: учеб. пособие /С.Я. Харин. - НижнийТагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ,
2005. – 225
Интернет-ресурсы

1.сайт в Интернете: http://www.olympic.ru – официальный сайт Олимпийского комитета России;
2.www.sport.com.ua
3.http://list.mail.ru/
4.www.infosport.ru
5.http://ru.wikipedia.org/wiki

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Таблица 3
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные
знания)
Уметь:
- планировать, проводить и анализировать занятия по
туризму;
- выполнять профессионально значимые туристические
действия;
- использовать терминологию туризма;
- применять приемы страховки и самостраховки при
занятии туризмом;
- обучать технике туризма;
- подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт
оборудования и инвентаря;
- использовать оборудование и инвентарь для занятий
туризмом в соответствии с его назначением и
особенностями эксплуатации;
Знать:
- историю и этапы развития туризма;
- терминологию изученных базовых и новых видов
туризма;
- технику туризма;
- содержание, формы организации и методику проведения
занятий по туризму в школе;
- методику обучения туризму;
- особенности и методику развития физических качеств в
туризме;
- основы судейства соревнований по туризму;
- разновидности оборудования и инвентаря для занятий
туризмом, особенности их эксплуатации;
- технику безопасности и требования к туристическому
оборудованию и инвентарю.

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Наблюдение, экспертная оценка
планов занятий
Наблюдение, выполнение
контрольных упражнений
Наблюдение, экспертная оценка
планов занятий
Наблюдение
Наблюдение за процессом
проведения учебного занятия
Наблюдение
Наблюдение
Письменный опрос, тестирование
Устный опрос, тестирование,
наблюдение
Выполнение контрольных
упражнений, наблюдение
Наблюдение, экспертная оценка
планов занятий
Письменный опрос, наблюдение
Письменный опрос, наблюдение,
тестирование
Наблюдение
Наблюдение

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».