Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально-педагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08.06. Подвижные игры
индекс и наименование дисциплины
49.02.01.Физическая культура
Специальность
код и наименование укрупненной группы специальностей 49.00.00. Физическая
культура и спорт
Дербент 2021г.
1
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
научно - методическим советом ГБПОУ
«Дербентский профессиональнопедагогический колледж им Г. Б.
Казиахмедова»
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 08.06. Подвижные игры
разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности 49.02.01.Физическая культура (углубленной подготовки),
входящей в состав укрупненной группы специальностей 49.00.00. Физическая
культура и спорт
Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2021/2022 учебный год
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение «Дербентский профессионально-педагогический колледж
им Г. Б. Казиахмедова»
Разработчики:
- Дмитриева Н. И., преподаватель по физической культуре ГБПОУ «Дербентский
профессионально-педагогическийколледж им. Г. Б. Казиахмедова» - Отличник
образования РД, преподаватель высшей категории, почетный работник СПО РФ.
Рецензент: Курбанов Н. А., руководитель ГМО учителей физической культуры г. Дербент,
руководитель МЦТ ГТО в городском округе «г. Дербент»
Рассмотрен на заседании ПЦК физической культуры 26.08.21г
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж»для применения в учебном процессе.
Заключение научно - методического совета № __1__ от_28.08.2021г._
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
5
УЧЕБНОЙ
14
ОСВОЕНИЯ
16
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08.06. Подвижные игры
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования – программы
подготовки специалиста среднего звена ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им Г. Б. Казиахмедова» в соответствии с ФГОС среднего
профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованадля подготовки
учителей физической культуры на базе основного общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины
образовательной программы:
в
структуре
основной
профессиональной
профессиональный учебный цикл, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- планировать, проводить и анализировать занятия по подвижным играм;
- выполнять профессионально значимые двигательные действия по подвижным играм;
- использовать терминологию по базовым подвижным играм ;
- применять приемы страховки и самостраховки при проведении подвижных игр;
- обучать двигательным действиям изученных базовых и новых подвижных игр;
- подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт оборудования и инвентаря;
- использовать оборудование и инвентарь для проведения подвижных игр в соответствии с
его назначением и особенностями эксплуатации;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- историю и этапы развития изученных базовых и новых подвижных игр;
- терминологию изученных базовых и новых подвижных игр;
- технику профессионально значимых двигательных действий базовых и новых игр;
- содержание, формы организации и методику проведения занятий по изученным базовым
и новым подвижным играм;
- методику обучения двигательным действиям базовых и новых видов подвижных игр;
- особенности организации и проведения соревнований по подвижным играм;
- основы судейства по соревнованиям по подвижным играм;
- разновидности спортивно-оздоровительных сооружений, оборудования и инвентаря для
проведения подвижных игр, особенности их эксплуатации;
- технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям,
оборудованию и инвентарю.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 222 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 148 часов;
самостоятельной работы обучающегося 74 часов.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 08.06.
Подвижные игры
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
теоретические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе:
Самостоятельное изучение истории и этапов развития предмета подвижные игры
Самостоятельное изучение техники профессионально значимых двигательных
действий подвижных игр
Самостоятельное изучение методики проведения подвижных игр со школьниками
Самостоятельный подбор и проведение подвижных игр для занятий спортом
Самостоятельное изучение организации,значения и проведения подвижных игр в
оздоровительном лагере
Самостоятельная разработка плана проведения соревнований по подвижным
играм
Самостоятельный подбор игр на развитие координации, быстроты реакции и
ориентации в пространстве
Самостоятельный подбор народных подвижных игр
Самостоятельная работа по оснащению спортивного зала
Итоговая аттестация; дифференцированный зачет
Объем часов
222
148
68
80
74
Таблица 1
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 08.06. Подвижные игры
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1. Игры в истории
общества и жизни ребенка
Тема 1.1. Игра как исторически
сложившееся социальное
явление
Тема 1.2.Значение игры в
развитии ребенка и
формировании его как личности.
Тема 1.3. Психологопедагогическая характеристика
детей младшего школьного
возраста
Тема 1.4. Особенности методики
проведения подвижных игр .
Тема 1.5.Содержание,
организация и методика
проведения подвижных игр с
учащимися 1-4 классов
Тема 1.6.Содержание,
организация и методика
проведения подвижных игр с
учащимися средних классов
Тема1.7.Содержание,организаци
я и методика проведения
подвижных игр с учащимся 1011 классов
наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
Содержание учебного материала
Игра как средство физического воспитания, ее место в системе физического воспитания.
Практическое занятие. Методика организации и проведения подвижных игр. Планирование игрового материала для
уроков физической культуры и составление планов конспектов
Самостоятельная работа. Особенности методики проведения подвижных игр со школьниками.
Содержание учебного материала
Роль игры в формировании физических, познавательных, нравственных и духовных качеств личности. Особенности
физического развития детей школьного возраста.
2
2
4
2
Содержание учебного материала
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста.
Восприятие, внимание, мышление.
Практическое занятие. Разобрать и проанализировать физиологические особенности ребенка младшего школьного
возраста. Проведение и организация игр для детей младшего школьного возраста.
Содержание учебного материала
Игры в системе оздоровительной и физкультурно-массовой работы с детьми. Основные задачи руководителя игры.
Подготовка к проведению игры. Способы разделения игроков на команды, выбора водящего и капитана. Требования к
рассказу и порядок объяснения игры. Организация играющих. Руководство процессом игры. Дозировка и судейство
игры. Требования к окончанию игры. Подведение итогов. Содержание программного материала по подвижным играм.
Практическое занятие. Проведение, организация и анализ игр. Выполнение игр.
Содержание учебного материала
Влияние игры на формирование личности. Как игра воспитывает физические качества. Характеристика подвижных игр в
связи с возрастными особенностями школьников1-4, 5-8, 9-11классов,анатомо-физиологические,психологические
особенности развития детского организма.
Практическое занятие. 1.Проведение, организация и анализ игр. Выполнение игр.
Практическое занятие. 2.Распределение игр по четвертям.
Содержание учебного материала
Значение подвижных игр в физическом воспитании учащихся. Организация и методика проведения подвижных игр.
Практическое занятие.1. Проведение, организация и анализ игр.
Практическое занятие.2. Распределение игр по четвертям.
Содержание учебного материала.
Значение подвижных игр на уроках в старших классах.
Практическое занятие.1. Проведение, организация и анализ игр.
Практическое занятие .2. Распределение игр по четвертям.
4
4
4
4
4
2
2
4
12
12
2
4
4
2
1
2
2
4
1
4
4
2
1
2
2
2
6
Раздел.2.Подвижные игры как
подводящие к освоению
элементов спортивных игр.
Тема 2.1.Подвижные игры в
занятиях спортом.
Тема.2.2.Подвижные игры при
обучении баскетболу.
Тема.2.3. Подвижные игры при
обучении волейболу.
Тема.2.4.Подвижные игры при
обучении футболу
Тема.2.4.Подвижные игры с
элементами гимнастики
Раздел.3.Подвижные игры как
элемент внеклассной работы с
учащимися
Тема.3.1. Подвижные игры на
переменах
Тема.3.2.Подвижные игры в
детском оздоровительном лагере
Тема 3.3.Подвижные игры в
системе оздоровительной и
физкультурно-массовой работы
с населением
Тема 3.4.Подвижные игры на
местности и на площадке
Тема 3.5. Организация
соревнований по подвижным
играм
Содержание учебного материала.
Воспитание в играх физических качеств .Использование подвижных игр для отбора в спорте. Использование
подвижных игр в различные периоды тренировки.
6
6
Практическое занятие. Использование подвижных игр для технической, тактической ,морально-волевой подготовки.
Практическое занятие.1. Подбор и проведение подвижных игр с элементами баскетбола.
Практическое занятие. 2.Распределение игр по четвертям.
Практическое занятие. 1Подвижные игры с элементами волейбола.
Практическое занятие. 2. Распределение игр по четвертям.
Самостоятельная работа. Подбор и проведение подвижных игр для занятий спортом.
Практическое занятие.1.Подбор и проведение подвижных игр с элементами футбола.
Практическое занятие.2.Распределение игр по четвертям.
Практическое занятия.1.Подбор и проведение подвижных игрс элементами гимнастики.
Практическое занятие.2.Распределение игр по четвертям.
1
1
1
1
1
5
1
1
2
1
Практическое занятие.1.Игры-аттракционы, значение, организация и проведение.
Практическое занятие.2. Организация и проведение игр на переменах.
Содержание учебного материала.
Организация, значение и проведение подвижных игр в оздоровительном лагере.
Практическое занятие. Планирование подвижных игр в работе с детьми в оздоровительном лагере.
Содержание учебного материала.
2
2
4
4
4
2
Подвижные игры в работе со взрослыми ,в семейном воспитании. Физиологическая характеристика подвижных игр,
применяемая в оздоровительных группах в занятиях с населением.
Практическое занятие. 1.Подбор подвижных игр для физкультурно-оздоровительной работы.
Практическое занятие. 2. Составление разработок мероприятий по проведению игр.
Содержание учебного материала.
Значение, организация и методика проведения игр в зависимости от возраста.
. Практическое занятие. Подготовка к игре. Отличие иг на местности от игр в зале.
Содержание учебного материала.
Особенности организации и проведения соревнований по подвижным играм. Значение соревнований и место в процессе
обучения. Основы судейства в подвижных играх
Практическое занятие. Классификация соревнований. Планирование соревнований.
Самостоятельная работа: разработка плана соревнования по подвижным играм в школе.
2
2
1
4
4
1
4
4
2
5
7
Раздел.4. Игры детей
подросткового возраста
Тема.4.1.Физиологические и
психологические особенности
подростков.
Тема 4.2. Характеристика игр
для подростков
Тема 4.3. Методика организации
игр для подростков.
Раздел.5.Подвижные игры
разных народов.
Тема.5.1. Русские народные
подвижные игры
Тема.5.2.Подвижные игры
народов Дагестана
Тема.5.3. Белорусские народные
подвижные игры.
Тема.5.4. Грузинские подвижные
игры
Тема.5.5 Азербайджанские
подвижные игры
Содержание учебного материала.
Характеристика детей подросткового возраста. Дидактические принципы организации и проведения игр для подростков.
Практическое занятие. Проведение и организация игр для подростков, физиологические особенности подростков.
Содержание учебного материала.
Критерии выбора игр для подростков. Распределение нагрузки во время игры.
Практическое занятие. Подбор игр на развитие двигательных качеств.
Самостоятельная работа: подбор игр для развития координации, быстроты реакции и ориентации в пространстве.
Содержание учебного материала.
Методика организации игр в зависимости от возраста и интересов подростков.
Практическое занятие. Проведение и организация игр для подростков
2
2
2
4
4
1
6
4
4
2
Содержание учебного материала.
Методика проведения и правильный подбор игры к заданной теме.
Практическое занятие. Игры малой, средней и большой подвижности
2
2
1
Самостоятельная работа: подбор Русских народных игр большой подвижности для занятий в зале и открытых
площадках.
Содержание учебного материала.
Методика проведения и правильный подбор игры к заданной теме.
Практическое занятие. Игры малой, средней и большой подвижности.
Самостоятельная работа: подбор игр народов Дагестана средней подвижности для детей начальных классов.
Содержание учебного материала.
8
Методика проведения и правильный подбор игры к заданной теме.
2
Практическое занятие. Игры малой, средней и большой подвижности.
Самостоятельная работа. подбор белорусских народных игр средней подвижности для детей начальных классов.
Содержание учебного материала.
Методика проведения и правильный подбор игры к заданной теме.
Практическое занятие. Игры малой, средней и большой подвижности.
Самостоятельная работа: подбор Грузинских народных игр большой подвижности для детей среднего звена.
Содержание учебного материала.
Методика проведения и правильный подбор игры к заданной теме.
Практическое занятие. Игры малой, средней и большой подвижности.
Самостоятельная работа:подбор игр народов Азербайджана малой подвижности для детей начального звена.
2
6
2
2
2
8
2
2
2
8
1
2
2
2
6
2
М
Раздел.6.Организация
соревнований по подвижным
играм.
8
Тема.6.1. Игры на
физкультурно-массовых
мероприятиях и праздниках.
Тема 6.2. Проведение игровых
уроков и эстафет.
Раздел 7.Подвижные игры для
детей с О.В.З.
Тема 7.1.Общая и
педагогическая характеристика
учащихся с О.В.З.
Содержание учебного материала.
Особенности организации и проведения соревнований по подвижным играм. соревнований в процессе обучения.Основы
судейства в подвижных играх.
Практическое занятие. Классификация соревнований. Планирование соревнований.
Самостоятельная работа:разработка плана соревнования по подвижным играм в школе.
Практическое занятие. Игровые уроки в школе. Использование игр в разных частях урока.
4
4
Содержание учебного материала
Особенности применения и специфические функции подвижных игр для учащихся с О.В.З.
Практическое занятие 1.Подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата.
Практическое занятие 2.Подвижные игры для детей с ЗПР.
Практическое занятие 3.Подвижные игры для детей с нарушением интеллекта.
Практическое занятие 4.Подвижные игры для детей с нарушением слуха.
Практическое занятие 5. Подвижные игры для детей с нарушением зрения.
Самостоятельная работа: разработка подвижных игр для детей с О.В.З.
6
6
1
1
1
1
1
10
Всего
2
8
2
222
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, универсального спортивного
зала.
Оборудование учебного кабинета:
1. Наглядные пособия
2. Учебные карточки
3. Тесты
4. Телевизор
5. Видео аппаратура
6. Аудио аппаратура
Оборудование спортивной площадки:
7. Малые мячи:
7.1. Кегли;
7.2. Скакалки;
7.3. Обручи;
7.4. Гимнастические скакалки;
7.5. Стойки, поворотные знаки;
7.6. Гимнастические маты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
1. Былеева Л.В., Коротков И.М., Подвижные игры: учебник / - Физическая культура, 2006.-288 с.
2. Богданова Г. П. Физическая культура в школе. Методика урока в 1-3 кл. - М.: «Просвещение», 1991.
3.Жуков М.Н. Подвижные игры-М.:Академия,2012.-158 с.
4. Коротков И.М. Подвижные игры /М-«Спорт Академ- Пресс» -2007.286 с.
5.Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: Метод.
пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
6.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред.
Л.В. Руссковой. - М.: Просвещение, 1986.переиздание 2007
7.Мишин Б. И. Настольная книга учителя физической культуры: Справ. – метод. Пособие. – М.2003.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. М., 2008
9.Минбулатов В.М. Подвижные игры народов Дагестана:Махачкала-Академ-пресс-1999.
10.Найминова Э. Подвижные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. Ростов н/Д: Феникс,
2011
11. Подвижные игры - Практический материал-М- «Спорт Академ. Пресс» -2012.
12. Павлюк Н.Б. Развитие координационных способностей у детейшкольного возраста на основе
применения игр и упражнений с элементами спорта/ Шуя,-2008.
13. Яковлев В.Г., Ратников В. П. Подвижные игры детей. Учебное пособие для факультетов
физического воспитания. - М 1999 .,переиздание 2010.
10
Интернет-ресурсы
1.сайт в Интернете: http://www.olympic.ru – официальный сайт Олимпийского комитета России;
2.www.sport.com.ua
3.http://list.mail.ru/
4.www.infosport.ru
5.http://ru.wikipedia.org/wiki
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Таблица 3
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные
знания)
Уметь:
- планировать, проводить и анализировать занятия по
подвижным играм;
- выполнять профессионально значимые двигательные
действия по подвижным играм;
- использовать терминологию базовых и новых подвижных
игр;
- применять приемы страховки и самостраховки при
выполнении подвижных игр;
- обучать двигательным действиям изученных базовых и
новых подвижных игр;
- подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт
оборудования и инвентаря;
- использовать оборудование и инвентарь для проведения
подвижных игр в соответствии с его назначением и
особенностями эксплуатации;
Знать:
- историю и этапы развития изученных базовых видов и
новых видов лёгкой атлетики;
- терминологию изученных базовых и новых видов лёгкой
атлетики;
- технику профессионально значимых двигательных
действий базовых и новых видов подвижных игр;
- содержание, формы организации и методику проведения
занятий по изученным базовым и новым видам подвижных
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Наблюдение, экспертная оценка
планов занятий
Наблюдение, выполнение
контрольных упражнений
Наблюдение, экспертная оценка
планов занятий
Наблюдение
Наблюдение за процессом
проведения учебного занятия
Наблюдение
Наблюдение
Письменный опрос, тестирование
Устный опрос, тестирование,
наблюдение
Выполнение контрольных
упражнений, наблюдение
Наблюдение, экспертная оценка
планов занятий
11
игр;
- методику обучения двигательным действиям базовых и
новых видов подвижных игр;
- особенности и методику развития физических качеств в
базовых и новых подвижных играх;
- основы судейства соревнований по подвижным играм;
- разновидности спортивно-оздоровительных сооружений,
оборудования и инвентаря для проведения подвижных игр,
особенности их эксплуатации;
- технику безопасности и требования к физкультурноспортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю.
Письменный опрос, наблюдение
Письменный опрос, наблюдение,
тестирование
Наблюдение
Наблюдение
Письменный опрос, тестирование
Разработчики:
- Дмитриева Н. И., преподаватель по физической культуре ГБПОУ «Дербентский профессиональнопедагогический колледж им. Г. Б. Казиахмедова» - Отличник образования РД, почетный работник СПО
РФ, преподаватель высшей категории.
Рецензент: Курбанов Н. А., руководитель ГМО учителей физической культуры г. Дербент,
руководитель МЦТ ГТО в городском округе «г. Дербент»
12