ОГСЭ.03 История

Министерство образования и науки РД
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дербентский профессионально – педагогический колледж имени Г.Б. Казиахмедова»

Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ. 03 ИСТОРИЯ
специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

2020г.

Рекомендовано к утверждению
Методическим советом ГБПОУ
« Дербентский профессиональнопедагогический колледж имени
Г.Б.Казиахмедова»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) и примерной
программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень),
одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» /2014г/ для специальности
среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01 Дошкольное образование,
входящей в состав укрупненной группы специальностей
44.00.00.«Образование и
педагогические науки».
- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Дербентский профессионально– педагогический колледж им. Г.Б.Казиахмедова»
Разработчик:
Алиев М.Г., преподаватель общественных дисциплин «Дербентский профессионально педагогический колледж им. Г.Б. Казиахмедова»
Рецензенты: Гаджибекова С.А. –кандидат исторических наук
Рекомендована методическим советом «Дербентский профессионально - педагогический
колледж им. Г.Б. Казиахмедова» для применения в учебном процессе.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 03.«История»
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «История» является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. (ОГСЭ.03)
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в
России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в
конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и
регионального значения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часов, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часа; самостоятельной работы
обучающегося – 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) не предусмотрено

Объем
часов
72
48
44
2
2
—

Самостоятельная работа обучающегося (всего):
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
1. Отбор и оценка исторического процесса формирования в СССР «новой
общности –советского народа», носителя «советской цивилизации» и
«советской культуры» в 1970 – 1980-е гг.
.
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй
половине 80-х гг.
1. Подготовить презентацию «Видные политические деятели 1980-х гг».
Сравнительная таблица программных документов и взглядов
политических деятелей СССР второй половины 1980-хгг.
2. Работа с информацией: споры о перестройке и причинах краха СССР.
Историческая роль М.С.Горбачева
3. Отбор и оценка исторических фактов по итогам «перестройки» и
образования суверенных государств на пространствах СССР
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века.
1. В тезисной форме составить перечень важнейших
внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада СССР.
2. Работа с информацией. Споры об исторической роли Б.Н.Ельцина
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы
1.Проанализировать документы ВТО, ЕЭС, ОЭСР в сфере глобализации
различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.
Тема 2.4.Развитие культуры в России.
1. Подготовить презентацию «Традиции национальных культур народов
России».
2. Подготовить сообщение «Новейшие научные открытия и технические
достижения мировой науки»
3. Отбор и оценка исторических явлений. Современная молодежь и
культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация
нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой
культуры»?
Тема 2.5.Перспективы развития РФ в современном мире.
1. Проанализировать программные документы современных ведущих
политических партий России
2. Провести соц.опрос: представления молодежи о желаемом ближайшем
будущем России; взгляды молодежи на страны, культура и стиль жизни
которых наиболее приемлемы для России.
Итоговая аттестация в форме диф.зачета

24

2

5

4

2

6

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 03. «История»
Наименование
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
разделов и тем
обучающихся
Раздел 1. Развитие СССР и его
место в мире в 1980 гг
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Основные тенденции
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности
развития СССР к
идеологии,национальной и социально-экономической политики.
1980-м гг.
2.Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.
3. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США,
странами «третьего мира».
Практическое занятие №1
Основные направления внешней политики СССР к началу 1980-х гг.
Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:
Отбор и оценка исторического процесса формирования в СССР «новой общности –
советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры» в 1970 –
1980-е гг.
Тема 1.2.
Дезинтеграционные процессы
в России и Европе
во второй
половине 80-х гг.

Раздел 2. Россия и мир в конце
XX - начале XXI в.

Содержание учебного материала
1.Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение
событий в Восточной Европе на дезинтеграционные процессы в СССР.
2. Политика перестройки в СССР. Политические деятели СССР второй половины 1980-х
гг., их программные документы и взгляды.
3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.
4.События в бывших союзных республиках. Межнациональные конфликты.
Практическое занятие №2: Итоги существования многонационального СССР
Контрольная работа «Россия – суверенное государство: приобретения и потери»
Самостоятельная работа:
1. Подготовить презентацию «Видные политические деятели 1980-х гг». Сравнительная
таблица программных документов и взглядов политических деятелей СССР второй
половины 1980-хгг.
2. Работа с информацией: споры о перестройке и причинах краха СССР. Историческая роль
М.С.Горбачева
3. Отбор и оценка исторических фактов по итогам «перестройки» и образования суверенных
государств на пространствах СССР

Объем часов

Уровни
освоения

7

2

1
2

8

1
2

2
1

2

Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Постсоветское
1.Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
пространство в 90-е гг. XX века. 2.Межнациональные отношения в Дагестане: история и современность.
3. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на
постсоветском пространстве.
4. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая
конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
Практическая работа №3:
Проблемы межэтнических отношений на юге России в конце XX –начале XXIвв.
Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:
1. В тезисной форме составить перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих
перед Россией после распада СССР.
2. Работа с информацией. Споры об исторической роли Б.Н.Ельцина
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Укрепление влияния
1. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией,
России на
Южной Осетией и пр.
постсоветском
2.Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание,
пространстве.
результаты вооруженного конфликта в регионе.
3. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
4. Межнациональный конфликт в Чеченской республике.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Россия и мировые
1.Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа
интеграционные
НАТО и политические ориентиры России.
процессы
2. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных
регионах мира.
Контрольная работа «Россия и мир в конце XX - начале XXI века».
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Проанализировать документы ВТО, ЕЭС, ОЭСР в сфере глобализации различных сторон
жизни общества с позиции гражданина России.
Тема 2.4. Развитие культуры в Содержание учебного материала
России.
1.Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой
культуры». Формирование «массовой культуры».
2.Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в
России.
3. Важнейшие научные открытия и технические достижения в современной России с
позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.

8

2

-

2
2

8

2

2

1

2
2

6

2

Тема 2.5.
Перспективы
развития РФ в
современном мире.

Практическое занятие №4:
Идеи «поликультурности» и современные националистические и экстремистские
молодежные организации в Европе и России.
Самостоятельная работа обучающихся.
1. Подготовить презентацию «Традиции национальных культур народов России».
2. Подготовить сообщение «Новейшие научные открытия и технические достижения
мировой науки»
3. Отбор и оценка исторических явлений. Современная молодежь и культурные традиции:
«конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках
освоения «массовой культуры»?
Содержание учебного материала
1.Перспективные направления развития РФ на современном этапе. Инновационная деятельность
– приоритетное направление в науке и экономике.
2.Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов –
главное усилие политического развития.
3. Приоритетные национальные проекты.
Практическая работа № 5:
Национальные проекты развития Дагестана в начале 21 века.
Контрольная работа:
«Место России в современном мире».
Самостоятельная работа:
1. Проанализировать программные документы современных ведущих политических партий
России
2. Провести соц.опрос: представления молодежи о желаемом ближайшем будущем России;
взгляды молодежи на страны, культура и стиль жизни которых наиболее приемлемы для
Росссии

-

2
2
2

3

1
1

2

3
72

Всего:

России.

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
истории.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с
лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основная литература
Учебные пособия:
1. История России, 1945-2008 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И.,
Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2009. – 367 с.
2. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич.
– СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 293 с.
3. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред.
Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2010. - 432 с.

Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
http://shkola.lv/index.php?mode=wgoods&page=uroki&lsnid=9 методика
http://www.teacher.syktsu.ru/kabinet/liter/005.htm тесты
http://www.podrobnee.ru/microuho/referat.php?url=microuho/disk1/History/it_a1.
htm
http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200100302 урок
http://festival.1september.ru/subjects/7/ уроки и статьи
http://edu.tsu.ru/historynet/scince/rus_history/mideviel_11_12.htm
исторические документы в школе
http://revhistory.narod.ru/revol1905_predposylki.htm
http://russia.rin.ru/guides/6996.html

Дополнительная литература.
1. История. Россия и мир.11 класс. О.В. Волобуев, В.А. Клоков,
М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин. М.: Дрофа, 2013.
2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения,
2010. – 254 с.
Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2008. MDF.
eBook (компьютерное издание). 99 Мб
3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А.
Ванюков. М.: Мир книги, 2009. - 240 с.
4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России :
теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;МГИМО
(ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юрист, 2009. – 237 с.
5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.:
Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
6. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории
современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 2010. –
217 с.
7. Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.:
Институт экономических стратегий, 2008. – 544с.
8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. –
545 с.
9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм,
2009. – 416 с.
10. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003):
ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.:
Норма, 2008. – 365 с.
11. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008.
– 361 С.
12. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития
современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит.
университет, 2009. – 49 с.
13. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.:
Европа, 2008. – 232 c.
14. Гамзаева Г.Ш. Краткий курс лекций по истории Дагестана часть II
(XX в.). Махачкала 2006
15. А.Р. Исмаилов. Материалы к урокам истории Дагестана в 11-х
классах. Махачкала 1999

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной
экономической, политической, культурной
ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных, мировых
социально- экономических, политических и
культурных проблем.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
- основные направления ключевых
регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
- сущность и причины локальных,
региональных, межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
- основные процессы
(интеграционные, поликультурные,
миграционные и иные) политического и
экономического развития ведущих
регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др.
организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших
правовых и законодательных актов
мирового и регионального значения.

____________________

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
- практические задания по работе с
информацией, документами, литературой;
- подготовка и защита индивидуальных и
групповых заданий проектного характера.
Формы оценки результативности обучения:
- накопительная система баллов, на основе
которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за
каждую выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая отметка
Методы контроля направлены на проверку
умения учащихся:
- отбирать и оценивать исторические факты,
процессы, явления;
- выполнять условия здания на творческом
уровне с представлением собственной
позиции;
- делать осознанный выбор способов
действий из ранее известных;
- осуществлять коррекцию (исправление)
сделанных ошибок на новом уровне
предлагаемых заданий;
- работать в группе и представлять как
свою, так и позицию группы;
- проектировать собственную гражданскую
позицию через проектирование
исторических событий.
методы оценки результатов обучения:
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения
нового знания каждым обучающимся
формирование результата итоговой аттестации по
дисциплине на основе суммы результатов
текущего контроля.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».