Положение о планировании и проведении открытого урока , мастер-класс

1. Общие положения
1.1. Положение о планировании, организации и проведении открытых учебных
занятий (уроков) и открытых внеклассных мероприятий Государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения «Дербентский
профессиональный педагогический колледж им.Г.Б.Казиахмедова» (далее –
Колледж), определяет порядок планирования, организации и проведения открытых
учебных занятий и открытых внеклассных мероприятий
1.2. Положение разработано в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации, Уставом Колледжа, Положением о Колледже и локальными
актами Колледжа.
1.3. Открытое учебное занятие и открытое внеклассное мероприятие – специально
подготовленная форма организации методической работы и средство распространения
инновационного опыта преподавателей Колледжа.
1.4. На открытом учебном занятии или открытом внеклассном мероприятии
преподаватель демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт,
реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода
обучения.
1.5. Цель открытого учебного занятия, внеклассного мероприятия является показ
передовых форм и методов образовательного процесса, анализ дидактической
эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной
организации и контроля учебного процесса.
1.6. Задачи открытого учебного, внеклассного мероприятия занятия:
 стимулирование профессионального роста преподавателей, их методического
мастерства, потребности в исследовательской деятельности;
 раскрытие творческого потенциала преподавателей Колледжа;
 развитие творческих способностей и личностного роста обучающихся;
 выявление, изучение, предъявление лучшего опыта работы преподавателей
Колледжа;
 освоение, внедрение и распространение современных образовательных методик и
технологий, способствующих реализации основных направлений современной модели
образования;
2

 реализация одной из форм аттестации преподавателей.
1.7. Для проведения открытого учебного занятия может использоваться любой вид
учебных занятий.
1.8. Для проведения открытого внеклассного мероприятия используется любая другая
форма обучения, не предусмотренная учебным планом.
2. Модели открытых мероприятий
2.1. Открытый урок для начинающих преподавателей колледжа, участников школы
молодого преподавателя. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках
учебы молодых преподавателей или обмена опытом работы в сфере применения
новых педагогических технологий.
2.2. Открытый урок преподавателя колледжа, имеющего высокий уровень научнометодической подготовки, с целью демонстрации возможностей по овладению
инновационной деятельностью.
2.2. Открытое учебное занятие, проводимое преподавателем в присутствии
администрации колледжа с целью аттестации на более высокую квалификационную
категорию.
3. Планирование открытого мероприятия
3.1. При составлении плана проведения открытых учебных занятий целесообразно
поручать в первую очередь опытным, творчески работающим преподавателям. Могут
привлекаться к открытым урокам и молодые преподаватели, если у них есть
интересные поиски, педагогические находки.
3.2. При планировании открытых уроков определяется конкретная методическая цель.
3.3. Выбор темы открытого урока предоставляется преподавателю, который проводит
открытое занятие. При прочих равных условиях, преимущество должно быть отдано
сложным темам программы, которые важны для осуществления межпредметных
связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют серьезных
изменений в методике изложения.
3.4. При планировании открытых уроков следует равномерно распределять их по
учебным группам различных курсов. Нецелесообразно планировать их на начало
учебного года и первые недели после каникул.
3.5. Преподавателю рекомендуется планировать одно открытое учебное занятие в
течение года.
3

4. Критерии для оценки эффективности
4.1. Эффективность открытого учебного занятия оценивается по следующим
критериям:  оценка реализации основных принципов обучения:  место учебного
занятия в календарно-тематическом плане;  оценка грамотности определения типа
учебного занятия;  оценка полноты проектируемых целей и задач занятия
(педагогических, развития образовательного процесса, саморазвития преподавателя); 
соответствие поставленных задач типу и содержанию занятия.
4.2. Оценка содержания учебного занятия:
 оптимальность, глубина, научность, полнота содержания, эрудиция преподавателя;
 отбор и применение преподавателем разнообразных источников сообщения
обучающимся новых знаний;
 практико-ориентированный подход к отбору учебного материала;
 межпредметные связи на открытом занятии.
4.3. Оценка педагогической технологии, методов и средств обучения:
 выбор наиболее оптимальных методов обучения, современных педагогических
технологий, использование современных ИКТтехнологий, соответствующих
требованиям современной модели образования;
 реализация компентентностного подхода на учебном занятии;
 способы мотивации обучающихся к учебной деятельности и развития
познавательного интереса;
 использование различных форм контроля и самоконтроля;
 использование ТСО, дидактических и наглядных материалов;
 обратная связь на занятии;
 выбор оптимальной структуры занятия.
4.4. Оценка благоприятного психологического климата на открытом занятии:
 учет возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся;

4

 использование заданий творческого характера для раскрытия потенциала
обучающихся;
 обеспечение самооценки обучающихся;
 завершенность занятия.
5. Подготовка открытого урока
5.1. Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями
оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала;
анализ особенностей, обучающихся конкретной учебной группы на данном занятии;
выбор форм, методов, средств обучения; краткое описание хода занятия в
соответствии с требованиями плана учебного занятия.
5.2. Выбор темы открытого урока преподаватель осуществляет самостоятельно, с
учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им
или усовершенствованные приемы и методы обучения, а также организацию учебной
деятельности обучающихся на разных этапах занятия.
5.3. При подготовке к открытому уроку преподаватель должен использовать
современную информацию, подобрать материалы из периодической, научнотехнической и методической литературы, использовать результаты посещения
методических конференций, выставок и т.п.
5.4. К открытому занятию необходимо составить план с рациональным
распределением времени и указаниями учебной деятельности обучающихся и
деятельности преподавателя на каждом этапе открытого занятия.
5.5. Материально-техническое оснащение занятия рекомендуется продумать и
подготовить заранее.
5.6. Наглядные пособия и мультимедийные средства обучения необходимо отобрать
так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных
целей.
6. Методическое обеспечение открытого урока
6.1. Методическая разработка открытого урока готовится не позднее, чем за одну
неделю до его проведения.
6.2. Методическая разработка открытого урока должна отражать вопросы организации
и методики учебно-воспитательного процесса на занятии.
5

6.3. Преподаватель, готовящий открытое занятие, рассматривает в методической
разработке учебно-воспитательный процесс в свете ФГОС, который положен в основу
занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на обучающихся,
способы организации их деятельности помогли другим преподавателям критически
оценивать всю систему работы и вызвали желание ее усовершенствовать.
6.4. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после
проведения занятия, с той целью, чтобы все ценное, что получено в процессе
проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими
преподавателями. Методическая разработка рецензируется ведущим преподавателем
дисциплины.
6.5. Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать
требованиям к разработке урока. Подготовленная и оформленная методическая
разработка открытого урока представляется на рассмотрение в научно-методический
отдел.
7. Проведение открытого учебного занятия
7.1. За одну неделю до проведения открытого занятия преподаватель сообщает об этом
в научно-методический и учебный отдел.
7.2. Открытое учебное занятие проводится в деловой обстановке.
7.3. Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные
места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание обучающихся и без помех
наблюдать за действиями преподавателя и учащихся.
7.4. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход
занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе
преподавателя, ведущего занятие.
7.5. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как преподаватель,
ведущий открытое занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких
методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы,
каковы результаты его деятельности.
7.6. Результаты наблюдений отражаются в бланке.
8. Обсуждение и анализ открытого урока
8.1. Обсуждение открытого урока проводится в день его проведения.

6

8.2. Целью обсуждения является оценка правильности постановки занятия,
целесообразность выбранных методов и средств, помочь преподавателю увидеть
отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных
задач.
8.3. При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер и не
уводить обсуждение от поставленной цели.
8.4. Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:
- преподаватель, проводивший занятие;
- приглашенные преподаватели;
- председатель (методической) цикловой комиссии;
- начальник научно-методического отдела или другой представитель администрации.
8.5. Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое
занятие. Он должен четко раскрыть цели учебного занятия, обосновать выбор методов
и средств обучения, качество их применения, сообщить критические заключения по
проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление
преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел,
особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в
основе системы его работы.
8.6. Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия,
оценить его с позиции дидактических принципов, обратить внимание на достижение
поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность
использования наглядных пособий и дидактических материалов. В ходе обсуждения
можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании
занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы.
8.7. В заключении выступают председатель методической (цикловой) комиссии,
начальник научно-методического отдела или представитель администрации. Они
подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают
оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия
поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают вывод о
целесообразности использования представленного опыта.
8.8. При анализе открытого занятия все выступающие должны оценить
воспитательную роль занятия, его значение. Тон обсуждения должен быть деловой и
доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые
7

вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески
использовать его опыт в работе.
8.9. После выступления присутствующих слово вновь предоставляется преподавателю,
проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не
согласен и почему, доказывает свою точку зрения.
9. Внедрение результатов в педагогическую практику
9.1. Все присутствующие на открытом занятии сдают заполненные бланки листов
наблюдений занятия в научно-методический отдел. На основе листов наблюдений,
обсуждении и анализа открытого учебного занятия подводятся итоги посещения.
9.2. Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и
предложений должны отражать передовой педагогический опыт.
9.4. Обсуждение результатов проведения открытого занятия проходит на заседаниях
методических комиссий. Конкретные предложения и рекомендации по использованию
опыта, приобретенного на открытом учебном занятии, включаются в протокол
заседания методических комиссий.
9.5. Передовой педагогический опыт может быть размещен на официальном сайте
Колледжа.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».