Тематический план и содержание междисциплинарного курса МДК.01.04.
Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Раздел 4. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания.
296
296
МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания.
296
296
Тема 1. Общие вопросы методики преподавания математики
26
26
Тема 1.1 Методика
преподавания математики
как учебная наука
Содержание:
6
6
1. Предмет методики. Связь методики с другими науками. Процесс обучения
математике в начальной школе, в том числе начальной школе
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования и его
основные компоненты.
2. Программы начального общего образования по математике, реализующие
ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
2
2
Практическое занятие 1. «Анализ содержания ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в образовательной области «Математика»».
2
2
Содержание:
6
6
2
2
Тема 1.2 Задачи
содержания и особенности
построения начального
курса математики
1. Цели, задачи, содержание, особенности построения учебного материала
предмета «Математика» в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
2. Формирование ключевых компетенций у младших школьников с сохранным
развитием и ограниченными возможностями здоровья через учебные занятия
по математике.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Тема 1.3 Организация
обучения математике в
начальной школе, в том
числе начальной школе
компенсирующего и
коррекционноразвивающего
образования.
Тема 1.4 Контроль и
оценка результатов в
обучении
Практическое занятие 2. «Анализ различных подходов к изложению и
построению курса математики в УМК, допущенных к реализации ФГОС:
«линейном» - автор Э.И. Александрова и др. и традиционно-концентрическомавтор М.А Бантова, М.И. Моро и др».
2
2
Содержание:
6
6
1. Планирование учебного процесса по математике в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
обучения.
2. Основные и дополнительные средства обучения начальному курсу
математики. ИКТ на учебных занятиях по математике.
3. Разнообразие форм организации учебной деятельности младших школьников
с сохранным развитием и ОВЗ в процессе обучения математике.
4. Применение современных технологий при проведении учебных занятий по
математике в начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего обучения.
5. Методы и методические приемы обучения начальному курсу математики в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционноразвивающего обучения.
6. Формы анализа учебных занятий по математике для начальных классов и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования.
Содержание:
4
4
1. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования и примерной адаптированной основной
образовательной программы НОО с учетом особенностей развития
обучающихся в предметной области «Математика» согласно требованию
ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Особенности оценивания предметных результатов обучения по математике в
начальной школе, в том числе начальной школе компенсирующего и
коррекционно-развивающего обучения. Методика проведения контрольных и
проверочных работ.
Тема 1.5 Учет
индивидуальноличностных особенностей
младших школьников при
обучении математики в
начальной школе, том
числе компенсирующего и
коррекционноразвивающего обучения
Содержание:
4
*
*
38
38
1. Работа с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными
потребностями, девиантным поведением на учебных занятиях по
математике в начальной школе, в том числе компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования.
2. Способы
профилактики
возможных
трудностей
адаптации
обучающихся четвёртого класса с сохранным развитием и с
ограниченными возможностями здоровья к учебно-воспитательному
процессу по математике в основной школе.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2. Соответствие и отношения между элементами множества
Тема 2.1. Понятие
множества и операции над
ними, использование их в
начальном курсе обучения
младших школьников с
сохранным развитием и
ограниченными
возможностями здоровья.
4
Содержание:
1. Понятие множества. Способы задания множеств. Отношения между
множествами. Пересечение, объединение множеств. Законы пересечения и
объединения множеств. Дополнение подмножества. Понятие разбиения
множества на классы, Декартово произведение множеств.
2. Понятие комбинаторной задачи. Правила суммы и произведения.
3. Комбинаторные задачи в математике при обучении младших школьников.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
1. Практическое занятие 3. «Постановка учебных задач и организация
их выполнения в процессе решения задач на нахождение пересечения,
объединения, дополнения, декартова произведения множеств в
соответствии с уровнем познавательного и личностного развития
обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
21
21
2
2
1
1
Тема 2.2. Соответствия и
отношения
2. Практическое занятие 4. «Постановка учебных задач и организация их
выполнения в процессе решения комбинаторных задач на применение
правила суммы и произведения в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития обучающихся начальных
классов с сохранным развитием и ОВЗ».
1
1
Содержание:
12
12
1. Понятие соответствия между элементами двух множеств. Соответствие,
обратное данному. Взаимно однозначные соответствия. Равномощные
множества.
2. Понятие бинарного отношения между элементами одного множества.
Способы задания отношений. Свойства отношений. Отношение
эквивалентности и его связь с разбиением множества на попарно
непересекающиеся подмножества. Отношение порядка.
3. Соответствия и отношения в обучении математики начальной школы.
Методика работы в дочисловой период (отношение, следование, больше,
меньше, равно)
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
2
2
1
1
1
1
5
5
1. Практическое занятие 5. «Постановка учебных задач и организация
их решения в процессе выполнения упражнений на построение графа
отношений, определение свойства отношений в соответствии с
уровнем познавательного и личностного развития обучающихся
начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
2. Практическое занятие 6. «Анализ учебников по математике для
начальных классов, реализующих примерные основные и примерные
адаптированные основные образовательные программы начального
общего образования».
Тема 2.3 Числовые
функции, их свойства и
графики
Содержание:
1. Определение числовой функции, способы их задания. Свойства различных
функций и построение их графиков. Прямая и обратная пропорциональности,
их свойства и графики.
2. Функциональная пропедевтика в начальном курсе математики.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
1
1
Практическое занятие 7. «Постановка учебных задач и организация их
выполнения в процессе решения текстовых задач, раскрывающих понятие прямой
и обратной пропорциональной зависимости в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития обучающихся начальных классов с
сохранным развитием и ОВЗ».
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
*
*
Тема 3. Математические понятия, предложения, доказательства.
27
27
Тема 3.1. Математические
понятия, предложения,
доказательства и их
изучение в начальной
школе, в том числе
компенсирующего и
коррекционноразвивающего
образования
Содержание:
25
25
1. Объем и содержания математических понятий. Отношения рода и вида между
понятиями. Определение понятия, требования к нему, виды определений.
2. Основные понятия
начального курса математики и особенности их
формирования у младших школьников, в том числе компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования. Решение задач на распознание
при формировании математических понятий.
3. Понятие высказывания и высказывательной формы. Смысл слов «и», «или»,
«не» в составных высказываниях. Истинность высказываний. Множества
истинностей высказывательной формы.
4. Высказывания, содержащие кванторы, их структура. Способы установления
значения истинностей. Правила построения отрицания высказываний
различной структуры. Отношения следования и равносильности между
предложениями.
5. Теоремы, виды теорем.
6. Математические доказательства. Умозаключения и их виды. Схемы
дедуктивных умозаключений. Способы математического доказательства.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
2
2
1
1
1. Практическое занятие 8. «Постановка учебных задач и организация их
решения в процессе выполнения упражнений на составление таблицы
истинности конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции,
отрицания в соответствии с уровнем познавательного и личностного
развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и
ОВЗ».
2. Практическое занятие 9. «Постановка учебных задач и организация их
решения в процессе построения отрицаний высказываний различными
способами в соответствии с уровнем познавательного и личностного
развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и
ОВЗ».
3. Практическое занятие 10. «Постановка учебных задач и организация
их решения в процессе
изучения математических понятий,
предложений, доказательств в соответствии с уровнем познавательного
и личностного развития обучающихся начальных классов с сохранным
развитием и ОВЗ».
0,5
0,5
0,5
0,5
2
2
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
1
1
Практическое занятие 11. «Постановка учебных задач и организация их решения
в процессе поиска примеров дедуктивных умозаключений в курсе математики
начальной школы по различным УМК, реализующим примерные основные и
примерные адаптированные основные образовательные программы начального
общего образования в соответствии с уровнем познавательного и личностного
развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
*
*
Тема 4. Обучение младших школьников решению текстовых задач
41
41
Тема 4.1 Методика
21
21
Тема 3.2. Элементы логики
в начальном курсе
математики
Содержание:
Способы определения понятий в начальном курсе математики. Суждения и
умозаключения. Способы обоснования истинности суждений в процессе изучения
математики в начальной школе по различным УМК, в том числе в классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Содержание:
обучения решению
простых текстовых задач в
начальном курсе
математики, в классах
компенсирующего и
коррекционноразвивающего
образования.
Тема 4.2 Методика
обучения решению
составных задач
1. Текстовая задача и процесс ее решения. Понятие «задача» в начальном
курсе математики. Функции текстовых задач в курсе математики начальной
школы. Структура текстовой задачи. Моделирование в процессе решения
задачи, обучение младших школьников приемам моделирования.
2. Обучение учащихся общим приемам работы над задачей. Методика
использования текстовых задач для формирования понятий: об
арифметических действиях, о зависимости между компонентами и
результатами арифметических действий, об отношениях «больше на…»,
«меньше на…», «больше в…», «меньше в…», разностное и кратное
сравнение.
3. Первое знакомство с простой задачей. Методика обучению решению
простых задач. Различные подходы к обучению решению простых текстовых
задач.
Содержание:
20
20
1. Знакомство с составной задачей. Методика работы с составными задачами.
2. Методика работы над задачами с пропорциональными величинами:
задачи на нахождение четвертого пропорционального;
задачи на пропорциональное деление;
задачи на нахождение неизвестного по двум разностям;
задачи на движение;
задачи на части и другие процессы.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
8
8
1
1
1
1
1. Практическое занятие 12. «Постановка учебных задач и организация
их выполнения в процессе
решения простых текстовых задач
арифметическим методом в соответствии с уровнем познавательного и
личностного развития обучающихся начальных классов с сохранным
развитием и ОВЗ».
2. Практическое занятие 13. «Планирование последовательности работы
при обучении младших школьников решению простых задач из
учебников «Математика 1» по различным УМК, реализующим
примерные основные и примерные адаптированные основные
образовательные программы начального общего образования».
3. Практическое занятие 14. «Постановка учебных задач и организация
их выполнения в процессе решения составных задач по различным
УМК,
реализующим
примерные
основные
и
примерные
адаптированные основные образовательные программы начального
общего образования с использованием приемов моделирования в
соответствии с уровнем познавательного и личностного развития
обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
4. Практическое занятие 15. «Постановка учебных задач и организация
их выполнения в процессе решения задач на движение в соответствии с
уровнем познавательного и личностного развития обучающихся
начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
5. Практическое занятие 16. «Постановка учебных задач и организация
их выполнения в процессе решения задач с тройками величин,
связанных пропорциональной зависимостью в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития обучающихся начальных
классов с сохранным развитием и ОВЗ».
6. Практическое занятие 17. «Постановка учебных задач и организация
их выполнения в процессе решения задач на работу в соответствии с
уровнем познавательного и личностного развития обучающихся
начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
7. Лабораторная работа 1. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного за нятия и подходов к обучению предмета «Математики» в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования по теме «Решение задач на
движение»».
8. Лабораторная работа 2. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия и подходов к обучению предмета «Математики» в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования по теме «Знакомство с
составной задачей»».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
*
*
Тема 5. Натуральное число и число нуль в начальном курсе математики и методика их изучения.
105
105
Тема 5.1 Понятие числа,
формирование понятия
числа у младших
школьников.
Содержание:
22
22
1. История возникновения понятия натурального числа. Аксиоматическое
построение. Определение натурального числа.
2. Порядковые и количественные натуральные числа, отрезок натурального
ряда, теоретико-множественный смысл количественного натурального числа и
нуля.
3. Формирование понятия натурального числа у младших школьников.
Теоретико- множественный смысл отношений «равно», «меньше»,» «больше
на», «меньше на», «больше в», «меньше в» и методика знакомства с данными
отношениями.
4. Методика изучения математики в подготовительном периоде. Основные
понятия: «количественное и порядковое число», «количественные и
порядковые
отношения»,
«признаки
величины»,
«ориентация
в
пространстве», «временные представления».
5. Методика изучения нумерации по концентрам.
6. Число, как результат измерения величин
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
5
5
1
1
1
1
1
1
1. Практическое занятие 18. «Выполнение сравнительного анализа
заданий, направленных на формирование у обучающихся начальной
школы понятия числа по различным УМК, реализующим примерные
основные и примерные адаптированные основные образовательные
программы начального общего образования».
2. Практическое занятие 19.
«Планирование фрагмента учебного
занятия по математике для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционно-развивающего по теме
«Знакомство с понятием класс»».
3. Практическое занятие 20. «Постановка учебных задач и организация
их решения в процессе составления устных упражнений по теме «Числа
от 1-1000» в соответствии с уровнем познавательного и личностного
развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и
ОВЗ».
4. Практическое занятие 21. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия и подходов к обучению предмета «Математики» в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования по теме «Число и цифра 0»».
5. Лабораторная работа 3. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия и подходов к обучению предмета «Математики» в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования по теме «Число и цифра 4»».
Тема 5.2 Арифметические
действия над целыми
неотрицательными
числами и медока их
изучения в начальной
школе, в том числе
компенсирующего и
коррекционноразвивающего обучения
1
1
1
1
Содержание:
21
21
1. Теоретико-множественный смысл суммы целых неотрицательных чисел,
существование суммы ее единственность, законы сложения.
2. Теоретико-множественный смысл разности целых неотрицательных чисел.
Определение разности через сумму. Необходимые и достаточные условия
существования разности, ее единственность.
3. Теоретико-множественный смысл правила вычитания суммы из числа и числа
из суммы.
4. Методика формирования представлений у учащихся, о конкретном смысле
сложения и вычитания. Методика изучения связи между компонентами и
результатами действий сложения и вычитания. Методика изучения законов
сложения.
5. Теоретико-множественный
смысл
умножения,
существование
и
единственность произведения, определение умножения.
6. Методика формирования представления о конкретном смысле умножения у
учащихся начальных классов. Методика формирования представления о
конкретном смысле деления у учащихся начальных классов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
6
6
1
1
1. Практическое занятие 22. «Планирование фрагмента учебного занятия
по математике для начальной школы, в том числе начальной школы
компенсирующего и коррекционно-развивающего по теме «Сложения и
вычитания с переходом через десяток»».
2. Практическое занятие 23. «Планирование фрагмента учебного занятия
по математике для начальной школы, в том числе начальной школы
компенсирующего и коррекционно-развивающего по моделированию
ситуаций с интересными сюжетами на все виды предметных действий,
которые можно использовать для формирования у обучающихся
представлений о смысле сложения и вычитания».
3. Практическое занятие 24. «Анализ упражнений из учебников
математики для начальных классов по различным УМК, реализующим
примерные основные и примерные адаптированные основные
образовательные программы начального общего образования, в
процессе выполнения которых обучающиеся усваивают взаимосвязь
между компонентами и результатами арифметических действий».
4. Лабораторная работа 4. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия и подходов к обучению предмета «Математики» в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования по теме «Перестановка
слагаемых»»
5. Лабораторная работа 5. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия и подходов к обучению предмета «Математики» в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования по теме «Ознакомление с
делением»».
Тема 5.3 Запись целых
неотрицательных чисел.
Алгоритмы действий над
ними. Методика изучения
устных и письменных
вычислений в начальной
школе, в том числе
компенсирующего и
коррекционноразвивающего обучения
Содержание:
1. Позиционные и непозиционные системы счисления. Запись числа в
десятичной системе счисления. Сравнение чисел по их записи.
2. Алгоритмы арифметических действий над числами в десятичной системе
счисления. Алгоритм сложения, алгоритм вычитания.
3. Методика изучения устным приемам сложения и вычитания в пределах ста.
Приемы устного сложения и вычитания в концентре «Тысяча «и
«Многозначные числа». Формирование вычислительных навыков по
концентрам.
4. Алгоритм умножения и деления целых неотрицательных чисел. Методика
1
1
2
2
1
1
1
1
48
48
изучения умножения и деления. Табличные случаи умножения и деления.
Устные приемы умножения и деления первой тысячи, многозначных чисел.
Письменные приемы умножения и деления чисел.
5. Позиционные системы счисления отличные от десятичной. Действия над
числами в различных позиционных системах счисления.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
Тема 5.4 Делимость целых
неотрицательных чисел
Тема 5.5 Понятие дроби.
Методика долей в
3
3
1. Практическое занятие 25. «Анализ учебников математики по
различным УМК, реализующих примерные основные и примерные
адаптированные основные образовательные программы начального
общего образования
на выявление последовательности изучения
письменного сложения и вычитания в начальной школе».
2. Лабораторная работа 6. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия и подходов к обучению предмета «Математики» в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования по теме «Внетабличное
деление»».
2
2
1
1
Содержание:
11
11
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
1
1
Практическое занятие 26. «Постановка учебных задач и организация их решения в
процессе нахождения НОД и НОК разными способами в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития обучающихся начальных классов с
сохранным развитием и ОВЗ».
1
1
Содержание:
3
3
Понятие отношения делимости. Свойства отношения делимости . Признаки
делимости на 2,3,4,5,9. Простые и составные числа. Наибольший общий делитель
и наименьшее общее кратное, способы их нахождения.
Задачи изучения обыкновенных дробей. Подходы к формированию понятия о
начальной школе
доле. Нахождение доли числа и числа по его доле.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
1
1
Практическое занятие 27. «Планирование фрагмента учебного занятия по
математике для начальной школы, в том числе начальной школы
компенсирующего и коррекционно-развивающего по теме «Доли»».
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
*
*
Тема 6. Элементы алгебры. Методика изучения элементов алгебры.
15
15
Тема 6.1 Элементы
алгебры. Методика
изучения алгебраического
материала в курсе
математики начальной
школы, в том числе
компенсирующего и
коррекционноразвивающего обучения
Содержание:
15
15
1. Алфавит математического языка. Числовые выражения, его значения.
Числовые выражения не имеющие смысла. Порядок действий в выражении.
Выражения и тождественные преобразования. Числовые равенства и
неравенства. Уравнения с одной переменной. Неравенства с одной
переменной.
2. Методика обобщения арифметических представлений: простейшие случаи
использования буквенной символики. Методика изучения числовых
выражения и выражений с переменной. Методика изучения числовых
равенств и неравенств. Методика изучения уравнений. Применение
уравнений при решении текстовых задач.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
4
4
1
1
1
1
1. Практическое занятие
28. «Планирование фрагмента учебного
занятия по математике для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционно-развивающего по теме
«Нахождение значения числового выражения»».
2. Практическое занятие
29. «Планирование фрагмента учебного
занятия по математике для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционно-развивающего по теме
«Решение уравнений с одной переменной»».
3. Практическое занятие 30. «Анализ алгебраического материала в
учебниках математики начальной школы по различным УМК,
реализующих примерные основные и примерные адаптированные
основные
образовательные
программы
начального
общего
образования».
4. Лабораторная работа 7. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия и подходов к обучению предмета «Математики» в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования по теме «Уравнение»».
1
1
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
*
*
Тема 7. Геометрический материал в программах начальных классов
7
7
Тема 7.1. Элементы
геометрии в начальном
курсе математики и
методика их изучения
Содержание:
7
7
1. История развития геометрии. Возникновение геометрии. Геометрия
Лобачевского. Аксиоматика евклидовой геометрии.
2. Содержание геометрического материала в начальном курсе математики и
методика его изучения. Роль и место геометрического материала в обучении
математике. Основные свойства фигур на плоскости и в пространстве.
Методика изучения геометрических фигур и их свойства. Обучение учащихся
простейшим геометрическим построениям, с помощью чертежных
инструментов.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
4
4
1
1
1
1
1
1
1. Практическое занятие 31. «Планирование фрагмента учебного
занятия по математике для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционно-развивающего по теме
«Задачи на распознавание фигур»».
2. Практическое занятие 32. «Постановка учебных задач и организация
их решения в процессе
построения геометрических фигур в
соответствии с уровнем познавательного и личностного развития
обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
3. Практическое занятие 33. «Постановка учебных задач и организация
их решения в процессе конструирования и развертки многогранников в
соответствии с уровнем познавательного и личностного развития
обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
4. Лабораторная работа 8. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия и подходов к обучению предмета «Математики» в
первом классе по теме «Многоугольники и четырехугольники» в
начальной школе, в том числе начальной школе компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования».
1
1
*
*
Тема 8. Величины и методика их изучения в начальной школе, в том числе компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования
25
25
Тема 8.1 Понятие
величины и ее измерения.
Длина отрезка и ее
измерение
25
25
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание:
1. Величина как свойство предметов или явлений реального мира. Понятие
измерения величины. Свойства скалярных величин. Правила выполнения
действий над однородными величинами. Величины в начальном курсе
математики.
2. Действия над отрезками, их свойства. Понятие длины отрезка и ее измерение.
Свойства числовых значений длины. Стандартные единицы длины, сведения
об их происхождении.
3. Методика изучения длины и формирования навыков изучения. Ознакомление
с единицами длины и их соотношением.
4. Площадь фигуры и ее измерение. Понятие площади многоугольника, свойства
площади. Измерение площади фигур при помощи палетки. Ознакомление с
единицами площади и их соотношением.
5. Масса тела. Стандартные единицы массы. Сведения о их происхождении.
6. Методика формирования представлений о массе. Изучение единиц массы и их
соотношений.
7. Время и его измерение, стандартные единицы времени, сведения об их
происхождении.
8. Методика ознакомления с единицами времени и их соотношением. Обучение
решению задач на длительность событий. Обучение учащихся действиям над
величинами.
В том числе практических занятий и лабораторных работ:
6
6
1. Практическое занятие 34. «Постановка учебных задач и организация
их решения в процессе работы с величинами, выполнение операций над
ними в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития
обучающихся начальных классов с сохранным развитием и ОВЗ».
2. Практическое занятие 35. «Постановка учебных задач и организация
их решения в процессе измерения площадей, объемов разными
способами в соответствии с уровнем познавательного и личностного
развития обучающихся начальных классов с сохранным развитием и
ОВЗ».
3. Практическое занятие 36. «Планирование фрагмента учебного занятия
по математике для начальной школы, в том числе начальной школы
компенсирующего и коррекционно-развивающего по
теме:
«Формирование временных представлений» (знакомство с календарем,
часами)»».
4. Практическое занятие 37. «Планирование фрагмента учебного занятия
по математике для начальной школы, в том числе начальной школы
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования по теме
«Длина, единицы длины и их соотношение» .
5. Практическое занятие 38.
«Планирование фрагмента учебного
занятия по математике для начальной школы, в том числе начальной
школы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с
использованием ИКТ по теме: «Масса. Единицы массы»».
6. Лабораторная работа 39. «Наблюдение и анализ эффективности
учебного занятия и подходов к обучению предмета «Математики» по
теме «Палетка. Измерение площади фигур с помощью палетки» в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
*
*
Тема 9. Работа с данными
Тема 9.1 Работа с
данными
12
12
Содержание учебного материала
12
12
1. Виды информации: текст, рисунок, схема, символическая информация.
3. Сопоставление информации, представленной в разных видах. Таблица (строка,
столбец). Табличная форма представления информации. Чтение и заполнение
таблиц.
4. Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной
форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи).
5. Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с
таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая
диаграмма, круговая диаграмма).
6. Информация, способы представления информации, работа с информацией
(сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая).
Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).
Самостоятельная работа обучающихся
*
*
60
60
ПП.01 Производственная практика «Пробные уроки» раздела № 4. Теоретические основы начального курса
математики с методикой преподавания.
Виды работ:
1. Осуществление профессиональной деятельности по преподаванию математики в начальных
классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в
соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Планирование различных типов учебных занятий по математике в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования:
выбор основных методов и приемов работы учащихся начальных классов и начальных классов
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования на учебном занятии по
математике;
подготовка необходимой наглядности, подбор оборудования для проведения учебного занятия
по математике;
расчет времени для каждого этапа учебного занятия по математике;
разработка технологической карты учебного занятия по математике.
3. Проведение различных типов учебных занятий по математике в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
4. Преподавание по математике с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
5. Формирование мотивации к обучению обучающихся с сохранным развитием и ОВЗ на учебных занятиях по
математике.
6. Организация учебного процесса по математике в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования с учетом своеобразия социальной
ситуации развития первоклассника.
7. Формирование УУД в процессе преподавания математики в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
8. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся с сохранным развитием и ОВЗ в
процессе преподавания математики.
9. Реагирование на непосредственные по форме обращения обучающихся с сохранным развитием и ОВЗ к
учителю (студенту) в процессе преподавания математики и распознавание за ними серьезных личных
проблем.
10. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих результатов освоения
образовательной программы обучающимися с сохранным развитием и ОВЗ на учебных занятиях по
математике.
11. Осуществление объективной оценки достижения образовательных результатов обучающихся с сохранным
развитием и ОВЗ на основе тестирования и других методов контроля с учетом их возможностей,
неравномерности индивидуального психического развития на учебных занятиях по математике.
12. Систематический анализ эффективности учебных занятий по математике и подходов к обучению в
начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего
образования:
организация самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности;
интерпретация результатов оценки учебного занятия методистом и учителем;
осуществление рефлексии.