ПМ. 05 Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.Б.КАЗИАХМЕДОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 05 Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей
и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей

МДК 05.01. Теоретические и методические основы организации взаимодействия с
родителями (законными представителями) и сотрудниками ДОО

44.02.01 Дошкольное образование

Квалификация - Воспитатель детей дошкольного возраста

2025 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ. 05 Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающихся должен освоить основной вид
деятельности организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и
сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей и соответствующие ему общие
компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.5. Перечень общих компетенций
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 9.
ОК 10.

Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД 5
ПК 5.1.
ПК 5.2.
ПК 5.3.

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и
сотрудниками ДОО по вопросам развития и образования детей
Планировать и организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями), проводить его в различных организационных формах, в том числе для
их психолого-педагогического просвещения.
Организовывать взаимодействие и сотрудничество с педагогическими работниками
ДОО и другими специалистами в решении педагогических задач.
Организовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) при
решении задач обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с
применением различных технологий, в том числе интерактивных, перцептивных и
информационных.

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь практический  анализ годового и перспективного плана ДОО, раздел «Организация
опыт
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников»;
 составление плана взаимодействия с родителями детей дошкольного
возраста (законными представителями) на период производственной
практики по ПМ 05;
 разработка и реализация проекта для совместной деятельности детей,
родителей и воспитателя;
 разработка макета и оформление информационно-демонстрационного
стенда по проекту для всех участников образовательного процесса;

3

 разработка вопросов и проведение письменного опроса родителей;
 разработка сценария образовательных ситуаций, направленных на
развитие социальных отношений детей со взрослыми и сверстниками для
своей возрастной группы на практике в ДОО (в соответствии с
тематикой проекта) и их проведение;
 разработка сценария мастер-класса для детей и их родителей в
соответствии с содержанием проекта и его проведение;
 разработка и представление рекомендаций для родителей в соответствии с
темой проекта;
 оформление презентации об этапах проекта и его результатов с
применением ИКТ для выступления с сообщением о проекте на
родительском собрании;
 разработка сценария мероприятия по презентации результатов совместной
работы над проектом всех участников образовательного процесса;
 проведение мероприятия по презентации результатов совместной работы
над проектом для всех участников образовательного процесса;
 выступление на педагогическом совете по теме курсовой работы, делая
акцент на современных интерактивных методах и приёмах работы с
детьми раннего и дошкольного возраста.
Уметь

















объяснять сущность и содержание основных понятий курса;
анализировать проблемные ситуации, отвечая на вопросы: кто участвовал
в событии, где оно произошло, каковы причины сложившейсяситуации;
выявлять и формулировать проблему (вопрос) в контексте проблем-ной
ситуации;
формулировать педагогическую задачу на основе анализа проблем- ной
ситуации и конкретных условий;
находить варианты решения педагогической задачи на основе оцен- ки
предполагаемой эффективности;
выбирать оптимальный вариант решения проблемной ситуации, аргументировать свой выбор;
определять критерии, по которым возможно судить о достигнутых
результатах в процессе решения проблемной ситуации;
определять и выбирать методы и приёмы оказания педагогической
поддержки семьям разных категорий, обосновывать свой выбор;
подбирать и доступно излагать информацию для родителей в соответствии с предложенной темой;
оформлять печатные материалы, учитывая особенности восприятия
информации взрослым человеком;
организовывать и проводить интерактивные формы взаимодействия с
родителями,
использовать при организации мероприятий с родителями современ- ные
образовательные технологии;
определять цели и задачи мероприятий, проводимых воспитателем с
родителями, с детьми и их родителями;
формулировать вопросы для письменного и устного опроса родителей и
педагогов ДОО по заданной теме;
выделять, анализировать и оценивать основные компоненты паспорта
проекта, конспектов мероприятий, предназначенных для проведения воспитателем с детьми и их родителями;
разрабатывать и оформлять паспорт проекта, конспекты, технологические карты, обеспечивающие организацию и проведение мероприятий с
участием воспитателя, детей, родителей;
 подбирать и анализировать диагностические методики по изучению

4

особенностей семейного воспитания дошкольников;
 создавать и представлять презентации для различных категорий
участников образовательного процесса;
 разрабатывать и оформлять макет информационно- демонстрационного
стенда по проекту для всех участников образова- тельного процесса;
 разработка текста сообщения о реализации совместного проекта де- тей,
родителей и воспитателей для выступления на совещании членов
педагогического коллектива;
 создание и представление презентации об этапах совместного проек- та
детей, родителей, воспитателей и его результатах с применением ИКТ для
выступления на совещании членов педагогического коллектива.
Знать


















понятие «семья», признаки семьи, функции семьи;

классификации типов семьи;

модели и стили семейного воспитания;

понятие «родительство», типология родительства;
понятие «детско-родительские отношения», виды детско- родительских
отношений;
понятие «педагогическая культура родителей», структура педагогической
культуры родителей, уровни педагогической культуры;
понятие «детско-взрослое сообщество», социально- психологические
особенности и закономерности развития детско- взрослых сообществ;
понятие «социалаизация», роль семьи в процессе социализации
дошкольников;
особенности формировании культуры поведения ребенка в семье: бытовая
культура, культура общения, поведенческая культура, культура
деятельности;
основные документы о правах ребенка и обязанностях ребенка : конвенция
о правах ребенка, семейный кодекс Российской Федерации, Концепция
государственной политики в Российской Федерации напериод до 2025,
Закон об Образовании в Российской Федерации;

задачи и содержание семейного воспитания;
методы семейного воспитания; условия педагогически грамотного
применения методов семейного воспитания, в том числе в условиях
инклюзивного образования;

сущность понятий
«взаимодействие»,
«сотрудничество»,
«партнерство»;
цель, задачи взаимодействия ДОО и семьи; принципы организации
взаимодействия ДОО и семьи;
понятие «социальное партнерство», законодательная основа социального
партнерства;
понятие «проектная деятельность», типы совместных проектов ДОО и
семьи, этапы проектной деятельности, характеристика содержания
совместной деятельности воспитателя, детей и родителей на каждом из
этапов проектной деятельности;
характеристику основных направлений взаимодействия педагогического
коллектива с родителями (законными представителями) в том числе в
условиях инклюзивного образования;
особенности взаимодействия с родителями (законными представителями),
относящимися к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе
ограниченными) возможностями здоровья; выбор содержания и форм
взаимодействия с конкретной семьей;

правовые, нравственные и этические нормы, требования

5

















профессиональной этики в процессе взаимодействия с родителями
(законными представителями);

сущность и
содержание
понятия
«интерактивность»,
«интерактивные формы взаимодействия». Преимущества использования
интерактивных форм работы с родителями (законными представителями),
в том числе в условиях инклюзивного образования. Назначение,
характеристика, структура и содержание интерактивных форм работы с
родителями: информационно-аналитические, познавательные, досуговые,
письменные, наглядно-информационные формы;
современные тенденции развития дошкольного образования в области
взаимодействия с родителями (законными представителями);
особенности региональных условий, в которых реализуется вариативная
примерная образовательная программа дошкольного образования, для
организации взаимодействия с родителями (законными представителями);
сущность, содержание, особенности проведения индивидуальнойработы с
родителями (законными представителями) в том числе в условиях
инклюзивного образования;
понятие «педагогическая помощь», «педагогическая поддержка», нормы
педагогической поддержки, тактика педагогической поддержки,
особенности использования педагогической поддержки в работе с
семьями воспитанников, относящихся к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с
различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
сущность процесса планирования работы с родителями. Этапы
планирования работы с родителями: диагностический, мотивационнообразовательный,
проектировочный,
содержательно-практический,
оценочно-рефлексивный: цель, задачи, содержание работы на каждом из
этапов. Особенности планирования работы с родителями в условиях
инклюзивного образования;
требования к структуре, содержанию и оформлению документации,
обеспечивающей
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями) и сотрудниками образовательной организации;
понятие «педагогический коллектив», особенности педагогического
коллектива, структура педагогического коллектива;
понятие «профессиональное педагогическое общение», существующие
классификации стилей профессионально-педагогическогообщения;
формирование индивидуального стиля педагогического общения.
Культура общения во взаимодействии с сотрудниками дошкольного
учреждения;
нормативно-правовые
основы
взаимодействия
воспитателя
с
сотрудниками ДОО;
должностные обязанности помощника воспитателя; взаимодействие
воспитателя с помощником воспитателя;

система профессионально-педагогических отношений в ДОО;
понятие «корпоративная культура взаимодействия», компоненты
корпоративной культуры взаимодействия педагогов ДОО, стратегия
формирования корпоративной культуры педагогов;
формы, методы и приёмы взаимодействия сотрудников образовательной
организации работающих с группой детей.

6

1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 144 часа
в том числе в форме практической подготовки 70 часов
Из них на освоение МДК 05.01.
в том числе самостоятельная работа 14
практики, в том числе учебная - 36 часов
производственная – 36 часов

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля

1
ПК 5.1. – 5.3.
ОК 01 – 04, 09,
10.

Всего, час.

2
МДК 05.01
Теоретические
и методические основы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) и сотрудниками ДОО
Учебная практика
Производственная практика (по
профилю специальности),
часов (если предусмотрена
итоговая (концентрированная
практика)
Промежуточная аттестация
Всего:

3
144

Всего

Лабораторных. и
практических.
занятий

4 5
70

Обучение по МДК
В том числе

130

6
70

Практики

Курсовых
работ
(проектов)30

7

Самостоятельная
работа31

Промежуточная
аттестация

Коды
профессиональных Наименования разделов
общих
профессионального модуля
компетенций

В т.ч. в форме практической. подготовки

Объем профессионального модуля, ак. час.

8

9

10

11

14

36
36

216

Учебная Производственная

36
36

144

70

14

36

36

Данная колонка указывается только для специальностей СПО.
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах
объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием междисциплинарного курса.
30
31

8

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и
тем профессионального
модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

1

2

МДК.05.01 Теоретические и методические основы организации взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками ДОО
Содержание
Тема 1.1. Семья как социальный институт
1. Понятие «семья», признаки семьи, функции семьи, современные классификации типов

семьи: по родственной структуре, по количеству детей, по составу, по типу проживания,
гармоничности семейного союза, по семейному стажу и пр. Семейные роли и
внутрисемейная ролевая структура.
2.
Модели и стили семейного воспитания. Особенности современной семьи.
Проблемы семейного воспитания.
Тема 1.2. Родительство и
семейные отношения как
фактор социализации детей
дошкольного возраста

Тема 1.3. Социализация:

Объем, акад. ч / в том
числе в форме практической подготовки,
акад ч
3
130
4

4

Содержание

4

1.
Понятие «родительство», типология родительства. Родительская позиция как
направленность воспитательной деятельности семьи.
2. Понятие «детско-родительские отношения», виды детско-родительских отношений:
психофизиологические, психологические, социальные, культурные. Характеристика
современных детско-родительских отношений. Основные закономерности семейных
отношений, позволяющие эффективно работать с
родительской общественностью.
3. Понятие «педагогическая культура родителей», структура педагогической культуры
родителей, уровни педагогической культуры. Пути повышения педагогической культуры
родителей
4.
Понятие «детско-взрослое сообщество», социально-психологические особенности
и закономерности развития детско-взрослых сообществ.

4

Содержание

8

9

сущность и своеобразие
процесса социализации
дошкольников в семье

Тема 1.4. Основные документы о правах ребенка и
обязанностях взрослых

Тема 1.5. Задачи и содержание семейного воспитания

Тема 1.6. Взаимодействие с
родителями и сотрудниками образовательной организации

Тема 1.7. Социальное

1. Понятие «социализация», сущность и своеобразие процесса социализации
дошкольников. Роль семьи в процессе социализации дошкольников. Особенности
формировании культуры поведения ребенка в семье: бытовая культура, культура общения,
поведенческая культура, культура деятельности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Анализ, обсуждение и решение проблемных ситуаций, связанных с
формированием культуры поведения у детей в семье на тему «Семья принимает гостей», «Как
правильно вручить и принять подарок», «Разговор по телефону», «Мы идем в театр»
Практическое занятие 2. Разработка и оформление методических рекомендаций для родителейна
тему «Формирование культуры поведения у детей в семье»
Содержание

1. Конвенция о правах ребенка. Семейный кодекс Российской Федерации. Концепция
государственной семейно политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Закон
об Образовании в Российской Федерации.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Организация и проведение интерактивного родительского собрания в
форме игры по станциям с использованием приёмов кейс-технологии. на тему «Основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослого»
Содержание

1. Особенности воспитания дошкольников в семье. Воспитательный потенциал семьи,
его важнейшие составляющие. Особенности семейного воспитания в многодетной и
неполной семье. Задачи семейного воспитания.
2.
Методы семейного воспитания, условия педагогически грамотного применения
методов семейного воспитания, в том числе в условиях инклюзивного образования.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. Формулировка целей и задач к предложенным тематическим встречам с
родителями для детей раннего и дошкольного возраста.
Содержание

1. Сущность понятий «взаимодействие», «сотрудничество», «партнерство». Значение
работы по взаимодействию с родителями и сотрудниками образовательной организации.
Цель, задачи взаимодействия ДОО и семьи. Принципы организации взаимодействия ДОО
с семьей. Трудности процесса взаимодействия ДОО и семьи.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Решение ситуативных заданий. Моделирование ситуации профессионального диалога воспитателя с сотрудником ДОО.
Содержание

4
4
2
2
8
4
4
4
8

6

2
2
4
2
2
2
4

10

партнерство как новая философия взаимодействия
ДОО и семьи

Тема 1.8. Совместные проекты ДОО и семьи

Тема 1.9. Основные
направления взаимодействия педагогического
коллектива с родителями
(законными представителями)

1. Понятие «социальное партнерство», законодательная основа социального партнерства.
Термин «социально-педагогическое партнерство» в системе «семья – дошкольная
образовательная организация». Социальное партнерство в контексте ФГОС ДО и
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП ДО).
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Разработка анкеты для педагогов ДОО на тему «Партнерство детского
сада и семьи
Содержание

1. Понятие «проектная деятельность», типы совместных проектов исследовательские,
информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные, открытые,
индивидуальные и коллективные, проекты краткосрочные, средней продолжительности,
долгосрочные проекты.
2. Этапы совместной проектной деятельности воспитателя, детей и родителей.
Подготовительный этап: планирование мероприятий проекта, материально-техническоеи
дидактическое обеспечение проекта, возможные риски проекта и пути их минимализации,
ожидаемые результаты. Основной этап: совместные мероприятия для детей и их родителей,
воспитателя, ожидаемые результаты для каждой группы участников проекта.
Заключительный этап: определение содержания итоговых мероприятий, оценка
эффективности реализации проекта, оценка степени достижения поставленных целей,
возможные варианты обобщения и представления педагогического
опыта. Требования к оформлению паспорта проекта, презентация результатов и этапов
проекта сообществу родителей и педагогов в форме выступления.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. Анализ и оценка паспорта педагогического проекта для детей,
родителей и воспитателей
Практическое занятие 8. Разработка и презентация паспорта педагогического проекта длядетей,
родителей и воспитателей
Содержание

1. Общая характеристика основных направлений взаимодействия педагогического
коллектива с родителями (законными представителями) в том числе в условиях
инклюзивного образования: изучение семьи, её запросов, уровня психологопедагогической компетентности родителей, семейных ценностей; информирование
родителей; консультирование родителей; просвещение и обучение родителей;
совместная деятельность детского сада и семьи.

2

2
2
14

6

8
2
6
4

4

11

2. Особенности взаимодействия с родителями (законными представителями),
относящимися к разным национально-культурным, религиозным общностям исоциальным
слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
Выбор содержания и форм взаимодействия с конкретной семьей.
Тема 1.10. Содержание и
формы работы с семьей

Содержание

2

1. Сущность и содержание понятия «интерактивность», «интерактивные формы
взаимодействия». Преимущества использования интерактивных форм работы с
родителями (законными представителями), в том числе в условиях инклюзивного
образования. Назначение интерактивных форм работы с родителями: информационноаналитические, познавательные, досуговые, письменные, наглядно-информационные
формы.

2

Тема 1.11. Информационно- Содержание
аналитические формы вза- 1. Характеристика информационно-аналитических форм взаимодействия с родителями.
имодействия с родителями Специфика использования методов изучения особенностей семейного воспитания.

Тема 1.12. Познавательные
формы взаимодействия с
родителями

Тема 1.13. Досуговые фор-

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9.
Подбор и анализ диагностических методик по изучению
особенностей семейного воспитания дошкольников.
Практическое занятие 10. Разработка и представление вопросов для письменного опроса
родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста по заданной теме.
Содержание

1.
Особенности, структура и содержание познавательных форм взаимодействия с
родителями.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Применение приёмов ТРКМ в процессе организации и проведения
познавательных форм взаимодействия с родителями.
Практическое занятие 12. Анализ и оценка конспекта группового родительского собрания.
Практическое занятие 13. Разработка и представление технологической карты проведения
группового родительского собрания (на примере конкретной возрастной группы) с использованием
приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Практическое
занятие 14. Организация и проведение родительского собрания с
использованием приёмов ТРКМ.
Практическое занятие 15. Разработка и оформление паспорта совместного проекта детей, их
родителей, воспитателя.
Содержание

6
2
4
2
2
34
2
32
4
2
8
10
8
6

12

мы взаимодействия с родителями

Тема 1.14. Наглядноинформационные формы
взаимодействия с родителями

1.
Особенности, структура и содержание досуговых форм взаимодействия с
родителями

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 16. Подготовка сообщения, создание слайда для совместной презентации
по одной из предложенных досуговых форм взаимодействия с родителями: праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования), выставки работ детей и родителей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии
Содержание

1.
Особенности, структура
взаимодействия с родителями

и

содержание

наглядно-информационных

4
4

форм

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое
занятие 17. Разработка и оформление макета информационнодемонстрационного стенда по проекту для всех участников образовательного процесса
Тема 1.15. Информационно- Содержание
образовательная среда ДОО 1. Использование современных педагогических технологий, основанных на применении

информационно-компьютерных средств: облачные технологии, дистанционное обучение,
интерактивное оборудование.
2. Сайт как единое информационное пространство ДОО: доступ к сайтам групп,
персональным сайтам педагогов; проектам; обучающим ресурсам: системе дистанционного
обучения, образовательным ресурсам по ИКТ; онлайн-фотоальбомам и видеоканалу ДОО.
Расширение возможностей для педагогов по обмену опытом,методическими разработками,
созданию электронного портфолио в сети. Дистанционноеобучение как информационная
поддержка образовательного процесса для родителей.
Тема 1.16. Особенности
проведения индивидуальной работы с семьей

4

2
2
2
4

4

Содержание

8

1.
Понятие «индивидуальный подход»: сущность и содержание. Индивидуальные
беседы: цель,
требования к проведению, тематика, составление плана беседы,
формулировка вопросов для беседы. Консультация для родителей: функции и
содержание консультаций.
2. Понятие «педагогическая помощь», «педагогическая поддержка». Педагогическая
поддержка: сущность, предмет, цель, задачи, нормы педагогической поддержки.
Особенности использования методов и приёмов педагогической поддержки в работе с
семьями воспитанников, относящихся к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными)
возможностями здоровья.

4

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 18. Разработка индивидуальных консультаций для родителей по

2
1

13

Тема 1.17. Планирование
работы с родителями (законными представителями)

Тема 1.18. Профессиональное взаимодействие воспитателя с сотрудниками
ДОО

определенной теме.
Практическое занятие 19. Решение педагогических ситуаций по использованию методов и
приёмов оказания педагогической поддержки семьям разных категорий.
Содержание

1. Сущность процесса планирования работы с родителями. Этапы планирования работы
с родителями: диагностический, мотивационно-образовательный, проектировочный,
содержательно-практический, оценочно-рефлексивный: цель, задачи, содержание работы
на каждом из этапов. Особенности планирования работы с родителями в условиях
инклюзивного образования. Требования к структуре, содержанию и оформлению
документации, обеспечивающей взаимодействие с
родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 20. Разработка текста выступления на родительском собрании по
вопросам реализации совместного проекта детей, их родителей, воспитателя.
Практическое занятие 21. Создание и представление презентации об этапах проекта и его результатах с применением ИКТ для выступления с сообщением о проекте на родительском собрании.
Содержание

1. Понятие «педагогический коллектив», особенности педагогического коллектива,
структура
педагогического
коллектива.
Понятие
«корпоративная
культура
взаимодействия», компоненты корпоративной культуры взаимодействия педагогов ДОО,
стратегия формирования корпоративной культуры педагогов.
2. Формы, методы и приёмы взаимодействия сотрудников образовательной организации,
работающих с группой детей. Распределение обязанностей между сотрудниками ДОО при
организации различных видов деятельности с детьми, при
решения коррекционных задач.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 22. Разработка текста выступления на педагогическом совете делая акцент на современных интерактивных методах и приёмах работы с детьми раннего и дошкольного
возраста.

1.

Учебная практика
Виды работ
1. Анализ планов работы с родителями (ДОО и возрастной группы, выделение содержания и задач, особенностей планирования;
2.
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с родителями в I половину дня;

1
4

2

2
1
1
6

4

2
2

36

14

3.
Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя с родителями в II половину дня;
4.
Наблюдение и анализ взаимодействия сотрудников образовательной организации, работающих с группой детей;
5.
Составление плана взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста (законными представителями) на период;
Производственная практика (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
Виды работ

1. Анализ годового и перспективного плана ДОО, раздел «Организация взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников»
2. Разработка и реализация проекта для совместной деятельности детей, родителей и воспитателя
3. Разработка вопросов и проведение письменного опроса родителей по теме проекта;
4. Разработка макета и оформление информационно-демонстрационного стенда по проекту для всех участников
образовательного процесса;
5. Разработка сценария образовательных ситуаций с детьми, направленных на развитие социальных отношений со
взрослыми и сверстниками для своей возрастной группы на практике в ДОО (в соответствии с тематикой проекта)
и их проведение;
6. Разработка сценария мастер-класса для детей и их родителей в соответствии с содержанием проекта и его проведение;
7. Разработка и представление рекомендаций для родителей в соответствии с темой проекта;
8. Разработка сценария мероприятия по презентации результатов совместной работы над проектом всех участников
образовательного процесса;
9. Оформление презентации об этапах проекта и его результатов с применением ИКТ оборудования для выступленияс
сообщением о проекте на родительском собрании;
10.
Выступление на педагогическом совете по теме курсовой работы, делая акцент на современных
интерактивных методах и приёмах работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Всего

36

218

.

15

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Теоретических и методических основ дошкольного образования» рабочее место
преподавателя, оснащенное демонстрационным и/или интерактивным оборудованием,
лицензионным программным обеспечением, выход в локальную и глобальную сеть Интернет.
Учебно-методический комплекс по дисциплине, учебные пособия, дидактический и
демонстрационный материал, необходимый для организации качественного обучения
студентов.
Мастерские «Дошкольное воспитание», оснащенные в соответствии с п. 6.1.2.2 Примерной
рабочей программы по данной специальности 44.02.01. Дошкольное образование.
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.3 примерной рабочей программы по
специальности 44.02.01. Дошкольное образование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,для использования
в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной
организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и
(или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Зверева, О. Л. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с
родителями /О. Л. Зверева. – М. : Феникс, 2020. – 158 с. (среднее профессиональное образование).
2.
Юревич С.Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с
родителями (лицами, их заменяющими): учебное пособие для среднего профессионального образования /С.Н. Юревич, Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина. – Москва.: Издательство Юрайт, 2020. – 181 с. –
(Профессиональное образование). – Текст: непосредственный.

3.2.2. Основные электронные издания
1.
НАВИГАТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do#kompleksniye_programmi
2.
Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для
среднего профессионального образования / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 177 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06952-5. — URL : https://urait.ru/bcode/452166
3.
Прохорова, О. Г. Семьеведение : учебник для среднего профессионального
образования / О. Г. Прохорова, Е. И. Холостова ; под редакцией О. Г. Прохоровой, Е. И.
Холостовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 379 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08730-7. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/466235 (дата обращения: 21.07.2020).
3.2.3. Дополнительные источники

16

1.
Бабынина, Т.Ф., Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского
сада и семьи. ФГОС ДО / Т. Ф. Бабынина, В. Э. Головенко., Л. В. Гильманова. – М. : Сфера, 2016. –
128 с. – (Управление детским садом). - ISBN: 978-5-9949-1351-2.
2.
Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОО. Методические рекомендации.
ФГОС ДО / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Сфера, 2019. – 112 с. – (Управление ДОУ). - ISBN:
9785994922613
3.
Куликова, Т.А. Семейная педагогика [Текст]: учебник / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 232 с. ISBN : 978-5 -4468-7766-9
4.
Михайлова-Свирская, Л. В. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС
/ Л. В. Михайлова-Свирская. – М. : Просвещение, 2018. -128 с. – (Работаем по ФГОС дошкольного
образования). - ISBN: 978-5-09-032968-2
5.
Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: мастерклассы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты,
электронная газета: методическое пособие /под ред. В.А. Деркунской. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 224 с. (Методический комплект программы «Детство»).
6.
Семейный кодек РФ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля

Критерии оценки

ПК 5.1. Планировать и  соответствие формулировки цели,
организовывать взаимо- задач планируемого мероприятия с
действие с родителями родителями принципу диагностично(законными представите- го целеполагания;

лями), проводить его в соответствие содержания целям и
различных организацион- задачам планируемого мероприятия с
ных формах, в том числе родителями;

для их психолого соответствие
содержания
меропедагогического
просве- приятия с родителями: особенностям
щения.
возрастной категории участников;
ПК 5.2. Организовывать взглядам на образование дошкольни
взаимодействие и сотруд- ков; семейным ценностям; жизненноничество с педагогиче- му опыту;
скими работниками ДОО и содержание

материала
другими специалистами в мероприятия
с
родителями
решении педагогиче- ских представлено
логично
и
задач.
последовательно с использованием
доступной для восприятия родителей
информации и терминологии;
 соответствие
способов
взаимодействия
c родителями на
мероприятии: количеству участников;
организационной форме;
 соответствие
способов
взаимодействия
с детьми и их
родителями
на
совместном
мероприятии:
организационной

Методы оценки


взаимоанализ
обучающихся
на
практических занятиях;
самоанализ обучающихся
напрактических
занятиях;
экспертная оценка
преподавателя;
взаимоанализ
обучающихся
на
практических занятиях;
самоанализ обучающихся
напрактических
занятиях;

экспертная оценка
преподавателя;

17

форме;
особенностям
детскородительского
сообщества;
количеству участников;
 соответствие методов и приёмов
проведения мероприятия: возрастной
категории участников; особенностям
детско-родительского сообщества;
 соответствие структуры и длительности мероприятия заявленной
организационной форме работы с родителями;
 использование
разнообразных
приёмов педагогической поддержки в
ходе проводимого мероприятия;
 соответствие характера общения
воспитателя
с
родителями
(законными
представителям):
правовым
нормам;
нравственноэтическим нормам.
 соблюдение профессиональной этики
в процессе общения с родителями, с
сотрудниками ДОО;
 соблюдение
алгоритма
при
самоанализе
проведенного
мероприятия.
ПК. 5.3. Организовывать реализация плана взаимодействия
 с
взаимодействие с родите- родителями
детей
дошкольного
лями (законными пред- возраста
(законными
ставителями) при реше-нии представителями) в соответствии
 с
задач
обучения
и планом-графиком производственной
воспитания детей раннегои практики по пм 05.
дошкольного возраста с совместное
с
педагогом

применением различных (сотрудниками) ДОО: определение
технологий, в том числе целей деятельности; планирование
интерактивных,
перцеп- предстоящей работы; совместное
тивных и информацион- распределение сил, средств, предмета
ных.
деятельности
во
времени
в
соответствии
с
возможностями
каждого участника;
- координация совместных действийв
процессе деятельности;
- контроль и
оценка результатов
работы;
 прогнозирование
новых целей,
задач и результатов работы;
 внесение изменений в содержание
методических
материалов,
предназначенных к использованию в
работе с родителями, в соответствии с
рекомендациями
данными
воспитателями
группы
ДОО,
методистом по практике;
 наблюдается
педагогическое
сотрудничество
(позитивное
взаимодействие): цели и интересы
участников совпадают;

взаимоанализ
обучающихся на
практических занятиях;
самоанализ
обучающихся на
практических занятиях;
экспертная оценка
преподавателя;

18

 процесс совместной деятельности
характеризуется согласованностью,
слаженностью мнений и действий;
 наблюдается
ситуация
взаимной
доброжелательности, взаимодоверия,
с учётом признания достоинств друг
друга;
 соответствие характера общения
воспитателя
с
членами
педагогического
коллектива,
руководителями
образовательной
организации, родителями (законными
представителями): правовым нормам;
нравственно-этическим нормам.
 соблюдение педагогического такта в
общении с членами педагогического
коллектива,
руководителями
образовательной
организации,
родителями
(законными
представителями);
 соблюдение
алгоритма
при
самоанализе
характера
взаимодействия
с
членами
педагогического
коллектива,
руководителями
образовательной
организации, родителями (законными
представителями).
ОК 1. Выбирать способы


обоснованность
выбора
решения задач
методов и приёмов взаимодействия с
профессиональной
родителями
проводимому
деятельности
мероприятию;
применительно к

соответствие самоанализа результатов
различным контекстам
собственной
деятельности
экспертной оценке;

проявление самостоятельности,
инициативы приорганизации
взаимодействия
с
родителями;

рациональное распределение времени
на все этапы решения задачи
профессиональной деятельности.
ОК 2. Осуществлять 
обоснованность
выбора  и
поиск, анализ и
оптимальность состава источников,
интерпретацию
необходимых
для
решения
информации,
поставленной задачи;
необходимой для

рациональность распределения
выполнения задач
времени на все этапырешения
профессиональной
задачи;
деятельности

совпадение
результатов
самоанализа и экспертного анализа
профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать и 
самостоятельное, систематическое,

реализовывать
осознанноепланирование
собственное
самообразования,
профессиональное и
саморазвития,
профессионального
личностное развитие
самосовершенствования и повышения

экспертная оценка
преподавателя;

экспертная оценка
преподавателя

экспертная оценка
преподавателя

19

квалификации в соответствии с
современными требованиями и на
основе
анализа
собственной
деятельности;

обоснованный выбор методов и
способов личностного развития.
ОК 4. Работать в
 и

соблюдение норм деловогообщения
коллективе и команде,
деловой этики во взаимодействии с
эффективно
обучающимися,
с
руководством,
взаимодействовать с
коллегами и социальными
коллегами, руководством,
партнерами;
клиентами

аргументированная трансляция
своей точки зрения;

точное и своевременное выполнение
поручений руководителя;

эффективность
организации
коллективной (командной) работы в
профессиональной деятельности;

объективность
анализа
успешности
коллективной
(групповой) работы, путей ее
совершенствования .
ОК 9. Использовать 
 и
оптимальный
отбор
информационные
эффективность
использования
технологии в
информационно-коммуникационных
профессиональной
технологий,
информационных
деятельности
ресурсов
сети
интернет
в
совершенствовании
профессиональной деятельности;

эффективное
использование
программного
обеспечения
для
совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться

 грамотное
использование
профессиональной
нормативно-правовых
документов,
документацией на
регламентирующих деятельность в
государственном и
вопросах
взаимодействия
с
иностранном языке
родителями
(законными
представителями) детей дошкольного
возраста;
 соблюдение
правовых
норм
в
профессиональной деятельности.

экспертная оценка
преподавателя

экспертная оценка
преподавателя

экспертная оценка
преподавателя

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».