МДК 03.06. Дагестанская литература 2025-2026 уч.год

Российская Федерация
Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б. КАЗИАХМЕДОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
МДК.03.06
«ДАГЕСТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
среднего профессионального образования-программы подготовки
специалистов среднего звена специальностей
44.02.01. «Дошкольное образование»

объем: 60 ч.

ДЕРБЕНТ
2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика
рабочей программы общеобразовательной
дисциплины.............................................................................................................. 3
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................... 13
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........ 18
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины............................................................................................................ 20

2

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими
профессиональными образовательными организациями, реализующими
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения программы подготовки специалистов среднего звена на базе
основного общего образования.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
• формирование духовно развитой
гуманистическим

мировоззрением,

личности,

национальным

обладающей

самосознанием

и

гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
•

поэтапное,

последовательное

формирование

умений

читать,

комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
•

овладение

возможными

алгоритмами

постижения

смыслов,

заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок
и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее,
осуществлять

библиографический

поиск,

находить

и

обрабатывать

необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и
др.);
3

• использование опыта общения с произведениями художественной
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности
композиции,
изобразительно-выразительные
средства
языка,
художественная деталь);
-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его
связь с проблематикой произведения;
- соотносить дагестанскую литературу с общественной жизнью и
культурой;
-раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
изученных литературных произведений;
-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы дагестанской
литературы;
-соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),
соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных
жанров на литературные темы;
-соотносить произведения дагестанской литературы с сочинениями
композиторов.
Знать/понимать:
4

- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества дагестанских писателей;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК

5

Планируемые результаты освоения дисциплины
Код и наименование формируемых
компетенций
Общие1
Дисциплинарные2
ОК 01. Выбирать способы решения задач В части трудового воспитания:
ПР .Умение самостоятельно определять
профессиональной
деятельности - готовность к труду, осознание ценности цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в
применительно к различным контекстам.
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности учёбе и познавательной деятельности,
технологической
и
социальной развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять ПР.Умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе
такую деятельность;
альтернативные, осознанно выбирать
интерес
к
различным
сферам наиболее эффективные способы решения
профессиональной деятельности,
учебных и познавательных задач;
Овладение
универсальными
учебными ПР .Умение соотносить свои действия с
познавательными действиями:
планируемыми результатами, осуществлять
а) базовые логические действия:
контроль своей деятельности в процессе
самостоятельно
формулировать
и достижения результата, определять способы
актуализировать проблему, рассматривать ее действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или соответствии с изменяющейся ситуацией;
основания для сравнения, классификации и ПР.Умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать возможности её решения;
параметры и критерии их достижения;
ПР .Владение основами самоконтроля,
- выявлять закономерности и противоречия в самооценки, принятия решений и
рассматриваемых явлениях;
осуществления осознанного выбора в
- вносить коррективы в деятельность, учебной и познавательной деятельности;
оценивать соответствие результатов целям,
1Указываются

личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО, формировании которых участвует общеобразовательная дисциплина

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО. Предметные результаты базового уровня (ПРб)
нумеруются в соответствии ФГОС СОО (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (редакция от 27.12.2023 г.)
2

6

ОК 02. Использовать современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной деятельности

оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем.
б) базовые исследовательские действия:
-владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и

Формирование
и
развитие
компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий.
ПР. Умение проводить педагогический
мониторинг
процесса
и
результатов
обучения и воспитания детей раннего и
дошкольного возраста.
ПР.

7

читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из
источников
разных
типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию
и
интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации,информационной безопасности

ПР. Осуществление организации процесса
обучения
по
основным
общеобразовательнымпрограммам
дошкольного образования в соответствии с
санитарными нормами и правилами.

8

личности
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и -готовность
к
саморазвитию,
работать в коллективе и команде
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с

ПР.Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
ПР .Умениеформулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;

9

ОК 05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей социального и культурного
контекста

позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных
видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
ситуаций
и
смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств

ПР.Приобщение
к
уникальному
российскому культурному наследию, в том
числе
литературному,
музыкальному,
художественному,театральному
и
кинематографическому;
ПР.Формированиеуважительного
отношения к культуре, языкам, традициям и
обычаям
народов,
проживающих
в
Российской Федерации;
ПР.Формирование интереса к классическим
и современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям
искусства и литературы;

10

ОК06.Проявлять
гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения;

- осознание обучающимися российской
гражданской идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовнонравственных
ценностей
народов
Российской Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно-смысловых
установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
-принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность вести совместную деятельность
в интересах гражданского общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
общеобразовательной организации и детскоюношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
-сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма,

ПР. Формирование российской гражданской
идентичности;
ПР. Формирование патриотизма, чувства
гордости за свою Родину, готовности к
защите
интересов
Отечества,
ответственности за будущее России на
основе развития программ патриотического
воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания;

11

уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и
культуру,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной практике,
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной
деятельности,
организации
учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в
построении
индивидуальной
образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности

12

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Базовый уровень

Объем образовательной программы дисциплины

60

Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

22

практические занятия

28

Самостоятельная работа

2

Профессионально ориентированное содержание

*

в т. ч.:
практические занятия

*

Консультации
Промежуточная аттестация Экзамен

2
6

13

2.2. Содержание обучения по профессиональному модулюПМ.03.Организация процесса обучения по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования
МДК 03.06. Дагестанская литература
Наименование
разделов и тем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарных
курсов (МДК)

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная
работа обучающихся, курсовая работа (проект)

1
2
МДК 03.06Дагестанская литература
Раздел 1. Специфика дагестанской детской литературы для детей дошкольного возраста
Содержание материала:
Тема 1.1.
Теоретические основы
1. Понятие «Детская литература», «Детское чтение», «Детская книга». Виды и жанры
дагестанской детской
детской литературы. Их взаимосвязь и различия.
литературы и
2. Специфика детской литературы: доступность содержания, эмоциональная
художественного чтения насыщенность образов, определенность характеров, богатство и точность языка.
в ДОО
3. Роль иллюстрации в детской литературе. Выразительное чтение как вид
художественной деятельности Особенности отношения детей к книгам и чтению.
Практические занятия:
Практическое занятие 1.Специфика литературоведческого анализа эпических и
лирических произведений Способы стимуляции интереса детей к чтению
Содержание материала:
Тема 1.2. Детский
фольклор как вид
1. Малые формы дагестанского детского фольклора, их особенности.
искусства, его роль в
2. Причины активного бытования детского фольклора. Материнская поэзия.
формировании личности Художественное своеобразие. Роль в полноценном развитии ребенка. Пословица и
ребенка.
поговорка как малые жанры фольклора. Их содержание. Сходство и различие пословиц
и поговорок народов Дагестана. Роль в развитии дошкольников. Загадки. Определение
жанра. Назначение. Особая роль метафоры в художественном мире загадок.

Объем, акад.
ч / в том
числе
в форме
практической
подготовки,
акад. ч
3
/

2

ОК 1,
ОК 2
ОК 3

1
1
2

1
2

ОК 1,
ОК 2,
ОК 3,
ОК 4,
ОК 6.

14

3. Сказка в детском чтении. Классификация народных сказок. Сказки о животных. Их
своеобразие. Волшебные сказки. Их отличие от других видовсказок. Бытовые сказки.
Их сходство и различие.

2

Практические занятия:

5

1. Практическое занятие 2. Подготовка к исполнению и исполнение произведений
малых фольклорных жанров.
2. Практическое занятие 3. Упражнения для развития голоса при выразительном
чтении небольших сказок или избранных отрывков (в том числе наизусть). Работа над
соблюдением орфоэпических норм при выразительном чтении сказок.
3. Практическое занятие 4.Рассказывание сказок народов Дагестана для самых
маленьких. «Хала-Ава и петушок», «Охотник и заяц»; «Глупый волк». (1-2 года).
Сказки. «Пахарь и лев», «Львиная доля» (2-3 года).
4. Практическое занятие 5. Рассказывание волшебных сказок для детей среднего
дошкольного возраста.«Мальчик-богатырь»; «Красная корова»; «Безносый всадник»,
«Птица кукхулай»(5-6 лет).
5.Практическое занятие6. Рассказывание бытовых сказок. «Сыновья мельника»,
«Трое друзей», «Иса, Муса и кадий», «Чалтук Ахмед»,«Храбрый мальчик», (4-5 лет)
Тема 1.3. Дагестанская
классическая
литература в детском
чтении.

Содержание материала:

1. Понятие о басне и аллегоризме.
2. Басни Г.Цадасы в детском чтении.
3. Произведения из детского круга чтенияА.Абу-Бакара.

1
1
1

ОК 1,
ОК 2,
ОК 3,
ОК 4,
ОК 6.

Практические занятия:

1. Практическое занятие 7.Упражнения в выразительном чтении басен Г.Цадасы.
Ролевое чтение басен Г.Цадасы. Басня «Слон и муравей».
2. Практическое занятие 8. Рассказывание сказки К.Меджидова «Братья» .
Практическое занятие 9. Ознакомление с произведением табасаранского поэта Ш.Казиева
«Кинцамехмер».
3.Практическое занятие 10. А.Абу-Бакар «Дедушка Хабибулла из Долины садов»,
рассказывание сказки.
Раздел 2. Дагестанская литература 20-80-х годов в круге детского чтения
Содержание материала:
Тема 2.1. Произведения
для детей дагестанских
1. Ознакомление детей с творчеством авторов детских произведений начала 20в.
авторов 20-40-х годов
2.Осоенности дагестанской детской сказки. Авторские сказки начала 20в.
Практические занятия:

Практическое занятие 11.Упражнения в выразительном чтении произведений

4

2
1
2

ОК 1,
ОК 2,
ОК 4,
ОК 6

15

И.Мирзоева («Сборник детских песен»), А.Омаршаева, И-Х.Курбаналиева,
С.Абдуллаева (4-5 лет).
Практическое занятие 12.Авторские сказки кумыкского сказителя А.Акавова.
Тема 2.2. Дагестанская
детская поэзия 50-80-х
годов

Содержание материала:

1. Произведения для детей дагестанских поэтов 50-80-х годов.
2. Детская пейзажная лирика .
3. Детская сатирическая поэзия.

2
1
1

Практические занятия:

6

ОК 1,
ОК 2,
ОК 3,
ОК 4,
ОК 5.

Практическое занятие 13. Ознакомление с произведениями «Песня о самом
дорогом», «Горит мое сердце», «Мама» Расула Гамзатова.
Практическое занятие 14. Произведения для детей «Моим маленьким друзьям»,
«Цыплята», «Дети такие мне нравятся очень» Р.Рашидова.
Практическое занятие 15. Пейзажная лирика Н.Юсупова, М-З. Аминова, С.Увайсова,
А.Аджиева.
Практическое занятие 16. Детские сатирические произведения А.Абу-Бакара.
Практическоезанятие17.Ознакомление с детскими сатирическими произведениями
К.Меджидова.
Практическое занятие 18. Детская сатирическая поэзия Д.Антилова и Н.Юсупова.
Тема 2.3. Дагестанская
детская проза 50-80-х
годов

Содержание материала:

1.Дагестанская детская проза
50-80-х годов. Идейно-тематическое и жанровое
своеобразие.
2. Природоведческая тематика в произведениях для детского круга чтения
3. Историческая тематика в прозаических произведениях для детей
4. Приключенческие произведения для детей дагестанских авторов
Практические занятия:

2
2
2
2
4

ОК 1,
ОК 2,
ОК 3,
ОК 4,
ОК 6.

Пратическое занятие 19. Рассказывание произведения А.Раджабова «Хурджины
Фурухбека».
Пратическое занятие 20. Ознакомление с произведениями К.Меджидова «Турфан»,
«Алуш-крылатая нога».
Пратическое занятие 21. Прозаические произведения «Мой отец», «Сын орла»
М.Шамхалова.
Пратическое занятие 22. Приключенческие произведения З.Зульфукарова «По следам
каптара», «Тайны острова Таш-Капур».

16

Раздел 3.Практикум по выразительному чтению художественных произведений разных жанров
Содержание материала:
Тема 3.1. Основные
приемы художественного 1.Знакомство с произведением. Литературоведческий анализ текста, его
последовательность
чтения и рассказывания
2.Особенности проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию в
художественных
детском саду. Подготовка воспитателя к исполнению литературных произведений.
произведений в ДОО

2
2

ОК 1,
ОК 2,
ОК 3,
ОК 4,
ОК 5.
ОК 6.

Практические занятия:

Практическое занятие 23. Техника речи. Дыхание, его типы. Правильное
использование дыхания в речи.
Практическое занятие 24. Голос. «Атака» звука. Правила гигиены голоса.
Упражнения для совершенствования голоса педагога и его воспитанников.
Самостоятельная работа: Постановка и показ творческих работ.

1
1
2

\

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета
теоретических и методических основ дошкольного образования; информатики и
информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
мебель по количеству студентов, доска, наглядные пособия.
Технические средства обучения: мультимедиа проектор, компьютеры.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебная литература:
1. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. – Махачкала, 1989.
2. Абакарова Ф.З. Детский поэтический фольклор народов Дагестана: Автореф. дис. … канд. филол.
наук. – Тбилиси, 1980.
3. Абакарова Ф.З. Об особенностях дагестанской детской сказки // Дагестанская народная проза. –
Махачкала, 1982.
4. Абакарова Ф.О. Рашид Рашидов // История дагестанской советской литературы: В 2 т. Т. 2. –
Махачкала, 1967.
5. Адамов Е. Иллюстрация в художественной литературе. – М.: Искусство, 1959.
6. Абрегова С.Д. По тропкам детства к выпускному. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2011.
7. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник. – М.: Академия, 2009.
8. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. – М., 1948.
9.Берестов В. О моём друге Нуратдине Юсупове: Предисл. // Юсупов Н. Кто кого любит. – М.:
Детская литература, 1984.
10.Вагабова Ф.И. О детской библиотеке Кияса Меджидова // Литература Дагестана и жизнь. –
Махачкала, 1985.
11.Василенко В.А. Детский фольклор // Устное народное поэтическое творчество. – М.: Высш. шк.,
1978.
12.Герчук Ю.Я. Как же рисовать для детей? // Герчук Ю.Я. Художественные миры книги. – М.:
Книга, 1989.
13.Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. – М., 1977.
14.Детская литература: Учебник / Под ред. Е.О. Путиловой. – М., 2008.
15.Детская литература: Учебник / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., 2004.
16.История дагестанской советской литературы: В 2 т. – Махачкала, 1967.
17.Кудрявцева Л.С. Художники детской книги. – М., 1998.32
18.Лейдерман М.Н. Советская литературная сказка (основные тенденции
развития): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Свердловск, 1989.
19.Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.
Кожевникова. – М.: Сов. энциклопедия, 1987.
20.Путилова Е.О. История критики советской детской литературы. 1917– 1941. – М., 1982.
21.Сетин Ф.И. История русской детской литературы. – М., 1990. 27.
22.Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. – М., 1990.
23.Хаметова Х. Стих-воспитатель. – Махачкала, 1969.
18

24.Чернявская И.С. Некоторые особенности современной литературной сказки // Проблемы детской
литературы. – Петрозаводск, 1992.
25.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988.
26.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. – 2-е
изд., доп. и перераб. – М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Абу-Бакар А. Мама, зажги солнце…: Повесть / Пер. автора. – М.:Детская литература, 1985.
2. Аминов М.-З. Звёзды в карманах / Пер. Е. Аксельрод. – М.: Детская литература, 1973.
3. Аткай. Белый голубь / Пер. С. Маршака. – М.: Сов. Россия, 1975.
4. Атнилов Д. Верная звезда: Стихи, басни, сказки / Пер. А. Стоврацкого. – М.: Сов. писатель, 1961.
5. Гаджикулиев Б. Лесная быль: Повести. – Махачкала, 1981.
6. Гости с гор: Стихи и рассказы писателей Дагестана / Пер. Р. Винонена. – М.: Детская литература,
1981.
7. Гусейнаев А.Г. Кузнечики. – Махачкала, 1960.
8. Гусейнаев А.Г. Встречи в горах. – М.: Детская литература, 1975.
9. Гусейнов И. Письмо из моего селения. – М.: Детская литература, 1985.
10.Давыдов М. Четыре тополя / Пер. И. Минутко. – М.: Детская литература, 1973.
11.Дагестанские сказки. – Махачкала, 1954.33
13.Кулунчакова Б. Улица моего детства / Пер. М. Даибовой. – М.: Детская литература, 1986.
14.Магомедов М. Знаменитая трость / Пер. Ц. Голодного. – М.: Детская литература,1967.
15.Магомедов М. Костёр на снегу: Повести / Пер. В. Косихина. – М.: Молодая гвардия, 1984.
16.Магомед-Расул. Раненая ласточка / Пер. И. Рахтанова. – М.: Детская литература,1969.
17.Магомед-Расул. Когда тебе шестнадцать / Пер. автора. – Махачкала, 1977.
18.Меджидов А. Розовая песня / Пер. В. Лунина. – М.: Детская литература, 1982.
19.Меджидов К. Алуш – крылатая нога. – М.: Детгиз, 1957.
20.Меджидов К. Добрые соседи. – М.: Детская литература, 1969.
21.Мирзаев А. Котелок звёзд / Пер. А. Ахундовой. – М.: Детская литература, 1979.
22.Назаревич А.Ф. В мире горской народной сказки. – Махачкала, 1962.
23.Рабаданов С. Одноухий ослёнок / Пер. А. Буртынского. – Махачкала, 1973.
24.Раджабов А. Хурджины Фундухбека. – Махачкала, 1975.
25.Раджабов А. Караул – пропал аул! – Махачкала, 1972.
26.Рашидов Р. Дети такие мне нравятся очень / Пер. Н. Гребнева. – Махачкала, 1957.
27.Рашидов Р. Песня горского мальчика / Пер. Я. Акима. – Махачкала, 1971.
28.Сказки народов Дагестана. – М.: Наука, 1965.
29.Сказочные самоцветы Дагестана. – Махачкала, 1975.
30.Увайсов С. Кто ты? / Пер. Е. Аксельрод. – М.: Детская литература, 2000.
31.Цадаса Г. Сочинения: В 4 т. / Подстрочный пер. С.М. Хайбуллаева. – Махачкала, 1953. Т.1.
32.Цадаса Г. Уроки жизни / Пер. Я. Козловского. – М.: Детская литература, 1976
Интернет-ресурсы:
1. eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: электронная библиотека / Научная электронная
библиотека. – Москва, 1999. – Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения
14.05.2022).
2. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. / Под ред. Н. Бродского, А.
Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. – М.; Л.:
Изд-во Л. Д. Френкель, 1925 // http://feb-web.ru/feb/slt/abc/
3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М.: Изд-во «Советская
энциклопедия», 1962–1978 // http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=446938
12. Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература в годы Великой Отечественной войны //
https://elibrary.ru/item.asp?id=26205329
13. Атаев В. Воспитание детей – на первый план // http://mdgazeta.ru/news/993
19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляется преподавателем в
процессе проведения теоретических и практических занятий, зачета.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
освоенные умения:
У1 определять цели обучения, воспитания и
развития
личности
дошкольника
в
зависимости
от
формы
организации
обучения, вида занятия и с учетом
особенностей возраста;
У2
формулировать
задачи
обучения,
воспитания
и
развития
личности
дошкольника
в
соответствии
с
поставленными целями;
У3 оценивать задачи обучения, воспитания
и развития на предмет их соответствия
поставленной цели;
У4 использовать разнообразные методы,
формы и средства организации деятельности
детей на занятиях;
У5 составлять программу работы с
одаренными детьми в соответствии с
индивидуальными особенностями развития
личности ребенка;
У6 определять способы коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими
трудности в обучении;
У7 использовать технические средства
обучения (далее - ТСО) в образовательном
процессе;
У8 выразительно читать литературные
тексты;
У9 осуществлять самоанализ, самоконтроль
при проведении занятий, наблюдений и
экскурсий;
усвоенные знания:
З1
основы
организации
обучения
дошкольников;
З2 структуру и содержание примерных и

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Устный и письменный опрос, выполнение
самостоятельной
работы,
практических
заданий.

Устный и письменный опрос, выполнение
самостоятельной
работы,
практических
заданий.
20

вариативных
программ
дошкольного
образования;
З3 теоретические и методические основы
воспитания и обучения детей на занятиях;
З4 приемы работы с одаренными детьми;
З5 способы коррекционной работы с детьми,
имеющими трудности в обучении;
З6 основные виды ТСО и их применение в
образовательном процессе;
З7 требования к содержанию и уровню
подготовки детей дошкольного возраста;
З8 виды документации, требования к ее
оформлению.

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».