Российская Федерация
Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕРБЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ Г.Б. КАЗИАХМЕДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.11. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
среднего профессионального образования-программы подготовки
специалистов среднего звена специальности
44.02.01. «Дошкольное образование»
объем: 78 часов
ДЕРБЕНТ
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………. стр. 3
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………….. стр.5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
…………………………………………………………………… стр.10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………… стр.11
2
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11. «МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА»
1.1 . Область применения программы
Учебная дисциплина ОП.11. «Мировая художественная культура» является
обязательной базовой дисциплиной при реализации среднего полного (общего)
образования с учетом гуманитарного профиля в образовательном учреждении СПО по
специальности 44.02.01. «Дошкольное образование»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина ОП.11. «Мировая художественная культура»
относится к общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины ОП.11. «Мировая художественная культура» направлено на
достижение следующих целей:
освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве,
многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях
смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве;
создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом
процессе; дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с
позиций диалога культур;
овладение умениями анализировать художественные явления мирового
искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений
искусства;
развитие художественно-творческих способностей обучающихся, их
образного и ассоциативного мышления;
воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и
эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных
ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечественного и
мирового искусства; формирование устойчивой потребности в общении с
произведениями искусства;
использование приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой
художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.
В результате освоения учебной дисциплины ОП.11. «Мировая художественная
культура» обучающийся должен уметь:
-определять направления и стили в изобразительном искусстве и архитектуре,
литературе и драматургии;
-устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусства;
3
-пользоваться различными источниками информации о мировой художественной
культуре;
-выполнять учебные и творческие задания;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития; организации
личного и коллективного досуга и самостоятельного художественного творчества.
В результате освоения учебной дисциплины ОП.11. «Мировая художественная
культура» обучающийся должен знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических
эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному
изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой
художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства.
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
Наименование результата обучения
Общие компетенции
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
[перечень компетенций в соответствии с ФГОС СПО]
4
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов; самостоятельной
работы обучающегося 2 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
теоретические занятия
36
практические занятия
36
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
6
в том числе:
Работа со словарем культурологических терминов.
Подготовка доклада.
Чтение мифов народов мира
Создание компьютерных презентаций
Оформление альбомов с иллюстрациями, фотографиями и другими
материалами о художественной культуре определенной эпохи
Подготовка виртуальных экскурсий
Составление кроссвордов
Подготовка проекта
Итоговая аттестация в форме (указать)
зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
____ ОП.11. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА______
Наименование дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
Коды
компетен
ций
1
2
3
4
5
Раздел 1. Культура Древнего мира
Тема 1.1.
Первобытное
искусство.
Содержание учебного материала
1
2
Тема 1.2.
Культура Древнего
Египта
Понятие «художественная культура». Сущность и основные функции культуры.
Классификация видов и жанров искусства.
4
2
Художественная культура первобытного мира. Зарождение искусства. Художественный
образ в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере
Ласко. Мегалитическая архитектура. Первобытное искусство Дагестана.
Содержание учебного материала
1
Культура древнего Египта, как одна из самых ранних. Религиозные верования древних
египтян.
Практические занятия:
4
2
4
3
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05, ОК 06,
ОК 07.
ОК 02., ОК
04, ОК 05,
ОК 09, ОК
06, ОК 08.
1. Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре и живописи. Пирамиды в Гизе.
Погребальные комплексы.
Раздел 2. Античная культура
Тема 2.1.
Культура Древней
Греции
Содержание учебного материала
1
Общая характеристика культуры древней Греции. Основные этапы древнегреческого
искусства; крито – микенский (эгейский), минойский, гомеровский, архаический,
классические периоды.
8
2
ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ОК 05, ОК
09.
6
2
Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции. Древнегреческие ордеры.
3
Греческая скульптура – воплощение мироощущения древних греков.
Практические занятия
Мифология – основа греческой античности. Эпос и драма Древней Греции.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
1. Прочитайте древнегреческие мифы о богах и героях. Какое отражение они нашли в
культуре последующих эпох?
2. Создание компьютерных презентаций, оформление альбома с иллюстрациями,
фотографиями и другими материалами о Древней Греции
Тема 2.2.
Культура Древнего
Рима
Содержание учебного материала
Общая характеристика культуры Древнего Рима.
1
2
Практические занятия
2
ОК 02, ОК
03, ОК 04,
ОК 05.
2
Особенности изобразительного искусства империи Юлиев – Флавиев. Своеобразие римского
скульптурного портрета
Раздел 3. Художественная культура Средневековья и эпохи Возрождения
Тема 3.1.
Культура стран
Западной Европы в
эпоху Средневековья
Содержание учебного материала
1
2
3
Этапы художественной культуры
«Каролингское возрождение»
6
в
средние
века.
Дороманское
искусство.
Романский стиль - самый ранний художественный стиль средневековой Европы X-XII
в.в. Монументальность, пластичность и величественность классической композиции
архитектурных построек соборов романского стиля.
Готический стиль. Три стадии развития готического стиля. Собор парижской
Богоматери (Нотр Дам де Пари). Архитектура, витраж – символ связи ветхого и Нового
заветов.
2
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 07,
ОК 09.
7
Практические занятия
2
Дагестанское искусство Средневековья. Цитадель Нарын-кала – образец средневековой
архитектуры
Тема 3.2.
Культура эпохи
Возрождения
Содержание учебного материала
1
Гуманизм – основа эпохи Возрождения. Раннее Возрождение Ренессанский реализм в
живописи и скульптуре раннего Возрождения
Практические занятия
2
2
ОК 01. ОК
02. ОК 03.
ОК 04. ОК
05. ОК 08.
ОК 09.
6
Титаны Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти.
Раздел 4. Культура Нового времени
Тема 4.1.
Западноевропейская
культура XVII века
Содержание учебного материала
1
Постренессанская культура Европы. Эстетические признаки стиля барокко
архитектуре, скульптуре, живописи, музыке и декоративно – прикладном искусстве.
в
Практические занятия
2
2
2
3
2
2
ОК 01. ОК
02. ОК 04
ОК 06. ОК
09. ОК 05.
Классицизм. «Большой стиль» Людовика в архитектуре и изобразительном искусстве
Франции. Театр французского классицизма.
Тема 4.2.
Культура века
Просвещения
Практические занятия
1. Барокко. Возникновение видов искусства – балета и оперы. Музыка барокко. И.С. Бах.
2. Искусство второй половины XVIII - XIX веков. Романтизм. Романтический идеал и его
воплощение в литературе и музыке. Рихард Вагнер. Иоганес Брамс.
Раздел 5. Основные черты культуры XIX –XX веков
Тема 5.1. Основные
черты культуры
Содержание учебного материала
ОК 01. ОК
02. ОК 03.
8
ОК 04. ОК
05. ОК 09.
XIX века
Тема 5.2. Реализм
в живописи и
музыке второй
половины XIX –
начала XX века
1
Противоречия культурного прогресса XIX века. Индивидуализм
художественного творчества. Культура Дагестана XIX века.
и
формы
2
1
Реализм в живописи. Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в
Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма.
Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков.
«Боярыня Морозова». Русская пейзажная живопись. Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Грачи прилетели». Исаак Ильич Левитан
6
2
Направления в развитии русской музыки. Направления в развитии русской музыки.
«Могучая кучка». Социальная тема в музыке Модеста Петровича Мусоргского.
Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке Николая
Андреевича Римского-Корсакова. Историческая тема в музыке Александра
Порфирьевича Бородина. Лирико-психологическое начало в музыке Петра Ильича
Чайковского.
2
Практические занятия
Тема 5.3.
Изобразительное
искусство и
архитектура ХХ
века
Содержание учебного материала
Практические занятия
ОК 01. ОК
9
1. Новые формы и направления в художественной культуре XX века. Импрессионизм –
10
2
1
3
направление в искусстве последней трети XIX – начала XX века. Творчество французских
импрессионистов. Клод Моне, Э.Мане, Э. Дега, Огюст Ренуар. Модерн.
02. ОК 03.
ОК 04. ОК
05. ОК 09.
2. Мотивы и сложность в живописи и декоративно – прикладном искусстве модерна.
Направления в архитектуре модерна. Синтез в искусстве ХХ века. Театральная культура.
3. Постмодернистское мировосприятие – возвращение к мифологическим истокам. Новые
виды массового искусства и формы синтеза. Современное искусство Дагестана
Контрольные работы
Зачетный урок
Самостоятельная работа обучающихся
1
Музеи мира – известнейшие мировые сокровищницы шедевров живописи и скульптуры».
Составить кроссворд по видам искусства
Всего:
34
18
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины ОП.11.«Мировая художественная культура»
требует наличия учебного кабинета литературы и МХК.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-набор наглядных пособий по дисциплине ОП.11. Мировая художественная культура».
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор;
- компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: уч. пособие для СПО - М., 2015.
Дополнительные источники:
1. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. 10 кл.: учебник для
общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2015
2. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. 11 кл.: учеб.для
общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2015
3.Искусство: энциклопедический словарь школьника - сост. П. Кошель - М., 2013
4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции - М., любое издание
5. Мифы и легенды народов мира. Древний мир, сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев - М.,
2008
6. Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа, сост. Н.В. Будур и И.А. Панкеев
- М., 2008
7. Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима - М., любое
издание
Интернет-ресурсы
1. Мировая художественная культура: библиотека электронных пособий. Форма
доступа - трк@гшп5рк.ш22
2. https://kopilkaurokov.ru
3. Мировая художественная культура: библиотека электронных пособий. Форма
доступа– mpk@mihspk.ru
4. http://digital.1september.ru/
5. .Журнал «Русское искусство»
6. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=Gthj%20Vffn&url=http%3A%2F%2Fperomaat.ru%2F&f
mode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=1827f9346fba98417499a25609e4823c&keyno=0
7. Культура-Портал
8. http://www.iskunstvo.info/
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ОП.11. Мировая
художественная культура» осуществляется преподавателем в процессе проведения
практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
определять стилевые и сюжетные связи между
произведениями разных видов искусства
тестирование
выполнять учебные и творческие задания
(доклады, сообщения)
индивидуальные задания
использовать приобретенные знания и умения в практические задания, домашняя работа
практической деятельности и повседневной
жизни для выбора путей своего культурного
развития, организации личного и
коллективного досуга, самостоятельного
художественного творчества
Знания:
основные этапы истории развития мировой
художественной культуры
тестирование
направления и стили мировой художественной
культуры
тестирование
особенности развития культуры Востока.
Древнего Египта, Западной Европы
индивидуальные задания
вклад России и Дагестана в мировую
художественную культуру и истоки
национального художественного стиля
практические задания
12
Результаты обучения
(освоенные знания и
умения)
Критерии оценки
1
Перечень знаний,
осваиваемых в рамках
дисциплины
- основные
этапы
истории
развития
мировой
художественной
культуры;
- основные стили и
направления в мировой
художественной
культуре, их
характерные
особенности;
- закономерности
развития
культурноисторических
эпох,
стилей, направлений;
- особенности языка
различных
видов
искусства;
- связь языка и истории,
культуры русского и
других народов;
значение
средств
художественной
и
музыкальной
выразительности
для
достижения
художественного образа
произведения;
- о ценностях, идеалах,
эстетических
нормах,
характерных
дл
я различных эпох и
стилей
(на
примере
наиболее
значимых
произведений искусства);
шедевры
мировой
художественной
культуры;
- краткие биографические
сведения
о
творчестве
2
Характеристики демонстрируемых
знаний при выполнении письменных
работ
Оценка «5» ставится за письменную
работу, в которой содержание работы
полностью
соответствует
теме.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря.
Достигнуто
стилевое
единство
и
выразительность текста.
Оценка «4» ставится за письменную
работу, в которой содержание работы в
основном соответствует теме. Имеются
единичные
фактические
неточности,
незначительные
нарушения
последовательности в изложении мыслей.
Стиль работы отличается единством и
достаточной выразительностью.
Оценка «3» ставится за письменную
работу, в которой ошибок больше, чем
допущено для оценки «4», В работе дан в
основном правильный, но схематичный
ответ на тему. Имеются отдельные
фактические
неточности.
Допущены
отдельные нарушения последовательности
изложения. Стиль работы не отличается
единством,
речь
недостаточно
выразительна
Оценка «2» ставится за письменную
работу, в которой допущено много
фактических
ошибок.
Работа
не
соответствует теме, плану. Нарушена
последовательность изложения мысли,
отсутствует связь между ними. Крайне
беден словарь работы. Нарушено стилевое
единство текста
Формы и
методы
контроля и
оценки
результатов
обучения
3
Формы и
методы оценки
- Письменный
опрос
-Практическое
занятие
- Написание эссе
- Защита
творческих работ
- Составление
схем
- Подготовка
виртуальных
экскурсий,
экспозиций
Характеристики демонстрируемых
знаний при опросах, устных
выступлениях
Оценку
«5»
заслуживает
студент, -Устный опрос
обнаруживший
всестороннее,
систематическое и глубокое знание учебного материала,
материал
излагается Индивидуальный
13
выдающихся художников,
композиторов разных эпох;
шедевры
мировой
художественной культуры;
- о роли культуры в
сохранении и укреплении
национальных
и
государственных традиций.
- вклад России в мировую
художественную культуру
и истоки национального
художественного стиля;
-своеобразие
художественной культуры
родного края.
последовательно,
литературных норм
с
соблюдением опрос
-Фронтальный
Оценку
«4»
заслуживает
студент, опрос
обнаруживший полное знание учебного
материала. Лексический и грамматический - Подготовка
строй
речи
в
целом
достаточно сообщений
разнообразен,
но
допускаются
незначительные неточности
- Подготовка
презентаций
Оценку
«3»
заслуживает
студент,
обнаруживший знание основного учебного - Подготовка
материала в объёме, необходимом для докладов
дальнейшей учёбы и работы. В процессе
ответа допущены отдельные нарушения - Проведение
последовательности
изложения,
речь дискуссий.
недостаточно выразительна
Оценку
«2»
выставляется
студенту,
обнаружившему
пробелы
в
знаниях
основного учебного материала. В процессе
ответа
нарушена
последовательность
изложения мысли, отсутствует связь между
ними. Крайне беден словарь.
Характеристики демонстрируемых
знаний при тестах
Оценка (стандартная)
Оценка
(тестовые
нормы: %
правильных
ответов)
90-100%
«отлично»
70-89%
«хорошо»
«удовлетворительно» 50-60%
«неудовлетворительно» менее50%
Перечень умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
- устанавливать стилевые и
сюжетные связи между
произведениями
разных
видов
искусства;
соотносить
их
с
определенной
эпохой,
стилем, направлением; выполнять
учебные и
творческие
задания
(доклады,
сообщения,
- Выполнение
тестовых заданий
- Выполнение
тестов
Характеристики демонстрируемых
умений
Оценка «5» ставится, если студент:
- умеет:
-анализировать произведения искусства,
оценивать их художественные особенности;
- высказывать собственное суждение о
произведениях искусства различных эпох,
вырабатывать собственную эстетическую
оценку;
- находить и анализировать информацию,
необходимую для изучения и сравнения
14
презентации);
использовать
приобретенные знания и
умения в практической
деятельности
в
повседневной жизни для:
- выбора путей своего
культурного развития;
- организации личного и
коллективного досуга;
- выражения собственного
суждения о произведениях
классики и современного
искусства.
-анализировать
произведения искусства,
оценивать
их
художественные
особенности;
-высказывать собственное
суждение о произведениях
искусства различных эпох,
вырабатывать
собственную эстетическую
оценку;
-использовать
приобретенные знания и
умения для расширения
кругозора,
осознанного
формирования
собственной культурной
среды;
находить
и
анализировать
информацию,
необходимую
для
изучения и сравнения
произведений искусства и
повышения
эффективности
учебной
деятельности,
самообразования
и
саморазвития;
-ориентироваться
в
наиболее
общих
проблемах
развития
отечественной культуры и
вырабатывать собственные
эстетические и оценочные
суждения;
- извлекать необходимую
информацию из различных
произведений искусства;
- ориентироваться в наиболее общих
проблемах
развития
культуры
и
вырабатывать собственные эстетические и
оценочные суждения;
- применять в практике приобретенные
знания и умения для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной
культурной среды.
Оценка «4» ставится, если студент:
умеет:
-анализировать произведения искусства,
оценивать их художественные особенности;
- высказывать собственное суждение о
произведениях искусства различных эпох,
вырабатывать собственную эстетическую
оценку;
-находить и анализировать информацию,
необходимую для изучения и сравнения
произведений
искусства,
допуская
незначительные ошибки;
- ориентироваться в наиболее общих
проблемах развития культуры;
- применять в практике приобретенные
знания и умения для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной
культурной среды;
Оценка «3» ставится, если студент:
умеет:
- выявлять взаимосвязь различных стилей,
направлений и национальных школ в
мировом искусстве.
- анализировать произведения искусства, но
допускает
ошибки
при
определении
стилистических особенностей изучаемого
материала;
- не в полной мере ориентируется в
наиболее общих проблемах развития
культуры;
- не в полной мере владеет умениями
самостоятельной работы по извлечению и
систематизации информации по изучаемому
вопросу;
Оценка «2» ставится, если студент:
- не умеет создавать устные и письменные
монологические
и
диалогические
высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной
15
источников:
учебнонаучных
текстов,
справочной
литературы,
средств
массовой
информации, в том числе
представленных
в
электронном
виде
на
различных
информационных
носителях.
и деловой сферах общения;
- не умеет анализировать произведения
искусства, оценивать их художественные
особенности;
- не умеет в полной мере ориентироваться в
наиболее общих проблемах развития
культуры;
16